техносферная безопасность код специальности

ОКСО: 2.20.00.00 — Техносферная безопасность и природообустройство

КлассификаторПрофессии, специальность, направление подготовкиМСКОЧисло дочерних кодов
КодНаименованиеКод образовательной
программы (МСКО 2011)
Код области
образования (МСКО-О 2013)
ОКСО2.20.00.00Техносферная безопасность и природообустройство12

Уточняющие коды

Запись в классификаторе с кодом 2.20.00.00 содержит 12 уточняющих (дочерних) кодов.

Профессии, специальность, направление подготовкиМСКО
КодНаименованиеКод образовательной
программы (МСКО 2011)
Код области
образования (МСКО-О 2013)
2.20.01.01Пожарный3540712
2.20.02.01Рациональное использование природохозяйственных комплексов5540712
2.20.02.02Защита в чрезвычайных ситуациях5540712
2.20.02.03Природоохранное обустройство территорий5540712
2.20.02.04Пожарная безопасность5540712
2.20.03.01Техносферная безопасность6650712
2.20.03.02Природообустройство и водопользование6650712
2.20.04.01Техносферная безопасность7670712
2.20.04.02Природообустройство и водопользование7670712
2.20.05.01Пожарная безопасность7660712
2.20.06.01Техносферная безопасность7680712
2.20.07.01Техносферная безопасность7680712

Схема

Схема иерархии в классификаторе ОКСО для кода 2.20.00.00:

Комментарии

По коду 2.20.00.00 классификатора ОКСО пока нет комментариев пользователей.

Оставьте комментарий, если 1) у вас есть дополнительная информация по коду классификатора, 2) заметили ошибки и неточности, 3) хотите задать вопрос, ответ на который могут дать другие пользователи сайта.

Все поля формы обязательны для заполнения. При отправке комментария Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Источник

«Техносферная безопасность» что это за специальность

Кому подходит специальность «Техносферная безопасность»?

В этой статье, мы подробно объясним, что такое «Техносферная безопасность», дадим определение, расскажем об истории возникновения специальности, предоставим законодательные акты РФ и дадим рекомендации о том, стоит ли учиться по этому направлению. Мы также объясним, кем работать по направлению «Техносферная безопасность» и получать ли специальность «Техносферная безопасность».

Техносферная безопасность – это направление подготовки специалистов в области охраны труда, обеспечения промышленной безопасности технологических процессов и производств как в нормальных условиях, так и в условиях чрезвычайной ситуации.

Так что же это за специальность «Техносферная безопасность» и что нужно знать в первую очередь?

Специальность подходит тем лицам, которые хотят заниматься вопросами обеспечения безопасностью на производстве, промышленной безопасностью, пожарной безопасностью, экологической безопасностью. Выпускники по данной специальности в короткие сроки занимают руководящие должности. Например, становятся руководителями служб охраны труда.

В связи с тем, что государство уделяет особое внимание вопросам охраны труда на предприятии, спрос над данную специальность значительно превышает предложение. Поэтому проблем с трудоустройством не будет. Так, достаточно зайти на любой сайт вакансий, чтобы убедиться в этом.

Кем работать по специальности «Техносферная безопасность»?

Лица, прошедшие подготовку по специальности «Техносферная безопасность» могут работать по следующим профессиям:

— специалист по охране труда;
— инженер-эколог;
— специалист надзорных организаций в области охраны труда и противопожарной безопасности
— специалист экспертных организаций в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности (проведение экспертной оценки условий труда, экспертиза безопасности труда, законодательства, обучения по ОТ и проч.)

техносферная безопасность код специальности. professii po specialnosti tehnosfernaya bezopasnost. техносферная безопасность код специальности фото. техносферная безопасность код специальности-professii po specialnosti tehnosfernaya bezopasnost. картинка техносферная безопасность код специальности. картинка professii po specialnosti tehnosfernaya bezopasnost. Запись в классификаторе с кодом 2.20.00.00 содержит 12 уточняющих (дочерних) кодов.

Так, что это за специальность «Техносферная безопасность»? Все профессии этой специальности не связаны с физическим трудом. Необходимые умения — это прежде всего, знать законодательство в области охраны труда, соблюдать должностные инструкции и нормативные акты. Аналитические способности работника должны быть на среднем уровне. Данные профессии универсальны. Они сочетают в себе как гуманитарные, так и технические навыки. Выбор, кем работать по данной специальности за вами!

Специальность «Техносферная безопасность», востребованность

Специалист по охране труда – это наиболее востребованная профессия. Об этой профессии можете прочитать на странице дополнительное профессиональное образования по охране труда

Инженер-эколог – это специалист, который занимается вопросам сохранения окружающей среды. В процессе своей деятельности эколог изучает состояние поверхности земли, оценивает воздействие вредных веществ на атмосферу. Эколог может работать как в природоохранных предприятиях, в учреждениях образования и здравоохранения. В настоящее время профессия инженера-эколога считается не очень востребованной, но в связи с тем, что государство начало уделять особое вниманию проблемам экологии, профессия эколога в будущем будет более востребована.

Специалист надзорных организаций – это фактически профессия «Государственный инспектор по труду». Инспектор труда является служащим трудовой инспекции. Он проводит проверки предприятий на предмет соблюдения законодательства в сфере охраны труда. Профессия инспектора труда по специальности «Техносферная безопасность» является востребованной.

Специалист экспертных организаций – это прежде всего эксперт по оценки условий труда на предприятиях. Т.к. специальную оценку условий труда должны проходить все предприятия, поэтому данная профессия является востребованной.

Вывод: специальность «Техносферная безопасность» очень востребована! Вам достаточно сделать свой выбор, кем работать по специальности «Техносферная безопасность». А затем пройти подготовку по направлению обучения «Техносферная безопасность»

Какая заработная плата специалистов по «Техносферной безопасности»?

При выборе любой профессии необходимо определиться, насколько она будет интересной и какова будет оплата труда. «Техносферная безопасность» — что это за специальность и какова зарплата? На первый вопрос мы ответили. Что касается оплаты труда, то можно сказать, что она выше, чем по другим специальностям.

Оплата труда «Техносферная безопасность» по состоянию на 2021 год по данным сайта HeadHanter:

Средняя заработная плата специалиста по охране труда:
Москва и Санкт-Петербург — 50-90 тысяч рублей
В северном регионе России – 50-70 тысяч рублей
В центральном регионе России – 25-35 тысяч рублей

Средняя заработная плата инженера-эколога:
Москва и Санкт-Петербург — 35-50 тысяч рублей
В северном регионе России – 35-40 тысяч рублей
В центральном регионе России – 15-25 тысяч рублей

Средняя заработная плата государственного инспектора труда:
Москва и Санкт-Петербург — 55 тысяч рублей
В северном регионе России – 40 тысяч рублей
В центральном регионе России – 30 тысяч рублей

Средняя заработная плата эксперта по специальной оценки условий труда:
Москва и Санкт-Петербург — 45-65 тысяч рублей
В северном регионе России – 40-50 тысяч рублей
В центральном регионе России – 30 тысяч рублей

Нужно ли специалисту по охране труда проходить подготовку по Техносферной безопасности?

Если вы собираетесь работать, либо уже работаете специалистом по охране труда, у вас может возникнуть вопрос: Получать ли специальность «Техносферная безопасность»? Постараемся ответить.

В настоящее время специалист по охране труда должен вести свою деятельность строго в соответствии с профессиональным стандартом специалиста по охране труда. В нем есть обязательное требование к должности специалиста. Занимать должность специалиста по охране труда имеют право лица, имеющие высшее или среднее образование по охране труда. В случае отсутствия должного образования по охране труда, специалист должен пройти профессиональную переподготовку по направлению «Техносферная безопасность»

В свою очередь, согласно Закона об образовании РФ, по этому направлению подготовки «Техносферная безопасность» разработан и утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который разработан строго в соответствии со стандартом специалиста охраны труда. Следовательно, рекомендуем специалистам получать образование исключительно по этому направлению подготовки. Узнайте, как специалисту по охране труда пройти ускоренную переподготовку по охране труда.

Вывод:

Если вы желаете работать специалистом по охране труда, вам просто необходимо образование по охране труда по направлению «Техносферная безопасность»!

Если вы уже работаете специалистом по охране труда в организации, то вам достаточно иметь специальность в дипломе «Техносферная безопасность» либо аналогичную по охране труда, например, «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств» и проч.

История появления специальности «Техносферная безопасность», ее значимость

Вы уже узнали, что такое «Техносферная безопасность», теперь расскажем об истории появления данной специальности. Еще в далеком 2003 году Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 г. N 276-ст введен в действие Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2003. Он создан для упорядочивания и удобства учета специальностей в Российской Федерации.

