1551 код болезни в психиатрии что означает
Классы МКБ-10: Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99)
Включены: нарушения психологического развития
Исключены: симптомы, отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99)
F00-F09 ОРГАНИЧЕСКИЕ, ВКЛЮЧАЯ СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ, ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
Этот блок включает в себя ряд психических расстройств, сгруппированных вместе в связи с наличием явных этиологических факторов,а именно причиной этих расстройств явились болезни головного мозга, травма головного мозга или инсульт, ведущие к церебральной дисфункции. Дисфункция может быть первичной (как при болезнях, травмах головного мозга и инсультах, непосредственно или избирательно поражающих головной мозг) и вторичной (как при системных заболеваниях или нарушениях, когда головной мозг вовлекается в патологический процесс наряду с другими органами и системами)
При необходимости идентифицировать первоначальное заболевание используют дополнительный код.
F10-F19 ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Этот блок содержит широкий спектр различных по тяжести и клиническим проявлениям расстройств, развитие которых всегда связано с употреблением одного или более психоактивных веществ, предписанных или не предписанных по медицинским показаниям. Трехзначная рубрика идентифицирует использованное вещество, а четвертый знак кода определяет клиническую характеристику состояния. Такое кодирование рекомендуется проводить для каждого уточненного вещества, однако необходимо отметить, что не все четырехзначные коды применимы для всех веществ.
Только в тех случаях, когда применение наркотических веществ носит хаотичный и смешанный характер или вклад различных психоактивных веществ в клиническую картину невозможно вычленить, следует ставить диагноз расстройств, вызванных употреблением нескольких наркотических веществ (F19.-).
Исключено: злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость (F55)
Следующие четвертые знаки используются в рубриках F10-F19:
.0 Острая интоксикация
Исключено: интоксикации, подразумевающие отравления (T36-T50)
.1 Употребление с вредными последствиями
Употребление психотропного вещества, которое наносит ущерб здоровью. Повреждение может быть физическим (как в случаях гепатита от самоназначения введенных психотропных веществ) или психическим (например, эпизоды депрессивного расстройства при длительном употреблении алкоголя).
.2 Синдром зависимости
Синдром зависимости может относиться к определенному психотропному веществу (например, табак, алкоголь или диазепам), к классу веществ (например, препараты опиоида), или к более широкому диапазону различных психотропных веществ.
.3 Синдром отмены
Группа симптомов различного сочетания и степени тяжести, возникающих при абсолютной или относительной отмены употребления психоактивного вещества после постоянного применения этого вещества. Начало и течение состояния отмены ограничены во времени и связаны с типом психоактивного вещества и дозой, принятой непосредственно перед прекращением употребления или уменьшением дозы. Состояния отмены может быть осложнено судорогами.
.4 Синдром отмены с делирием
.5 Психотическое расстройство
Комплекс психотических симптомов, возникающих во время или после употребления психоактивного вещества, которые, однако, не могут быть объяснены только острой интоксикацией и которые не являются составной частью абстинентного состояния. Расстройство характеризуется галлюцинациями (обычно слуховыми, но часто и нескольких видов), расстройствами восприятия, бредом (часто параноидного характера или мании преследования), психомоторными расстройствами (возбуждением или ступором), ненормальной аффектацией, колеблющейся от сильного страха до экстаза. Сознание обычно ясное, однако может иметь место некоторая степень его помрачения, но без тяжелой спутанности.
.6 Амнестический синдром
Синдром, характеризующийся выраженным хроническим снижением памяти на недавние и отдаленные события. Непосредственное воскрешение в памяти событий обычно не нарушено. Память на недавние события обычно нарушена сильнее, чем на отдаленные. Обычно явно выражено нарушение ощущения времени и последовательности событий и имеются трудности в освоении нового материала. Конфабуляция возможна, но не обязательна. Другие познавательные функции обычно относительно хорошо сохранены, и амнестические расстройства непропорциональны выраженности других нарушений.
Амнестическое рассторойство, связанное с употреблением алкоголя, или других психоактивных веществ.
