материнская депривация что это
Последствия материнской депривации у детей
На консультациях мамы довольно часто спрашивают меня, а так ли важно на самом деле уметь видеть потребности своего малыша и стремиться удовлетворять их. В пример приводят подруг, которые ничего такого не делали и на работу вышли, когда ребенку было три месяца. И я всегда говорю, что нужно смотреть на таких детей в старшем возрасте. Неудовлетворенные потребности всегда ведут к изменениям в поведении ребенка, к психологическим нарушениям, расстройствам сна и так далее. И с каждым годом такие дети становятся все «труднее». А исправлять ошибки всегда сложнее, чем сразу все делать правильно.
Хорошая статья педагога-психолога О.В. Жебит о том, к чему же ведет материнская депривация (неудовлетворение потребностей ребенка).
Материнская депривация
Материнская депривация ведет к разного рода изменениям в психическом развитии. Отклонения в психическом развитии, связанные с материнской депривацией, проявляются в разном возрасте по-разному, но все они обладают потенциально тяжелыми последствиями для формирования личности ребенка. Полноценное развитие ребенка возможно только в психологическом контакте с матерью. Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва.
В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития (отставание в общем и речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики); в дальнейшем проявляются и эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств, при нередкой склонности к страхам и тревоге, поведенческие отклонения (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте). Материнская депривация становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости.
Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве приводит к очевидной нормализации, но лишь во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может быть задержано, даже если депривация была прекращена до 12-месячного возраста. В целом, чем раньше младенца (до года) избавят от депривации, тем легче будет протекать его последующее развитие. При этом менее обратимыми являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и сильным межличностным привязанностям.
Разнообразные нарушения привязанности создают основу для развития невротической личности, так как они выводят ребенка на психологически рискованные пути развития. Так, недостаточная сформированность чувства привязанности или его расстройство может постепенно вырасти в личностные проблемы или психические заболевания.
Эмоциональная депривация, связана с недостаточной возможностью для установления интимного эмоционального отношения ребенка к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.
Последствиями таких травматичных для ребенка обстоятельств являются появление разного рода невротических реакций, появление апатии, вплоть до развития аутизма.
Наиболее яркое выражение последствий эмоциональной депривации наблюдается у детей, находящихся в домах малюток.
Портрет личности, формирующейся у ребенка, оказавшегося с рождения в условиях материнской депривации:
— агрессия по отношению к людям, вещам;
— чрезмерная подвижность;
— чувство собственной неполноценности;
— постоянные фантазии;
— упрямство;
— неадекватные страхи;
— сверхчувствительность;
— неспособность сосредоточиться на работе;
— неуверенность в принятии решения;
— частые эмоциональные расстройства;
— лживость;
— достижения, не соответствующие нормам хронологического возраста;
— неадекватная, чрезмерно завышенная или наоборот заниженная самооценка;
— говорение с самим собой и т. д.;
— пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности и т.п.;
— интеллектуальное отставание;
— неумение вступать в значимые отношения с другими людьми;
— вялость эмоциональных реакций;
— агрессивность;
— неуверенность в себе.
Депривация проявляется в социальной и нравственной дезориентации ребенка, его «психическом отчуждении», аддикциях, невозможности осваивать социально-одобряемые роли и высокие культурные ценности. У таких детей не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности, угол зрения смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция. Установлено, что тот, кто перенес в детстве материнскую депривацию, обычно продолжает испытывать недоверие к людям, к миру. Такие люди бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными.
Для нормального развития формирования личности и психики ребенка перенесшего материнскую депривацию, а также для его успешной социализации необходимо понимать причины, побуждающие его к отклоняющемуся поведению и уметь правильно на него реагировать.
Доверие к миру у детей, переживших материнскую депривацию, может возникнуть только через эмоциональную теплоту материнской заботы, а также через постоянство и повторяемость эмоционально-теплой заботы о ребенке. Любовь и тепло, так необходимое каждому ребенку независимо от возраста.
Понятие материнской депривации
Алла Богданова
Понятие материнской депривации
Тема «Материнская депривация»
Подготовила учитель-логопед Богданова Алла Борисовна.
«Только очень наивные люди думают, будто мир изменится от фраз, начинающихся со слова «пусть»: …»Пусть каждая мать воспитает хорошего человека, и мир превратится в рай». Пусть-то пусть, да не получается.
