материалы лесоустройства что это
Материалы лесоустройства что это
С 01.01.2022 ст. 68 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 304-ФЗ). См. будущую редакцию.
ЛК РФ Статья 68. Содержание лесоустройства
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
2. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
4. Используемые при проведении лесоустройства способы и методы, включая методы дистанционного зондирования, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, предусмотренной частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
Что такое лесоустройство
Что такое «лесоустройство»?
Лесоустройство — система государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышение продуктивности, воспроизводство, охрану и защиту лесов, а также повышение культуры лесного хозяйства. Лесоустройство включает в себя изучение лесорастительных и экономических условий территории, разработку проектов ведения лесного хозяйства обоснование объемы лесохозяйственных мероприятий и возможный размер пользования древесиной.
На данный момент лесоустройство регулируется лесным кодексом.
Лесоустройство как наука представляет собой учение об организации лесного хозяйства, государственной инвентаризации лесов и составлением перспективного плана развития лесного хозяйства.
Первый документ, который можно отнести к лесоустройству, был издан при Петре I в 1722 году. В данной вальдмейстерской инструкции предписывалось производить картирование и описание лесов. Но первый полноценный учет лесов был произведен в некоторых губерниях только в середине 19-го века.
На основании этих работ в 1845 году Государственное лесное управление выпустило первую русскую «Инструкцию для таксационных работ в лесных дачах, избираемых для ведения правильного лесного хозяйства». Её составителем был известный в то время специалист лесного дела Фёдор Карлович Арнольд. Всего за дореволюционный период было выпущено 14 лесоустроительных инструкций. В этих инструкциях применялись положения и принципы как предложенные в Западной Европе(прежде всего в Германии), так и оригинальные приемы разработанные с учетом специфических особенностей лесного хозяйства в России.
В первые годы советской власти лесоустройство основывалось на методической основе дореволюционного периода. Но уже в 1926 году выпускается составленная профессором М. М. Орловым первая советская лесоустроительная инструкция, учитывающая новые экономические и политические основы лесного хозяйства.
Далее был разработан ряд лесоустроительных инструкций(1937, 1938, 1941 и 1946 годы) в которых совершенствовались методы лесоустройства и принципы организации лесного хозяйства. С 50-х годов аэрофотосъемка становится технической основой лесоинвентаризации в части определения контуров выделов и составления планово-картографических материалов. С начала 60-х годов наряду с глазомерной начинают широко применяться выборочно-измерительная и перечислительная таксация леса, также внедряются счетно-клавишные и счетно-перфорационные машины для обработки лесоустроительной информации.
С начала 70-х годов обработка этой информации полностью осуществляется на ЭВМ.
Лесоустройство — вид лесохозяйственной деятельности, обеспечивающий проектирование мероприятий, призванных рационализировать воспроизводство, использование, защиту и охрану лесов, организовать повышение их устойчивости и продуктивности, а так же спланировать проведение работ, в результате которых будет дана оценка состояния лесов.
Документы лесоустройства по состоянию и наличию лесных ресурсов являются основной информационной базой технического проектирования в хозяйствах, использующих недревесные и древесные ресурсы, санитарно-гигиенические, природоохранные, экологические, рекреационные и другие полезные свойства лесов.
На их основе строится контроль за использованием и состоянием лесных богатств, отслеживается влияние отрицательных природных и антропогенных факторов, уровень хозяйственной деятельности и степень рациональности использования земель.
Лесоустройства разрабатывают систему мероприятий, обеспечивающих рациональное, неистощительное и непрерывное ведение лесного хозяйства, а так же пользование лесным фондом, включая эффективное воспроизводство, защиту и охрану древостоев.
Объектом является лесничество или лесопарковые зоны и их части – лесной участок, участковое лесничество.
Получение разносторонней и достоверной информации о ресурсах, динамике развития, состоянии лесов;
Создание и регулярное обновление базы данных по лесным ресурсам и лесному фонду, благодаря чему обеспечивается ведение государственного кадастра, реестра, составление документации на передаваемые в аренду участки, мониторинг;
Составление документов по реестру лесов, лесоустройству и лесных карт;
Осуществление контроля за реализацией лесохозяйственного регламента, плана субъекта, лесной декларации и проекта освоения лесов.
При лесоустройстве составляются базовые положения развития и организации лесного хозяйства; осуществляется разработка планов подсочки и рубок леса, материально-денежная оценка и отвод лесосечного фонда.
Ведется разработка планов:
– организации ведения хозяйства на сданных в аренду участках и рубок главного пользования;
– проектов использования и организации лесных участков, арендуемых в спортивных, туристских, культурно-оздоровительных целях.
Лесоустроительные работы проводятся по договорам (контрактам) лесоустроительных экспедиций и предприятий с местными органами исполнительной власти, а также с прочими организациями и предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность.
Взаимоотношения регулируются лесоустроительной инструкцией, а так же решениями, принятыми на совместных совещаниях. Лесоустроительные партии и экспедиции обязаны ежемесячно предоставлять акты сдачи-приемки выполненных работ.
Государственный учет и лесной кадастр ведутся на базе материалов лесоустройства по единой системе.
По завершении целевых обследований и инженерных изысканий составляются техпроекты на создание объектов лесохоздеятельности.