Специалисту по охране труда будут интересны следующие коды ОКСО:

Код специальности Направления подготовки

280100 Безопасность жизнедеятельности
280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере
280102 Безопасность технологических процессов и производств
280103 Защита в чрезвычайных ситуациях
280104 Пожарная безопасность
280201 Охрана окружающей

В то время лицам, окончившим обучение, могла быть присвоена квалификация «инженер по охране труда», «инженер-эколог», либо просто «инженер» или «техник».

В связи с переходом высшего профессионального образования РФ на международные образовательные стандарты, сроки и названия квалификаций высшего образования изменилась. Появился бакалавриат со сроком обучения 4 года и магистратура + 2 года. Поэтому, надо было привести специальности, указанные в ОКСО к международному стандарту, и указать, какие профессии из ОКСО будут соответствовать бакалавриату, а какие магистратуре.

В этом приказе появилось первое упоминание о специальности «Техносферная безопасность» с кодом квалификации 280700. Указано, что по этому направлению готовят как бакалавров, так и магистров.

Направление подготовки высшего образования «Техносферная безопасность» приравняли к специальностям по охране труда из ОКСО. Так, согласно Приказу Минобрнауки РФ от 17.02.2011 г. N 201 устанавливается следующее соответствие направления подготовки высшего профессионального образования:

Приказ 337 от 17.09.2009г. Постановление 276-ст от 30.09.2003г. (ОКСО)

Техносферная безопасность

=280101Безопасность жизнедеятельности в техносфере280201Охрана окружающей среды280102Безопасность технологических процессов280103Защита в чрезвычайных ситуациях280104Пожарная безопасность280200Защита окружающей среды280202Инженерная защита окружающей среды

В 2013 году на смену Приказа 337 от 17.09.2009 года вышел Приказ 1061 от 12.09.2013 г. с обновленным перечнем специальностей. С точки зрения нашей специальности этот приказ ничего не поменял, кроме кода направления подготовки. Код направления подготовки «Техносферная безопасность» 280700 меняется на коды 20.03.01, 20.04.01 и 20.06.01.

Поэтому, на сегодняшний день, в ВУЗах России специальность «Техносферная безопасность» имеет следующее обозначение:

код 20.03.01 – квалификация (степень) «бакалавр»;
код 20.04.01 – квалификация (степень) «магистр»;
код 20.06.01 – квалификация для аспирантуры.

Кстати, эта специальность единственная из направлений обучения по охране труда, представлена в федеральных государственных образовательных стандартах ФГОС. (см. Приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 N 172).

Вывод: специальность «Техносферная безопасность» объединяет почти все возможные направления обучения по охране труда.

В этой статье вы узнали, что это за специальность «Техносферная безопасность», кем работать, какую профессию можно освоить. Насколько эта специальность востребована и оплачиваема. Если вас заинтересовала данная специальность, то вы можете ознакомиться с нашей следующей статьей, чтобы узнать, как пройти обучение по данной специальности, чтобы получить востребованную профессию.

Источник

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 25 мая 2020 г. N 680

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

1.3. Обучение по программе бакалавриата в Организации может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной формах.

1.6. При реализации программы бакалавриата Организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Реализация программы бакалавриата с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.

1.7. Реализация программы бакалавриата осуществляется Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

1.9. Срок получения образования по программе бакалавриата (вне зависимости от применяемых образовательных технологий):

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 4 года;

в очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения;

при обучении по индивидуальному учебному плану инвалидов и лиц с ОВЗ может быть увеличен по их заявлению не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования, установленным для соответствующей формы обучения.

В федеральных государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год по очной форме, составляет не более 75 з.е.

1.11. Организация самостоятельно определяет в пределах сроков и объемов, установленных пунктами 1.9 и 1.10 ФГОС ВО:

срок получения образования по программе бакалавриата в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении;

объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год.

12 Обеспечение безопасности (в сферах: противопожарной профилактики, предупреждения и тушения пожаров; охраны труда; экологической безопасности; защиты в чрезвычайных ситуациях);

16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (в сферах: обращения с отходами; водоочистки; водоподготовки);

26 Химическое, химико-технологическое производство (в сфере природоохранных (экологических) технологий);

27 Металлургическое производство (в сферах: водоснабжения; водоотведения);

28 Производство машин и оборудования (в сферах: утилизации; обезвреживания медицинских и биологических отходов; средозащитных технологий; обеспечения безопасности);

40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: охраны труда; противопожарной профилактики; экологической безопасности; биологической безопасности; обращения с отходами; защиты в чрезвычайных ситуациях).

