материал фаянс что это такое

ФАЯ́НС

Том 33. Москва, 2017, стр. 217-218

Скопировать библиографическую ссылку:

материал фаянс что это такое. 33245. материал фаянс что это такое фото. материал фаянс что это такое-33245. картинка материал фаянс что это такое. картинка 33245. Том 33. Москва, 2017, стр. 217-218

ФАЯ́НС (франц. faїence, от на­зва­ния итал. г. Фа­эн­ца, од­но­го из цен­тров ке­ра­мич. про­из­вод­ст­ва), мел­ко­по­рис­тый ке­ра­мич. ма­те­ри­ал и из­де­лия из не­го. Для из­го­тов­ле­ния Ф. при­ме­ня­ют то же сы­рьё, что и для про­из-ва фар­фо­ра ; ме­ня­ют лишь ре­цеп­ту­ру (от­сут­ст­ву­ют или зна­чи­тель­но мень­ше плав­ней) и тех­но­ло­гию об­жи­га по­лу­фаб­ри­ка­та. Ф. по срав­не­нию с фар­фо­ром яв­ля­ет­ся по­рис­тым (во­до­по­гло­ще­ние до 9–12%), об­ла­да­ет мень­шей ме­ха­нич. проч­но­стью и хи­мич. стой­ко­стью, не про­све­чи­ва­ет в тон­ком слое, при уда­ре из­да­ёт глу­хой звук. Из-за по­рис­то­сти все фа­ян­со­вые из­де­лия по­кры­ва­ют сплош­ным сло­ем во­до­не­про­ни­цае­мой гла­зу­ри. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чил по­ле­вош­па­то­вый Ф. [60–65% пла­стич­ных ма­те­риа­лов (као­лин и гли­на), 30–36% квар­ца, 3–5% по­ле­во­го шпа­та]. Пер­вич­ный (утель­ный) об­жиг (1250–1280 °C) про­во­дят для при­да­ния проч­но­сти Ф., вто­рич­ный (по­ли­той, гла­зур­ный) при 1050–1150 °C – для рас­плав­ле­ния и за­кре­п­ле­ния по­рош­ка гла­зу­ри, на­не­сён­но­го на по­верх­ность из­де­лия по­сле утель­но­го об­жи­га. При из­го­тов­ле­нии круп­ных са­ни­тар­но-тех­нич. из­де­лий из Ф. обыч­но при­ме­ня­ют од­но­крат­ный об­жиг, при ко­то­ром про­те­ка­ют про­цес­сы спе­ка­ния фа­ян­со­вой мас­сы, плав­ле­ния гла­зу­ри и об­ра­зо­ва­ния кон­такт­но­го слоя ме­ж­ду по­рис­тым ма­те­риа­лом и гла­зу­рью. На хо­зяйств. Ф. (в осн. сто­ло­вая по­су­да) по­сле 1-го и 2-го об­жи­га раз­ны­ми ме­то­да­ми на­но­сят ри­сун­ки над­гла­зур­ны­ми крас­ка­ми, ко­то­рые за­кре­п­ля­ют в 3-м об­жи­ге при 700–900 °C.

Источник

История русского и европейского фаянса

Сегодня на прилавках магазинов можно встретить широкий выбор великолепной посуды по приемлемой цене. Внешне она выглядит очень изящно и тонко, кажется, что это фарфор. Но это не так. В большинстве случаев это фаянсовые изделия. Они привлекают всё больше хозяек, потому что они украшают стол и стоят относительно дёшево. А если такая посуда разобьётся, то принесёт меньше потерь, чем дорогая, фарфоровая. Что же такое фаянс? Как его изготавливают? Какие его преимущества? В статье найдутся ответы на эти и другие вопросы.

