С чем связано возникновение психологии управления

История становления психологии управления как науки

С чем связано возникновение психологии управления. dd34e32172fe0202ef287e574244e1d2 XL. С чем связано возникновение психологии управления фото. С чем связано возникновение психологии управления-dd34e32172fe0202ef287e574244e1d2 XL. картинка С чем связано возникновение психологии управления. картинка dd34e32172fe0202ef287e574244e1d2 XL. Без управления нельзя представить себе ни одну организованную систему, без него не может существовать ни одна молекула вещества, ни один организм или устройство, компания или государство. Эта функция является тем необходимым «цементом», который скрепляет все элементы и направляет их взаимодействие на достижение общих целей. В начале XXв. мировая наука пришла к выводу, что управление как социальный, психический фактор должно быть изучено. Так на арене мировой психологии возникла новая область исследований – психология управления.

Без управления нельзя представить себе ни одну организованную систему, без него не может существовать ни одна молекула вещества, ни один организм или устройство, компания или государство. Эта функция является тем необходимым «цементом», который скрепляет все элементы и направляет их взаимодействие на достижение общих целей. В начале XXв. мировая наука пришла к выводу, что управление как социальный, психический фактор должно быть изучено. Так на арене мировой психологии возникла новая область исследований – психология управления.

Рождение психологии управления

В период «железного» рационализма первой четверти двадцатого века наука начала задаваться вопросом: «Что есть управление? Чем должна заниматься психология управления?». Русский вариант этого термина берёт истоки в 20-х гг. в Советском государстве. Исследователи сферы управления ставили перед собой две главные задачи: подбор кадров для подходящих им функций и психическое воздействие через стимулирование. В этот период многие учёные трудились в области развития научной организации производства (здесь можно упомянуть таких советских деятелей, как В.В. Добрынин и П.М. Кержениев, А.К. Гастев и др.), однако, эти старания так не вылились в создание психологии управления как науки [5, с. 30].

Л.И. Уманский и Е.Е. Вендров, однако, дали толчок развитию направления, заявив: управление стоит исследовать не как область сухой «механики», а сугубо как социально-психологическую сферу, в которой играют огромную роль личностная проблематика взаимоотношения руководителя и его подчинённых, особенности подготовки и подбора управленцев и так далее [3, с. 35].

В наиболее цитируемом определении советского времени налицо смешение предмета и объекта исследования. Оно гласит: «Предметом изучения в психологии управления является как система «человек-техника», рассматриваемая под углом зрения процессов управления в ней, так и система «человек-человек», в связи с анализом работы которых выделяются проблемы психологии руководства» [4, с. 41].

Причиной подобного взгляда на управление была популярная тогда концепция «научного менеджмента» инженера Фредерика Тейлора (1856-1915 гг.), целью которой было улучшение организации труда различными путями: через оптимизацию производства, целесообразность планирования, контроля труда, подготовки кадров и т.д.

С чем связано возникновение психологии управления. psychology analitics Teylor. С чем связано возникновение психологии управления фото. С чем связано возникновение психологии управления-psychology analitics Teylor. картинка С чем связано возникновение психологии управления. картинка psychology analitics Teylor. Без управления нельзя представить себе ни одну организованную систему, без него не может существовать ни одна молекула вещества, ни один организм или устройство, компания или государство. Эта функция является тем необходимым «цементом», который скрепляет все элементы и направляет их взаимодействие на достижение общих целей. В начале XXв. мировая наука пришла к выводу, что управление как социальный, психический фактор должно быть изучено. Так на арене мировой психологии возникла новая область исследований – психология управления.

Из его монографии «Принципы научного менеджмента» следует, что основой этой теории было рассмотрение процесса управления как чего-то механического, строго подчинённого законам рационализма. Инженер выделил главные принципы управления, и один из них («материальной заинтересованности») надолго создал в обществе образ работника как «человека экономического» [10, с. 24].

Подход Тейлора был близок идеям Макса Вебера (1864-1920 гг.), ученого, известного сразу в нескольких научных сферах. В своей теории «идеальной бюрократии» он под этим термином подразумевает наиболее гуманный и целесообразный тип организации (государства, ведомства, предприятия), где управляют законы вместо людей; здесь Вебер использует первоначальный смысл этого понятия – «власть госслужащих».

Автор теории разделяет три вида власти:

Макс Вебер считал бюрократию идеалом системы управления. Он предположил, что только тогда, когда будет верно соблюдено выполнение обязанностей всеми членами организации, возможно достижение её целей.

