50 код тору сайт
Коды в Торе
Рав Элиягу Рипс, 5 материалов из раздела Видео/Видеоуроки, обновлялся 21.05.2018. Опубликован полностью
темы: Коды в Торе, Тора и наука, Видеоуроки, Рав Элияу Рипс
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Рекомендуем
В эту субботу читают главу Аазину
Рав Бенцион Зильбер
Шепот трагедии 11-го сентября
В эту субботу читают главу Ницавим
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему и как мы трубим в шофар? Краткая инструкция
Рав Мендель Агранович
Аазину
Тора с комментарием Раши, книга Дварим, глава Аазину
Почему гимн Аазину («Услышьте, Небеса…») назван свидетелем для сыновей Израиля
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Слова этого гимна должны быть постоянно на устах евреев. Его главное предназначение — вселить страх перед Творцом.
О роли еврейского народа
По материалам ЖЖ Ури Калюжного
Аазину, вопросы и ответы
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Недельная глава Аазину
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Мидраш рассказывает. Недельная глава Аазину
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Глава Аазину
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глубокий смысл Мудрости Создателя остается (по крайней мере, пока) недосягаемым даже для самых великих знатоков и толкователей Б-жественной Книги
О чём говорит буква необычной формы в главе Аазину?
Рав Овадья Климовский
Что означают отклонения от стандартного формата текста в Торе?
Недельная глава Аазину
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Аазину
Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тора — твой путеводитель. Недельная глава Аазину
Рав Авраам Фридман,
из цикла «Недельная глава Торы»
Нет такого народа. Аазину
Так называемый палестинский народ — результат наших грехов. В Декларации независимости Государства Израиль не было упомянуто имя Б-га. Идеология, построенная на неверии, порождает народы, выросшие на щедрой почве мифотворчества.
Иудаизм и евреи
Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала
Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен
Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники
Не раз приходилось слышать о «кодах» в Торе. О чем именно идет речь?
Здравствуйте. Не раз приходилось слышать о «кодах» в Торе, не могли бы вы разъяснить, о чём именно идёт речь? И ещё, известны ли какие-либо коды, связанные с Ханукой? Большое спасибо.
Отвечает рав Натан Агрес
Спасибо за Ваш вопрос.
Многие из нас знакомы с текстом Торы, он включает в себя заповеди Творца и описание «родословной» мира и еврейского народа вплоть до вступления в Землю Израиля. Но с другой стороны еврейская традиция, восходящая к горе Синай, утверждает, что Всевышний творил мир, руководствуясь Торой. А отсюда, как пишут мекуболим (знатоки тайного Учения), следует, что и все события в мире, вплоть до событий жизни каждого человека и его судьбы, также отмечены в тексте Торы. Но уже не в явной форме, а в закодированной. Видов кодировки довольно много, но здесь коснёмся самых простых из них, они же — наиболее легко поддающиеся дешифровке. В последнее время таких открытий становится всё больше.
Речь идёт о рашей тейвот — сокращениях, при которых учитываются только начальные буквы слов, или софэй тейвот — только конечные. Или о дилуг отиёт — пропуске определенного количества букв (см. ниже), или о гиматрии — числовом значении букв, и т.д. Таким образом, в тех же буквах Торы, что составляют уже известные нам слова и предложения, Творец скрыл бесконечное количество информации, охватывающей буквально всё.
(В скобках добавим: недавно ученые обнаружили подобное явление в генетическом коде молекулы DNA. Оказалось, что она содержит больше информации, чем позволяют ее составляющие. Выяснилось, что определённая информация прочитывается, если начать со второй «буквы» кода, а не с первой! Смотрел в Тору и творил мир…)
Попытки дешифровки получили широкое распространение в последнее время благодаря возможностям компьютера. С помощью различных программ можно легко и быстро сканировать большие объёмы текста и проверить наличие искомых понятий с разным «шагом» пропуска букв — например, отмечая каждую пятую букву, каждую седьмую и т.д. Однако знание о возможностях такой дешифровки было у наших мудрецов испокон веков (см. Рабейну Бэхаей, комментарий к началу книги Бэрейшит, и Пардес Римоним раби Моше Кордоверо). А многие из них серьёзно занимались такими изысканиями. В частности, комментарий Бааль а-Турим в большой мере построен именно на этом. Одним из самых ярких примеров подобных открытий в докомпьютерную эпоху служит книга раби Хаима М. Д. Вейсманделя зацаль (принимал активное участие в спасении евреев во время Второй мировой войны) Торат Хемед, где он рассказывает о гениальных находках в этой области. А на сегодняшний день найдены сотни, если не тысячи, закодированных «сообщений», касающихся самых различных областей, и проведены тщательные математические и статистические исследования — как текста Торы, так и текста других «произведений», и результаты говорят сами за себя. К сожалению, в рамках ответа нет возможности говорить об этом подробно.
Здесь же приведем два замечательных примера, связанных с Ханукой, «открытия», принадлежащие моему уважаемому тестю р. Моше Абрамовичу (первое из них приведу со своими дополнениями). Но прежде упомянем те критерии, по которым «находку» можно считать настоящим кодом, а не случайным совпадением.
Слово Ханука (חנוכה) впервые обнаруживается в книге Бэрейшит (глава Ваера 19:9—13) в рассказе об уничтожении Сдома и спасении Лота, племянника Авраама, — с шагом в 66 букв.
А теперь проанализируем, насколько вероятно, что это лишь случайное совпадение.
Так и с Лотом: все его невзгоды происходят оттого, что он отделился от праведного Авраама и предпочёл ему общество жителей Сдома. Т.е. Лот — прототип эллиниста. Но Лот — не «законченный» эллинист, в отличие от своих зятьев, у которых вызывает смех сама мысль о том, что Всевышний может наказать жителей города.
В Хануку «катализатором» восстания послужил эпизод с дочерью Матитьяу, которая в день свадьбы должна была пойти к наместнику (право первой ночи).
И в Хануку: малочисленный неподготовленный отряд «партизан» побеждает огромную и вооружённую по последнему слову техники греческую армию, чудо из чудес! Но… всегда найдётся скептик, который захочет приписать эту победу сочетанию случайных факторов. (Для этого как раз и «понадобилось» чудо с маслом: прояснить, что и само освобождение было явным чудом и его цель — вернуть еврейский народ к служению Творцу).
После всего сказанного трудно представить другое место в Торе, которое больше подходило бы для кодировки «сообщения» о Хануке. Перед нами скрытое пророчество. (Для скептиков: Септугианта — перевод письменной Торы на греческий язык — по всем мнениям предшествовала событиям Хануки). Только сам Творец, Находящийся вне времени, мог подготовить такой «сюрприз» для будущих поколений!
И в заключение ещё один код. Семья коаним, принесших спасение народу, носила имя Хашмонаим или Хашманим (а есть мнение, что Хашмонаи — это человек, не принадлежавший к семье, который воевал вместе с сыновьями Матитьяу).
Слово хашманим (חשמנים) впервые встречается в Торе с шагом 36 букв в книге Шмот (глава Ваякель 37:19—22), там, где описывается создание Меноры, Храмового светильника.
Победа Хашманим ознаменовалась чудом Меноры, когда масло, достаточное для одного дня, горело целых восемь. Более того, само название Ханука — от слова хинух — означает «обновление», возобновление служения в Храме, т.е. новое изготовление Меноры.
Коды в Торе
Рав Элиягу Рипс, 3 материалов из раздела Аудио/Аудиоуроки, обновлялся 23.09.2020. Публикация продолжается
темы: Коды в Торе, Тора и наука, Рав Элияу Рипс
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Рекомендуем
В эту субботу читают главу Аазину
Рав Бенцион Зильбер
Шепот трагедии 11-го сентября
В эту субботу читают главу Ницавим
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему и как мы трубим в шофар? Краткая инструкция
Рав Мендель Агранович
Аазину
Тора с комментарием Раши, книга Дварим, глава Аазину
Почему гимн Аазину («Услышьте, Небеса…») назван свидетелем для сыновей Израиля
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Слова этого гимна должны быть постоянно на устах евреев. Его главное предназначение — вселить страх перед Творцом.
О роли еврейского народа
По материалам ЖЖ Ури Калюжного
Аазину, вопросы и ответы
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Недельная глава Аазину
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Мидраш рассказывает. Недельная глава Аазину
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Глава Аазину
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глубокий смысл Мудрости Создателя остается (по крайней мере, пока) недосягаемым даже для самых великих знатоков и толкователей Б-жественной Книги
О чём говорит буква необычной формы в главе Аазину?
Рав Овадья Климовский
Что означают отклонения от стандартного формата текста в Торе?
