угданский дацан в чите
Читинский дацан (Дамба Брайбунлинг)
Дамба Брайбунлинг — культовое сооружение Читы. Этот монастырский комплекс занимает важное место в религиозной жизни Забайкальского края, где проживает огромное число последователей буддизма.
Читинский дацан открыт для представителей всех конфессий, здесь всегда рады гостям и готовы выслушать каждого. Туристам дацан интересен как памятник архитектуры и место, где можно приобщиться к удивительной культуре, познакомиться с традициями и философией буддизма.
История Читинского дацана
Дамба Брайбунлинг в Чите был освящен и официально открыт 15 августа 2010 года, но этому событию предшествовала долгая история.
Известно, что первый дацан, а точнее молитвенный дуган, появился в Чите в 1899 году. Располагался он в центре города, там где сегодня находится парк ОДОРА. Несмотря на то, что строительство спонсировали верующие, а проект создавали ламы Гусиноозерского дацана, сооружение выполняло скорее просветительскую функцию, а не религиозную. Официально здание, стилизованное под дуган, считалось выставочным павильоном краеведческого музея. В нем размещалась богатейшая в России коллекция предметов, посвященная буддизму.
В январе 1914 года постройка сгорела и долгие годы буддийская община Читы оставалась без дацана. О возведении нового культового сооружения начали говорить в 1994 году, но местные власти выдали разрешение на строительство лишь спустя 7 лет. Еще год ушел на выбор участка и подготовительные работы. И наконец в 2002 году был заложен первый камень Читинского дацана.
Перебои с финансированием затянули реализацию проекта почти на 8 лет, но все же Дамба Брайбунлинг удалось достроить. Открытие святыни стало настоящим праздником. В церемонии принимал участие духовный лидер российских буддистов — Хамбо-лама Аюшеев, а на городском ипподроме провели соревнования по борьбе, стрельбе из лука и скачки.
Храм и другие строения монастыря
Территория комплекса представляет собой правильный квадрат, площадью 108 на 108 метров. Все постройки расположены таким образом, чтобы посетитель по пути к храму смог совершить священный обход и другие традиционные для буддистов ритуалы.
Дамба Брайбунлинг окружен высоким забором, вход осуществляется через главные ворота. От них до храма протянуты гирлянды разноцветных треугольных флажков с надписями. Они называются хии-морин, или «кони ветра». Считается, что ветер шевеля флажки разносит вокруг благие пожелания.
Сразу от ворот вошедший в Читинский дацан начинает священный обход (гороо). Церемония подразумевает обход территории слева направо, согласно движению Солнца, нечетное количество раз.
Первыми на пути появляются беседки с молитвенными барабанами которые следует вращать. Прокручивание барабанов с мантрами заменяет многократное прочтение молитвы. Помимо беседок вдоль стен располагаются кафе национальной кухни и жилые домики для администрации и обитателей дацана.
Далее взору открывается юрта, где прихожан принимает настоятель храма Баир-лама. По соседству с юртой находится ступа в виде остроконечной беседки, украшенная символами огня, земли, луны и солнца. Обычно ступу просто обходят вокруг, но в Читинском дацане в нее можно войти и оставить подношение.
Священный обход заканчивается у главного храма — великолепного образца старинного бурятского зодчества. Специалисты утверждают, что внешне дацан очень похож на сгоревший в 1914 году дуган. Он также имеет три яруса, черепичную крышу и обильно украшен деревянной резьбой, покрытой яркими минеральными красками. Внешний декор святыни наполнен символизмом. В центре композиции — дхармачакра — символ, отражающий учение Будды о перерождении и карме. Традиционно дхармачакра изображается в виде колеса с восемью спицами и газелями по бокам.
Перед входом в Читинский дацан установлена курительница для благовоний. Возле нее часто оставляют подношения (продукты или деньги).
Внутри обители прихожанам также следует совершить гороо и обойти первый этаж по кругу. На второй и третий этажи пускают только монахов. Главная святыня Дамба Брайбунлинга — алтарь с 2-метровой статуей Будды. Золоченая фигура дополнена портретом Далай-ламы XIV, малой скульптурой Будды, сидящего в позе лотоса, и многочисленным декором.
Дацан в Чите живет насыщенной жизнью. Здесь регулярно совершаются хуралы и буддийские ритуалы. Ламы помогают верующим в сложных жизненных ситуациях, консультируют по вопросам веры. Среди лам монастыря есть хорошие специалисты в астрологии и врачевании.
