С чем связано право в обществе
Какую роль играет право в обществе
Определение понятия «право»
Право играет важную роль в организации общественной жизни, регулировании человеческого поведения и функционирования коллективов. Вопрос о понятии права является дискуссионным. Существуют разные определения права, которые дают и дают представители разных направлений прецедентного права.
Представители теории естественного права считают, что право содержит абсолютные, неизменные принципы справедливости, проистекающие из самой природы. После исторической школы право развивается органически: оно вытекает из того, как оно формируется исторической жизнью конкретного народа.
Школа психологии объясняет происхождение и функционирование права психологией личности. Они видят в этом продукт психологического отношения, опыта и институтов.
Марксистско-ленинская теория делает акцент на классовую сущность права — волю господствующего класса, возведенную в закон.
Право — это система юридических норм, регулирующих важнейшие общественные отношения на основе справедливости и свободы.
В юридической науке термин право используется в двух смыслах:
Источники права
Источник (форма) права — это способ закрепления правовых норм.
Одни ученые выделяют источник и форму выражения права, другие различают их и определяют источник как явление, порождающее правовые нормы, а форму выражения как своего рода «контейнер норм», не совпадающий по сути с источником.
Термин «источник права» также используется некоторыми учеными для обозначения «правового памятника».
Виды источников права
Первый источник права следует рассматривать как правовой обычай.
Различают происхождение права в материальном, идеологическом и формальном (правовом) смысле. Источником права в материальном смысле являются сами общественные отношения, т. е. материальные условия в обществе, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. д.
Источником права в идеологическом смысле является правовое сознание и правовая культура. Это означает как правовую осведомленность законодателей, так и правовую осведомленность людей, влияющих на формулирование права.
Правовой источник в формальном (правовом) смысле — это способ закрепления существующих правовых норм. Вы также можете говорить об источниках права в историческом и политическом плане: в историческом плане он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом плане мы понимаем источник права как государство.
Состав и система правовых источников, существующих в данной стране, определяют исторические характеристики и принадлежность правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Таким образом, в англосаксонской правовой системе, в отличие, например, от романо-германской, правовые прецеденты (судебные или административные) имеют важное значение. Доказательство древних обычаев, существующих в этом районе, часто требуется при разрешении юридических споров в английских судах. В религиозно-правовых семьях теологические доктрины могут иметь юридическое значение.
Теория формально определяет следующие правовые источники:
Основные черты и признаки права
Роль права в жизни государства и особенности
Право действует как регулятор общественных отношений, защищая права граждан и государства. Именно поэтому существование и функционирование государства невозможно представить без правовой системы, поскольку в противном случае общественные отношения не будут регулироваться должным образом.
Демократические страны, составляющие большинство современных развитых стран, не имеют возможности осуществлять какую-либо деятельность вне системы общеобязательных правил. В задачи права входит регулирование внутренних отношений в государственном механизме и формирование структуры государства.
Форма правления, политический режим той или иной страны также определяются законом. Право определяет компетенцию государственных органов и компетенцию должностных лиц, представляющих государственные органы.
Право определяет, как должен быть организован государственный аппарат, а также общеобязательные права и обязанности граждан отдельного государства. Законодательная деятельность государства осуществляется посредством закона, определяющего необходимость регулирования (правовой характер) определенных отношений.
Таким образом, с помощью законодательной деятельности государства создаются законы, указы и другие рациональные правовые формы. С другой стороны, право регулирует деятельность государства — оно придает ему правовую форму и вводит в рамки требований права.
Это означает, что право закрепляет интересы наций и национальностей, населяющих многонациональное федеративное государство.
Государство через право выполняет как внешние, так и внутренние функции. И во многом успешность выполнения той или иной функции государства зависит от того, насколько полно это юридически прописано. Право выполняет свои функции с двух сторон: со стороны граждан и со стороны государства.
Право влияет на государство в его отношениях с населением, а само государство влияет через правовую систему (в пределах требований закона). И это право, который определяет пределы вмешательства государства в жизнь граждан.
Различные отрасли права с характеристиками
Отрасль права — это элемент правовой системы, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль отличается оригинальностью предмета и способом правового регулирования.
Все отрасли права по назначению делятся на:
1. Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения:
2. Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права:
Процессуальное право — это система правил, регулирующих судопроизводство при разрешении споров или установление ответственности за проступки. В России признается пять видов судопроизводства: гражданское, уголовное, административное, арбитражное и конституционное.
По предметному единству отрасли делятся на:
По регулируемым отношениям (по сфере интересов) делятся на:
Конституция Российской Федерации является отправной точкой для всех отраслей права. В России правовая система охватывает около 30 отраслей.
Основные отрасли права РФ:
Что такое право: понятие, виды, функции, источники, система
Что такое право?
Право – это механизм регулирования общественных отношений, представляющий собой систему общеобязательных юридических норм. Правовые нормы устанавливает и формально закрепляет государство, после чего оно же следит за их соблюдением.
Не следует путать понятия «право» и «закон». Закон – это нормативно-правовой акт, принятый законодательным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Право – более обширная категория, включающая в том числе и законы.
Помимо законов для выражения права могут служить доктрины, подзаконные акты и решения судов. Право регулирует все сферы жизни общества, законы же обычно направлены на отдельно взятые аспекты общественных отношений. Отдельно стоит отметить и тот факт, что принятые законы не всегда являются правовыми, поскольку могут не соответствовать духу права или даже противоречить ему.
Признаки права
Для лучшего понимания того, что такое право, важно знать его основные признаки:
Принципы права
Принципы права – это руководящие нормы, обеспечивающие системность (внутреннюю упорядоченность и согласованность) права. Это важнейшие положения, от которых зависит справедливость правовой системы, её сохранение и конструктивное развитие. В качестве наиболее важных можно назвать следующие из них:
Функции права
Функции – это направления воздействия права на общество и на отношения между людьми в разных сферах общественной жизни. В юриспруденции это понятие характеризует социальную роль права. При этом возможны три основных трактовки того, что понимается под функцией права: социальное назначение права, направления его воздействия на отношения в обществе или и то, и другое.
Основные функции права:
Источники права
Существует два понятия: «источник права» и «форма права», которые могут отождествляться или разграничиваться. В первом случае под источниками права подразумевают все способы выражения и закрепления правовых норм. Во втором случае формами права называют способы выражения, а источниками – способ возникновения и закрепления правовых норм.
Основные источники права:
Отрасли и институты в системе права
Одним из важнейших признаков права является системность. Смысл данного понятия заключается в том, что все правовые нормы должны быть упорядочены и систематизированы, а любые противоречия между ними – исключены. Система права имеет чёткую вертикальную структуру, включающую три уровня: отрасли, институты и нормы. Рассмотрим каждый уровень подробнее.
1. Отрасли права
Отраслью права называют совокупность правовых норм, направленных на регулирование отдельно взятой сферы общественных отношений.
Основные отрасли права:
2. Институты права
Правовой институт – это обособившаяся группа взаимосвязанных юридических норм. Как и отрасль, институт представляет собой группу правовых норм, но менее обширную. Большинство институтов можно рассматривать как подкатегории отраслей. Например, в гражданском праве присутствуют следующие институты:
3. Нормы права
Нормой права называется формально определённое правило поведения, соблюдать которое обязаны все граждане и организации на территории государства. Нормы права регламентируют отношения в рамках каждого из правовых институтов. Например, в случае наследования, они устанавливают очередность, в которой наследники могут претендовать на наследство.
Правовая норма состоит из трёх элементов:
Санкции применяются не только с целью наказания. Чтобы избежать правонарушения, могут применяться предупредительные санкции (например, задержание подозреваемого или ограничение некоторых его прав). Существуют также санкции ничтожности (например, при определённых обстоятельствах сделка может быть признана недействительной, чтобы снять обременяющие обязательства с одной из сторон).
Реализация права
Реализация права – это воплощение правовых норм в поведении субъектов права (то есть, некие действия или воздержание от действий, благодаря которым обеспечивается соответствие поведения субъектов права требованиям правовой системы). Существуют разные классификации форм реализации права, но чаще всего выделяют следующие 4 формы:
Стоит отметить, что четвёртая форма отличается от остальных тем, что подразумевает вмешательство государственных органов с целью восстановления правопорядка (поэтому иногда её не включают в этот список).
Правовая семья
Правовой семьёй называется совокупность взаимосвязанных правовых систем, связь которых обусловлена общими источниками права, схожей структурой и историческим путём их формирования. Рассмотрим основные правовые семьи, которые принято выделять в современном правоведении.
1. Романо-германская (континентальное право)
Данная семья сегодня является одной из самых распространённых. Её используют все государства континентальной Европы. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что правовые системы многих азиатских стран испытали её влияние.
Основные особенности романо-германского права:
2. Англо-саксонская (семья общего права)
Эта семья включает правовые системы Великобритании и Ирландии, а также США, Австралии, Канады и некоторых других бывших британских колоний.
Характерные особенности англо-саксонского права:
3. Религиозная правовая семья
В некоторых странах правовые системы основываются на религиозном праве. В таком случае их относят к религиозной правовой семье, даже если на сегодняшний день влияние религии уже не столь значимо. К таковым относятся:
В чистом виде религиозное право существует на территории только одного государства – Ватикана. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти полностью подконтрольны Папскому Престолу.
Наиболее характерной особенностью религиозного права является то, что оно регулирует не только общественные правовые отношения, но и все остальные стороны человеческой жизни.
4. Традиционная правовая семья (система обычного права)
Традиционным или обычным правом называется правовая система, построенная на социальных обычаях, сформировавшихся исторически. Такая система действует во многих странах, расположенных в южной и центральной частях Африки, на Мадагаскаре, в некоторых государствах восточной Азии и Океании.
При этом стоит отметить, что любая современная правовая система имеет некоторые признаки традиционного права, поскольку обычай является древнейшим из правовых источников. И всё же в государствах англосаксонского и континентального права его влияние минимально и сохраняется лишь там, где не противоречит основным идеям.
Ключевые особенности традиционного права:
Заключение
Право – это совокупность общеобязательных норм и правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых государством. Его основная задача заключается в том, чтобы гарантировать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечить людям равные возможности, независимо от их социального статуса и прочих особенностей. Ключевой особенностью права является то, что все нормы в нём определены формально, а их нарушение подразумевает санкции, применимые к любому нарушителю, независимо от его социального статуса.
Право и общество
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и признаки общества
Общество является продуктом взаимодействия людей и определенной организацией их жизни. Общество – это внутренне противоречивый организм и его сущность проявляется в экономических, нравственных и многих других связях и отношениях между людьми и их объединениями.
В широком смысле общество является совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
В узком смысле – конкретным типом социальной системы и определенной формой общественных отношений.
Обществу присущи определенные признаки (рис. 1):
Рисунок 1. Признаки общества
Понятие права
Право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, которые выражают волю общества, устанавливаются государством и направлены на урегулирование общественных отношений.
Право всегда возникает в результате потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Право обладает регулирующей функцией, обеспечивая тем самым стабильность. Организованность и правовой порядок в обществе.
Право возникает в силу объективных причин и начинает взаимодействовать с обществом. Ведущая роль в этом взаимодействии отводится обществу, которое, в свою очередь, влияет на развитие права. Следовательно, уровень экономического и духовного развития общества всегда выше, а право развивается вместе с обществом. Но в то же время право впитывает в себя всё самое социально ценное, господствующее в обществе, от обычаев, морали и религии; вбирает в себя все достижения мировой культуры и цивилизации. В итоге право приобретает относительную самостоятельность и независимость от общества и уже само начинает активно не него воздействовать.
Готовые работы на аналогичную тему
Право обеспечивает необходимый общественный правопорядок, разрешая возникающие социальные конфликты и противоречия. Иными словами, право удерживает общество от саморазрушения.
Право, являясь воплощением добра и справедливости, достижений мировой культуры и цивилизации, несёт в общество информацию о добром и справедливом и постоянно подпитывает его новыми идеалами и ценностями, вытесняя тем самым из общества дурные привычки и неприемлемые отношения.
Право – это мера общественной и личной свободы. Но свобода не может быть безграничной. Безграничная свобода – это вседозволенность и беспредел.
Роль права в обществе
Важная и необходимая функция права – регулирование интересов людей, коллективов, объединений, а также поиск компромиссов.
Право является важнейшим элементом нормативной системы общества и регулятором общественных отношений.
Если общество разделено на классы и наполнено противоречиями, право в этом обществе будет выражать волю властвующей олигархии. В данном случае гуманистические ценности и идеалы стираются, и право приобретает деспотические черты.
В демократическом обществе, наоборот, роль права возрастает и реализуется его гуманистическое предназначение. Граждане, благодаря праву, получают доступ к материальным и духовным благам и к законной форме изъявления своей воли и интересов. Общество становится правовым. Право является нормативной системой, которая регулирует отношения в обществе, действия людей, их поведение, а также деятельность организаций и государственных органов.
Для права характерны общеобязательность правил, их определенность и поддержка со стороны государственной власти.
Право закрепляется в официальных государственных документах, определяя меру свободы граждан, организаций и государственных органов в складывающихся между ними правоотношениях.
Право обеспечивает организованность и устойчивость и создает оптимальные условия для функционирования общества.
Специфика и роль права в жизни общества и его субъектов находится в тесном взаимодействии с государством. Только государство, обладающее властью, в состоянии через механизм власти и правосудия обеспечить разработку и реализацию общеобязательных правил поведения в обществе, нарушение которых повлечет за собой применение мер государственного воздействия.
Следует сказать, что право не только обеспечивается и поддерживается государством, но и, в свою очередь, поддерживает его. Право выражает и поддерживает интересы государства, регулирует деятельность государственных органов и противодействует попыткам произвола и беззакония.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата написания статьи: 04 03 2016
Марина Борисовна Юрьева
Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»
Обществознание. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. ПРАВО. Понятие, признаки, источники, функции, правовая норма, система права и правовая система.
ПРАВО. Понятие, признаки, источники, функции, правовая норма, система права и правовая система.
10 вопросов — 10 ответов.
1.Что такое нормы, какие нормы существуют в обществе?
Нормы — это стандарты, образцы, общеобязательные правила поведения человека в обществе.
В обществе существуют нормы:
2.Что такое право и каковы его признаки?
Право – это возможности совершать, осуществлять что- либо, предоставленные государством (например, право на труд, на образование и т.д.).
Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках. Они являются общеобязательным критерием правомерного поведения.
Признаки права:
3.Каковы функции права?
Функции права – это направления воздействия права на общество.
Специально-юридические:
Общесоциальные:
4.В чём сходство и отличие права от морали?
Сходство права и морали:
Отличие права от морали.
5.Что такое правовая норма и каковы её виды?
Правовая норма – общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определённых предписаниях, охраняемое органами государства путём контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.
Виды правовых норм в зависимости от назначения:
Виды правовых норм по характеру предписываемых правил.
Виды правовых норм по форме предписания:
Виды правовых норм в зависимости от отрасли права:
Виды правовых норм по юридической силе и в зависимости от субъекта, издавшего норму права.
Другие виды правовых норм:
6.Какова структура нормы права?
Структура нормы права:
Подсказка: если. то…, иначе…
Пример:
7.Что такое источники права и каковы они?
Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.
Источники права:
8.Что такое система права и каковы её элементы?
Система права — структура права, представляющая собой согласованность и единство юридических норм, разделение их на отрасли, подотрасли и институты.
Элементы системы права.
9.Что такое правовая система?
Правовая система — вся правовая жизнь страны, вся правовая организация общества. Категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и все правовое развитие конкретной страны, в том числе структуру законодательства — систему законодательства.
Правовая система охватывает:
Правовая система включает в себя все явления, связанные с правом в рамках отдельно взятого государства или общества и в связи с этим носит комплексный характер.
10.Какие правые системы существуют и к какой относится правовая система РФ?
Виды правовых систем.
Романо-германская правовая система (в основе – римское право) (Россия, страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция).
Англо-саксонская правовая система (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.)
Религиозное право (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм).
Социалистическая правовая система (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба).
Система традиционного (обычного) права (экваториальная Африка и Мадагаскар).
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Сущность и происхождение права. Роль права в жизни общества
Понятие права
Право представляет собой определенный вид социальных норм, т. е. правил поведения. Кроме права в обществе существуют и другие социальные нормы, такие, как нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, правила хорошего тона, нормы общественных организаций. Все они регулируют поведение человека. Однако право имеет специфические черты, отличающие его от других социальных норм и характеризующие его сущность.
Сущность права состоит в том, что его нормы устанавливаются или санкционируются, т. е. утверждаются государством, которое гарантирует их исполнение властной принудительной силой. Нормы права могут также устанавливаться непосредственно самим народом в порядке референдума, либо в качестве правовых могут признаваться обычаи, религиозные или иные нормы. Но исполнение их всегда обеспечивается принудительной силой государства. Все другие социальные нормы не связаны с государством. Однако связь права с государством, характеризующая его сущность не раскрывает всех черт и характерных особенностей.