Корсаковский психоз или синдром, связанные с употреблением алкоголя, или других психоактивных веществ, или без уточнения.
С дополнительным кодом, (E51.2†, G32.8*), при необходимости, когда расстройство ассоциировано болезнью или синдромом Вернике.
Исключено: Органический амнестический синдром, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами (F04)
.7 Резидуальное состояние и психотическое расстройство с отставленным дебютом
Расстройство, при котором нарушения познавательных функций, эмоций, личности или поведения, вызванные приемом алкоголя или психоактивного вещества, могут сохраняться после периода, в течение которого проявляется непосредственное влияние психоактивного вещества. Начало расстройства должно быть непосредственно отнесено к употреблению психоактивного вещества. Случаи, при которых начало возникновения нарушений оказывается позже эпизода (эпизодов) употребления психоактивного вещества, могут кодироваться вышеуказанным четвертым знаком, только если совершенно доказана очевидная принадлежность расстройства к остаточным явлениям воздействия психоактивного вещества.
Резидуальные явления можно отличить от психотического состояния отчасти по их эпизодичности, преимущественно короткой продолжительности, по их дублированию предшествующих алкогольных или наркотических проявлений.
Исключено:
алкогольный или наркотический:
.8 Другие психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
.9 Психическое и поведенческое расстройство вследствие употребления психоактивных веществ неуточненное
F20-F29 ШИЗОФРЕНИЯ, ШИЗОТИПИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И БРЕДОВЫЕ РАССТРОЙСТВА
Этот блок включает в себя шизофрению как наиболее важную составную часть группы, шизотипическое расстройство, устойчивые бредовые расстройства и большую группу острых и преходящих психотических расстройств. Шизоаффективные расстройства были оставлены в этом блоке, несмотря на их противоречивый характер.
F30-F39 РАССТРОЙСТВА НАСТРОЕНИЯ (АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА)
Этот блок включает в себя расстройства, при которых основным нарушением является изменение эмоций и настроения в сторону депрессии (с тревогой или без нее) или в сторону приподнятости. Изменения настроения обычно сопровождаются изменениями общего уровня активности. Большинство других симптомов являются вторичными или легко объясняются на фоне изменений настроения и активности. Такие расстройства чаще всего имеют тенденцию к рецидивированию, причем начало отдельного эпизода нередко может связываться со стрессовыми событиями и ситуациями.
F40-F48 НЕВРОТИЧЕСКИЕ, СВЯЗАННЫЕ СО СТРЕССОМ И СОМАТОФОРМНЫЕ РАССТРОЙСТВА
Исключены: связанные с расстройствами поведения, классифицированными в рубриках F91.-(F92.8)
F50-F59 ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ И ФИЗИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ
F60-F69 РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
Этот блок включает различные состояния и модели поведения клинической значимости, имеющие тенденцию к устойчивости и возникающие как выражение характерного образа жизни индивида и его взаимоотношений с окружающими. Некоторые из этих состояний и образцов поведения появляются рано в ходе индивидуального развития как результат одновременного воздействия конституциональных факторов и социального опыта, в то время как другие приобретаются на более поздних этапах жизни. Специфические расстройства личности (F60.-), смешанные и другие расстройства личности (F61.-), длительно сохраняющиеся изменения личности (F62.-) являются глубоко укоренившимися и длительными моделями поведения, проявляющимися как негибкая ответная реакция на самые разные личные и социальные ситуации. Такие расстройства представляют собой чрезвычайные или значительные отклонения от способа, которым обычный человек данного уровня культуры воспринимает, мыслит, чувствует и особенно общается с окружающими. Такие модели поведения имеют тенденцию к устойчивости и охватывают многие области поведения и психологического функционирования. Данные расстройства часто, но не всегда связаны с субъективными переживаниями различной степени и проблемами социального характера.
F70-F79 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.
Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.
Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.
При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.
Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:
.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
.8 Другое нарушение поведения
.9 Без указаний на нарушение поведения
F80-F89 НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.
ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ
3-я улица Ямского Поля
Классификация психических расстройств МКБ-10.
Исследовательские диагностические критерии.
Предисловие
Примечания
Перечень диагностических рубрик
F00-F09 Органические, включая симптоматические, психические расстройства
F10-F19 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
F20-F29 Шизофрения, шизотипическое и бредовые расстройства
F30-F39 (Аффективные)расстройства настроения
F40-F48 Невротические связанные со стрессом и соматоформные расстройства
F50-F59 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
F60-F69 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых
F70-F79 Умственная отсталость
F80-F89 Расстройства психологического развития
F90-F98 Поведенческие расстройства детского и подросткового возраста
МКБ-10 Предисловие.
В начале 1960-х годов во Всемирной Организации здравоохранения началась активная работа по программе, ставящей своей целью улучшение диагностики и классификации психических расстройств. В то время ВОЗ провела серию совещаний, на которых представители различных дисциплин и психиатрических школ из разных стран мира подытожили существовавшие тогда знания в этой области. ВОЗ стимулировала и проводила исследование классификационных критериев и диагностической воспроизводимости. Кроме того, разрабатывались и распространялись процедуры совместных диагностических оценок клинического материала на основе изучения видеозаписей расспроса больных и другие методы В результате многочисленных предложений по улучшению классификации психических расстройств в ходе самых широких консультаций был проведен 8-ой пересмотр Международной классификации болезни (МКБ-8). Был разработан специальный глоссарий с определением каждой категории психических расстройств в МКБ-8. Работа по вышеуказанной программе привела также к созданию коллектива лиц и сети национальных центров, занимающихся проблемами совершенствования психиатрической классификации.
В 1970-е годы отмечалось усиление интереса к совершенствованию психиатрической систематики во всем мире. Этому способствовали расширение международных контактов, организация нескольких международных совместных исследований и появление возможности новых форм терапии. В ряде стран поощрялось развитие специальных классификационных критериев для повышения диагностической воспроизводимости. В частности Американская психиатрическая ассоциация разработала и распространила 3-ий пересмотр Диагностического и статистического руководства, которое включало в свою классификационную систему использование операциональных критериев.
В 1978 году ВОЗ включилась в долгосрочный проект совместно с американским административным управлением по проблемам психического здоровья и злоупотребления алкоголем и наркотиками для дальнейшего совершенствования классификации и диагностики психических расстройств и проблем, связанных с употреблением алкоголя и наркотиков. В ходе серии семинаров, на которых встречались ученые различных психиатрических традиций, был проведен обзор знаний по соответсвующим областям и разработаны рекомендации по дальнейшим исследованиям. Эти рекомендации были подытожены на крупной международной конференции в Копенгагене (Дания) в 1982 году.
Для воплощения рекомендаций Копенгагенской конференции были предприняты несколько крупных исследований. Одно из них, в котором приняли участие центры 17 стран, преследовало целью разработку Сводного международного диагностического интервью, инструмента, который был бы пригоден для проведения эпидемиологических исследований психических расстройств в общих популяциях различных стран. Другой крупный проект был сосредоточен на разработке оценочного инструмента, пригодного для использования клиницистами. Еще одно исследование было посвящено разработке инструмента по оценке личностных расстройств в различных странах.
Кроме того, подготовлены и подготавливаются еще несколько словарей с четкими определениями терминов. Работа по этим проектам была плодотворно связанной с разработкой дефиниций психических и поведенческих расстройств в Международной статистической классификации болезней и относящихся к ним проблем здоровья (МКБ-10). Перевод диагностических критериев в диагностические алгоритмы, включаемые в оценочные инструменты, оказался полезным для выявления противоречий, спорных пунктов и повторений, которые стало возможным устранить. С другой стороны, работа над МКБ-10 помогла формированию оценочных инструментов. Окончательным результатом явилось создание четкой системы критериев для МКБ- 10 и оценочных инструментов, которые могут представлять данные, необходимые для классификации расстройств в соответствии с критериями, включенными в главу V (F) МКБ-10.
Копенгагенская конференция рекомендовала также, чтобы позиции различных психиатрических школ были представлены в публикациях, посвященных источникам классификации МКБ-10. В результате появились несколько крупных публикаций.
Первой книгой из числа публикаций, составленных на основе главы V (F) МКБ-10, стал глоссарий «Клинические описания и диагностические указания». Она представляет собой завершений усилий многих людей, работавших над ней в течение ряда лет. В ходе этой работы было подготовлено несколько больших проектов, каждый из которых выходил после многочисленных консультаций с группами экспертов, национальными и международными психиатрическими ассоциациями и индивидуальными консультантами. Проект 1987 года послужил основой для испытаний в 40 национальных центрах, что стало беспрецедентным исследованием подобного рода, направленным на совершенствование психиатрической диагностики. Результаты этих испытаний были использованы для подготовки окончательного варианта клинических указаний.
Представленный в этой книге текст также прошел широкую проверку. В ней участвовали исследователи и клиницисты из 32 стран. Последующие публикации будут включать версию для работников здравоохранения общей практики, многоосевой варинт классификации, серию публикаций с детальным изложением более частных проблем (например, по оценке и классификации умственной отсталости), а также справочные материалы, позволяющие сравнение соответствующих терминов в МКБ-10, МКБ-9 и МКБ-8.
С накоплением опыта и расширением наших знаний должна иметься возможность дальнейшего совершенствования классификации психических расстройств. Эта задача будет возлагаться главным образом на те центры ВОЗ, которые участвовали в подготовке данной классификации.
Имеются многочисленные публикации из национальных центров по результатам исследований МКБ-10 и в связи с ней. Их полный перечень и оттиски статей могут быть получены по запросу в Отдел психического здоровья, ВОЗ, 1211 Женева 27, Швейцария.
Классификация представляет собой способ видения мира на определенном временном этапе. Без сомнения, научный прогресс и опыт применения настоящих исследовательских критериев потребует их пересмотра и обновления. Надеюсь, что такая ревизия станет результатом такого же сердечного и продуктивного международного научного сотрудничества, что и при подготовке данной классификации.
Директор Отдела психического здоровья ВОЗ
МКБ-10 Примечания.
1. Содержание Исследовательских диагностических критериев (ИДК-10) является производным из главы V (Р) МКБ-10. Здесь даются специфические критерии для диагнозов из глоссария «Клинические описания и диагностические указания»(КОДУ), который подготовлен для клиницистов, преподавателей психиатрии и других работников психиатрического здравоохранения.
2. ИДК-10, хотя они и являются полностью совместимыми с КОДУ и МКБ-10, отличаются стилем изложения. Они не предназначены для использования изолированно, поэтому исследователи должны ознакомиться с КОДУ. ИДК-10 не содержат описаний клинических концепций, на которых основываются исследовательские критерии, или каких-либо комментариев о часто сопутствующих симптомах, которые, не являясь необходимыми для диагноза, могут иметь значение как для клиницистов, так и исследователей. Информацию и комментарии об этих симптомах можно найти в вводных главах КОДУ. Предполагается, что каждый психиатр, использующий ИДК-10, будет иметь и экземпляр КОДУ.
3. Для адекватного использования ИДК-10 следует отметить и некоторые другие их отличия от КОДУ.
а) Подобно другим опубликованным исследовательским диагностическим критериям критерии ИДК-10 являются преднамеренно суженными: их использование позволяет проводить отбор групп пациентов, чьи симптомы и другие характеристики являются сходными по ряду определенных аспектов. Это способствует гомогенизации групп больных, но ограничивает возможные обобщения. Исследователи, желающие изучить частичное сходство между диагностическими единицами или определить границы между ними, могут нуждаться поэтому в дополнительных критериях, позволяющих включать в исследование атипичные случаи.
б) Ввиду неадекватности не приводятся детальные критерии к рубрикам неуточненных расстройств (.9) и, как правило, к рубрикам «других» расстройств (.8). В приложении 1 даются предложения с критериями к некоторым рубрикам, данные о которых противоречивы и которые нуждаются в дальнейшем изучении.
в) В зависимости от целей исследования различные исследовательские проекты устанавливают различные требования к критериям исключения и возможности коморбидности. Поэтому в ИДК-10 приводятся лишь некоторые наиболее очевидные и часто используемые критерии исключения, которые служат для напоминания и удобства употребления, а более подробную информацию при необходимости можно найти в КОДУ.
4. Влияние расстройства на выполнение социальной роли как правило не использовалось в качестве диагностического критерия в МКБ-10, но имеются некоторые неизбежные исключения, наиболее очевидные из которых — деменция, простая шизофрения и диссоциальное расстройство личности. После принятия решения о включении этих расстройств в классификацию, было решено сделать это без модификаций соответствующих концепций, в результате чего и стало необходимым включить препятствие выполнению социальной роли в качестве диагностического критерия для этих расстройств. Последующие исследования и опыт покажут оправданность такого решения.
Среди диагностических критериев многих расстройств детского и подросткового возраста нашли свое место и некоторые формы влияния расстройств на социальные взаимосвязи и поведение. Вначале это может представляться противоречащим вышеупомянутым общим правилам МКБ. Однако при более внимательном рассмотрении нарушений, классифицированных в F80-89 и F90-F98, можно заметить, что потребность в социальном критерии здесь обусловлена более сложной природой расстройств. У детей часто обнаруживаются страдание и фрустрация, но редко бывают специфические жалобы и симптомы, эквивалентные тем, которые характеризуют расстройства у взрослых. Многие расстройства в F80-F89 и F90-F98 являются сочетанными нарушениями, которые могут быть описаны только благодаря указанию на то, как они влияют на выполнение ролей в семье, школе и группе сверстников.
5. По той же причине, которая указана выше в 3 (в), лишь в редких случаях приведены дефиниции ремиссии, рецидива и продолжительности эпизода. Соответствующие предложения готовятся в словаре терминов к главе V (Р) МКБ-10 «Классификация психических и поведенческих расстройств»
6. Критерии помечены буквами и(или) номерами для указания на степень их значения. Общие критерии, которые должны выполняться во всех рубриках соответствующей группы расстройств (например, общие критерии всех типов деменции или главных форм шизофрении) помечены заглавной буквой G с указанием соответствующего номера. Обязательные критерии отдельных расстройств отмечены лишь заглавными буквами (А, Б, В и т.д.). Номера (1, 2, 3 и т.д.) и строчные буквы (а, б и т.д.) указывают на группы и подгруппы характеристик, из которых лишь некоторые требуются для диагностики. Чтобы не употреблять «и (или)», когда требуется один из двух критериев, всегда подразумевается, что наличие обоих критериев также удовлетворяет диагностике.
7. При использовании ИДК-10 на больных, страдающих и неврологическими расстройствами, исследователи могут использовать также неврологическую главу МКБ-10 с соответствующим глоссарием.
8. Два приложения к ИДК-10 касаются расстройств с неопределенным положением, носящим предварительный характер. В приложении 1 речь идет о некоторых аффективных расстройствах, которые были предметом недавних исследований, и о некоторых личностных расстройствах. Хотя соответствующие им концепции в некоторых странах рассматриваются как клинически значимые, с международной точки зрения сами по себе эти расстройства имеют неопределенное положение; можно надеяться, что включение их сюда будет способствовать изучению их пригодности.
В приложении 2 приводятся предварительно составленные описания ряда расстройств, которые часто называются «культурально специфическими». Имеются основания полагать, что их лучше рассматривать как культуральные варианты расстройств, уже включенных в V (Р) главу МКБ-10, но для определенных заключений относительно них еще не хватает надежной и детализированной клинической информации. В ходе испытаний классификации в некоторых национальных центрах возникли значительные практические трудности, связанные с оценкой случаев этих расстройств, но включение их описаний в ИДК-10 может способствовать исследованиям теми психиатрами, которые знакомы с языком и культурой заболевших. Информация в приложении будет дополнена терминологическим словарем по кросс- культуральной психиатрии, который предполагается издать в 1994 году.
9. Следует обратить внимание, что в названиях категорий вместо «и (или)» стоит лишь одно слово «и».