материал фаянс что это такое. lazy placeholder. материал фаянс что это такое фото. материал фаянс что это такое-lazy placeholder. картинка материал фаянс что это такое. картинка lazy placeholder. Том 33. Москва, 2017, стр. 217-218

Фаянс — это керамика, покрытая прозрачной или непрозрачной глазурью. Его состав содержит те же компоненты, что и фарфор: каолин, кварц, полевой шпат. Однако пропорция у них разная.

Материал бывает четырёх видов: твёрдый, мягкий, полевошпатный, известковый. Первый, кстати, применяют именно для изготовления посуды.

Высшим сортом фаянса считается опак.

Благодаря особой технологии обжига и высокому содержанию глины, посуда из фаянса имеет мелкопористую структуру, а это значительно повышает качество готового изделия. Однако существуют и недостатки такой посуды. Со временем на поверхности появляются микротрещины, что в будущем приводит к её разрушению.
Но всё же посуда из фаянса — это красивая, яркая гамма цветов, плавность форм и утончённость линий. Чего часто не хватает в фарфоре. Почему же так? Многогранность цветов возможна в фаянсовой посуде благодаря низкой температуре обжига. Именно из-за этого на изделиях из керамики можно видеть сочные цвета и разнообразие росписей.

История гласит, что фаянсовые изделия были ещё со времён Древнего Египта и Месопотамии. Конечно, они не походили на сегодняшние. Потому что состав и технология изготовления совершенно отличались от современных.
Первой страной, создавшей качественную посуду из этого материала, была Италия. В XVI веке, в итальянском городе Фаэнца впервые изобрели предметы из фаянса, которые по своим характеристикам такие же хорошие, как и современные.

Европейский фаянс

Многим известно, что в Европе всячески пытались воссоздать китайский фарфор, славившийся своей прозрачностью и хрупкостью. Методом проб и ошибок мастера делали различные смеси, чтобы найти секрет высококлассного фарфора. Однако у них получился фаянс. Они создавали фаянсовые вазы, статуэтки, чашки, тарелки и прочее, называя сорт материала мягким фарфором. Выглядело действительно похоже, ведь изделия покрывались белой глазурью и наносилась традиционная китайская роспись. Но, как только эту посуду брали в руки, сразу понимали, что это не фарфор. Фаянсовая посуда была тяжелее, имела толстые стенки, не имела характерного звука при лёгком ударе палочкой. А из-за толщины стенок маленькие кружечки и чашечки вообще не удавалось создать.

материал фаянс что это такое. lazy placeholder. материал фаянс что это такое фото. материал фаянс что это такое-lazy placeholder. картинка материал фаянс что это такое. картинка lazy placeholder. Том 33. Москва, 2017, стр. 217-218

Спустя время мастера начали изготавливать красивую глиняную посуду и стали называть её фаянсовой. Эти керамические изделия были безумно яркими, с разноцветной глазурью, с различными украшениями. Сейчас дизайн скромнее, но всё же встречаются необычные модели сервизов.

Российский фаянс

Появилась керамическая посуда в России в XVII веке. Тогда, правда, изделия были выполнены из майолики, которая очень напоминала фаянс. Производство быстро развивалось и уже в XVIII веке петербургские мануфактуры делали посуду высокого спроса.
В XIX веке на прилавках магазинов встречались в основном белые изделия. Другим направлением была полуфаянсовая посуда с синей росписью. Ее создавали гжельские мануфактуры и продавали на ярмарках.

Впоследствии на посуду из материала начали наносить изображения. Первыми это придумали мастера на фабрике товарищества Кузнецова. Они использовали опак, высший сорта фаянса, украшали его всевозможными рельефами, рисунками и цветной глазурью. Именно этот советский фаянс получил большой спрос у обычных жителей страны. Изделия отличались дешевизной при высоком качестве в художественном оформлении. Позже предприятие переименовывали два раза: сперва в «Завод имени М. И. Калинина», а потом в «Конаковский фаянсовый завод».

Конаковский фаянс

Это одно из первых предприятий по изготовлению посуды, основанное в 1809 году в г. Конаково Тверской области.

