маяк что светит в темноте
Маяк что светит в темноте
Маяк, казалось бы, сооружение бесхитростное: стоит себе башня, а наверху у неё свет горит. Но так ли просто всё устроено? Там кто-нибудь живёт? За счёт чего достигается такая яркость? Почему маяк не должен быть слишком высоким? И что, в конце концов, нужно делать: плыть на свет или держаться подальше от него?
Эта статья была опубликована в журнале OYLA №11(39). Оформить подписку на печатную и онлайн-версию можно здесь.
Если кратко, маяк нужен, чтобы корабли благополучно добирались до места назначения. Правда, для этого ему приходится выполнять противоположные функции. Есть маяки, предостерегающие от опасности: они помечают рифы, скалы и береговые линии, о которые судно может разбиться. Также они могут стоять в удобном для распознавания месте, например у входа в порт или в точке, где нужно поменять курс. Если же надо обозначить безопасный проход в гавань, используют сразу два маяка; в этом случае они называются створными. Выходит, не каждый маяк обещает уставшему моряку возвращение на землю, а некоторые из них и вовсе следует обходить стороной.
Предостерегающие маяки часто используют секторные огни — светофильтры, которые окрашивают в разные цвета участки водной поверхности. Белым обозначается безопасная область, красным — сектор слева, зелёным — справа. То есть если корабль видит красный или зелёный свет, ему нужно скорректировать курс, чтобы оказаться в белом секторе.
Что касается парных створных маяков, они располагаются не по обе стороны входа в порт, как можно было бы подумать, а один позади другого. Причём передний стоит немного ниже, поэтому есть курс, на котором оба световых сигнала и наблюдатель оказываются на одной прямой. Именно это направление является правильным, и нужно двигаться так, чтобы верхний огонь не сместился вправо или влево. Таким образом обозначают безопасный маршрут к гавани или по каналу.
Первые маяки (в том числе одно из семи чудес света — Александрийский маяк) ставили только у населённых пунктов, позволяя морякам издалека заприметить нужную гавань и не петлять у опасных скалистых берегов. Массово строить маяки для рифов и мелких островков стали только на рубеже XVII–XVIII веков, когда начала расти трансатлантическая морская торговля.
Как же различать такие противоречивые сигналы? Для этого нужно ориентироваться на местности, уметь читать карту и знать условные световые схемы. Каждый сигнал маяка характеризуется особым сочетанием цвета, фазы (характеристики света) и временного периода. Цвет может быть белым, зелёным (G) или красным (R). Фаза зависит от длительности и интенсивности светового сигнала: постоянный, мигающий и т. д. Период — это время между сигналами.
Обозначение фаз маяка
F —фиксированный свет. Подаётся ровно и без вспышек.
Fl —мигающий свет. Ненадолго вспыхивает, потом выдерживается длительная пауза.
Q —быстрый свет. Мигает очень часто, до 80 вспышек в минуту.
Ос —затмевающийся свет. Вспышки длятся дольше, чем паузы между ними.
Alt —чередующийся свет. Цвет сигнала попеременно меняется.
Iso —равные по времени вспышка и пауза.
Маяки в навигации
Представим, что вы ведёте по морю небольшую яхту. Конец путешествия близок, но спутниковая навигация барахлит. Ночь. Надвигается гроза. Вы открываете карту и видите, что неподалёку находятся два маяка: один отмечает небольшой портовый городок, а второй предупреждает об опасных скалах. Условное обозначение первого — Fl (2) 15s, второго — F.G. Какие световые сигналы вы увидите и какой из них приведёт вас в безопасную гавань?
Разберёмся с первым маяком. Число в скобках (2) означает количество вспышек. Цвета G или R не указаны, значит, маяк будет светить белым по 2 вспышки с перерывом в 15 секунд. Второй же выдаёт постоянный луч зелёного света. Сложно перепутать!
Традиционно мы представляем себе маяк как многоэтажную башню, но это не обязательно так. На равнинной местности, конечно, нужен высокий ориентир, а вот если маяк стоит на скалистом обрыве, он может быть довольно приземистым. Также размер здания зависит от местных погодных условий. Например, если у земли стелется густой туман или низко нависли облака, свет слишком высокого маяка может не пробиться сквозь них, и корабли не увидят сигнал.
В наше время маяки автоматизированы, и обслуживающий персонал обычно занимается только ремонтом и профилактикой поломок. Раньше же у смотрителя было множество обязанностей: включать и выключать свет в должное время, несколько раз за ночь проверять исправность маяка, днём — протирать части светового механизма, а также вести подробный журнал своих действий. На такую методичную работу подходил не каждый, а потому хорошие смотрители маяков ценились на вес золота.
Любая ошибка могла привести к катастрофе: истории известно немало случаев, когда корабль разбивался о скалы возле потухшего маяка. Некоторых смотрителей обвиняли в том, что они специально гасят свет, чтобы поживиться товарами, выброшенными на берег. Эти слухи стали популярным сюжетом в мировой культуре (от романа Дафны Дюморье «Таверна “Ямайка”» до квеста в «Ведьмаке 3»), но в реальности ни одно подобное обвинение не было доказано.
В литературе и кинематографе маяк — символ одиночества, а его смотритель обычно нелюдим и немногословен. На самом деле за редкими исключениями у маяка жили одна или несколько семей. Мужчины учили ремеслу сыновей, так что складывались целые династии смотрителей. В Европе некоторые семьи до сих пор селятся в заброшенных маяках, открывают музеи и небольшие отели. В США и Канаде борются за сохранность устаревших маяков как исторических памятников и принимают законы об их защите.
Свет от керосиновой лампы преломляется, проходя сквозь линзу Френеля, и концентрируется в одном направлении
Современные маяки используют мощные электрические прожекторы, но до XX века смотрители работали с керосиновыми лампами. Сам по себе такой источник света не очень ярок, поэтому его помещали в так называемую линзу Френеля — что-то вроде огромного абажура из множества маленьких кусочков стекла. Отличие линзы Френеля от обычной выпуклой линзы в ваших очках в том, что она состоит из небольших заострённых колец. Свет, падающий на них, преломляется и выходит параллельным пучком.
С развитием спутниковых навигационных технологий необходимость в маяках сходит на нет. И всё же, если на корабле откажет техника, маяк может стать единственным средством спасения от гибели.
Как работает маяк и зачем он нужен в наше время
О чем вы думаете, когда слышите слово “маяк”? Кто-то представит себе GPS-трекер, кто-то — шпионские маячок, кто-то — мигалку на полицейской машине, а кто-то — просто радио Маяк. Но, скорее всего, большинство людей представит именно ту большую красивую башню на берегу моря, окруженную ореолом романтики и стаями голодных чаек. Чтобы вы не представили, но истоки этого слова ведут именно к навигационному сооружению. Если хотите, это первая стационарная навигационная башня. В давние времена она позволяла кораблям не натыкаться на скалы и рифы, а сейчас выполняет эту и некоторые другие не менее важные функции. Эта конструкция сложнее, чем кажется, но важнее, чем можно подумать, просто прогуливаясь по берегу.
Маяки не только красивы, но и функциональны.
Прежде всего, как обычно, стоит понять, что вообще такое маяк и каким определением можно дать ответ на этот вопрос.
Как правило, маяками являются именно стационарные конструкции, установленные на берегу, хотя иногда они бывают плавучими. В этом случае они устанавливаются на специальных понтонах или буях и крепятся якорем ко дну. Выполняемые функции в этом случае схожи с функциями стационарного сооружения.
Когда появился первый маяк
Строительство маяков ведется с древних времен. Когда появился первый из них, сказать сложно, но точно это было примерно в те времена, когда появились более-менее большие корабли и началось массовое движение по воде.
Несмотря на это, есть маяк, который можно назвать самым известным. Им является Александрийский маяк, построенный в III веке до нашей эры. Он даже признан одним из чудес света.
В основе первых маяков лежал огонь. Началось все с того, что греки и финикийцы размечали кострами опасные водные проходы. Постепенно это переросло в стационарные сооружения, в которых в качестве топлива использовались каменный уголь, рапсовое масло и даже керосин.
Важным этапом в истории развития маяков стало появление линзы Френеля, которая позволяла направить поток света в сторону кораблей, но не одним тонким лучом, а в виде рассеянного источника. Так дальность действия маяка становилась существенно выше. Сама линза появилась на свет в 1820 году.
Линза Френе́ля представляет собой оптическую деталь со сложной ступенчатой поверхностью. Она может заменить как сферическую, так и цилиндрическую линзы, а также другие оптические детали, например, призмы.
Если отдельно говорить о других типах маяков, можно отметить, что первый плавучий маяк на реке появился в 1820 году в устье Темзы, а на море только 60 лет спустя. Было это на Северном море.
В истории нашей страны первые маяки появились в восемнадцатом веке. При этом они почти сразу начали появляться не по одному. Наблюдался бурный рост их количества, а связано это было с указами Петра I и развитием флота в тот период. Многие маяки находились в частном владении, но 8 июля 1807 года вышел указ Александра I, согласно которому все они были переведены в подчинение морского ведомства. Только так можно было обеспечить надлежащий уход за столь сложным, но важным сооружением и его своевременно обслуживание.
Так выглядит линза Франеля в маяке.
Все это время за маяками следили специальные люди, которые назывались смотрителями маяков или маячниками, но только в конце тысячелетия у них появился профессиональный праздник — день маячника России. Впервые он был отпразднован 8 июля 1997 года в 190-ю годовщину перевода, про который я говорил выше.
По ту сторону океана, в США, маяки, как и в каждой стране, развивались своим путем. Первый из них был построен в 1716 году рядом с Бостоном. Вы спросите, почему только в это время в крупных странах началось строительство этих сооружений, если они были еще до нашей эры, и будете правы. Строительство действительно шло не очень быстро и в конце XIX века во всем мире насчитывалось всего около ста подобных объектов. Тем не менее, примерно в это время маяки начали строиться и во многих других странах. Например, в Японии.
Один из переломных моментов в конструкции маяков, и вообще в их истории, произошел в начале XX века (1907 год), когда Густавом Даленом был изобретен солнечный клапан. Это позволило сделать маяки автоматическими. Они выключались после восхода солнца и зажигались снова, когда оно садилось или скрывалось за плотными облаками в плохую погоду. Изобретение такого клапана даже было удостоено Нобелевской премии по физике в 1912 году с формулировкой “за изобретение автоматических регуляторов, использующихся в сочетании с газовыми аккумуляторами для источников света на маяках и буях”.
Примерная конструкция солнечного клапана.
Солнечный клапан — устройство для зажигания сигнального огня, обеспечивающее выделение газа только в ночное время или в плохую погоду.
В основе конструкции солнечного клапана лежит колба, в которую помещено четыре стержня. В середине находится зачерненный, а вокруг него установлены три отполированных, которые должны отражать солнечный свет на зачерненный стержень и нагревать его. За счет нагревания он расширяется, давит на клапан и перекрывает подачу газа. В этот момент свет выключается. Когда стержень остывает и сжимается, газ снова открывается и свет зажигается. Принцип работы этого клапана основан на свойствах расширения материалов при нагревании.
Во многом после появления солнечного клапана профессия смотрителя маяка начала исчезать. Сейчас она вообще почти не нужна. За маяками следят в основном техники, которые просто приходят ремонтировать их, если они ломаются. О поломке, опять же, сообщит специальная система самодиагностики.
Раз уж мы говорим об истории маяков, нельзя не отметить и некоторые интересные исторические факты. Например, самое известное происшествие в истории этих навигационных объектов, когда одновременно бесследно пропали три смотрителя маяка на Островах Фланнана в декабре 1990 года. Об их судьбе ничего не известно.
Береговая линия во Франции не обозначалась огнями вплоть до XVII века, чтобы избежать нападения пиратов. А в США с 1886 по 1902 год в качестве маяка использовалась Статуя Свободы. Собственно для этого она и строилась. По задумке она должна была приветствовать своим огнем уставших путников, пересекших Атлантику.
Мало кто знает, но главный открыточный символ Нью-Йорка строился как маяк.
На данный момент самым старым из известных маяков является маяк, находящийся в испанском городе Ла-Корунья. Он был построен во времена римского императора Траяна (II в.).
Классификация маяков
Маяки делятся на несколько типов, в том числе, по месту установки и по выполняемым функциям.
Как уже было сказано выше, маяки бывают береговыми и плавучими. Первые устанавливаются на берегу или в непосредственной близости от него (на островах, рифах, скалах), вторые плавают вдали от берега на специальных платформах или кораблях, как правило, обозначая вход в порт.
По выполняемой функции маяки различаются на опознавательные и створные. Первые являются одиночными, а вторые обязательно должны работать в паре.
Опознавательные маяки служат для обозначения препятствия в опасных местах, в качестве точки навигации, например, около которой надо совершить поворот, а также служат знаком захода в порт.
Створные маяки куда интереснее. Они не просто показывают, что “Вот тут скалы! Разобьетесь!”, а указывают маршрут до конкретного места. Например, безопасный фарватер при заходе в порт.
Фарва́тер (голл. vaarwater, от varen — плыть и water — вода) — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и другим), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, например, затопленных судов, рифов и мин.
Створные маяки всегда выстраиваются так, чтобы было понятно, в какую сторону движется корабль и какой маневр ему надо совершить, чтобы пройти сложный участок. Впервые такая система обозначения была внедрена в Европе в 1837 году и получила название «ведущих огней» (англ. Leading Lights). Подобные маяки используются не только на море, но и в речной навигации.
Существует и дневная система опознавания маяков. Для этого они окрашиваются особым образом, чтобы при подходе к нему было понятно с какой стороны от опасной зоны он установлен. Белый цвет означает безопасный сектор, красный обозначает левую от безопасного сектора область, а зеленый — правую.
Принцип работы маяка
Про основы конструкции маяка можно сказать, что она представляет собой прожектор, сила света которого пропорциональна площади собирающего свет зеркала или линзы, а угол, в котором распространяется свет, обратно пропорциональная этой площади.
Сами оптические элементы не делаются из единого куска стекла, так как они очень большие и при условии монолитности будут очень дорогими, сложными в производстве и уязвимыми. А так как это не телескоп, где важна идеальная точность, применение сборной конструкции вполне оправдано.
Так выглядит линза маяка.
Одной из самых удачных конструкция стала та, в которой применялась линза Френеля. При этом конструкция из сборки таких линз и зеркал должна вращаться вокруг источника света. Так достигается возможность не только дальнего обнаружения, но и охват на 360 градусов. В современных маяках используется электропривод элементов, а раньше вместо него был часовой механизм или система грузов. “Заводились” они при помощи мускульной силы смотрителя маяка, которому время от времени приходилось потрудиться.
В качестве источника света в старых маяках использовался огонь, а в современных — электрические лампы, которые питаются от электричества, поданного с берега или дизельного генератора. В плавучих морских маяках используется солнечная энергия и дизельный генератор в качестве резервного источника.
Еще больше интересного контента в нашем Яндекс.Дзен!
Кроме традиционного источника света и вращающегося элемента, в современных маяках часто используется импульсная система. Она позволяет не только визуально узнать конкретный маяк за счет особо ритма срабатывания, но и дать в разных направлениях разное освещение, чтобы капитан мог понять, с какой стороны он подходит в маяку.
Кроме этого, современные маяки оснащаются дополнительными навигационными приборами. Например, радиостанциями или звуковыми излучателями. Это позволяет ориентироваться по ним в условиях плохой видимости. В качестве дополнительного сигнала маяк может выступать в роли отражателя радиосигнала с корабля, опять же давая капитану больше информации для принятия решений.
Даже современным кораблям нужны маяки.
Сколько в мире маяков?
Из-за применения современных навигационных технологий роль маяков, как навигационного средства, несколько снизилась и в настоящее время количество работающих маяков во всём мире не превышает полутора тысяч.
Можно спросить, для чего они вообще нужны, если есть спутниковые системы глобального позиционирования и другие современные навороты, включая эхолоты, сонары и прочее. Истинная важность маяков кроется в том, что любая система может дать сбой, а источник света на горизонте вечен. Это как с самолетами, которые могут садиться по приборам, но есть специальные сигнальные огни, которые позволяют визуально контролировать точность захода по глиссаде.
В конце концов, вы же не едете на машине по навигатору, смотря только на него. Он лишь помогает, как и другие элементы, включая дорожные указатели. Именно поэтому, несмотря на развитие техники, визуальное наблюдение остается важнейшим средством ориентации на море, и потому маяки продолжают использоваться.
При этом используются не только старые маяки. В некоторых местах строятся новые, которые должны обезопасить морские пути в условиях изменения навигации и ландшафта. В ближайшее время предсказать отказ от такого средства обнаружения, как маяк не получится, поэтому они еще долго будут существовать и освещать путь кораблям.
Как найти работу: нестандартный способ. Техника «Маяк»
Интересно, что когда я просматривала нестандартные способы поиска работы на других сайта, там все было на удивление стандартно. Заголовки оказались просто красивыми формулировками. Внутри же: ярмарки вакансий, фриланс, знакомые и т.п. Но иногда все привычное не работает. И тогда вопрос, как найти работу, обращается в эзотерическую область, помогая странными, но работающими рецептами. В доступных и работающих практиках лучше всего зарекомендовала себя техника «маяк» для поиска работы.
Когда требуется Маяк для поиска работы
Разные ситуации бывают в жизни. Иногда поиск работы затруднен возрастом, образованием, социальными особенностями. В других случаях мешают найти подходящее место собственные требования к зарплате, графику или удаленности от дома. Разные случаи встречаются…
И что делать, если не получается найти работу под собственные или средние требования?
Есть два пути, каждый из которых нужно использовать:
Вот никто не может объяснить, как она работает. Казалось бы, простые действия, придуманные слова, но все получается.
И самое главное именно так как хочется.
В чем смысл техники Маяк?
Техника Маяк: как найти работу
Маяк для привлечения работы сделать очень просто. Для этого потребуется:
«Маяк, что светит в окне,
Дорогу пусть укажет в темноте.
Чтоб работа нужная нашлась:
С достаточной зарплатой – это раз;
От дома недалеко – это два;
С коллективом отличными – это три;
С перспективами по службе – это четыре…
Продолжать можно бесконечно долго. Но нужно стараться, чтобы требования звучали максимально четко и конкретно. В примере, увы, это не так.
Самое интересное начинается потом. К указанной на маяке дате обязательно находится нужная работа. С такими же условиями труда, как написано на картинке.
Как это работает, гадать не хочется. Но работает – это факт. С помощью озвученного метода уже много кто нашел работу и вышел на нее точно к указанной дате.
Не верите? Но хотите найти работу нестандартным способом? Тогда само время проверить, как поиск работы связан с техникой «маяк», и какой результат дает простая на вид картинка.
Или все-таки волшебная?
Техника 12 конвертов: желания исполняются!
Как быстро проснуться утром и взбодриться: 10 советов и отличное упражнение
Карта желаний по Фен-шуй на 2021: когда лучше делать и как правильно составить
Сильные ритуалы денежной магии: 10+ простых способов всегда быть с деньгами
Как найти работу: нестандартный способ. Техника «Маяк»: 1 комментарий
Всем добрый вечер! У меня сработало! Благодарю Вас!
Сейчас мне надо найти новых партнеров, закрепить отношения с существующими и выстроить стабильную систему работы на проектами и ппродажами.
Обращусь к технике МАЯКА.
Маяк что светит в темноте
Образ маяк в творчестве Туве Янссон
Ольга Мяэотс
опубликовано: Вестник детской литературы. Вып.6, СПб., 2013.
Маяк – распространенный символ в искусстве и литературе, но трактоваться он может по-разному. С одной стороны маяк — это символ служения, помощи в преодолении опасности, указания верного выхода из трудной ситуации. С другой — олицетворение одиночества, уединения, противопоставления себя окружающему миру.
«Маяк – очень сильный символ. Он светит в темноте и указывает фарватер. Он может указывать путь домой, но может быть и знаком расставания» (Westin Boel Muminbockernas magiska kraft / Opsis Calopsis, 2010, № 1, s.14.). Это верно как для взрослой, так и для детской литературы.
Первое значение символа мы встречаем в стихотворении Владимира Маяковского «Эта книжечка моя про маяк и про моря»:
«Кличет книжечка моя:
— Дети,
будьте как маяк!
Всем,
кто ночью плыть не могут,
освещай огнем дорогу».
А как же детские планы? Удалось ли Туве Янссон стать смотрителем маяка? Думаем, что все-таки – да. Писатель и художник Туве Янссон несомненно похожа на смотрителя маяка – того, кто указывает путь, заботливо опекает, манит и внушает уверенность.
«В детской книге есть точка, сказала как‑то Туве Янссон, где автор должен остановиться, и дать возможность читателю самому идти дальше» (Carpelan Bo Den fruktbara osäkerheten / Resa med Tove: En minnesbok om Tove Jansson. И менно так и поступала она сама, отправив своих читателей в бурное житейское море, где по-прежнему светит загадочный свет ее маяка.