махалля что это такое
Махалля
Махалля́ или Махалла, также Гузар (араб. محلة maHálla — «перевалочная станция», «привал»; «лагерь»; «городской квартал», от حل Hálla «развязывать», «распутывать»; турецк. mahalle, узб. mahalla ; уйг. مەھەللە / мәһәллә ) — в исламских странах часть города размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление. Как правило, центром такого квартала — махалли́ — является мечеть, служащая своего рода культурным центром, в котором проходят пятничные собрания населения махалли и совершается торжественная пятничная молитва — намаз.
Поэт, писатель XI века Насир Хосров в своём произведении «Сафар-наме» (Записки путешественника), путешествуя с 1043 по 1052 года по странам Ближнего Востока и совершая Хадж в Мекку, писал — «город Каир состоит из 10 махаллей», что свидетельствует о том, что такое понятие как махалля на Востоке существует уже много веков.
Содержание
Обычаи
На территории махалли, как правило, находится мечеть — своеобразный общественный, культурный и духовный центр. А с начала XIX века впервые в Бухаре, а затем повсеместно распространилась и альтернатива мечети — чайхана. С тех пор во всех махаллях культурным и общественным центром стала также чайхана.
До Октябрьской революции в мечетях пять раз в день жители махалли (мужчины) совершали намаз. Между молитвами проводились занятия для мальчиков. Таким образом, махалля не являлось религиозной организацией, тем не менее содействовала распространению традиционных исламских идей, а в еврейских махаллях идею иудаизма, что, в свою очередь, способствовало объединению жителей махаллей в плане быта, традиции, морали и т.д.
Территорию махалли определяли по голосу муэдзина приглашавшего на молитву, до дома куда доходил его голос. Но махалля была не только территориальной единицей, её жители, связанные между собой родством, профессией, личным знакомством и объединялись в своеобразную общину. Каждый имел друг о друге достаточно подробные и достоверные сведения. Именно в махалле возник и существовал в течение многих веков самобытный институт общения людей, прежде всего соблюдение добрососедских отношений, уважение старших по возрасту, забота о пожилых людях, детях, больных и традиционный способ взаимопомощи, когда вся махалля участвует в организации свадеб, похорон, различных праздников, когда организовывают хашар для постройки дома той или иной семье, помогают при стихийных бедствиях и т.д.
История возникновения и функционирования института махалли на примере Самарканда
Письменные источники свидетельствуют о том, что в Самарканде были такие махалли как «Сангтарошон», «Сабунпазон», «Мирсаид ошик», «Бустонихон», «Дегрезон», «Кемухгарон», «Дари Арк», «Работ» и другие.
Названия махаллей — ценный материал для исследователей истории возникновения и развития древнего городского хозяйства. В конце XIX века в городе Самарканде насчитывалось 96 гузаров (махаллей), в которых проживало около 55 тысяч человек. Как правило, в каждой махалле средней величины проживало от 450 до 800 человек.
Структура и функции махалли менялись с течением времени или в связи с определёнными обстоятельствами, но махалля сохраняла принцип самоуправления на своей территории, координировала социально-экономические взаимоотношения жителей.
В период Советской власти институт махалли сохранялся, но их деятельность жёстко контролировалась властями, а некоторые функции махалли были упразднены или сведены к минимуму. В этот период своей истории культурным центром махалли стала чайхана с красным уголком. Многие махалли были переименованы, была произведена реорганизация в структуре их управления. В результате всего этого старые названия этих махаллёй в настоящее время почти не упоминаются. Так например, махалля под названием «Хон Саид имом», где в XVII веке жил поэт Мулло Монеъ, была в ХХ веке переименована в квартал «Иттифок −60», и теперь старое название почти никто не знает.
Об истории института махалля в Ташкенте
Позднее в Ташкенте в названиях махалли стали появляться названия той или иной местности, например махалля Джангоп, что переводится как Место битвы. Это свое название махалля получила потому, что на месте, где она возникла, в XVIII веке произошло сражение между сторонниками Юнус-ходжи [9] и тремя другими правителями остальных частей города (даха).
Количество как самих махалля, так и количество домовладений в них менялось со временем. К примеру в середине XIX века в Шейхантаурской части Ташкента было 48 махалля, в Сибзарской — 38 в Бешагачской — 32, а в Кукчинской — 31 махалля. В махалле Акмечеть в Шейхантаурской части (даха) Ташкента было свыше 400 домовладений, в маххале Караташ в Бешагачской части города (даха) — 200 домов, а в маххале Самарканд-Дарбаза в Сибзарской части — 50 домов.
Махалля как основа местного самоуправления
Следует отметить, что махалля в силу того, что в ней заложены демократические принципы местного самоуправления, представляет собой важную историческую ценность, требующую крайне бережного к себе отношения. Любые непродуманные эксперименты с таким социальным институтом как махалля могут привести к непоправимым ошибкам. На базе махалли, её самобытной структуры можно успешно развивать новые принципы местного самоуправлении — это более практическое и открытое ведение дел, большая доброжелательность к людям, изживание различных проявлений бюрократизма и т. д.
Значение слова «махалля»
махалля́
1. часть города, селения (квартал, район) в некоторых странах с преимущественно мусульманским населением
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова пересев (существительное):
Синонимы к слову «махалля»
Предложения со словом «махалля»
Понятия со словом «махалля»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «махалля»
Основой для исламской идентичности в российский период истории края стала махалля, а не целостная городская община, как ранее.
Пару раз в неделю в махалля собирается «мужской клуб». Мужчины делают плов, накрывают стол, общаются, играют в нарды, шахматы, карты.
Лучший плов делают на большом семейном торжестве (куда приглашают потомственного мастера плововара, ош-поза) и в махалля.
Синонимы к слову «махалля»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
ТАШКЕНТ, 7 янв — Sputnik. Испокон веков махалля считается хранительницей традиций и обычаев узбекского народа. Это своего рода община, где люди живут одной большой и дружной семьей. А уникальность махалли в том, что она свойственна только Узбекистану, и ни в одной другой стране мира аналогов ей нет.
Корреспондент Sputnik Узбекистан решил разобраться, какое значение имеет махалля в жизни простых узбекистанцев, какие функции она выполняет, и как устроен быт махаллинцев.
С незапамятных времен
Сегодня уже трудно сказать, когда появились первые махалли. Но то, что махалля, это не просто жизнь в общине, а целая система отношений между жителями одного квартала или района со своим укладом и историей, однозначно. Махалля во многом повлияла на развитие узбекских традиций, культуры и быта. Она настолько получила повсеместное распространение, что сегодня нет в республике человека, чья жизнь бы протекала вне этого локального объединения. В настоящее время в Ташкенте насчитывается уже 505 махаллей, а по всему Узбекистану их свыше 10 тысяч.
В стародавние времена границы махалли определялись просто — по голосу муэдзина, который с минарета призывал жителей окрестности на молитву. Те жильцы, кто слышал его голос, и считались соседями, живущими на территории одной махалли. Некоторые махалли образовывались из объединений ремесленников, которые имели рядом с домом свои мастерские. Каждая из махаллей, как собственно и сейчас, имела свое название, которое получала в честь памятника или достопримечательности, имеющейся на ее территории. Иногда махалля носила имя города или села, из которого переселились ее жители.
Во все времена махаллями руководили самые уважаемые в ней люди: тогда их называли аксакалы или старейшины, сейчас председатели или раисы. Как тогда, так и сегодня, они избираются общим собранием жителей. Жизнь в махалле строилась на определенных неписанных законах. К примеру, если житель хотел продать свой дом, то в первую очередь предлагал его родственникам. Если они отказывались, то — соседям, потом — и другим жителям махалли. И никто не смел нарушить этот закон. Сейчас, конечно, многие правила и уклад махаллей поменялись, стали мягче.
Восток — дело тонкое!
Современные махалли уже не только состоят из частных домов, но в них объединяются и группы многоэтажек. Однако, как и раньше, махалля помогает жить людям в мире и согласии вне зависимости от национальности и вероисповедания, играя немаловажную роль в организации их быта и культуры. В этом смысле махаллю можно сравнить с крошечным государством, где, конечно, есть и своя столица — чайхана.
Организация и проведение праздников, государственных и семейных, тоже забота махалли. Без ее участия не обходится ни одна свадьба или обряд обрезания. Обе эти традиции являются большим событием в жизни узбеков. Например, второе можно сравнить с крещением у христиан. Обычно мальчикам делают обрезание в возрасте одного года, трех или пяти лет. На праздник собирается вся махалля.
Но все же одно из главных торжеств в узбекской семье — это свадьба или «туй». На Востоке к ней относятся очень серьезно и готовятся чуть ли не всю жизнь. «Туй» по-узбекски — это событие масштабное и грандиозное, которое сопровождается многими крупными и мелкими мероприятиями. Поэтому здесь так и говорят, что сначала узбек работает, чтобы вырастить сына, а потом, чтобы его женить. Свадьбы в Узбекистане играют круглый год, и поэтому местные повара никогда не останутся без работы, а в махаллях это еще и самые уважаемые и востребованные люди.
Одно из значительных мероприятий, предшествующих узбекскому «тую» — это утренний плов, причем традиционно, как здесь говорят, его дают обе стороны — и жених, и невеста. Приглашенные начинают собираться на эту важную свадебную церемонию к пяти часам. И такие пловы в одной махалле могут случаться чуть ли не каждый день. Отказаться нельзя, также как нельзя и не пригласить на него всех жителей округи. Вот поэтому и считается в Узбекистане поесть жирного плова спозаранку признаком хорошего тона, а излишняя тучность от такого образа жизни только добавляет уважения человеку. Во истину: Восток — дело тонкое!
А особенно, если речь заходит о махалле.
Об этом знает вся махалля
Сегодня у махалли множество функций и обязанностей. Она призвана помогать малоимущим и престарелым, заботиться о быте и обустройстве своих жителей, выносить на обсуждение злободневные темы и вопросы, решать семейные и бытовые проблемы. Махалля — это также первоначальная ступень института примирения граждан, а махаллинские председатели, которые избираются на 2,5 года, наделены большими полномочиями.
Махалля — это орган самоуправления, где есть свои законы и обязанности. Заботясь о жителях, летом махалля организовывает ярмарки с продажей фруктов и овощей по льготным ценам, а зимой сам председатель идет собирать плату за отопление со злостных неплательщиков. Кстати, это приносит махалле немалый доход — на ее счет переводят 10% от суммы покрытого долга.
Махалля – модное слово или необходимость для мусульманина?
«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, (и поэтому) не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни обманывать его, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность (скрыта) здесь!», — и (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) трижды указал (рукой) себе на грудь (, после чего сказал): «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!» (хадис передал Муслим).
Но как организовывается и на каких принципах работает махалля? Какие личностные и какие общественные вопросы регулирует? Об этом и о том, что каждый из нас может сделать для своей махалли, рассуждали участники проекта «Лекторий», инициированного социальным отделом ДУМ РТ, вместе с лектором Ахмадом Абу Яхъя.
Рано или поздно, каждый из нас покидает родительский дом, выходит из привычной с детства ему среды. И куда человек попадает после этого? В социум. В определённые общественные взаимоотношения, где он начинает самореализовываться, ставить перед собой высокие цели и достигать их. Но каждому человеку, как существу социальному, нужно общество. Конечно, мы можем жить вне общества. Но это удел одиночек касается либо выдающихся личностей, меняющих ход истории, либо тех, кто просто выживает. Если мы обратимся к истории ислама, то обнаружим, что пророки и выдающиеся учёные исламской общины периодически уходили от людей, для подготовки к пророчеству, для серьёзной работы над своими трудами и над собой.
Для нас тоже иногда бывает полезным отделиться от общества, подумать, расставить свои мысли по местам, побыть наедине с собой, проветрить голову. Но нельзя забывать о том, что мы часть общества, часть махалли.
Психологи говорят, что мы не просто нуждаемся в социальных контактах, но в ощущении принадлежности к конкретной группе. Люди складываются в группы исходя из своих ценностей, определённых установок.
— Объединяющий критерий здесь – это общность интересов. Религиозная общность – для нас это главный фактор. Объединиться вокруг истины, на основе правильных, истинных ценностей.
— Дореволюционная махалля представляла собой форму местной самоорганизации, у которой был свой комитет. Так или иначе люди контактировали с властями, чего-то добивались, то есть представляли интересы мусульман перед правителями государства. К тому же очень сильна в махалле функция социального сдерживания: если кто-либо из её членов не боится наказания Всевышнего, то здесь свою роль играет боязнь общественной неприязни, изгнания из общины.
По словам лектора, если мы хотим возродить систему махалли в современном обществе в первоначальном её значении, надо смотреть на фигуру имама.
— Он сам должен осознавать свою роль и к тому же обладать подходящими качествами. Это человек, который следит за тем, чтобы в махалле соблюдался шариат. Подобная система работала веками. Помимо всего вышеперечисленного, махалля – это ещё и совет, шура, со специалистами, консультация по различным вопросам, это коллективный разум. Должны быть и свои вакфы, развитие внутреннего производства. Мы должны помогать друг другу в благом.
Что мы можем сделать, как активные мусульмане, на сегодняшнем этапе для возрождения махалли как формы организации мусульман в светском обществе? По мнению лектора, в первую очередь можно и нужно принимать участие в жизни уже действующих приходов.
Drunky Horse
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
Махалля. Очаг добрососедства в культуре Востока
Узбекистан. Восточное общежитие
Махалля– традиции Средней Азии
Путешествуя по Узбекистану и Средней Азии – вы непременно окунётесь в колорит восточных кварталов и районов старинных жилых застроек. Тем более, если будете гулять возле туристических достопримечательностей. Во многих местах известных своим историческим прошлым – вы окажетесь в существующих и ныне так называемых «махалля». Но и находясь в Ташкенте, в столице Узбекистана, в городе, который не так богат архитектурными артефактами как Самарканд, Бухара или Хива, в районах современной застройки – вы всё равно не раз услышите это слово. Так что оно значит?
Махалля или гузар – как образ жизни
Одно из арабских значений слова «махалля» — городской стан или городской квартал. А к первым упоминаниям махаллей (в Каире) относятся строки из «Записок путешественника» («Сафар-наме») персидского философа и поэта Насира Хосрова. И датируются началом 40-50-ых годов прошлого тысячелетия. Сам Хосров был родом из нынешнего Таджикистана — территории Персии. В силу арабского влияния — понятие «махалля» распространилось по всему Среднему, Ближнему Востоку и Азии. И ныне махалли существуют практически во всех городах стран, где преобладает мусульманское население.
Изначально махалли обособлялись по ремесленному принципу. Как некие цеховые кварталы – гузары.
Квартал гончаров, квартал чеканщиков и т.д. и проч. Но со временем небольшие ремесленные «слободы» приобрели более широкое начало. Объединённое не только по профессиональному принципу, а ещё и по родственным связям и личным знакомствам. Махалля (для Таджикистана более характерное «гузар») — это община. В которой обязательно есть самоуправление. Община, в которой есть определённые правила и своя внутренняя культурная среда.
Обычаи и быт махалля
Гап —
обычай каждого жителя махалли, чередуясь с другими, устраивать членам общины посиделки за чашечкой чая в чайхане. Или в своём дворе.
Хашар-
этакая коллективная помощь всего квартала тому, кто не мог своими силами отремонтировать или отстроить свой дом. В махаллях совместно ведут общее хозяйство и следят за порядком и благоустройством квартала. Роют арыки. Каждый житель у своего дома должен подметать свою часть улицы. В махаллях совместно следят за чистотой и ухоженностью водоёмов (хаузов) в квартале.
Шафат-
семья махалли покидающая квартал, не может продать свой дом чужаку, не предложив его сначала своим родственникам. А в случае их отказа от покупки, выезжающие должны предлагать своё жильё ближайшим соседям.
Шафат препятствует попаданию «чужаков» в свою общину.
На территории каждой махалли, как правило, находится и «своя» мечеть. Являющаяся духовным и общественно культурным её центром. Считается, что границы одной махалля простираются на расстояние слышимости молитвы читаемой муэдзином с минарета мечети.
Подобная община в Средней Азии существует не только по территориальному принципу.
Это своеобразный институт сосуществования людей. И прежде всего соблюдение добрососедских отношений, уважение к старшим, забота о пожилых, детях и больных. Это определённые сложившиеся традиции взаимопомощи. Община совместно организует праздники, похороны или свадьбы.
Интересный факт. При Советской власти, в бытность среднеазиатских республик в составе СССР – институт махалля также существовал. Официальные власти признали, что выгоднее его держать под контролем. Чем разрушить.
Махалля в настоящее время
В настоящее время именно в Узбекистане подобная жизнь общин имеет и официальную часть. Старейшины и выбранные жители каждой махалли – являются представителями жилых кварталов в городах и кишлаках в сфере местного самоуправления и жилой инфраструктуры. И деление на махалля существует не только в исторических местах проживания населения. Но и в современных кварталах.
На Главную страницу Дранкисайта: Перейти
Оставить комментарий и подписаться на обновления темы можно в самом низу страницы
Подписаться на новые статьи на сайте: