бизнес информатика код специальности
Направление подготовки бакалавров «Бизнес-информатика»
Код специальности: 38.03.05
Профиль «ИТ-предпринимательство»
3 бюджетных места в 2021 году, Факультет систем управления, Кафедра автоматизации обработки информации
ИТ-предпринимательство – это новое, быстро развивающееся направление в науке, возникновение которого продиктовано острейшим дефицитом в России высококвалифицированных кадров, способных как разрабатывать сложные программные системы, так и заниматься организацией бизнеса в IT-секторе экономики.
Специалисты в области бизнес-информатики помимо непосредственно разработки могут осуществлять маркетинговую деятельность по исследованию рынка, разработке стратегии продвижения и продаж программных продуктов. Также в сферу их компетенции входит оказание консалтинговых услуг по обследованию и анализу технологической и информационной инфраструктуры предприятия; обслуживание IT-сервисов и управление контентом.
Уникальность образования студентов направления подготовки «Бизнес-информатика» заключается в синтезе знаний из области технических и гуманитарных наук. Базовыми предметами подготовки являются математика, программирование, экономика, менеджмент, управление программными проектами. Основной упор делается на разработку архитектуры и программного обеспечения электронного предприятия. В учебном процессе участвуют ведущие специалисты университета и IT-компаний Томска: ООО «Томсксофт», ООО «Томское агентство правовой информации «Гарант»», Web студия «Nicolas Group», ООО «OpenTeam». Приобретенные знания и навыки оттачиваются студентами во время стажировок и производственных практик в этих компаниях. После окончания учебы выпускники часто трудоустраиваются в местах прохождения практик.
Кем работать (трудоустройство)
Выпускники с успехом могут работать в качестве программиста, Web-администратора, бизнес-аналитика, специалиста по внедрению информационных систем, менеджера программных проектов, тестировщика программных приложений, бизнес-консультанта по продвижению и продажам программных продуктов.
Магистратура
После окончания бакалавриата образование можно продолжить в магистратуре по программам: «Моделирование и оптимизация бизнес-процессов предприятия»; «Предпринимательство и бизнес в сфере информационных технологий»; «Программная инженерия и управление программными проектами».
Участие в реальных проектах
Студенты направления подготовки «Бизнес-информатика» участвуют в ряде интереснейших разработок:
Это далеко не полный перечень проектов ГПО направления подготовки «Бизнес-информатика». Кроме того, любой студент может предложить свой проект и вместе с группой единомышленников воплотить его в жизнь.
План учебного процесса направления подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика», профиль «ИТ-предпринимательство»
38.03.05 Бизнес-информатика
Квалификация выпускника
Профили направления
Цифровая экономика
Описание направления
На младших курсах первой ступени подготовки основное внимание уделяется естественнонаучным дисциплинам, базовой подготовке в области информационных технологий (информатика и программирование, базы данных, архитектура и проектирование информационных систем (ИС)), общим математическим дисциплинам (математическая логика, матанализ, линейная алгебра, дискретная математика, теория вероятности и математическая статистика), экономическим (экономическая теория, финансовый и управленческий учет) и гуманитарным дисциплинам. Специальные дисциплины, такие, как логистика, управление персоналом, стратегический менеджмент, правовая информатика, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, архитектура корпоративных ИС (КИС), управление жизненным циклом программных средств, информационная безопасность и т.д., появляются на третьем-четвертом курсах.
Знания и умения, получаемые на первой ступени, базовые и поэтому в большей степени имеют теоретическую направленность. Это методологии, связанные с подготовкой предприятия к автоматизации, проектированием, внедрением ИС, организацией ИКТ-службы, управлением, разработкой и эксплуатацией ИС. Приобретение навыков практической работы ограничивается тренингами для овладения различными инструментальными средствами и системами, которые подкрепляют теоретические курсы, например, MS Project, MathCad, CASE-технологий, Delphi и Dot net и т. д.
Специалисты, получившие степень бакалавра, подготовлены к деятельности в составе группы исполнителей, а также как менеджеры сервисов и систем. Бакалавр бизнес-информатики – это специалист, который получил образование в области экономики, менеджмента, права и ИКТ и занимается проектированием, внедрением, анализом и сопровождением КИС.
Область профессиональной деятельности:
Специалисты, получившие степень бакалавра, подготовлены к деятельности в составе группы исполнителей, а также как менеджеры сервисов и систем. Бакалавр бизнес – информатики – это специалист, который получил образование в области экономики, менеджмента, права и ИКТ и занимается проектированием, внедрением, анализом и сопровождением КИС
Вид профессиональной деятельности:
По оценкам экспертов российскому рынку труда требуется порядка 150 тысяч юристов, управленцев и экономистов, непосредственно связанных с ИКТ. Специалисты бизнес-информатики востребованы во всех сферах бизнеса. На сегодняшний день неудовлетворенная потребность в специалистах такого профиля составляет только в России порядка 10 тысяч человек в год. Кроме того, в соответствии с Болонской декларацией, диплом любой страны-участницы процесса действителен без ограничений во всех странах-участниках, для бакалавров Бизнес-информатики открываются не только отечественный, но и зарубежный рынок труда в сфере ИКТ.
Основные места работы:
Государственные и частные предприятия, акционерные общества, научно-производственные объединения, научные конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства, органы государственного и муниципального управления
Руководитель IT- отдела, специалист отдела, программист
Основные базовые дисциплины:
«Информатика», «Математика» «Информационные технологии», «Сетевая экономика», «Информационные системы управления», «Операционные системы», «Статистика», «Эконометрика», «Прикладная информатика в экономике».
Бизнес-информатика
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Конкурсная группа: 38.03.05 Бизнес-информатика
Информационные технологии в бизнесе
Экономика высокотехнологичного бизнеса
ДОКУМЕНТЫ
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа бакалавриата «Бизнес-информатика» готовит будущих лидеров IT-индустрии. Программа включает в себя изучение теоретических принципов и приобретение практических навыков при решении задач анализа, моделирования и управления бизнес-процессами предприятия, анализа и определение направлений рационализации архитектуры предприятия. Значительное внимание уделяется изучению методик и инструментальных средств для анализа и моделирования организационных и технологических процессов на предприятиях, а также различным типам систем их автоматизации: информационным системам управления ресурсами предприятия, производственным исполнительным системам, системам управления активами предприятия, системам корпоративного электронного документооборота, BI-системам, системам поддержки оперативной деятельности, бизнеса или бизнес-процессов, системам поддержки принятия решений и другим. Предусмотрено изучение прикладных вопросов управления проектами, управления персоналом, экономической оценки IT-проектов, стартапов.
Специалист по бизнес-информатике находится на стыке экономики и управления IT. Таким образом, освоив программу бакалавриата, выпускники получат знания как по техническим, так и по экономических дисциплинам.
Студент имеет возможность выбрать обучение на одной из двух специализаций.
Специализация 1 – Информационные технологии в бизнесе
Специализация «Информационные технологии в бизнесе» ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих компетенциями в области использования современных достижений ИТ-индустрии в бизнесе и основ их разработки. Освоив дисциплины данной специализации, студенты:
Специализация «Экономика высокотехнологичного бизнеса» ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих компетенциями в области экономики и управления современным бизнесом в условиях цифровой трансформации. Бакалавры, освоившие данную специализацию:
АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ
Актуальность и значимость программы обусловлена потребностью предприятий и организаций в цифровой трансформации своих бизнес-процессов. Специалист по бизнес-информатике находится на стыке экономики и управления ИТ. Таким образом, выпускник получит знания, умения и навыки, которые дадут ему возможность провести анализ архитектуры предприятия, оценить степень соответствия информационных технологий, которыми владеет предприятие, конкретным целям, задачам, процессам, а также оценить степень цифровой зрелости хозяйствующего субъекта. Останутся ли информационные технологии постоянной проблемой или станут значимым активом предприятия — зависит от умения управлять системой ИТ-процессов в интересах пользователей.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа бакалавриата «Бизнес-информатика» готовит будущих лидеров IT-индустрии. Университет ИТМО – лидер в области обучения студентов по направлениям, связанным с информационными технологиями. Специалист по бизнес-информатике находится на стыке экономики и управления информационными ресурсами. Поэтому наличие такой программы в Университете логично и соответствует профилю его деятельности.
ДИСЦИПЛИНЫ
Базы данных
Изучение дисциплины формирует у студентов совокупность общенаучных и профессиональных компетенций, обеспечивающих решение проблем, связанных с проектированием и использованием баз данных, функционирующих под управлением современных СУБД. Задачи дисциплины заключаются в изучении основных моделей баз данных, языков описания и манипулирования данными, принципов проектирования и построения базы данных. Студенты также получают навыки администрирования и сопровождения баз данных.
Основы процессов внедрения информационных систем
В процессе изучения дисциплины рассматриваются основные проблемы внедрения информационных систем (ИС), назначение и состав методологии внедрения ИС, содержание стандартов и концепций управления проектами, организационную структуру проекта. Студенты знакомятся с проектами внедрения в различных современных методологиях, моделями процессов MSF, фазами проектов внедрения, изучают ролевые кластеры команды и модель команды проекта, управление содержанием и планом проекта, учатся оценивать стоимость проекта, прогнозировать условия его выполнения, анализировать и управлять качеством проектов, производить мониторинг и управление рисками.
Корпоративные информационные системы
Целью преподавания данной дисциплины, является ознакомление студентов с принципами работы корпоративных информационных систем (КИС), их архитектурой, основами построения и проектирования КИС. Задачами изучения дисциплины является формирование у студентов знаний и представлений, необходимых для проектирования КИС в области корпоративных стандартов и их функций, знаний об используемых технологиях, о корпоративных информационных базах данных, о прогнозировании и анализе вариантов технологических процессов в проектах информационных систем на основе моделирования.
Основы анализа и моделирования бизнес-процессов
В процессе изучения дисциплины студенты получат представления о современных методологиях и стандартах функционального моделирования бизнес-процессов (ARIS, IDEF0, IDEF3, BPMN, DFD). Студенты научатся определять необходимые параметры, дающие набор знаний по бизнес-процессам и позволяющие его моделировать с использованием современных инструментальных средств, проводить анализ бизнес-процессов в организации и выявлять «узкие» места.
Маркетинговые решения в бизнесе
В процессе изучения дисциплины студенты получат представления о сущности, основных понятиях, задачах и функциях маркетинга, принципах организации деятельности маркетинговой службы, месте и роли маркетинга в развитии предприятия. Студенты научатся проводить комплексный анализ рынка, обрабатывать конкурентный материал, оценивать конкурентоспособность товара и рассчитывать конкурентную цену, анализировать жизненный цикл товара, использовать инструменты продвижения товара на рынок.
Технологии программирования
Дисциплина охватывает вопросы управления контентом предприятия, процессами создания и использования информационных сервисов. Для этого студенты изучают основы объектно-ориентированного языка С++. Базовый уровень направлен на изучение алгоритмизации и формализации решения задач программирования, интегрированной среды программирования Borland C++3 и Visual C++ 2005-2015, лексических основ С++. типы данных, способы управления данными, линейные, разветвляющие, цикличные, вложенные и параллельные алгоритмы, ввод и вывод в С++, файловый ввод и вывод. Студенты получают навыки для создания простых программ.
Электронный бизнес
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением сущности сети Интернет, способов доступа в Интернет, видах хостинга, получением представлений о способах интеграции предприятия в электронный бизнес, изучением онлайн возможностей продвижения товара, видов рекламы в Интернете, получением знаний о сущности и содержании электронных платежей, виртуальных платежных системах, изучением основных проблем при работе в сети. Студенты получат навыки компетентного участия в дискуссиях со смежными специалистами по разработке мероприятий по интеграции хозяйствующего субъекта в электронный бизнес.
Бизнес информатика код специальности
Кто владеет информацией, тот владеет миром.
Майер Амшель Бауэр (Ротшильд).
Обучение по направлению «Бизнес-информатика» предполагает получение классического университетского образования с применением современных инноваций российского и западного бизнес-образования.
Квалификация выпускников направления «Бизнес-информатика» позволяет решать следующие задачи: аналитическая поддержка принятия решений в управлении бизнесом; выбор и оценка эффективности информационных технологий для поддержки бизнес-процессов; планирование и организация исполнения ИТ-проектов различного уровня сложности; выработка политики компании в использовании ИТ и ИКТ; обеспечение информационного моделирования бизнес-процессов; разработка совместных планов стратегического и ИКТ-развития компании; принятие обоснованных решений при выборе информационных технологий, и относительно интеграции различных информационных систем; проектирование, внедрение, эксплуатация и сопровождение информационных систем.
В целом выпускник получает широкий набор необходимых знаний одновременно в области менеджмента и информационных технологий.
Востребованность на рынке труда
Выпускники могут работать как в государственных организациях (функция электронного правительства), так и в консалтинговой, внедренческой, проектной или сервисной компании, в структурах управления любых организаций на должностях руководителя проектов, системного аналитика, специалиста по разработке бизнес- и web-приложений, системного администратора.
Имеется возможность обучения по следующим профилям: архитектура предприятия.
Продолжить обучение можно в магистратуре.
Выпускники данного направления (специальности) могут претендовать при трудоустройстве на следующие вакансии: Программист 1С, Программист банковского дела, Системный аналитик, Специалист sap.
Перечень вступительных испытаний:
Форма обучения | |||
---|---|---|---|
Вступительное испытание и его приоритет | Минимум баллов | ||
Бюджет | Внебюджет (платное обучение) | ||
Очная | |||
1. Математика | 27 | 27 | |
2. Обществознание | 42 | 42 | |
3. Русский язык | 40 | 40 |
Бизнес информатика код специальности
Паспорт образовательной программы
4 года
Очная форма обучения, 240 з.е.
Обучение ведётся на русском и английском языках
ОП «Бизнес-информатика», предлагаемая НИУ ВШЭ – Н.Новгород, обеспечивает преимущество, так как в ней оптимально сочетается подготовка в области экономико-математических методов, методов моделирования и анализа систем и процессов и технологий создания информационных систем. Образовательная программа обеспечивает получение выпускниками компетенций, востребованных на рынке труда, ориентированных на подготовку специалистов, способных к проведению междисциплинарных исследований в области создания и применения методов и средств математического и информационного обеспечений управления.
Ни в одном из вузов Нижегородской области, за исключением НИУ ВШЭ – Н.Новгород, не реализуются учебные планы, которые в достаточном объеме включали бы дисциплины, охватывающие различные аспекты бизнес-информатики, отвечающие квалификационным требованиям работодателей, а также высокий уровень подготовки в области иностранных языков.
Области профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки бакалавра 38.03.05 «Бизнес-информатика»:
— проектирование архитектуры предприятия;
— стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием;
— организация процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием;
— аналитическая поддержка процессов принятия решений для управления предприятием.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
— методы и инструменты создания и развития электронных предприятий и их компонент;
— ИС и ИКТ управления бизнесом;
— методы и инструменты управления жизненным циклом ИС и ИКТ; инновации и инновационные процессы в сфере ИКТ.
По окончании обучения бакалавры смогут участвовать в следующих видах профессиональной деятельности:
Аналитическая деятельность включает следующие задачи:
— анализ архитектуры предприятия;
— исследование и анализ рынка ИС и ИКТ;
— анализ и оценка применения ИС и ИКТ для управления бизнесом;
— анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ.
Организационно-управленческая деятельность включает следующие задачи:
— Обследование деятельности и ИТ- инфраструктуры предприятий;
— Подготовка контрактов, оформление документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ;
— Разработка регламентов деятельности предприятия и управления жизненным циклом ИТ- инфраструктуры предприятия;
— Управление ИТ-сервисами и контентом информационных ресурсов предприятия;
— Взаимодействие со специалистами заказчика/исполнителя в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия;
— Планирование и организация работы малых проектно-внедренческих групп;
— Управление электронным предприятием и подразделениями электронного бизнеса несетевых компаний.
Проектная деятельность включает следующие задачи:
— Разработка проектов совершенствования бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия;
— Разработка проектной документации на выполнение работ по совершенствованию и регламентацию стратегии и целей, бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия;
— Выполнение работ по совершенствованию и регламентации стратегии и целей, бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия;
— Разработка проекта архитектуры электронного предприятия.
Научно-исследовательская деятельность включает следующие задачи:
— Поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации в экономике, управлении и ИКТ;
— Подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций.
Консалтинговая деятельность включает следующие задачи:
— Аудит бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятий;
— Аудит процессов создания и развития электронных предприятий и их компонент;
— Консультирование по рациональному выбору ИС и ИКТ управления бизнесом;
— Консультирование по организации управления ИТ-инфраструктурой предприятия;
— Обучение и консультирование пользователей в процессе внедрения и эксплуатации ИС и ИКТ.
Инновационно-предпринимательская деятельность включает следующие задачи:
— Разработка бизнес-планов создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ;
— Создание новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ.
Основная образовательная программа подготовки бакалавра с присвоением квалификации «бакалавр» предусматривает изучение следующих блоков:
Б.Пр – профессиональный цикл (Major), включая:
Б.Пр.Б – базовая часть;
Б.Пр.БП – базовая профильная часть;
Б.Пр.ВП – вариативная профильная часть;
Б.ДВ – дисциплины по выбору;
Б.М – дополнительный профиль (Minor);
Б.ПД – Практики, проектная и/или исследовательская работа;
Б.Ф – факультативы (дополнительно к ОП);
Б.ГИА – государственная итоговая аттестация.
Базовой частью образовательной программы является совокупность ее элементов, устанавливаемых НИУ ВШЭ в образовательном стандарте, вариативной частью образовательной программы является совокупность ее элементов, устанавливаемых разработчиками отдельных программ бакалавриата по данному направлению в рамках ОС НИУ ВШЭ и/или выбираемых студентами указанных программ.
В блок «Практики, проектная и/или исследовательская работа» входят учебная и производственная (в том числе преддипломная) практики. Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
Учебная и производственная практики могут проводиться:
-в самостоятельно выбранной студентом организации;
— в организации, предоставляемой студенту от университета, по его собственному желанию, оформленному в виде заявления, из имеющейся базы практик;
— в структурных подразделениях университета.
Целью производственной и преддипломной практик является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение навыков и опыта практической работы по обеспечению жизненного цикла информационных систем, проектированию архитектуры предприятия, стратегическому планированию развития ИС и ИКТ управления предприятием, аналитической поддержке процессов принятия решений для управления предприятием. В ходе прохождения преддипломной практики осуществляется сбор материалов необходимых для успешного выполнения ВКР.
блок «Практики, проектная и/или исследовательская работа» входят проектный и/или научно-исследовательский семинар.
Научно-исследовательский семинар является формой, обеспечивающей научно-исследовательскую деятельность студентов, в частности – выполнение курсовых работ, а проектный семинар – формой, обеспечивающей проектную деятельность студентов.
Проектная работа может включать:
• разработку отдельного проекта (индивидуального или группового);
• участие в проектах, организуемых кафедрами и предприятиями-партнёрами ВУЗа по направлению подготовки;
• участие в «сервисных» проектах
Проектная работа может осуществляться в структурных и научных подразделениях НИУ ВШЭ, на производственных площадках организаций и учреждений.
Курсовые работы, выполняемые студентами, носят междисциплинарный характер. Темы курсовых работ определяются научными руководителями и утверждаются руководителем ОП. Структура работы, ее содержание определяются поставленной целью курсовой работы.
В блок «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине «Физическая культура» (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.