состояние железной дороги в чите
С начала года на железнодорожных переездах ЗабЖД в 2 раза увеличилось количество нарушений водителями правил дорожного движения
В январе-сентябре 2021 года на переездах Забайкальской железной дороги зафиксировано 217 нарушений водителями автотранспорта правил дорожного движения, что в 2 раза превышает показатель за аналогичный период прошлого года. В частности, в Забайкальском крае выявлено 181 нарушение правил проезда железнодорожного переезда и 36 нарушений – в Амурской области. Самым массовым из них остается проезд на запрещающий сигнал светофора. Информация о всех фактах пренебрежения водителями правил дорожного движения передана в подразделения ГИБДД.
Для обеспечения безопасности движения поездов и снижения аварийности с автотранспортом на переездах на ЗабЖД проводится комплекс профилактических мероприятий. Так, за 9 месяцев с начала 2021 года работники магистрали совместно с сотрудниками ГИБДД провели на переездах 133 профилактических рейда, в ходе которых выявлено 92 нарушителя, из них 36 привлечено к административной ответственности. Кроме того, в ходе профилактических акций среди водителей распространено более 9,9 тысяч информационных буклетов с фотографиями с мест ДТП и сведениями о количестве пострадавших в результате таких происшествий.
Забайкальская железная дорога призывает водителей соблюдать правила дорожного движения при следовании через железнодорожные переезды и проявлять осознанность на дороге.
Рельсы в воду
Паводки в Забайкальском крае нарушили сообщение по Транссибу и автотрассе «Амур»
Из-за обрушения железнодорожного моста на перегоне Куэнга—Укурей Забайкальской железной дороги (ЗабЖД) в пятницу остановлено движение по Транссибу в обоих направлениях. Опору моста в районе села Дунаево (Сретенский район Забайкальского края) смыло сильнейшими ливнями: с начала июля здесь выпало 144 мм осадков (150% месячной нормы), при этом за сутки с 21 по 22 июля осадков выпало 121% от месячной нормы июля.
Обрушение моста и подмыв трассы в других точках привели к блокировке Транссиба. Интенсивное грузовое движение (через барьерный участок проходит 78 пар грузовых поездов в сутки) остановлено. До 25 июля включительно ОАО РЖД ввело запрет на погрузку всех грузов, кроме продовольственных, на восток со станций западнее станции Бушулей ЗабЖД. Социально значимые грузы — продукты питания, топливо для предприятий энергетики и ЖКХ, бензин, авиатопливо и т. п.— будут доставлены альтернативным маршрутом по БАМу.
Встало и пассажирское движение. По состоянию на пятницу, сообщили “Ъ” в ОАО РЖД, задержки в пути коснулись 1081 пассажира. Перевозчик прекратил на три дня продажу билетов на поезда, проходящие по Транссибу через размытый участок, отменил поезда Чита—Благовещенск—Чита. Остальные пассажирские составы, отправляющиеся 23–25 июля, будут идти только до Читы при движении с запада и до Хабаровска — с востока.
Уже отправившихся в путь поездами пассажиров ОАО РЖД обещает перевезти через заблокированный участок автобусами или переправить самолетами.
Так, в пятницу пассажиры трех подошедших с востока поездов Владивосток—Москва, Владивосток—Самара и Благовещенск—Чита должны быть высажены в Чернышевске, проследовать автобусами до Шилки и там сесть в поезд. Зеркальная ситуация с подошедшим с запада поездом Самара—Владивосток, пассажиры которого в Шилке пересядут на автобус до Чернышевска и далее отправятся поездом. Поезд Москва—Владивосток в пятницу был остановлен в Чите, пассажиров разместят в гостинице и отправят 24 июля чартерным рейсом в Хабаровск, откуда далее они проследуют поездом.
Также ОАО РЖД сообщило, что задержавшимся из-за ЧС пассажирам дадут скидку в 50% на поездку железной дорогой по России в этом году.
Субботних пассажиров из Владивостока (545 человек), следующих в Москву и Омск, планируют провезти из Благовещенска до мест назначения самолетами, а те, кто следует этими поездами до станций между Благовещенском и местом разлива, продолжат путешествовать железной дорогой. Встречные поезда из Москвы и Омска с 615 пассажирами отправятся самолетами из Читы в Хабаровск, далее поездами.
