сообщение новые технологии в индустрии моды
Fashion Tech. Рождение новой индустрии или трансформация старой?
Новые технологии в сфере моды и правда удивляют. Умные ткани, меняющие цвет в зависимости от настроения, 3D печать обуви, роботы-швеи и виртуальные примерочные и т.д. Все говорят о том, что это произведёт революцию в мире моды и производства одежды. Однако чего-то не хватает.
Как отмечалось на недавно прошедшей в Москве конференции Fashion Futurum, инвестировать в молодых дизайнеров по-прежнему чрезвычайно рискованно, несмотря на наличие талантов. Единственный определённо положительный пример развития рынка за пределами империй быстрой моды типа Inditex, был приведён корейскими коллегами. Корейцы сначала создают образы в поп-музыке, затем развивают их в телесериалах и потом переносят наиболее удачные из них в мир одежды. Для ограниченного числа дизайнеров это, несомненно, путь. Но он не создаёт индустрию, а технологические новинки производства в данном случае лишь снижают издержки и оптимизируют логистику. При этом мы понимаем, что процесс покупки одежды в ближайшем будущем должен содержать всего несколько кликов после обозначения цели «одеться для» или «одеться примерно как вот тот человек» или «предложите мне что-то новое». Более того, эта одежда должна быть не просто доставлена, но и изготовлена лично для вас в течение нескольких дней. А дизайнер перед тем, как делать коллекцию должен иметь все необходимые данные о потенциальной аудитории с тем, чтобы риск остался только тот, который связан непосредственно с творчеством. И это уже действительно большая новая индустрия со множеством технологических игроков и огромным разнообразием.
Кто главные действующие лица в новой fashion-индустрии?
Для того, чтобы понять, каких элементов новой индустрии не хватает, вспомним о том, что все серьёзные инновации в конечном итоге делаются ради покупателя и создателя-дизайнера. В нынешнем же мире моды проблемы точно такие же, как и в медиаиндустрии. Главная из них — отсутствие прямой связи между многочисленными создателями и многочисленными группами потребителей. В существующей модели соревнуются не столько творческие умы, сколько рекламные бюджеты или физические каналы дистрибуции, которые в основном связаны с бюджетом на недвижимость. По сути fashion-бизнес и медиабизнес стали «финансовыми». С помощью очень больших денег вы целиком заполняете канал коммуникаций с потребителем — и никто из относительно маленьких брендов не имеет практически ни малейшего шанса быть услышанным или увиденным достаточным (для стабильного развития бизнеса) количеством людей, несмотря на отчаянные попытки потребителя найти что-то для себя лично, исходя из своих вкусов и потребностей. Другая проблема — «каталожный» подход больших интернет-магазинов, в которых выбрать то, что нужно, — ещё большая проблема, чем выбор в оффлайн-магазине. У потребителя не так много свободного времени, чтобы выбирать из сотен или тысяч якобы релевантных результатов поиска.
Видимый и невидимый Fashion Tech
Итак мы подошли к тому, чтобы обозначить недостающие элементы новой индустрии моды. С «железными» технологиями всё более-менее понятно, и они несомненно привлекательны. А всё остальное — то, что не видно потребителю, пока отсутствует. Всё это — информационные и коммуникационные технологии, которые должны решить следующие задачи: построение каналов коммуникаций между любыми дизайнерами и любыми аудиториями, защиту прав на интеллектуальную собственность, справедливое распределение доходов между всеми участниками цепочки ценностей, связь собственно с проектированием, производством, логистикой и ритейлом, в каком бы виде он не сохранился. Это подразумевает очень интенсивное использование искусственного интеллекта и машинного обучения, новых технологии сбора данных о товарах и пользователях и получения новых метрик, блокчейн-технологий и т.д.
Почему до сих пор новая индустрия моды не построена?
Несмотря на наличие потрясающих технологических достижений в области дизайна, проектирования и производства, «невидимая» технологическая часть до сих пор находится в зачаточном состоянии.
Причин тому несколько. Частный капитал не очень любит финансировать исследования, которых необходимо много, а государственный — существенно более инертен, но самое главное, его распорядителям кто-то должен сформулировать задачу. Например, новые способы взаимодействия пользователя с цифровым контентом или новые метрики не рождаются «в гаражах». Они могут родиться только в результате серьёзных исследований, данные которых положены в основу стартапов. Но для этого нужен прекрасный союз визионеров из бизнеса и университетов, которые встречаются не так часто Вторая причина — отсутствие кросс-индустриальности в построении новой модели. Кто-то должен собрать за одним столом не только деятелей легкой промышленности, математиков и программистов, но и прогрессивных представителей телекоммуникаций, банковской индустрии, ретейла, каждый из которых, как ни странно, является новым важным участником индустрии моды. Легпром не сможет решить задачи, связанные со сбором и анализом больших данных без телекомов или интернет-компаний.
А без решения этих задач не будет новой легкой промышленности. Только совместными усилиями представителей нескольких индустрий возможно сформулировать те бизнес-модели, которые имеют существенные шансы стать жизнеспособными. И третья, самая главная причина — технологические стартапы, решающие конкретную задачу, будучи не соединёнными с остальными участниками — подчас тоже стартапами — индустриальной цепочки, не имеют практически никаких шансов на успех, несмотря на гениальность. Виртуальные примерочные без встраивания в обновлённый e-commerce бесполезны. Новые метрики без подсоединения к новым digital-агентствам останутся достоянием учёных, поскольку не будут приняты существующими рекламными агентствами, которым не хочется усложнять себе жизнь. Стартапы в области дополненной реальности для моды не будут жизнеспособными без подключения производителей цифрового контента и самих дизайнеров к новым системам защиты прав и автоматического распределения дохода. Поэтому важнейший процесс — построение цельных бизнес-цепочек и осознанное инвестирование в каждый их элемент. Вне всякого сомнения это тоже искусство само по себе, но без него большинство прорывных технологий не найдут должного применения, потребитель продолжит жить в плоском мире «потребительской демократии», а о создании одного из крупнейших сегментов креативной экономики придётся забыть.
Что останется в результате от старой фэшн индустрии? Сказать сложно. Вероятно, ей придётся радикально трансформироваться для того, чтобы догнать новую, которую мы увидим в течение ближайших трех-пяти лет.
Одежда будущего: технологии, материалы, новые имена в индустрии
Одежда будущего: технологии, материалы, новые имена в индустрииАрхитектурные платья, сшитые будто из клубов дыма, пальто, от которого можно зарядить телефон, и интерактивные платья, которые трансформируется под воздействием взгляда – модные показы все больше напоминают косплей персонажей сай-фай-фильмов. Рассказываем о самых впечатляющих новых проектах, которые заставят нас пересмотреть свой взгляд на повседневную одежду.
Живые скульптуры Ирис Ван Херпен
Голландский дизайнер Ирис Ван Херпен создает сложную архитектурную одежду, похожую на живые скульптуры. Их выставляют в музеях и ежегодно показывают на неделях моды в Париже. В своих коллекциях она давно использует ткани, напечатанные на 3D-принтере, а также сложнейшие кутюрные техники и математические формулы, взятые из арсенала физиков, химиков, конструкторов. Эффекта платьев, сшитых будто из клубов дыма, она добивается введением металлических нитей в тончайший шелковый газ. Из застывающего под воздействием тепла геля она лепит силуэты будущего изделия, а мерцающие детали получаются благодаря покрытию кожаных нитей металлической фольгой.
Платья на солнечных батареях Полины ван Донген
Датский дизайнер Полина ван Донген встроила солнечные батареи в повседневную одежду. В пальто Полины вшито 50 солнечных фотоэлементов, в платье — 70, а футболка оснащена 120-ю гибкими солнечными пленками. Устройства подключаются к одежде при помощи USB-порта, а встроенный аккумулятор накапливает неиспользуемую электроэнергию. За час такая одежда может зарядить телефон на 50%. Также дизайнер экспериментирует, внедряя в ткани технологию, которая заставляет «жить настоящим». Жакет запоминает техники тела своего хозяина и реагирует на очередной «период застоя» легким толчком в спину, провоцируя быть здесь и сейчас, фокусируясь на текущем моменте.
Платья с функцией touch screen Ольги Петровой-Джексон
Американский дизайнер с русскими корнями Ольга Петрова-Джексон развивает тему отношений человека и высоких технологий, используя в своих коллекциях полиуретан, который меняет оттенки в зависимости от освещения и создает на теле эффект жидкокристаллического экрана. Более того, переработанный материал обладает функцией touch screen: если iPhone лежит в кармане, его можно разблокировать через ткань. В методах производства Ольга придерживается принципов осознанного потребления и с уверенностью говорит, что одежда в ближайшем будущем сможет менять цвет и паттерн, и тогда вместо огромного гардероба останется всего пара базовых вещей.
Одежда-оригами Райана Ясина
Молодой дизайнер Райан Ясин придумал одежду для детей, которая растет вместе с ними. За свое изобретение 24-летний выпускник Королевского колледжа искусств уже получил премию в области промышленного дизайна James Dyson Award. Эластичный материал, похожий на оригами, распрямляется по мере роста ребенка, позволяя одежде увеличиваться до 6 размеров. Сшитые из него изделия водонепроницаемы, защищают от ветра, могут стираться в машинке и подлежат вторичной переработке.
Одежда, которая меняет цвет, Лорен Боукер
Британский дизайнер Лорен Боукер представила коллекцию одежды, сшитой из ткани, меняющей цвет в зависимости от температуры, освещения, влажности и давления. Такие мультисенсорные краски Лорен изобрела еще во время учебы в Королевском колледже искусств. В своей маленькой «Студии материализации невидимого» Боукер успела создать около 10 материалов в подражании природе. Некоторые модели отчетливо напоминают радужный экзоскелет насекомого. Сложно сказать, когда что-то подобное появится на рынке, однако практическое использование ее уникальных тканей уже рассматривается.
Интерактивные платья Юинг Гао
Канадский дизайнер Юинг Гао выпустила два интерактивных платья, которые трансформируется под воздействием взгляда. Такое волшебство обеспечивается волокнами, в которые вплетена фотолюминесцентная нить и встроены микромоторы, управляемые посредством технологии отслеживания глаз. Сфокусированный взгляд заставляет ткань двигаться и мерцать. Оба платья выполнены из тончайшей органзы: одно из них превращается в наряд, похожий на необычный цветок, другое – в темноте становится подобием морской медузы. Благодаря сверхчувствительным световым микросенсорам и датчикам складки изделия раскрываются и закручиваются под воздействием солнечных лучей.
Предприниматели уже сейчас готовы инвестировать в стартапы, специализирующиеся на производстве новых материалов, наноразработках, изучении инновационных способов обработки тканей и волокон. Так, самый крупный проект в области технологий модной индустрии Fashion Tech Lab Мирославы Думы уже во всю выращивает бриллианты и синтезирует ткани из апельсиновой кожуры в научных лабораториях. Умные часы, водоотталкивающая обувь, одежда с электроподогревом уже не удивляют. Технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни и одежда будущего в масс-маркете – всего лишь дело времени. Остается поражаться тому, как будущее происходит с нами здесь и сейчас.
Новые технологии в моде
Мир моды не стоит на месте и стремительно развивается. Периодически появляются новые технологии в моде, которые открывают дизайнерам неограниченные возможности для создания уникальных творений и позволяют изменить привычное представление об одежде и обуви. Предлагаем познакомиться с самыми оригинальными нововведениями, которые уже стали популярными или только набирают популярность в модной индустрии.
«Лазерная» одежда
Лазер оказался удивительно удобным и достаточно дешевым прибором, который способен делать небольшие прорези (перфорацию) на тканях любой текстуры и толщины, например, замше и коже. Если с начала его использовали только при создании обуви, то со временем возможности лазера расширились, и дизайнеры стали использовать его для создания тончайших кружевных узоров.
К тому же эта благодаря этой новой технологии в мире моды появилась возможность сократить затраты и время производства, создавая при этом рисунки, которые отличаются идеальной точностью и симметричностью.
3D-печать
Новая технология 3D-печати коснулась не только промышленного производства, но и индустрии моды. Трехмерное проектирование позволяет дизайнерам воплощать самые смелые фантазии при создании оригинальных моделей. Модельер из Нидерландов Ирис ван Херпен уже воспользовалась революционной технологией и создала, а точнее напечатала на 3D-принтере, целую коллекцию обуви и одежды haute couture.
Творения современных модельеров пока являются очень сложными и не совсем носибельными. Но возможно, в ближайшем будущем оборудование для 3D-печати станет обычным предметом домашнего обихода, поэтому каждый желающий сможет создавать себе одежду самостоятельно: достаточно будет скачать в интернете выкройку, настроить ее под собственные параметры тела и распечатать.
Инновационные ткани
Благодаря использованию новых технологий в современной моде специалистам удается создавать высокотехнологичные ткани с уникальными характеристиками. В их числе:
«Умная» одежда
Что может быть полезнее вещи, которая заботится о своем владельце и облегчает его жизнь? Благодаря следующим разработкам одежда и обувь превращается в удобные и интересные приспособления с множеством полезных функций:
Производство и дистрибуция
Рассматривая новые технологии особое место следует уделить тенденциям моды, которые касаются непосредственно процессов производства одежды и удобства ее приобретения для покупателей:
Индустрия моды как поле для внедрения инноваций
Инновации в мире моды — это не только дизайн. Чтобы привлечь новых клиентов, предложить им принципиально новые идеи, модели одежды и аксессуаров, дизайнерам нужно внедрять инновации в бизнес. Совет модельеров Америки (Council of Fashion Designers of America, CFDA), объединяющий около 500 дизайнеров одежды и аксессуаров США, обратился к консалтинговому агентству Accenture и его дочерней компании, Fjord (подразделение Accenture Interactive), за партнерством в области инноваций.
Задача состояла в том, чтобы предоставить начинающим и уже признанным дизайнерам возможность поэкспериментировать с новыми технологиями как в реальном, физическом, магазине, так и на онлайн-площадке, чтобы затем они внедряли инновации в свои бренды и налаживали контакт с потребителями. Совет и Accenture совместно работают над несколькими инициативами — от исследовательских программ и программ «погружения» до создания магазина-лаборатории Retail Lab. Все это поможет дизайнерам получить реальный опыт ведения бизнеса и розничной торговли.
Прикосновение к продукту, не к экрану
Accenture и Fjord помогают модельерам понять поведение потребителей и использовать эти знания для продвижения своих брендов в различных каналах продаж. Например, дизайнеры научились привлекать клиентов, рассказывая им историю создания своих изделий. Такой подход к знакомству с продуктом формирует у клиента ощущение сопричастности, приводя к росту продаж.
A. Инновации в ретейле
Retail Lab — это реальный магазин, расположенный в Нью-Йорке в здании Cadillac House, который является живой демонстрацией технологий и инноваций и позволяет дизайнерам изучать новые технологии обслуживания розничных покупателей на практике. CFDA отбирает группу дизайнеров, которые управляют магазином в течение трех месяцев, обучаясь навыкам ведения бизнеса в условиях высокой конкуренции.
Accenture совместно с дизайнерами попыталось по-новому взглянуть на торговое пространство и создало новый опыт взаимодействия клиентов с продукцией. Для отобранных дизайнеров работа в Retail Lab стала первым опытом управления магазином и воплощения концепции бренда в физическом пространстве. Тесное сотрудничество с Accenture помогло им развить ключевые деловые навыки: коммуникацию, визуализацию бренда, применение систем искусственного интеллекта, способствование тактильному контакту потребителей с продукцией, ознакомление с ее историей. Вот некоторые из новых концепций:
B. Понимание сути
Речь идет об иммерсивной программе, то есть о погружении в суть. Компания Fjord работает с выпускниками дизайнерских школ над человекоцентричными дизайном и бизнес-стратегией. Вызовы дизайна, изучение которых входит в эту интенсивную программу, стали дополнением к основной академической работе студентов-модельеров. Они на практике узнают, как проводить изучение, создавать прототипы и запускать новые концепции. Студентов учат уделять особое внимание поведению потребителей, новым бизнес-моделям, принципам устойчивой экономики, социальной ответственности, а также существующим технологиям в индустрии моды.
C. Новое мышление
Как модельеры могут использовать процесс создания дизайна одежды для развития своего бизнеса? В рамках всего проекта компания Fjord подготовила презентацию, озаглавленную «Чем создание коллекции похоже на создание бизнеса». Ее представили весной 2017 года вначале на 6-м Ежегодном саммите CFDA по образованию в сфере моды, затем на первом мероприятии поддержки модельеров-выпускников Fashion Future Graduate Showcase, которое с тех пор стало ежегодным.
Кроме того, Accenture и CFDA изучают тенденции в области обслуживания клиентов, организуя пилотные проекты с членами Совета. Первое исследование, проведенное совместно с DHL, касалось того, как должна измениться цепочка поставок в индустрии моды из-за меняющихся ожиданий клиентов, новых технологий и цифровых бизнес-моделей.
D. Налаживание связей
В сотрудничестве с H&M Foundation дизайнеры узнали, как они могут применить отдельные передовые разработки в области производства тканей, представленных на конкурсе Global Change Awards. В рамках же образовательного мероприятия Elaine Gold Launchpad (его также проводит совет CFDA) представители Accenture рассказали начинающим модельерам о том, как расширить свой бизнес и создать свой собственный бренд.
E. Работа в Retail Lab
Один пример касается дизайнера Памелы Лав, создательницы ювелирного бренда Pamela Love. Команда экспертов использовала социальную аналитику, чтобы помочь ей с маркетингом. Например, выбрать мероприятия, где потенциально может присутствовать ее клиентура, либо же проанализировать портрет потенциального покупателя, который помог бы Лав организовать собственное мероприятие, нарастив продажи.
Второй пример — непало-американский модельер Прабал Гурунг. Для его бренда очень важен политический месседж, но как же объединить новые технологии с историями, чтобы зацепить клиента? Команда экспертов создала и запатентовала манекен с проектором: он транслирует лозунги и прочие фразы манекену на грудь, сразу давая понять потребителю месседж модельера и вынуждая с интересом потрогать продукцию.
Совет модельеров Америки и Accenture вместе помогают начинающим дизайнерам более тесно взаимодействовать с клиентами и продукцией. Модельеры получают навыки работы с цифровыми технологиями, чтобы быть на передовой инноваций, создавать гибкие стратегии торговли и развивать бизнес. Теперь члены Совета лучше понимают, как:
Инновации индустрии моды: технологии сканирования фигуры и цифровая гардеробная
1 min
Для креативной индустрии моды и красоты инновации, новаторство и новые технологии соответствуют отрасли и очень близки по духу. Сегодня в сфере моды, производстве и продаже модных товаров мы наблюдаем тенденции активного внедрения новых технологий, это цифровизация, потоковое вещание и виртуальная реальность.
Цифровая гардеробная с сенсорным экраном для сканирования фигуры предлагает цифровые рекомендации в магазине
Французская компания Klépierre разработала Inspiration Corridor — цифровой киоск, который использует распознавание лица и тела, а также истории покупок, чтобы предлагать нужные товары потребителям находить их в магазине.
Цифровая гардеробная с сенсорным экраном для сканирования тела
Совместно с креативным агентством DigitasLBi Paris компания создала цифровую гардеробную с большими сенсорными экранами и датчиками. Когда покупатель входит, инфракрасная камера Kinect отправляет изображение через QUIVIDI где создается видеоанализ для определения возраста и пола, а также цвета одежды, которую они носят.
Затем, на основе полученных данных сенсорные экраны заполняются персонализированными тематическими коллекциями, предлагающими рекомендуемую одежду и предметы.
Если клиенты уже купили одежду в другом месте торгового центра, они могут отсканировать штрих-код, чтобы обновить свои рекомендации по дополнению этой одежды аксессуарами. Когда покупатели увидят понравившийся предмет, они могут нажать на сенсорный экран, чтобы сразу же отправить выбранную вещь на свой смартфон после выхода из цифрового гардероба.
Затем, технология Apple iBeacon и GPS в помещении дает потребителям направление к магазину в торговом центре, где они могут купить выбранные товары.
На видео показано, как работает система:
Возможно это будущее розничной торговли. Цифровой коридор вдохновения соединяет многие функции, к которым привыкли онлайн-потребители, — рекомендуемые продукты и персонализированные коллекции, — с опытом покупок в реальном мире, а также предоставляет обширные данные розничным торговцам.
Сканирование фигуры для выбора одежды
Интернет-магазин модной одежды Zalando включает приложение для сканирования фигуры, чтобы помочь покупателям выбрать более подходящую одежду. Тенденция сканирования тела человека набирает популярность в индустрии моды.
Эта технология имеет ряд потенциальных применений, включая создание виртуальных гардеробных и помощь компаниям производителям одежды в устранении отходов, производя одежду точно на заказ.
Европейская торговая площадка Zalando — одна из тех, кто делает ставку на эту технологию. Торговая компания объявила о приобретении швейцарской компании Fision, занимающейся технологиями компьютерного зрения.
Fision разработала виртуальную раздевалку, в которой используется приложение для сканирования тела, чтобы покупатели могли увидеть, как именно они будут выглядеть в любой одежде, перед покупкой. Zalando надеется, что включение приложения в их платформу может помочь снизить доходность из-за плохой подгонки одежды по фигуре покупателя.
Приложение по сканированию фигуры для выбора одежды по размерам
Приложение генерирует точные измерения тела клиентов, которые затем могут помочь алгоритму Zalando порекомендовать для них более подходящую одежду. Полученная информация также будет отправлена брендам и производителям, продающим одежду на площадке Zalando, чтобы помочь им лучше понять, насколько размер их одежды подходит их целевой аудитории.
Zalando — не единственная компания, которая инвестирует в технологии для индустрии моды, с целью помочь клиентам в подборе комфортной одежды точно по размеру фигуры.
Интернет-магазин элитной одежды Boden недавно сообщил, что использует инструмент для определения размеров, разработанный техно-стартапом True Fit, который предоставляет клиентам рекомендации по размеру на основе данных о личных предпочтениях.
Новые комментарии:
Отменить ответ
В случае пандемии такая технология имеет место в будущем. К слову, сейчас люди, особенно молодое поколение, не очень любят личный контакт с кем-то (продавец, консультант, официант). Комфортно выбирать вещи в таком режиме без навязчивости торгового агента хоть что-нибудь продать. При помощи этого приложения максимально отпадут покупки не подходящих вещей, а это значит клиент красиво и удобно одет без лишней траты денег, ну и охрана окружающей среды. Покупается то, что нужно, носится и не выбрасывается.
Только вот читал новость про 10 новинок электроники и высказал желание, чтобы наконец-то изобрели умную одежду, а оно, оказывается, и недалеко уже… Умная гардеробная есть, и одежда к ней подтянется. Мне кажется, придумка французов очень интересная, только вот сколько же таких кабин понадобится, чтобы все желающие смогли пройти сканирование в торговом центре, да там, наверное, очередь километровая будет на первых порах.
Мне нравится идея подбора одежды по фигуре, потому что иногда это вызывает большую проблему, так как мы – люди любим покушать и объёмы тела периодически меняются…Идешь так в магазин и не знаешь, 48 у тебя сейчас размер или уже Макдоналдс помог дорасти до 50-го, а тут бац – умная кабинка определила, подсказала и довольный идёшь за покупкой. Однозначно, полезная инновация, ставлю большой лайк новости!
Довольно удобная функция, но такими темпами мы совсем перейдем в онлайн. Это же так здорово – выйти в магазин, по дороге подышать свежим воздухом.
Шоппинг – для некоторых людей это целая отдушина, большое наслаждение. Если все перейдет в онлайн, то так и до закрытия розничных магазинов недалеко. Еще немного тревожит мысль, что данные могут попасть в руки мошенникам. Надеюсь, такие программы достаточно защищены.
А вообще, технология очень полезная и очень актуальна для пандемийного периода.