С чем связано подорожание металла в россии
В 2022 году цены на древесину и металлы не снизятся
Вслед за сталью и изделиями из неё поднялись цены и на цветные металлы. Фото: Павел Ворожцов
С начала года цены на лес-кругляк, пиломатериалы, металлы и продукцию из них выросли в России более чем в два раза. Для их производителей это обернулось сверхприбылью, а вот для строителей и розничных покупателей – ростом расходов на возведение многоквартирных и частных домов. Как говорят эксперты, до конца 2022 года ситуация не улучшится – отечественные промышленники следуют конъюнктуре мировых рынков.
Цены на металл
На прошлой неделе президент Национального объединения строителей Антон Глушков сделал интересное заявление: цены на металл в России увеличились за год более чем в два раза. В первую очередь это касается стоимости железной арматуры, которая используется для возведения многоквартирных домов, мостов и другой транспортной инфраструктуры. По его словам, если смотреть на ту цену, которую мы имеем сейчас, то самая ходовая арматура 16-го диаметра с ноября 2020 года подорожала на 105 процентов. Виной всему стали как естественные факторы — мировой рост цен на металлопрокат и снижение его производства из-за пандемии коронавируса, так и искусственные, в частности, непомерные аппетиты биржевых торговцев.
– Новое колебание цены на арматуру вызвано в том числе спекулятивной политикой трейдеров, – заявил на днях статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. – Они выкупают объёмы, закладывают свою маржу, а затем продают арматуру по завышенным ценам. При снижении цен трейдеры приостанавливают закупки в ожидании дальнейшего удешевления. По цепочке металлурги сокращают объёмы производства. Далее через отложенный спрос получаем искусственный дефицит и очередной всплеск цены. Очевидно, что это звено на рынке нужно сокращать, максимально переходя на долгосрочные прямые контракты.
В СРО «Уральское объединение строителей» отмечают, что удорожание стройматериалов прошло практически по всем позициям и составило от 15 до 100 процентов. Ещё в сентябре начальник отдела по борьбе с картелями управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Ольга Смирнова заявила, что с начала года цены
Повышение стоимости стройматериалов привело к росту цен на жильё. Например, в Екатеринбурге, по данным портала о недвижимости RealtyMag.ru, квадратный метр в новостройках подорожал за год почти на 15 процентов — с 80 510 до 92 395 рублей. Пострадали от увеличения цен на металлы и дорожники — об этом вчера на пресс-конференции заявил министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Василий Старков.
– Многие объекты столкнулись с трудностями реализации из-за роста цен. Но благо подрядные организации имеют собственную материальную базу, – добавил министр. – Это не повальное явление, однако есть материалоёмкие объекты, такие, как строительство моста через Нижнетагильский пруд, где используются в большинстве своём металлоконструкции. Естественно, нам пришлось уйти на некоторое увеличение стоимости по этим контрактам, в пределах диапазона, предусмотренного законодательством РФ. Нам удалось это сделать, и ни один контракт не был расторгнут.
Цены на древесину
В нынешнем году впервые за последние несколько лет серьёзно подскочили цены и на древесину. Рост оказался рекордным: если в январе кубометр пиломатериалов — обрезной доски или бруса — стоил порядка 8 тысяч рублей, то летом его цена поднялась до 24 тысяч, а осенью отскочила до 16 тысяч. Из-за такого увеличения пострадали прежде всего молодые семьи с детьми, которые планировали постройку собственного дома на землях под ИЖС или в садовых товариществах. Екатеринбуржец Артём Лудинов этой весной решил начать строительство деревянного дома на своём участке в Первоуральском ГО, но после трёхкратного повышения цен на оцилиндрованное бревно ему пришлось отказаться от этой затеи.
– После того как нашей младшей дочери исполнилось три года, мы с женой загорелись идеей построить небольшой домик в Решётах, – говорит Артём Лудинов. — Прикинули, сколько нам надо дерева на двухэтажный дом, посчитали и получили сумму в районе 800 тысяч рублей. Это было в марте, а кредит на строительство дома я решил взять в июне. Перед тем как его оформить, съездил на строительный рынок и остолбенел — вместо первоначальной суммы мне требовалось уже почти 2,5 миллиона. С двумя детьми и без помощи родителей нам этого не потянуть.