Стихия также на несколько часов прервала движение и по федеральной автотрассе «Амур». Около 2:00 мск 23 июля на 193-м км дороги Чита—Хабаровск в районе села Богомягково (Шилкинский район) перекрыт проезд автотранспорта в связи с размывом проезжей части. Движение по одной полосе было восстановлено к 6:00 мск.
В Забайкалье подтоплены около 650 жилых домов, более 900 приусадебных участков, водой смыты пять автомобильных мостов.
«Из зоны подтопления эвакуировано более 600 человек,— сообщили в пресс-службе МЧС РФ.— В городе Шилка развернуто два пункта временного размещения на базе образовательных учреждений, в настоящее время в них находятся 114 человек, в том числе 28 детей».
Как затопило Улан-Удэ
Глава государства назвал и срок окончания ремонтных работ.
По словам Владимира Путина, одну из железнодорожных веток планируется восстановить в течение двух—двух с половиной суток, другую — в течение пяти суток.
После этого премьер Михаил Мишустин поручил первому вице-премьеру Андрею Белоусову, вице-премьерам Виктории Абрамченко, Александру Новаку и Марату Хуснуллину, профильным министрам контролировать ход восстановительных работ. Глава кабмина обязал их также проследить, чтобы «регионы не испытывали проблем с продовольствием и всем необходимым для жизнеобеспечения». ОАО РЖД, сообщает пресс-служба правительства РФ, дано задание «в максимально короткие сроки сделать все необходимое для полного восстановления работы железнодорожной магистрали».
Наталья Скорлыгина, Иван Тяжлов; Влад Никифоров, Иркутск
2021-й – год больших возможностей
Задел, созданный в 2020 году, позволяет дороге значительно улучшить многие показатели работы
—> – Александр Анатольевич, с какими результатами коллектив Забайкальской железной дороги вступил в 2021 год? Выполнены ли плановые задания, поставленные перед ним на 2020 год?
– В начале 2020 года перед коллективом Забайкальской дороги стояли задачи выхода из зоны критики по безопасности движения и выполнения заданий правления компании по качественным показателям работы. Работать нам, как и всей сети РЖД, пришлось в условиях спада мировой экономики и различных ограничительных мер, вызванных распространением коронавирусной инфекции. Тем не менее, дорога выполнила план по грузообороту на 100,5%, улучшив этот показатель к 2019 году на 1,6%. Выполнены задания компании по таким качественным показателям, как средний вес поезда и производительность локомотива. При плане по собственной погрузке 17,8 млн тонн дорога погрузила 18,2 млн тонн различных грузов. Как следствие, план начисления выручки за грузовые перевозки выполнен на 104,7%. К сожалению, не удалось выполнить план по участковой скорости в грузовом движении и по перевозкам внешнеторговых грузов через пограничный переход Забайкальск – Маньчжурия. В первом случае на работу дороги оказали влияние такие негативные факторы, как накопление рабочего парка вагонов, начавшееся ещё в конце 2019 года и усугубившееся из-за частого неприёма поездов назначением на Китай, и крушение поезда, допущенное 1 марта на перегоне Жипхеген – Хилок. Во втором случае сказались жёсткие карантинные меры, негативно отразившиеся на международной торговле в целом. Но и в этих условиях дороге удалось сохранить показатели по экспорту на уровне 2019 года – в Китай перевезено 15,6 млн тонн грузов. А объём импортных перевозок увеличен к предыдущему году на 8,7% – принято 2,2 млн тонн грузов.
Заметный рост произошёл в сегменте контейнерных перевозок. Приём контейнеров из КНР через станцию Забайкальск увеличен на 18%, передача контейнеров в КНР – на 47%. Были организованы новые маршруты контейнерных поездов из Китая на станции Московского узла – Электроугли, Белый Раст, Кресты, Сборная-Уголь. В 4,5 раза выросло количество контейнерных поездов с согласованным временем отправления и прибытия. В Амурской области реализованы новые проекты по перевозке зерновых грузов в мешках и насыпью во вкладышах контейнерными отправками по маршруту Благовещенск – Китай, Благовещенск – Петропавловск-Камчатский. В процессе реализации находится проект по погрузке руды в контейнеры с открытым верхом (типа «оpen top») назначением в Китай.
– Какие реализованные на ЗабЖД в прошлом году инфраструктурные проекты вы отметите как наиболее значимые? Какой эффект они дали или дадут в будущем?
– В 2020 году на полигоне дороги была проведена огромная работа по развитию её инфраструктуры. Работы проводились в рамках десяти крупных инвестиционных проектов с общим объёмом финансирования 41,8 млрд рублей. Отмечу, что объём инвестиций 2020 года превышает финансирование 2019 года на 13%. В числе крупнейших реализованных проектов стоит отметить следующие.
Окончание электрификации 140-километрового участка Борзя – Забайкальск, в рамках которой было смонтировано более 6 тыс. опор контактной сети, 343 км контактной сети, введены в эксплуатацию вновь построенные вторые пути на участке разъезд №115 – ст. Соктуй. В эти работы было вложено 4,3 млрд руб. Электрификация участка Карымская – Забайкальск повысит его пропускную способность до 20 пар поездов в сутки, к тому же переход на электротягу существенно снизит эксплуатационные расходы дороги. Напомню, что в 2020 году мы в порядке эксперимента уже провели в Забайкальск первый поезд на электротяге.
В рамках проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры на участке Петровский Завод – Архара» продолжалось устранение «барьерных мест», которые имеются на отдельных участках дороги. В 2020 году проведены работы по развитию 12 железнодорожных станций: Могоча, Пеньковая, Укурей, Хилок, Уруша, Чита-1, Чита-2, Ту, Екатеринославка, Сковородино, Чернышевск, Карымская, были удлинены приёмоотправочные пути на станции Белогорск-2.
Завершение реконструкции позволит в ближайшее время увеличить пропускную способность таких станций, как Чита-1 и Чита-2, на 10 пар поездов в сутки, станции Екатеринославка – на 5 пар поездов.
В 2020 году продолжалась реконструкция ремонтного локомотивного депо Чита, на которую были направлены инвестиции в сумме 1 млрд руб. Ремонтная мощность депо должна увеличиться на 300 локомотивных секций в год. Это позволит минимизировать перепробег тягового подвижного состава на ЗабЖД и обеспечить планово-предупредительные работы по ремонту электровозов серии «Ермак».
В прошлом году на полигоне дороги было сдано в эксплуатацию много важных объектов. В январе в ТЧЭ Амурское после реконструкции заработал пункт экипировки электровозов серии «Ермак», что позволило увеличить его пропускную способность в два раза, до 100 локомотивов в сутки. В июне на станции Магдагачи был запущен в работу пункт экипировки локомотивов песком без отцепки от поезда, что позволило высвободить 8 электровозов в среднем в сутки за счёт безотцепочного следования от станции Карымская до станции Смоляниново Дальневосточной дороги. В ноябре на станции Забайкальск введен в эксплуатацию корпус пункта технического обслуживания локомотивов, где можно производить техническое обслуживание всех типов локомотивов, которые эксплуатируются на магистрали, в том числе и тепловозов «узкой» колеи шириной 1435 мм.
Напомню, что капитальные вложения в ремонт и реконструкцию путевой инфраструктуры дороги в 2020 году составили 18,3 млрд руб. и превысили инвестиции предыдущего года на 32,3%, и этот проект стал наиболее весомым в данном направлении за последние 10 лет. В ходе ремонтно-путевой кампании на полигоне дороги всеми видами ремонта было обновлено 437,2 км пути, что на 24,8% больше, чем в 2019 году. Применение новой для нашей дороги технологии ускоренной модернизации пути в режиме 3-суточных закрытий перегонов с увеличенной выработкой позволило снизить плановое количество длительных «окон» с 58 запланированных до 48, среднесуточная выработка составила 1594,5 метров, что превысило показатель 2019 года на 269,6 м, а среднесетевую выработку – на 234,5 м.
Отдельно отмечу ещё и то, что в прошедшем году был введен в эксплуатацию участок пути на перегоне Черновская – Кадала на вновь построенном земляном полотне, отсыпанном по технологии, исключающей влияние мерзлоты и пучинистые явления. В результате на перегоне снято ограничение скорости движения поездов 40 км/ч, действовавшее на протяжении более 20 лет, поезда идут по перегону со скоростью 70 км/ч.
Значительные инвестиционные вложения и усилия работников дороги позволили заметно улучшить состояние пути: его балловая оценка составила 69 баллов при плане 74 балла; количество километров с неудовлетворительной оценкой было снижено на 10%, количество неисправностей 3-й и 4-й степеней – на 18,5%.
Но инвестиции в развитие дороги не ограничивались производственной сферой. В рамках реализации социальных программ в городах Сковородино и Могоча сданы в эксплуатацию два 27-квартирных дома. Продолжается строительство такого же дома в посёлке Карымское, детских садов в городе Хилок и посёлке Аксёново-Зиловское. Общий объём инвестиций, направленных в 2020 году на строительство жилья для работников Забайкальской магистрали, составил 103 млн руб.
1 августа было открыто новое комфортабельное общежитие Читинского подразделения Забайкальского учебного центра профессиональных квалификаций, в котором ведётся подготовка рабочих кадров по 23 профессиям. Инвестиции в этот объект составили 411 млн руб.
– Как вы оцениваете качество взаимодействия ЗабЖД с деловыми партнёрами и грузоотправителями в 2020 году?
– Как ЗабЖД взаимодействовала с органами государственной власти Забайкальского края и Амурской области? Какие совместные проекты предстоит решать в 2021 году?
– Насколько могу судить, наши партнёры в органах власти субъектов Федерации, по территории которых проходит ЗабЖД, оценивают наше взаимодействие положительно. И для этого есть все основания. ЗабЖД – один из крупнейших работодателей в этих регионах (в целом на дороге работает более 44 тыс. человек) и значимый налогоплательщик. В прошлом году в бюджет Забайкальского края было перечислено 14,9 млрд рублей налогов и сборов, а в бюджет Амурской области – 1,4 млрд руб. Дорога вносит заметный вклад в развитие социальной сферы Забайкалья и Приамурья. В 2020 году с правительством Забайкальского края был проработан вопрос о строительстве на условиях государственно-частного партнёрства двух образовательных комплексов «школа – детский сад», в посёлке Могзон и городе Могоча. В посёлке Ерофей Павлович в 2020 году на средства компании построена новая спортивная площадка для учеников средней школы №50 ОАО «РЖД». В Свободном, на базе детской железной дороги, в октябре был открыт технопарк «Кванториум-28», в который Забайкальская дорога вложила около 45,5 млн руб. Отметим и ту работу, которая проводится в рамках благоустройства полосы отвода и территорий, прилегающих к железнодорожным объектам.
Дорога оказывала социальным и образовательным учреждениям Забайкалья и Приамурья значительную благотворительную помощь, помогала ремонтировать школы в селах Урюм и Новопавловка, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в Сретенске, центр специального образования и развития детей «Открытый мир» в Чите, благоустраивать Мемориальный комплекс жертвам политических репрессий в Чите, строить православный храм в посёлке Ушумун. В целом на эти работы было направлено около 17 млн рублей. Нельзя не упомянуть и о вкладе Забайкальской дороги в улучшение экологической ситуации в городах и посёлках, в обеспечение безопасности на железнодорожных переездах, в организацию и развитие пригородных перевозок. Эта работа будет продолжаться и в наступившем году. Для её координации с органами власти регионов мы продолжим проводить работу в формате Дней Забайкальской железной дороги. В прошлом году День ЗабЖД был проведён в Законодательном собрании Забайкальского края, а в наступившем году мы планируем провести подобное мероприятие в региональном парламенте Амурской области и в Торгово-промышленной палате Забайкальского края. Кроме того, в текущем году планируется подписание очередного соглашения о взаимодействии ОАО «РЖД» с правительством Амурской области. Это базовое соглашение, которое заключается между компанией и каждым регионом, действует в течение 5 лет и содержит в себе основные направления совместной работы.
– Какой была кадровая ситуация на ЗабЖД в 2020 году? Что сделано для укрепления кадрового потенциала дороги?
– В прошлом году на ЗабЖД проводилась системная работа по обеспечению подразделений дороги персоналом основных производственных групп, имеющим необходимую квалификацию. Продолжала осуществляться «Программа по привлечению, закреплению, повышению квалификации и мотивации персонала», в основном на северном регионе дороги. Эти меры дали определённый положительный результат. Текучесть кадров за 2020 год снизилась к уровню 2019 года на 0,7% и составила 5,6%. Для обеспечения предприятий дороги квалифицированными рабочими кадрами подготовлено 3466 чел. (104,4% от годового плана), подготовку, переподготовку и повышение квалификации прошли 19,7 тыс. работников (110,4% от годового плана). 5485 руководителей и специалистов повысили квалификацию, по этому показателю годовой план превышен на 17,2%. По программе «Управление компетенциями» обучение в онлайн-формате прошли 223 сотрудника дороги. И вся эта работа, заметьте, была проведена в условиях всевозможных противоэпидемических ограничений. В целом, сейчас на полигоне дороги имеются все необходимые ресурсы, чтобы подготовить достаточное количество персонала необходимой квалификации и укомплектовать штат работников.
– Какие основные задачи стоят перед коллективом ЗабЖД в 2021 году?
– Основная наша задача на 2021 год – обеспечение безопасности движения. Это основа основ, на которой будет базироваться выполнение всех других планов.
В наступившем году мы должны завершить ряд проектов, над которыми работали в году ушедшем. На второй квартал 2021 года намечен окончательный ввод в эксплуатацию электрифицированного участка Борзя – Забайкальск, и это станет завершением электрификации Южного хода дороги. Соответственно, будет перепрофилировано с тепловозной тяги на электротягу ТЧЭ Борзя. В 2021 году ожидается дальнейший рост контейнерных перевозок, в связи с чем в программе развития дороги заложена реконструкция станции Забайкальск. Кроме того, в этом году мы должны достроить дом отдыха локомотивных бригад с цехом эксплуатации на станции Ерофей Павлович, 27-квартирный жилой дом в Карымской, детский сад в Хилке, спортзал в Завитой, бассейн на базе ПМС в Ушумуне, завершить ремонтные работы в ТЧР Чита, ПТОЛ Карымская, и, конечно, же реконструкцию таких значимых станций, как Хилок, Карымская, Чита-1, Чита-2, Укурей, Пеньковая, Могоча, Уруша, Сковородино, Екатеринославка, Ту, Чернышевск, Горелый.
Руководство компании поставило перед дорогой амбициозные производственные задачи: выполнить грузооборот в размере 293,8 млрд т-км нетто, с ростом на 2,5% к уровню 2020 года, увеличить пассажирооборот на 58,7%, до 2,1 млрд пасс-км, добиться выполнения участковой скорости на уровне 36,6 км/час, что на 0,4 км/час выше, чем было в 2020 году. Задания по среднему весу поезда и производительности локомотива соответствуют уровню н2020 г. Также необходимо увеличить собственную погрузку на 4,9%, до 19,1 млн т. Это задача сложная, но выполнимая. Прирост погрузки планируется за счёт отгрузки руды предприятиями «ГРК Быстринское», а также за счёт начала работы Амурского газоперерабатывающего завода. О прогнозе по увеличению перевозок экспортных и импортных грузов в контейнерах я уже упомянул.
– Спасибо за интересную беседу, Александр Анатольевич!
На фото: Путеремонтные работы, проведённые в 2020 году на Забайкальской дороге, позволили значительно улучшить состояние пути
Грузопоток под откос. Часто ли сходят с путей составы в Забайкалье?
Семнадцать вагонов с углём сошли с рельсов рано утром 7 февраля 2021 года в Забайкалье. Это произошло на станции Нанагры Могочинского района. Сошедшие вагоны могли затруднить или полностью перекрыть движение по соседнему пути — на железнодорожном сленге это называется нарушением габарита пути или выходом в габарит, временно прекратилось движение на станции. Мы собрали обзор аварий на Забайкальской железной дороге с 1991 года. Можно наглядно увидеть, какие годы были спокойными, а какие — увы.
К Забайкальской железной дороге (ЗабЖД) относятся и участки в Амурской области. Но в этом тексте мы рассмотрим случаи, которые происходили только на территории Читинской области, которая в 2008 году вошла в состав Забайкальского края.
В аварии 7 февраля 2021 года никто не пострадал, но ожидается задержка 4 пассажирских поездов, в том числе из Владивостока и Москвы. Пассажирам задержанных поездов выдадут горячее питание. По словам вице-премьера правительства Забайкальского края Андрея Гурулёва, устранить последствия схода меньше чем за сутки вряд ли получится. Доследственную проверку схода уже начали. На момент выхода этой статьи вагоны с путей убрали, ожидается отправка пассажирских поездов.
«Там серьёзно повреждены 2 пути, снесли 2 опоры, 17 вагонов под откосом — 14 слетели», — рассказал Гурулёв. На схеме ниже можно посмотреть, как именно обстоят дела на месте происшествия.
История аварий на ЗабЖД в новейшей истории России, то есть уже после развала СССР, началась в 1991 году.
Сначала углубимся в преданья старины глубокой
14 декабря 1991 года в шестом часу утра в 4 километрах от станции Ингода Забайкальской железной дороги (ЗабЖД) сошли с рельсов 33 цистерны с бензином и аммиаком — из-за неисправности с ходовой частью. Четыре из них, содержавшие бензин, самопроизвольно воспламенились. Как писал «Коммерсантъ», восстановительные поезда помогли к 12 часам частично потушить пожар.
Бывший тогда председателем Читинского горисполкома Равиль Гениатулин посчитал, что нет худа без добра. По его словам, происшедшее хотя бы на время облегчило жизнь городу: благодаря приостановке движения в Чите не было ни одного отключения электроэнергии. Причина — ЗабЖД поглощает 300 мегаватт в день в единой энергетической системе Сибири, ежедневное потребление электроэнергии Читой составляло 200 мегаватт.
3 февраля 2001 года в 5.49 (кажется, сходить с рельсов примерно в этот час — своеобразная традиция у поездов — прим. ред.) на перегоне Лесная — Ингода Читинского отделения Забайкальской железной дороги по причине уширения колеи из-за неудовлетворительного содержания произошла авария почтово-багажного поезда №940. В результате были повреждены 5 вагонов в объёме капитального и текущего ремонтов, сбиты 3 опоры контактной сети, разрушены 300 метров пути и 750 метров проводов. Жертв не было. Об этом писал В.А. Крутов в №4 журнала «Локомотив» за 2001 год.
Годы с 2002-го по 2006 были спокойными. А 11 июля 2007 года на перегоне Уруша — Сгибеево Могочинского отделения Забайкальской железной дороги у грузового поезда с углём оторвались 12 последних вагонов, которые сошли с рельсов и перевернулись.
И несколько лет перерыва: с 2008-го по 2011-й поезда крепко держались на рельсах.
30 января 2012-го на участке Бурея — Домикан Забайкальской железной дороги сошли с путей 17 цистерн с нефтью, из них 13 загорелись. В результате аварии разлилось и сгорело 850 тонн нефти. Причиной стал излом боковой рамы тележки цистерны.
Начиная с 2013 года аварии на ЗабЖД пошли потоком и скоро стали обыденностью.
2013 год
Информацию об авариях этого года публиковали РИА Новости в обзорной статье.
2 марта сошли с рельсов 5 грузовых вагонов на перегоне Маккавеево — Дарасун. Причиной вновь стал излом боковой тележки вагона. Следом 16 марта на перегоне Малоковали — Аячи сошло уже 6 вагонов, и снова была виновата тележка.
15 апреля, и вновь из-за боковой рамы тележки вагона сходят с рельсов 7 грузовых вагонов на перегоне Дарасун — Туринская.
22 июня на перегоне Таптугары — Семиозерный из-за технической неисправности на путях сошли с рельсов 4 вагона скорого поезда № 144, следовавшего из Пензы во Владивосток. Никто не пострадал.
10 сентября на участке Урульга-Зубарево сошли с рельсов 15 вагонов с углём, 8 из них перевернулись. Ущерб составил 12,4 миллиона рублей. Причина — нарушение техники безопасности при производстве путевых работ.
2014 год
19 февраля в 14.32 в Могочинском районе Забайкальского края сошли с рельсов 5 вагонов с углём. Движение было прервано, никто не пострадал.
27 марта на перегоне Ксеньевская — Кислый Ключ Могочинского региона ЗабЖД из-за излома боковой рамы тележки сошёл с пути вагон грузового состава. Пострадавших не было, нарушилось расписание поездов Хабаровск — Москва и Москва — Благовещенск.
31 марта на перегоне Ясная — Разъезд Забайкальского края сошли с пути 3 грузовых вагона, повредив 2 опоры контактной сети. Движение на участке было остановлено, но на расписание движения пассажирских поездов авария не повлияла.
2015 год
26 января с рельсов сошли 12 вагонов с металлом на перегоне Семиозерный — Амазар Могочинского района. Из-за происшествия перекрыли движение по обоим направлениям Транссиба, задержали два пассажирских поезда: №7 Владивосток — Новосибирск и №8 Новосибирск — Владивосток. Изящным решением пассажиров задержанных поездов поменяли местами, перебросив на 50 километров автобусом, и дополнительно организовали людям питание. Следствие начало проверку, а движение открыли 28 января.
18 июня 4 грузовых вагона сошли с путей возле станции Ерофей Павлович и заблокировали движение в восточном направлении Транссиба. Движение по соседнему пути не прерывалось, жертв не было.
27 июля 5 порожних грузовых вагонов сошли на станции Карымская, незначительно повредив вагоны-сетки с автомобилями. Следователи начали проверку 28 июля, в этот же день возобновилось движение поездов на станции. Причиной схода стали нарушения правил безопасности — машинист не проверил, нет ли препятствий. В результате на 2 работников ЗабЖД завели уголовные дела.
27 сентября 3 пустых грузовых вагона сошли с рельсов на станции Чичатка Могочинского района Забайкальского края. Сообщалось, что 2 вагона были крытыми и упали на бок, один сошёл с рельсов полностью. Пострадавших не было, упавшие вагоны повредили участок контактной сети. 28 сентября движение на станции частично восстановили, пассажирский поезд № 77 Нерюнгри – Новосибирск задержался более чем на 4 часа. По данным Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР, причиной схода могло стать расширение пути, однако позднее комиссия признала, что авария произошла из-за некачественного ремонта вагона.
2016 год
7 января 18 грузовых вагонов сошли с рельсов на станции Нанагры Могочинского района Забайкалья (на той же станции и тоже ранним утром сошли вагоны спустя 5 лет — прим. ред.) Из-за аварии задержались 2 пассажирских поезда. Для ликвидации последствии задействовали около 400 человек. Прокуратура начала проверку соблюдения законодательства о безопасности и впоследствии выяснила, что вагоны сошли из-за некачественных путей. К вечеру того же дня движение поездов полностью восстановили. Суд обязал РЖД отремонтировать пути.
15 февраля сошли с путей 10 вагонов, как сообщалось изначально. Из-за этого приостановили движение поездов. Позже уточнили, что всего сошло 18 вагонов. Пассажиров задержанных поездов решили не перебрасывать автобусами, так как вскоре ожидалось открытие движения — но людей накормили. Движение восстановилось 16 февраля.
Ночью 26 февраля на перегоне Кендагиры — Ксеньевская cлетели с рельсов 15 вагонов с углём, из-за чего оба направления Транссиба перекрыли. До Могочи 60 пассажиров задержанного поезда Москва — Хабаровск доставили автобусами. Движение восстановилось в тот же день.
Предположительно, из-за систематических сходов поездов на ЗабЖД в Читу 29 февраля прилетал президент РЖД Олег Белозеров. Ответственность за 3 из 4 сходов того периода возложили на путейцев.
8 марта с путей сошёл вагон в Могочинском районе Забайкальского края, движение вскоре восстановили.
10 марта сошли 6 вагонов на станции Сковородино, из-за чего задержались 3 поезда. 17 марта профессор Московского университета путей сообщения Анатолий Васильев, работавший начальником Забайкальской железной дороги в 1995–97 годах, назвал большое количество кривых на магистрали одной из главных причин участившихся сходов вагонов на ЗабЖД и рассказал о проекте реконструкции со спрямлением дороги.
28 декабря движение по одному железнодорожному пути перегона Укурей — Куэнга в Чернышевском районе приостановили из-за схода тележки порожнего вагона грузового поезда.
2017 год
28 февраля изначально сообщалось о сходе 20 вагонов на перегоне Атамановка — Кручина Читинского района. В результате схода повреждено 800 метров пути в обоих направлениях и 3 контактных опоры электросети. Пассажиров задержанного из-за происшествия поезда Благовещенск — Чита перевозили в Читу автобусами. Позже оказалось, что всего сошло 25 вагонов, появилось видео с места аварии.
24 июня сообщили о том, что 23 вагона сошли с рельсов. Движение на перегоне Зилово — Зудыра восстановили 25 июня, выяснилось, что всего сошло не 23, а 32 вагона. Произошла авария из-за сильной жары, вызвавшей сдвиг пути.
7 июля на подъездных путях станции Забайкальск сошли с рельсов 5 вагонов.
26 июля около Новокручининска сошло 2 цистерны с дизельным топливом, но опасности для экологии не было, так как топливо не разлилось.
5 августа на перегоне Яблоновая — Тургутуй сошли с путей 23 пустых грузовых вагона. Из-за этого задержались 4 пассажирских поезда.
9 августа 3 вагона хозяйственного поезда сошли с путей на перегоне Нанагры — Урюм, в результате задержались 2 пассажирских поезда. Движение частично восстановили на следующий день. По данным следствия, из-за схода вагонов с щебнем было повреждено 130 метров пути. Ущерб превысил 1,7 миллиона рублей, возбудили уголовное дело о ненадлежащем состоянии путей.
Суд признал виновными двух руководящих работников Забайкальской железной дороги. Транспортная прокуратура сообщила, что в начале июля 2017 года мастер дорожного линейного участка Зиловской дистанции пути во время осмотра обнаружил неисправности железнодорожного пути на станции Нанагры, угрожавшие безопасности движения поездов, и доложил о них замначальнику, однако руководящие лица никаких мер не предприняли.
6 сентября на станции Чита-2 с рельсов сошли 10 вагонов с военной техникой, задержались несколько пассажирских составов. В эшелоне с опрокинувшимися вагонами находились 200 пассажиров, но никто не пострадал. Позже в сети появилось видео схода. Выяснилось, что всего сошедших вагонов было 14, а причиной происшествия назвали ненадлежащее состояние путей.
26 сентября в Могоче сорвались с рельсов 3 пустых грузовых вагона. Пострадавших и задержек не было.
1 октября на однопутном неэлектрифицированном участке Поярково — Завитая сошли с путей тепловоз и 2 вагона, пострадал машинист.
29 ноября в Забайкальске сошёл грузовой вагон. Никто не пострадал, задержек движения и угрозы экологии не было. А 16 декабря с такими же слабыми последствиями вагон сошёл на станции Соктуй.
25 декабря уже 16 грузовых вагонов сошли с рельсов На перегоне Бада — Жипхеген в Хилокском районе, из-за аварии задержали поезд из Пекина в Москву, отменили 2 пригородных поезда. Также провайдер ТТК сообщал о повреждении кабеля из-за аварии.
Следователи возбудили уголовное дело по признакам нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Судили за это происшествие дорожного мастера — он допустил нарушения при замене рельсов. По решению суда жителю Хилокского района вынесли штраф в 120 тысяч рублей.
2018 год
25 сентября на перегоне Куэнга — Приисковая сошло с рельсов 15 вагонов грузового поезда. Из-за этого задержали 4 пассажирских поезда дальнего следования и 1 пригородный.
2019 год — в этом году сходили и пассажирские вагоны
1 июня 4 пассажирских вагона поезда №8 сообщением Новосибирск — Владивосток сошли с рельсов на станции Куэнга Сретенского района ЗабЖД. Пассажиров сошедших вагонов разместили на вокзале, обеспечили водой и питанием. Федеральная пассажирская компания компенсировала пассажирам цену билетов. А застрявшие проводники сошедших вагонов получили деньги на продукты и предметы первой необходимости.
3 июня 3 грузовых вагона сошли с рельсов на станции Гыршелун Хилокского района.
8 октября 6 вагонов с углём сорвались с рельсов на подъездных путях станции Чита-1, авария случилась при маневровых работах.
20 октября 2 вагона с углём сошли на перегоне Солнцевая — Горняк перед Первомайском, никто не пострадал.
2020 год
1 марта с путей сошли 12 вагонов грузового поезда на перегоне Жипхеген – Хилок, из-за этого задержались 3 пассажирских поезда и отменили 2 пригородных, пассажиров которых развезли на автобусах. Движение частично восстановили спустя 10 часов.
26 мая электровоз пассажирского поезда №12 Челябинск — Владивосток сошёл с рельсов на станции Ксеньевская Могочинского района, никто из пассажиров не пострадал.
8 июня на станции Кадала ЗабЖД сошли с путей 2 вагона, но экологической угрозы не было, так как перевозили эти вагоны пиво и газировку.
31 июля сошёл грузовой вагон на перегоне Дарасун – Маккавеево, из-за чего ожидались задержки пассажирских поездов.
10 сентября на станции Алеур Чернышевского района сошёл с рельсов грузовой вагон, обошлось без задержек, повреждения путей и пострадавших.
26 декабря — вновь сход грузового вагона, на этот раз на нечётном пути железнодорожного перегона Урульга – Зубарево в Карымском районе
28 декабря 29 вагонов с углём сошли с путей на перегоне Кислый Ключ – Артеушка. МЧС сообщило, что повреждено 120 метров нечётного пути и 800 метров чётного пути.
Итог: хуже всего дела обстояли в 2015-м, 2016-м — в этом году сходы были систематическими — 2017-м и 2020-м. На станции Нанагры вагоны сходили не единожды, ещё отличились Ксеньевка и Могоча. Чаще всего причинами называли излом боковой рамы или ненадлежащее состояние железнодорожных путей. Минимум 3 раза заводили уголовные дела.