коды рисков для оформления карты оценки рисков
Перечень профессиональных рисков на производстве
Перечень опасностей на рабочем месте — это список возможных рисков, которые могут причинить вред жизни и здоровью сотрудника.
Виды опасных рабочих мест
Управление профессиональными рисками является одним из процессов управления охраной труда организации. Управление риском — это действия работодателя, по результатам которых оценивают уровень воздействия опасных факторов на работников.
Термины «профессиональный риск» и «управление профрисками» введены в статью 209 ТК РФ в 2011 году (ФЗ №238 от 18.07.2011). Система оценки и управления представляет собой комплекс действий, которые регламентируются законами и подзаконными актами.
Профессиональный риск — это возможность причинить вред здоровью из-за вредных или опасных воздействий в процессе исполнения сотрудником трудовых обязанностей. Алгоритм оценки рисков определяет Минтруд РФ (см. приказ Минтруда №33н от 24.01.2014). К зоне ответственности работодателя с учетом отраслевой специфики относятся обязанности:
В методике, утвержденной приказом № 33н, Минтруд определяет перечень опасностей и рисков на рабочем месте, которые угрожают жизни и здоровью работника:
Наименование вредного и (или) опасного фактора производственной среды и трудового процесса
Относительная влажность воздуха
Скорость движения воздуха
Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД)
Общая и локальная вибрация
Освещенность рабочей поверхности
Переменное электромагнитное поле (промышленная частота 50 Гц)
Переменное электромагнитное поле радиочастотного диапазона
Постоянное магнитное поле
Рентгеновское, гамма- и нейтронное излучение
Радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работника
Химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа
Микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах
Патогенные микроорганизмы — возбудители особо опасных инфекционных заболеваний
Патогенные микроорганизмы — возбудители высококонтагиозных эпидемических заболеваний человека
Патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных болезней, выделяемые в самостоятельные нозологические группы
Условно-патогенные микроорганизмы (возбудители оппортунистических инфекций)
Тяжесть трудового процесса
Физическая динамическая нагрузка
Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную
Стереотипные рабочие движения
Наклоны корпуса тела работника
Перемещение в пространстве
Напряженность трудового процесса
Длительность сосредоточенного наблюдения
Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени
Число производственных объектов одновременного наблюдения
Нагрузка на слуховой анализатор
Активное наблюдение за ходом производственного процесса
Работа с оптическими приборами
Нагрузка на голосовой аппарат
Установленный действующим законодательством полный перечень рисков на производстве включает 45 позиций.
Карта оценки рисков
Карта риска — это перечень возможных опасностей на предприятии. Документ отражает характерные для учреждения опасные факторы, наглядно демонстрирует их вероятность, дает общую оценку, примеры рисков на предприятии и включает перечень мер по недопущению реализации рисков.
Законодатель не установил единое определение для термина. В итоге, карта представляется как совокупность отчетов о рисках:
предприятия в целом;
по направлениям и подразделениям;
Вот пример документа с анализом опасностей.
Разработка карты риска позволяет наглядно определить опасность и разработать перечни мер по ее уменьшению.
Процедура оценки
Процедура оценки состоит из ряда этапов. Алгоритм представлен в руководстве Р 2.2.1766-03.
Шаг 1. Провести оценку и определить класс условий работы. Идентифицировать опасности по имеющимся рабочим местам в соответствии со структурой учреждения. Для оценки привлечь специалистов экспертной спецорганизации.
Шаг 2. Провести анализ процессов, материалов. Сформировать перечень рабочих мест с идентифицированными опасностями и оценить уровень опасности как предполагаемый (категория 1Б).
Шаг 3. Проанализировать уровень профзаболеваний.
Шаг 4. Изучить итоги периодических медосмотров.
Шаг 5. Провести с применением спецпрограмм исследование заболеваемости, вследствие которой наступили:
Шаг 6. Определить, к какому классу вредности/опасности относятся условия работы. Включение опасности в конкретный класс основано на степени отклонения фактических результатов замеров от установленных норм.
Шаг 7. Рассчитать индекс профзаболеваемости.
Шаг 8. Провести анализ данных, полученных на шаге 5, применив шкалы для подсчета уровней.
Шаг 9. Определить уровень риска.
Шаг 10. Оценить уровень.
Шаг 11. Оформить результаты.