Как ранее в интервью «ОГ» рассказал ректор Уральского государственного лесотехнического университета кандидата сельскохозяйственных наук Евгений Платонов, рост стоимости древесины вызван исключительно внешнеэкономическими факторами, в отличие от повышения цен на металлопродукцию.
В 2021 году на мировом рынке леса произошло несколько событий, которые негативно отразились на его конъюнктуре. В Канаде закрылось несколько крупных заводов по производству пиломатериалов из-за истощения лесосырьевой базы. В итоге всё, что было на складах, ушло в США, где большинство жилых домов строят из дерева. Следом обострилось торговое противостояние Австралии с Китаем, и он перестал закупать у неё миллионы кубометров леса-кругляка. Естественно, китайцы обратили внимание на Россию: это и привело к дефициту лесоматериалов на внутреннем рынке.
— Вряд ли цены на лес в ближайшее время сильно упадут, – пояснил Евгений Платонов. – Для предприятий их рост сказывается положительно — они могут встать на ноги, получить сверхдоходы и вложить их в модернизацию производства. По крайней мере, заниматься лесом сейчас стало выгодно. Смотрю по родной Югре: участки, которые были за рекой Обь, уже все в аренде. Раньше предприниматели говорили, что лес рубить там далеко, потому что нет дорог для его вывоза, а теперь всё заготавливают и реализуют. Запрет на экспорт леса-кругляка с 2022 года должен снизить стоимость пиловочника, но кто знает, не появятся ли новые причины для роста?
Снижение будет нескоро
Наряду с промышленниками в выигрыше от повышения цен на лес и сталь осталось и государство. Несмотря на введение заградительных пошлин на экспорт пиломатериалов и металлов этим летом, их вывоз не приостановился, а даже увеличился.
Цифра
За 10 месяцев 2021 года стоимость металлов, вывезенных за рубеж, составила почти 8,6 млрд долларов США, при том, что на аналогичный период прошлого года она равнялась всего 4,8 млрд долларов.
– В текущем году было два постановления Правительства РФ, которые существенно изменили работу таможенных органов, – отметил в беседе с «ОГ» начальник Уральского таможенного управления Алексей Фролов. — Первое — это постановление, вступившее в силу с 1 июля 2021 года, оно касалось введения вывозных таможенных пошлин на пиломатериалы низкой степени переработки. Лесная продукция с влажностью более 22 процентов подлежала обложению пошлинами, менее 22 процентов — нет. С 1 августа были введены также экспортные пошлины на изделия и лом из чёрных и цветных металлов, ферросплавы. Объёмы взимаемых пошлин, платежей и сборов выросли существенно — практически в два раза. При этом на чёрные и цветные металлы пришлось 97,8 процента от суммы вывозных таможенных пошлин.
Экономисты считают, что в 2022 году сильного падения внутренних цен на металлы и древесину ждать не стоит. Снижение возможно только в конце будущего года – и то, если мировая экономика преодолеет последствия пандемии COVID-19. Конъюнктура зарубежных рынков такова, что уверенность вселяют лишь среднесрочные прогнозы: что касается ближайшей перспективы, то принимаемых государством мер по стабилизации цен явно недостаточно.
– Нынешний период в развитии мировой экономики называют восстановительным ростом, но те действия, которые предпринимает наше правительство, вызывают большую неопределённость, – говорит руководитель Центра региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН доктор экономических наук Елена Андреева. – Пока мы наблюдаем стадию, при которой цены на все товары только растут. В идеале они должны вернуться в привычное русло — пусть не до первоначального уровня, но всё же они будут ниже, чем сейчас. Однако произойдёт это не раньше, чем мы справимся с коронавирусом.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 No1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации»
В России более чем вдвое взлетели цены на металл
Цены на металл в России с ноября 2020 года увеличились за год более чем в два раза. Об этом сегодня заявил президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), руководитель комиссии по вопросам ценообразования в строительстве Общественного совета при Минстрое России Антон Глушков, выступая на пленарном заседании Санкт-Петербургского Международного жилищного конгресса.