Режим работы дацана в Чите, расписание служб
Дамба Брайбунлинг открыт ежедневно, от восхода до заката солнца. С раннего утра желающие попасть на прием к ламам выстраиваются в очередь у домиков. Время общения не лимитировано, разговор длится столько, сколько потребуется для решения вопроса.
Службы в храме проходят по расписанию. Ознакомиться с ним можно на официальном сайта Читинского дацана.
Правила посещения
Перед визитом в дацан следует изучить несколько правил. Одно из них касается внешнего вида. Как женщинам, так и мужчинам, следует выбирать закрытую одежду. Недопустимы шорты, майки, короткие юбки, женщинам не рекомендуется надевать брюки. При входе нужно снять головной убор, разуться или надеть бахилы, стараться думать о хорошем.
На территории двора запрещено курить, ругаться, распивать алкогольные напитки, мусорить, целоваться и обниматься, кричать, переходить дорогу ламам, трогать подношения, указывать пальцем на алтарь и проч. Полный свод правил Читинского дацана доступен по ссылке.
Как добраться
Дамба Брайбунлинг находится в Центральном районе Читы. Точный адрес: улица Богомягкова, 72. Прямо у главных ворот располагается остановка «Госпиталь ветеранов», где ходят автобусы № 9, 30, 41 и маршрутки № 3, 26, 28, 38, 47, 136.
Остановочных комплексов нет, чтобы не проехать остановку предупредите водителя или кондуктора.
Главные ворота дацана и парковка на google-панораме:
Добраться до святыни быстро и с комфортом поможет такси. В Чите работают известные компании Maxim, Яндекс Go и Gett.
Угданский Дацан-Содномдоржайлинг
Угданский дацан был основан более двух десятилетий назад. В феврале 1991 года Дугаров Михаил Дугарович (председатель кооперативного хозяйства «Угданский») получил согласие правления и общего собрания членов кооператива и жителей села Угдан на постройку сооружения.
Показать полностью. Для Дацана была выделена территория в местности Хурлэ-добо, которая была освящена ширээтэ Эгэтуйского дацана Гомбо-ламой. Гомбо-лама также дал имя новому дацану- Содном Доржэлин (Содномдоржайлинг).
Дацан возводила бригада строителей: Батомункуев Василий Батомункуевич (мастер-дархан), Жамсуев Валерий Дымбрылович (прораб), Дашиев Бальжинима Батомункуевич и Тогонов Евгений Санжиевич. Им также помогали жители окрестных сел.
Дацан строился за счет спонсорских средств и благотворительного сбора пожертвований среди жителей сел Читинского района: Угдан, Авдей, Арахлей, Тасей, Колочное, г. Читы и сел республики Бурятия: Телемба и совхоза «Целинный». Основное финансирование и организация всех работ были выполнены кооперативным хозяйством «Угданский».
За рекордно короткий срок- 4 месяца с момента принятия решения- Угданский дацан был построен и открыт 6 июля 1991г. Все внутреннее убранство дацана было выполнено силами добровольных помощников из жителей села Угдан, которые ездили в Агинск, Цугол, Улан-Удэ, Еравнинский районы и т.д. В период подготовки дацана к открытию почти в каждом доме села Угдан работал швейных цех рукодельниц.
В 2007 г дацану исполнилось 16 лет, был отреставрирован центральный алтарь, построены домики для лам (приемных) и произведены работы по благоустройству территории и т.д.
Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье. Научное издание.-
М.: ИПЦ «Дизайн. Инофрмация. Картография», 2008.- 600 с.:илл.
Угданский дацан
Угданский дацан был построен совсем недавно.
Цитирую информацию с официальной страницы дацана
В феврале 1991 года Дугаров Михаил Дугарович (председатель кооперативного хозяйства «Угданский») получил согласие правления и общего собрания членов кооператива и жителей села Угдан на постройку сооружения. Для Дацана была выделена территория в местности Хурлэ-добо, которая была освящена ширээтэ Эгэтуйского дацана Гомбо-ламой. Гомбо-лама также дал имя новому дацану- Содном Доржэлин (Содномдоржайлинг).
Вход на территорию дацана.
Дацан возводила бригада строителей: Батомункуев Василий Батомункуевич (мастер-дархан), Жамсуев Валерий Дымбрылович (прораб), Дашиев Бальжинима Батомункуевич и Тогонов Евгений Санжиевич. Им также помогали жители окрестных сел.
Дацан строился за счет спонсорских средств и благотворительного сбора пожертвований среди жителей сел Читинского района: Угдан, Авдей, Арахлей, Тасей, Колочное, г. Читы и сел республики Бурятия: Телемба и совхоза «Целинный». Основное финансирование и организация всех работ были выполнены кооперативным хозяйством «Угданский».