Шаг 12. Сформировать план действий по уменьшению или исключению профрисков. Документ содержит перечень профессиональных рисков на рабочих местах и алгоритмы их нейтрализации. План утверждает руководитель предприятия. В его зоне ответственности исполнение плана в полном объеме, контроль мероприятий и корректировки при необходимости.
Коды рисков для оформления карты оценки рисков
ГОСТ Р 51901.23-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска
Risk management. Risk register. Guide on assessment of hazards risk for inclusion in risk register
Дата введения 2013-12-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 «Менеджмент риска»
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений документа «Руководство по оценке риска опасных ситуаций» (National Emergency Risk Assessment Guidelines), разработанного комитетом Австралии «Менеджмент опасных ситуаций»
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2020 г.
Введение
Для повышения способности организации принимать эффективные меры по снижению риска возникновения опасных событий, инцидентов и аварий, а также быстро реагировать при их возникновении государственные, муниципальные, коммерческие и иные организации, общественные группы и домохозяйства могут использовать реестр риска. Необходимость разработки и ведения реестра риска организация определяет самостоятельно.
В реестр риска обычно включают основные виды опасных событий, применяемые методы оценки и снижения риска, план мероприятий по предупреждению и снижению риска.
Опасные события, инциденты, аварии и бедствия, как правило, приводят к существенным социально-экономическим потерям для организаций и государства в целом. Они включают:
— причинение вреда инфраструктуре, оборудованию и другому имуществу организации;
— финансовые затраты и косвенные экономические потери;
— травмирование и/или гибель людей, распространение заболеваний;
— нарушение экосистем, включая флору и фауну;
— социальные и культурные потери и т.д.
Основные методы оценки риска и их детальное описание приведены в ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011.
Анализ «галстук-бабочка» представляет собой схематический способ описания и анализа развития опасного события от его причин до последствий. Данный метод сочетает исследование причин события с помощью дерева неисправностей и анализ последствий с помощью дерева событий. Однако основное внимание метода «галстук-бабочка» сфокусировано на барьерах между причинами и опасными событиями и опасными событиями и последствиями. Диаграммы «галстук-бабочка» могут быть построены на основе выявленных неисправностей и дерева событий, но чаще их строят непосредственно в процессе проведения мозгового штурма.
Применение единого метода оценки риска опасных событий для их включения в реестр риска направлено на:
— исследование возникающих опасных событий, проведение необходимой обработки риска и обеспечение обоснованных (нерискованных) инвестиций;
— стандартизацию оценки риска и разработку альтернативных предложений по снижению риска;
— повышение прозрачности процессов оценки риска, улучшение возможности их проверки или изменения в связи с получением новых знаний, информации или опыта;
— стандартизацию данных реестров риска различных организаций;
— повышение сопоставимости данных по различным регионам и/или классам опасности. Настоящий стандарт разработан для интегрированного, всестороннего и объективного понимания риска опасных событий, инцидентов и аварий с учетом сложности и опасности возможных последствий для их включения в реестр риска. Результаты, полученные с помощью метода оценки риска, установленного в настоящем стандарте, позволяют повысить объективность принимаемых решений в области менеджмента риска, оптимизировать распределение ресурсов для обработки риска, улучшить меры реагирования на опасные ситуации и их предупреждения, повысить эффективность разработки и ведения реестров риска организаций.
Настоящий стандарт следует применять с учетом требований основополагающих стандартов в области риска: ГОСТ Р ИСО 31000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 и ГОСТ Р 51897/Руководство ИСО 73:2009.
1 Область применения
В настоящем стандарте установлены общие принципы опасных событий и инцидентов для включения в реестр риска организации.
Основной целью настоящего стандарта является повышение достоверности, оценок риска опасных событий и инцидентов, повышение качества и обеспечение сопоставимости информации о риске в реестрах риска различных организаций.
Настоящий стандарт предназначен в первую очередь для менеджеров по риску, руководителей организаций и технических экспертов по оценке опасных событий, инцидентов и аварий. Настоящий стандарт может помочь в работе причастных сторон, включая лиц, ответственных за разработку политики менеджмента риска, составление реестра риска, управление риском и оценку риска, а также оценку эффективности менеджмента риска организации.
Единый метод оценки риска опасных событий, инцидентов и аварий, используемый для их включения в реестр риска позволяет организациям на местном, региональном и федеральном уровнях получать сопоставимые данные о риске и использовать унифицированные способы реагирования на опасные ситуации и инциденты, а также их предупреждения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 Менеджмент риска. Методы оценки риска
Действует ГОСТ Р 58771-2019 «Менеджмент риска. Технологии оценки риска».
ГОСТ Р 51897 Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51897, а также следующие термины с соответствующими определениями.
3.2 менеджмент риска (risk management): Скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска
3.3 реестр риска (risk register): Форма записи информации об идентифицированном риске.
3.4 опасность (hazard): Источник потенциального вреда.
3.5 последствие (consequence): Результат воздействия события на объект.
3.6 воздействие (impact): Оцененные последствия для конкретного случая.
4 Общие положения
Настоящий стандарт содержит описание метода оценки риска опасных событий и инцидентов для его использования при разработке реестра риска организации. Применение описанного метода оценки риска направлено на снижение последствий опасных событий и может помочь повысить эффективность процесса менеджмента риска.
Основной целью настоящего стандарта является описание метода оценки риска, который:
— позволяет исследовать риск организаций различных размеров, видов деятельности и форм собственности;
— может быть использован для оценки риска «от» и/или «для» чего-то или кого-то (например, риск возникновения пожара, риск для инфраструктуры, риск всех или отдельных источников риска);
— использует подход, основанный на анализе сценариев опасного события;
— позволяет оценить риск на основе возможных последствий;
— идентифицирует остаточный риск при существующих средствах контроля и методов управления;
— обеспечивает базовую качественную оценку риска и способы его более детального анализа;
— позволяет провести сравнительную оценку риска при изменении неопределенности данных;
— обеспечивает получение сопоставимых выходных данных для оценки и обработки риска.
В настоящем стандарте установлен подход, позволяющий провести оценку широкого диапазона опасностей: природных, биолого-социальных, техногенных и др. Примерами таких опасностей могут быть: пожар, землетрясение, наводнение, шторм, циклон, цунами, эпидемии, нашествие насекомых/паразитов, промышленные аварии, крушения на транспорте, химические выбросы и т.д. Потери могут возникать при экспозиции одной или нескольких опасностей. При реализации альтернативных сценариев множественные источники риска могут оказать разрушающее воздействие на организацию и привести к последовательным или вторичным цепным реакциям опасных событий. Например, циклоны могут привести не только к сильным ветрам и дождям (основным источникам риска), но могут также вызвать опасности, связанные с последствиями основных опасностей, такие как наводнение или оползень (вторичные источники риска).
Метод оценки риска, установленный в настоящем стандарте, позволяет специалистам по риску применить подход, позволяющий оценить все опасности в соответствии с современными методами менеджмента и практического мирового опыта в области управления риском.
Коды рисков для оформления карты оценки рисков
ГОСТ Р 51901.22-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Risk management. Risk register. Principles of development
Дата введения 2013-12-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 010 «Менеджмент риска»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2020 г.
Введение
Реестр риска является одним из способов представления и хранения информации об опасных событиях и риске. В реестр риска обычно включают основные виды опасностей, применяемые методы оценки и снижения риска и мероприятия по предупреждению, снижению и обработке риска. При разработке реестра риска необходимо учитывать соответствующие законодательные и обязательные требования, а также иную доступную информацию о видах опасности и риске их возникновения. Однако составление реестра риска, особенно при наличии большого количества источников опасности, требует больших усилий, затрат времени, финансовых средств, а также накопления необходимого объема информации.
Необходимость разработки и ведения реестра риска организация определяет самостоятельно.
Настоящий стандарт следует применять с учетом требований основополагающих стандартов в области риска: ГОСТ Р ИСО 31000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 и ГОСТ Р 51897/Руководство ИСО 73:2009.
1 Область применения
В настоящем стандарте установлены правила построения реестра риска. Общие принципы разработки и ведения реестра риска установлены в ГОСТ Р 51901.21.
Реестр риска является одним из способов представления информации о риске. Необходимость разработки и ведения реестра риска организация определяет самостоятельно.
Реестр риска может применяться как элемент системы менеджмента риска или самостоятельно. В системе менеджмента риска реестр риска не является обязательным элементом, могут быть использованы другие способы представления информации о риске.
Настоящий стандарт предназначен в первую очередь для менеджеров по риску, руководителей организаций и технических экспертов по оценке опасных событий, инцидентов и аварий, а также для ответственных за разработку политики менеджмента риска, составление реестра риска, управление и оценку риска, оценку эффективности менеджмента риска организации.
Реестр риска позволяет организациям на местном, региональном и федеральном уровнях сопоставлять данные о риске и применять апробированные методы предупреждения опасных событий и инцидентов и реагирования на них.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 Менеджмент риска. Методы оценки риска
Действует ГОСТ Р 58771-2019 «Менеджмент риска. Технологии оценки риска».
ГОСТ Р 51897 Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения
ГОСТ Р 51901.21 Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения
ГОСТ Р 51901.23 Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51897, а также следующие термины с соответствующими определениями.
3.2 менеджмент риска (risk management): Скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска.
3.3 реестр риска (risk register): Форма записи информации об идентифицированном риске.
3.4 менеджер по риску (risk manager): Специалист по идентификации, оценке, анализу, обработке, мониторингу риска, а также другим видам деятельности в области менеджмента риска организации.
4 Порядок разработки реестра риска организации
4.1 Общие положения
Основные цели разработки реестра риска, его место в системе менеджмента риска, преимущества и недостатки реестра риска, а также основные этапы разработки установлены в ГОСТ Р 51901.21.
Реестр риска должен содержать данные по идентификации опасных событий и оценке их риска, а также данные о возможных последствиях воздействия этих опасных событий на деятельность организации в стоимостном и материальном выражении. В реестр риска включают также оценку выполнения мероприятий по обработке риска. Типовая форма реестра риска приведена в таблице 1. В зависимости от особенностей организации форма и содержание реестра риска могут быть изменены или дополнены. Форма реестра риска должна быть утверждена высшим руководством организации.
Составление реестра риска начинают с определения области применения реестра риска, и в частности с определения объектов реестра риска. Объектами реестра риска могут быть:
— организация в целом, ее структурное подразделение или его часть;
— продукция, услуга, процесс или вид деятельности;
— персонал или отдельные работники.
Общие требования к определению области применения реестра риска установлены в ГОСТ Р 51901.21.
Распределение ответственности за разработку и ведение реестра риска должно соответствовать этапам менеджмента риска, поскольку внесение информации в реестр риска и ее корректировку следует выполнять после завершения каждого этапа менеджмента риска.
При внесении в реестр риска количественных данных следует (по возможности) указывать соответствующую им неопределенность.
Основные элементы реестра риска соответствуют этапам менеджмента риска, описанным в 4.2-4.6.
Идентификация опасных событий
Индии-
видуа-
льный инден-
тификатор опасного события
Крат-
кое наиме-
нование опас-
ного собы-
тия и его описа-
ние
Этап жизнен-
ного цикла проду-
кции (услуги), на котором может возник-
нуть опасное событие
Причина опасного события
Возможные воздействия и последствия опасных событий на деятельность организации
Преду-
преждающие средства контроля и методы управ-
ления
Средства контроля и методы управ-
ления по реагиро-
ванию на опасное событие
и восста-
новлению деятель-
ности
Уровень приме-
няемых предупре-
ждающих средств контроля и методов управ-
ления
Уровень применя-
емых средств контроля и методов управ-
ления по реагиро-
ванию на опасное событие и восстано-
влению деятель-
ности
Источ-
ники данных и предпо-
ложения, использ-
уемые при оценке риска
Метод оценки и анализа риска
Оценка последствий (ущерба) при реализации опасного события
Вероят-
ность опасного события
Резуль-
тат количест-
венной оценки риска
Уровень неоп-
реде-
ленно-
сти оценки риска
Объект воздей-
ствия опас-
ного события
Описа-
ние воздей-
ствия опас-
ного события
Оценка профессиональных рисков: новые правила в 2021 году
Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Начало 2021 года было шоком для каждого специалиста по охране труда. В силу вступили 40 новых правил по охране труда, которые заменили собой более сотен действовавших ранее нормативных актов. При этом уменьшение правил ОТ не смягчило требований к работнику и работодателю. Практически в каждых правилах прописана обязательность применения дополнительных мер безопасности в соответствии с результатами оценки профессиональных рисков.
Скачайте образцы:
Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе
Мы являемся свидетелями сдвига парадигмы в сторону риск-ориентированного подхода в охране труда. 95% новых правил содержат указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов.
Оценка профессиональных рисков в 2021 году перешла из области теории в практическое действие. Теперь при выполнении требований новых правил по охране труда, работодатель не только должен провести оценку профессиональных рисков (это даже не обсуждается), а принять конкретные действия по применению ее результатов.
Таблица. Требования к оценке профрисков в правилах по охране труда в 2021 году
Подробнее об изменениях законодательной базы по охране труда прочитайте в нашей статье: Новые правила по охране труда на 2021 год: обзор НПА
Еще до начала выполнения работ с повышенной опасностью необходимо учесть результаты оценки рисков. Поэтому результаты оценки рисков обязательно оформите в виде карты оценки рисков и доведите не только для работников, но и для разработчиков планов производства работ (ППР) и выдающих наряд.
Пример
Монтажнику выдают одежду согласно типовым нормам. Но в правилах по охране труда при работе на высоте указано, что работодатель в зависимости от результатов оценки рисков должен принять меры по минимизации рисков. В компании необходимо разработать карту оценки рисков и передать ее в техническую службу работодателя для принятия дополнительных мер.
Образец карты проведения оценки профессиональных рисков
Если работников в подразделении много, сделайте сводную карту по всем рабочим местам. В карте оценки рисков нужно указать меры по снижению воздействия опасностей. В зависимости от того, какие меры перечислены в карте оценки рисков, нужно разрабатывать улучшенные нормы выдачи спецодежды, приобретение дополнительных средств индивидуальной или коллективной защиты.
Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:
Если по результатам СОУТ на рабочих местах установили наличие вредных (опасных) условий, работодатель обязан провести мероприятия, чтобы улучшить условия труда работников, снизить уровень профессионального риска и воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если сделать это невозможно из-за характера или условий деятельности предприятия, то проводить работы без обеспечения работников соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты запрещается.
Работы, связанные с риском для жизни и здоровья работников, можно поручать только наиболее квалифицированным, опытным работникам, прошедшим специальную профессиональную подготовку. В статье 196 ТК РФ указано, что работодатель сам определяет, кому из сотрудников нужно повышать квалификацию. Поэтому сам работодатель принимает решение в пользу подготовки работников на наиболее опасные рабочие места.
Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя
Требования к проведению оценки профессиональных рисков установлены статьей 212 ТК РФ. Работников и кандидатов необходимо ознакомить с рисками по их должности. Если риски являются неприемлемыми с точки зрения соискателей, они вправе найти другое, более безопасное место работы.
Работодатель обязан провести оценку рисков на предприятии:
Многие специалисты по охране труда могут спросить, зачем же проводить оценку рисков, если уже проведена спецоценка. Всё очень просто. Во время спецоценки идентифицируют факторы, но не проводят оценку вероятности того, что фактор может привести к травме, острому или хроническому заболеванию, или к гибели. Если при приеме на работу человек узнает, что его рабочее место имеет высокую степень риска, у него есть выбор — принять этот риск, или искать другое место работы.
Одна из важнейших задач работодателя на этапе перехода к новой законодательной базе по охране труда — просмотреть и применить результаты уже проведенной оценки рисков. Для новых организаций и ИП-работодателей нужно срочно организовать оценку профрисков.
В соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда, специалисты по ОТ должны:
Методы оценки профессиональных рисков
Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.
Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:
➤ Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011
Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.
Совет эксперта: ГОСТ является документом для добровольного применения. Указывать отмененный ГОСТ в разделе «Порядок оценки рисков» Положения о СУОТ будет некорректным, поэтому просмотрите методики в нем, которые актуальны для вашей организации и являются действующими.
➤ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».
Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.
Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.
Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:
Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм
1 этап. Идентификация рисков
Источниками информации для выявления опасностей служат:
Кроме анкет, источниками информации для идентификации рисков могут быть данные статистической информации по травматизму и профзаболеваемости, данные производственного контроля, анализ должностных инструкций и стандартных операционных процедур (проекты производства работ, технологические карты и технические регламенты).
Рекомендация эксперта: все работники организации заполняют анкеты, в которых отмечают частоту и вероятность того, что опасность возникает редко, часто, или постоянно. На основе анализа источников информации нужно сформировать реестр идентифицированных опасностей, подлежащий регулярной и своевременной актуализации.
2 этап. Определение вероятности и частоты наступления ущерба
На втором этапе Реестр обрабатывают чтобы выяснить, какой ущерб может быть причинен, если опасность произойдет. Для этого экспертная группа, состоящая из членов комиссии по проведению рисков может самостоятельно или с привлечением внешнего эксперта установить напротив каждой опасности степень тяжести полученного повреждения здоровью.
Для правильной оценки рисков нужно установить качественные значения вероятностей наступления ущербов: низкая, средняя и высокая. При этом вероятность исхода, не связанного с наступлением ущерба, оценивают как среднюю.
Низкая — в должностных инструкциях отсутствует необходимость проведения операций, манипуляций, при которых характерна конкретная опасность. Поэтому опасность не должна возникнуть вообще.
Например, в реестре опасностей указана опасность укуса животного. При этом на рабочем месте и в рабочем пространстве (в том числе территории) данными с пульта видеонаблюдения не зафиксировано ни одного случая появления животного.
Средняя — наступление риска возможно при грубом нарушении работником требований охраны труда, стандартных операционных процедур, технологических карт и регламентов, или выполнение трудовых обязанностей, не включенных в должностную инструкцию, по которым работник не обучен, не имеет необходимую квалификацию и допуск.
Высокая — наступление риска возникновения опасности характерно для указанной должности и обусловлено технологией выполнения работ.
Например, во время СОУТ установили, что на работника воздействует такой фактор, как шум, и определили на рабочем месте вредные условия труда подкласса 3.1. А в ходе оценки профрисков установили, какова вероятность того, что работник потеряет слух.
3 этап. Оценка расчет рисков
На третьем этапе оценки рисков полученные данные по вероятности наступления угрозы и тяжести ее последствий рассчитывают для того, чтобы установить уровень риска по каждой опасности, а также интегрированный риск. Затем производят ранжирование — от опасности с высоким риском к низкому риску.
Для определения степени риска необходимо провести расчет. Для этого последовательно выполняют следующие операции:
Путем сложения рисков для каждой идентифицированной опасности на рабочем месте определяют общий риск.
4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению уровня риска и контроля его исполнения
На этом этапе заканчивается процесс непосредственно оценки, и наступает завершающий этап — этап принятия решения о снижении риска или отказа от него (исключение из технологической цепочки) и замену на приемлемый уровень риска. Это этап разработки плана мероприятий по снижению рисков.
По завершению работ по оценке профессиональных рисков, разрабатывают, утверждают и доводят до работников следующие локальные нормативные акты:
Все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть учтены при проведении инструктажей на рабочем месте и стажировке.
Все средства индивидуальной защиты нужно выдавать, а средства коллективной защиты устанавливать с учетом выявленных опасностей.
5 этап. Управление оцененными рисками
Поскольку оценка рисков не является самоцелью, основным этапом является именно управление оцененными рисками. Принятие мер по снижению уровней профессиональных рисков или их исключению — вот такая задача стоит перед работодателем.
После вступления в силу приказа о применении результатов оценки профессиональных рисков, комиссия проводит работу по информированию работников о риске повреждения здоровья. Для этого нужно внести изменения в программу инструктажа на рабочем месте, программу вводного инструктажа, а также разместить материалы оценки профессиональных рисков в разделе «Охрана труда» — «Оценка профессиональных рисков на рабочих местах» на официальном сайте.
Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков
Статус оценки рисков существенно повысился после того, как процедуру указали в правилах по охране труда, являющихся нормативным правовым актом, прошедшим регистрацию в Минюсте России. Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП трактует непроведение и неприменение результатов оценки рисков как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в иных НПА Российской Федерации.
Штраф для компании составит до 80000 рублей, а для ИП или должностного лица организации — до 5000 рублей.
Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов
Не каждый даже самый опытный специалист по охране труда способен лично провести оценку рисков. Да, он может организовать работу, но для проведения оценки нужна командная работа. Особенно это касается производственных предприятий и крупного бизнеса. Советуем к такой сложной задаче, как оценка профрисков, привлекать внешних экспертов или направлять членов своей внутренней комиссии на обучение. Грамотно провести оценку профрисков в вашей компании вы можете здесь >>>
Помните, что у сторонней организации по проведению оценки рисков есть очевидное преимущество — свежий, независимый взгляд на проблемы предприятия. Профессионалы из специализированной организации по охране труда «заточены» на оценку, владеют различными методиками, постоянно повышают квалификацию, участвуют в круглых столах, в конференциях.
Чтобы избежать претензий инспектора ГИТ, доверьте проведение рисков опытным профессионалам. Прочитайте нашу статью Оценка профессиональных рисков: какую компанию привлечь.