«Если смотреть динамику по металлу и на ту цену, которую мы имеем сейчас, то самая ходовая арматура 16-го диаметра с ноября 2020 года подорожала на 105%. То есть более чем в два раза», — цитирует ТАСС главу объединения.
По его словам, металл существенно влияет на себестоимость жилищного строительства. В целом, указал Глушков, изменение себестоимости строительства составляет от 20% до 25% за последний год в зависимости от субъекта РФ.
Напомним также, 30 сентября правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий изменение налогообложения металлургической отрасли. Изменения предлагается внести в часть вторую Налогового кодекса РФ. Новыми нормами предусматривается введение акциза на жидкую сталь, использованную для производства продукции металлургического производства. Ставка акциза будет зависеть от экспортных цен на такую продукцию и корректироваться на коэффициент, характеризующий рентную долю, равный 2,7%, следует из документа.
Закон предлагается принять с целью получения дополнительных доходов в бюджетную систему РФ.
Также предлагается изменить НДПИ в отношении товарных руд черных металлов, добываемых на территории Красноярского края, коксующегося угля и калийных солей, апатит-нефелиновых, апатит-штаффелитовых, апатитовых и фосфоритовых руд. В отношении товарных руд черных металлов, в частности железных руд, предлагается перейти к определению налоговой базы по НДПИ как количество добытого полезного ископаемого в натуральном отношении.
При этом применение понижающих коэффициентов к ставке НДПИ для участников региональных инвестиционных проектов и применения коэффициента, характеризующий применения подземного способа добычи, сохраняется, следует из документа.
В отношении многокомпонентных комплексных руд с содержанием меди, никеля, металлов платиновой группы, добываемых на территории Красноярского края, законопроектом ставку НДПИ предлагается применять в зависимости от содержания полезных компонентов в руде и их стоимости на мировых рынках (медь, никель, палладий, платина, золото, кобальт) и коэффициента изъятия, равного 6%. При этом рассчитываемая таким образом ставка не может быть меньше 2 тыс. 555 руб. за одну тонну многокомпонентной комплексной руды.
Глобалистам на потеху. Силуанов обрекает русскую промышленность на гибель
31 декабря 2021 года правительство снимает экспортные пошлины на металл, введённые в августе. Промышленники бьют тревогу: цены и так не откатились до прежнего, докризисного уровня, а сейчас и вовсе ползут вверх. Это приведёт к ужасающим последствиям для предприятий. «АвтоВАЗ» вынужден будет повышать стоимость автомобилей, а Объединённая вагонная компания вообще может объявить дефолт по облигационным займам в самые ближайшие дни. Министерство финансов отвергает идею продления пошлин, ссылаясь на правила и нормы ВТО.
Сталь на вес золота
Отечественное промышленное производство ждут непростые времена. Через месяц правительство России снимает экспортные пошлины на экспорт продукции чёрной и цветной металлургии за пределы Евразийского экономического союза. Их ввели с 1 августа текущего года на срок до 31 декабря из-за резкого удорожания металла внутри страны. Для большинства видов металлургической продукции пошлина составляет базовую ставку в 15% плюс специфический компонент. До этого за год цена на сталь взлетела сразу на 50%. Такая чудовищная динамика поставила под угрозу целые отрасли русской индустрии. Введение пошлин позволило стабилизировать ситуацию: стоимость даже несколько упала, но не смогла вернуться к докризисным показателям.
Акционерное общество «АвтоВАЗ» уже начало бить тревогу. Вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами предприятия Сергей Громак выступил с просьбой к правительству продлить действие экспортных пошлин хотя бы на следующий год в интересах автопроизводителей, поскольку ценник продолжает оставаться высоким. Более того, в преддверии отмены вывозных ограничений он пополз вверх в среднем на 4–11%.
Честно говоря, мы вынуждены предсказывать, что как только экспортная пошлина на сталь закончит своё действие, снова начнётся существенный взрывной рост цен на данный вид сырья. И, как следствие, рост цен на всю продукцию, использующую металл, в том числе на автомобили,
– заявил топ-менеджер крупнейшего автопроизводителя нашей страны.
Промышленники просят о помощи – в ответ тишина
И здесь Громак абсолютно прав. Металлурги, получив добро на экспорт, естественно, начнут вывозить продукцию на заграничные рынки, провоцируя дефицит предложения в России и взвинчивая котировки. Это резко ударит по «АвтоВАЗу», но не только по нему. Тревожная ситуация складывается сейчас с Объединённой вагонной компанией, фактически принадлежащей государству (ей владеют подконтрольные Центральному банку «Траст» и «Открытие», а также «Уралвагонзавод»). Несколько дней назад ОВК допустила технический дефолт по облигационным займам. Компания обязана выплатить в кратчайшие сроки более 16 миллиардов рублей. Причина проблем – снижение спроса в 2020 году из-за пандемии, а также рост цен на металл.
Если с пандемией ничего поделать пока нельзя, то стабилизировать стоимость продукции металлургии власть вполне в состоянии. Однако ведомство Дениса Мантурова осталось равнодушным к просьбам русских производителей. Министр не хочет лишний раз ссориться с главными лоббистами отмены пошлинного режима – Минфином и металлургами.
С владельцами металлургических предприятий всё ясно: они заинтересованы получить как можно большие барыши за счёт экспорта. Почему упирается Антон Силуанов? Ответ лежит на поверхности: потому что он придерживается либерально-глобалистской политики. И не особо это скрывает от широкой публики. 11 ноября глава Министерства финансов выступал в Государственной думе и нарвался на жёсткую реакцию спикера парламента Вячеслава Володина.
Президент задачу поставил – снижение цен на металлы. Достигаем? Нет! Налоги какие вводятся? Решают они вопросы? Нет!
– возмутился председатель Госдумы.
В ответ глава Минфина выкатил просто потрясающий по своей беспомощности аргумент – дескать, пошлины нарушают правила Всемирной торговой организации.
Стоп, стоп, стоп! Мы являемся членами Всемирной торговой организации, которая нас не защищает. Вы посмотрите, что происходит! Нам санкции объявили. Всемирная торговая организация нас защитила? Нет! О чём мы говорим?
– прервал Силуанова спикер.
Что с того?
Действительно, работа ВТО неэффективна, её правила не выполняются крупнейшими экономиками мира, а судебная система структуры полностью парализована стараниями Соединённых Штатов Америки. Уже на протяжении двух лет Вашингтон блокирует назначение судей в постоянный апелляционный орган из-за того, что американцы недовольны его работой. Арбитраж ВТО принимал целый ряд решений не в пользу Штатов, а также, по их мнению, расширял действие торгового права без учёта позиции членов организации. Так что бояться такого «чемодана без ручки» в условиях, когда у тебя балансируют на грани два крупнейших промышленных гиганта, – глупость. Однако у Силуанова приоритеты расставлены, что называется, «не по фэншую». Исполнение воли глобалистов – всегда на первом месте, удовлетворение потребностей реального сектора русской экономики – идёт только следом.
Как цены на металлы подстегнули инфляцию
Ситуация на рынке металлов в последние месяцы напоминает боевые сводки. Производители недооценили спрос, и произошедшее снижение инвестиций в отрасли привело к дефициту и беспрецедентному росту на сырье: с IV квартала 2020 г. во всем мире начался резкий рост цен на металлы и металлопродукцию. Стальная арматура, железная руда и лом черных металлов – более чем в 1,5 раза, рулонная сталь – более чем в 2 раза и т. д. Евразийская экономическая комиссия готовится ввести ограничения экспорта лома за пределы стран ЕАЭС, а китайские власти под угрозой отзыва лицензий призывают крупнейших производителей и трейдеров сокращать товарные запасы сырья и отказаться от «бычьих» ставок на фьючерсы.
Российские власти обеспокоены ростом цен на металлы не меньше. Только за май, по данным Росстата, цены в обрабатывающих производствах в металлургии в России выросли на 19–32,7%. Из-за роста цен на металлы дорожает продукция всех «металлоемких» отраслей. В мае инфляция достигла 6,02% в годовом исчислении, и Банк России повысил ключевую ставку на 0,5 п. п. до 5,5%.
Точный вклад металлургов в инфляцию оценить сложно, отмечает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. «Но факт остается фактом: в 2021 г. рост цен на металлы вызвал ударные темпы инфляции, – продолжает она. – В России подорожало многое – от бензина до моркови с картофелем. Сообщения о темпах роста цен на различные товары появляются чуть ли не каждый день. По итогам года мы можем увидеть разгон инфляции до уровней, которые ЦБ РФ будет сдерживать уже сложнее».
Почему растут цены
Причины роста цен на металлы понятны, рассуждает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Чередниченко: сработали и усилившийся с декабря прошлого года отложенный спрос, не имевший технической возможности его удовлетворения со стороны производителей, и резкое наращивание Китаем потребления металлопродукции, и многое другое. Не обошлось и без спекуляций со стороны трейдеров, говорит Чередниченко.
Косарева отмечает также вклад в рост цен мягкой денежно-кредитной политики центробанков мира, которые разогнали инфляцию путем масштабного «печатания денег», а также недоинвестирование отрасли в последние годы, которое было продиктовано «зеленой повесткой» и привело в конечном счете к отложенному спросу.
Но главный фактор на рынке – Китай, писали в своем отчете от 2 июня аналитики «Финама», на него приходится уже почти 60% мирового спроса и потребления стали. После ослабления карантина и государственного стимулирования потребительских расходов вырос спрос на металлы, а следом и цены начали расти (см. графики). Среднего индикатора российских цен на металлы и металлопродукцию как такового нет, но с осени 2020 г. Росстат ежемесячно рапортует об их росте в относительном выражении. В ноябре цены на различные виды металлопродукции выросли на 5,2–38,8%, в декабре – на 8,7–11,9%, в январе – на 10,1–36,5%, в феврале – на 13–30%, в марте – на 11,6–26,2%, в апреле – на 11,4–43,8%. В мае рост цен в обрабатывающих производствах составил 19–32,7%, а по рудам и концентратам прочих цветных металлов, не включенным в другие группировки, – 2,4 раза.
Кто зависит от металлургов
«Существует ряд традиционно металлоемких отраслей, – объясняет Борис Красноженов, руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка. – Рост цен на металл оказывает давление на себестоимость в данных отраслях».
Цены на московские новостройки прибавили за год почти 25%, и эти цифры в целом отражают сложившуюся тенденцию на первичном рынке недвижимости в масштабах всей России, отмечает Чередниченко из РЭУ им. Г. В. Плеханова. «Конечно, масла в огонь подлила государственная ипотечная программа со ставкой 6,5%, используя которую граждане спешным порядком вкладывали свои накопления в гарантированный актив, – отмечает эксперт. – Но одним из ключевых триггеров роста выступил подорожавший металл».
В себестоимости жилья доля стали и производных от нее находится в пределах 6–7%, отмечает инвестиционный стратег «Арикапитала» Сергей Суверов. Владелец девелоперской компании S.Holding Алексей Шепель говорит, что доля металлов в себестоимости строительства жилья минимальна и составляет 4–5%. Топ-менеджер еще одного крупного московского застройщика утверждает, что с учетом стоимости труб, установки ограждений и закупки кранов она составляет не менее 10%. Президент ГК «Основа» Александр Ручьев говорит, что доля затрат на металл в себестоимости строительства составляет в среднем 10–12%.
А вот с автомобилями уже совсем другая ситуация. Эксперт SBS Consulting Дмитрий Бабанский говорит, что доля металла в себестоимости нового легкового автомобиля среднего класса доходит до 35–40%, из которых примерно треть приходится на металлопрокат для кузова, а остальное – это поковки и литые детали компонентов.
«У нас долгосрочные контракты с металлургами. В течение срока их действия изменение стоимости проката на нас не влияет, – рассказал журналистам 18 июня президент «АвтоВАЗа» Николя Мор, не уточнив детали. – Полностью избежать влияния увеличения цен на сырье и на сталь, в частности, на стоимость наших автомобилей мы не можем, потому что «АвтоВАЗ» сам никак не может компенсировать продолжающийся рост цен на сталь. Мы не даем точных цифр, но цены на сталь значительно влияют на розничные цены на нашу продукцию». Представитель «Камаза» рассказал «Ведомостям», что у его компании контракты с металлургами базируются на формульном ценообразовании и при росте цены на металл растут и цены на компоненты, но детали не раскрыл. «С осени прошлого года цены на металлопрокат растут каждый месяц, и никаких обоснованных причин для этого нет, – рассказал представитель группы ГАЗ. – Это ударяет по финансовому положению автомобильных заводов и ведет к росту цен на конечную продукцию».
«На автомобильном рынке средний рост цен только за I квартал этого года составил около 8%, но если взять более широкий временной интервал, то ценовая динамика этого сегмента будет выглядеть на порядок жестче официальных цифр Росстата по инфляции», – отмечает Чередниченко из РЭУ им. Г. В. Плеханова. По его словам, недвижимость и автомобилестроение – это далеко не полный перечень отраслей, испытавших на себе «металлическое инфляционное давление».
Скачок цен на металлы наиболее ощутим для производителей грузового подвижного состава – доля металла в себестоимости грузового вагона с учетом комплектующих составляет 65–75%, следует из данных Института проблем естественных монополий. Первый заместитель председателя Союза машиностроителей России Владимир Гутенев в письме на имя вице-премьера Юрия Борисова писал, что на крупнейших предприятиях отечественного машиностроения сложилась угрожающая ситуация: себестоимость производства грузовых вагонов ежемесячно повышается на 4–10%. При этом цена реализации продукции конечному потребителю опаздывает за динамикой роста затрат, что делает само производство убыточным или бессмысленным.
Растут цены и на обслуживание грузового подвижного состава. Стоимость услуг AO «OMK Стальной путь» по капитальному ремонту выросла на 17%, прейскурант на отдельные услуги, в том числе выполняемые при текущем отцепочном ремонте грузовых вагонов, – на 7%, пожаловался президент АО «Евросиб СПб – транспортные системы» Дмитрий Никитин в письме от 31 мая 2021 г. (есть у «Ведомостей») исполнительному директору CPO «Союз операторов железнодорожного транспорта» Алексею Дружинину. Из документа следует также, что стоимость услуг группы НВРК по капитальному ремонту в среднем выросла на 4,57% при росте по отдельным предприятиям на 7,5%, услуг по деповскому ремонту – в среднем на 7,73% при росте по отдельным предприятиям на 17%.
Наконец, рост цен влияет и на судостроение. В основном здесь используется горячекатаный листовой прокат, уточняет генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, цены на листовой металлопрокат на спотовом рынке выросли за декабрь 2020 г. – май 2021 г. более чем в 2 раза и даже с учетом формульного ценообразования и долгосрочных контрактов у судостроительных заводов с металлургическими комбинатами рост закупочных цен уже приближается к 50% и в III квартале продолжится. «С учетом длительного производственного цикла уже сейчас контракты, заключенные в 2020 г., если по ним не будут пересмотрены цены, практически для всех судостроительных заводов из-за взрывного роста цен на металл окажутся убыточными, а некоторые – просто невыполнимыми», – говорит эксперт.
«На находящихся в работе заказах, закладки которых состоялись в 2020 г., рост цен на металлы скажется значительно. С учетом доли стоимости конструкционного металла в общей стоимости строящихся на верфях заказов эффект от удорожания во втором полугодии 2020 г. и в первом полугодии текущего года стоимости листового и сортового металлопроката сопоставим со значениями рентабельности контрактов по гособоронзаказу и гражданскому судостроению, – рассказал «Ведомостям» источник в одной из судостроительных компаний. – Кроме того, без достижения договоренности между верфями и металлургами указанный уровень цен также скажется на снижении рентабельности новых контактов на строительство кораблей, судов и морской техники».