Дела этой фабрики сразу пошли вверх. Она славилась совокупностью интересных, красивых форм, высоким качеством и небольшой стоимостью продукции. Однако вскоре фабрику выкупил аптекарь и предприниматель А. Я. Ауэрбах. И всё было хорошо, предприятие расширяло масштабы, брало заказы у императорского дворца. Но, когда владелец скончался, наследники не смогли удержать завод на плаву и дела пошли на спад.

В 1870 году завод выкупил Матвей Кузнецов, который не побоялся взять все долги и ответственность на себя. К слову, на тот момент у него уже была своя небольшая фарфоровая фабрика. В 1889 году завод вошёл в “Товарищество фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова”. Это общество быстро расширялось. Керамические материалы применяли в совершенно разных сферах: сантехника, предметы интерьера, блюда, чайники и тарелки, и целые сервизы.
После революции и прихода советской власти все фабрики, включая эту, были национализированы.
8 сентября 1923 года переименовали и дали имя М. И. Калинина. А в 1929 году — в Конаковский фарфоровый завод.

Сегодня предприятие полностью заброшено и признано банкротом.

Работает только компания “Конаковский Фаянс” на базе художественной лаборатории.

Но, несмотря на всё это, фаянс из Конаково считается одним из лучших. Он очень разнообразен, подходил под любой дом, любой интерьер. Ассортимент насчитывал сотни предметов, что всего и не перечислить.

Семикаракорский фаянс

Впервые эти изделия свет увидел в 1972 году, когда открылся цех в г. Семикаракорске в Ростовской области. Открыл это дело Н. С. Арабский. Он принял решение расширить обычную гончарную мастерскую в керамических цех, где сперва изготавливались обычные тарелки с самой примитивной росписью.

Далее цех начал искать собственный стиль и изюминку. Началось всё с майолики. Этот материал они покрывали плотной глазурью разных цветов, наносили рельефы разной тематики. Арабский понимал, что ему нужны лучшие работники, поэтому пригласил Людмилу Алдошину и Александра Казанкова работать вместе для создания качественных изделий. По образованию они художники, их желанием было изобрести что-то новое в области росписи, что характеризовало бы именно Семикаракорский советский фаянс. Они плодотворно работали, изучали все возможные мотивы, народное искусство Ростовской области. На помощь пришли и другие художники, которые стали работать вместе.

В итоге пришли к выводу, что стоит расписывать изделия цветными жидкими глинами (ангобами). Этот приём раньше нигде не использовался. Директору понравилась идея, вскоре он открыл участок ангобной росписи, руководителем которого назначил В. Ткача.
Семикаракорский фаянс славился яркой, многогранной росписью, включающей в себя сюжеты из жизни казаков Ростова-на-Дону, а также всем известные орнаменты в виде букетов, где обязательно присутствовал центральный цветок.

Как делают фаянсовую посуду?

В качестве сырья используют беложгущуюся глину, каолин и кварцевый песок, при этом глины всегда больше.

Технология изготовления

Все ингредиенты перемешивают до однородной массы. Стоит отметить, что изделия создают двумя методами.

Метод заливки:

Метод формирования:

Независимо от того, какой метод выбран, на будущей чашке или тарелке выравнивают края, затирают стыки, создают гладкую поверхность.
Следующим шагом высушивают посуду. Для этого ее ставят в сушильную камеру на сутки при температуре 50 градусов. Влага полностью испаряется, изделие становится меньшего размера и приобретает белый цвет.
После производят обжиг. В отличие от фарфора, для фаянса используют температуру не более 1200 градусов.
Далее посуду декорируют, окунают в белую глазурь. Для второго обжига ставят в печь при температуре не выше 1000 градусов.
После этой процедуры глазурь становится прозрачной, краски ярче, а посуда более прочной.