Недельная глава Аазину
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Аазину
Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тора — твой путеводитель. Недельная глава Аазину
Рав Авраам Фридман,
из цикла «Недельная глава Торы»
Нет такого народа. Аазину
Так называемый палестинский народ — результат наших грехов. В Декларации независимости Государства Израиль не было упомянуто имя Б-га. Идеология, построенная на неверии, порождает народы, выросшие на щедрой почве мифотворчества.
Иудаизм и евреи
Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала
Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен
Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники
Коды в Торе
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Что такое «коды в Торе»
Многие из нас знакомы с текстом Торы, он включает в себя заповеди Творца и описание «родословной» мира и еврейского народа вплоть до вступления в Землю Израиля.
Но с другой стороны еврейская традиция, восходящая к горе Синай, утверждает, что Всевышний творил мир, руководствуясь Торой. А отсюда, как пишут мекуболим (знатоки тайного Учения), следует, что и все события в мире, вплоть до событий жизни каждого человека и его судьбы, также отмечены в тексте Торы. Но уже не в явной форме, а в закодированной.
Видов кодировки довольно много, но здесь коснёмся самых простых из них, они же — наиболее легко поддающиеся дешифровке. В последнее время таких открытий становится всё больше.
Речь идёт о рашей тейвот — сокращениях, при которых учитываются только начальные буквы слов, или софэй тейвот — только конечные. Или о дилуг отиёт — пропуске определенного количества букв (см. ниже), или о гиматрии — числовом значении букв, и т.д.
Таким образом, в тех же буквах Торы, что составляют уже известные нам слова и предложения, Творец скрыл бесконечное количество информации, охватывающей буквально всё.
(В скобках добавим: недавно ученые обнаружили подобное явление в генетическом коде молекулы DNA. Оказалось, что она содержит больше информации, чем позволяют ее составляющие. Выяснилось, что определённая информация прочитывается, если начать со второй «буквы» кода, а не с первой! Смотрел в Тору и творил мир…)
Попытки дешифровки получили широкое распространение в последнее время благодаря возможностям компьютера. С помощью различных программ можно легко и быстро сканировать большие объёмы текста и проверить наличие искомых понятий с разным «шагом» пропуска букв — например, отмечая каждую пятую букву, каждую седьмую и т.д.
Однако знание о возможностях такой дешифровки было у наших мудрецов испокон веков (см. рабейну Бахье, комментарий к началу книги Бэрейшит, и «Пардес Римоним» раби Моше Кордоверо). А многие из них серьёзно занимались такими изысканиями. В частности, комментарий Бааль а-Турим в большой мере построен именно на этом.
Одним из самых ярких примеров подобных открытий в докомпьютерную эпоху служит книга раби Хаима М. Д. Вейсманделя (зацаль; принимал активное участие в спасении евреев во время Второй мировой войны). Его книга называется Торат Хемед, в ней он рассказывает о гениальных находках в этой области.
А на сегодняшний день найдены сотни, если не тысячи, закодированных «сообщений», касающихся самых различных областей, и проведены тщательные математические и статистические исследования — как текста Торы, так и текста других «произведений», и результаты говорят сами за себя. К сожалению, в рамках ответа нет возможности говорить об этом подробно.
Прежде, чем привести конкретные примеры, упомянем те критерии, по которым «находку» можно считать настоящим кодом, а не случайным совпадением.
1. «Шаг» пропуска букв должен быть минимальным (чем больше «шаг», тем больше вероятность случайности).
2. Сам «шаг» (т.е. его числовое значение) также должен быть связан с искомым понятием.
3. Должна наличествовать смысловая связь между найденным словом и его контекстом (либо другие коды в этом же месте, связанные между собой).
На примере Хануки
Приведем два замечательных примера, связанных с Ханукой, «открытия», принадлежащие уважаемому р. Моше Абрамовичу (первое из них приведем с дополнениями).
Слово Ханука (חנוכה) впервые обнаруживается в книге Берейшит (глава Ваера 19:9—13) в рассказе об уничтожении Сдома и спасении Лота, племянника Авраама, — с шагом в 66 букв.