Как реагируют власти
С 2020 г. правительство обсуждает различные меры стабилизации цен на металлопродукцию. После жалоб застройщиков на рост стоимости арматуры для строительства в декабре 2020 г. были введены заградительные пошлины на экспорт лома черных металлов (5%, но не менее 45 евро за 1 т вместо 5%, но не менее 5 евро за 1 т). В мае 2021 г. из-за нового роста цен было принято решение о новом увеличении пошлин на экспорт лома (до 5%, но не менее 70 евро за 1 т). Также Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в декабре предлагала ввести заградительные пошлины и на экспорт стальной продукции (13% – на стальную заготовку, 12% – на арматуру). В июне Евразийская экономическая комиссия подготовила два проекта решений об ограничении экспорта лома за пределы стран ЕАЭС – о полном запрете экспорта на полгода и об установлении экспортной квоты в объеме 2 млн т.
В апреле 2021 г. ФАС возбудила три антимонопольных дела – против «Северстали», ММК и НЛМК. Ведомство заподозрило компании в установлении и поддержании монопольно высокой цены на металлопрокат. Кроме того, в апреле ФАС нашла признаки картельного сговора у ряда трейдеров (АО «Сталепромышленная компания», ООО «Сервисный центр металлопроката», ООО «Предприятие «Стройтехцентр», ООО «А групп», ООО «Уралметаллстрой», ООО «Управление комплектации и снабжения», ООО «Металлоторговая компания «Красо»). Если нарушения при ценообразовании обнаружат, компаниям грозят оборотные штрафы – в худшем случае до 15% полугодовой выручки.
Наиболее ярко по теме цен на металлы выступил первый вице-премьер Андрей Белоусов. «Мы посчитали, что металлурги нас (государство, бюджет) – извините за это слово – нахлобучили в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд руб.», – заявил он РБК. После этого Минпромторг РФ и руководители российских металлургических компаний договорились об обеспечении исполнителей гособоронзаказа металлопродукцией по зафиксированной в контрактах цене и заключении с металлургами прямых долгосрочных контрактов по государственным стройкам с формульным ценообразованием. Но снижение стоимости металлопродукции для госзаказа – разовая мера, которая не решит проблему комплексно: целесообразнее рассмотреть вопрос о равномерном распределении нагрузки среди добывающих отраслей, отмечает Суверов из «Арикапитала».
Металлурги, «конечно, понимают», что нужно будет возвращать в бюджет сверхдоходы, говорил Белоусов в интервью РБК. «У нас рынок свободный, но государство имеет все возможности установить налоги таким образом, чтобы то, что они получили, у них забрать. Это, я думаю, мы сделаем», – отметил он. Металлурги говорят, что налоговые поступления от них и так растут. «Мы зарабатываем дополнительные деньги, при этом платим дополнительные налоги, – объяснял в интервью «Ведомостям» гендиректор «Северсталь менеджмента» Александр Шевелев. – Только предприятия ассоциации «Русская сталь» заплатят за первое полугодие 2021 г. около 100 млрд руб. дополнительных налогов. По итогам года металлургическая отрасль заплатит дополнительных налогов относительно прошлого года не меньше 250 млрд руб.».
Но в металлургической отрасли отсутствует привязка налоговых отчислений к динамике цен на руду и сталь, отмечает Суверов. «НДПИ определяется либо исходя из фиксированных ставок в рублях, либо в процентах от себестоимости добычи. При этом экспортная пошлина в отрасли отсутствует, – объясняет эксперт. – В результате наибольший объем выплат приходится на налог на прибыль, который платится по стандартной ставке 20%. Беспрецедентный рост стоимости металлов в 2020 г. обусловил и рост налоговых отчислений. При этом дивидендные выплаты также значительно выросли. Металлургическая отрасль стала одним из лидеров по дивидендной доходности, а общий объем выплат акционерам в разы превышал капитальные затраты».
Белоусов говорит, что лучший способ изъятия сверхдоходов металлургов – это повышение НДПИ. По данным ФНС, налоговая нагрузка на металлургическую отрасль одна из самых низких и составляет 5,4% против 48% у нефтегазовой отрасли и 12,6% у других добывающих отраслей. Доля валовых налогов (НДПИ и таможенной пошлины) в выручке горнорудных компаний одна из самых низких по отраслям и не превышает 8%, в то время как для нефтегазовых компаний этот показатель варьируется от 40 до 60%, свидетельствуют расчеты Vygon Consulting. Выравнивание ситуации постепенно все же началось. В прошлом году НДПИ при добыче сырья для черных и цветных металлов за счет «рентного коэффициента» вырос в 3,5 раза. Это позволит нарастить поступления в бюджет еще более чем на 100 млрд руб. в 2021–2023 гг.
Что будет с ценами дальше
В настоящее время цены на сталь на мировых рынках и в России выросли приблизительно в 2 раза относительно среднеисторических уровней, но следует отметить, что последние 10–15 дней рост прекратился, а по ряду видов металлопродукции наметилась коррекция, говорит Красноженов из Альфа-банка.
Масштабную кампанию, направленную на снижение цен на металлы, развернул Китай. Власти КНР прямым текстом приказывают крупнейшим компаниям и трейдерам выбрасывать на рынок все и не создавать складских запасов, угрожая отзывом лицензий. Кроме того, Китай собирается начать распродажу алюминия, меди и цинка из госзапасов. Как отмечает Bloomberg, мировые рынки отреагировали снижением котировок на металлы и железную руду. Корректировке подверглись также котировки акций компаний металлургической промышленности. Снижение цен может быть временным, как это уже было в 2010 г. с алюминием и цинком, отмечает Reuters: после продаж этих металлов из госзапасов цены на них действительно снизились на некоторый период времени, но уже к середине года возобновили рост, который затем резко ускорился в 2011 г. Если же китайцы намерены добиться существенного снижения цен, им потребуется в течение длительного периода продавать значительные объемы металлов из резерва по низким ценам. Участники рынка скептически относятся к такому варианту развития событий, заключает Reuters.
«Российский рынок стали меняется вслед за мировым с некоторой задержкой. Например, российские цены на июль все еще продолжают приближаться к мировым показателем за июнь. Если тенденция на снижение экспортных котировок будет устойчивой, цены для внутреннего рынка также будут пересмотрены, – отметил представитель «Северстали». – Набор ключевых мер, связанных с долгосрочными прямыми договорными отношениями с подрядчиками, задействованными на ключевых бюджетных стройках и в гособоронзаказе, мы считаем наиболее правильным и эффективным. Мы не видим оснований для какого-то иного решительного вмешательства, нужно просто выполнить эти меры. Ограничение экспорта приведет к большим негативным последствиям, в частности к снижению экспортной выручки, и даст право нашим партнерам по ВТО вводить зеркальные меры и дополнительные ограничения». ММК, «Евраз» и НЛМК отказались от комментариев. «Мечел» не ответил на запрос «Ведомостей».
Если динамика роста цен на рынке металлопродукции сохранится, прогнозирует Чередниченко из РЭУ им. Г. В. Плеханова, правительству придется задействовать все имеющиеся у него рычаги вплоть до ручного управления ситуацией. «Охладить внутренние цены на металлы можно несколькими способами, – рассуждает независимый эксперт по металлургии Леонид Хазанов. – На государственном уровне можно пойти на принудительную их фиксацию на определенный срок – действующее законодательство ее не запрещает – либо подписать с металлургами соглашение о временной заморозке цен». В ноябре 2018 г., когда рост цен на топливо в России вышел из-под контроля, правительство выбрало второй способ – зафиксировало цены в соглашениях с нефтяными компаниями.
В подготовке статьи участвовал Антон Филатов