Как ухаживать за изделиями

Фаянс — это прихотливый материал, который требует особого ухода. Первое, что нужно помнить — это то, что фаянсовую посуду, как и фарфоровую, следует мыть мягкой губкой в слегка тёплой воде мылом, а ополаскивать холодной. Мыть рекомендуется вручную.
Чашки, блюдца, тарелки из фаянса нельзя ставить возле горячей плиты, потому что от горячего воздуха глазурь начинает трескаться. По той же причине нельзя ставить фаянсовую посуду в микроволновую печь.
После мытья необходимо сразу вытереть посуду полотенцем или бумажной салфеткой насухо.
Чтобы края чашек не повредились, их не ставят друг на друга. А между тарелками можно проложить белую бумагу для лучшего сохранения.

материал фаянс что это такое. lazy placeholder. материал фаянс что это такое фото. материал фаянс что это такое-lazy placeholder. картинка материал фаянс что это такое. картинка lazy placeholder. Том 33. Москва, 2017, стр. 217-218

Эти простые, но такие нужные правила помогут наслаждаться превосходным внешним видом фаянса долгие годы.

Источник

Что такое фаянс и как его отличить от фарфора

И фарфор, и фаянс начинают свой путь из-под земли. Основным их компонентом является глина. И тот, и другой материал считаются разновидностью керамики, причем каждый из которых делается по своей технологии, имея свои отличительные характеристики. Поэтому часто можно услышать вопрос: — Что такое фаянс и чем он отличается от фарфора?

Исторический путь фаянсовой посуды

материал фаянс что это такое. posuda iz fayansa. материал фаянс что это такое фото. материал фаянс что это такое-posuda iz fayansa. картинка материал фаянс что это такое. картинка posuda iz fayansa. Том 33. Москва, 2017, стр. 217-218

Разновидность керамики – фаянс уже по одному своему названию дает подсказку о месте своего происхождения. Это Италия, городок Фаэнца, где в XVI веке начали изготавливать предметы из фаянса.

Хотя археологические данные дают другую информацию. При раскопках первые фаянсовые черепки посуды были обнаружены в Китае и Древнем Египте, внешний вид которых указывал на то, что этот керамический материал появился в IV-V веках. Затем осколки фаянсовых предметов находили в Японии, Корее и Иране.

Россия

В России впервые стали изготавливать майолику (разновидность керамики), напоминающую фаянс, в XVII веке. Затем в XVIII веке гжельские и петербургские мануфактуры начали успешно делать фаянсовую посуду массового спроса.

Конаковский фаянс в России известен многим. Начало этому делу положил промышленник М.С. Кузнецов, выкупив фарфоровый завод в Конаково в 1870 году. Воплощая свою главную идею, которая заключалась в доступности керамических изделий всем слоям населения, он наладил выпуск посуды из фаянса, причем достаточно успешно. Фаянсовые предметы пользовались большим спросом у населения и массово выкупались. В то время они были всегда колоритно-яркими, к тому же дешевыми.

Ростовская область так же славилась изготовлением самобытной керамики. Сюда можно отнести семикаракорский фаянс. Этот промысел берет свое начало из вековых традиций гончарного ремесла станицы казаков — Семикаракорской.

Отличительной чертой семикаракорского фаянса является роспись, выполненная в виде букетно-растительного орнамента, в котором всегда присутствует крупный, центральный цветок. Сюжетные композиции из жизни казачьего Дона на этих изделиях индивидуальны и выразительны.

Белоснежный, расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами тоже известен и любим многими. Семикаракорский, художественный промысел работает и по сей день, радуя любителей своими произведениями на этом виде материала.

Фаянс, что это такое?

