как объяснить ребенку что такое программа
Как мы объясняли детям, кто такой программист
Он волосат, небрит и очень программист
@bobuk показал человека-паука и сказал, что айтишники спасают человечество. Потому что помогают решать проблемы. И ещё в качестве примера привёл Леонардо да Винчи с его вертолётом. Дети вертолёт не запомнили, но прыжки человека-паука на экране оценили. И ещё все узнали Нотча, написавшего Майнкрафт практически в одну харю.
Но давайте-ка я начну сначала и расскажу, что привело нас к открытию исходников игры «Такси», пришиванию пуговиц к сосискам и рассказу целой толпе детей про сложную и опасную профессию программиста.
Осенью Юлич lesnikova, с которой мы были давно хорошо знакомы по её образовательным мероприятиям в Digital October, решила пилить детский образовательный проект. Ну и позвала нас, Мосигру, потому что у нас игры. Мне, конечно, стало дико интересно, и я немного поучаствовал в подготовке.
Идею она уже рассказывала (тут и тут). Смысл такой: хороший образовательный проект, где сначала делается урок-тизер с крутыми чуваками, которые рассказывают о своей профессии. Потом – ссылки на ближайшие кружки, книги, дидактические материалы и прочее, чтобы учиться дома самому, как ребёнка вставит стать кем-то из тизера. Чтобы он не просто мечтал, но ещё и взял паяльник в руки, например.
Сначала Юлич позвала Дурова через знакомых. Кто-то говорил, что он просто не отвечает на такие просьбы, кто-то задавал уточняющие вопросы. Но в итоге его не было. Хотя просто показать его лицо – это уже +3 к навыку разработки у ребёнка. Потом добавились все остальные (Кодабра, Яндекс, Parallels).
IDE: состояние игры и редактор очень высокоуровневого кода
На технических прогонах — дикий восторг. На проект встала команда Киры Тауберт. Ощущение такое, что пришла группа продуманных shadowrunner’ов, оценила все риски и закрыла их. Зал они облазили по миллиметрам. Я не знаю их специфики, но чувствовалось, что они предельно внимательны к деталям и конкретны: а это независимо от сферы всегда радует и рождает уверенность.
Из особенностей – было очень сложно прогнать игру в настолку на сцене для 6 игроков. Кира подбросила одну гоупроху на балку сверху, а мы потратили полчаса на то, чтобы наклеить на крышку сервера игровое поле. В итоге, когда нужно было выйти мне, один товарищ ставил стол на сцену под камеру, а я накрывал его лежащей за кулисами крышкой с полем. Получилось.
Сам урок
Было примерно 600 регистраций в зал (по факту пришло 350 человек из них). Я приехал за 40 минут, и на месте уже были люди. Не особо долго думая, мы стали играть с детьми в пингвинов-пиратов на желания – чаще всего на что-то вроде «проигравший делает кувырок», «проигравший стоит на руках» и так далее. Потому что ну его нафиг эти логические игры детям, пришедшим учиться кодить. У них все шансы меня обыграть. И у всех инстаграм:
На заднем плане дети собирают роботов из Лего
Потом поиграли на эрудицию в «Ответь за 5 секунд». Это было важно, дети должны были увидеть, что играть в неё просто – дело в том, что я подготовил специальные вопросы для проверки знаний после лекций коллег. Проверять знания в игре – очень круто. Ребёнок будет ещё день обдумывать, как же можно было ответить лучше, и в итоге раскопает всё по предмету.
Рядом разложились Манн, Фербер и Иванов со своей книжно-детской лавкой. Я потом увидел их продажи и пожалел, что мы не привезли свою лавку:
Потом началось. Зал был почти полный, как вдруг в него строем вошла целая группа девушек. Они всех настолько поразили своим видом, что не оглядываться было невозможно. Это будущая ИБ нашей страны, профильные курсы, знакомьтесь:
Вот Бобук из Яндекса показывает обыденный случай из жизни программиста – нужно решать проблемы человечества:
Вот его доклад полностью, он крутой и очень мотивирует в любом возрасте:
Юлич только немного переволновалась вначале
Затем мы поиграли в «Такси» на сцене – это игра специально для семилетних программистов, и я про неё рассказывал. Мы в итоге подумали и решили взять и отдать все исходники в открытый доступ, чтобы можно было спокойно изготовить такую же дома. И сделали.
Потом выступала Анна Мелехова (девушка-разработчик, пишущая виртуальную машину) из Parallels:
Тут надо сказать, что в зале сидели специальные honeypot-дети разного возраста, которые оценивали понятность и интересность каждого выступающего. Вот здесь они вообще не въехали, в чём проблема: до того, как началась лекция, оказывается, никто из них даже не думал, что программист – это только мужская профессия. Поэтому – это пример выступления только для родителей.
Дети к этому моменту раздухарились и начали троллить вопросами: «А что лучше: Питон или C++?», «А вы умеете писать на устаревшем языке PHP?». Вопроса про морскую свинку никто не задал, а я ждал, очень ждал.
Потом мы опять поиграли. На экране вопрос, у ребёнка 5 секунд, чтобы ответить. Всё как в настолке, только вопросы не из коробки, а специально подобранные.
Прогон, мы проверяем, как младшие дети будут реагировать на игру «Такси» на экране. Маленькая Вера не может сориентироваться по вертикальной плоскости, поэтому старается встать к ней спиной (по ходу движения машины) и шагать, а потом смотреть, лево или право ей надо.
И потом Кодабра со своим практикумом кода. Вот выступление.
И, наконец, всё. Хотя нет, если вдруг вы знаете что-то крутое для детей (книгу, ссылку, курс, игрушку типа программируемого лунохода – что угодно) – пришлите их Юличу на info@prodlenka.pro или прямо сюда в комментарии, пожалуйста. Их поковыряют живыми детьми, по ним прозвонит Олег playforfoodz (именно он проверял ссылки выше), и в итоге их включат в набор ссылок для дальнейшего развития.
Кстати, Олег прозвонил все школы, где должны были быть IT-классы по плану, пробуя записать туда ребёнка – и жестоко обломался, потому что мало где было всё готово. Но, думаю, лучше он сам расскажет.