За рекордно короткий срок- 4 месяца с момента принятия решения- Угданский дацан был построен и открыт 6 июля 1991г. Все внутреннее убранство дацана было выполнено силами добровольных помощников из жителей села Угдан, которые ездили в Агинск, Цугол, Улан-Удэ, Еравнинский районы и т.д. В период подготовки дацана к открытию почти в каждом доме села Угдан работал швейных цех рукодельниц.
Узнала, что сейчас идет сбор средств на строительство Согчен дунгана. Плакат висел у входа на территорию.
На сайте дацана есть проект будущего дугана. Нужно собрать 45 млн., пока собрано 415 тыс. Надеюсь, что все получится!
Буддийский храм в Чите — внешний вид дацана и жизнь лам
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Мы продолжаем рассказ о святых для буддистов местах в России. Виртуальное путешествие приведёт вас в Забайкальский край, где на берегах реки Читы расположился краевой центр с таким же названием.
Речь пойдёт о расположенном здесь даца̀не – так по традиции называют буддийский монастырь, который является также и образовательным заведением.
Читинский дацан – это место, куда местные жители с удовольствием приходят за советом и нужной информацией, даже если они и не придерживаются буддийской веры. Здесь всегда внимательно выслушают и помогут.
Строительство
Идея постройки нового храма для буддистов в Чите возникла ещё в 1994 году. Местная администрация выдала разрешение на возведение храма лишь в 2001 году.
Участок для него был выбран не сразу. Имелся ряд вариантов, и дид Хамбо-ламе Забайкальского края – Цырен-ламе пришлось даже прибегнуть к древнему тибетскому гаданию Мо – бросить кости, чтобы определить благоприятное место.
Он располагается в черте города, в тихом, спокойном месте, под сенью древних сосен, овеянный их целебным ароматом. Целых 8 лет прошло от закладки первого камня в 2002 году до официального открытия.
Начало этому процессу в 2007 году положили 46 млн рублей, которые Агинский Бурятский автономный округ вложил в постройку из своего бюджета. Осуществление проекта затянулось из-за недостаточного финансирования, но в середине августа 2010 года Дамба Брайбунлинг торжественно открылся, будучи освящённым российским духовным лидером буддистов – Хамбо-ламой Аюшеевым.
Хамбо Лама Аюшеев
Название дацана означает «там, где собрали рис буддийского учения». Чита второй среди русских городов (первым был Санкт-Петербург) оказалась счастливой обладательницей буддийской святыни, в дополнение к уже имевшимся христианской и исламской церквям.
По местным обычаям открытие дацана отметили на ипподроме соревнованиями в национальных видах спорта:
Эти состязания исторически всегда курировались представителями буддийского духовенства.
Сгоревший дацан
В Чите раньше уже существовал буддийский храм, но в 1914 году пожар его уничтожил. Причина не была установлена. Символично, что второй храм открыли в ту же дату, что и первый, спустя 111 лет.
История гласит, что в прежнем дацане не отправлялись службы, это была его музейная модель под названием «Буддийский культ», содержащий порядка 1700 экспонатов. Музей был в Сельскохозяйственной и промышленной выставке в числе прочих павильонов.
Построен был павильон в саду, названном в честь Жуковского, который сейчас является городским парком ОДОРА. Буддийские культовые реликвии переехали сюда из местного краеведческого музея. По тем временам это была лучшая мировая коллекция.
Городской парк ОДОРА, Чита
Сгоревший храм является прообразом нынешнего. Они сходны тем, что имеют:
Но новый дацан считается самым современным в мире из-за того, что в него проведены электричество, отопление, водоснабжение.
Это стало возможным только из-за нахождения здания в черте города. Передовые технологии соединились здесь со старинным бурятским зодчеством.
Территория храма
Для отделки главного здания и территории было приложено немало стараний. Металлические элементы декора отливались в столице Бурятии, позолота для их украшения была куплена в Индии.
Все постройки вписаны в квадрат со стороной 108 метров. Главные ворота и храм соединены гирляндами треугольных, как принято в южном буддизме, хии-морѝнов – специальных флажков. Они пяти цветов и имеют подписи.
По-другому флажки называются «кони ветра». Это название не случайно, так как ветер, приводящий их в движение, распространяет вокруг благой посыл, в них заключённый. Силы природы часто задействованы в различных буддийских ритуалах.
Войдя в ворота, посетитель отправляется в гороо – священный обход территории нечётное количество раз. Совершается он слева направо, так же как движется Солнце по небосклону.
Проходя мимо беседок с молитвенными барабанами, в которых заключены мантры, следует вращать барабаны. Это равноценно прочтению молитв, содержащихся в них.
Один оборот соответствует 100-кратному повторению мантры. Когда большие праздники, это может засчитаться и за тысячу прочтений, и даже за миллион.
Молитвенный барабан
Беседки окружают храм с трёх сторон, кроме южной. Как и сама святыня, они украшены крышей из черепицы и резными украшениями. В жёлтых домиках вдоль забора живут монахи-хувараки (ученики), ламы, настоятель храма, расположена администрация.
Многочисленные посетители приходят к врачу, астрологу и костоправу, которые есть среди восьми проживающих тут лам. В одном из домиков есть кафе, в котором готовят национальное блюдо – вкуснейшие буузы и другую пищу.
В постройках на территории просматривается смешение четырёх стилей:
Справа – юрта, символ Вселенной у монгольских кочевников. В ней принимает посетителей самый сильный духовно монах – настоятель Баир-лама.
Юрта на территории дацана, Чита
В основном он принимает в Угданском дацане, но бывает и здесь, чтобы был шанс попасть у всех желающих.
Здесь же, но ближе к воротам, находится ступа. Обычно ступы бывают закрытыми, но здесь субурган выполнен в форме открытой остроконечной беседки, навершие которой украшает соёмбо – символические изображения солнца, огня, земли и луны.
Обычно ступу обходят вокруг, чтобы очиститься от пороков и улучшить карму, но в эту можно войти и оставить на полу подношение в виде сладостей или риса.
Главный храм
Цокчѐн-дуга̀н, или главный храм, украшает собой центр архитектурной композиции этого комплекса. Вход в храм обрамлён резными кедровыми выступами. Все деревянные элементы ярко расписаны минеральными красками.
Над ним – дхармачакра (колесо учения). По бокам от колеса – газели, которые, по легенде, были среди слушателей первой проповеди Будды, то есть, при первом повороте колеса учения. Само колесо – это символ Солнца, его восемь спиц – благородный Восьмеричный путь каждого буддиста.
Колесо учения
Главный храм защищают от сил зла два чугунных льва у входа и два дракона на крыше. Дуган повторяет форму территории – он тоже квадратный.
Перед входом имеется железная курительница для благовоний. Её вес – 8 центнеров. Возле этого сосуда тоже принято оставлять подношения. Тут можно класть и деньги, и мясо, и другие продукты –у кого что есть. Утром половина подаяния складывается внутрь, половину оставляют снаружи.
Интересно, что каждый из трёх этажей Читинского дацана олицетворяет Ум, Речь и Тело Будды, поэтому его рекомендуют обходить три раза.
Внутреннее убранство
Внутри дугана тоже нужно повторить путь солнца — совершить гороо, подобно пчеле, облетающей цветок, прежде чем выпить из него нектара. Сделать это можно на 1-м этаже, в зале, где проходят службы.
Внутреннее убранство дацана
Одним из внутренних элементов декора тут является свастика, которая в буддизме тоже символизирует движение солнца. В зале висят флажки уже тибетской, квадратной формы, с мантрами и изображениями пяти животных.
Алтарь украшает почти двухметровая золочёная статуя Будды весом в 200 килограммов, а перед ней – портрет Далай-ламы XIV. У Будды кедровый постамент, на котором он сидит в позе лотоса.
Статуя Будды
Рядом с древним и современным буддийскими лидерами есть изображения и других знаменитых адептов буддизма. В нижней части алтаря два демона охраняют учение от врагов. Здесь же маленький молитвенный барабан и место для подаяний верующих.
В интерьере много ярких, праздничных украшений, сделанных местными умелицами из лоскутов ткани. Они висят или выполнены в виде половиков.
Путь на 2-й 3-й этажи открыт только монахам.
Рабочий день ламы
К домикам лам уже с утра выстраиваются очереди. Начало их рабочего дня совпадает с восходом солнца.
Оно ознаменовывается чтение священных мантр, источником которых служит «Кадон». Во время молебна, который лама читает каждое утро в одиночестве, он просит благоденствия для всех живых существ, чтобы они всегда друг друга помнили.
После этого проходит второй, общий молебен Сахюусан. Он призывает к заботе друг о друге и памятовании о проявленной кем-то доброте.
Произносит молебен дежурный лама, а остальные, в позе лотоса слушают его, прикрыв глаза и расслабившись. Здесь могут присутствовать и прихожане.
К концу службы верующих уже значительное количество: большинство приходит за помощью в разрешении личных проблем, некоторые – за сувенирами, свериться с расписанием хуралов, посмотреть на красивое убранство.
Приём желающих длится, пока не сядет солнце. Часы работы не лимитированы, каждого выслушают столько, сколько потребуется. Для решения проблемы лама использует различные обряды и приспособления для их проведения:
Обедают ламы по очереди, чтобы приём верующих не прерывался.
После приёма проходит молитва Согчел. Во время неё просят, чтобы всё живое было счастливым и пребывало в мире.
Затем, уже в своей келье, монахи обдумывают сделанное за день, анализируют свои ошибки.
Правила посещения дацана
Вход в дацан открыт человеку любого вероисповедания. Голова должна быть непокрыта, а женщинам не желательно надевать брюки. При посещении храма лучше думать о хорошем.
Входя в дуган, нужно сложить ладони так, чтобы загнутые большие пальцы были внутри. Это символизирует лотос с троном Будды. В образовавшееся между ладонями отверстие нужно шёпотом сказать свою просьбу. Она не должна касаться себя. Просить нужно для других. Этим достигается накопление благой кармы.
Затем, не разнимая рук, нужно коснуться макушки, лба, горла и сердца. Таким образом очищается ум, речь и тело.
Нельзя приходить в опьянении, курить, ругаться здесь, а, выходя, не следует поворачиваться к алтарю спиной.
Об общих правилах поведения в дацане вы можете почитать здесь.
Службы
В дацане, по адресу Богомягкова, 72, можно заказать молитву за здравие, как своё, так и других людей.
В определённые числа ежемесячно проводятся хуралы:
Числа указаны по лунному календарю.
Ежедневно в 10 по расписанию бывают Согой и Сахюусан, а по воскресеньям ещё и Сагаан Шухэртэ.
Торжественные хуралы посвящены таким событиям:
Заключение
На этом мы прощаемся с вами, друзья! Ум маани бадмай хум! Что значит – добра вам и процветания!
Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
Угданский дацан в Чите
Угданский дацан был открыт 6 июля 1991 года на окраине села Угдан. Это самый молодой буддийский храм в Забайкалье. Находится он в 19-ти километрах от Читы. Местные жители и жители окрестных деревень, читинцы и люди со всего Забайкалья – в общей сложности около 100 человек в день – посещают Угданский дацан, чтобы помолиться, спросить совета, получить помощь у ламы-лекаря. Кстати, до 1917 года из 35 дацанов, функционировавших в России, 32 находилось именно в Забайкалье.
Место для возведения храмового комплекса было выбрано неслучайно. Именно здесь – в Хурлэдобо – жители Угдана традиционно отмечали свои праздники. Перед началом работ был проведен совет старейшин, а для освящения места постройки будущего дацана – приглашены духовные лица из Иволгинского дацана. Ламы потом так и приезжали на службы в Угдан – в начале 90-х образованных священнослужителей не хватало. Сейчас в нем проводят службы уже 6 постоянных лам.
В 1991 году сотни читинцев, угданцев, жителей села Телемба участвовали в строительстве дацана на средства, выделенные кооперативным хозяйством «Угданский». Первые постройки выросли уже через полгода. Внутреннее оформление было доверено бурятским рукодельницам. Необходимые культовые предметы передавались из других дацанов или приносились из дома самими верующими. Храм строился на духовном народном подъеме.
Название Угданского дацана – Содномдоржэлинг, что в переводе на русский означает «Приумножающий благодеяния». Изначально, то есть почти 25 лет назад, главный молельных храм – Цогчен-дуган – был всего 56 кв.м. Уже тогда прихожане должны были часами стоять в очереди, чтобы попасть в дуган. Весь комплекс и состоял-то из храма, гаража и сарая. Сегодня дацан включает в себя около 10-ти построек, причем занимаемая им площадь постоянно расширяется. Теперь здесь есть помещение для молитв, для утренних молитв, библиотека, гостиница, магазин, хозпостройки. На территории дацана установлено 8 ступ-субурганов и молитвенные барабаны, оформленный по всем правилам буддизма алтарь находится в дугане.
Большие изменения дацан претерпел в 2011 году – в год своего двадцатилетия. Перед началом торжественных мероприятий он был реконструирован. Спустя 20 лет те же руки верующих пристроили второй этаж к дугану, покрыли крышу черепицей, обновили пол и колонны, отремонтировали помещение для каждодневных молитв. Добавились 2 новые ступы-субургана. Все работы проводились за счет собранных прихожанами средств.
В 2014 году был объявлен сбор средств для дальнейшего расширения Угданского дацана. Поучаствовать в очередной реконструкции дацана можно, купив именной кирпичик, который будет заложен в стены храмового комплекса.
Угданский дацан видео