матерюсь на ребенка что делать
Что делать, если ребенок ругается матом: советы психолога
Матерщина, сквернословие, «острое словцо», «плохие» и «грязные» слова, «русский матерный» – как ни назови мы эту часть языковой культуры, она никак не вписывается ни в одну современную педагогическую систему. Использование этих слов в обществе неприемлемо, но допустимо в определенных кругах, в которые, само собой, дети не вхожи. Тогда почему ребенок ругается матом?
Из этой статьи вы узнаете
Почему дети матеряться
Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:
Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.
Виновато ли общество? Общество диктует общекультурные правила, навязывает стереотипы текущего времени. Но до 4–5 лет только семья может по-настоящему установить рамки, планку морали, этические нормы общения и приемлемый уровень личной культуры для маленького человечка.
Вербальная самозащита
Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.
Эффективная стратегия. Перестроить модель воспитания, исключив из нее абсолютные запреты. Активно поощрять использование альтернативы, игнорировать ошибки.
В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?
Эффективная стратегия. Важно, чтобы правила стали едиными для всех членов семьи. Детям непонятно, почему взрослым можно, а им нет. Девочке непонятно, почему значимым для нее мужчинам (отцу, брату, дедушке) можно применять мат, а ей запрещено.
Родительская невнимательность
Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.
Эффективная стратегия. Если родитель все же ощущает груз ответственности за своего педагогически запущенного малыша, но чувствует себя беспомощным, лучший путь – обратиться к специалисту. Получить от него необходимые педагогические советы и психологическую поддержку.
Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой.
Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.
Возрастная психология
Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:
Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.
Дети получают образование не только во время уроков. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца.
Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.
И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.
Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.
Ребенок матерится в возрасте 2-4 года
Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.
Младенец все понимает! Да, он может еще не различать смысла сказанных фраз, но все, что говорят родители, мозг впитывает, как губка. Впитывает и фиксирует на будущее. Слова, сопровождающая их эмоциональная окраска, жесты, мимика – все это малыш покажет на следующем возрастном этапе.
Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, — эталонные.
Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», значит, это действительно «фу, ка-ка!» И мама с папой эту «ка-ку» всегда обходят стороной. Не восхищаются ею и не приносят домой с улицы, пока ребенок не видит. То же и со словами: если они «плохие», то они под запретом независимо от присутствия ребенка. Их нельзя использовать никому и ни при каких обстоятельствах.
Я – сам, и я – как вы!
В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.
Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.
Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Продолжаем следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых.
Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.
Дошкольный возраст
В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы.
Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.
Речевой навык
Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.
Слова-связки
Когда в потоке озвученных детских мыслей маты проскакивают лишь для уточнения смысла или и вовсе к этому смыслу не привязаны, это слова-паразиты, значение которых не совсем понятно ребенку. Стоит поговорить с ним о том, для чего нужны эти слова и почему они уместны на стройке, но не подходят маленькой девочке с ангельским личиком.
Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.
Манипуляции
Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.
Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?
В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование.
«Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.
Важно! Какого бы происхождения ни были маты, в 4–5 лет с ними можно справиться путем диалога. Во-первых, выясните. Понимает ли ребенок смысл слов и фраз. Во-вторых, расскажите о нецензурной лексике как о части языка – не литературной, не приемлемой для культурного человека, но существующей в определенных кругах: среди людей рабочих специальностей, в бедных районах, в тюрьмах, бандитских компаниях, у пьяниц и наркоманов и т.д.
Прием 1.
Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.
Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и повысить самооценку ребенка через гордость за пращуров.
Прием 2.
Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.
Школьный возраст
Если до этого возраста от привычки сквернословить не удалось избавиться, то ребенок научится ее контролировать, приспосабливать к обществу, в котором находится.
Дома он будет переставать ругаться, а вот в дворовых играх вполне может и драться, и материться, «пока родители не смотрят». Казаться взрослым в среде сверстников – распространенный способ самоутверждения.
Вы же можете показать дошкольнику другие способы быть взрослым: контроль расходов, помощь по дому, участие в принятии решений, право на самостоятельный выбор (мебели, цветовой гаммы, подарка к празднику). Разговоры, терапевтические сказки, работа с психологом, смена обстановки – в ход можно пускать все средства. Но лучшее из них – собственный пример.
Пусть папа «бросает» ругаться вместе с сыном на условиях соревнования. Или подслушайте уличный диалог своего ребенка, а вечером за ужином отзовитесь без намеков: «Кто-то из ребят сегодня так страшно ругался, когда вы играли! Я случайно услышала и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов!» С совестливыми детками этот прием почти всегда срабатывает.
Внимательно отслеживайте, как и с кем общается чадо в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Старайтесь применить все возможные фильтры, чтобы уберечь своего несмышленыша от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».
На заметку! Учитывая, что мат в своем естественном виде есть выражение негативных эмоций, стоит обратить внимание на психологические качества растущего человека. Воспитатели должны быть уверены в том, что ребенок не отражает через дурную лексику свои страхи, обиду, душевную боль, озлобленность, месть.
Иначе стоит срочно обратиться к детскому психологу.
Подростковый возраст
Каждый родитель хорошо понимает, почему подростки матерятся. Для самоутверждения, для демонстрации своей взрослости, для управления ситуацией, для защиты от контроля старших. И несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неверно, применяя неэффективные стратегии:
Подросток хочет быть равным в правах, но не готов принимать равные обязанности. Он хочет быть взрослым, но ни психологически, ни физически не готов к взрослым нагрузкам. Оптимальный путь в общении с подростком – сотрудничество, партнерство с элементами зависимости ребенка от взрослого. Даже дружба здесь будет неуместна, поскольку друзья – это категория избранных, в которую родители не включаются.
Избирайте обходные пути. Помогайте ребенку-подростку самоутверждаться через творчество, спортивные достижения, успешное обучение. Поддерживайте кумиров сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.
Предложите разобраться в смысле любимой песни, как на уроке литературы. Позвольте ребенку спорить и аргументировать, поощряйте умение выражать мысль без мата. А заодно спросите, с какой целью автор рэп-сингла применил нецензурную речевую конструкцию: чтобы усилить эффект (так ведь есть и более яркие слова!) или просто рифмы другой не нашлось?
Не допускайте ошибки
Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила.
Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.
Педагогический климат
Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!
Будьте целеустремленными
В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.
Действуйте последовательно
Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»
Стыд – плохой помощник
Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.
Правильное порицание
Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.
Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:
Пустые запреты не имеют смысла
Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.
Простые приемы на каждый день
Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно сходить к психологу или поговорить один раз. Нужно постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и на каждом шагу в соответствии с возрастом помогать ему выстраивать правильное поведение. Постараемся резюмировать информацию в виде нескольких коротких рекомендаций.
С юной девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но даже самый яркий характер мальчика поддается коррекции. Возможно, нужен сильный авторитетный наставник на стороне – тренер или учитель. Чтобы перестать материться, ребенку потребуется время: тем больше, чем он старше. Поэтому не спешите получить быстрый видимый результат.
Делаем выводы
Кроха принес маты из детсада, дошкольник набрался «нового» на каникулах в деревне, школьник начал взрослеть и хорохориться перед одноклассниками, а подросток просто дорос до своего закономерного бунтарства. Для каждого возраста избирайте два параллельных пути:
Чтобы отучить маленькую дочку от ругани, достаточно переключить ее внимание на другие слова, а «плохие» проигнорировать.
В 4–5 лет почитайте добрые книги и сказки о послушных и добрых героях, а с дошкольником установите договор-соревнование.
С подростком договориться сложнее, в его мир нужно войти авторитетным союзником. А сделать это через запреты и наказания невозможно!
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_otuchit/rebenka_materitsya.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
«Как сапожник»: что делать родителям, если ребенок матерится?
Матерное слово, произнесенное ребенком, — шок для родителей. Мама и папа наивно верили, что их хорошо воспитанный малыш ни за что не станет нецензурно выражаться — ни в компании сверстников, ни тем более в кругу родных. Но дети зачастую в матерной брани не видят ничего предосудительного — подумаешь, это всего лишь слова. Родителям важно донести до ребенка, что матерная речь — худший способ коммуникации с окружающими. Но сделать это порой крайне сложно, особенно в периоды возрастных кризисов у детей. Поговорим о том, как отучить ребенка ругаться матом. Какие действия со стороны родителей помогут ему освоить культурный стиль общения, забыв о нецензурной брани?
В одной из российских школ среди старшеклассников был проведен интересный опрос с целью выявить, какое количество ребят матерится в школе. Негативное отношение к нецензурной лексике продемонстрировали только 54 % опрошенных. Остальные же подростки относятся к мату либо положительно, либо нейтрально. Когда детей попросили высказать свое мнение о нецензурной брани, звучали следующие мысли: «без этого не получается», «в определенном месте, в определенное время выражаться можно», «это помогает сокращать целое предложение до одного слова», «это помогает объяснить собеседнику то, чего он не понимает». [1]
Почему дети матерятся?
Первое, что приходит в голову взрослого человека, когда он слышит, как чужой ребенок матерится в садике или в школе — «куда смотрят родители» или «связался с дурной компанией». Это верно только отчасти. Среди юных матершинников есть дети и из вполне благополучных семей.
Научим ребенка чистой речи
Так почему ребенок начинает питать особую любовь к матерной речи? Причины могут быть разными:
1. Попытка привлечь внимание
Как обычно реагируют мама и папа, когда услышат, что их малыш случайно/неслучайно выругался матом? Начинается настоящая паника. Нравоучения, иногда строгие наказания, долгие разговоры «по душам». Ребенок, обычно лишенный такого повышенного внимания со стороны родителей, понимает, что «плохие слова» делают маму и папу немного ближе. Пусть даже внимание носит негативный характер — ребенку все равно, ведь родители наконец-то хоть как-то реагируют на него. Скорее всего, ребенок будет изредка пользоваться этим способом, чтобы обратить на себя внимание. [2]
2. Попытка самоутвердиться
Агрессивная речь с матами для многих становится проявлением силы. Таким образом люди пытаются показать свою власть, унизить или доказать правоту. Дети тут не становятся исключением. Для них нецензурная брань — один из самых простых способов показать окружающим (обычно сверстникам) свою независимость и «крутость», пренебрежительное отношение к правилам.
Вот почему винить в непотребном поведении ребенка плохую компанию — большая ошибка. Друзья не учат его материться, как это иногда представляю себе родители. Он сам принимает решение «обогатить» свою речь парой-тройкой матов, чтобы выделиться среди приятелей.
3. Месть или обида
Что говорят многие взрослые, попадая в неприятную ситуацию? Сгоряча в голову лезут только матерные выражения. И дети тоже так поступают, они же копируют поведение родителей. У них нецензурная брань точно так же становится проявлением злости, боли, сильной обиды.
Вот почему многие подростки, остро реагируя на критику взрослых, в порыве агрессии неприлично выражаются даже при маме и папе. Это попытка посильнее задеть близких, отомстить им. Это не поддается контролю, что поделать, ведь даже ребенок 5 лет может материться в ответ своему обидчику в песочнице. [2]
4. Негативный пример взрослых
Некоторые люди никогда и ни при каких обстоятельствах не матерятся. Но есть и те, для кого нецензурная брань становится своеобразным стилем общения. Не важно, какое настроение у человека, — буквально через каждое слово встречается мат.
Если для кого-то из родителей нецензурная лексика — это норма, с большой долей вероятности ребенок будет копировать именно такой стиль общения. Возможно, он и понимает, что это плохо, но не видит положительного примера, так как в семье общаются именно на русском матерном.
Каковы бы ни были причины использования ребенком мата, проблема требует грамотного решения. Многие могут возразить, что не надо драматизировать, ничего ужасного в этом нет, мол ребенок сам потом поймет, что это плохо. Но психологи непреклонны — постепенно это может перерасти в привычку, от которой сложно избавиться. Считается, что обилие в лексиконе бранных слов снижает интеллект, порождает вседозволенность в поступках и повышает уровень агрессии. [1]
Юные матершинники: возрастные особенности привычки материться
«Я не знаю, что делать – мой ребенок начал материться. Митя учится во втором классе. С поведением проблем раньше не было. Но недавно меня вызвали в школу — оказывается, сын матерится «как сапожник». Обзывает одноклассников и шкодит вместе со своими друзьями, срывая уроки. Я была в шоке! Дома он примерный мальчик. Что с ним произошло — не знаю. Как и где он нахватался этих словечек? Мы с мужем нормально общаемся, не материмся.
Узнала, с кем общается мой сын. Оказалось, что обычные ребята из вполне благополучных семей. Непонятно, откуда такое желание вести себя настолько маргинально.
Я и говорила с Митей, и наказывала его. Толку никакого. Учитель все равно продолжает жаловаться. Стыдно до ужаса за поведение сына. Не знаю, как реагировать».
— Оксана, мама 8-летнего Мити
По мнению психологов, с проблемой мата сталкивается практически каждый ребенок. И это нормально. Но вопрос в другом — будет ли нецензурная брань лишь кратковременным проявлением возрастного кризиса или постепенно трансформируется в естественный стиль общения. И тут важно, чтобы родители попытались держать ситуацию под контролем, не позволив ему свернуть «не туда».
Опросы показывают, что девочки-подростки чаще выражают резко негативное отношение к матерным словам — более 70 % опрошенных отметили, что не приветствуют брань. А вот мальчики в этом вопросе более лояльны — только 26 % опрошенных выразили свое негативное отношение к нецензурной лексике, тогда как остальные даже приветствуют такое поведение. [1]
Действия и реакция взрослых в ответ на ругательства должны зависеть от возраста ребенка.
2-4 года
До 4 лет малыши матерятся неосознанно по принципу «услышал — повторил». Естественно, они не понимают ни смысла слов, ни того, насколько они неуместны в определенной ситуации. Детям еще только предстоит научиться видеть разницу между «хорошо» и «плохо».
Детский сад и игровая площадка у дома — вот основные места, где малыш «учится плохому». Но нельзя винить только сторонние обстоятельства. Порой сами родители, общаясь между собой, совершенно не следят за тем, что говорят. Это только кажется, что малыш ничего не услышал и не понял. Скорее всего, он уже запомнил ваше выражение, особенно если вы акцентировали внимание на том, что вообще так говорить нельзя. И теперь при случае он обязательно произнесет выученное вслух. [2]
5-7 лет
Дошкольнику, наверное, уже объяснили, что есть такие «нехорошие слова», которые произносить ни в коем случае нельзя. И тут вполне можно ожидать того, что мат для ребенка станет своеобразным бунтом против установленных взрослыми правил.
Значения бранных слов ребенок, конечно, еще не понимает. Но вполне улавливает те эмоции и посыл, что они несут. Поэтому можно ожидать, что ребенок будет материться вполне осознанно.
Что делать, если ребенок матерится в 7 лет? Родители чаще даже не догадываются, что их малыш с удовольствием практикует бранные слова. Ведь он, боясь наказания, только со сверстниками ведет себя таким образом. Тут в работу должны включиться воспитатели и учителя в школе, чтобы вовремя донести до родителей суть проблемы.
8-10 лет
К этому возрасту ребенок уже четко понимает, где и с кем можно ругаться, а где этого лучше не делать. Младшие школьники с удовольствием копируют поведение старшеклассников, таким образом приобщаясь к миру взрослых. Они используют жаргон, чтобы влиться в коллектив сверстников.
Что делать, если ребенок в 9 лет матерится? Важно не упустить момент, когда еще не поздно донести до него, что нецензурная лексика — враг цивилизованного общения между людьми. И ни в одном приличном обществе его «крутость» не оценят, а скорее сочтут представителем низших слоев населения.
11-14 лет
Подростковый кризис — сложный период для ребенка. Он проявляется резким изменением поведения, в том числе и активным появлением матерных слов в речи.
Нецензурная брань для подростка — это выражение недовольства, попытка выделиться в коллективе сверстников и дать отпор «злым» родителям. Ребенок бунтует против всех и вся, доказывает, что он взрослый и самостоятельной. И маты, к сожалению, самый простой способ для подростка достичь желаемого.
Что делать, если ребенок старше 10 лет матерится? Подростковый период — тот самый момент, когда проще простого навсегда испортить отношения со своим ребенком. К проблеме мата взрослым стоит подходить максимально осторожно. Без скандалов, криков, угроз. Но и пускать все на самотек нельзя, иначе такое поведение ребенка грозит стать нормой. [3] Вы можете показать ребенку, как он выглядит со стороны, когда ругается, сняв на мобильный телефон. Тогда он сможет наглядно увидеть, что выглядит не круто, а скорее мерзко и смешно одновременно.
Что делать, если ребенок матерится в школе?
В школе ребенок получает знания. И это не всегда основы письма, чтения и математики. По мнению психологов, многие дети, которые раньше никогда не матерились, придя в первый класс, с большим удовольствием вставляют в свою речь бранные слова.
Мат в школе — это копирование поведения сверстников. В новом коллективе ребенку сложно, он пытается каким-то образом найти друзей, а еще лучше — стать «вожаком стаи». И если в конкретной компании кто-то материться, ваш школьник тоже попробует так делать. И вряд ли тут помогут разумные доводы родителей и наказания. [4]
Что делать родителям, если ребенок матерится в школе? Стоит поговорить с учителем и подробнее узнать о компании ребенка. Выясните, как они проводят время на переменах, в каких случаях матерятся. Когда маты — не единственное проявление плохого поведения в школе, в воспитательную работу включается школьный психолог. Единственно верное решение проблемы — спокойный диалог с ребенком. Он сам должен прийти к выводу, что мат — это не самое лучшее средство для коммуникации с окружающими. [4]
5 типичных ошибок родителей в борьбе с детским матом
Проблема детского мата совершенно точно требует решения. Но в ряде случаев родители перегибают палку.
Какие ошибки нельзя совершать, пытаясь «исправить» матерящегося малыша:
1. Делать из мухи слона
Отчитывая ребенка за мат, не стоит преувеличивать «ужасность» бранной речи. Это важно, поскольку многие взрослые ругают детей так, будто он совершил самое настоящее преступление. Важно донести мысль, что мат — это не «плохое поведение», а «некультурное поведение». Это совершенно разные понятия.
2. Ограждать ребенка от общения со сверстниками
Многие взрослые не находят никакого другого решения, кроме как запретить ребенку дружить с «плохими» ребятами. Это то, чего точно нельзя делать, если ребенок матерится. Ваши действия не сработают. Во-первых, в средней школе матерятся очень многие, а значит ему и вовсе придется переходить на домашнее обучение. А во-вторых, ребенок на ваши запреты отреагирует острой обидой и бунтом.
3. Запрещать мат «просто так»
Для взрослого совершенно понятна аксиома, что материться — это некультурно. Но для ребенка до 8 лет нравоучения взрослых — пустые слова. Поэтому упреки «не матерись, потому что я так сказала» работать точно не будут. Корректируя проблему, малышу нужно объяснить более понятно и доходчиво, почему бранные слова под запретом.
4. Стыдить ребенка прилюдно
Когда ребенок вдруг произносит бранное слово прилюдно, родителям хочется сквозь землю провалиться. Да, ситуация неприятная. Но это не повод прилюдно наказывать ребенка и стыдить его. Окружающие, скорее всего, скоро забудут об этой «оплошности», а вот ребенок то чувство стыда, что испытал, возможно, пронесет через всю жизнь. Лучшее решение — повременить с наказанием и воспитательную беседу провести уже дома.
5. Обобщать
Когда приходит время нравоучительной беседы и наказаний, многие родители перестают себя контролировать. Важно говорить именно о конкретном проступке ребенка, а не вспоминать его прошлые «грехи». Лучше воздержаться от слов «ты плохой/плохая, раз такое говоришь». Необходимо акцентировать внимание на том, что этот поступок малыша нехороший, а не он сам! А «глобальные» обвинения лишь пошатнут уверенность ребенка в себе.
Что надо делать, если ребенок матерится: 7 рекомендаций психологов
В борьбе с детским матом очень легко перейти ту грань, за которой воспитательная работа принесет больше вреда пользы, чем пользы. Обозначим полезные рекомендации, которые помогут взрослым взять ситуацию под контроль.
1. Отнеситесь спокойно
Ребенок никого не ударил, не мучил кошку, не сломал дорогую технику. Он произнес неприличное слово. Так стоит ли на это реагировать настоящим эмоциональным ураганом?
Постарайтесь сохранять спокойствие и обойдитесь без строгих наказаний. Это особенно важно сделать, когда ребенок матерится в 3-4 года. В этом случае попробуйте поступить так – вообще никак не реагируйте, будто ничего не слышали. Как правило, малыш сразу забывает о непонятном для себя слове, раз родителям все равно. А когда мама и папа реагируют бурно — злятся или, наоборот, смеются — ребенок понимает, что эти «странные» слова привлекают внимание, и будет проявлять еще больший интерес к ним.
2. Поймите, почему ребенок ругается
Прежде чем что-то делать, важно понять, почему ребенок старше 8 лет матерится. Именно в этом возрасте дети уже понимают, зачем вообще нужны нецензурные слова. Может, ребенок выругался, потому что ему больно или обидно, скопировав таким образом ваше поведение в аналогичной ситуации? А еще дети подросткового возраста матерятся, прощупывая границы дозволенного.
Надо понять мотивы. Спокойно поговорите с ребенком, чтобы выяснить, что побудило его перейти от нормальной речи к бранной. Видя ваше участие, он наверняка расскажет о провоцирующем факторе. И тогда можно уже действовать — рассказывать о правильном поведении в общественных местах и дома.
3. Если нужно, объясняйте значение слов
Распространенная ситуация — ребенок приходит с улицы и спрашивает у родителей, что означает слово «из трех букв». От кого-то услышал, а теперь ему важно знать, что же это такое. Не поднимайте панику, малыш всего лишь пришел за помощью. Лучше родителям рассказать о значении слова, иначе это сделают сверстники (и скорее всего, информация не будет верной). Спокойно объясните. А потом, конечно, уточните, почему его лучше не использовать прилюдно.
Не только ребенок до 7 лет матерится, не зная даже значения произносимых слов. Многие подростки тоже особенно не вникают в смысл нецензурщины. Ребенок рассуждает следующим образом: «так говорят все, а значит и мне можно». [2]
4. Скажите о своих чувствах
Вместо того, чтобы обвинять ребенка за то, что он ругается, подберите другие слова. Пусть они выражают ваши чувства и эмоции по этому поводу. Подойдут такие варианты: «мне неприятно это слышать», «я не могу прийти в себя от того, как ты говоришь».
5. Научите ребенка грамотно выходить из конфликтов
Если мат в речи ребенка появляется только как проявление агрессии, злости или обиды, задача родителей — научить его выходить из конфликтных ситуаций. В данном случае ребенок просто не понимает, как ему вести себя. И самое очевидное для него — «обругать» обидчика.
Поговорите и покажите, что вы понимаете, что он чувствует. Как можно доступнее объясните, что матерные слова — не помощники в конфликтных ситуациях. Они только еще больше разжигают ссору. Расскажите на примерах, как лучше проявлять свои негативные эмоции к собеседнику или обидчику.
Если у ребенка уже вошло в привычку именно матами решать конфликты и выражать свои чувства, то работа предстоит нелегкая. Воспитательные беседы нужно будет проводить после каждого неприятного инцидента. Но родителям стоит запастись терпением. [2]
6. Уважайте личные границы ребенка
Тревожные родители, которые хотят держать под контролем жизнь ребенка, часто нарушают его личные границы. Распространенная ситуация — просмотр переписок в соцсетях. И для взрослых становится настоящим шоком, что матов в переписках больше, чем нормальных слов. А дальше — скандалы, упреки, угрозы, наказания.
Младшие школьники могут спокойно реагировать на нарушение личных границ, но вот подростки точно этого не потерпят! Конфликтов не избежать.
Научитесь уважать своего взрослеющего ребенка. Если он матерится только с друзьями, не нарушая при этом дисциплины в школе, важно в который раз призвать на помощь спокойствие. Попробуйте донести до бунтующего ребенка, что мат (даже в компании приятелей), это не «крутость», а скорее проявление скудости лексикона. Возможно, ребенок совсем скоро и сам поймет, что вряд ли стоит завоевывать «статус» в компании хулиганов. [3]
7. Показывайте положительный пример
Пример родителей — основа гармоничного взросления и развития ребенка. И этот пример должен быть положительным. Дети нематерящихся родителей с большой долей вероятности даже в «плохой» компании не переймут нецензурный стиль общения.
Чтобы ребенок старше 6 лет даже и не захотел материться, установите в семье четкие правила — дома не выражаться. И следите не только за ребенком, но и за собой! Правила для всех, а значит и взрослым не разрешено использовать нецензурщину. Исключений быть не должно. Если ребенок видит, что вы сами нарушаете правила, то решит, что и ему дозволено так себя вести.
Что делать, если советы не помогают, и ребенок продолжает материться?
В ряде случаев даже грамотная стратегия родителей по отучению детей от мата не срабатывает. Не помогают ни спокойные разговоры, ни положительный пример. Значит пора обратиться за помощью к психологу, пока ситуация полностью не вышла из-под контроля, и ребенок не забыл, как общаться в адекватным способом.
Около 45 % старшеклассников во время проведения исследований на вопрос о том, что для них мат, заявили, что это привычка. Т. е. нецензурная брань уже настолько вошла в лексикон детей, что они перестают контролировать то, что говорят. И неважно, где они находятся — в компании сверстников, на уроке в школе или дома с родителями. Такова неутешительная статистика.
Речь с матами — это нездоровая модель поведения. У ребенка уже стало вредной привычкой выражать свои эмоции и чувства именно посредством нецензурной лексики. Но проблемное поведение можно скорректировать. На это направлены методики поведенческой психологии.
Одно их новых направлений — курс 7Spsy, который поможет избавиться от матов в речи и перестать сквернословить. Это запатентованная методика, основанная на теориях И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского и др.
Научим ребенка чистой речи
Пройдя тренинг, ребенок сможет скорректировать проблемное поведение. Он поймет, что маты — худший способ приобщиться к «крутой» компании сверстников. Нецензурная брань — не сближает, а наоборот, отталкивает культурных образованный людей. Усвоив позитивные установки, ребенку будет гораздо проще бороться с негативными эмоциями, которые часто становятся причиной вспышки агрессии и матерной брани. Он поймет, что из любого конфликта можно выходить более мирно, не задействуя оскорбления.
Психологический курс по технологии модификации поведения 7Spsy проходит в удобном дистанционном режиме. Он рассчитан на срок до 6 недель. При этом ребенок занимается сам, родителям потребуется только напоминать о занятиях с психологом. Все необходимые консультации и ответы на вопросы он получит по телефону, через e-mail или в онлайн-чатах.
Многие взрослые четко понимают, насколько неуместны бывают сказанные нецензурные слова. Но ребенок только учится коммуницировать с людьми. Важно, чтобы родные помогли ему «освоиться» в обществе. Потом ребенок обязательно поблагодарит вас, что вы привили ему навыки «нормального» общения без мата.
1. «Распространенность нецензурной лексики у школьников» (журнал «Ученые записки ЗабГГПУ, 2011 г), А. В Ковалева. ( https://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranyonnost-netsenzurnoy-leksiki-u-shkolnikov/viewer
2. «Обойдемся без выражений!» (журнал «Здоровье детей», № 1, 2009 г), В. Анисимов.
3. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», 2003 г., Л. М. Семенюк.