материал фаянс что это такое. nabor iz fayansa. материал фаянс что это такое фото. материал фаянс что это такое-nabor iz fayansa. картинка материал фаянс что это такое. картинка nabor iz fayansa. Том 33. Москва, 2017, стр. 217-218

Сам состав фаянсового материала имеет те же компоненты, что и фарфор, только в другом соотношении. Эта базовая смесь состоит из каолина (белая, огнеупорная глина), кварца и полевого шпата. Разнообразный состав, в совокупности с другими элементами, делится на четыре типа фаянса:

Большое содержание глины и особенная технология обжига позволяет создавать фаянсовую посуду, имеющую свою техническую характеристику. Для ее изготовления чаще всего используют твердый тип фаянса. Этот материал имеет мелкопористую структуру, что, несомненно, улучшает его функциональные качества.

Посуда из фаянса со временем впитывает влагу и даже становится чуть больше своего первоначального объема (хотя на глаз это сложно увидеть). Это проводит к появлению мелких микротрещин на поверхности всей глазури в виде тонкой сетки-паутинки. Такая особенность негативно сказывается на сроке службы предмета, так как его поверхность разрушается, образовывая большие трещины и сколы. По этой же причине могут начать «протекать» фаянсовые вазы или оставлять «мокрый» след кружки и чашки.

Пористость материала так же отрицательно отражается на эксплуатационных качествах изделий. Фаянсовую посуду не рекомендуют мыть в посудомоечной машине, ставить в микроволновую печь и подвергать сильным термошокам. Фаянс не выдерживает высоких температур и начинает разрушаться.

материал фаянс что это такое. chajnyj serviz iz fayansa. материал фаянс что это такое фото. материал фаянс что это такое-chajnyj serviz iz fayansa. картинка материал фаянс что это такое. картинка chajnyj serviz iz fayansa. Том 33. Москва, 2017, стр. 217-218

За что тогда так любят фаянсовую посуду? За яркость красок,«надежность» форм и дешевизну. Низкие температуры обжига фаянсовых изделий позволяют использовать более широкую палитру цвета при росписи. Часто предметы имеют яркую, сочную гамму в рисунках, что, безусловно, не может не нравиться. Хотя в настоящее время встречается много белого фаянса.

Еще фаянсовая посуда отличается массивностью и плавностью форм. Своей «статью» добротные супницы и увесистые селедочницы с салатниками выглядят более надежно, нежели тонкостенный фарфор. И эта особенность не бывает не замечена практичными хозяйками.

Стоит отметить, что производство фаянсовой посуды всегда обходится дешевле, нежели фарфоровой, при этом сохраняются все экологические свойства материала. Поэтому посуда из фаянса являлась и является продукцией массового спроса и значения.

Путь изготовления

материал фаянс что это такое. serviz iz fayansa. материал фаянс что это такое фото. материал фаянс что это такое-serviz iz fayansa. картинка материал фаянс что это такое. картинка serviz iz fayansa. Том 33. Москва, 2017, стр. 217-218

Фаянсовая смесь в своем составе всегда содержит большое количество глины. Сам раствор изготавливается путем тщательного перемешивания ингредиентов с водой до получения однородной массы (шликера).

Изделия делаются методом заливки или формования — зависит от формы предмета. Процесс заливки выглядит следующим образом: Шликер (фаянсовая смесь) заливается в специальные гипсовые формы, внутренняя часть которых имеет слепок изделия. Залитая смесь отстаивается в этих формах, примерно, сутки. Затем слепок, который может состоять из нескольких частей, снимается и появляется готовое изделие. Оно пока хрупкое и всегда больше по размеру оригинала.

Метод формования происходит по-другому. Из смеси нарезают нужного размера заготовки. Затем эти части кладут в специальные формы и начинают быстро вращать в автоматическом режиме. Вся фаянсовая смесь в процессе вращения равномерно распределяется по внутренним стенкам формы. Таким образом на свет «появляется» планируемое изделие. Этим способом обычно изготавливаются объемные предметы: супницы, чашки, миски, вазы и прочее.

Все изделия обязательно проходят ручную доработку. Предметам выравнивают края, мокрыми губками затирают все стыки от заливки и формования, создавая идеально ровную поверхность.