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

1.13. В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

экспертный, надзорный и инспекционно-аудиторский;

1.14. При разработке программы бакалавриата Организация устанавливает направленность (профиль) программы бакалавриата, которая соответствует направлению подготовки в целом или конкретизирует содержание программы бакалавриата в рамках направления подготовки путем ориентации ее на:

область (области) профессиональной деятельности и сферу (сферы) профессиональной деятельности выпускников;

тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников;

1.15. Программа бакалавриата, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, разрабатывается и реализуется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.

II. Требования к структуре программы бакалавриата

2.1. Структура программы бакалавриата включает следующие блоки:

Блок 1 «Дисциплины (модули)»;

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация».

Структура и объем программы бакалавриата

Структура программы бакалавриата

Объем программы бакалавриата и ее блоков в з.е.

Государственная итоговая аттестация

Объем программы бакалавриата

2.2. Программа бакалавриата должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, безопасности жизнедеятельности в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)».

В федеральных государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, допускается исключение дисциплины (модуля) по безопасности жизнедеятельности.

2.3. Программа бакалавриата должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту:

в объеме не менее 2 з.е. в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)»;

в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в з.е. и не включаются в объем программы бакалавриата, в рамках элективных дисциплин (модулей) в очной форме обучения.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном Организацией. Для инвалидов и лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

В федеральных государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, вместо дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)» реализуется дисциплина (модуль) «Физическая подготовка» в объеме не менее 11 з.е.

Типы учебной практики:

технологическая (проектно-технологическая) практика;

проектно-конструкторская практика (инженерный практикум);

научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы).

Типы производственной практики:

технологическая (проектно-технологическая) практика;

2.5. В дополнение к типам практик, указанным в пункте 2.4 ФГОС ВО, ПООП может также содержать рекомендуемые типы практик.

выбирает один или несколько типов учебной практики и один или несколько типов производственной практики из перечня, указанного в пункте 2.4 ФГОС ВО;

вправе выбрать один или несколько типов учебной практики и (или) производственной практики из рекомендуемых ПООП (при наличии);

вправе установить дополнительный тип (типы) учебной и (или) производственной практик;

устанавливает объемы практик каждого типа.

2.7. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входят:

подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если Организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации);

подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы.

2.8. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения элективных дисциплин (модулей) и факультативных дисциплин (модулей).

Факультативные дисциплины (модули) не включаются в объем программы бакалавриата.

2.10. В рамках программы бакалавриата выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

К обязательной части программы бакалавриата относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций, определяемых ФГОС ВО.

В обязательную часть программы бакалавриата включаются, в том числе:

дисциплины (модули), указанные в пункте 2.2 ФГОС ВО;

дисциплины (модули) по физической культуре и спорту (дисциплина (модуль) «Физическая подготовка»), реализуемые в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)».

Дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование универсальных компетенций, определяемых ФГОС ВО, а также профессиональных компетенций, определяемых Организацией самостоятельно, могут включаться в обязательную часть программы бакалавриата и (или) в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Объем обязательной части без учета объема государственной итоговой аттестации должен составлять не менее 45 процентов общего объема программы бакалавриата.

2.11. Организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ОВЗ (по их заявлению) возможность обучения по программе бакалавриата, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

2.12. Реализация части (частей) программы бакалавриата и проведение государственной итоговой аттестации, в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

III. Требования к результатам освоения программы бакалавриата

3.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой бакалавриата.

3.2. Программа бакалавриата должна устанавливать следующие универсальные компетенции:

Наименование категории (группы) универсальных компетенций

Код и наименование универсальной компетенции выпускника

Системное и критическое мышление

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Разработка и реализация проектов

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

Командная работа и лидерство

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах

Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность

УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

УК-11. Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению

Информация об изменениях:

3.3. Программа бакалавриата должна устанавливать следующие общепрофессиональные компетенции:

ОПК-1. Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека;

ОПК-2. Способен обеспечивать безопасность человека и сохранение окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления;

ОПК-3. Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности.

ОПК-4. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

3.4. Профессиональные компетенции определяются Организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии) (за исключением профессиональных компетенций, формируемых в рамках программ бакалавриата, указанных в пункте 1.5 ФГОС ВО).

При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и (или) иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещённого на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) 6 (при наличии соответствующих профессиональных стандартов).

3.5. При отсутствии профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, профессиональные компетенции определяются Организацией на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников.

3.6. Совокупность компетенций, установленных программой бакалавриата, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области профессиональной деятельности и (или) сфере профессиональной деятельности, установленных в соответствии с пунктом 1.12 ФГОС ВО, и решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в соответствии с пунктом 1.13 ФГОС ВО.

3.7. Организация устанавливает в программе бакалавриата индикаторы достижения компетенций самостоятельно.

3.8. Организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе бакалавриата индикаторами достижения компетенций.

Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных программой бакалавриата.

IV. Требования к условиям реализации программы бакалавриата

4.1. Требования к условиям реализации программы бакалавриата включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, требования к кадровым и финансовым условиям реализации программы бакалавриата, а также требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата.

4.2. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.

4.2.1. Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы бакалавриата по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» и Блоку 3 «Государственная итоговая аттестация» в соответствии с учебным планом.

Электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), программам практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы.

В случае реализации программы бакалавриата с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий электронная информационно-образовательная среда Организации должна дополнительно обеспечивать:

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет».

В федеральных государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, функциональные возможности, порядок формирования, использования и эксплуатации электронной информационно-образовательной среды, особенности доступа обучающихся к электронной информационно-образовательной среде, а также к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, к компьютерной технике, подключенной к локальным сетям и (или) сети «Интернет», организуются федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации.

4.2.3. При реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.

4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.

4.3.1. Помещения должны представлять собой аудитории для проведения учебных занятий, предусмотренных программой бакалавриата, оснащенные оборудованием и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

Организация должна иметь учебно-научную лабораторию по безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды, а также лаборатории физики и химии. Перечень учебных лабораторий устанавливается Организацией в зависимости от направленности (профиля) подготовки и устанавливается на основе рекомендаций ПООП.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Организации.

Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.

4.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению при необходимости).

4.3.3. При использовании в образовательном процессе печатных изданий библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль), проходящих соответствующую практику.

4.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости).

Доступ обучающихся к профессиональным базам данных и информационным справочным системам в федеральных государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, организуется федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации.

4.3.5. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

4.4. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.

4.4.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается педагогическими работниками Организации, а также лицами, привлекаемыми Организацией к реализации программы бакалавриата на иных условиях.

4.4.2. Квалификация педагогических работников Организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

В федеральных государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, квалификационные характеристики должностей руководителей и педагогических работников высшего образования и дополнительного профессионального образования определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.4.3. Не менее 70 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы бакалавриата, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы бакалавриата на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны вести научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

4.4.4. Не менее 5 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы бакалавриата, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы бакалавриата на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны являться руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (иметь стаж работы в данной профессиональной сфере не менее 3 лет).

4.4.5. Не менее 60 процентов численности педагогических работников Организации и лиц, привлекаемых к образовательной деятельности Организации на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны иметь ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации).

В числе педагогических работников с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных дисциплин (модулей), специально-профессиональных дисциплин (модулей) с ученой степенью кандидата наук, имеющие или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

4.5. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата.

В Организации, в которой законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или иная приравненная к ней служба, служба в правоохранительных органах, финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого находится указанная Организация.

4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата.

4.6.1. Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки, в которой Организация принимает участие на добровольной основе.

4.6.2. В целях совершенствования программы бакалавриата Организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата привлекает работодателей и (или) их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников Организации.

В рамках внутренней системы оценки качества образовательной деятельности по программе бакалавриата обучающимся предоставляется возможность оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик.

4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной деятельности по программе бакалавриата в рамках процедуры государственной аккредитации осуществляется с целью подтверждения соответствия образовательной деятельности по программе бакалавриата требованиям ФГОС ВО.

4.6.4. Внешняя оценка качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии) и (или) требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

В федеральных государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, внешняя оценка качества программы бакалавриата может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников отвечающим требованиям профессиональных стандартов (при наличии) и (или) требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

1 Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 27, ст. 4238).

2 Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5110).

3 Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).

4 Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 27, ст. 4238).

5 Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 27, ст. 4238).

6 Пункт 1 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).

7 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2013 г., регистрационный N 28534).

8 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2020, N 14, ст. 2035), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2018, N 1, ст. 82).

9 Пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226; 2017, N 38, ст. 5636).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *