советский кузнецкий 14 мода в ссср
Кузнецкий, 14: где зародилась советская мода и как несколько человек смогли одеть всю страну
Мода времен советской власти невероятно увлекательная тема, которая лишь на первый взгляд может показаться скучной. Представить себе более интересный период в истории отечественной легкой промышленности попросту невозможно. Невероятно, но каким-то чудом в годы, когда в стране ничего не было, всего несколько человек сумели оказать огромное влияние на облик советских женщин.
Читайте на Еве
В стране шла война, но из пепла полуразрушенного государства каким-то чудом возникло легендарное 5-этажное здание на Кузнецком мосту. Конечно, этого заведения уже нет и в помине. Большинство людей и не знает, что некогда оно существовало. А между тем, этот дом имел огромное значение в жизни советских людей и легкой промышленности в целом.
Пять рублей за вход в строение под номером 14 готовы были отдать сотни женщин, ведь именно там они могли увидеть одежду, которой нигде больше не было. Демонстрация новых моделей шла пять дней в неделю и каждый раз собирала аншлаг. Увидеть, как это выглядело (да и посмотреть на ОДМО) в те далекие времена, Вы можете в старом советском фильме «Девушка без адреса».
Новые краски, удивительный крой и впечатляющие сочетания. Это все было будто из другой реальности, ведь магазины тогда были наполнены совершенно другой одеждой, которая шилась, опираясь на строгие ГОСТы, и не подразумевала никакого разнообразия.
Власть очень дорожила бриллиантом отечественной фэшн-индустрии. Имя советского мэтра знали во многих западных странах, но увидеть его никому не доводилось вплоть до 80-х годов. Именно тогда, уже покинув ОДМО, Зайцев в возрасте 48 лет впервые побывал за рубежом.
Но если имя Зайцева сегодня известно не меньше, чем тогда, то об Александре Игманде часто несправедливо забывают, а ведь именно его Запад знал как «русского Кардена». Игманд не просто был одаренным человеком, но и оказал сильное влияние на стиль Брежнева. К слову, это его идея была водрузить на правителя темные очки, раньше ни один чиновник СССР в них не ходил. И вот Брежнев под чутким руководством Александра прославился как настоящий модник.
В то время как первые лица страны и их жены пользовались творениями дизайнеров, простым людям приходилось довольствоваться тем скудным ассортиментом, что предлагали фабрики. Впрочем, скоро ОДМО стало влиять и на массовое производство, высылая на фабрики свои зарисовки. Конечно, часто в ответ приходили ответы «такое мы сшить не сможем», «нет ткани», «таких пуговиц нет», «такую деталь не сошьем», «поменяйте, перерисуйте, измените, замените…»
Однако совместными усилиями художники и портные ОДМО с блеском справлялись с созданием коллекций для 300(. ) предприятий по всему Советскому Союзу. Кроме того, иной раз им приходилось проводить учебную работу с закройщиками и швеями.
И хоть вещи, которые поступали в городские универмаги, сильно отличались от моделей в ОДМО, тем не менее ситуация стала кардинально меняться. Женщины стали носить брюки в повседневной жизни, а это невероятное достижение по тем временам.
Ранее женщина могла появиться в брюках разве что в походе или во время занятий определенными видами спорта, а иначе ее бы заклеймили, сочтя «мужской» наряд плевком в сторону советского общества. Дикость, не так ли? К счастью, это осталось далеко позади.
В середине 60-х многослойность вошла в моду, на прилавках появились первые туфли на шпильках и на платформе. Вместо цветастых халатов женщины стали носить юбки-годе и трапециевидные платья, а также трикотажные водолазки. И все это благодаря огромному количеству модельеров из ОДМО, чьи имена сегодня в большинстве своем никому не известны.
В начале 80-х Вячеслав Зайцев ушел в свободное плавание, и именно тогда началось постепенное падение величайшего Дома Моды в нашей стране. В начале 2000-х здание ушло с молотка. Это был финал огромной главы в истории отечественной моды, подарившей женщинам новый стиль и открывшей им брючные костюмы, высокие каблуки и облегающие наряды.
Алла Щипакина. Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14. Слово, 2009г.
—>
Доставка: | |
по городу: | Самовывоз. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране 700.00 р Стоимость доставки по миру узнавайте у продавца. |
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке. Лоты доставляются одним отправлением. | |
Почта России. Транспортная компания за счет покупателя. EMS почта, отправка заграницу оговаривается отдельно. | |
Оплата: Наличные, Банковский перевод, Банковская карта. | |
Состояние товара: | Б/у. |
№243237688 |
Уважаемые друзья! Данный аккаунт представлен старейшим и крупнейшим в Сибири букинистическим магазином: Букинист Суздальский. История создания магазина связана с именем первого Сибирского книгопечатника Петра Макушина. Магазин находится в здании построенном и принадлежавшем П.И. Макушину. Предлагаем Вам громадный выбор букинистической литературы: дореволюционной, советской, российской и зарубежной; самых разнообразных жанров. Одномоментно в продаже находится более 10 000 томов. Принимаем заказы. Гибкая система скидок. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Доставка: транспортная компания за счет покупателя, почта Росиии. Стоимость уточняйте у продавца.
Уважаемые покупатели, убедительно просим Вас сообщать о времени, которое Вам необходимо, чтобы оплатить приобретенные лоты. Обратите также внимание, что лоты выставлены на нескольких торговых площадках и не всегда могут быть в наличии. Отправляем покупки преимущественно Почтой России. Суббота и воскресенье выходные дни.
О советской и постсоветской моде
Джурджа Бартлетт. FashionEast: призрак, бродивший по Восточной Европе
Джурджа Бартлетт – историк моды, доктор Лондонского колледжа моды. Очень жаль, что о феномене моды в Советском Союзе и странах Соцлагеря написал западный специалист, а не наш, но тем не менее книга очень познавательная.
Автор рассказывает о моде с 20х годов 20 века до 90х когда к закату пришло все в Советском союзе. Да, многое нам известно по рассказам наших бабушек и мам, что действительно в те времена одежда что была в магазине не отличалось особым качеством и разнообразием, да надо было иметь связи чтобы что-то достать, купить или пошить в ателье.
Мода в СССР была, но была только для элиты. В условиях железного занавеса, дизайнеры все равно творили, да во многом подражали западным коллегам, брали на вооружение тенденции, отставали, но нам есть, чем гордится.
В конечном счете мода то была, пусть своя, но страдал конечный покупатель, который этой моды и часто не видел, а главное все это не доходило до магазинов.
Чтобы составить свое впечатление и узнать подробнее читайте книгу. Она ещё очень наглядно и хорошо проиллюстрирована.
Алла Щипакина «Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14»
Эта книга-альбом воспоминания автора о работе на Кузнецком, 14. Для меня в первую очередь оказались интересны эскизы, фото. Воспоминания автора очень субъективны, но искренне, некий взгляд изнутри, может немного идеализированный и приукрашенный.
К сожалению, все мастера и дизайнеры в советское время не творили под своими именами и мало кто известен, кроме пожалуй Вячеслава Зайцева.
Книгу успела купить по скидке на Озоне, теперь она опять почти 2000 стоит и не жалею, как альбом её стоит полистать.
Галина Мещевская «Страсти по красоте».
От этой книги я не в особом восторге. Это так же альбом рассказывающий о российских дизайнерах постперестроечного периода. Очень многих не знаю, и работают ли некоторые сейчас? Книге уже 6 лет, она 2006 года издания. В статьях о дизайнерах мало написано об их биографии, нет дат рождения и где учились, где-то у кого-то встречается в тексте, поэтому энциклопедией российских модельеров книгу не назовешь. Тут скорее некое художественное представление эстетики каждого дизайнера. В книге много иллюстраций, а как же без них. Но в целом книга не произвела на меня большого впечатления.
Концентрат красоты: 5 самых известных ателье и домов моды советской Москвы
Понять, что в Москву вот-вот ворвется лето можно по внешнему виду городских модниц: босоножки на тонких каблучках, короткие юбочки, разноцветные платья. С наступлением весенне-летнего сезона концентрация красоты и стиля в мегаполисе увеличивается многократно. Москва была «законодателем» моды страны еще со времен СССР, однако возможностей приодеться у советских женщин было крайне мало, особенно в первые десятилетия после Великой Отечественной войны, когда страна буквально поднималась из руин. Да и само понятие «мода» в СССР часто сводилось к процессу мучительного «доставания» просто новой одежды.
Сайт «РИА Недвижимость» решил вспомнить, где в советской послевоенной Москве располагались главные очаги моды.
ОДМО всемогущий
Главным центром моды в послевоенной Москве стал открытый на Кузнецком Мосту Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО). Именно здесь трудились самые талантливые и искусные разработчики одежды, закройщики и портные, разрабатывающие коллекции для 300 швейных фабрик СССР. Разумеется, именно здесь наряжалась вся советская правительственная элита.
Общесоюзный дом моделей одежды занимал здание, построенное здесь в 1889 году для размещения фабрики и магазина купца-меховщика Алексея Михайлова. А вот парадный фасад с большими окнами, предназначавшихся для демонстрации меховых моделей, был перестроен и украшен в 1903 году архитектором Адольфом Эрихсоном в духе декоративного модерна.
Бывшее здание Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком Мосту (крайнее справа).
Один из американских журналистов, посетивших ОДМО в 1957 году, сравнил его с модными домами Баленсиага и Кристиана Диора.
Сейчас в бывшем доме ОДМО на Кузнецком Мосту расположен магазин модной одежды.
Ателье класса «люкс»
Сейчас сложно представить, что купить новый модный наряд в советских магазинах было не так просто. Даже если на прилавки магазинов и «выбрасывались» какие-то партии товаров, то купить их удавалось далеко не всем желающим, либо из-за нехватки денег, либо из-за того, что просто желающих было больше, чем товаров. Выручить столичных модниц могли городские ателье, где можно было пошить наряд на заказ. Впрочем, ателье тоже не были дешевым удовольствием, а многие из них вообще позиционировались как «элитные».
Одно из таких ателье «Люкс» располагалось на Кузнецком мосту в бывшем торговом здании братьев-банкиров Джамгаровых. Изначально построенное в 1893 году архитектором Борисом Фрейденбергом, здание было позднее перестроено архитектором Адольфом Эрихсоном.
Ну и, конечно, ателье работали при каждом крупном столичном универмаге. Так, ателье класса люкс работало в ЦУМе. Иногда какие-то «излишки» таких ателье поступали на прилавки магазинов и становились более-менее доступными для «простых смертных».
Салон мод в ГУМе
В 1953 году после длительных реставраций и ремонтов на Красной площади открывается Главный универсальный магазин (ГУМ) страны, который мгновенно превращается в настоящее «святилище» моды и стиля. Все самые дефицитные, редкие и уникальные товары модной индустрии привозились сюда. При магазине также работало собственное ателье.
В 1959 году в Москве произошло событие, которое буквально перевернуло взгляд советских людей на моду: легендарный модельер Ив Сен-Лоран привез в столицу СССР коллекцию одежды Дома Диора, состоящую из 120 восхитительных, невиданных доселе советскими людьми нарядов. 12 красивейших манекенщиц «прогуливались» в роскошных платьях по торговым аллеям ГУМа, а также по московским улицам.
После этого знаменательного события, в демонстрационном зале ГУМа на третьем этаже стали регулярно проходить показы мод, причем в зрители могли попасть рядовые покупатели.
Московский дом моды
В начале 80-х годов ХХ века на Проспекте Мира открывается Московский дом моды, директором которого становится один из модельеров ОДМО, легендарный Вячеслав Зайцев. Именно ему удалось превратить Дом Моды в оазис высокой моды, где создавались именные коллекции Pret-a-Porter и Haute Couture, снискавшие славу на лучших заграничных подиумах.
Дом моды Зайцева работает до сих пор, здесь также действует школа-студия «Театра моды», созданная самим маэстро.
Послевоенная мода
Модные тенденции второй половины 40-х
Во второй половине 40-х мода в СССР остаётся уделом «избранных», преимущественно женщин и горожан: одежды не хватает, поэтому практичность и долговечность большинство людей ценят сильнее красоты.