Идеальной бюрократии свойственны такие особенности, как:

Иной взгляд на управление предложила «наука администрирования» Анри Файоля (1841-1925 гг.). Его концепция признавала, наконец, что управление заслуживает особого, более пристального изучения. Так образовалась новое направление – «Психология управления».

Файоль первым серьёзно подошёл к анализу процесса управления и определил необходимые принципы грамотного построения организации. Таковыми были:

Иерархия и скалярная цепь – это наличие градации в распределении руководящих должностей. Иногда отказ от иерархии приносит не меньший вред организации, чем сохранение её при необходимости создания «цепи начальников»;

К 30-м гг. XX в. происходит синтез социологического и психологического подходов в изучении управления.

Доктрина «человеческих отношений» (1930-е – 1940-е гг.)

На смену рационализму пришла эпоха, когда, наконец, начали принимать во внимание человеческий фактор. В методологию познания управленческой психологии включались открытия из психологии, социологии, других наук. Конечной целью были выработка и внедрение способов наиболее удачного взаимодействия коллектива в рамках организации, в т.ч. с помощью применения неэкономической мотивации.

Появляется школа «человеческих отношений». Откуда же она берёт свои истоки? От идей немецкого психолога и философа Гуго Мюнстерберга (1863-1916). Ему принадлежит работа «Психология и промышленная эффективность», в которой сформулированы основные правила отбора людей на руководящие должности. Он составил большое количество тестов для исследования и анализа склонностей и способностей к различным должностям, профессиям, а также для изучения взаимной совместимости работников, изучал проблему выносливости и т. д. [3, с. 58].

Элтон Мэйо (1880-1949 гг.), заложивший фундамент школы «человеческих отношений», смотрел на управление иначе, нежели его предшественники. Основным фактором мотивации рабочих он считал не столько материальное вознаграждение, сколько именно микроклимат в группе. Он категорически не был согласен с Тейлором и его соратниками, считая, что в своём видении управления они недостаточно уделяли внимания этому важнейшему фактору мотивации [9, с. 3]. Мэйо стремился внести больше гуманизма в промышленный труд. Но самым революционным в идеях учёного было то, что он пришёл к концепции предприятия, группы как общины.

Мэйо ставил перед управлением следующие цели:

Тогда Мэйо и другие учёные пришли к следующим выводам:

Исследования выявили Хоторнский эффект, который заключался в следующем: на производительность труда в большей мере влияют не физические факторы (в случае, если он вполне соответствует норме), а психоэмоциональная, социальная среда.

Позже многие исследователи продолжили наблюдение за работой малых групп; началась разработка методологии в области психологии управления.

Однако у школы «человеческих отношений» были и критики. Например, Стэнли Милгрэм, социальный психолог и автор теории подчинения авторитету, был уверен, что испытуемые Хоторнского эксперимента считали психологов Мэйо и его коллег шпионами руководства предприятия, которое планировало сокращать штат, и потому старались изо всех сил наращивать темп работы. Кроме того, существует ещё несколько спорных вопросов относительно хода эксперимента и измерения показателей производительности в некоторых временных периодах.

Интересно, что данная школа психологии управления, состоящая из учёных-последователей Элтона Мэйо, утверждала, что жёсткая иерархия чужда человеческой природе, что руководству в разработке методологии управления необходима ориентация на социально-психическую составляющую коллектива.

Среди других сторонников такого подхода были Мэри Паркер Фоллет (1868-1933), основавшая индустриальную психологию, и Абрахам Маслоу (1908-1970), главный теоретик гуманистической психологии и автор схематической пирамиды человеческих потребностей.

Основные идеи школы «человеческих отношений» таковы:

Честер Барнард (1886-1961) был одним из тех, кто вложил немалые усилия в трансформацию концепции «человека экономического» и её переориентацию на «человека социального» [7, с. 13]. Одной из ключевых тем, затрагиваемых Барнардом, была тема кооперации. Он подчёркивал важность роли лидеров и разделял власть, обусловленную «положением» (формальным статусом), и власть, обусловленную «силой личности» [6, с. 3]. Лидерство, считал он, является необходимым условием существования социальной группы, оно задаёт и направляет сообщество к единой цели. Оно создаёт стимул, наделяющий эффективностью другие стимулы. В итоге команда сплачивается, образуется здоровая кооперация [7, с. 14].