«Первое слово младенца — «мама».
Самое древнее слово, которое придумали первобытные люди, было именно «мама», а потому слово «мама» похоже во многих языках.
Уже младенец знает свою мать. Еще ни говорить, ни ходить не умеет, а уже тянет ручонки к матери. Узнает ее и на улице, когда она подходит, еще издали улыбается. Даже ночью узнает по голосу, по дыханию. Даже слепые от рождения и ослепшие дети, касаясь рукой лица матери,узнают ее и говорят:
«Мама — мамуся — мамочка».
Мама-это первое слово, мама-это главное слово в жизни каждого человека. Да так должно быть, но увы бывает такое как отказ, отстранение, отчуждение от своей кровиночки – это материнская депривация. Именно об этом и пойдёт речь.
Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Без сомнений, самое важное место в жизни ребенка отведено матери. Именно ее любовь и забота являются необходимым источником нормального психического и физического развития. Из-за многозначности понятия «материнская депривация» довольно сложно дать ему универсальное определение. Материнская депривация определяться как явление, обусловленное недостаточностью постоянного, тесного и стойкого отношения ребенка матери или другому значимому взрослому, заменяющему ребенку мать. Отсутствие матери или другого значимого лица в жизни ребенка уменьшает шансы последнего на нормальное развитие без нарушений. Актуальность темы обусловлена тем, что материнская депривация является мощным патогенным фактором в отношении целого ряда серьезных личностных расстройств. Наиболее ярко и отчетливо последствия материнской депривации проявляются у воспитанников детских домов, школ-интернатов. Исследования свидетельствуют о своеобразной, качественно иной картине личностного развития таких детей, особенно, если они оказались в таких условиях с рождения. Э. Эриксон в свое время утверждал, что ребенок в раннем детстве должен быть окружен близкими и доброжелательными взрослыми, иначе его развитие будет иметь своеобразные черты, граничащие с потологией.
Понятие материнской депривации
Дж. Боулби-утверждает, что маленькие дети нуждаются в устойчивых, продолжительных и нежных отношений со своими матерями, и что материнская депривация отсутствие таких отклонений может привести к душевному заболеванию и смерти. Мамы должны остоваться дома со своими детьми. Материнская депривация- теория, согласно которой плохие отношения ребёнка с матерью связаны с его проблемами во взрослой жизни. Депривация- полное лишение матери, ё отсутствие, длительное или временное, а также холодное безразличное. Даже краткие разлуки с матерью в детстве способны оказывать воздействии на жизнедеятельность взрослого человека
Э. Эриксон утверждал, что если ребенок в раннем детстве лишен общества близких и доброжелательных взрослых, то его развитие и формирование идентичности будет иметь своеобразные черты, граничащие с патологией.
Негативное влияние материнской депривации на психическое развитие ребенка отмечается в целом ряде психологических и педагогических исследований. Большинство исследований направлено на изучение особенностей и поведения детей, воспитывающихся в детских закрытыхучреждениях, детей-сирот, так как они представляют собой яркую
иллюстрацию «ребенка с депривацией». «Депривация у таких детей может проявляться как в виде легких изменений личности, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, так и грубых поражений развития личности.
Материнская депривация рассматривалась как тяжелое и необратимое состояние индивида, способствующее формированию специфического типа личности, характерной для воспитанника детского приюта. Дети, лишенные материнства, описывались как «потенциальные преступники», отличающиеся повышенной жестокостью и агрессивностью, отсутствием социально-этических норм в поведении.
Вывод очевиден: материнская депривация оказывает разрушительное воздействие на психику ребёнка и несёт за собой множество негативных последствий для всего общества в целом оно его разлагает. Я считаю, что и само общество виновно в этом. Учённые бьют тревогу, педагоги пытаются оказать помощь, а государство не особенно. Нужен пример для подражания, его нужно поощрять и ставить в пример.
Последствия материнской депривации были сформулированы в концепции в которой объясняют роль матери.
Роль матери в психическом развитии ребёнка
Как известно, семья может являться как мощным фактором развития эмоционально-психологической поддержки личности,так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении. К семейной атмосфере человек чувствителен на протяжении всей своей жизни, однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни.Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образов родительского поведения.
Как правило, первым человеком, который дает ребенку представление об окружающем мире и положении в нем является мать. Ребенок еще не родился, а его психологический проект уже существует в ожиданиях матери, она уже предполагает, что он обладает определенными чертами личности, характера и способностями. После рождения осознанно или неосознанно мать начинает воспитывать своего ребенка в соответствии со своим первоначальным проектом, согласно которому ребенку могут приписываться положительные или негативные качества. Формирование тех или иных личностных черт у ребенка происходит через создание матерью для своего ребенка зоны свободы или ограничений и запретов, говорящих о доверии или недоверии матери к своему ребенку. Именно этот посыл «считывает ребенок через свое бессознательное начало в общении с матерью.
Основы будущего материнства закладываются еще в родительской семье. Проведенные исследования В. И. Брутмана. А. Я. Варги и И. Ю. Хамитова на примере женщин-отказниц показали, что будущие отказницы отвергались своими матерями с детства, что привело к нарушению нормального материнского поведения. Неудовлетворенная потребность в материнской любви и признании не позволяет «отказнице» самой стать матерью. Ведущая потребность женщины с девиантным материнским поведением – получить любовь и признание своей родной матери. Такая потребность приводит к эмоциональной зависимости от матери и во многом блокирует личностный рост женщины, не позволяя ей самой в будущем стать матерью. Предполагается, что для формирования нормального материнского поведения необходима идентификация с матерью, а затем на ее основе – эмоциональная сепарация.
Реакцией на отсутствие материнской заботы может являться асоциальная агрессивность, замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению и глубокая тревожность. Для психического здоровья ребенка необходимо, чтобы его отношения с матерью приносили взаимную радость и тепло.
Исследования в клинической практике показали, что некоторые дети не выздоравливают без материнской заботы, несмотря на все старания медиков. Если рядом не было матери, они не умели сопротивляться болезни и почти всегда умирали. При материнской заботе они не только оставались живы, но выздоравливали быстрее и буквально расцветали.
Сирс установил, что дети матерей, которые только демонстрировали свою любовь к ним, а на самом деле были к ним равнодушны, проявляя любовь в обмен на послушание, и которые были нетерпимы к агрессивности, относились к матерям с выраженной зависимостью.
Г. С. Саливан считал, что в первые месяцы жизни младенцу свойственен особый вид физической эмпатии с материнской фигурой, так что младенец автоматически чувствует напряженное состояние матери. Если мать испытывает тревогу, ее испытывает и малыш; если мать спокойна, спокоен и малыш. Малышам необходимо чувствовать, что нахождение рядом с другими людьми в основе своей положительно и придает уверенность.
В случае, если окружающие ребенка люди, в первую очередь мать, являются гиперопекающими, запугивающими, раздражительными, сверхпедантичными, потакающими, неустойчивыми, придирчивыми, равнодушными у ребенка развивается не чувство принадлежности «мы», а напротив, возникает острая незащищенность и мрачные предчувствия, для которых К. Хорни использует термин «базальная тревога». Это чувство изоляции и беспомощности в мире, представляющемся ребенку потенциально враждебным. Мощное давление базальной тревоги в последующем не дает ребенку относиться к другим людям непосредственно, как подсказывают его реальные чувства, и вынуждает его найти иные пути обращения с ними. Он должен (бессознательно) вести себя с людьми так, чтобы это не возбуждало (или не повышало, а, скорее, смягчало бы его базальную тревогу. Особые установки, проистекающие из подобной бессознательной стратегической необходимости, определены как темпераментом ребенка, так и характером его окружения. Он может попытаться либо вцепиться в наиболее могущественное лицо из своего окружения, либо возмутиться и вступить в борьбу с окружением, либо захлопнуть перед другими двери своей внутренней жизни и уйти от них эмоционально. В принципе это означает, что он может идти к людям, против людей или прочь от них.
Исследование ряда психосоматических расстройств, в частности бронхиальной астмы и язвы желудка и двенадцатиперстной кишки показали, что ядро их составляет конфликт, состоящий в неразрешенной зависимости от матери. Вытесненная зависимость от матери является постоянной чертой, вокруг которой могут развиваться различные типы защит характера. Стремление к зависимости может возникнуть в результате того, что в детстве таких детей либо отвергали, либо баловали, соответственно, симптомы болезни выступают как реакция на фрустрацию стремления к зависимости.