Государство в этот период признаёт важность моды: она представляется партийцам одним из средств пропаганды и даже орудием борьбы в Холодной войне. Правительство хотело, чтобы в СССР шили современные наряды по собственным эскизам, а не копировали Запад. Для этого в 1944 году начал работу Московский дом моделей одежды. Под его руководством советская швейная промышленность должна была стать «синтезом лучшей мировой и отечественной практики». Журнал Московского дома моделей
Пожалуй, главная тенденция массовой моды конца 40-х — подражание западным образам, которые советские граждане узнавали из кинематографа.
Значение трофеев для моды упоминал и Эдуард Лимонов в книге «У нас была великая эпоха»:
«НА БАРАХОЛКАХ СТРАНЫ ПРИЗЕМЛИЛИСЬ И ПОШЛИ ПО РУКАМ ПЛАТЬЯ, КОСТЮМЫ, ПАЛЬТО ДЛЯ ВСЕХ ПОЛОВ И ВОЗРАСТОВ — «ТРОФЕЙНОЕ БАРАХЛО», ВЫВЕЗЕННОЕ СОЛДАТАМИ В ВЕЩЕВЫХ МЕШКАХ ИЗ ПОКОРЁННОЙ ГЕРМАНИИ… КАТАЛОГОМ И ГИДОМ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЙ ПО МОРЮ КОЖАНЫХ ТИРОЛЬСКИХ ШОРТ, РУМЫНСКИХ, ИТАЛЬЯНСКИХ И ВЕНГЕРСКИХ ВОЕННЫХ ПАЛЬТО И ДЕТСКИХ БЕРЛИНСКИХ КОСТЮМЧИКОВ СЛУЖИЛИ АМЕРИКАНСКИЕ ФИЛЬМЫ… ГЛЯДЯ НА ГОЛЛИВУДСКИХ ДЕВУШЕК И СУРОВЫХ ГАНГСТЕРОВ В ДВУБОРТНЫХ КОСТЮМАХ И ШЛЯПАХ, ЗАПОМИНАЛА РУССКАЯ МОЛОДЁЖЬ МОДЕЛИ ОДЕЖДЫ».
Одежду на заказ в этот период почти не шьют: для большинства это слишком дорого. Начинается массовый пошив готовой одежды, из многообразия которой предлагалось формировать собственный стиль.
Московский дом моделей одежды
Можно предположить, что в катастрофически трудные годы войны развитие моды в Советском Союзе остановилось. Однако это правда только наполовину. Возрождение отрасли ожидаемо стартовало в Москве. Уже в 1944 в столице начал работу Московский дом моделей одежды (МДМО). Перед этим учреждением Правительство ставило несколько задач: создание новых современных моделей, внедрение их в массовое швейное производство, а также контроль предприятий в сфере лёгкой промышленности. Если первые два направления давались учреждению относительно легко и вписывались в видение его руководителей, но для контроля у Дома моделей не было ни ресурсов, ни полномочий. Эти противоречия сохранятся на протяжении всех десятилетий работы МДМО.
Дом моделей создавали на базе ведущих столичных учреждений моды 1930-х годов: художественного ателье на Кузнецком мосту и треста «Мосиндодежда». Здание дома моделей на Кузнецком мосту
Сложилась двойственная ситуация: государство хотело развивать моду, но не имело для этого денег. У Дома моделей не было собственной машины, а за помещение на Кузнецком мосту пришлось побороться с военными учреждениями. Планировалось, что МДМО будет разрабатывать модели одежды для швейных фабрик, а те будут платить ему за новые выкройки. Учреждение должно было стать самоокупаемым: не требовать на свою деятельность денег из бюджета. На практике схема оказалась нерабочей, потому что швейные предприятия не хотели покупать новинки и шили по старым образцам 20-х и 30-х годов. Источником дохода Дома моделей в годы войны стали заказы Главособторга. Работники МДМО не только разрабатывали эскизы новой одежды, но и сами шили её небольшими партиями. Хотя изначально такая задача перед ним не ставилась. В 1945–47 МДМО перестроится на гражданскую одежду и снова будет производить самостоятельно (а не только готовить выкройки).