По материалам лесоустройства лесхозов проводится разработка сводного проекта ведения и организации лесного хозяйства, создается информационная база, составляются карты лесов.
Методы и виды лесоустройства
Основным методом лесоустройства является метод классов возраста, а в лесах с высокой интенсивностью ведения лесного хозяйства — участковый метод.
Метод классов возраста заключается в образовании хозяйств, хозяйственных секций, состоящих из совокупностей однородных по составу и производительности насаждений и не покрытых лесной растительностью земель, хотя и разобщенных территориально, но объединенных единым возрастом и способом рубки леса.
Все лесоустроительные расчеты при этом методе осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов насаждений хозсекций по классам возраста, а первичной учетной единицей является таксационный выдел.
Участковый метод лесоустройства заключается в образовании постоянных хозяйственных участков, представляющих собой один или совокупность таксационных выделов, которые хотя и могут отличаться по таксационной характеристике насаждений, но территориально объединены общностью типа лесорастительных условий, целью лесовыращивания и соответствующей ей направленностью комплекса проектируемых лесохозяйственных мероприятий.
Размеры пользования лесом, ухода за лесом, лесовосстановительных и других мероприятий при участковом методе лесоустройства определяются путем суммирования объемов, назначенных при таксации леса по каждому постоянному хозяйственному участку.
Первичной хозяйственной единицей лесоустройства является постоянный хозяйственный участок.
В освоенных лесах с интенсивным ведением лесного хозяйства и лесопользованием таксация леса осуществляется с максимально возможным сохранением контуров выделов, установленных предыдущим лесоустройством, и с учетом изменений, произошедших в результате хозяйственной деятельности.
В объектах с экстенсивным ведением лесного хозяйства лесные массивы, не затронутые хозяйственной деятельностью, в основном таксируются методом камерального лесотаксационного дешифрирования аэрофотоснимков с использованием материалов предыдущего лесоустройства, актуализированных по возрасту насаждений за прошедший ревизионный период.
Лесоустройство
Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях поселений и землях особо охраняемых природных территорий, где есть леса. Порядок проведения лесоустройства определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007г №377 были утверждены Правила поведения лесоустройства. Правила содержат 12 пунктов. Лесоустройство включает в себя:
а) проектирование лесничеств и лесопарков;
б) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
в) проектирование лесных участков;
г) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков;
д) таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);
е) проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Проектирование лесничеств и лесопарков осуществляется в целях установления количества лесничеств и лесопарков, а также закрепления на местности местоположения их границ.
В ходе проектирования осуществляется деление территорий лесничеств и лесопарков на лесные кварталы.
При проектировании лесничеств и лесопарков составляются:
ведомости и схемы проектируемого деления лесов на лесничестве и лесопарки, а территорий лесничеств и лесопарков – на лесные кварталы с указанием номеров лесных кварталов;
пояснительная записка с обоснованием соответствующего деления.
Проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов.
Подразделения лесов на виды по целевому назначению осуществляется путем отнесения:
а) к эксплуатационным лесам лесов, которые подлежат освоению в целях обеспечения устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов;
б) к защитным лесам лесов, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями;
в) к резервным лесам лесов, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины.
Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливается по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей в границах лесничеств и лесопарков, закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указываются на картах лесов.
Проектирование особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах, защитных лесах и резервных лесах осуществляется в целях выделения относительно небольших участков леса, имеющих важное значение для выполнения берегозащитных, почвозащитных и других функций. Их границы устанавливаются по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей, а также по лесотаксационным выделами, закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указываются на картах лесов.
По результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков составляются:
а) ведомости и схемы проектируемого деления лесов на эксплуатационные леса, защитные леса и резервные леса в пределах лесничеств и лесопарков с указанием номеров лесных кварталов;
б) пояснительная записка с обоснованием соответствующего подразделения лесов;
в) ведомости проектируемых особо защитных участков лесов с указанием номеров лесных кварталов и лесотаксационных выделов;
г) пояснительная записка с обоснованием выделения особо защитных участков лесов.
Проектирование лесных участков в пределах лесничеств и лесопарков осуществляется в целях организации использования лесов. При проектировании лесных участков определяются их местоположение, границы по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, площадь и иные количественные и качественные характеристики. Границы лесных участков закрепляется на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) обозначаются на картах лесов.
По результатам проектирования лесных участков составляются:
ведомости и схемы проектируемых лесных участков;
пояснительная записка с обоснованием проектируемых лесных участков и указанием номеров лесных кварталов и лесотаксационных выделов.
Таксация лесов производится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в пределах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определения преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, естественного возобновления древесных пород и кустарников, а также других показателей, характеризующих лесные ресурсы.
По результатам проведения таксации лесов составляются таксационные описания и картографические материалы, по лесным участкам, лесничествам и лесопаркам.
Все геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Законом от 26.12.1995г. №209-ФЗ «О геодезии и картографии».
Проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется по результатам проведения таксации лесов.
По результатам проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов составляются соответствующие ведомости по лесным участкам, лесничествам и лесопаркам.
Лесоустройство проводится в соответствии с лесоустроительной инструкцией, утверждаемой Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В инструкции определяются особенности проведения лесоустройства на землях обороны и безопасности и на других категориях земель. Такая инструкция принята приказом МПР 6.02.2008г. №31 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции». Инструкция содержит 86 пунктов сгруппированных в 9 разделов и 19 приложений.
Материалы лесоустройства является основанием для разработки лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, проектов освоение лесов и внесений в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.
Проектирование лесничеств и лесопарков, а также закрепление на местности местоположения их границ, проектирование эксплуатационных лесов, резервных лесов, ценных лесов, особо защитных участков лесов и закрепление на местности местоположения их границ обеспечиваются Федеральным агентством лесного хозяйства.
Выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Законом. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд».
Проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположении их границ, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов обеспечиваются:
а) по результатам размещения государственных или муниципальных заказов:
органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления – в отношении лесных участков, находящихся соответственно в собственности субъектов РФ или муниципальных образований;
Федеральным агентством лесного хозяйства – в отношении лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в границах лесничеств и лесопарков, которые не передаются для полномочий органам государственной власти субъектов РФ;
органам исполнительной власти субъектов РФ – в отношении лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, за исключением лесных участков в границах лесничеств и лесопарков, которые не передаются для выполнения полномочий органам государственной власти субъектов РФ;
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования – в отношении лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности – в отношении лесных участков, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности;
Все основывается на материалах лесоустройства
Лесоустройство и межевание
Прошлая лесоустроительная инструкция предписывала границы лесхоза и других землепользователей согласовывать с районными органами землеустройства. Границы земель лесного фонда государственных лесхозов и сельхозорганизаций опознавались по аэрофотоснимкам и наносились на планшеты с указанием направления и протяженности линий, составлялся геодезический журнал. В случаях, когда натурные границы не совпадали с очертанием границ на планах внутрихозяйственного устройства, за истину принимались последние. Границы лесов в сельских лесхозах проходили по сельскохозяйственным угодьям (по естественным рубежам). Прием и передача лесных участков с отчуждением из земель гослесфонда оформлялись актами приема-передачи земель и учитывались в лесной картографии. Площади лесничеств и лесхоза в учете лесного фонда определялись с учетом земельного баланса райкомзема, поэтому имели значительные невязки.
Новый Лесной кодекс (2007 года) и лесоустроительная инструкция границы лесничеств и площади определяют на основании материалов межевания с учетом изменений, зарегистрированных в кадастровой палате. При этом границы лесных участков определяются по фотопланам, а площади в результате интерактивного вычисления. Арендаторы участков лесного фонда межевание выполняют за свой счет, приглашая для исполнения работ частные и государственные землеустроительные конторы.
Практика показывает, что межевание частными конторами происходит со значительными ошибками. «Севлеспроект» столкнулся с такими ошибками при выполнении работ по межеванию и постановке на кадастровый учет Чагодощенского и Белозерского лесничеств (ООО «Перспектива» в Белозерском лесничестве). Межевание и постановка на кадастровый учет лесов сельских участковых лесничеств связано с проблемами их регистрации в кадастровой палате, как «земель сельхозназначения» и выделения из общей площади этих земель сельскохозяйственных угодий и лесов.
Таким образом, новое лесное законодательство неразрывно связывает землеустройство и лесоустройство. При планировании работ это обстоятельство надо иметь в виду. Причем, землеустроительные работы должны проводиться до начала лесоустройства, поскольку требуется первоначальное определение границ объекта лесоустройства и его площади. При межевании границ лесничеств целесообразно межевать и границы арендованных участков лесного фонда. Такой подход удешевляет работы и исключает ошибки.
Натурные границы лесничеств и состояние квартальной сети по приказу Рослесхоза в прошлом обязаны были поддерживать в надлежащем виде (разрубать, расчищать, восстанавливать наземные знаки) лесхозы. При лесоустройстве цикла 1996 – 2006 годов восстанавливались только незначительные по протяженности утраченные участки просек и границ. На практике многие просеки и границы, особенно проходящие по молоднякам, утрачены. Череповецкое лесничество имеет только проект границ, который не был вынесен в натуру.
Лесоустроительные действия предусматривают (как отдельный вид работ) вынос границ лесничеств в натуру, прорубку и прочистку просек, изготовление и установку наземных знаков. Объемы этих работ весьма внушительные: только протяженность квартальных просек по Вологодской области составляет более 200 тыс. километров, квартальных и визирных столбов насчитывается около 125 тыс. штук. Для исключения межполосицы (чередования участков бывших сельских лесов и государственных лесничеств с большой протяженностью границ) потребуется организовать единую квартальную сеть государственных и сельских лесничеств, путем прорубки новых квартальных просек, являющихся развитием существующей прямолинейной квартальной сети гослесничеств и установкой наземных знаков в виде квартальных столбов.
Эти работы трудоемкие: бригада из двух рабочих в день прорубает в среднем 1-1,5 километр или прочищает 2-3 километра просек, изготавливает и устанавливает до 5 квартальных столбов. Потребуются сотни сезонных лесоустроительных рабочих ежегодно только на эти работы. При ответственном отношении и контроле со стороны лесоустройства эти работы за год до начала полевого сезона, конечно, могут выполнить и лесхозы.
Современные геониформационные системы и точность работ по межеванию потребуют выполнения опознавания (характерных точек, пересечений просек и границ) и привязки опознанных точек к координатам с использованием GPS-приемников.
Лесоустройство и Государственная инвентаризация лесов
Государственная инвентаризация лесов области началась в 2007 году с проектирования мест расположения площадок в Верховажском лесничестве. Для стратификации насаждений по установленным показателям использовались материалы лесоустройства 2004 года. В 2008 году работы по закладке пробных площадей продолжились в Бабаевском, Вытегорском, Вожегодском, Белозерском и Нюксенском лесничествах. Одновременно с закладкой проб выполнены работы по оценке эффективности мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. В 2009 году эти работы проводятся в Вашкинском, Верховажском, Кирилловском, Кич-Городецком и Тарногском лесничествах площадь с закладкой фиксированных круговых площадок в количестве 266 штук Проверка эффективности выполненных мероприятий осуществляется по статистически подобранному перечню участков в Вашкинском и Кич-Городецком лесничествах. Для планирования мест расположения площадок и привязки их к координатам в 2008-2009 годах выполнена оцифровка недостающих картографических материалов лесоустройства прошлых лет. Стратификация выполняется на актуализированных материалах таксационных описаний, полученных от Комитета по лесу.
Для выполнения работ в 2009 году организовано 3 партии по закладке пробных площадей и 2 партии по оценке мероприятий. В составе партий работы выполняют 15 инженеров-таксаторов.
Очевидна единовременная организация проведения работ по ГИЛ и лесоустройству. Такое заключение строится на том основании, что в регионе нет других подготовленных исполнителей, кроме таксаторов; для лесоустройства и инвентаризации установлен одинаковый период повторяемости – 10 лет; материалы лесоустройства и инвентаризации создаются на одной топографической и информационной основе, таксатор ходит по одним и тем же просекам. Наконец, доводом может служить и то, что при единовременной организации обеих видов работ будет тратиться меньше федеральных средств. Оба вида работ будут обогащаться и дополняться взаимной информацией, будет оценено больше участков с мероприятиями по охране и воспроизводству лесов. Будет использоваться один инструментарий и программное обеспечение.
Государственная инвентаризация в своих результатах будет учитывать реальные изменения в лесном фонде, как в отношении возрастного и породного состава, так и в отношении категорий защитности лесов. Будут выполняться требования всех уровней управления и использования лесов при меньших затратах.
Лесоустройство и лесопользование
Лесопользователя не интересует агрегированная информация, получаемая в результате Государственной инвентаризации лесов. Поэтому в первую очередь в материалах лесоустройства, и, особенно, в материалах таксации (оценки ресурсов) заинтересован лесопользователь. Основная задача лесоустройства – поставлять достоверную картографическую и таксационную информацию на повыдельном уровне до лесопользователя и регионального управляющего лесами. В ревизионном периоде (когда прошло 10 и более лет) только таксатор может выполнить оперативное уточнение таксационных характеристик лесов. Эта выборочная участковая таксация должна выполняться с повышенной точностью, глазомерно-измерительными способами, соответствовать требованиям лесоустроительной инструкции. Материалы такой таксации необходимо принимать и учитывать в составе государственного лесного реестра. Усложнение (как того требует Комитет по лесу) приводит к удорожанию работ и неоправданным трудозатратам.
Лесопользователь получает лесной участок в аренду на основании аукциона, часто не зная его характеристик. До организации аукциона должно проводиться проектирование лесного участка, которое включает: межевание и постановку на кадастровый учет, таксацию участка, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, определение объемов допустимого изъятия лесных ресурсов, составление Проекта освоения лесов. Эти лесоустроительные действия должны оплачиваться как лесопользователем (победителем аукциона), так и собственником лесов – государством.
К сожалению, в лесоустроительную инструкцию не попали работы по отводу и таксации лесосек. На мой взгляд, это одна из важнейших процедур, которая требует навыков таксатора – специалиста высшей категории. Ведь именно здесь происходит оценка передаваемого частнику государственного имущества. В сегодняшней ситуации отвод зачастую делает сам неподготовленный лесопользователь без всякого контроля со стороны лесничества (ограничения 294 ФЗ). Последствия этих нарушений выявляются в процессе работ по мониторингу лесопользования, но тогда уже мало что можно исправить – можно только констатировать факт. Мы предлагаем эти работы (отвод и таксацию лесосек) поручать подготовленным специалистам лесоустройства.
По результатам таксации лесов арендованного участка леса или в целом лесоустройства лесничества должны вноситься коррективы в действующие Проекты освоения лесов. Эта процедура должна происходить с уточнением размера лесопользования, как в целом по лесничеству (если протаксировано вновь более 10% площади лесничества), так и по арендному участку.
Лесоустройство и документы лесного планирования
При разработке документов лесного планирования в 2008 году использовались материалы лесоустройства прошлых лет, давность по отдельным лесхозам которых превышала 10 лет. В соответствии с новым Лесным кодексом разработке Лесного плана и Лесохозяйственных регламентов должно предшествовать проектирование границ лесничеств и разделение лесов по целевому назначению и категориям защитности. Лесничества организованы путем слияния государственных и сельских лесхозов в пределах границам муниципальных образований. Границы участковых лесничеств сохранены. Этот проект был согласован и утвержден Рослесхозом до начала работ над основными документами.