Затем керамические изделия ставят в специальные стеллажи и закатывают в сушильную камеру, примерно, на сутки. При температуре 50 градусов вся лишняя влага из фаянсовой массы уходит. Подсохший материал приобретает белый цвет и становится меньше в объеме (правда, совсем немного).

Следующий этап – обжиг при температуре не выше 1200 градусов. Затем роспись — ручная или методом печати (деколь). После декорирования фаянсовые предметы полностью окунают в белую глазурь и снова помещают в печь для обжига при температуре не выше 1000 градусов.

После печи глазурь становится прозрачной и блестящей, что придает фаянсовой посуде дополнительную прочность и надежность. Краски после высокой температуры меняют свой цвет, становясь более яркими и сочными.

Фарфор и фаянс — отличия

материал фаянс что это такое. fayansovaya chashka. материал фаянс что это такое фото. материал фаянс что это такое-fayansovaya chashka. картинка материал фаянс что это такое. картинка fayansovaya chashka. Том 33. Москва, 2017, стр. 217-218

Основные отличия фаянса от фарфора видны и слышны. Зная их, можно безошибочно определять при покупке, какая посуда перед нами — фаянсовая или фарфоровая.

Первое важное свойство фаянса — «свое» звучание. При постукивании деревянной палочкой фаянсовый предмет издает глухой звук. Фарфоровое же изделие всегда «ответит» мелодичным звоном.

Второе свойство — массивность форм и нечеткость рельефов, к тому же фаянсовая посуда всегда толстостенна. Все рельефы на поверхности имеют плавные линии без мелких, четких деталей. На просвет предметы непроницаемы, через их стенки невозможно увидеть свет.

Третье свойство — цвет фаянса никогда не бывает белым. Всегда можно наблюдать кремовые оттенки и даже небольшие вкрапления в структуре материала на изломе.

И если совсем коротко, то фаянсовые изделия имеют глухой звук, светло-кремовый цвет, массивность.

Основное

Подведем итоги: Что такое фаянс? Это вид керамики, в состав которой входит большое содержание белой глины. Фаянсовые изделия считаются экологически безопасными и часто имеют яркую роспись в декоре. При постукивании издают глухой звук и отличаются своей толстостенной массивностью. Фаянсовые изделия не выносят больших перепадов температуры и срок их «жизни» бывает меньше, по сравнению с фарфоровыми предметами. Причина – пористый материал, способный впитывать влагу.

Источник

Фаянс: история появления, особенности производства, характеристики материала

Довольно часто простые обыватели, которые приходят в магазин для покупки изделий из обожжённой глины, задают консультанту вопрос: «Это настоящий фарфор или керамика?». На самом деле, все изделия, изготовленные из обожжённой глины, являются керамикой. Они отличаются друг от друга лишь составом, методом обжига, иногда методом росписи и функциональными характеристиками. Например, одним из наиболее популярных керамических материалов является фаянс.

материал фаянс что это такое. faience 2. материал фаянс что это такое фото. материал фаянс что это такое-faience 2. картинка материал фаянс что это такое. картинка faience 2. Том 33. Москва, 2017, стр. 217-218

Что такое

Фаянс – это особый тип материала, имеющий глиняную основу. Предметы, изготавливаемые из фаянса, чаще всего имеют белую окраску и плотную мелкопористую структуру. Состав материала включает лишь 85% глины, оставшиеся 15% занимают сторонние примеси.

Фаянсовые изделия нельзя назвать практичными. Высокая температура обжига и гигроскопичность делают их непрочными.

История появления

Фаянс берёт своё начало ещё в Древнем Египте и Месопотамии. Там изготавливалась особая посуда, которая по многим параметрам отличалась от привычной. Всему виной был специфический состав, в который входили весьма примитивные компоненты, а сам процесс производства был далёк от совершенного.

Материал, который по всем параметрам близок к современному фаянсу, появился несколько позже в Италии. Именно там мастера научились изготавливать посуду особым образом. Она не пропускала свет, имела толстые стенки, но при этом покрывалась глазурью (как и уже существовавшая на тот момент майолика). Своё название материал унаследовал от итальянского городка Фаэнца, где как раз в начале XVI века и начали активно изготавливать предметы из него.

Забавно, что добиться высокого мастерства в производстве фаянсовых изделий ремесленникам Англии и Франции удалось во время погони за секретами производства китайского фарфора. Смешивание различных компонентов, эксперименты с глиняным составом и обжигом не помогли получить идеальный китайский фарфор, но помогли получить практически идеальный на тот момент фаянс, который окрестили «мягким фарфором».

В Россию производство фаянса пришло поздно. Случилось это приблизительно в XVIII веке. До этого Российская империя закупала фаянс в английских и французских мастерских.

материал фаянс что это такое. faience 1. материал фаянс что это такое фото. материал фаянс что это такое-faience 1. картинка материал фаянс что это такое. картинка faience 1. Том 33. Москва, 2017, стр. 217-218

Особенности изготовления

Фаянс содержит лишь 85% глины, остальной состав включает неорганические добавки и примеси. Сам процесс изготовления материала далёк от простого. Идеальный фаянс получают при производстве, которое состоит более чем из 80 операций. Но для простого обывателя важны только 5 общих стадий:

Подобная технология продолжает совершенствоваться даже сейчас. Готовое изделие из фаянса обладает следующими характеристиками:

материал фаянс что это такое. faience 3. материал фаянс что это такое фото. материал фаянс что это такое-faience 3. картинка материал фаянс что это такое. картинка faience 3. Том 33. Москва, 2017, стр. 217-218

Страны-производители

С течением времени ситуация на рынке керамики практически не поменялась. До сих пор основными производителями фаянсовых изделий остаются Италия, Англия, Франция и Россия. Производство этого вида керамики налажено и в Америке (ещё с конца XVII века).

И хотя считается, что фарфорово-фаянсовая промышленность сейчас переживает не самые лучшие времена, всё ещё функционирует множество предприятий, занимающихся изготовлением продукции из данного материала.

Например, в России это:

Фаянс в России

Нужно сказать, что в России гораздо раньше появилась родственная фаянсу майолика. Она пришла в нашу страну в XVII веке. Фаянсовые же мануфактуры начали полноценно функционировать лишь в XVIII веке. Первыми предприятиями, которые начали производить фаянсовую посуду массового потребления, стали гжельские и петербургские мануфактуры.

Но, пожалуй, самым известным видом фаянса был и остаётся конаковский фаянс, который изготавливался на фарфоровом заводе в Конаково с 1870 года. Промышленник М.С. Кузнецов, выкупивший завод, мечтал сделать керамику доступной для всех слоёв населения. И ему это удалось. Производство фаянсовой посуды встало на поток, так что изделия раскупались населением массово. Такая посуда была яркой, привлекательной и при этом дешёвой.

Не менее популярным было и ростовское производство фаянса (семикаракорский фаянс). Особенностью их изделий была уникальная роспись, включавшая в себя букетно-растительные орнаменты.

Посуда из фаянса

Сейчас фаянсовую посуду чаще всего используют в кафе и ресторанах быстрого питания. Это вполне логично, ведь такая посуда более дешёвая в сравнении с фарфоровой, более доступная и более практичная (но при этом менее гигиеничная, чем фарфор).

Если вы решили приобрести фаянсовый сервиз для личного пользования, то учтите, что этот материал не переносит температурных перепадов, так что ему потребуется особый уход и условия хранения. Обязательно мойте изделия в тёплой (но не горячей!) воде, споласкивайте под холодной.

При нарушении условий эксплуатации или хранения изделия покроются мелкими трещинами и придут в негодность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *