код в речевой коммуникации это
Риторика. Тест для самопроверки №1
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Код в речевой коммуникации — это:
содержание сообщения
обстоятельства, в которых происходит конкретное событие
язык (или его разновидность), который используют участники данного коммуникативного акта
2. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения.
антонимы
3. Регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения и т. д.
этикетная атрибутика
вербальный этикет
этикетная проксемика
4. Соответствие коммуникативных качеств речи и их характеристик:
Предполагает такое построение речи, при котором уровень сложности текста и в терминологическом, и в содержательном, и в структурном отношении соответствует уровню понимания адресата — Доступность
Предполагает непротиворечивость, структурную правильность и стройность, а также связность высказывания — Логичность
Обычно подразумевает оригинальность, неповторимость, неожиданность речи — Выразительность
Присуща такой речи, в которой соблюдены нормы русского литературного языка — Правильность
5. Соответствие характеристик коммуникации сфере общения:
Четко определена цель коммуникации — деловая коммуникация
Регламентация общения — деловая коммуникация
Количество тем для обсуждения ограничено повесткой дня — деловая коммуникация
Частый и немотивированный переход от одной темы к другой — повседневная коммуникация
Не связана с принятием решений — повседневная коммуникация
6. Невербальные сигналы, свидетельствующие о готовности вашего собеседника к общению
закрытая поза
открытая поза
суженые зрачки глаз
поворот тела и носка ноги в вашем направлении
поворот тела и носка ноги в сторону от вас
7. Замените цифры словами: «Арендатор владел 867 га земли»
восемьюстами шестьюдесятью семью
8. Соответствие названия пространственных зон общения и их характеристики
Личная — 45 – 120 см
Интимная — 0 – 45 см
Публичная — 350 – 750 см и более
Социальная — 120 – 350 см
9. Найдите в предложении слово, употребленное в неправильной форме. Напишите его правильно. «Необходимо было купить по две пары чулок и носок».
носков
10. Целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей, осуществляемое в форме, которая может унизить его чувство собственного достоинства
защитное общение
принижающе-уступчивое общение
унижающее общение
директивное общение
защитно-агрессивное общение
11. Раздел риторики, учение о мнемотехнике
диспозиция
мемория
элокуция
инвенция
12. Однокоренные слова, которые принадлежат одной части речи, имеют сходство в звучании, но различаются своими значениями
паронимы
13. Из слов, данных в скобках, выберите правильное и укажите его номер: Только (1 – невежа, 2 – невежда) не читал этого произведения!
1
14. Найдите в предложении слово, употребленное в неправильной форме. Напишите его правильно. «До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца».
учебных
15. Сравнительный материал в сообщении
энциклопедический
эмпирический
компаративный
16. Заключение речи, предполагающее подведение итогов, формулировку выводов
суммирующее
апеллирующее
типологизирующее
17. Референция в речевой коммуникации – это …
содержание сообщения
обстоятельства, в которых происходит конкретное событие
язык (или его разновидность), который используют участники данного коммуникативного акта
18. Употребите данное существительное с определением в единственном числе: — маленькие пони
маленький пони
19. Целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на человека для достижения своих целей и состоящее из реакций, выражающих собственные оценки, стремления и цели.
директивное общение
понимающее общение
ащитно-агрессивное общение
принижающе-уступчивое общение
20. Особенности литературного языка:
нормированность
образность
кодифицированность
стилистическое многообразие
безоценочность
общепринятость
21. Полисемия – это…
многозначность слова
функция языка
уровень языка
нарушение языковой нормы
22. Компоненты речевой коммуникации (К. Шеннон, Р. Якобсон)
код
адресант
сообщение
интонация
описание
адресат
23. Раздел риторики, в котором рассматриваются вопросы пластического решения речи
акция
24. Материал вспомогательного свойства в сообщении, являющийся источником цитирования:
энциклопедический
25. Конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму.
речь
26. Выпишите через запятую номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость. 1. Эту книгу трудно читать из-за маленького шрифта. 2. Ненастье не помешало нам отправиться в поход. 3. Дождь шел вполголоса и скоро прекратился. 4. Капли дождя были обильные, и мы скоро промокли. 5. Было страшно, когда гремел гром и сверкали молнии. 6. Я впервые наблюдала такую бурную грозу.
1, 3, 4, 6
1,3,4,6
28. Языковые приметы официально-делового стиля
регламентированность
образность
стандартизированность
безличность
экспрессивность
29. Найдите в предложении слово, употребленное в неправильной форме. Напишите его правильно. «Посылки, отправляющиеся в Москву на самолетах, прибывают туда в тот же день».
отправляемые
30. Части, которые в обязательном порядке должно включать в себя публичное выступление:
отступление
вступление
резюме
заключение
основная часть
дискуссия
Код в речевой коммуникации это
Название: Русский язык и культура речи
Рейтинг:
Структура речевой коммуникации
Будучи актом коммуникации, речь всегда обращена к кому-либо. Помощь в анализе речевого поведения может оказать известная схема коммуникативного акта, предложенная одним из создателей кибернетики К. Шенноном, а затем модифицированная известным лингвистом Р. Якобсоном.
Адресант Сообщение Адресат
(отправитель) (референция) (получатель)
Согласно этой модели основными компонентами речевого акта являются: отправитель (адресант), получатель (адресат), канал связи, сообщение, код, контекст (ситуация).
Сообщение понимается как процесс и результат порождения речи, т. е. текст.
Референция – это содержание сообщения. В осуществлении референции, т.е. в сообщении определенной информации состоит коммуникативная функция языка/речи.
Код в речевой коммуникации – это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта.
Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие. Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста. Рассмотрим в качестве примера высказывание «Он держал в руке сумку». Если эта фраза произносится в контексте детективной истории, то она можетозначать, например, «приготовиться» – в случае, если этот человек подозреваемый, а в сумке могут лежать важные вещественные доказательства. В контексте праздничного застолья эта фраза может означать, что человек, которого давно ждали к столу, наконец-то пришел. В ситуации бытовой мелодрамы сумка в руках может указывать на сцену размолвки или часа расставания, когда кто-то из близких собирается уйти или уехать. Таким образом, прагматическое значение высказывания всегда будет меняться.
Важнейшим структурным компонентом любой коммуникативной’ ситуации является обратная связь. Реакция слушающих на высказывание говорящего по сути составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации: не получая ответ на заданный вопрос, человек чувствует себя задетым и обычно либо добивается ответа, либо прекращает разговор. Более того, реакция со стороны слушателя в виде явно выраженного интереса к говорящему составляет общий фон, на котором только и может развертываться разговор. При отсутствии такого интереса общение становится тяжелым и прерывается.
При всех методических достоинствах рассмотренной модели в ней отсутствует указание на психологические и социально-ролевые характеристики, существенным образом влияющие на процесс продуцирования речи.
К психологическим структурным компонентам акта речевой коммуникации следует в первую очередь отнести намерение и цель, т. е. мотивационную составляющую, которая определяет, что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания.
Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция) – желание вступить в общение с другим лицеем. Так, намерение выпить кофе и намерение предложить выпить кофе различаются отсутствием или наличием коммуникативной интенции.
В речевом общении обычно достаточно легко различают два вида целей, которые может преследовать говорящий –ближайшую, непосредственно выражаемую говорящим» и более отдаленную, долговременную, нередко воспринимаемую как целевой подтекст, подчас трудно разгадываемый. Тот и другой вид целей имеет много разновидностей. Основными разновидностями ближайшей цели общения являются:
· получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка мнения; развитие темы; разъяснение; критика (так называемая интеллектуальная цель);
· поддержка или отталкивание партнера, развитие или прекращение коммуникации (цель, связанная с установлением характера отношений);
· побуждение к действию;
· изменение эмоционального состояния партнера.
За ближайшими целями часто стоит целевой подтекст, углубляющий и усложняющий общение. Так, в ситуации группового обсуждения какого-либо вопроса ближайшей целью высказывания типа «Уточни, что ты имел в виду, когда сказал. » является получение информации с последующей поддержкой или критикой высказанного мнения, при этом целевым подтекстом (отдаленной целью) может быть как выяснение истины, так и намерение заявить о себе, утвердить свой статус. Точно так же поддержание разговора часто служит долговременной цели установления добрых отношений; побуждение к действию (например, обращение к ребенку: «Помоги маме приготовить обед») бывает формой реализации воспитательных воздействий (в данном примере
формирование готовности и умения взаимодействовать с другими людьми, способности уступать, соподчинять свои интересы с интересами других и т. д.).
Долговременные цели говорящего выясняются и понимаются по общему характеру разговора благодаря более глубокому знанию данного человека, по непроизвольным проявлениям (вербальным или невербальным). Часто они более или менее тщательно скрываются людьми, порой принимаются меры к их маскировке.
К социально-ролевым структурным компонентам акта речевой коммуникации следует отнести статусные и ситуативные роли участников общения, а также используемые ими стилевые приемы.
Как известно, понятие «социальная роль» указывает на поведение, предписанное человеку его социальным (возрастным, половым, должностным и т. д.) положением, или статусом. В начале конкретного коммуникативного акта от коммуникантов требуется понимание собственной социальной роли и роли партнера. Это необходимо для ориентировки в ситуации и выбора соответствующей манеры речевого поведения. Не случайно, когда представляют друг другу незнакомых людей, то называют одну из основных социальных ролей (например, «профессор Максаков»), остальные опознаются по внешнему виду человека или предполагаются сопутствующими называемой при представлении роли.
По ходу общения могут быть выделены ситуативные роли говорящих, существенно влияющие на характер общения. Среди них можно назвать:
• лидер, стремящийся повести за собой, убедить в своей правоте;
• хозяин, следящий за общим ходом беседы, уравновешивающий интересы различных людей, неформально заботящийся об окружающих;
• «капризный ребенок», способный нарушить любые запреты, выплеснуться с независимыми суждениями;
• «гибкий человек», готовый приспособиться к различным ситуациям, и др.
Стилевые характеристики участников общения проявляются в особенностях речевого стиля коммуникантов, в используемой ими коммуникативной стратегии и тактике. Стили могут быть ранжированы по степени внимания говорящих к своей речи: отностильно говорящий – это тот, кто вступает в речевое общение, уделяя выбору языковых средств минимальное внимание, в разных ситуациях и с разными партнерами он не способен проявить языковую гибкость. Человек, обладающий высоким уровнем языковой компетенции – тот, кто стремится сохранить свой стилевой облик в разных коммуникативных сферах, но при этом умеет выполнять различные речевые роли, использовать разностильный речевой репертуар в зависимости от обстоятельств общения. Стили слушания также можно расположить между двумя крайними позициями: от умеющих (желающих) до не умеющих (не желающих) слушать/слышать.
Помимо индивидуальных особенностей говорящих и слушающих выбор стиля речевого поведения зависит от социального контекста. Обращение к речи официальной или поэтической, научной или бытовой, деловой или публицистической задается ролевой ситуацией. (В последующих главах будут подробно рассмотрены особенности различных речевых стилей.)
Организация и развитие коммуникативного речевого акта также имеет свои особенности и закономерности.
Для того чтобы человек мог передать другому сообщение, он должен предварительно позаботиться о наличии или формировании общего социального опыта. Общность коммуникантов может быть самого разного свойства: общность языка, на котором они могут говорить; общность социального жаргона или профессионального языка, при помощи которого лучше достигается взаимопонимание; общность пола, семейного положения и т. д. Чем больше общий опыт, чем больше общих социальных связей» тем более точно будет понято адресатом посланное сообщение.
Затем требуется ввести предмет сообщения (тему) и удерживать его в сознании слушающего путем периодического напоминания, уточнения.
При достаточно продолжительном разговоре говорящий более или менее обоснованно переходит от одной темы к другой. Наращивание объема информации (т. е. продуктивность сообщения) должно дозироваться в зависимости от подготовленности собеседника или аудитории. При этом говорящий организует и собственно коммуникативный аспект разговора: применяет приемы привлечения и удержания внимания слушателей, оформляет свое представление о характере и социальном статусе партнера или аудитории, выражает самооценку по отношению к собеседнику, принимая дружеский, официальный или снисходительный тон общения.
Структура разговора во многом формируется за счет по переменного включения в него участников. При этом возникают новые показатели меры взаимодействия и связанности партнеров:
• обсуждение и интерес к общей теме или каждый говорит своем;
• частота использования другими партнерами предложений суждений, высказанных кем-либо из участников.
Эти показатели могут характеризовать как авторитетность человека, чьи суждения привлекают наибольшее внимание, так и готовность (или неготовность) партнеров принять и признать чужое мнение.
Активность участия человека в разговоре, которая проявляется в частоте включения в него и продолжительности участия нем, может свидетельствовать:
• о степени заинтересованности человека как в теме разговора так и в самом общении, в его участниках;
• о самооценке человека (например, скромная молчаливость или самоуверенная неспешная разговорчивость);
• об общей склонности человека к развернутости или лаконичности высказываний.
Отношение говорящего к реакции партнеров также является достаточно примечательной характеристикой и может иметь интеллектуальное и эмоциональное проявление. Интеллектуальна оценка обнаруживается как согласие с мнением партнера, его учет, спаривание или противостояние. Эмоциональное отношение к вызванной реакции проявляется либо как удовлетворение, радость, либо как неудовлетворенность, раздражение, нетерпение, либо наблюдается эмоциональная глухота. Встречаются люди с выраженной склонностью к определенного вида реагированию на реакцию слушателей. Для положительного типа характерны уважительность к пapтнеру, готовность понять его и удовлетворить выраженную просьбу терпеливость; для его антипода–преувеличенная «нет-реакция», нетерпеливость, раздражительность, нетерпимость к возражениям. Отношение к вызванной реакции партнеров составляет существенную характеристику человека и важный слой хода общения, влияющий на его конечный результат и общий тон.
Определенное значение среди коммуникативных приемов имеет установление величины дистанции между говорящими. По своей индивидуальной манере люди значительно различаются. Некоторые стремятся как можно более подробно проникнуть в обстоятельства и переживания партнера. Другие, напротив, отстраняются от собеседника. Устанавливая ту или иную дистанцию с партнером, человек по-разному открывает и себя: он может проявлять глубокий интерес к личности партнера, сам при этом не допуская в свой личный мир, либо глубоко раскрывать себя, оставаясь невнимательным к состоянию другого.
Таким образом, выявление структуры и описание хода речевой коммуникации позволяет осознать слабые и сильные стороны своего речевого поведения.
Содержание
Читать: Аннотация
Читать: Предисловие
Читать: Глава i. речь в межличностных и общественных отношенияхЧитать: § 1. язык и речь
Читать: Язык и сопредельные с ним понятия
Читать: Речь, ее особенности
Читать: Структура речевой коммуникации
Читать: Речь и взаимопонимание
Читать: § 2. речь в межличностном общении
Читать: Особенности речи в межличностном общении
Читать: Фатическая и информативная речь
Читать: Речь и самораскрытие
Читать: речь и самооценка
Читать: Роль слушающего
Читать: § 3. речь в социальном взаимодействии
Читать: Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении
Читать: Речъ и социализация
Читать: Речь как средство утверждения социального статуса
Читать: Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации
Читать: Контрольные вопросы к
Читать: Литература
Читать: Глава ii разновидности речиЧитать: § 1. основания классификации и общая характеристика форм речи
Читать: § 2. устная и письменная формы речи
Читать: Общая характеристика форм речи
Читать: Устная речь
Читать: Письменная речь
Читать: § 3. диалог и монолог
Читать: Диалог
Читать: Монолог
Читать: § 4. функционально-смысловые типы речи
Читать: Описание
Читать: Повествование
Читать: Рассуждение
Читать: § 5. функциональные стили речи
Читать: Общая характеристика стилей
Читать: Научный стиль
Читать: официально-деловой стиль.
Читать: Художественный стиль
Читать: Разговорно-обиходный стиль
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Литература
Читать: Глава iii ораторская речьЧитать: § 1. выступление как разновидность ораторский прозы
Читать: Содержание и композиция
Читать: Информационное обеспечение выступления
Читать: Контакт с аудиторией
Читать: Контактоустанавливающие речевые действия
Читать: Диалогизация выступления
Читать: Синтаксические особенности
Читать: Лексические особенности
Читать: личностный тип общения
Читать: § 2. логика, этика, эстетика речи
Читать: Правила построения ораторской речи
Читать: Этика ораторского выступления
Читать: Эстетические качества речи
Читать: Контрольные вопросы к
Читать: Литература
Читать: Глава iv логические и психологические приемы полемикиЧитать: § 1. общая характеристика спора
Читать: Понятие спора
Читать: Полемика
Читать: Стратегия и тактика спора
Читать: § 2. логические аспекты спора
Читать: Вопросно-ответный комплекс
Читать: Аргументация
Читать: логические уловки в споре
Читать: § 3. социально-психологические аспекты спора
Читать: Общая характеристика социально-психологических аспектов спора
Читать: Физическое благополучие
Читать: Чувство собственного достоинства
Читать: Справедливость и право
Читать: Развлечение и игра
Читать: Контрольные вопросы к
Читать: Литература
Читать: Глава v деловая беседа. деловое совещание. телефонный разговорЧитать: § 1. особенности служебно-делового общения
Читать: Коммуникация в организациях
Читать: Требования к речевой коммуникации в деловой среде
Читать: § 2. деловая беседа
Читать: Цели и задачи деловой беседы
Читать: Роль вопросов в деловой беседе
Читать: Виды деловых бесед
Читать: Структурная организация беседы
Читать: § 3. деловое совещание
Читать: Дискуссия
Читать: Мозговой штурм
Читать: § 4. телефонный разговор
Читать: Особенности телефонной коммуникации
Читать: Телефонный этикет
Читать: Основной момент разговора
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Литература
Читать: Глава vi речевые коммуникации в деловых переговорахЧитать: § 1. типичные коммуникативные ситуации
Читать: Понятие типичной коммуникативной ситуации
Читать: Установление (поддержание) деловых контактов
Читать: § 2. актуализация деловых контактов
Читать: Постановка цели деловых контактов
Читать: Отбор и систематизация актуальной информации
Читать: стратегия и тактика переговоров
Читать: § 3. реализация деловых контактов
Читать: Характеристика переговоров
Читать: Этапы деловых переговоров
Читать: § 4. контроль и оценка деловых контактов
Читать: Понятие контроля
Читать: Анализ типичных ситуаций деловой коммуникации
Читать: Оценка результатов деловой коммуникации
Читать: Уточнение и корректировка планов и программ
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Литература
Читать: Глава vii. использование технических средств в коммуникацииЧитать: § 1. технические средства информирования
Читать: Методы передачи сообщений
Читать: Телефакс
Читать: Факс-модем
Читать: Сканер
Читать: Электронная почта
Читать: Телеконференция
Читать: Пейджер
Читать: «персональный электронный секретарь»
Читать: § 2. технические средства обсуждения
Читать: Телефон
Читать: Сотовый телефон
Читать: Средства коллективной работы в компьютерных сетях
Читать: § 3. технические средства демонстрации
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Литература
Читать: Глава viii особенности речи перед микрофоном и телевизионной камеройЧитать: § 1. особенности общения с аудиторией радио- и телевещания
Читать: Аудитория радио- и телевещания
Читать: Образ выступающего
Читать: §2 основные принципы организации радио- и телевизионной речи.
Читать: Двойственная природа радио- и телевизионной речи: социальная и личностная ориентированность
Читать: Принцип разговорности
Читать: Принцип диалогизации
Читать: Принцип интимизации
Читать: Принцип удобства звукового воспроизводства и слухового восприятия
Читать: § 3. телеинтервью
Читать: Фазы телеинтервью
Читать: Типы телеинтервью
Читать: Тактики речевого поведения интервьюируемого
Читать: Качество речи интервьюируемого
Читать: § 4. правила поведения перед микрофоном и телекамерой
Читать: Поведение на радио
Читать: Поведение на телевидении
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Литература
Читать: Глава ix культура речевого общенияЧитать: § 1. фонетические нормы
Читать: произношение звуков и их комбинации
Читать: Колебания в ударении
Читать: Стили произношения
Читать: § 2. дикция и выразительное чтение
Читать: Чего не хватает нашей речи
Читать: Звучность голоса
Читать: нормальный темп
Читать: Высота голоса
Читать: Тембр
Читать: Артикуляция
Читать: Выразительность чтения
Читать: § 3. новые слова и трудности их употребления
Читать: Семантика
Читать: Трансформация значений
Читать: Заимствование
Читать: Изменение сферы употребления слов
Читать: Сочетаемость с другими словами
Читать: За рамками литературного употребления
Читать: § 4- новая фразеология и ее использование
Читать: Рождение новой фразеологии
Читать: Использование «крылатых» слов
Читать: § 5. грамматические нормы
Читать: Синтаксические нормы
Читать: § 6. правописание
Читать: Из истории правописания
Читать: Необходимость новой редакции правил правописания
Читать: Ожидаемые орфографические новшества
Читать: Пресса и орфография
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Литература
Читать: Глава х служебная документацияЧитать: § 1. документы для внутреннего пользования
Читать: Реквизиты
Читать: Основные виды управленческих документов
Читать: § 2. документы для внешнего пользования
Читать: Общие сведения
Читать: Контрактные документы
Читать: § 3. сопутствующие обстоятельства
Читать: Коммерческая тайна
Читать: Типичные ошибки
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Литература
Читать: Приложение
Читать: Аннотирование и реферированиеЧитать: Аннотирование
Читать: Реферирование