Современные теории в психологии управления (1950-е – настоящее время)

Среди прочих, кто поддерживал доктрину «человеческих отношений», были:

Теория «Y», в свою очередь, допускает, что:

Они посчитали, что всякий управленческий стиль удобно оценивать с точки зрения ориентации на работу и качества внимания к подчинённым. Исходя из этих двух показателей, учёные предложили разделить стили руководства на 4 типа:

Другой психолог Крис Арджирис, также сторонник бихевиоризма, занимался исследованием влияния формальных организационных структур, режимов управления и контроля на работников, следил за реакцией на эти факторы. Позже он углубился в изучение поведения руководителей, провёл несколько экспериментов в сфере эффективности административных структур, производил анализ их способности находить и исправлять ошибки.

«Теория действия» Арджириса разделила жизнь человека с точки зрения активности на семь этапов от младенчества до взрослого состояния. Кроме того, учёный считал, что большинство организаций постоянно удерживают своих работников в состоянии «незрелости», т. е. бездействия, безропотности, зависимости. Это происходит по причине обязательного регулярного исполнения должностных инструкций, строгого распределения работ и т. д. В итоге, ожидаемая от работников зрелость личности в такой формальной организации так и не наступает [16]. Решить эту проблему, считал Арджирис, можно лишь устранением факторов, мешающих индивидуальному развитию сотрудников, и созданием системы управления, которая превратить организацию в живой развивающийся организм [17].

С 1950-х гг. получает развитие новое направление в управленческой психологии– «наука управления» (количественный подход). Здесь под организацией понимается открытая система, состоящая из ряда подсистем.

В рамках этого психологического направления выделяются следующие подходы:

Итак, на протяжении всей истории развития психологии управления наблюдается постепенный переход от «механизации», «инженерности» к психологичности. Социология, со своей стороны, помогает понять многие аспекты управленческой деятельности. Внимание учёных и руководителей всё чаще уделяется самой личности сотрудника, его внутреннему миру, особенностям его нахождения в рабочем коллективе, поискам различных способов мотивации человека к максимальной отдаче ради целей компании и т. д. Психология управления не стоит на месте, и кто знает, может быть, это движение психологов к гуманизации, к управленческому человеколюбию в разы улучшит условия работы человека в будущем.

Литература:

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник

«Психология управления как наука и практика»

Психология управления. Объект изучения психологии управления. Предмет изучения психологии управления.

До начала XX века управление не считалось самостоятельной областью научного исследования. Впервые об этом заговорили в связи с появлением книги Ф. У. Тейлора «Принципы научного менеджмента» в 1911 году, в которой были выделены основные принципы управленческого труда. Немного позднее, в 20-е годы XX века известный французский инженер, управляющий гигантской добывающей и металлургической компании, А. Файоль уже описал последовательную систему принципов менеджмента. Именно благодаря А. Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью.

К этому времени уже сформировалась психология как наука в ее теоретическом и прикладном направлениях. Благодаря слиянию управления и психологии, а также в ответ на требования развивающегося производства, возникла прикладная междисциплинарная наука — «психология управления».

Управление- совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Эти мероприятия имеют отношение к людям, работающим в данной организации, к каждому из которых нужно найти особый подход, для чего необходимо знать их потребности и черты характера, способности и особенности восприятия ими окружающего мира.

Неправомерна существующая тенденция отождествлять психологию управления с менеджментом, как системой способов управления персона лом. В какой-то мере предмет психологии управления перекрещивается с менеджментом, но тем не менее он имеет свою специфику. Если менеджмент учит нас, что делать, то психология управления разъясняет, почему нужно делать так, а не иначе, и как это работает.

Предметом психологии управления являются психологические основания деятельности менеджера: психофизиологические особенности трудовой деятельности, психологические особенности переработки информации, механизмы восприятия человека человеком и механизмы влияния людей друг на друга, психологические особенности формирования трудового коллектива и межличностных отношений в нем, психологические особенности принятия управленческих решений и психологические факторы управленческой деятельности в целом.

Психология управления как наука и практика направлена на формирование и развитие психологической управленческой культуры руководителей, создание необходимых основ для теоретического понимания и практического применения в управлении знаний особенностей личности работника, межличностных отношений и закономерностей функционирования трудового коллектива.

Руководитель должен понимать природу управленческих процессов, знать способы повышения эффективности управления, знать информационные технологии и средства коммуникации, необходимые для управления персоналом и т. д., для чего ему необходимо знать психологические особенности функционирования трудового коллектива, принятия управленческих решений в различных условиях и обстоятельствах, работы с людьми.

К психологическим факторам функционирования трудового коллектива относятся психофизическая совместимость в группах, феномены межличностного взаимодействия, мотивация труда, социально-психологический климат и другие психологические явления, включенные в совместную трудовую деятельность по производству определенной продукции или оказанию услуг. К психологическим факторам принятия управленческих решений относятся постановка цели как результата деятельности и процесс принятия решения. Личность человека как микрокосм, с одной стороны, и восприятие этой личности другим человеком, стремление доминировать и подчиняться, статус, социальные ожидания, эмоциональное реагирование и многие другие составляют сущность психологических факторов работы с людьми.

Психология управления как специфическая отрасль практической психологии возникла почти одновременно с появлением профессии менеджера и профессиональных управленцев. Как и любая прикладная отрасль психологии, она появилась в ответ на конкретный социальный заказ индустриально развитого общества, который исследователи в области менеджмента формулируют следующим образом:

• Как сделать управление эффективным?

• Каким образом максимально использовать в производстве человеческие ресурсы без принуждения и давления на людей?

• Как лучше построить и организовать систему управления коллективом?

Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:

1. Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.

2. Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности.

3. Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция.

Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие играют существеннейшую роль в процессе управления. Здесь важны, как минимум, два обстоятельства. Во-первых, среди множества качеств, черт, характеристик личности психология управления выявляет те, которые помогают успешно осуществлять управленческую деятельность. Во-вторых, рассматривая личность в процессе управления, психология не ограничивается только описанием, сравнительным анализом и констатацией фактов. В этой отрасли знаний имеется достаточно большой объем практических советов, рекомендаций и «рецептов», позволяющих руководителю любого ранга и с любым исходным уровнем управленческих способностей развивать в себе качества лидера.

Управленческая деятельность строится по определенным правилам, соблюдая которые можно добиться успеха и, напротив, игнорирование их неминуемо приведет организацию к краху даже при максимально благоприятных прочих условиях. Специалисты в области психологии разрабатывают правила и технические приемы общения, позволяющие сделать его не просто формой, но и фактором управления.

2.Базовые понятия психологии управления.

К основным категориям (понятиям) дисциплины можно отнести:

3) субъект и объект управления,

Управление – это совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели. Смысл руководства, с точки зрения психологии, заключается в объединении людей для совместной деятельности путем воздействия на их внутренний мир и адекватного мотивирования. Успешное руководство достигается тогда, когда люди осознанно и умело выполняют совместную работу. Близкой к управлению категорией является руководство. Однако данные понятия не тождественны.

Руководство – это воздействие на людей для достижения определенной цели.

Руководитель – это человек, занимающийся управлением социальными, политическими или экономическими объектами. Управление можно рассматривать как систему. В ней выделяют две подсистемы: управляющую и управляемую. Эти подсистемы теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. Другими словами можно сказать, что в процессе управления взаимодействуют объект и субъект.

Субъект управления – это руководитель.

Объект управления – это то, кем или чем управляют: человек, организация, коллектив, партия, процесс, технология, механизм.

Субъект прямо воздействует на объект управления. Однако такое воздействие не может быть односторонним. Существует и ответное влияние, которое называют «обратная связь». Без обратной связи управленческая система скоро начнет давать сбои, а затем и вовсе перестанет работать. То есть, руководитель не может эффективно управлять объектом, если он не имеет сведений о том, как реагирует управляемая подсистема на указания, как они выполняются.

Организация – это совокупность материальных объектов и сообщество людей, объединенных с профессиональной целью.

Коллектив – это сообщество людей, работающих в одной организации.

Слово организация в теории управления применяется для обозначения двух совершенно разных понятий. Первое, организация – это предприятие, фирма, компания. Второе значение, организация – это функция управления, вид управленческой деятельности.

Лидерство – это отношение доминирования и подчинения, влияния и следования в межличностных отношениях.

Менеджмент – это управление в социально-экономической, производственной и финансовой сферах.

Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управлением социально-экономическими и производственными процессами.

Администрирование – управление профессиональной деятельностью подчиненных.

3 .Принципы управления и функции управления.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

2) системность и комплексность;

3) единоначалие и коллегиальность;

4) демократический централизм;

5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении

Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития.

Принцип системности и комплексности

Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств.

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений

Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.

Принцип демократического централизма

Принцип единства отраслевого и территориального управления

В деятельности государства определенную роль играет принцип единства отраслевого и территориального управления, представляющий конкретное требование реализации централизма и демократии.

Развитие общества тесно связано с прогрессом отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок.

4.Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда.

Фрейд выделил две основные потребности, определяющие психическую деятельность человека: сексуальную и агрессивную.

В психической структуре личности Фрейд определил 3 компонента:

5.Индивидуальная теория личности. Альфред Адлер.

Основные принципы индивидуальной психологии Адлера

В своей работе Адлер руководствовался 4 ключевыми принципами, которые и положили начало его теории личности. Во-первых, Адлер считал, что человек является целостной, неделимой и единой личностью. Во-вторых, вся жизнь человека представляет собой динамическое стремление к превосходству. В-третьих, каждый индивид является творческой личностью. И в-четвёртых, важную роль в становлении личности играет её социальная принадлежность. Исходя из этих принципов, учёный считал, что каждый человек испытывает постоянное чувство неполноценности, пережитое в детстве. Именно отсюда у личности возникает сильное стремление к превосходству над другими или самосовершенствованию. Согласно Адлеру каждый человек в течение жизни стремится к достижению фиктивных целей, в основе которых как раз и лежит потребность в превосходстве.

В адлеровской теории влияние общества на развитие и становление личности является основополагающим. Учёный полагал, что существуют 3 основные жизненные задачи, напрямую связанные с социумом: работа, дружба и любовь. В зависимости от степени активности личности и проявления интереса к этим трём задачам, он выделял установки, определяющие жизненный путь человека.

Всего в теории Адлера было 4 основные установки :

— управляющий тип поведения;

— берущий тип поведения;

— избегающий тип поведения;

— социально-полезный тип поведения.

Управляющий тип характерен для самоуверенных, напористых, активных людей, которые в первую очередь ориентируются на превосходство над другими. Для берущего типа характерны низкие уровни социального интереса и активности, а также паразитирующее существование в обществе. Люди с избегающим типом поведения стремятся спастись бегством от решения проблем, отличаются низкой социальной активностью и отсутствием активности. Социально-полезный тип поведения — самый эффективный. Для него характерными являются сочетание высокого уровня активности и социального интереса, забота об окружающих, стремление к сотрудничеству.

Адлер полагал, что стиль жизни определяется творческим потенциалом личности, но во многом зависит и от того, каким ребёнком по счёту в семье был рождён человек.

Влияние общества на личность в теории Адлера

Главное значение в процессе развития личности Адлер отдавал творческой силе индивидуума — его Эго. Именно творческий потенциал определяет жизненные установки и тип поведения человека. Но, на пути формирования личности стоит общество, которое диктует свои правила. С одной стороны, общество ограничивает творческие возможности каждого отдельного человека, определяя правила и законы, которым он должен подчиняться. С другой стороны, какой сильной и независимой ни была бы отдельно взятая личность, она не может изолированно существовать вне общества. Таким образом, человек постоянно пребывает в конфликте между развитием своего творческого потенциала и общественными ограничениями. У Адлера этот конфликт был описан как «вечное стремление получить общественное признание и отделиться от социума».

6.Аналитическая теория личности. Карл Густав Юнг.

Юнг утверждал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур:

Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой нашего самосознания. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, подавленные и забытые. Юнг ввёл понятие комплекса, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или наследственного бессознательного опыта. Комплексы могут возникать вокруг самых обычных тем и оказывать сильное влияние на поведение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания. Наконец, более глубокий слой в структуре личности – коллективное бессознательное, представляющее собой хранилище латентных следов памяти человечества. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие.

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные эго-направленности:

Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией “психологических типов”. Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего, следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.

Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт имеет свою собственную компанию, свой “тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах.

Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки в зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится недооценить другого. Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, так сказать, “зацикленным на себе”. Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем или лицемером.

Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют закону противоположностей – т.е. чрезмерное проявление одной установки неизбежно ведет к возникновению другой, ей противоположной. Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.

7.Гуманистическая теория личности. Эрик Фромм.

Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих потребностей. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.

Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности.

С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и самостоятельность, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества.

1. Авторитаризм — «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я». Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. У одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции.

2. Деструктивность — человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь – общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.

3. Конформизм — абсолютное подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. «Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится похожим на других – таким, каким они хотят его видеть»

Альтернатива – Позитивная свобода — вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. «Искусство любить»: любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности.

Экзистенциальные потребности человека

Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973). Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями.

Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека:

1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Потребность в корнях, в чувстве стабильности и прочности, сходна с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную цельность и свободу.

4. Потребность в самотождественности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой, – в самотождественности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинной самотождественности, ощущения себя собой.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». В теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *