код вида операции 8002
Код вида операции 8002
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Банка России от 22 марта 2021 г. № 12-4-2/1270 Об операциях по сделкам с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ 2 операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее (код 8002):
2. Подлежат ли обязательному контролю операции, проводимые в рамках расчетов по предварительным договорам купли-продажи недвижимого имущества?
4. Подлежит ли обязательному контролю операция по возврату продавцом недвижимого имущества денежных средств, ранее полученных им от покупателя в рамках заключенного договора купли-продажи недвижимого имущества, в случае расторжения данного договора?
1 Федеральный закон от 13.07.2020 N 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».
2 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В дополнение к указанной позиции отмечаем, что обязанность кредитной организации по направлению сведений в уполномоченный орган о подлежащей обязательному контролю операции возникает при наличии всей информации, необходимой для квалификации операции в качестве подлежащей обязательному контролю.
В рассматриваемом случае информация о сумме денежных средств, выдаваемых лицу, являющемуся продавцом недвижимого имущества, из индивидуального банковского сейфа, может содержатся в документах, представляемых в банк в целях подтверждения права доступа получателя денежных средств к индивидуальному банковскому сейфу.
При отсутствии у кредитной организации информации о сумме совершаемой операции, основания для квалификации такой операции в качестве подлежащей обязательному контролю отсутствуют.
При отнесении операции к подлежащей обязательному контролю в соответствии с нормой пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ 2 кредитной организации следует учитывать, что операция с денежными средствами должна быть осуществлена во исполнение сделки, предметом которой является недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Учитывая изложенное, расчетная операция, осуществляемая по предварительному договору, не подлежит обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, поскольку предметом предварительного договора являются обязательства по заключению основного договора, а не объект недвижимого имущества.
Дополнительно обращаем внимание на то, что позиция Департамента по вопросу квалификации операций в качестве операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ изложена в письме от 08.09.2020 N 12-4-4/3838 (вопросы 1-4, 6-8, 15.1, 15.5).
В соответствии с нормой подпункта 1 пункта 4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ кредитная организация обязана представлять в уполномоченный орган сведения об операциях, соответствующих критериям подлежащих обязательному контролю, совершенных непосредственно в данной кредитной организации.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае у кредитной организации не возникает обязанности по информированию уполномоченного органа об операции, соответствующей пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ. Кредитной организации следует представить в уполномоченный орган сведения по операции, подлежащей обязательному контролю в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
Буквальное прочтение пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ позволяет сделать вывод, что обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами, осуществляемые во исполнение сделок с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 миллиона рублей либо эквивалент в иностранной валюте.
Таким образом, операция по возврату ошибочно перечисленных денежных средств в рамках сделки с недвижимым имуществом либо по возврату денежных средств в связи с расторжением договора по сделке с недвижимым имуществом не будет подлежать обязательному контролю в соответствии пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
Дополнительно отмечаем, что если в описанной ситуации кредитной организацией ранее было направлено сообщение в уполномоченный орган по операции с кодом вида операции 8002, по которой впоследствии был осуществлен возврат денежных средств по причине ошибки перечисления либо в связи с расторжением договора по сделке с недвижимым имуществом, кредитная организация может направить скорректированное сообщение с признаком удаления ранее направленной информации (показатель 5 «Тип записи в ФЭС» таблицы 3.2 Правил принимает значение ).
1 Здесь и далее по тексту письма Департамента размещены на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (Меню/Деятельность/Противодействие отмыванию денег и валютный контроль/Разъяснения/Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма).
2 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Обзор документа
Банк России разъяснил, подлежат ли обязательному контролю:
— операция по выдаче средств продавцу недвижимости из индивидуального банковского сейфа;
— расчетная операция, осуществляемая по предварительному договору;
— операция по зачислению наличных средств на счет организации-клиента в счет оплаты недвижимости, если операция была совершена вне (без участия) кредитной организации;
— операция по возврату ошибочно перечисленных денег в рамках сделки с недвижимостью либо по возврату денег в связи с расторжением договора по сделке с недвижимостью.
Код вида операции 8002
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Банка России от 2 апреля 2021 г. № 12-4-2/1624 Об операциях, подлежащих обязательному контролю
Банк просит дать разъяснения по следующим вопросам:
2. Следует ли суммировать нарастающим итогом операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами, каждая из которых менее 3 миллионов рублей, осуществляемые в рамках одной сделки с недвижимым имуществом, сумма которой равна или превышает 3 миллиона рублей или эквивалент в иностранной валюте?
3. Следует ли относить операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемые в рамках договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома, если сумма, на которую они совершаются равна или превышает 3 миллиона рублей или эквивалент в иностранной валюте, к операциям, подлежащим обязательному контролю, и направлять сведения по таким операциям в уполномоченный орган с кодом 8002?
1 Снятие со счета юридического лица денежных средств в наличной форме.
2 Зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ (в редакции Федерального закона N 208-ФЗ 5 )) операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает её.
В целях отнесения объекта сделки к недвижимому имуществу кредитной организации следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, в частности статьей 130 ГК РФ. Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ объекты незавершенного строительства относятся к недвижимому имуществу.
Следовательно, операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая в рамках договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома, с момента государственной регистрации такого договора, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает её.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ операция по снятию или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
Позиция Департамента по данному вопросу содержится в информационном письме N 1 7 и не претерпела изменений.
1 Положение Банка России от 15.10.2015 N 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2 Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
3 Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (статья 25.4.).
4 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
5 Федеральный закон от 13.07.2020 N 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».
6 Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
7 Информационное письмо Банка России N 1 «По вопросам применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
Обзор документа
Банк России разъяснил:
— суммируются ли нарастающим итогом операции в рамках одной сделки с недвижимостью на сумму более 3 млн руб.;
— относятся ли к контролируемым операции с деньгами в рамках договора долевого участия на сумму более 3 млн руб.;
— рассматривать ли операцию по снятию/зачислению наличных денег на сумму более 600 тыс. руб. по счетам предпринимателей как операцию, подлежащую обязательному контролю.
Письмо ДФМиВК Банка России от 11.01.2021 № 12-4-2/6
Запрос от 16.12.2020 № 740ЦБ
Банк обращается с просьбой дать разъяснения по вопросам, касающимся исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона № 208-ФЗ), в части квалификации операций в качестве подлежащих обязательному контролю, и Указания № 4936-У.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее (код операций 8002).
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП). Государственная регистрация прав осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) сведений об объекте недвижимости, право на которое регистрируется, в связи с:
1) возникновением права на созданный объект недвижимости;
2) возникновением права на образованный земельный участок;
3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением случая прекращения существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН);
4) переходом права на объект недвижимости;
5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными законами.
1. Верны ли выводы Банка, сделанные в том числе на основании разъяснений, изложенных в ответе Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 08.09.2020 № 12-4-4/3838 о том, что обязательному контролю по коду операции 8002 подлежит любая операция с наличными и безналичными денежными средствами, если она одновременно соответствует нижеперечисленным критериям:
Операции, перечисленные ниже, не будут подлежать обязательному контролю, так как не являются расчетами по сделке с недвижимым имуществом:
Операции, перечисленные ниже, не будут подлежать обязательному контролю, так как при расчетах не используются клиентские счета, открытые в Банке:
В случае, если вышеуказанный вывод Банка ошибочен, просим подтвердить в том числе следующий порядок заполнения показателей ФЭС:
1.1. В случае, расчетов по сделке, оформленных распиской:
Также просим подтвердить вывод о том, что в случае указания в расписке нескольких продавцов и покупателей, то в соответствующие показатели ФЭС должны быть включены сведения о каждом из них.
1.2. В случае расчетов по сделке через индивидуальный банковский сейф (депозитарную ячейку):
2. Верно ли Банк понимает, что при направлении в уполномоченный орган сведений (по коду операции 8002) порядок формирования ФЭС по операции в нижеперечисленных случаях будет следующим:
Аккредитивная форма расчетов (счет 40901).
В случае если зачисление денежных средств на счет продавца недвижимого имущества производится со счета 40901 «Аккредитивы к оплате», то показатель «Основание совершения операции» (тип данных «Реквизиты документа» таблицы 2.8 Правил) заполняется как сведениями о платежном документе, на основании которого осуществляется операция по зачислению денежных средств на счет 40901, так и сведениями о платежном документе, сформированном Банком для совершения операции по списанию денежных средств со счета 40901 на счет продавца недвижимого имущества, а также о договоре купли-продажи недвижимого имущества, при этом:
Таким образом, сведения об аккредитивном счете в электронном сообщении будут отсутствовать;
При этом основанием для квалификации операции в качестве подлежащей обязательному контролю будет являться платежный документ, подтверждающий факт расчета с продавцом по сделке с недвижимым имуществом, то есть операция по перечислению денежных средств на счет продавца со счета 40901. В случае если таких продавцов по сделке с недвижимостью несколько (например, в связи с долевой собственностью), а аккредитивные счета открываются в пользу каждого продавца, то у Банка не возникает обязанности квалификации операции, совершаемой на сумму менее 3 000 000 рублей, как операции подлежащей обязательному контролю, в том числе при фактическом перечислении покупателем — клиентом Банка в рамках расчетов со всеми продавцами итоговой суммы, равной или превышающей 3 000 000 рублей.
Письмо ДФМиВК Банка России от 11.01.2021 № 12-4-2/6
Банк России не наделен правом официального толкования норм Федерального закона № 115-ФЗ (здесь и далее по тексту в редакции Федерального закона № 208-ФЗ ). Вместе с тем, Департамент считает возможным изложить свою позицию по поставленным в обращении вопросам.
По вопросу 1.
Позиция Департамента по вопросу отнесения расчетов в рамках сделки с недвижимым имуществом к операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, содержится в письме Департамента
от 08.09.2020 № 12-4-4/3838 (вопросы 1 — 4, 6 — 8, 15.1, 15.5).
Согласно указанной позиции, исходя из буквального прочтения нормы пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, обязательному контролю подлежат любые операции с наличными и безналичными денежными средствами, осуществляемые в рамках сделки с недвижимым имуществом, совершаемые на сумму, равную либо превышающую 3 000 000 рублей, либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.
При этом в рассматриваемой норме Федерального закона № 115-ФЗ отсутствует указание на то, что обязательному контролю подлежат исключительно расчетные операции, осуществляемые лицами, являющимися сторонами по сделке с недвижимым имуществом. Учитывая изложенное, вывод Банка, приведенный в абзаце 3 пункта 1 обращения является некорректным.
В соответствии с требованиями пунктов 1.1 и 4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежат операции, совершаемые плательщиком и получателем наличных либо безналичных денежных средств в рамках сделки с недвижимым имуществом, совершенные непосредственно в кредитной организации, представляющей сведения о такой операции в уполномоченный орган.
Учитывая изложенное, операция по учету Банком суммы полученного обеспечения по договору залога, а также операция внесения самим клиентом либо его представителем на счет наличных денежных средств, полученных по сделке с недвижимым имуществом вне кредитной организации, не подлежат обязательному контролю.
Операция зачисления на счет клиента безналичных денежных средств подлежит обязательному контролю при наличии у кредитной организации информации, что такие денежные средства представляют собой оплату за недвижимое имущество.
С учетом требования пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ расчеты по сделкам с недвижимым имуществом в наличной форме, совершенные вне кредитной организации, не подлежат обязательному контролю.
Позиция Департамента относительно операции по сделке с недвижимым имуществом, осуществляемой с использованием индивидуального банковского сейфа, содержится в письме Департамента от 08.09.2020 № 12-4-4/3838 (вопрос 13).
В дополнение к указанной позиции отмечаем, что при формировании ФЭС в уполномоченный орган по рассматриваемой операции показатели ФЭС заполняются следующим образом:
По вопросу 2.
В соответствии с пунктом 2 статьи 871 Гражданского кодекса Российской Федерации для исполнения аккредитива получатель средств представляет документы, в том числе в электронной форме, предусмотренные условиями аккредитива, в исполняющий банк или банк — эмитент. Исполняющий банк или банк — эмитент, получившие указанные документы, проверяют их в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня их получения, и принимают решение о выплате или об отказе от выплаты.
Учитывая изложенное, полагаем, что если исходя из документов, подтверждающих исполнение аккредитива, расчеты по аккредитиву осуществляются по сделке с недвижимым имуществом, то такая операция подлежит обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (при условии ее совершения на установленную Федеральным законом № 115-ФЗ сумму).
Обязанность по направлению ФЭС в уполномоченный орган в рассматриваемой ситуации возникает у кредитной организации с момента исполнения аккредитива.
В случае если получателями по операции при использовании аккредитивной формы расчетов являются нескольких лиц, то, исходя из вышеприведенных разъяснений, в целях квалификации операции в качестве подлежащей обязательному контролю кредитной организации следует исходить из суммы списываемых со счета по аккредитиву денежных средств. В случае признания такой операции подлежащей обязательному контролю блок «Сведения о лицах, участвующих в проведении операции, а также выступающих выгодоприобретателями по операции» (строки 27-41 таблицы 3.2 Правил) повторяется для каждого получателя денежных средств.
Получен ответ Банка России на обращение НСФР с вопросами о направлении сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю по коду 8002
В НСФР обращаются кредитные организаций с вопросами о выявлении операций, подлежащих обязательному контролю (ОПОК) по коду вида операции 8002 с учетом положений Федерального закона от 13.07.2020 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».
В этой связи НСФР подготовил и направил соответствующее обращение в Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России.
В ответе Департамента сформулированы следующие позиции:
1. Расчетная операция по договору уступки права требования не подлежит обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Закона №115-ФЗ, поскольку предметом договора уступки является право требования, а не объект недвижимого имущества.
2. Операция по внесению денежных средств, оставшихся от суммы, вырученной от реализации предмета залога – недвижимого имущества, на специальный банковский счет должника не является операцией, осуществляемой в рамках сделки с недвижимым имуществом и, следовательно, не подлежит обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.
3. Обязанность по направлению сообщения в уполномоченный орган по операции, подлежащей обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ, в рамках которой использовалась аккредитивная форма расчетов, возникает у исполняющего банка или банка – эмитента при наличии информации о том, что расчеты были произведены во исполнение сделки с недвижимым имуществом.
4. Обязанность по направлению сообщения в уполномоченный орган с кодом вида операции 8002 в рассматриваемом в пятом вопросе Обращения случае возникает у кредитной организации, в которой открыт счет арендодателя.
5. Клиентом по отношению к организатору торгов является банк – продавец своего недвижимого имущества, продающий имущество на аукционных торгах, проводимых 3-м лицом (Организатор). Таким образом, с учетом подпункта 1 пункта 4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ обязанности по направлению сообщения в уполномоченный орган об операции участников торгов в описанной ситуации у банка – продавца не возникает.
6. Предметом договора страхования недвижимого имущества является имущественный интерес, связанный с риском утраты (гибели), недостачи или повреждения такого имущества, а не сам объект недвижимого имущества, и, соответственно, осуществляемые в рамках такого договора операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами не подлежат обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ.
7. Операция по покупке закладной не подлежит обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ.