без qr кода нельзя управлять автомобилем
Когда из-за коронавируса запретят ездить на автомобиле без QR-кода
На днях стали известны детали того, как московские власти намерены выполнять угрозу мэра Собянина ужесточить меры абсолютного контроля за гражданами под предлогом пандемии коронавируса.
Для этого каждый, кто желает покинуть свою квартиру, будет обязан мэрией регистрироваться на сайте mos.ru. Там ему придется задекларировать цель каждого своего визита на улицу: вынести мусор, погулять с собачкой или сходить за гречкой и туалетной бумагой в магазин…
Кто с точки зрения «Большого брата» Собянина окажется достойным, — получит дозволение на выход в виде QR-кода, присланного на телефон.
Контролировать, кто куда на самом дел пошел или поехал, будут, видимо, с помощью пеленгации его мобильного телефона (биллинга), через городскую систему распознавания лиц, а также отслеживая госномера авто полицейскими камерами на дорогах.
Не исключено, что появятся на улицах патрули, которые станут «трясти» на предмет «QR-аусвайса» всех встречных и поперечных. Нарушителей — тех, кто оказался не там и не тогда, когда должен — будут штрафовать с помощью принятых Госдумой на днях поправок в КоАП.
Не будем перечислять все дикие суммы штрафов, грозящих бедолагам-москвичам, ослушавшимся повелений московского мэра. Достаточно сказать, что минимальный штраф, которым, скорее всего, и станут оперировать правоприменители, составляет 15 000 рублей.
В ТЕОРИИ
Самая сомнительная с точки зрения права сторона всей этой затеи касается автомобилистов. Теоретически режим самоизоляции, введенный в Москве, никак не ограничивает перемещение граждан на автомобилях. То есть, по идее, езда в нем по городу не должна требовать получения пресловутого QR-кода.
При этом, как следует из планов властей, для регистрации перемещений требуется на сайте mos.ru указывать еще и госномер машины. По крайней мере, так пишет «Коммерсант». Как все это стыкуется друг с другом — совершенно не понятно. Таки вводится запрет на свободную езду машин по Москве или все же нет?
НА ПРАКТИКЕ
Подобная двусмысленность в российских реалиях обычно приводит к стандартному результату: росту коррупции на дороге и правовому беспределу в отношении водителя.
Ведь решение составлять или не составлять протокол на 15 000—40 000 рублей по ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» останется на совести (или ее эрзац-заменителе) конкретного сотрудника полиции.
А что это означает на практике, большинство автовладельцев прекрасно знает. Почему тут идет речь именно о живых полицейских, а не камерах автоматической фиксации, спросите вы?
Спортсмен «на расслабоне»: тест-драйв Lexus ES350 F Sport
Чужой среди своих: первый тест-драйв обновленного Infiniti QX50 2020-го модельного года
Все просто. Штрафовать за езду без QR-кода с применением камер законодательство не позволяет — нет соответствующего механизма. В ст. 28.6 КоАП, регулирующей наказания с их использованием, упоминается лишь 12-я глава КоАП, касающаяся исключительно нарушений ПДД.
«Санитарная» глава 6 КоАП там не фигурирует, а следовательно и камеры автоматической фиксации для штрафов по «коронавирусным» делам неприменимы. Это утверждение справедливо и в отношении идеи наказывать ослушников самоизоляции через биллинг их мобильных телефонов — правовой алгоритм для этого тоже не проработан.
Нужно чтобы такого «беглеца» отловил и оформил живой сотрудник полиции. Остается отслеживание граждан через московскую систему распознавания лиц. Но тут проблема в том, что многие люди сейчас носят медицинские маски, а солнечная погода заставляет одевать еще и темные очки. Распознать человека в таком обмундировании пока ни одна программа не умеет.
Тем не менее, все вышеприведенные соображения не мешают столичным властям с оптимизмом смотреть в тотально-карантинное будущее всех жителей города.
— QR-коды заработают ровно тогда, когда будет издан соответствующий акт правительства Москвы, — заявил в своем выступлении на радио глава департамента информационных технологий столицы Эдуард Лысенко.
Официальных данных о дате введения QR-контроля в Первопрестольной пока не публиковалось. Зато в ряде СМИ всевозможные «источники» говорят о его запуске то 4 апреля, то с 6-го. Наиболее подверженные ужасу и вовсе толкуют о внедрении системы 2 апреля.
Как бы то ни было, уже сейчас можно уверенно прогнозировать массу «увлекательных» правовых коллизий с участием столичных автомобилистов, правоохранителей и столичных чиновников.
В Госдуму внесли законопроект о штрафах за езду на машине без QR-кода
По мнению авторов инициативы, эти меры позволят сохранить здоровье граждан и избежать материального ущерба
Заксобрание Нижегородской области внесло в Госдуму законопроект, согласно которому за управление машиной без цифрового пропуска в период режима повышенной готовности водителей будут штрафовать на сумму от одной до пяти тысяч рублей. При повторном нарушении штраф составит пять тысяч рублей.
«Управление транспортным средством без разрешения, иного документа, установленного при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, влечет за собой предупреждение или штраф в размере от одной до пяти тысяч рублей», — сообщается в тексте документа.
При повторном правонарушении штраф также составит пять тысяч рублей. Авторы указывают, что законопроект «направлен на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения чрезвычайной ситуации».
Контроль за выполнением подобного рода правонарушений предлагается возложить на органы внутренних дел. Как отмечает ТАСС, в пакете сопроводительных документов к законопроекту отсутствует отзыв правительства России. В этих случаях, напоминает агентство, профильный комитет Госдумы обычно возвращает инициативу обратно авторам.
11 апреля мэр Москвы Сергей Собянин подписал указ о введении для поездок по столице цифровых пропусков. Они выдаются в электронном виде и представляют собой специальный код, состоящий из цифр и букв. Поездки без этого документа в служебных целях имеют право совершать военнослужащие, правоохранители, судьи и иные работники, имеющие удостоверения установленного государством образца.
23 апреля, как сообщили «Известия», в России решили создать Единый федеральный центр автоматической фиксации нарушений ПДД (ЦАФАП). По данным издания, система будет централизованно собирать информацию с камер фото- и видеофиксации, а затем после обработки передавать ее в региональные центры. Разработчики считают, что это позволит исключить необоснованный доступ к личным данным автовладельцев и создать единую базу розыска транспортных средств.
Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО «ОрденФеликса», Главный редактор: Сивкова А.С.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.
*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:
QR-код вместо СТС: документы на машину упразднили, но без них водителю грозит штраф. Как так?
Российским автовладельцам, зарегистрированным на Госуслугах, пришла рассылка, с текстом следующего содержания: «С 6 сентября в пилотном режиме можно предъявить СТС сотруднику ГИБДД в цифровом виде (QR-код) в приложении Госуслуги.Авто». Соответствующее приложение для смартфонов на iOS и Android было разработано по заказу Минцифры: его можно скачать в AppStore и Google Play.
По идее, установив приложение на смартфон и привязав его к своему аккаунту в Госуслугах, автовладелец может больше не возить документы на автомобиль – все данные о зарегистрированных на него машинах (как и информация о статусе прав и штрафах) будут доступны при сканировании QR-кода. Но здесь есть одно «но». В пункте 2.1.1 правил дорожного движения прописано, что водитель обязан возить с собой и предъявлять инспектору регистрационные документы на автомобиль. Ни о каких электронных носителях речи не идет, так как внесение данного пункта требует редакции существующих ПДД.
Пилотный проект с заменой бумажного СТС на QR-код заработал во всех российских регионах. Однако даже имея электронный аналог СТС, придется по-старинке возить с собой и его оригинал. Если у водителя, остановленного для проверки сотрудниками ГИБДД, не будет при себе бумажного СТС, то согласно Ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ ему грозит штраф в 500 рублей, а при повторном нарушение придется отдать уже 5000 рублей или лишиться прав. При таких правовых казусах смысл дублирования документов на автомобиль на электронном и бумажном носителе не понятен.
Все это напоминает запуск несколько лет назад возможности прохода в самолет по электронному посадочному талону. Старт этой передовой (для России – так как за границей это давно уже норма) системы был анонсирован всеми федеральными СМИ, но, даже в Шереметьево первое время многих пассажиров без бумажного посадочного талона отказывались пускать на рейс. Да и до сих пор эта система, помимо Москвы, работает лишь в нескольких городах по всей России.
Возможно, в будущем бумажные СТС в России все же уйдут в прошлое – как это случилось с полисами ОСАГО. Хотя до сих пор многие водители для подстраховки возят с собой бумажную распечатку ОСАГО – так, на всякий случай.
Личный опыт: можно ли сейчас ездить без QR-кодов и не получать штрафов
Ради своеобразного «следственного эксперимента» пришлось пожертвовать одним из выходных дней. Суть «операции Ы» была примитивна: проехать мимо как можно большего количества полицейских постов, разбросанных на въездах в Москву и дорогах ближнего Подмосковья, и ознакомиться с реальной обстановкой на коронавирусной «земле».
Для этого был разработан целый тур длинной примерно в 350 километров. Практически кругосветное путешествие вокруг столицы — через Домодедово, Подольск, Троицк, Апрелевку, Галицыно, Звенигород, Истру, Дедовск, Зеленоград, Солнечногорск, Лобню, Дмитров, Софрино, Щелково, Балашиху и опять внутрь МКАД. Причем маршрут прокладывался таким образом, чтобы избегать вылетных магистралей и крупных шоссе, перемещаться предполагалось по дорогам, чаще всего используемым местными жителями.
В условиях полупустых крупных трасс, «пролетающие» по ним машины полицейские кордоны тормозят относительно редко, а вот едущие по внутри- и межрайонным дорогам, по нашим расчетам, должны были подвергаться куда более частым проверкам на предмет наличия цифровых пропусков. Тем более, что перед введением этих электронных «аусвайсов» полиция обещала плотный контроль за транспортом на въездах буквально в каждый крупный населенный пункт области, не говоря уже о границах Москвы.
Начнем с того, что ощущения какого-то прям уж совсем массового присутствия полиции на дорогах региона у нас не сложилось. Да, кое-где на пересечениях популярных у автомобилистов местных дорог стоят сотрудники ГИБДД.
Практически возле каждого из таких постов мы видели одну-две машины, с водителями которых о чем-то общались стражи порядка. Автомобиль автора этих строк остановил лишь четвертый по счету среди попавшихся ему на пути экипаж ДПС.
Подошедший патрульный попросил предъявить распечатку пропуска (у меня с собой была), мельком глянул на нее и даже не спросив документов на машину или моих «прав», махнул рукой — проезжай, мол.
Такой подход реального полицейского настолько резко контрастировал с тональностью сурового запугивания автомобилистов через СМИ коронавирусными карами со стороны всевозможных «ответственных пиджаков», что я просто не смог удержаться от усложнения условий собственного эксперимента.
Чужой среди своих: первый тест-драйв обновленного Infiniti QX50 2020-го модельного года
Японские роллы или корейские кимбап: сравнительный тест-драйв Toyota RAV4 и KIA Sportage
Для этого вспомнил, что ПДД требуют от водителя предоставлять для проверки сотрудникам ГИБДД четко оговоренный список бумаг: водительское удостоверение, регистрационные документы на машину, полис ОСАГО и путевые документы в случае, если имеют место коммерческие перевозки. Ничего даже похожего на распечатки с «цифровыми пропусками» в этом списке нет.
Спич примерно такого содержания я и озвучил — уже на следующем полицейском кордоне, который решил тормознуть мое авто. Результатом стало явное замешательство офицера, которого угораздило связаться со мной. При этом я предложил предъявить все мои оговоренные в ПДД документы. Он их мельком просмотрел и холодно пожелал счастливого пути, более не вспоминая ни о каких коронавирусных QR-кодах.
Примерно такая же сцена повторилась еще на семи постах ГИБДД по маршруту моего дальнейшего следования. Причем в трех случаях сотрудники полиции даже не смотрели в мои документы: мы просто мило общались на тему всеобщей карантинной истерики и потом расходились довольные друг другом, когда в поле зрения патрульного появлялась другая машина, подходящая в качестве объекта проверки.
Итогом этого эксперимента стало четкое понимание: люди сидят на самоизоляции по своей воле, запуганные пропагандой в СМИ опасностей вируса, а не из-за введенной системы пропусков. Последня, по факту, лишь собирает статистику о том, кто и куда собрался съездить, а не перекрывает гражданам «кислород».
Российским водителям разрешат ездить без прав. Вместо этого нужен будет только QR-код
Пока это эксперимент и далеко не во всех регионах страны.
В некоторых субъектах России автовладельцам разрешат не возить с собой водительские права, а использовать вместо них специальное мобильное приложение. Об этом во время Гайдаровского форума сообщил замглавы Минцифры РФ Олег Качанов.
— У нас уже есть определённый план, мы его с коллегами из МВД проработали, согласовали и в формате эксперимента хотели бы запустить в 2021 году на территории выделенных субъектов, самых цифровых, которые в первой четвёрке, — отметил он, однако не уточнил, о каких конкретно регионах идёт речь.
Три нарушения — прощайте, права! В России предложили ужесточить наказание для водителей
Как утверждает Качанов, инициатива заключается в том, чтобы водителю не надо было брать с собой свидетельство о регистрации транспортного средства и права, а вместо этого он мог бы показать приложение на телефоне с информацией об этих документах в формате QR-кода.
— Инспектор соответствующим считывающим устройством смог бы считать QR-код и получить информацию. Если забыл дома права, сидишь не трясёшься, ведь телефон-то всегда с собой, его точно не забудешь, — пояснил замглавы Минцифры.
В электронный формат решено перевести ещё более ста госуслуг
С предложением провести в 2021 году эксперимент по использованию «цифровых двойников» часто используемых документов к президенту России Владимиру Путину ранее обратился вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Речь шла о специальном «мобильном идентификаторе», который можно будет установить на телефон, а затем официально подтвердить в МФЦ. Предполагалось, что в будущем может заменить удостоверение личности, водительское удостоверение, ПТС и справку о регистрации по месту жительства.
В министерстве планировали разработать специальное приложение и инфраструктуру для его работы к 31 августа, чтобы начать использовать его уже с 1 декабря, однако соответствующее постановление правительства ещё не подписано. Ожидалось, что в рамках пилотного проекта данное приложение в качестве паспорта смогут использовать москвичи в возрасте от 18 лет при наличии действующего бумажного паспорта и верифицированной учётной записи на портале госуслуг.
МВД аннулирует карты автомобилей, не прошедших техосмотр
Ранее Лайф рассказывал ещё об одном новшестве для водителей. Предложено ужесточить для них наказание в случае нарушения правил дорожного движения. Если идея МВД и Минюста будет реализована, лишать водительских прав можно будет за три нарушения.