Предполагалось, что после войны Дом моделей создаст концепцию «советской моды». Она должна была стать основой для планирования в лёгкой промышленности на годы вперёд. При этом МДМО настоятельно призывали «не брать иностранные журналы мод и копировать, а создавать своё». Мода рассматривалась как средство пропаганды и источник повышения культуры граждан. Так сформировался основной принцип советского моделирования нарядов: «нужно соединить мечту и фантазию художника с мастерством конструктора и современной техникой производства» (формулу предложила искусствовед-конструктор МДМО Наумова). Советскую моду, по мнению Правительства, должен был отличать демократизм, массовость, «бессословность» и общедоступность. Таким образом она противопоставлялась «западной» моде, которая, по представлению партийцев, была «привилегированной» и «буржуазной». При этом не запрещалось заимствовать передовой мировой опыт. В общем, сплошные противоречия.
Для популяризации своей деятельности Дом моделей проводил выставки и показы мод: там представляли новые коллекции. Модные показы сопровождались рассказами искусствоведов, а посетители стационарных выставок могли заполнить анкету, где поделиться мнением о представленной одежде. С 1951 каждый посетитель мог получить консультацию для создания индивидуального стиля.
Дом моделей будет работать несколько десятилетий, а расцвет его деятельности придётся на 1960–70-е годы.
Как выглядели советские модницы
Женщины оставались основными заказчиками модной индустрии. Все, кто мог покупать новую одежду и избавиться от практичных мужеподобных нарядов, при первой же возможности делали это. Речь, конечно, о жительницах крупных городов, где уже работали Дома мод — Москве, Петербурге, Минске, Киеве, Риге, Львове.
Модница второй половины 40-х носила:
Набор не случаен: мы уже рассказали о трофейных кинолентах, героини которых блистали именно в таких нарядах. В женскую моду прочно вошли наплечники: они делали силуэт похожим на песочные часы. Их пришивали не только к пальто, но и к блузкам, и платьям. Некоторые историки моды предполагают, что эта тенденция связана с желанием женщин выглядеть сильнее, так это или нет — судить не берёмся. Например, брюки почти не носили, хотя, разумеется, никаких запретов на них не было. Другой обязательный атрибут модницы — маленькая шляпка: «таблетка» (круглая шляпка сдвинутая на макушку) и «арбузная корка» (полумесяц от уха до уха). Преимущество таких шляпок в том, что большая часть волос остаётся открытой, а значит можно продемонстрировать и причёску, и новый головной убор. Иронично щапочки называли «менингитками», хотя любительницы таких шляпок утверждали, что они отлично оберегают голову от мороза.
Параллельно с немецким стилем в моду вошёл испано-латиноамериканский. Для советских женщин он выражался в юбках и платьях в горошек, беретах и тюрбанах. Последние трудно было найти в продаже, потому их роль исполняла сложенная полоской косынка, которую заматывали на макушке концами вверх. Если одежду ещё можно было найти в магазинах, то обувь и чулки в послевоенные годы были в остром дефиците. Достать капроновые чулки считалось большой удачей. Впрочем, эта проблема характерна не только нашей страны, а для всей послевоенной Европы. Зарубежные модницы решали проблему творчески: рисовали швы и пятки на ногах или красили кожу в цвет чулок. Делали ли так в СССР, точно неизвестно — найти фотографии или другие источники не удалось. Советские женщины заменяли чулки белыми носочками и носили с туфлями и босоножками.
Мужская мода
Мужская мода развивалась не так бурно, как женская. Большинство мужчин продолжали носить военную форму: не только из-за недостатка новых костюмов, но и из-за популярности образа военного-защитника в целом. Популярны свободные широкие силуэты, двубортные пиджаки, длинные кожаные пальто и куртки на молнии (их называют «москвички» или «хулиганки»). Во второй половине 1940-х носят рубашки с мягким воротником, укороченные пиджаки, брюки-гольф и вязаные свитера. Галстуки широкие и короткие (противоположность узким галстукам стиляг), узор в горошек или в полоску. Тона преимущественно тёмные, достать костюм светлого оттенка или в полоску считается роскошью. Из головных уборов — фетровые шляпы и кепки-восьмиклинки (в народе «лондонки»).
Стиляги
У большинства сейчас слово «стиляги» прочно ассоциируется с одноимённым фильмом Валерия Тодоровского. В этой музыкальной истории яркие молодые ребята-стиляги противопоставлены скучным и серым комсомольцам. Противостояние в фильме показано гротескно, хотя и в реальности стилягам приходилось убегать от комсомольских активистов. Общественное мнение нередко видело в стилягах тунеядцев, прохиндеев, хулиганов и, конечно, «подражателей западу». Пожалуй, это стремление выделиться, модно одеться на западный манер и вызывало больше всего недовольства. Внешний вид стиляг высмеивали в карикатурах и фельетонах:
НЕТ! ОТ ПЯТОК ДО БРОВЕЙ
ЭТО МЕСТНЫЕ ПОГАНКИ
«Бродвеем» на сленге стиляг именовалась правая сторона улицы Горького, одного из главных мест сбора стиляг в столице. Внешний вид стиляг эволюционировал. В самом начале их облик действительно был почти карикатурным: яркие широкие штаны, мешковатые пиджаки, носки кричащих цветов и широкополые шляпы.
«В ДВЕРЯХ ЗАЛА ПОКАЗАЛСЯ ЮНОША. ОН ИМЕЛ ИЗУМИТЕЛЬНО НЕЛЕПЫЙ ВИД: СПИНА КУРТКИ ЯРКО-ОРАНЖЕВАЯ, А РУКАВА И ПОЛЫ ЗЕЛЁНЫЕ; ТАКИХ ШИРОЧЕННЫХ ШТАНОВ КАНАРЕЕЧНО-ГОРОХОВОГО ЦВЕТА Я НЕ ВИДЕЛ ДАЖЕ В ГОДЫ ЗНАМЕНИТОГО КЛЁША; БОТИНКИ НА НЕМ ПРЕДСТАВЛЯЛИ СОБОЙ ХИТРОУМНУЮ КОМБИНАЦИЮ ИЗ ЧЁРНОГО ЛАКА И КРАСНОЙ ЗАМШИ. ЮНОША ОПЁРСЯ О КОСЯК ДВЕРИ И КАКИМ-ТО НА РЕДКОСТЬ РАЗВЯЗНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ЗАКИНУЛ ПРАВУЮ НОГУ НА ЛЕВУЮ. ОБНАРУЖИЛИСЬ НОСКИ, КОТОРЫЕ СЛЕПИЛИ ГЛАЗА, ДО ТОГО ОНИ БЫЛИ ЯРКИ…»
Из воспоминаний Дмитрия Герасимовича Беляева, автора фельетона про стиляг «Типы, уходящие в прошлое».
Ближе к 50-м образ «типичного стиляги» изменился. Стали носить узкие брюки-дудочки, более аккуратные пиджаки с широкими плечами, тонкие галстуки-селёдки, причёска «кок» и лаковые туфли на светлой каучуковой подошве. Девушкам стать «стилягой» было ещё проще: достаточно было ярко накраситься, завить волосы и надеть узкую юбку. Чего хотели стиляги? Вопрос до сих пор остаётся дискуссионным. Пресса того времени и общественное мнение пытались представить их как лентяев и идейных врагов, которые стремятся подражать «буржуазному образу жизни». Их обвиняли в «низкопоклонстве перед западом» и в том, что они не разделяют коммунистические ценности. Историки видят причину появления такой субкультуры в активизации международных контактов СССР: дипломаты привозили одежду и музыку из зарубежных стран, поэтому их дети стремились вести другой образ жизни.
Можно предположить, что для молодёжи идейная сторона оставалась второстепенной. Стиляги вообще отличались нарочитой аполитичностью. Модная, непохожая на скучную школьную форму одежда, красивые танцы под заграничные ритмы и своя «тусовка» были способом самовыражения и дарили ощущение красивой жизни «как в кино».
Мода второй половины 1940-х характеризуется противоречиями: стремление модно одеваться ограничивалось нехваткой денег, отсутствием товаров, а иногда и общественным мнением (как в случае со стилягами). Жители СССР в поиске новых образов нередко вдохновляются западным кинематографом. Правительство понимало значимость хорошей современной одежды и уже в 1944 учреждает Дом моделей, но нагружает его дополнительными непосильными задачами — контролировать всю швейную промышленность. Дом моделей будет определять модные тенденции следующие несколько десятилетий.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов