С чем связано формирование языковой компетенции учащихся

«Формирование языковой компетенции учащихся»

Тауагашская средняя школа

Тема: « Формирование языковой компетенции учащихся »

Учитель русского языка: Копеева А.Е

Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется,- очень важная актуальная задача. Каждый образованный человек должен научиться оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свой речевые поступки с конкретной ситуацией общения.

Сегодня при изучении русского языка утверждается культуроведческий аспект, аспект изучения языка и культуры, что предполагает, прежде всего, формирование представлений о русской культуре, уважения к русскому народу, формирование языковой картины мира, осознание особенностей русского языка, его своеобразия.

Как нам видится, русская речевая культура в современном образовании может и должна развиваться в двух направлениях:

Обучение русскому языку в контексте русской культуры, познание, постижение русской культуры, отраженной в языке;

Познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русского языка, его богатства в сопоставлении с другими культурами и языками.

Процесс формирования контекста русской культуры необходимо осуществлять, по нашему мнению, путем включения в содержание преподавания следующей информации:

Высказываний о русском языке и русской культуре ученых и писателей;

Стереотипов речевого поведения (знакомство с основами речевого этикета);

Сведений о быте, традициях и обычаях русского народа, о духовных ценностях.

В течение ряда лет через познание русской культуры в диологе и взаимодействии с культурами других народов с опорой на понятие языковой картины мира учащиеся осуществляют:

Изучение лексики: терминов родства, названий времен годов, календарных дат;

Изучение произведении устного народного творчества и внеклассные мероприятия;

Творческие задания (ассоциации, сочинения разных жанров и т.п.);

Исследовательская работа учащихся;

Проектная деятельность в области филологии.

Особое внимание в последнее время направлено на приобщение учащихся к языку, к речевой культуре через организацию иследовательской работы. Можно провести учебные исследования по следущим темам:

Жаргонная лексика в современном русском языке;

СМС- сообщения: языковой аспект;

Прецедентные феномены в речи старшеклассников;

Источник

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Преподаватель русского языка и литературы:

Сапарбаева Асель Конысбековна, Махтааральского гуманитарно-экономического и агробизнес колледжа, пос.Атакент Махтааральский район, Южно-Казахстанская область.

Сегодня при изучении русского языка утверждается культуроведческий аспект, аспект изучения языка и культуры, что предполагает, прежде всего, формирование представлений о русской культуре, уважения к русскому народу, формирование языковой картины мира, осознание особенностей русского языка, его своеобразия.

Как нам видится, русская речевая культура в современном образовании может и должна развиваться в двух направлениях:

1) обучение русскому языку в контексте русской культуры, познание, постижение русской культуры, отраженной в языке;

2) познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русского языка, его богатства в сопоставлении с другими культурами и языками.

Процесс формирования контекста русской культуры необходимо осуществлять, по нашему мнению, путем включения в содержание преподавания следующей информации:

• высказываний о русском языке и русской культуре ученых и писателей;

• стереотипов речевого поведения (знакомство с основами речевого этикета);

• сведений о быте, традициях и обычаях русского народа, о духовных ценностях.

В течение ряда лет через познание русской культуры в диалоге и взаимодействии с культурами других народов с опорой на понятие языковой картины мира учащиеся осуществляют:

• изучение лексики: терминов родства, названий времен годов, календарных дат;

• изучение произведений устного народного творчества и внеклассные мероприятия (посиделки, праздники русской словесности, конкурсы знатоков русского языка, фольклорные вечера и другое);

• творческие задания (ассоциации, сочинения разных жанров и т.п.);

• исследовательская работа учащихся;

• проектная деятельность в области филологии.

Особое внимание в последнее время направлено на приобщение учащихся к языку, к речевой культуре через организацию исследовательской работы. Можно провести учебные исследования по следующим темам:

З.Прецедентные феномены в речи ст удентов:

4.Компьютерный сленг как языковое явление.

Как дополнение к групп о-урочной системе обучения следует использовать проектную деятельность, которая создает условия для обращения личности «внутрь себя», улучшает пунктуационную и орфографическую грамотность, развивает умение работать с текстами, то есть способствует развитию речевой культуры ученика. Особенно интересными являются исследовательские и творческие проекты, например:

2.Англицизмы и их влияние на современный русский язык;

З.Мифологические мотивы и образы в современном русском языке.

• расширение словарного состава языка в области экономической, политической и юридической лексики;

• приближение языка СМИ к потребностям достоверного освещения реальности.

Наряду с этими в современной речи получили развитие и отрицательные тенденции:

• бесчисленное количество нововведений;

• множество необоснованных заимствований;

• следование речевой моде;

• чрезмерное употребление просторечий, жаргонов, вульгаризмов, обесцененной лексики;

• снижение уровня общей культуры и как следствие культуры речи.

• речевое общение со взросл ым и и сверстниками;

• обучение в колледж е;

• образцовая речь учителя;

• чтение художественной литературы;

• уроки грамматики и правописания, развивающие навыки литературной речи;

Следовательно, задача колледжа состоит в том, чтобы главными факторами формирования культуры речи стали те, которые помогут ее повысить, а не снизить.

Мы считаем, что необходимо групп о-урочному обучению добавить еще организацию дополнительного образования. На занятиях спецкурсов и факультативов учащиеся могут получить дополнительные знания в области филологии. Назовем некоторые из спецкурсов по русскому языку:

1. Стилистика и культура речи:

2. Деловое общение и корпоративная культура;

3. Русский язык и культура речи;

4. Язык художественного произведения;

6. Организация учебного исследования по русскому языку и литературе.

Следует практиковать проведение интегрированных уроков гуманитарного цикла, способствующих развитию межпредметных связей, формированию ключевых компетенций и языковой культуры.

Такие занятия организуют диалог культур, способствуют расширению кругозора, формируют языковой кодекс. Интегрированными могут быть не только уроки, но и олимпиады, предметные вечера, турниры знатоков.

Повседневная практика показывает, что эволюция языка непреложна.

Во-первых, никогда не был так многочислен и разнообразен (по возрасту, образованию, служебному положению, политическим, религиозным, общественным взглядам, по партийной ориентации) состав участников массовой коммуникации.

В-третьих, начинает преобладать речь спонтанная, самопроизвольная, заранее не подготовленная. Если же выступление и было подготовлено (даже написано), то стараются говорить, а не читать. Об этом свидетельствуют выступления государственных деятелей всех рангов, депутатов, политиков, ученых по телевидению, на различных встречах, диспутах, конференциях, переговорах.

В-четвертых, разнообразие ситуаций общения приводит к изменению характера общения. Оно освобождается от жесткой официальности, становится раскованнее.

Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных публичных выступлений приводят не только к демократизации речи, но и к резкому снижению ее культуры.

В чем это проявляется? Прежде всего, в нарушении орфоэпических (произносительных), грамматических норм русского языка. Об этом пишут ученые, журналисты, поэты, пр о стые граждане. Особенно много нареканий вызывает речь депутатов, работников телевидения, радио.

В научной литературе, в печати появляются статьи, заметки, авторы которых по-разному оценивают то, что происходит в языке. Одни считают, что русский язык приходит в упадок, ему грозит гибель, другие более трезво оценивают ситуацию, раздумывают над тем, что необходимо сделать, чтобы ее изменить. Известный лингвист О.Б.Сиротинина считает, что «ни об упадке, ни об оскудении, обеднении, тем более, вырождении языка говорить нельзя». По ее мнению, необходимо очень серьезное вмешательство в речевую культуру (специальные курсы для депутатов, штрафы для ошибающихся работников радио и телевидения, квалификационные собеседования для учителей и т.д.).

Структура языковой личности представляется состоящей из трех уровней:

1) вербально-семантического, предполагающего для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя — традиционное описание формальных средств выражения определенных значений;

2) когнитивного, единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более или менее упорядоченную, более или мене е систематизированную «картину мира», отражающую иерархию ценностей. Когнитивный уровень устройства языковой личности и ее анализа предполагает расширение значения и переход к знаниям, а значит, охватывает интеллектуальную сферу личности, давая исследователю выход через язык, через процессы говорения и понимания — к знанию, сознанию, процессам познания человека;

3) прагматического, заключающего цели, мотивы, интересы, установки и интенциональности. Этот уровень обеспечивает в анализе языковой личности закономерный и обусловленный переход от оценок ее речевой деятельности к осмыслению реальной деятельности в мире.

Языковая личность существует в пространстве культуры, отраженной в языке, в формах общественного сознания на разных уровнях (научном, бытовом), в поведенческих стереотипах и нормах, в предметах материальной культуры. Определяющая роль в культуре принадлежит ценностям нации, которые являются концептами смыслов. Языковая личность формируется в процессе социализации индивида, которая в свою очередь предполагает три аспекта:

• процесс включения человека в определенные социальные отношения, в результате которого языковая личность оказывается своего рода реализацией кулыурно-исторического знания всего общества;

• активная речемыслительная деятельность по нормам и эталонам, заданным той или иной этноязыковой культурой;

• процесс усвоения законов социальной психологии народа.

Особая роль принадлежит второму и третьему аспектам, так как процесс присвоения той или иной национальной культуры и формирование социальной психологии возможны только посредством языка. Г.И. Богину принадлежит следующее высказывание: «Человек обладает родовой способностью быть языковой личностью, но каждый индивид ещё должен стать ею». Исследователь выделяет пять уровней развития языковой личности, каждый из которых соответствует различной степени готовности говорящего к совершению речевых поступков. В качестве критерия развитости языковой личности выступает степень развития у личности дискурсивного мышления.

Второй уровень —уровень интериоризации (достигается к 10-11 годам, что соответствует стадии конкретных операций в развитии мышления);

Языковая личность в условиях общения может рассматриваться как обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций. Применительно к коммуникативной личности можно выделить ценностный, познавательный и поведенческий планы этого понятия.

Ценностный план коммуникативной личности содержит этические нормы пове-дения, свойственные определенному этносу в определенный период. Эти нормы закреплены в нравственном кодексе народа, отражают историю и мировосприятие людей, объединенных культурой и языком. Нравственный кодекс народа в языке выражается лишь частично. К числу языковых (и шире коммуникативных) индексов такого кодекса относятся универсальные высказывания и другие прецедентные тексты, составляющие культурный контекст, понятный среднему носителю языка, правила этикета, коммуникативные стратегии вежливости, оценочные значения слов, включая общечеловеческие ценности, этические и утилитарные; ценности, свойственные определенному типу цивилизации (например, нормы поведения согласно тому или иному вероучению); ценности, характеризующие определенный этнос, а также подгруппы внутри этноса (такие этногрупповые ценности лингвистически выявляются в региолектах и социолектах). Наконец, выделяются ценности, свойственные малым группам, и индивидуальные ценности личности. Соответственно коммуникативную личность можно охарактеризовать в ценностном аспекте по соотношению доминантных ценностей, по степени их дифференциации и т.д. Познавательный (когнитивный) план личности в процессе общения выявляется на фоне освоения его картины мира. Применительно к этой ситуации обычно говорят о языковой личности, выделяются предметно-содержательные и категориально-формальные способы оценки действительности, что свойственно носителю определенных знаний о языковом мире.

Отсюда можно сформулировать общие задачи обучения русскому языку:

1) формирование и развитие языковой личности учащегося, его познавательной культуры:

• овладение учащимися основами науки о русском языке как о знаковой системе и общественном явлении; формирование представления об устройстве, развитии русского языка и его функционировании; формирование лингвистических понятий всех уровней системы языка;

овладение учащимися лексическими, фонетическими, грамматическими средствами языка, нормами русского литературного языка

• (произносительными, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, орфографическими, пунктуационными), обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

• формирование учебно-языковых (опознавательных, классификационных, аналитических) и правописных (орфографических и пунктуационных) умений и навыков;

• формирование умений использовать средства языка с учётом основных его функций (познавательной, коммуникативной, эстетической) в различных видах речевой деятельности;

• развитие интеллектуальной сферы личности студента, овладение навыками самоанализа, самооценки, языковедческой рефлексии при усвоении языкового учебного материала;

2) формирование готовности и способности учащихся к эффективному речевому общению:

• формирование речеведческих понятийкак основы коммуникативных умений (речь,тип, стиль, жанр речи, текст, его признаки и др-);

• формирование умений отбирать средства языка всех уровней его системы в зависимости от речевой ситуации;

• формирование и развитие навыков речевого общения на репродуктивном(понимание информации, предъявленной в устной и письменной форме, её воспроизведение с разной степенью полноты и свёрнутости) и продуктивном (создание собственных текстов различной жанрово-стилистической принадлежности) уровнях;

3) социокультурное развитие личности школьника:

• формирование представления о языке как форме закрепления и выражения национальной культуры, истории народа, отражения его языковой картины мира;

• овладение учащимися знаниями о материальной и духовной культуре русского народа, о специфике социально-культурных стереотипов речевого поведения и этикета, обогащение речи учащихся единицами с национально-культурным компонентом семантики;

• формирование умений анализировать единицы языка с национально-культурным компонентом значения;

• формирование умения использовать единицы языка с национально-культурным компонентом семантики в собственной речи для успешного решения коммуникативных задач;

• формирование социально значимых черт личности на основе усвоения учащимися элементов культуры народа, его социальных норм и общечеловеческих ценностей.

Список использованной литературы:

2. Божко Н.М. Русский язык. Беседы о русской стилистике и культуре речи. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2007 г.

4.Аульбекова Г.Д. г.Алматы Республиканский научно-методический журнал Русский язык в казахстанской школе №4 (40)-2012

Источник

Формирование языковой компетенции учащихся в общеобразовательной школе

В данноной разраотке отражено Формирование языковой компетенции учащихся в общеобразовательной школе

Просмотр содержимого документа
«Формирование языковой компетенции учащихся в общеобразовательной школе»

Формирование языковой компетенции учащихся в общеобразовательной школе

Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется, – очень важная и актуальная задача. Каждый образованный человек должен научиться оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свои речевые поступки с конкретной ситуацией общения.

Общество, в котором свобода слова стала осознаваться как одна из высших ценностей, пришло к пониманию того, что владение родным языком, умение общаться, вести гармоничный диалог, добиваться успеха в процессе коммуникации – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. В какой бы области ни работал специалист с высшим образованием, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве. Культура речи – это не только непременная составляющая хорошо, профессионально подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры.

Сегодня в образовании при изучении русского языка утверждается культуроведческий аспект, аспект изучения языка и культуры, что предполагает, прежде всего, формирование представлений о русской культуре, воспитание любви к русскому народу, формирование языковой картины мира, осознание особенностей русского языка, его своеобразия.

Как нам видится, русская речевая культура в современном образовании может и должна развиваться в двух направлениях:

обучение русскому языку в контексте русской культуры, познание, постижение русской культуры, отраженной в языке;

познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русского языка, его богатства в сопоставлении с другими культурами и языками.

Процесс формирования контекста русской культуры необходимо осуществлять, по нашему мнению, путем включения в содержание преподавания следующей информации:

высказываний о русском языке и русской культуре ученых и писателей;

стереотипов речевого поведения (знакомство с основами речевого этикета);

сведений о быте, традициях и обычаях русского народа, о духовных ценностях.

Особое место следует отвести прецедентным феноменам, знание которых есть показатель принадлежности к данной эпохе и культуре, незнание их – предпосылка отторженности от русского языка и русской культуры. Это могут быть цитаты из художественных произведений, пословицы и поговорки: «Счастливые часов не наблюдают», «С корабля на бал», «На безрыбье и рак рыба» и другие.

В нашей школе учителя русского языка и литературы уделяют вопросам культуры речи и развитию языковой компетенции большое внимание. В течение ряда лет через познание русской культуры в диалоге и взаимодействии с культурами других народов с опорой на понятие языковой картины мира осуществляется:

изучение лексики: терминов родства, названий времен годов, календарных дат;

изучение произведений устного народного творчества и внеклассные мероприятия (посиделки, праздники русской словесности, конкурсы знатоков русского языка, фольклорные вечера и другое);

творческие задания (ассоциации, сочинения разных жанров и т.п.);

исследовательская работа учащихся;

проектная деятельность в области филологии.

Особое внимание в последние время мы уделяем приобщению учащихся к языку, к речевой культуре через организацию исследовательской работы. За последние два года были проведены учебные исследования по темам:

Жаргонная лексика в современном русском языке;

СМС – сообщения: языковой аспект;

Прецедентные феномены в речи старшеклассников;

Компьютерный сленг как языковое явление.

Главная цель исследовательской работы – формирование информационной культуры и кодекса речевого поведения, воспитание у учащихся любви к языку и потребности в чистой, грамотной выразительной речи. Важным элементом данной работы является формирование культуры публичного выступления.

Как дополнение к классно-урочной системе обучения мы используем проектную деятельность, которая создает условия для обращения личности «внутрь себя», улучшает пунктуационную и орфографическую грамотность, развивает умение работать с текстами, то есть способствует развитию речевой культуры ученика. Особенно интересными являются исследовательские и творческие проекты, например:

Тенденции в компьютерном сленге;

Англицизмы и их влияние на современный русский язык;

Мифологические мотивы и образы в современном русском языке.

Целью такой работы является возможность показать процесс засорения речи сленгизмами и англицизмами с одной стороны, и ее обогащение с помощью устного народного творчества – с другой.

«Язык – это история народа. Язык – это цивилизация и культура. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием, но и насущной необходимостью». Эти слова А.И. Куприна являются, без сомнения, актуальными. Сегодня речевая культура испытывает значительные изменения. Среди них мы можем выделить следующие положительные тенденции:

Расширение словарного состава языка в области экономической, политической и юридической лексики;

Приближение языка СМИ к потребностям достоверного освещения реальности.

Наряду с этими в современной речи получили развитие и отрицательные тенденции:

бесчисленное количество нововведений;

множество необоснованных заимствований;

следование речевой моде;

чрезмерное употребление просторечий, жаргонов, вульгаризмов, обесцененной лексики;

снижение уровня общей культуры и как следствие культуры речи.

Поэтому задача школы, а особенно преподавателей гуманитарных дисциплин, состоит в том, чтобы сохранить национальные языковые и культурные традиции. В среде школьников заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски, что ведет к снижению уровня языковой компетенции носителей языка, к обеднению индивидуального словаря, к расшатыванию норм языка литературного.

Конечно, мы прекрасно понимаем, что источником формирования речевой культуры школьника является не только школа, но и семья, книги, друзья, СМИ, причем, телевидение – самое массовое и доступное средство информации, активно влияющее на формирование ценностных установок учащихся, в том числе и языка.

Свою задачу мы видим, следовательно, в том, чтобы научить ребенка не только говорить правильно и отличать правильные в языковом отношении выражения от неправильных, но и использовать языковые средства уместно применительно к контексту и ситуации общения. учащиеся должны иметь выбрать из всего языкового богатства необходимые по смыслу слово или его форму, соблюдать единство стиля. избегать повторений, заботиться о чистоте и благозвучии речи. Этому его сожжет и должен научить педагог.

Какие же факторы влияют на развитие культуры речи современного школьника? К самым важным их них можно отнести следующие:

речевое общение со взрослыми и сверстниками;

образцовая речь учителя;

чтение художественной литературы;

уроки грамматики и правописания, развивающие навыки литературной речи;

Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы главными факторами формирования культуры речи стали те, которые помогут ее повысить, а не снизить.

Мы считаем, что необходимо классно-урочному обучению добавить еще организацию дополнительного образования. На занятиях спецкурсов и факультативов учащиеся получают дополнительные знания в области филологии. Назовем некоторые из спецкурсов по русскому языку, которые проводятся в нашей школе:

Стилистика и культура речи:

Деловое общение и корпоративная культура;

Русский язык и культура речи;

Язык художественного произведения;

Организация учебного исследования по русскому языку и литературе.

По данным курсам составлены и адаптированы программы.

Мы практикуем проведение интегрированных уроков гуманитарного цикла, способствующих развитию межпредметных связей, формированию ключевых компетенций и языковой культуры.

Такие занятия организуют диалог культур, способствуют расширению кругозора, формируют языковой кодекс. Интегрированными могут быть не только уроки, но и олимпиады, предметные вечера, турниры знатоков.

Повседневная практика показывает, что эволюция языка непреложна.

Какие же особенности характеризуют функционирование современного русского языка в конце XX века?

Во-первых, никогда не был так многочислен и разнообразен (по возрасту, образованию, служебному положению, политическим, религиозным, общественным взглядам, по партийной ориентации) состав участников массовой коммуникации.

Во-вторых, почти исчезла официальная цензура, поэтому люди более свободно выражают свои мысли, их речь становится более открытой, доверительной, непринужденной.

В-третьих, начинает преобладать речь спонтанная, самопроизвольная, заранее не подготовленная. Если же выступление и было подготовлено (даже написано), то стараются говорить, а не читать. Об этом свидетельствуют выступления государственных деятелей всех рангов, депутатов, политиков, ученых по телевидению, на различных встречах, диспутах, конференциях, переговорах.

В-четвертых, разнообразие ситуаций общения приводит к изменению характера общения. Оно освобождается от жесткой официальности, становится раскованнее.

Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных публичных выступлений приводят не только к демократизации речи, но и к резкому снижению ее культуры.

В чем это проявляется? Прежде всего, в нарушении орфоэпических (произносительных), грамматических норм русского языка. Об этом пишут ученые, журналисты, поэты, простые граждане. Особенно много нареканий вызывает речь депутатов, работников телевидения, радио.

В научной литературе, в печати появляются статьи, заметки, авторы которых по-разному оценивают то, что происходит в языке. Одни считают, что русский язык приходит в упадок, ему грозит гибель, другие более трезво оценивают ситуацию, раздумывают над тем, что необходимо сделать, чтобы ее изменить. Известный лингвист О.Б. Сиротинина считает, что «ни об упадке, ни об оскудении, обеднении, тем более, вырождении языка говорить нельзя». По ее мнению, необходимо очень серьезное вмешательство в речевую культуру (специальные курсы для депутатов, штрафы для ошибающихся работников радио и телевидения, квалификационные собеседования для учителей и т.д.) [1].

Развитие языка и его обновление складываются из накоплений и потерь, не нарушающих преемственности речевых навыков. Изменение – это неизбежный спутник языковой истории. Важно лишь, помня об этом, не забывать и о культуре речевого общения и чистоте языка.

Язык – наше бесценное наследство, с ним мы не расстаемся на протяжении всей жизни, поэтому нельзя быть безразличным к тому, как мы пользуемся языком, как выражаем свои чувства и мысли, как ценим родное слово. Этому мы должны научить и своих учеников.

Хорошо в связи с этим сказал Паустовский: «Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа» [2].

Все дело в нас самих, мы призваны сохранить великую силу русского слова: разумного и ладного, красивого и содержательного.

Потому что слово, язык, культура речи вбирают в себя смыслы человеческого существования: это и речь, и народ, и земля отцов.

Список использованной литературы:

Божко Н.М. Русский язык. Беседы о русской стилистике и культуре речи. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2007 г.

Быстрова Е.А. Преподавание русского языка в многонациональной школе. РЯШ. – 2007. – № 3

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *