550 п положение банка россии коды отказов
Приложение 3. Справочник кодов причин отказа от заключения договора банковского счета (вклада), отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции
КОДОВ ПРИЧИН ОТКАЗА ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА БАНКОВСКОГО
СЧЕТА (ВКЛАДА), ОТКАЗА В ВЫПОЛНЕНИИ РАСПОРЯЖЕНИЯ
КЛИЕНТА О СОВЕРШЕНИИ ОПЕРАЦИИ
Юридическое лицо зарегистрировано и (или) находится по адресу массовой регистрации (за исключением административно-деловых центров, торговых центров (комплексов)
Юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом
Юридическое лицо зарегистрировано по адресу места жительства единоличного исполнительного органа
Постоянно действующий исполнительный орган либо лицо, уполномоченное выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа отсутствуют по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц
Одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и (или) осуществляет ведение бухгалтерского учета такого юридического лица
Физическое лицо, являющееся руководителем/учредителем/представителем юридического лица, одновременно выполняет аналогичные функции в нескольких юридических лицах
Руководитель/учредитель/представитель включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (экстремизм)
Руководитель/учредитель/представитель включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (терроризм)
Представлен неполный комплект документов
Представлены недостоверные документы
Представлены документы с признаками фиктивности и (или) подделки
Не предоставлены документы, раскрывающие смысл операции
Документы, удостоверяющие личность
Не представлен документ, удостоверяющий личность
Представлен документ, удостоверяющий личность, с признаками фиктивности и (или) подделки
Документ, удостоверяющий личность, признан недействительным (истек срок действия)
Документ, удостоверяющий личность, признан недействительным (изъят, уничтожен, взамен выдан новый)
Документ, удостоверяющий личность, признан недействительным (выдан с нарушением)
Документ, удостоверяющий личность, признан недействительным (технический брак)
Документ, удостоверяющий личность, признан недействительным (числится в базе утраченных и похищенных документов, удостоверяющий личность)
Документ, удостоверяющий личность, признан недействительным (в связи со смертью владельца)
Положение Банка России от 20 июля 2016 г. N 550-П «О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом»
ГАРАНТ:
Положением Банка России от 30 марта 2018 г. N 639-П настоящий документ признан утратившим силу с 24 июня 2018 г.
Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Директор Федеральной службы
по финансовому мониторингу
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 августа 2016 г.
Регистрационный N 43229
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, могут отказать клиенту в совершении операции, если имеются подозрения, что это делается для отмывания преступных доходов или финансирования терроризма.
Наличие таких подозрений дает право кредитной организации отказать в открытии банковского счета (вклада). Кроме того, соответствующий договор с клиентом может быть расторгнут по инициативе кредитной организации, если в течение календарного года ему 2 раза и более отказывали в совершении операции по причине вышеуказанных подозрений или из-за непредставления документов для фиксации информации в соответствии с «антиотмывочным» законодательством.
Информация о данных отказах и о расторжении договоров банковского счета (вклада) представляется в Росфинмониторинг. Последний передает сведения в ЦБ РФ. Банк России направляет их в кредитные и некредитные финансовые организации, которые учитывают поступившую информацию при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) преступных доходов или финансирования терроризма, а также при принятии решений об отказе в открытии банковского счета (вклада) (о расторжении договора).
В целях реализации указанных положений установлен порядок передачи Банком России названных сведений в кредитные и некредитные финансовые организации.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования.
Положение Банка России от 20 июля 2016 г. N 550-П «О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 августа 2016 г.
Регистрационный N 43229
Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст Положения опубликован в «Вестнике Банка России» от 31 августа 2016 г. N 77, на сайте Банка России (http://www.cbr.ru) 31 августа 2016 г.
Положением Банка России от 30 марта 2018 г. N 639-П настоящий документ признан утратившим силу с 24 июня 2018 г.
Как клиенты банков попадают в черные списки. Спойлер: выйти из списка нельзя
Комитет АРБ по противодействию отмыванию доходов подготовил для банков разъяснения по работе с клиентами, попавшими в «Списки 550-П». Их называют черными списками банков.
Всему виной — Росфинмониторинг. Банки не при чем?
В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ можно блокировать только счета клиентов, включенных в перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в отношении которых Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества.
Существует исчерпывающий перечень оснований, на которых госорганы могут включить лицо в Перечень экстремистов. Банки самостоятельно не могут включать своих клиентов и третьих лиц в Перечень экстремистов. То есть блокировка счета может осуществляться только на основании информации, которая размещается в Личных кабинетах кредитных организаций на портале Росфинмониторинга в сети Интернет.