Задание на разработку Проекта разделения лесов по целевому назначению и категориям защитности было получено уже в ходе работ над Лесным планом и регламентами. Было не совсем понятно: в какой очередности выделять категории защитности, как поступать с водоохранными зонами, лесами зеленых зон, защитными полосами вдоль областных дорог, особо защитными участками, ООПТ регионального значения. Имея поддержку Департамента лесного комплекса области, «Севлеспроект», как основной разработчик, взял на себя ответственность и выделил новые категории защитных лесов, согласовав их с заинтересованными Департаментами области.
Были сложности с установлением возрастов рубок для заготовки древесины. Приказ Рослесхоза рекомендовал применять дифференцированные в зависимости от производительности хвойных лесов возраста рубок, Департамент настаивал на применении действующих возрастов. Только после положительного заключения по Лесному плану Рослесхоз изменил приказ о возрастах рубок в отношении Вологодской области, оставив действующие.
В целом в Лесном плане и Лесохозяйственных регламентах приведено новое разделение лесов по целевому назначению на поквартальном уровне. Для планирования использования лесов этого достаточно. Для организации лесопользования требуется распространить эту информацию (разделение лесов по целевому назначению) на повыдельный уровень.
Структура документов лесного планирования должна состоять из базовой части, которая изменяется очень медленно (категории защитности, возраста рубок, размер заготовки древесины, границы лесничеств, хозчасти и хозсекции) и части которую необходимо корректировать по мере изменений (породный и возрастной состав, площади, запасы древесины).
Основанием для внесения корректив в документы лесного планирования могут быть: изменения нормативов, очередное лесоустройство, стихийные воздействия на больших площадях, хозяйственная деятельность. Документы лесного планирования не должны устаревать, должны отвечать требованиям текущего времени, быть актуальными.
К сожалению, процедуры внесения изменений в Лесной план и Лесохозяйственные регламенты, финансирования этих действий не установлены. Не определен исполнитель этих работ. Не разработан порядок надзора за исполнением положений этих важных документов.
На сегодняшний день запроектированные в Лесном плане объемы лесоустроительных работ не исполняются, инвестиции в лесное хозяйство не вкладываются, объемы заготовки древесины не выдерживаются, экономический раздел не работает. В целом для страны разрабатываются и утверждаются новые нормативы по лесопользованию и лесовосстановлению, в них заложена другая идеология. Они не учитывают региональные особенности.
Как быть при таких обстоятельствах? На наш взгляд, Лесной план должен содержать раздел или приложения в виде региональных нормативов охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесопользования. На этих нормативах должно производиться лесоустройство (таксация лесов, проектирование мероприятий, оценка их результатов) и эти результаты должны учитываться при корректировании Лесных планов и Регламентов.
Результатом очередного лесоустройства лесничества должен стать Лесохозяйственный регламент, в котором кроме характеристик лесов и нормативов должен приводиться анализ оценки эффективности выполненных в ревизионном периоде мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесопользованию за ревизионный период на основании мониторингов разного уровня, натурных осмотров и обследований при таксации.
Планирование лесоустройства
В прошлом цикле планирование лесоустроительных работ государственных лесхозов осуществлялось Рослесхозом по согласованию с субъектом. В первую очередь к лесоустройству планировались те лесхозы, у которых истек или истекал десятилетний срок давности. Минсельхоз по согласованию с Вологдасельлесом пытался подстроиться под график работ в гослесхозах, что не всегда получалось (Вытегорский, Верховажский, Нюксенский районы). В лесах ООПТ федерального значения и Министерства обороны лесоустройство проводилось по мере необходимости без согласования с субъектом.
Цикл лесоустройства лесхоза состоял из подготовительного периода (сбор материалов и аэрофотосъемка), полевого периода (таксация лесов, подготовка территории) и камерального периода (обработка материалов таксации, проектирование, изготовление материалов лесоустройства). Материалы лесоустройства лесхоз получал в лучшем случае к середине третьего после начала работ года.
Новый Лесной кодекс не определил понятия объекта лесоустройства, кто его планирует и источника финансирования работ. Лесной кодекс предусматривает шесть видов отдельных лесоустроительных действий, из которых три последних (по нашему убеждению и опыту) должны выполняться при лесоустройстве одной организацией.
Очередность проведения лесоустройства в области указана в Лесном плане. В год в среднем (при десятилетнем цикле) необходимо устраивать около 1,2 млн. га лесов. При планировании лесоустройства надо иметь в виду единовременное устройство лесов всех ведомств в районе, в том числе и ранее не устроенных лесов.
Техническое задание и договор должны содержать условия выполнения всего цикла лесоустроительных работ лесничества, в том числе и уточнение проектирования лесов по целевому назначению на повыдельном уровне. За год до лесоустройства проводятся подготовительные работы по сбору информации и уточнению проектировании целевого назначения лесов, аэрофотосъемке, межеванию и постановке (если этого не было сделано ранее) лесничества на кадастровый учет, восстановлению границ и квартальной сети, отграничению категорий защитных лесов. На следующий год выполняется таксация лесов, необходимые назначения, обследования и оценки мероприятий, обработка информации, проектирование объемов, разработка Лесохозяйственного регламента. Цикл лесоустройства сокращается до двух лет.
Приоритет в очередности планирования лесничеств к лесоустройству должен отдаваться тем, у кого больше аренды, инвестиционных проектов, интенсивность лесного хозяйства, истекает срок давности. В первую очередь надо планировать лесоустройство следующих лесничеств: Вологодское (1996), Вожегодское (1997), Сокольское (1997), Харовское (1997), Усть-Кубинское (1997) Бабаевское (1998), Вытегорское (1999), Чагодощенское (1999), Устюженское (2000), Белозерское (2001),. Во вторую очередь: Грязовецкое (1996), Шекснинское (1996), Вашкинское (2000), Череповецкое (2000), Кирилловское (2002), Сямженское (2002), В_Устюгское (2003), Верховажское (2004). В третью очередь остальные: Кадуйское (2000), Тотемское (2003), Нюксенское (2004), Тарногское (2004), Никольское (2005), Бабушкинское (2005), Междуреченское (2006), К-Городецкое (2006).
Планы лесоустроительных работ должны быть доведены до арендаторов участков лесного фонда, с целью заблаговременного планирования их участия в лесоустроительных работах на своих участках. Субъект так же должен предложить провести лесоустройство (одновременно с устройством лесничества) в районе и лесов на землях Особо охраняемых природных территорий, Министерства обороны, городских лесов, лесов муниципалитетов, ранее не устроенных лесов.
К сожалению, планированию лесоустроительных работ не способствует 94-ФЗ об организации конкурсов и аукционов. Нет уверенности, что эти работы будут выполняться именно специалистами нашего филиала.
Финансирование лесоустройства
Лесоустройство всегда было дорогим удовольствием. Финансирование лесоустройства в прошлые годы осуществлялось за счет средств федерального бюджета. Размеры финансирования, как правило, не покрывали затрат на производство работ, поэтому применялись самые простые методы таксации (глазомерные, дешифрирования), «доморощенная» технология работ, уменьшались до предела объемы обследований, сокращался километраж ходов, оставались не прочищенными просеки и не восстановленными границы. Это приводило к потере точности таксации, обесценивало материалы лесоустройства.
Недостаток финансирования плановых лесоустроительных работ компенсировался работами по хоздоговорам с арендаторами и другими потребителями лесоустроительной информации.
Договора с Рослесхозом заключались, а, следовательно, и финансирование начиналось в середине-конце второго квартала года. От арендаторов деньги начинали поступать сразу после заключения договора – это позволяло устойчиво работать в течение всего года.
Ситуация с порядком финансирования лесоустроительных работ в рамках нового Лесного кодекса до сих пор остается неопределенной. Мы предлагаем обязанности по финансированию лесоустройства разделить между Федерацией, Субъектом и Арендатором. Москва финансирует только основное базовое (уточнение разделения лесов по целевому назначению на повыдельном уровне, межевание и постановку на кадастровый учет лесничеств, аэрофотосъемку, дешифрирование, изготовление нормативного количества экземпляров материалов) лесоустройство. Арендаторы финансируют на территории своих лесных участков наземную глазомерную и глазомерно-измерительную таксацию, прочистку просек и восстановление границ, межевание и постановку на кадастровый учет, разработку Проекта освоения лесов, оплачивают свой экземпляр материалов лесоустройства. Субъект оплачивает лесоустроительные работы на свободной от аренды территории: прочистку просек и восстановление границ, постановку наземных знаков, разработку лесохозяйственного регламента, корректировку Лесного плана, материалы для государственного лесного реестра дополнительные (сверх инструкции) задания. Актуализацию прошлой таксации на хозяйственную деятельность и возраст всей территории лесничества (как гарантию завершения работ при отказе участвовать одного из арендаторов) должен оплатить субъект.
На Субъект следует возложить обязанности по координации заключения договоров на выполнение лесоустройства между арендаторами и лесоустроительной организацией, иметь возможность влиять на ход своевременного финансирования работ арендаторами. Не выполнение этих условий одним из арендаторов может повлечь срыв выполнения работ в целом по лесничеству.
Негативный пример выполнения своих обязательств по финансированию лесоустроительных работ имеет место в Верховажском и Тарногском сельских лесничествах со стороны ООО «Леспромсевер». Выполненные в 2007 году лесоустроительные работы до настоящего времени им не оплачены. Задолженность составляет более 5,1 млн. рублей.
В регионе, на наш взгляд, следует определиться с ценовой политикой на услуги по лесоустройству. Цена работ определяется технологией. Цена одинаковых видов лесоустроительных работ у различных организаций должна быть одинакова, поскольку должна соблюдаться единая технология и состав работ. Следует установить, путем расчетов затрат, стоимость единицы лесоустроительных работ при установленной нормативной технологии: 1 гектара таксации различными методами, в том числе и при отводе лесосек; 1 километра прорубки просек в различных типах насаждений; 1 километра прочистки просек в различных типах насаждений; 1 километра промера просек и границ; 1 километра выноса границ в натуру; 1 километра восстановления утраченных границ; изготовления и установки 1 квартального столба; изготовления и установки 1 визирного и граничного столба; 1 гектара камеральных работ с изготовлением лесоустроительных материалов; 1 гектара межевания и постановки на кадастр лесных участков; 1 проекта освоения лесов и другое.
Технологии лесоустройства
Камеральные работы более-менее обеспечены программными средствами, персональными компьютерами, множительной техникой, отработана и отлажена технология изготовления лесоустроительной продукции, в большинстве случаев исключен ручной труд.
При камеральных методах таксации недоступных участков (резервных лесов, свободных от аренды) должны использоваться интерактивные методы дешифрирования электронных аэрофотоснимков с получением страт одинаковых по таксационным характеристикам лесных участков. В лесу (в доступной части) глазомерно-измерительным методом определяется таксационная характеристика некоторой представленности страт. Усредненные таксационные характеристики страт распространяются на всю недоступную территорию.
Работа по таксации выполняется как 100 лет назад: пешие переходы от выдела к выделу, запись в карточку таксации, измерении и перечеты – при такой методологии вносится большая доля субъективизма и ошибок при последующей обработке.
Современные полевые компьютеры, программы актуализации, цифровые аэрофотоснимки, измерительные приборы, GPS-навигаторы позволяют организовать процесс таксации и обработки материалов непосредственно в лесу.
На наш взгляд это может выглядеть следующим образом:
— ГИС-база прошлого лесоустройства совмещается с цифровыми геопозиционированными аэрофотоснимками и планшетами лесничества с нанесенными мероприятиями ревизионного периода;
— В картографическую и таксационные части вносятся изменения на возраст и хозяйственную деятельность, уточняются категории защитности и особо защитные участки;
— В подготовительный период, при организации территории, с использованием геопозиционированного аэрофотоизображения, GPS-приемников и полевых компьютеров выполняется опознавание и привязка квартальной и граничной сети, границ разделения лесов по целевому назначению к координатам;
— Векторный слой уточненной квартальной сети, актуализированной повыдельной картографии с подложкой аэрофотоизображения заносится в полевой компьютер. В него же загружается актуализированная таксационная база в виде АРМ-таксатора. Программа должна обеспечивать корректирование таксационного описания и картографии в полевых условиях. По фактическим показаниям координат GPS-приемников корректируется положение границ выделов (лесных участков). В электронные ведомости заносятся показания измерений электронным дальномером высот деревьев и диаметров;
— Автоматическая регистрация результатов обработки, авторский логический контроль результатов обработки, назначение мероприятий, оценка мероприятий;
— Передача через Интернет результатов таксации в базовый компьютер для хранения и обобщения;
— По завершении полевого сезона обработка материалов таксации в целом по лесничеству, печать, проектирование, разработка Лесохозяйственного регламента и Проектов освоения лесов.
— К концу года – передача материалов заказчикам.
Такая технология таксационных работ значительно удешевит и ускорит лесоустроительное производство.
Аэрофотосъемочные работы при очередном лесоустройстве лесничества должны организовываться и осуществляться Рослесхозом через специализированные аэрофотосъемочные организации. В нашем регионе это «Балтаэросервис». Возможен и другой вариант, когда аэрофотосъемочные работы будет выполнять региональное подразделение Авиалесоохраны, с соответствующим образом подготовленным оператором и оборудованным воздушным судном. Это позволит оперативно снимать территорию при лесоустроительных работах на арендованном участке. Другой вариант оперативной цифровой съемки предусматривает использование беспилотных летательных средств.
Особенности организации лесоустройства в Вологодской области
Организация лесоустройства области требует некоторых новых методических подходов. Эти методики и рекомендации должны быть изложены в Положении о лесоустройстве области, которые должны быть обязательными для всех лесоустроительных организаций, занимающихся лесоустройством на территории Вологодской области. Указанные положения должны быть одними из основных приложений к Лесному плану области. В Положении обязательными для рассмотрения должны быть такие разделы:
— преобладающие породы, хозяйственные секции, хозяйственные части, возраста рубок – порядок их организации и выделения;
— приоритеты и порядок выделения категорий защитных лесов, основания для их выделения, (перечни водных объектов, дорог федерального и областного значения, населенные пункты и зеленые зоны, городские леса, леса ООПТ);
— особо защитные участки леса, принципы их выделения;
— проект квартальной сети лесничеств, порядок выноса его в натуру
— использование при таксации нормативно-справочной информации, таксационных таблиц и справочников;
— типы леса и типы условий местопроизрастания;
— таксация при отводе лесосек;
— лесотаксационное районирование и зонирование территории лесничеств;
— постоянные тренировочные полигоны, их обновление и использование;
— принципы проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;
— лесоустроительные совещания, порядок утверждения проектируемых объемов;
— особенности устройства лесов отдельных категорий целевого назначения;
— контроль лесоустроительных работ, приемка материалов лесоустройства;
— порядок внесения изменений в материалы лесоустройства.
Разделение (зонирование) территории лесничеств по методам и разрядам точности таксационных работ должно основываться на нормативах Лесоустроительной инструкции. К первому разряду таксации (более подробному, но и более дорогому) следует отнести лесные участки: в лесопарковых частях зеленых зон, научно-исторические леса, особо защитные участки лесов региональных ООПТ. Второй разряд таксации распространить на остальные леса. Резервные и бесперспективные участки лесов, свободные от аренды, следует таксировать самыми простыми методом (самыми дешевыми) – актуализации и дешифрирования. Участки приспевающих и спелых лесов в зоне аренды и закрепленные для использования местным населением, перспективные участки для проведения лесохозяйственных мероприятий первой очереди в зоне аренды и свободных от аренды, – таксируются измерительно-перечислительным методом. Остальные участки в зоне аренды и лесах местного значения таксируются глазомерным методом. Такое зонирование, показанное на схемах и в таблицах, позволит планировать финансирование лесоустройства.