Основные характеристики права:
1. Характер права обусловлен экономическими, политическими, культурными, национальными и иными объективными условиями жизни общества.
Так, в условиях рыночной экономики право регулирует отношения собственности на основе рыночных экономических законов. Оно устанавливает равноправие всех форм собственности, разрешает частное предпринимательство, конкуренцию, свободное установление цен на основе спроса и предложения.
В условиях огосударствленной экономики оно запрещает частную собственность и частное предпринимательство, производство продукции осуществляется на государственных предприятиях, а ее продажа происходит через государственные магазины.
В условиях абсолютной монархии право закрепляет наследственную монархическую форму правления в государстве, полновластие царствующего монарха и бесправие поданных.
В фашистских, авторитарных, тоталитарных государствах право регулирует общественные отношения в интересах правящей элиты, клана, запрещает свободные выборы, многопартийность, устанавливает суровую ответственность за нелояльное отношение к власти.
В демократических государствах право, наоборот, определяет широкие права и свободы граждан, в том числе право на формирование государственных органов путем свободных выборов, разрешает многопартийность, включая существование оппозиционных партий и т.д.
В многонациональных государствах право призвано регулировать межнациональные отношения, а при существовании нескольких конфессий, соответственно, определяет межрелигиозные отношения.
2. Право регулирует наиболее важные, главные общественные отношения, а именно: государственное устройство, порядок формирования и деятельности основных государственных органов, характер их взаимодействия. Право также запрещает под угрозой наказания наиболее опасные и вредные для общества действия и поступки, такие, например, как убийство, свержение власти насильственным путем, хищение чужого имущества, т. е. те отношения, от которых зависит устойчивость государственной власти, сохранение и определенное функционирование основных экономических и политических институтов государства, безопасная жизнь граждан, общественное спокойствие.
Другие социальные нормы регулируют менее значимые социальные отношения, не имеющие столь важного значения для жизни общества. Например, согласно нормам морали, принято уступать место в общественном транспорте пожилым людям и инвалидам. Однако невыполнение этого правила не грозит крупными социальными и государственными потрясениями, не причиняет обществу значительного вреда.
3. Право выражает волю и закрепляет интересы господствующего слоя, клана, элиты, которым принадлежит государственная власть. В современных демократических государствах в праве выражается воля большинства граждан и сочетаются интересы различных слоев, классов, групп общества, которые и защищаются правом.
Так, например, в демократическом государстве право закрепляет разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, определяет их полномочия, порядок деятельности, запрещает вмешательство одной ветви власти в дела другой, и, тем самым, не допускает захват одной властью всей полноты власти в государстве, устанавливает независимость судебной власти, предоставляет ей право проверять конституционность и законность деятельности законодательной и исполнительной власти, закрепляет выборность и подконтрольность народу основных органов государства.
В недемократических государствах право, наоборот, устанавливает принадлежность всей полноты государственной власти одному лицу, например, монарху, либо небольшой группе лиц, клану, одной партии, религии, закрепляет существование любых других государственных органов, неподконтрольных, нсподчиненных центральной власти. Оно также закрепляет формирование ее высших органов независимо от воли населения, например, по наследству либо по решению религиозных или иных органов.
Таким образом, право является политизированным социальным явлением. Оно выражает и закрепляет политику, проводимую теми, кто осуществляет государственную власть. Эта политика может быть антинародной, направленной на ущемление его прав и интересов, либо, наоборот соответствовать им.
Другие социальные нормы политически более нейтральны. Они выражают либо общечеловеческие принципы честности, справедливости, добропорядочности, уважения других людей, либо призваны удовлетворять неполитические интересы членов какой-то общественной или иной организации и регулировать их отношения внутри этой организации,
4. Право представляет собой единую иерархичную, систематизированную и взаимосвязанную совокупность правовых норм. Другие социальные нормы не имеют такой жесткой системы. Они разделены на обособленные и самостоятельные группы, относящиеся к различным видам общественных отношений (например, нормы морали, нравственности, культуры), к разным религиям, нациям, общественным организациям и могут иметь существенные различия.
Итак, право современного демократического государства — это обусловленная материальными и социально-культурными обстоятельствами жизни общества, его социальным и национальным составом, традициями и обычаями воля большинства народа как результат сочетания индивидуальных, коллективных и общих интересов, выраженная в нормах права, содержащихся в письменных актах и являющихся общеобязательными, поддерживаемыми государством правилами поведения и деятельности юридических и физических лиц. При этом необходимо отметить, что если воля большинства народа как осознанная направленность его деятельности является содержанием права, то нормы права, т. е. правила поведения, в которых выражается эта воля, представляют его форму.
В юридической науке выделяют два понимания права: объективное и субъективное.
Объективное право определяется как совокупность правовых норм, которая существует объективно и независимо от тех, на кого она распространяется.
Субъективное право — это право конкретного лица в конкретных условиях. Оно включает в себя: а) конкретные права данного субъекта права; б) соответствующие этим правам обязанности других людей; в) определенный порядок реализации гражданина в соответствии с имеющимися у него правами; г) субъективные права лица поддерживаются и защищаются государством.
Для человека большее значение имеет субъективное право, т. е. совокупность конкретных прав, которые он может реально использовать в своей жизни и деятельности.
Некоторые современные ученые включают в право также правовую политику, принципы права, правосознание. Названные факторы относятся к социально-правовым явлениям, но не к праву, поскольку у них нет основных признаков права — нормативности, они не создаются субъектами правотворческой деятельности в процессе правотворчества, у них нет санкций, применяемых государством. Поэтому правовая политика, принципы права и правосознание не могут быть включены в систему правовых норм, образующих право.
Право — очень сложное социальное явление. Оно имеет много аспектов, которые характеризуют его с разных сторон. В связи с этим разные ученые различают несколько концепций социальной сущности и назначения права.
Различное понимание права объясняется несколькими объективными и субъективными причинами.
К основным концепциям понимания права относятся нормативистская, социологическая, психологическая, естественная, классовая, позитивистская и интегративная.
В нормативистской концепции право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существование нижестоящей. Самой верхней нормой является конституция. Далее идут законы и другие нормативные правовые акты. Юридическая сила и законность каждой нормы определяется вышестоящей нормой права, которой является государство, которое само есть правовая организация, организованный правопорядок.
Социологическая концепция возникла во второй половине XIX в., когда развивалось предпринимательство как свободная деятельность людей в сере экономики.
Основной тезис этой концепции звучит так: право нужно искать не в нормах права, а в самой жизни. Законы — всего лишь пожелания вести себя определенным образом. Поэтому главным в праве является реальные общественные отношения, создаваемые гражданами, должностными лицами, органами и организациями, которые охраняются и защищаются государством, государственной властью. И решение правового вопроса основано на выяснении сути этого отношения между людьми или другими субъектами, а не на формальной норме права.
Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию.
Согласно теории естественного права, каждому человеку с момента рождения принадлежат права и свободы. А затем эти принадлежащие человеку права и свободы находят свое выражение в праве, они собственно и образуют право.
Классовая, марксистско-ленинская теория характеризует право как волю господствующего класса, возведенную в закон, волю, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса. Согласно данной теории, любой класс, ставший господствующим устанавливает право, отвечающее его интересам, и подавляет интересы других классов.
Интегративная (современная) теория включает в себя черты многих других концепций. Она признает нормативность права, одновременно допускает создание норм права судьями, когда их решения соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются также естественные права человека, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновременно считается, что право имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности населения, другими обстоятельствами и выражает волю большинства населению на селения на основе сочетания интересов различных слоев, больших групп населения, различных религий, наций, других социальных формирований.
Право в системе социальных норм
Общество — сложная совокупность разнообразных социальных отношений, нуждающаяся во внутреннем упорядочении в целях обеспечения эффективного развития и обеспечения выживания человека как вида.
Социальный порядок устанавливается в обществе в результате действия разнообразных механизмов.
Стихийные» регуляторы. Они представляют собой непосредственное проявление естественных законов природы и общества — демографические процессы, инфляционные ожидания, стихийные бедствия, увеличение продолжительности жизни, оказывающие влияние на поведение отдельного человека;
Социальные регуляторы. Социальное регулирование есть влияние правил, вырабатываемых обществом, на поведение человека, определение рамок этого поведения с целью такого воздействия на социальные процессы, которое бы обеспечивало упорядоченность и стабильность существования социума. Поэтому объектом социального регулирования всегда в конечном счете является человек, путем определения заранее социально желаемого акта его внешнего поведения в конкретной ситуации.
Способы социального регулирования по характеру воздействия делятся на три основные группы:
побуждение — это воздействие, представляющее собой формирование у человека убеждения в выгодности определенного поведения. Этот способ основывается на воздействии на индивидуальное или групповое сознание и силе авторитета.
понуждение — это воздействие, представляющее собой стимулирование (формирование потребности) желаемого поведения. Этот способ основывается на поощрении (материальном, моральном) за поведение следующее правилу.
принуждение — это такое воздействие, когда социально необходимое поведение человека достигается возможностью применения насилия, в случае отклонения от установленных правил поведения.
Социальное регулирование — это субъективный процесс упорядочивания общественных отношений путем подчинения их определенным правилам.
Социальный регулятор — это механизм, обеспечивающий упорядочение общественных отношений.
Виды социальных регуляторов:
Ненормативные (индивидуальные) регуляторы — это такие формы воздействия на общественные отношения, которые не представляют собой общий масштаб социальных действий, а предстают как индивидуальное упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.
— ценностный регулятор, представляющий собой систему исторически сложившихся социальных ценностей, социально-психологических установок и стереотипов. Он имеет сложную структуру и проявляется прежде всего в культуре различных социальных общностей (социальных групп, этносов и т.д.). Ценности отдельной группы оказывают определяющее влияния на обеспечение поддержания состояния упорядоченности общественных отношений, обеспечивая глубинный пласт стабильных отношений. Примером данной группы социальных регуляторов могут служить принципы взаимопомощи, уважения достоинства, национальная гордость и т.д.;
— директивный регулятор представляет собой такое воздействие на поведение человека, когда от социально-властного органа исходит общее указание на необходимость решения той или иной социальной задачи, но конкретные средства и способы ее достижения не предусматриваются, и человек может их выбирать самостоятельно (к ним относятся, например политические программы и платформы);
— информационный регулятор, способ воздействия которого на социальные процессы сводится к публичному распространению сведений о конкретных случаях социального поведения, которые служат образцами для подражания, либо для осуждения. Большую роль при использовании такого регулятора играют средства массовой информации, сеть Интернет;
— предсказания, которые в качестве регулятора возникают на основе донаучных форм предвидения и развиваются первоначально в рамках практической деятельности людей.
Предвидение в форме пророчеств, прорицаний, гаданий было известно в глубокой древности. Уже в Древней Греции, Индии, Китае, Египте и Вавилонии происходило первое фундаментальное разграничение областей предвидения на область явлений природы (солнечное затмение, предсказание урожая, изменение погоды и т.п.); область социальных явлений (наступление и исход войны, победа или поражение политической группировки и т.п.); область событий в жизни отдельного человека (смерть, болезнь, рождение, бракосочетание, обогащение и т.п.)
Этот регулятор использовался в древности весьма эффективно для управления. Так римские жрецы авгуры, ритуалы которых были связаны первоначально с божествами плодородия, улавливали поданные божеством знаки и их толковали. С течением времени выработалась целая наука авгуров, которые для своих предсказаний (авгурий) пользовались атмосферными явлениями, полетом птиц, кормлением священных кур, встречами с дикими животными и т.д. Особое значение придавалось гаданию по полету птиц (ауспиция). Римские государственные деятели должны были прибегнуть к ауспиции перед каждым политическим или военным актом, который совершался только при благополучном исходе гадания. Интересно отметить, что логическая структура предсказаний очень схожа со структурой некоторых социальных норм;
— индивидуальное регулирование — это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно социально неэкономично, не вполне обеспечивает необходимую одинаковость в повторяемых актах в процессе производства, обмена, жизнедеятельности людей, а так как каждый раз проблему надо разрешать заново, существуют широкие возможности для субъективных, произвольных решений;
— нормативные — это такие регуляторы, которые обеспечивают достижения желаемого поведения человека в обществе путем установления масштаба (меры) поведения, для тех, кто может оказаться в тех или иных социальных ситуациях, т. е. социальных норм. Социальная норма как правило поведения характеризуется четким описанием возможной ситуации, формулированием социально требуемого поведения в описанной ситуации и установлением мер принуждения, если индивид не выполняет требования правила;
— социальная норма — это обусловленное объективными обстоятельствами правило поведения общего характера, регулирующее неопределенное количество раз социально-значимое поведение людей оказавшихся в условиях, предусмотренных нормой.
Социальные нормы регулируют поведение человека в таких сферах, как поведение личности по отношению к другим, поведение личности по отношению к обществу в целом и его ценностям, поведение личности по отношению к самой себе.
Признаки социальной нормы:
Качественной характеристикой социальной нормы является то, что она является проявлением и отражением естественной или общественной закономерности. Социальные нормы выражают и конкретизируют действия объективных законов в общественных отношениях, тенденций общественного развития;
Норма — это мера полезного, а потому типичного функционирования. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и ее свойствам, является оптимальным либо, по меньшей мере, допустимым для данного процесса. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».
Социальная норма регулирует общественные отношения путем разрешения, запрещения и обязывания людей действовать определенным образом в конкретной ситуации; она имеет следующую структуру: «если. то. в противном случае».
Социальная норма — это первичный элемент нормативно-регулятивной системы общества.
Нормативно-регулятивная система общества — это особая совокупность социальных норм общества, представляющая единое целое для решения задачи упорядочения, регулирования общественных отношений.
Признаки (основные черты) нормативно-регулятивной системы общества:
Причины возникновения нормативно-регулятивной системы общества:
В первоначальный хаос — гомогенность (однородность) социальных связей, характеризующаяся слабой чувствительностью к внешним воздействиям и стабильными детерминированными оценками вероятностного описания, в целях обеспечения выживания отдельной человеческой группы вносится порядок и организованность с помощью установления некоторого правила взаимоотношения людей между собой в конкретном случае, что приводит к уменьшению энтропии.
Социальные связи в этой группе больше коррелируют с начальными условиями и более эффективно обеспечивают достижение целей выживания, создаются и предпосылки к возможности прогнозирования дальнейших событий в этой группе. Динамические процессы информационной стабилизации в системе регуляции социального поведения отдельного индивида приводят к уменьшению степеней свободы выбора поведенческих актов.
Появление упорядоченных элементов, обладающих большей устойчивостью, нарушает первоначальную неорганизованность, а последующее развитие сформировавшийся устойчивых элементов выражается в росте числа правил поведения и появлении у них новых функциональных качеств.
Нормативно-регулятивная система отражает достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества. В ней находят отражение исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти, качество жизни людей. Как целостная, динамичная система социальных норм она является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, она состоит из различных групп норм, действующих во взаимосвязи друг с другом.
В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется и корректируется другими социальными нормами. Взаимодействие отдельных норм в единой нормативно-регулятивной системе раскрывает комплексные свойства у входящих в эту систему отдельных составных частей.
Виды социальных норм. Соотношение права и других социальных регуляторов.
Социальные нормы отличаются друг от друга по происхождению, по способу формирования, по способам обеспечения.
Виды социальных норм:
Иногда выделяются так же эстетические нормы, нормы этикета (в том числе дипломатического), экономические, технические.
Моральные нормы, представляющие собой правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе критериев добра и зла, добродетели и порока, чести и бесчестья. Эти оценочные понятия применяются к поведению человека и его деятельности.
Норма морали формируются в практических отношениях людей между собой. То, что плохо и вредно для общества, (т. е. поведение, не способствующее его стабильности) осуждалось и запрещалось, а то что способствовало согласию и мирному сосуществованию людей и обеспечивало выживание вида в условиях борьбы за существование, оценивалось положительно и одобрялось большинством.
Носителями общественной морали является как общество в целом, так и отдельные люди. Придерживаясь положительных моральных норм, человек руководствуется ими в своих действиях и осуждает тех, кто их нарушает.
Реализация норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания и осуждения со стороны авторитетных для человека лиц.
В обществе со сложной социальной структурой каждая из них имеет в соответствии со своими специфическими интересами разные понятия о справедливости и морали, в пределах группы обязательность той или иной нормы определяется степенью усвоения ее групповым или общественным сознанием. Более того, индивидуальные представления о содержании норм порой противоречивы, причем могут меняться в процессе спора, обсуждений или сдвигов в общественном климате.
В морали не существует четкой разницы между нормой и взглядами. То что для одного является правилом поведения, для другого — не более чем возможная, но необязательная оценка (взгляд).
Тем не менее, существует общественная мораль. Она включает те нормы, которые признаются общераспространенными и необходимыми во всем обществе. Это прежде всего нормы выражающие социальные качества человека по отношению к другим людям — гуманизм, милосердие, доброжелательность, правдивость, порядочность, трудолюбие, справедливость. Эти нормы представляют собой нравственные ценности и являются системообразующими началами, защита их объединяет большинство членов общества.
Религиозные нормы представляют собой правила поведения, установленные различными вероисповедованиями.
Религиозные нормы содержатся в религиозных текстах: Коран, Сунна, Пятикнижие, Талмуд, многочисленные священные книги буддистов; в решениях собраний верующих и духовенства (постановление соборов, коллегий, конфессий); в произведениях авторитетных религиозных писателей.
Нормы религии регулируют отношение верующих к Богу, церкви, друг к другу и иноверцам, организацию и функции религиозных организационных структур. Реализация этих норм подкрепляется божественным авторитетом их происхождения, понятием «грех».
Свод религиозных канонов представляют собой регулятивную систему, действующую с самых ранних этапов развития человечества. Мировые религии оказали влияние не только на духовную жизни общества, но и на развитие правовых систем.
Обычай — социальная норма, представляющая собой правило поведения, утвердившееся в обществе в результате многократного применения, устоявшегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива, социальной группы.
Обычай представляет собой привычную (т. е. вытекающую из привычки) для членов общества, социальной группы форму общественной регуляции. Обычай как правило поведения связан с той частью общественного сознания, которая состоит из исторически сложившихся и в значительной степени развивающихся по стихийно проявляющимся законам чувств, эмоций, иллюзий, образцов, нравов. Обычай — это правило, соблюдаемое вследствие осознания его как необходимого, общественным и групповым сознанием и обеспеченное общественной санкцией.
Реализация обычая обычно осуществляется без размышлений о том, каково происхождение реализуемой нормы. Переходя в обычай, та или иная норма теряет оценочный характер, а критерии, лежащие в основе ее выполнения отходят на второй план перед привычностью ее существования. Обычай оказывает регулирующее воздействие в силу его эмоционального восприятия членами общества, привыкшими к его соблюдению настолько, что его реализация стала потребностью.
К сфере обычаев относится и такое явление, как традиции. Их возникновение не обязательно связано с длительным существованием какой-либо нормы. Традиции выражают стремление сохранить унаследованные от предыдущих поколений формы поведения: они возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обществом. В области бытовых отношений обычаи предстают в обрядах и ритуалах. Традиции представляют собой способ передачи социальной информации.
Обычаи при возникновении не были связаны с государством, но в последующем многие обычаи были санкционированы государством и стали правовыми нормами.
Обычай вырабатывается внутри социальной группы и никогда не навязывается извне, поэтому он представляет собой механизм саморегулирования группы, действующей как самоуправляющаяся, т. е. самодеятельная, самоорганизующая и саморегулирующая структура.
Место обычая в системе источников права в разные эпохи и в различных правовых системах было различным:
Правовые нормы в совокупности предстают как система формально-определенных общеобязательных правил поведения общего характера, исходящих или санкционированных государством и обеспеченных силой государственного принуждения.
Политические нормы — это правила поведения регулирующие отношения между социальными группами по поводу захвата, удержания и использования публичной политической власти.
Политические нормы регулируют участие народа, социальных групп в государственной власти и жизни государства, его организации, взаимоотношениях государства с другими организациями политической системы общества. Они различны по объему содержания регулируемых отношений. Нормы, обладающие наибольшей широтой содержания, общественно-политической значимостью, называются политическими принципами, к которым относятся принцип народовластия, равноправия наций и народностей, единства государственной власти, мирного, ненасильственного разрешения политических конфликтов.
Формы политических норм различны. Они выражаются в политических декларациях, программных документах политических партий, политических соглашениях и заявлениях политических лидеров.
Соблюдение политических норм обеспечивается необходимостью постоянного включения в политический процесс, постоянным функционированием политической системы общества, страхом осуждения со стороны других политических субъектов и исключения из политической игры. Меры, применяемые к нарушителю, чаще всего заключаются в масштабном доведении до сведения всех через средства массовой информации не устраивающего поведения и его осуждения со стороны наиболее влиятельных политических фигур.
Корпоративные нормы — это правила поведения, принятые в отдельных организациях, трудовых и иных коллективах.
Корпоративные нормы устанавливаются самими объединениями, и выражают волю тех, кто создал и вошел в эти организации, принадлежат структурным единицам гражданского общества и отражают их специфику; выражаются в уставах, положениях, внутрикорпоративных кодексах поведения, правилах внутреннего трудового распорядка.
Большая часть корпоративных норм регулирует правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, организации и построения общественных объединений и предприятий, а также права, обязанности, ответственность и взаимоотношения членов этих организаций. Корпоративные нормы соблюдаются в силу их целесообразности. Каждый член организации должен принять эти правила и быть в согласии с ними. Нарушение корпоративных норм вызывают определенные организацией санкции, меры воздействия на нарушителя.
Как самостоятельный вид социальных норм рядом исследователей выделяются так же нормы этикета.
Исходя из средств, при помощи которых оказывается воздействие на людей, ведущих себя в соответствии с социальными нормами, последние делятся на социальные предписания и технические правила.
Социальное предписание состоит из диспозиции и санкции. Диспозиция представляет собой ту часть социального предписания, которая определяет поведение индивида таким образом, чтобы был соблюден интерес общности, коллектива. Санкция предусматривает лишение того, кто нарушил диспозицию, известных благ, тем самым удовлетворятся стремление общности к наказанию тех членов общества, которые не придерживаются принятого способа поведения. Более суровые санкции по отношению к нарушителю предусматривают те общественные предписания, которые созданы организованными социальными общностями, т.е. социальными организациями. Правовые нормы являются типичным представителем данных социальных предписаний.
Технические правила по существу представляют собой такие нормы поведения, которые являются социальными лишь опосредованно, поскольку они регулируют не отношения человека к другим людям, а отношения человека к природе. Это те нормы, которые основываются на знаниях о природе и определяют поведение человека в процессе взаимодействия с природой. Однако человек относится к природе не только как биологическое, но и как общественное существо, т.е. его отношение к природе и обществу является социальным отношением. В этом смысле рассматриваемые нормы также являются социальными нормами. Данные нормы определяют деятельность по преобразованию природы в широком смысле слова, служат достижению определенной цели, в которой заинтересованы либо отдельный человек, либо множество людей. Это не только правила организации работ на производстве, но и «нормы телесного развития» или «техника владения телом» (преобладание правой руки, привычка сидеть определенным образом), при этом «установлено, что все это подчиняется не только инстинктам, но и регулируется также другими, неотслеживаемыми факторами».
Что касается поведения в соответствии с этими правилами, то здесь существует полное совпадение интересов общества и индивида: как общество, так и индивид заинтересованы в соблюдении технических норм, и между ними нет разногласий. Технические нормы по существу представляют собой инструкции индивиду по поводу того, каким образом ему следует поступать, они выступают в качестве помощи индивиду со стороны общества, а не в качестве приказов.
Закономерность существования и развития нормативно-регулятивной системы:
1) каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы — ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от этапа развития общества, уровня его внутренней организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения.
2) в процессе развития нормативно-регулятивной системы в обществе возрастает удельный вес социальных форм. Возникает потребность выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей. В современных условиях, требующих наряду с конкретизацией границ свободы человека как автономной личности возрастает нормативность, и в связи с этим абстрактность, всеобщность — то, что так или иначе, относится к общественному сознанию.
3) тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов;
4) по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов — процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, общественного развития, в том числе на необходимость в условиях современной цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования в свою очередь выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования инфраструктуры нормативно-регулятивной системы.
Инфраструктура — это не просто разделение социального регулирования в обществе на виды, а сложившееся объективно обусловленное построение системы, выражающееся в устойчивой модели нормативных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы. Поэтому инфраструктура — это организационный «базис», «или «скелет», особое построение нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование социального регулирования.
Следует строго разделять идеальную и фактическую инфраструктуру социального регулирования. Идеальная инфраструктура — это такая модель основных организационно-нормативных форм социальных регуляторов, которая объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами.
Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное сочетание организационно-нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе в данное время, их реально существующее взаимодействие, которое, выражая идеальную инфраструктуру, в то же время исторически находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин (в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества: к сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных людей). В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особое существующее бытие нормативно-регулятивной системы.
Появление нормативного регулирования — один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий качественный скачок в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола, и тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования — устойчивость общественной жизни.
Нормативное регулирование имеет и свои минусы. Социальные нормы легко становятся орудием социальной власти авторитарного типа, носителем авторитарной идеологии. С точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая. Этими недостатками и объясняется потребность, которая остро ощущается в процессе функционирования нормативно-регулятивной системы общества, — заполнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе правовое содержание индивидуальным. Так, отмечаемая в современных правовых системах тенденция ко все большему вмешательству публичной власти в различные сферы жизнедеятельности человека, приводящая к увеличению общего числа правовых норм и к их все более изощренной детализации, ведет не столько к единообразию социального регулирования общественных процессов, сколько к образованию пустот и противоречий в многократно налагающихся друг на друга социальных нормах и как следствие — к правовому нигилизму и социальной дезориентации человека.
Немаловажным фактором функционирования нормативно-регулятивной системы в обществе становится знание социальных норм, регулирующих поведение конкретного человека. Современный механизм накопления информации о различных социальных нормах не справляется с огромным количеством этих норм, поэтому формирование массива необходимых человеку для жизни правовых норм рассматривается в качестве одной из современных задач государства. Поэтому особо необходимо отметить тенденцию к вовлечению в сферу правового социального регулирования ненормативных регуляторов, в частности директивного. В советский период это проявилось в функционировании правовой системы на основе решений съездов КПСС, формирующих содержание нормативно-правовых актов.
В европейском праве существуют акты особого вида — директивы (издаваемые институтами Европейского союза и содержащие цели и результаты, которые должны быть достигнуты, но предоставляющие национальным властям право самим определять, в какой форме, с помощью каких процедур и механизмов эти цели могут быть достигнуты; в них по общему правилу указываются и сроки достижения результатов).
Существуют директивы двух разновидностей:
Необходимо отметить, что в условиях существования большого числа разнообразных социальных правил, отличающихся по многим основаниям от правил (норм) юридических, особая задача права состоит в том, чтобы суметь усвоить любое другое социальное правило. То есть имеется ввиду «нейтральный характер» юридической нормы, которая как «прозрачный сосуд» в зависимости от конкретной системы может получать любое содержание, приспособленное к требованиям, которое она должна выполнять. Некоторые правила неприменимы как «узаконенные средства управления», они как бы умалчиваются в содержании конкретной формы права, потому что они слишком абстрактны для того, что бы быть адаптированными к тонким нюансам реальной жизни и частным случаям принято говорить, что традиционное китайское право в большей мере основывается на чувстве приличия и знании обычаев, а так же на умении чувствовать другого человека, чем собственно на нормах.
Таким образом, можно констатировать, что социальное регулирование является результатом взаимодействия большого числа систем нормативного и ненормативного порядка, существующих в недрах общества, одни из которых формируются в социальном пространстве, а другие находят место в индивидуальном сознании.