<ט>וַיֹּאמְרוּ גֶּשׁ הָלְאָה וַיֹּאמְרוּ הָאֶחָד בָּא לָגוּר וַיִּשְׁפֹּט שָׁפוֹט עַתָּה נָרַע לְךָ מֵהֶם וַיִּפְצְרוּ בָאִישׁ בְּלוֹט מְאֹד וַיִּגְּשׁוּ לִשְׁבֹּר הַדָּלֶת: <י>וַיִּשְׁלְחוּ הָאֲנָשִׁים אֶת יָדָם וַיָּבִיאוּ אֶת לוֹט אֲלֵיהֶם הַבָּיְתָה וְאֶת הַדֶּלֶת סָגָרוּ: <יא>וְאֶת הָאֲנָשִׁים אֲשֶׁר פֶּתַח הַבַּיִת הִכּוּ בַּסַּנְוֵרִים מִקָּטֹן וְעַד גָּדוֹל וַיִּלְאוּ לִמְצֹא הַפָּתַח: <יב>וַיֹּאמְרוּ הָאֲנָשִׁים אֶל לוֹט עֹד מִי לְךָ פֹה חָתָן וּבָנֶיךָ וּבְנֹתֶיךָ וְכֹל אֲשֶׁר לְךָ בָּעִיר הוֹצֵא מִן הַמָּקוֹם: <יג>כִּי מַשְׁחִתִים אֲנַחְנוּ אֶת הַמָּקוֹם הַזֶּה כִּי גָדְלָה צַעֲקָתָם אֶת פְּנֵי יְהוָה וַיְשַׁלְּחֵנוּ יְהוָה לְשַׁחֲתָהּ:
А теперь проанализируем, насколько вероятно, что это лишь случайное совпадение.
1. 66 — числовое значение слова יון — «Греция» (י=10 ו=6 ן=50). Освобождение от власти Греции и празднуется в Хануку!
2. Еще интереснее контекст — речь идёт о противостоянии злодейского царства Сдома и праведного Лота, и в конечном итоге Б-г наказывает грешников и спасает праведника. Это прототип греко-еврейского противостояния и победы евреев (Сдом был перевернут и уничтожен; и эллинистическая империя, по некоторым мнениям, пришла впоследствии к своему распаду именно в результате этого противостояния). Но это только общее сходство, а что с деталями?
3. На первый взгляд непонятно, почему именно Лот здесь прототип евреев, а не Авраам — наш праотец? Ответ прост. Так Тора раскрывает нам корень и причину тех несчастий, которые выпали на нашу долю во времена греческого правления. Многие евреи оставили веру отцов и предпочли приобщиться к «великой» греческой культуре — тому, что называется «эллинизмом». Это и послужило катализатором ненависти греков к евреям и стало в результате причиной гонений.
(Кстати, этот механизм срабатывал во многих случаях, в том числе и при «эмансипации» евреев Германии. Логика здесь такая: когда еврей сам не понимает своей особой роли в мире и думает, что сможет «стать единым целым» с каким-либо другим народом, тогда этот народ и напоминает еврею, кто есть кто).
Так и с Лотом: все его невзгоды происходят оттого, что он отделился от праведного Авраама и предпочёл ему общество жителей Сдома. Т.е. Лот — прототип эллиниста. Но Лот — не «законченный» эллинист, в отличие от своих зятьев, у которых вызывает смех сама мысль о том, что Всевышний может наказать жителей города.
4. Интересно, что и само чудесное спасение было послано Лоту лишь ради заслуги Авраама, как сказано (19:29) «И было, когда истреблял Б-г города той долины, и вспомнил Б-г Авраама и спас Лота». И избавление от греческого ига пришло через коаним — храмовых служителей, верных Торе!
5. Начало событий схоже в обоих случаях. О Сдоме сказано (18:20-21): «И сказал Б-г: велик вопль (мучеников) Сдома и Аморы и прегрешения их очень тяжки, сойду сейчас (т.е. пошлю ангелов в человеческом облике) и посмотрю, если соответствуют их деяния тому воплю — уничтожу, а если нет — разберусь».
Слово, которое переведено просто как «вопль» (הכצעקתה), буквально означает «ее вопль». В соответствии с простым пониманием текста это был вопль (жителей) той страны. Но т.к. до этого слова «Сдом и Амора» употреблялись как слова мужского рода и во множественном числе, выражение «ее вопль» выглядит неожиданным. Чем вызвано это изменение?
Мидраш говорит: это был вопль девушки (и есть мнения, что она была дочерью Лота), которая накормила нищего. В наказание злодеи вымазали её мёдом и отдали на растерзание пчёлам. Другими словами, каплей, переполнившей чашу грехов Сдома, стала мучительная казнь девушки, накормившей нищего.