В хозяйственные части местного потребления (для населения) включаются квартала свободные от аренды, примыкающие к населенным пунктам. Хозяйственные части местного потребления организуются для заготовки населением древесины для собственных нужд по договорам купли-продажи, пастьбы скота, сельскохозяйственного использования и других целей. Хозяйственные части местного потребления располагаются в эксплуатационных лесах. Перечень кварталов хозчастей местного потребления утверждается органами исполнительной власти субъекта по согласованию с муниципалитетом.
Предварительно, по опросу населения или по информации лесничества, выявляются места традиционного сбора ягод (черника, брусника, клюква, голубика, морошка, малина, смородина) и грибов (белые, подосиновики, маслята, лисички, грузди, волнушки, опята). В процессе таксации эти места обследуются с составлением паспорта ягодного или грибного участка (местоположение, проективное покрытие и видовой состав ягодников, условия и особенности произрастания грибов). Кроме того, определяются перспективные участки леса для заготовки пищевых ресурсов и технического сырья в транспортно доступной зоне (вблизи проезжих дорог, возле рек, около населенных пунктов). Все участки показываются на картографии и отмечаются в таксационных описаниях. В них проектируются мероприятия, способствующие сохранению и усилению плодоношения, улучшению условий местообитания.
В материалах лесоустройства лесничества должны быть сделаны предложения по комплексному (диверсификация) использованию лесных ресурсов на одном участке леса (аренды), то есть нескольких видов использования лесов, не противоречащих друг другу. Например, заготовка живицы и заготовка древесины, рекреация и заготовка пищевых ресурсов, охота и сбор не древесных ресурсов.
Изготавливаемые лесоустроительные материалы на бумажных и цифровых носителях (электронный вид, векторный слой) должны в первую очередь передаваться Комитету по лесу для ведения государственного лесного реестра, в лесничество для организации управления лесами и лесного контроля. Арендаторы получают лесоустроительные материалы только на территорию аренды при условии участия в лесоустройстве. При проведении лесоустройства на части территории лесничества (арендованном лесном участке) лесоустроительная организация обязана изготовить и передать лесоустроительные материалы на бумажных и цифровых носителях в вышеназванные организации. Лесоустроительные материалы должны передаваться в той оболочке и в том программном продукте, который используется для организации управления лесами и лесного контроля в субъекте.
Геопозиционированные лесные карты могут использоваться авиационными базами охраны лесов для организации авиапатрулирования и определения точного местоположения лесного пожара по координатам, передачи этой информации через Интернет для оперативного их тушения наземными средствами, при аэрофотосъемке.
Лесоустройство и 94 ФЗ
При условии софинансирования лесоустроительных работ субъектом и арендатором, 94-ФЗ может сыграть злую шутку: победителями конкурсов в Федерации и Субъекте могут оказаться разные организации.
Конкурс на базовое лесоустройство лесничества в соответствии с 94-ФЗ организует Рослесхоз. Техническое задание должно предусматривать сразу весь лесоустроительный цикл для данного лесничества. В конкурсе могут участвовать специализированные лесоустроительные организации или организации, имеющие аккредитацию в Рослесхозе. Лесоустроительная организация при этом должна иметь лицензии, подготовленных специалистов, опыт работ, выполнять одновременно землеустроительные и лесоустроительные работы. При определении победителя конкурса по Федерации должно учитываться наличие специализированных лесоустроительных организаций в регионе.
Субъект в соответствии с тем же законом должен организовать конкурс на свою часть лесоустроительных работ. Приоритет в определении победителя конкурса по субъекту должен быть отдан победителю конкурса Рослесхоза.
Арендатор должен заключить договор на выполнение лесоустройства своего участка с этим победителем.
Лесоустройство всех лесничеств области должна выполнять одна организация. Практика организации лесоустроительных работ области показывает, что привлечение для этого разных лесоустроительных организаций (особенно из других регионов) приводит к грубым искажениям характеристик лесного фонда. Не случайно ФГУП «Рослесинфорг» (а ранее и Рослесхоз) своим приказом закрепил за филиалами регионы ответственности за исполнением лесоивентаризационных работ.
На основании материалов нового лесоустройства в ревизионном периоде (при проектировании лесных участков, уточнении таксационных характеристик, таксации при отводе лесосек) локальное лесоустройство могут выполнять коммерческие организации, имеющие для этого аккредитацию или лицензии.
Вывод:
Лесоустройство области необходимо безотлагательно реанимировать. В функции лесоустройства необходимо передать: ведение государственного лесного реестра (непрерывного лесоустройства), разработку документов лесного планирования, ведение научно-производственных работ по лесной тематике, практическую подготовку таксаторов и инженеров кадастра лесных земель. Организовать и выполнить лесоустроительные работы в Вологодской области может только Северный филиал государственной инвентаризации лесов ФГУП «Рослесинфорг» «Севлеспроект».
Директор филиала ФГУП «Рослесинфорг»
«Севлеспроект» А.П. Шушарин