Нарушение отношений между матерью и ребенком в дальнейшем может проявиться в возникновении различного рода девиаций в поведении ребенка. Исследование матерей агрессивных подростков показало наличие противоречивых родительских ожиданий со стороны матерей: данные матери хотели бы, чтобы их дети обращались к ним за помощью, при этом они также считали, что для мальчиков важно научиться решать свои проблемы самостоятельно. Ситуация, в которой мальчик поощряется и наказывается за одно и то же поведение, определенно делает его конфликтным и усиливает враждебность и чувство обиды. Кроме того, снисходительное отношение матерей к проявлению агрессии против себя способствовало проявлению агрессии дома и развитию агрессивного поведения в целом. Также если подросток воспитывается в семье, в которой его отвергает отец, а мать, в свою очередь, непоследовательна в своем отношении к зависимому поведению своего сына, то подростки в последующем начинают бояться и избегать тесных зависимых отношений.
Воспитывая девочку, мать также может столкнуться с рядом затруднений, связанных с формированием полоролевой идентификации у дочери. Отношения между матерью и дочерью рассматриваются в свете нескольких ключевых проблем, причем в центре стоит сложный процесс идентификации с матерью и отличения от нее. Протекающие между матерью и дочерью процессы идентификации и проекции ведут к передаче новых конфликтов мать-дочь от поколения к поколению. Именно при рождении дочери велика вероятность, что возродится и оживет отношение к собственной матери. При позитивном отношении к собственной женственности женщины фантазируют о своем собственном новом рождении в дочери. Согласно Бергману, рождение дочери может связаться с желанием, происходящим из периода кризиса повторного сближения,приводя к триангуляции в ряду нескольких поколений: быть маминым ребенком, и как мама, самой иметь ребенка.
Беньямин и другие исследовательницы с сожалением отмечают, что развитие автономии у девочки неизбежно останется недостаточным, пока она не сумеет воспринять и мать как автономный объект со своими собственными правами. А мать со своей стороны способна контролировать свои собственнические и идентификаторские инстинкты и воспринимать дочернюю индивидуальность лишь в том случае, если она сама приобрела достаточную дистанцию от подобной идентификации с собственной матерью. Я-идеал какой-то во всем хорошей матери, никогда не оставляющей ребенка, женский страх, легко ассоциирующий отдаление с разрывом отношений или чувство вины, связанное с агрессией периода сепарации, могут остаться в качестве рудиментов изначального взаимодействия маленькой дочери с матерью. Фрайди описывает матерей, которые после родов теряют всякий сексуальный интерес и как раз после рождения дочери уходят в мир без мужчин. Отрыв от такой матери вызывает у девочки особенно сильное чувство вины и ей страшно внутренне отмежевываться от матери, поскольку она чувствует ее разочарование и печаль.
Воспитание девочки матерью в неполной семье также в последующем отражается на ее развитии. Психоанализ указывает, что развитие девочки движется от привязанности к матери в направлении идеализации отца. В отсутствие отца такого движения не происходит, так как ориентиры движения утрачены. И оказывается, что ребенок не в состоянии преодолеть влияние психического поля матери. Даже когда отец ругает свою жену, он тем самым способствует сепарации детей от психологического поля матери, так как позволяет взглянуть на происходящее с другой точки зрения, заставляя задуматься, а действительно ли дело обстоит так, как говорит мать.
Девочка, растущая без отца, целиком поглощенная психологическим полем матери, не научается диссоциироваться от нее, от ее проблем, эмоциональных состояний. Необходимо, чтобы произошел объективный процесс сепарации-индивидуации в отношениях с матерью.
Вывод заключается в том, что в неполных семьях зачастую происходит формирование сверхзависимости между матерью и ребенком. Дети в таких семьях, не сумев построить собственный «Образ-Я», могут остаться с мамой и прожить с ней всю жизнь. При этом осознанно или неосознанно мать будет привязывать их к себе, испытывая страх одиночества и старости. Становясь одинокими людьми, такие «выросшие дети» испытывают повышенную тревожность перед миром, остро чувствую свою незащищенность и уязвимость. Их мучают страхи, они мнительны и подозрительны, ожидая от окружающих людей каких-либо неблаговидных поступков по отношению к себе. Часто такие негативные ожидания преувеличены и не связаны с реальным отношением к ним людей. Они стремятся найти защиту у мамы, которая, как им кажется, надежно, как «стена», закрывает их от агрессивного и непредсказуемого внешнего мира.
Однако нельзя говорить односторонне, обвиняя во всем только мать, которая в своем материнстве ищет путь спасения от одиночества. Вполне оправданно можно говорить и о вине ребенка – сына или дочери. Сына или дочь, вступающих в период подростничества или юности, можно обвинять в том, что они не борются за себя, за свое взросление и за свою самостоятельную жизнь. В определенном смысле они пользуются матерью, ее жизненной силой и опытом, испытывая страх перед взрослением. Ведь стать взрослым – это взять на себя обязательства, усвоить социальные нормы и запреты, принять долг любви, материнства и отцовства. Это все – тяжелый ежедневный труд, исполняемый не столько по желанию и в соответствии с принципом удовольствия, сколько по чувству долга и в соответствии с принципом объективно-необходимо
Психологический портрет человека с синдромом психологическая депривация.
1. Гиперактивность и проблемы с концентрацией внимания.
2. Упрямство, низкая самооценка и агрессия к окружающему миру.
3. Беспричинные фобии, нарушение психоэмоционнального баланса.
4. Замкнутость в собственном мире, отстование от сверстников в интеллектуальном развитии.
5. Отсутствие умения взаимодействовать с окружающими людьми.
6. Нарушение в развитии когнитивных навыков.
7. Эмоциональная нестабильность, апатия, отсутствие желания изменить свою жизнь к лучшему.
Если есть фактор материнская депривация- то это отражается на будущем потомстве ребёнка.
По словам психологов, дети-сироты редко обладают способностью построить крепкие отношения с противоположным полом и не понимают важность создания «ячейки общества». Они её не видели и не ощутили. Подобные проблемы, перенесённые во взрослую жизни выражаются в потребности ощущать поддержку от окружающих и получить их любовь, чаще всего это приводит к ипохондрии, частая смена половых партнёров и самоистязаний.
Опасность материнской депривации заключается в том, что люди, страдающие от этого синдрома, перекладывают свой» психический груз» на будущее потомство.
Почему же происходит материнская депривация? Многие психологи
говорят, что люди безответственно подходят к вопросу деторождению.
Ведь беременность- это важный этап человеческого развития и оно
должно быть осознанным и желанным,так как ещё находясь в животе
ребенок чувствует как к нему относятся, как общаются. Малыш узнаёт голос мамы в ответ нежно пинается в животике. Я здесь, я живой.
Мама должна осознавать, что она уже не одна, она несёт
ответственность за жизнь маленького человечка и с радостью
посвятить ему определённый период своей жизни.
Ведь мы за здоровое будущее, а будущее- это все мы. Это
продолжение счастья, радости, добра всего самого хорошего, так
давайте полюбим мир, себя и своего дитя.
Он сделает больно другому.
Он подарит тепло своей души окружающим.
То вся радость перейдёт нам и всему человечеству.
«Понятие «Педагогика сотрудничества» В условиях современных тенденций к гуманизации и широкой демократизации образования, становления в связи с этим нового педагогического мышления.
Фотоотчет посещения скульптурной композиции «Песня материнской любви» Фотоотчет посещения скульптурной композиции «Песня материнской любви» Жизнь у нас в Аскизском районе никогда не стоит на месте, она богата.
Картотека игр на понятие величины в подготовительной группе Подготовительная к школе группа «Новогодние елочки» Цель: закреплять умение пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров.
Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи 1.1 Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи Расстройство процессов становления произношения у детей с различными речевыми дефектами.
Общее понятие «Загадки». Виды загадок Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека. В загадке подчёркнуты главные.
Понятие и типы связной речи дошкольников В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности,.
Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков самообслуживания детей раннего возраста в условиях депривации» Воспитатель:Смердова Т. В 1 этап. Актуальность. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности,.
Виды депривации у детей раннего возраста, поступающих в дом ребенка Этапы педагогической поддержки детей раннего возраста Этап информированности о проблемах ребенка (знакомство с историей развития.