В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ банки могут отказать клиенту в проведении операции, в отношении которой у них имеются подозрения, что эта операция осуществляется в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. В этом случае банк не блокирует денежные средства на счете клиента, а отказывает именно в проведении конкретной операции. Аналогичное право предоставлено банкам и в отношении отказа в заключении договора банковского счета (вклада).
Если Банк отказал клиенту в проведении операции или открытии счета, то в соответствии с Указанием Банка России от 20.07.2016 № 4077-У он обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг.
Росфинмониторинг проводит анализ всех отказов в проведении операции и открытии счета от всех финансовых институтов, и информацию об отказах, направляет в ЦБ.
На самом деле, очень даже при чем
В соответствии с Положением Банка России 20.07.2016 № 550-П «О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом» ЦБ направляет в банки информацию о лицах и организациях, которым другие кредитные организации отказали в проведении операции или открытии счета («Списки 550-П»).
Получая «Списки 550-П», банки должны использовать информацию из них для оценки уровня риска клиента. Таким образом, от Банка России отсутствуют какие-либо указания или рекомендации, что клиентам из списков «Списки 550-П» надо отказывать в обслуживании.
Более того, в Информационном письме от 15.06.2017 № ИН-014-12/29 Банк России говорит о том, что если информация о клиенте присутствует в «Списках 550-П», это не является самостоятельным основанием для принятия кредитной организацией решения об отказе в открытии счета или проведении операции.
Чтобы избежать включения в «Списки 550-П», клиентам рекомендуется не проводить операции, которые могут быть квалифицированы банком как подозрительные. Для этого, среди прочего, необходимо заранее предоставлять в банк документы, объясняющие экономический смысл проводимых операций. В случае предоставления полного пакета документов и подтверждения законности целей операции, банк не откажет в ее проведении или в принятии клиента на обслуживании.
На данный момент действительно не существует механизма исключения из «Списков 550-П». В них попадают все клиенты, которым отказали в проведении операции или открытии счета.
Включение информации о лице в «Список 550-П» является лишь дополнительным фактором, который банки должны учитывать в процессе оценки риска участия клиента в противоправной деятельности. На данном этапе еще недостаточно практики применения «Списков 550-П». В будущем, по результатам проверок и анализа опыта использования кредитными организациями «Списков 550-П» Центральный банк может дополнить свои рекомендации по применению этих списков.
550 п положение банка россии коды отказов
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Положение Банка России от 20 июля 2016 г. № 550-П “О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом”
Глава 1. Порядок доведения до сведения кредитных организаций информации, полученной от уполномоченного органа
1.2. Территориальное учреждение обеспечивает направление в кредитную организацию по каналам связи электронного сообщения не позднее рабочего дня, следующего за днем его получения.
Уведомление о непринятии электронного сообщения с указанием причины формируется в случаях неподтверждения подлинности и (или) нарушения целостности электронного сообщения, несоответствия форматов и структуры электронного сообщения установленным требованиям, полного или частичного отсутствия в электронном сообщении сведений, наличие которых предусмотрено установленными форматами.
1.5. Кредитная организация направляет архивный файл в территориальное учреждение по каналам связи не позднее рабочего дня, следующего за днем формирования архивного файла.
1.7. При положительных результатах процедуры аутентификации архивного файла территориальное учреждение формирует в электронном виде уведомление о принятии архивного файла.
При отрицательном результате процедуры аутентификации архивного файла территориальное учреждение формирует в электронном виде уведомление о непринятии архивного файла с указанием причины его непринятия.
1.8. Территориальное учреждение направляет в кредитную организацию уведомление о принятии архивного файла или уведомление о непринятии архивного файла не позднее 18 часов (по местному времени) в день получения архивного файла.
1.9. Кредитная организация в случае получения уведомления о непринятии архивного файла устраняет причину непринятия и не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанного уведомления, направляет архивный файл в порядке, установленном настоящим Положением.
1.10. Из всех архивных файлов, полученных от кредитных организаций в течение рабочего дня и прошедших с положительным результатом процедуру аутентификации, территориальное учреждение в тот же день с помощью программы-архиватора формирует сводный архивный файл территориального учреждения, снабженный кодом аутентификации территориального учреждения, и направляет его в Банк России.
1.11. Банк России в случае получения уведомления о непринятии электронного сообщения устраняет причину непринятия электронного сообщения и не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления о непринятии электронного сообщения, направляет электронное сообщение в порядке, установленном настоящим Положением.
Глава 2. Порядок доведения до сведения некредитных финансовых организаций информации, полученной от уполномоченного органа
2.1. Доведение до сведения некредитных финансовых организаций информации, полученной от уполномоченного органа, осуществляется в соответствии с Указанием Банка России от 21 декабря 2015 года № 3906-У «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 марта 2016 года № 41289 («Вестник Банка России» от 16 марта 2016 года № 26), с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
2.3. По результатам контроля электронного сообщения некредитной финансовой организацией формируется и размещается в личном кабинете не позднее рабочего дня, следующего за днем получения электронного сообщения, уведомление о принятии электронного сообщения либо уведомление о непринятии электронного сообщения. Уведомление о непринятии электронного сообщения формируется некредитной финансовой организацией в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1.3 настоящего Положения.
Некредитная финансовая организация обеспечивает направление уведомления о принятии электронного сообщения, уведомления о непринятии электронного сообщения, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
2.4. Банк России в случае получения от некредитной финансовой организации уведомления о непринятии электронного сообщения устраняет причину непринятия электронного сообщения и не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления о непринятии электронного сообщения, направляет электронное сообщение в порядке, установленном настоящим Положением.
Глава 3. Требования по обеспечению информационной безопасности
3.1. Информационное взаимодействие кредитных организаций с Банком России и территориальными учреждениями, предусмотренное настоящим Положением, осуществляется с применением средств криптографической защиты информации, определяемых Банком России. Обеспечение информационной безопасности при использовании средств криптографической защиты информации осуществляется в порядке, установленном приложением 1 к Положению Банка России от 29 августа 2008 года № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2008 года № 12296, 24 августа 2012 года № 25258, 15 ноября 2012 года № 25814, 30 мая 2013 года № 28581, 3 сентября 2014 года № 33957, 24 декабря 2014 года № 35374, 10 августа 2015 года № 38431, 12 ноября 2015 года № 39701 («Вестник Банка России» от 26 сентября 2008 года № 54, от 12 сентября 2012 года № 54, от 21 ноября 2012 года № 66, от 5 июня 2013 года № 31, от 12 сентября 2014 года № 82, от 21 января 2015 года № 1, от 14 августа 2015 года № 67, от 25 ноября 2015 года № 106).
3.2. Информационное взаимодействие некредитных финансовых организаций с Банком России, предусмотренное настоящим Положением, осуществляется с применением средств защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 4. Заключительные положения
4.1. Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
4.2. Банк России обеспечивает размещение на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» согласованных с уполномоченным органом:
а) форматов и структуры электронного сообщения (включая структуру его наименования), уведомления территориального учреждения о принятии архивного файла, уведомления территориального учреждения о непринятии архивного файла, уведомления о принятии электронного сообщения, уведомления о непринятии электронного сообщения;
б) структуры наименований архивного файла, сводного архивного файла территориального учреждения.
4.3. Форматы и структура электронных документов, указанные в пункте 4.2 настоящего Положения, применяются кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями по истечении 60 дней после дня их размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», но не ранее 1 января 2017 года.
Изменения в форматы и структуру электронных документов, указанные в пункте 4.2 настоящего Положения, применяются по истечении 30 дней после дня их размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Председатель Центрального банка Российской Федерации | Э.С. Набиуллина |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 августа 2016 г.
Обзор документа
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, могут отказать клиенту в совершении операции, если имеются подозрения, что это делается для отмывания преступных доходов или финансирования терроризма.
Наличие таких подозрений дает право кредитной организации отказать в открытии банковского счета (вклада). Кроме того, соответствующий договор с клиентом может быть расторгнут по инициативе кредитной организации, если в течение календарного года ему 2 раза и более отказывали в совершении операции по причине вышеуказанных подозрений или из-за непредставления документов для фиксации информации в соответствии с «антиотмывочным» законодательством.
Информация о данных отказах и о расторжении договоров банковского счета (вклада) представляется в Росфинмониторинг. Последний передает сведения в ЦБ РФ. Банк России направляет их в кредитные и некредитные финансовые организации, которые учитывают поступившую информацию при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) преступных доходов или финансирования терроризма, а также при принятии решений об отказе в открытии банковского счета (вклада) (о расторжении договора).
В целях реализации указанных положений установлен порядок передачи Банком России названных сведений в кредитные и некредитные финансовые организации.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования.
Черный список банков (Финмониторинг), Стоп-лист банка по 115 ФЗ, 550-П и 639-П
В последнее время, ко мне, как юристу, часто обращаются недоумевающие коммерсанты: «вроде ничего не нарушаем, а банк счет заблокировал». И в их вопросе читается тоска, почему, за что, куда бежать?
Этот пост выработан на основе типовых ситуаций, за что и почему. Тема «куда бежать?» сюда не поместилась, формат не тот, но некоторые рекомендации есть.
Итак, в силу юридического правосознания от мозга до костей, не могу не указать Регламентирующие документы:
1. Федеральный закон 115-ФЗ от 07.08.01 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В законе, как всегда, все в общем и целом. Беспощадная борьба с мировым злом. Конкретика (когда выясняется что вышеуказанный закон лишь словоблудное прикрытие по наделению банков несвойственными им функциями обиженных за державу спецагентов), содержатся в подзаконных документах ЦБ. Лес (террористов и гнусных преступников), как говорится, рубят, щепки (предприниматели, которые «ни сном ни духом») летят.
2. Ранее мероприятия по стоп-листам (черным спискам) регулировались Положением ЦБ РФ 550-П от 20.06.2016 «Положение о порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада), и (или) расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом».
3. Сейчас вместо 550-П действует Положение ЦБ РФ от 30.03.2018 г. № 639-П «О порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом”.
Собственно на основе вышеуказанной нормативки ЦБ на пару с Финмониторингом и формирует так называемый «черный список банков». Что в списке: ИНН, дата и код отказа. Банк, который включил компанию в список, не указывается. Эти же нормативные акты служат и для ситуации лайт: когда банк, где у организации открыт расчетный счет, не подает информацию в Финмониторинг и ЦБ, но вносит ее свой внутренний черный список – СТОП-ЛИСТ.
Формальные причины попадания в список
Попасть в стоп-лист очень легко: если произошло одно из перечисленных ниже событий, банк обязан направить информацию в Росфинмониторинг, Росфинмониторинг направит ее в ЦБ, а ЦБ проинформирует все банки. Банки, выявив нижеперечисленные обстоятельства не всегда сразу информируют ФинМон. Вначале могут разобраться и снять претензии, но делают это не всегда, могут и сразу «пристрелить» – человеческий фактор.
За что можно попасть в список? Истинные причины. И небольшие рекомендации по ходу
Как было раньше. Раньше рекомендованную налоговую нагрузку для компаний определяла налоговая инспекция. Руководителя вызывали на комиссию, и объясняли, сколько нужно платить и почему нужно платить больше. Компания имела возможность проигнорировать все рекомендации и остаться при своем мнении. А что делала ИФНС, если ее рекомендации не выполняются? – А ничего. Пыталась найти какие-либо нарушения, чтобы доначислить налоги. Даже если это удавалось, бизнес при этом продолжал работать, а результаты проверки можно было оспорить, и весь процесс проходил в соответствии с четким регламентом, прописанном в законодательстве.
Что происходит сейчас
Налоговый орган действует прежним образом, НО, в дополнение к этому еще и Центральный Банк решает, сколько компания должна платить и доводит до банков своими методическими рекомендациями. Например, с июля 2017 Банк России рекомендует считать налоговую нагрузку менее 0,9% от оборота свидетельством, что клиент осуществляет транзитные (сомнительные) операции. (Методические рекомендации ЦБ №18-МР от 21.07.17). Сотрудники банка не будут никого вызывать на комиссию, просто рассчитают налоговую нагрузку, сделают выводы и дадут отказ в обслуживании. Следующий шаг: расчет налоговой нагрузки по видам хозяйственной деятельности. А че, таблички такие у всех уже есть.
К этой же ситуации – принятие на себя банками функций налогового контролера, полагаю, относятся темы когда:
Теперь за всем этим должны присматривать банки.
И действительно налогов стали платить больше. Кто ставит это себе в заслугу? ФНС! Несправедливо. Департаменты внутреннего контроля банков тоже достойны госнаград.
5. С точки зрения банка надо работать только через один (этого банка, конечно), потому что каждому банку надо теперь проверять налоговую нагрузку по счету, а также уплату арендных и коммунальных платежей. Если Вы платите налоги в одном банке, а в обороты проходят в другом, то можно получить «бан» от банка №2, имея по факту даже очень высокую налоговую нагрузку. Кроме того, операции по переброске денег между своими же счетами, могут быть отнесены к категории подозрительных.
6. аспространенной ситуацией является перечисление денежных средств на реквизиты «подозрительного», с точки зрения банка, контрагента. Причин подозрительности могут быть тысячи. Например, средства зачисляются на счет от контрагентов по договорам с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (привет бумажный НДС). Банк отказывает компании в проведении платежа. Соответственно, компания попадает в список.
7. У банка нет реальной информации о бенефициарных владельцах. Это относится к случаям, когда учредители компании юридические лица и между ними имеются признаки перекрестного владения. И не понятно, в итоге, а кто собственник компании? Какое физическое лицо? Если организация не может это четко пояснить – получите бан.
8. Примерно из той же серии что и пункт 7 является наличие – участие иностранного капитала в вашей организации. С точки зрения ЦБ страна регистрации учредителя – это фактор риска, если страна находится в списке стран, которые находятся под международными санкциями и прочими мерами (перечень списков таких стран: Положение о правилах внутреннего контроля № 375-П, утв. Банком России 02.03.2012, пункт 4.5)
Проблемы с юридическим адресом компании могут возникнуть и после открытия счета в банке. В обязанности банка входит проверка присутствия по юридическому адресу и составления Акта о проверке местонахождения юридического лица, а наличие сведений об отсутствии компании по адресу – фактор риска (Положение о правилах внутреннего контроля № 375-П, утв. Банком России 02.03.2012, пункт 4.4, абзац 11).
13. Задержите деньги на счете. Хотя бы на 3 дня. Вот так! В письме ЦБ № 236-Т от 31.12.14 «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» приведен признак, характеризующий транзитные (сомнительные) операции: списание денежных средств производится в срок, не превышающий двух дней со дня зачисления.
14. Должно быть понятное назначение платежа. Стройте понятные схемы и старайтесь избегать всех нестандартных операций. Должна присутствовать связь между основаниями зачисления и списания денег. Экономический смысл операции должен быть виден сотруднику банка невооруженным глазом, потому что если банк затрудниться сделать однозначный вывод об очевидном экономическом смысле и очевидной законной цели операции, то может отказать в ее проведении. А это попадание в список отказов.
15. Работа с иностранными партнерами. Если Вам приходится работать с нерезидентами, то детально разбирайтесь со списками стран, которые находятся под международными санкциями и прочими мерами, потому что страна регистрации контрагента – это фактор риска для признания сделки сомнительной (перечень списков таких стран: Положение о правилах внутреннего контроля № 375-П, утв. Банком России 02.03.2012, пункт 4.5).
16. Обналичка. Если Вы начнете обналичивать, то будьте готовы к тому, что контрагенты-обнальщики рано или поздно будут в списке компаний, осуществляющих транзитные операции (как бы уверенно они не убеждали Вас в обратном, не верьте). Банк может заблокировать их счета, а может посчитать и ваши операции подозрительными. Учитывайте эти риски, они значимы. Ну а если Вы, читатель, уже матерый обнальщик, Вам, скорее всего, этот пост будет неинтересен, наивен и даже смешон. У Вас свои (ОГО-ГО!) методы работы с банками.
Подозрительным для банка является следующее:
17. Если банк уже запросил документы по какой-то конкретной операции, не отказывайтесь от нее, так как это фактор риска, который фиксируется банком.
18. Ну и до кучи, причинами блокировок счета могут быть такие заморочки:
Уф-ф-ф, аж запарился. Чего еще забыл? Пишите.
Что делать? Профилактика, профилактика и еще раз профилактика
Разместите в нашем любимом Интернете подробную информацию о финансово-хозяйственной деятельности своей компании. Кстати, отсутствие такой информации – фактор риска, потому что банки обязаны это проверять. (Положение о правилах внутреннего контроля № 375-П, утв. Банком России 02.03.2012, пункт 4.4, абзац 5).
Заранее организуйте ведение скан-архива всех документов, чтобы любой запрос от банка не застал компанию врасплох, потому что запросы бывают очень объемными, а срок предоставления небольшой.
Проинформируйте сотрудника, который работает с банками, о важности оперативного и конструктивного взаимодействия с банком и обо всех рисках для компании, чтобы исключить человеческий фактор. Относитесь очень серьезно к запросам банка и всегда отвечайте подробно и в самые кратчайшие сроки. Банк не может просто так обслуживать клиента, не задавая вопросов. Определять цели финансово-хозяйственной деятельности клиента на регулярной основе – это обязанность банка по закону (115-ФЗ, статья 7, пункт 1, подпункт 1.1).