В Хануку «катализатором» восстания послужил эпизод с дочерью Матитьяу, которая в день свадьбы должна была пойти к наместнику (право первой ночи).
6. Следует обратить внимание и на ту форму, в которой Б-г послал гибель Сдому. С одной стороны, Тора сообщает нам, что это была рука Всевышнего, города были уничтожены Его ангелами. Но «невооружённый взгляд» обывателя мог бы увидеть здесь лишь природную катастрофу — химические осадки, землетрясение.
И в Хануку: малочисленный неподготовленный отряд «партизан» побеждает огромную и вооружённую по последнему слову техники греческую армию, чудо из чудес! Но… всегда найдётся скептик, который захочет приписать эту победу сочетанию случайных факторов.
(Для этого как раз и «понадобилось» чудо с маслом: прояснить, что и само освобождение было явным чудом и его цель — вернуть еврейский народ к служению Творцу).
7. И, наконец, само развитие отношений между Лотом и жителями Сдома очень напоминает события Хануки. Сначала горожане принимают Лота как своего, даже назначают судьей. Но потом, когда он отказывается «играть» по их правилам, начинают угрожать его гостям (вступить с ними в гомосексуальную связь — что было в большой моде у греков), а также посягают на его дочерей и на него самого, причем Тора использует выражение «и напирали они на Лота очень сильно».
Всё это приводит на память рассказ Рамбама о событиях, предшествовавших восстанию: греки завладели еврейским имуществом и дочерями (право первой ночи и т.п.) и Израиль был под тяжким гнётом!
После всего сказанного трудно представить другое место в Торе, которое больше подходило бы для кодировки «сообщения» о Хануке. Перед нами скрытое пророчество. (Для скептиков: Септугианта — перевод письменной Торы на греческий язык — по всем мнениям предшествовала событиям Хануки). Только сам Творец, Находящийся вне времени, мог подготовить такой «сюрприз» для будущих поколений!
И в заключение ещё один код.
Семья коаним, принесших спасение народу, носила имя Хашмонаим или Хашманим (а есть мнение, что Хашмонаи — это человек, не принадлежавший к семье, который воевал вместе с сыновьями Матитьяу).
Слово хашманим (חשמנים) впервые встречается в Торе с шагом 36 букв в книге Шмот(глава Ваякель 37:19—22), там, где описывается создание Меноры, Храмового светильника.
<יז>וַיַּעַשׂ אֶת הַמְּנֹרָה זָהָב טָהוֹר מִקְשָׁה עָשָׂה אֶת הַמְּנֹרָה יְרֵכָהּ וְקָנָהּ גְּבִיעֶיהָ כַּפְתֹּרֶיהָ וּפְרָחֶיהָ מִמֶּנָּה הָיוּ: <יח>וְשִׁשָּׁה קָנִים יֹצְאִים מִצִּדֶּיהָ שְׁלֹשָׁה קְנֵי מְנֹרָה מִצִּדָּהּ הָאֶחָד וּשְׁלֹשָׁה קְנֵי מְנֹרָה מִצִּדָּהּ הַשֵּׁנִי: <יט>שְׁלֹשָׁה גְבִעִים מְשֻׁקָּדִים בַּקָּנֶה הָאֶחָד כַּפְתֹּר וָפֶרַח וּשְׁלֹשָׁה גְבִעִים מְשֻׁקָּדִים בְּקָנֶה אֶחָד כַּפְתֹּר וָפָרַח כֵּן לְשֵׁשֶׁת הַקָּנִים הַיֹּצְאִים מִן הַמְּנֹרָה: <כ>וּבַמְּנֹרָה אַרְבָּעָה גְבִעִים מְשֻׁקָּדִים כַּפְתֹּרֶיהָ וּפְרָחֶיהָ: <כא>וְכַפְתֹּר תַּחַת שְׁנֵי הַקָּנִים מִמֶּנָּה וְכַפְתֹּר תַּחַת שְׁנֵי הַקָּנִים מִמֶּנָּה וְכַפְתֹּר תַּחַת שְׁנֵי הַקָּנִים מִמֶּנָּה לְשֵׁשֶׁת הַקָּנִים הַיֹּצְאִים מִמֶּנָּה: <כב>כַּפְתֹּרֵיהֶם וּקְנֹתָם מִמֶּנָּה הָיוּ כֻּלָּהּ מִקְשָׁה אַחַת זָהָב טָהוֹר: <כג>וַיַּעַשׂ אֶת נֵרֹתֶיהָ שִׁבְעָה וּמַלְקָחֶיהָ וּמַחְתֹּתֶיהָ זָהָב טָהוֹר: <כד>כִּכָּר זָהָב טָהוֹר עָשָׂה אֹתָהּ וְאֵת כָּל כֵּלֶיהָ:
Победа Хашманим ознаменовалась чудом Меноры, когда масло, достаточное для одного дня, горело целых восемь. Более того, само название Ханука — от слова хинух — означает «обновление», возобновление служения в Храме, т.е. новое изготовление Меноры.
36 (шаг) — общее количество свечей, зажигаемых в Хануку (1, 2, 3 … 8) в память о восьмидневном чуде со свечами Меноры.
Коды в Торе — Традиция и современность
Дата: 07.11.2015 | Автор материала: Проф Элияу Рипс и д-р Александр Ротенберг
Неотъемлемая часть Традиции
Говорит Мидраш, что Всевышний, благословен Он, сначала создал Тору, а потом по ней сотворил мир и управляет им. Гаон из Вильно в комментарии на Сифра Децниюта (гл. 5) говорит: «Таково общее правило: всё, что было, есть и будет до конца времен, всё заключено в Торе от «Берешит» (первое слово Торы) до «леэйней коль Исраэль» (последние слова Торы). И не только в целом, но включая каждую отдельную вещь и каждого отдельного человека от дня рождения до конца, включая все перерождения, со всеми деталями и деталями деталей». Это означает, что Тора должна содержать поистине всеобъемлющую информацию. Мудрецы, носители нашей традиции говорят: текст Письменной Торы содержит всё в скрытом, зашифрованном виде. Рамбан во Введении к Берешит пишет: «Известно нам, что творение неба и земли с их воинствами, то есть все сотворенное, верхние и нижние миры, включая все пророчества, их создание и сущность, их движущие силы и их деяния – всё записано в Торе явно или в виде скрытого намека». Рабейну Бехаей в комментарии на Берешит (18:8) пишет: «Вся Тора – это скрытые намеки».
Мудрецы сообщают нам не только о наличие в Торе скрытой информации, но и о путях её расшифровки. Одним из них является метод чтения текста через равные промежутки. В комментарии на Берешит (1:2) Рабейну Бехаей приводит пример закодированной записи, начинающейся с первой буквы Торы: «Согласно полученной нами Традиции, из первого стиха Берешит (а именно, из первой буквы Торы ב) выходит через каждые 42 буквы выражение בהר»ד (точное время новолуния [1] в том месяце Тишрей, когда был сотворен мир), и если просветлены будут очи сердца твоего, то увидишь: четыре буквы – и между каждыми двумя из них 42 буквы. Мудрый поймет и уразумеет, что это не случайность, но совершенно явственный знак». Раби Моше Кордоверо ( «Пардес Римоним», гл. 30) пишет: «Секреты нашей святой Торы постигаются (в том числе) путем чтения со скачками между буквами. Нет необходимости говорить, что всё это свидетельствует о Славе Торы и сокрытом в ней». Из приведенных выдержек следует, что метод скачков между буквами является составным элементом переданной по Традиции огромной и чрезвычайно сложной системы прочтения и дешифровки скрытой в Торе информации. Практическими инструментами современного исследования метода скачков являются математика и компьютер, однако мы начнем с примера, который не требует для своего прочтения ни того, ни другого.
Первые два слова Торы בראשית ברא – В начале сотворил... Первая буква ב, «бет» имеет больший размер, чем буквы, следующие за ней. В печатных экземплярах Пятикнижия ставится сноска ב רבתי – большая «бет». Это первая из нескольких больших букв, имеющихся в Танахе. Такое написание указано Устной Традицией, однако намек на него можно явственно увидеть в тексте Торы в скрытой форме. А именно, начиная с восьмой буквы Торы, т.е. с буквы ר «реш», средней буквы второго слова Торы ברא – сотворил, прочтем четыре буквы слева направо. Получается רבתי – большая. Остающиеся справа буквы образуют при чтении в обычном направлении ב ראש, что означает первая «бет». Буква א, следующая за רבתי и являющаяся последней буквой второго слова Торы ברא, означает א‘ «первая». Таким образом, открывается полная фраза
ב’ ראש רבתי א’ → בראש יתבר א → בראשית ברא