большой театр дресс код для женщин
Что надеть в Большой театр в Москве: строгий или свободный дресс-код?
Счастливицы те, кто знает, что надеть в Большой театр в Москве за несколько дней, а то и недель, до долгожданного события. Это не простое заведение, это целый храм искусства, которому следует соответствовать, как внешне, так и внутренне. Хотя нынешнее время позволяет молодым людям надевать, то чего душа пожелает, давайте не превращать культурный выход в обыденность.
Создаем антураж
В быстром потоке московской жизни порой просто не хватает времени, чтобы полностью собрать свой наряд. Гораздо проще одеться в то, что под руку попало и пойти наслаждаться спектаклем. Но где же еще красоваться, как не в театре? Сейчас никто ругать не будет, если вы придете не в надлежащем виде, но это способно выставить вас, как человека, не знающего этикета. Заведения подобного типа предполагают одеяние зрителей более праздничное, чем обычно. Сейчас можно не облачаться в длинные платья в пол и навешивать на себя все ювелирные украшения, которые есть в шкатулке. Но все-таки существует несколько констант:
Можно также поэкспериментировать над имиджем и создать парный образ, например выбрав мужчине бабочку, галстук или карманный платок в тон к женскому платью.
Как одеться в Большой театр
Поход на спектакль можно прировнять к выходу в ресторан, что само собой подразумевает иметь, так сказать, парадный вид. Нужно иметь сдержанный почерк, но праздничный. Мужчинам можно не надевать смокинги, но все же лучше достать из шкафов брючные костюмы и рубашки. Так вы будете выглядеть представительней. Темно-синие брюки в сочетании со светлой нарядной сорочкой также подойдут под это событие. Но полный образ создают нюансы:
Женщин может настигнуть небольшая паника, ведь хочется выглядеть на миллион, но идти в бальном платье и на шпильках не возникает желания. Есть у всех небольшая палочка-выручалочка – классическое черное платьице. Оно никогда не потеряет актуальности, так как сочетает в себе и элегантность, и нотку сексуальности, и сдержанность, чего и нужно достичь. Здесь важна длина. Желательно, чтобы оно было до колен и ниже. Учтите, что платье или юбка, которое заканчивается на уровне пальцев вашей руки в расслабленном виде, уже считается мини.
Одежда должна отражать вашу личность и настроение. Молодым девушкам лучше выбирать светлые оттенки, которые подчеркивают юность, а более зрелым женщинам подойдут винные цвета, они не только способны стройнить, но и символизируют целеустремленность, волю и уверенность.
Красивая юбка также может стать частью вечернего туалета. Юбка-миди на завышенной талии отлично сочетается с топом с оголенными плечами. Подобрав высокую прическу и длинные серьги, вы будете выглядеть очень женственно и стильно. Блуза придаст нежности и воздушности. С выбором принта юбки длины миди нужно быть осторожной, так как она занимает визуально большую часть образа. Верным решением будет выбор именно однотонной, а разнообразить свой внешний вид с помощью эксклюзивной сумки или украшений.
Из офиса на бал
Если культурное мероприятие запланировано сразу после работы, то нужно лишь немножечко поколдовать, чтобы рабочий костюм мигом превратился в наряд на выход. Сочетание черного и белого – это классика. Только подправив макияж и изменив пару украшений, образ сразу приобретёт вечерний шарм. Например, красная помада и такой же клатч отлично поддержат черную юбку-карандаш и белую блузу.
Есть множество красивых и нарядных женских комбинезонов, которые можно надеть в праздничный день на работу, а после отправиться на светское мероприятие. Брючные костюмы точно так же вламываются в гардеробы многих модниц с невероятной скоростью. Главное подобрать универсальный базовый цвет, который будет хорошо смотреться везде. Это могут быть и приглушенные цвета синего, зеленого, бордового, и легкие пастельные оттенки неба или морского песка.
Дайте себе еще одну возможность быть красивыми, пусть не на сцене, но в зрительном зале блистать под светом прожекторов. В этот вечер будьте королевой для своего короля. Будьте неотразимой для себя, не на пикнике всё же!
Маленькие тонкости поведения в Большом театре: как вести себя, если вы купили билеты на один из спектаклей ведущей сцены страны и мира
Мы приходим в театр, чтобы насладится завораживающим зрелищем, неповторимой атмосферой, вдохновенной игрой актеров. Посещение театра – это всегда яркое событие в череде будничных дней. Это праздник, к которому готовятся заранее. Не будем его ничем омрачать! Нам не нужны неловкости и недоразумения.
Мы хотим ознакомить вас с рядом безусловных требований, которые предъявляет к своим гостям ведущая сцена страны и мира – ГАБТ, Государственный Академический Большой театр. Их необходимо учитывать. Они касаются не только внешнего вида и поведения.
Встречают по одежке или надо ли соблюдать строгий дресс-код
Времена, когда в театр ходили исключительно в вечерних платьях и смокингах, остались далеко позади. Ритм современной жизни внес свои коррективы в требования во все сферы, включая театральный дресс-код. Посещение спектакля очень часто происходит сразу после окончания рабочего дня. У большинства гостей театра нет возможности заехать домой, чтобы переодеться.
Сегодня демократичный подход к форме одежды зрителей в театре – это скорее правило, чем исключение. Однако границы разумного в этом вопросе все-таки переходить не следует. Обращаем ваше внимание на то, что категорически нежелательны при посещении спектаклей шорты, спортивные брюки и футболки. В респектабельном зале Большого они будут явно неуместны.
Также не стоит слишком увлекаться духами и одеколонами с резким запахом. Помните о тех, кто сидит рядом. Эти зрители могут не разделять ваши парфюмерные предпочтения и даже страдать аллергическими реаакциями.
Театр начинается с вешалки
Если вы пришли в театр в верхней одежде, обязательно сдайте ее в гардероб. Там же вам придется оставить большие сумки или рюкзаки.
Мы надеемся, что обеспечили комфорт всем нашим гостям!
В театр всей семьей: дети наше будущее
Безусловно, радость от посещения спектакля вам бы хотелось разделить с друзьями и с членами семьи, включая малышей. Чем раньше ваш ребенок начнет приобщаться к волшебному миру театра, миру прекрасного, тем выше вероятность того, что любовь к нему он сохранит на всю жизнь.
Начиная с 5 лет (но не раньше!), приводите ваших наследников на утренние представления. Обратите внимание на то, что необходимо купить маленькому зрителю билет на спектакль Большого театра.
Мы продумали комфорт посещения спектаклей для людей с ограниченными возможностями
Если среди ваших членов семьи есть люди с ограниченными возможностями, в здании Большого театра они не будут испытывать никаких неудобств. Пандусы, лифты, специально оборудованные туалеты позволят им чувствовать себя максимально комфортно.
А как же четвероногие?
Третий звонок: как вести себя в зале
Правило третьего звонка действует в любом театре неукоснительно. После того как он прозвучал, попасть в зрительный зал вам уже не удастся. Придется довольствоваться местами на верхнем ярусе. Поэтому, рассчитывая необходимое на дорогу в театр время, мы просим вас оставлять в запасе хотя бы минут 20. Уверяем вас, мы найдем, чем вас занять, если вы прибудете раньше!
Цветы любимым исполнителям
Вероятно, после спектакля вы захотите преподнести любимому артисту цветы. Так как проносить цветы в зал не разрешается по правилам ГАБТ, обратитесь к капельдинеру. Он подскажет вам, как отправить букет или корзину за кулисы, чтобы ваш дар получил любимый вами исполнитель – участник спектакля.
Видео- и фотоматериалы
Очень важная деталь: видео- и фотосъемка в Большом театре строго запрещена. Поэтому если вы не являетесь специально аккредитованным корреспондентом, имеющим соответствующие допуски, свой фотоаппарат или камеру вам придется сдать в гардероб. В противном случае капельдинер остановит вас при входе и напомнит о том, что это необходимо сделать обязательно.
Еда, питье, прочие предметы
Вам не стоит брать с собой все, что есть в вашем баре или на кухне. Мы предлагаем очень вкусные угощения в нашем буфете. Еду и напитки приносить в зал не следует. Также, не берите с собой острые и режущие предметы, даже если они являются семейной ценностью. Они могут поранить зрителей, помешать им наслаждаться спектаклем или повредить убранство зала.
Все в Большом театре под профессиональной защитой
Все зрители и артисты Большого театра находятся под надежной охраной. Их безопасность обеспечивают профессиональные сотрудники охраны. В общественных помещениях работают камеры видеонаблюдения. Действует обязательная процедура прохождения посетителями театра металлодетектора.
Правила возврата билетов
Если по какой-либо причине происходит замена одного спектакля на другой (не относится к замене исполнителей в спектакле), все наши гости могут до начала спектакля вернуть билеты в кассу или заменить их, если интересно посещение других спектаклей.
Театральный дресс-код: что надеть в Большой театр?
Итак, Вы стали счастливой обладательницей билета в святая святых – Большой театр! Перед Вами стоит сложная задача – что надеть в Большой театр? Сразу скажем, строгого дресс-кода в Большом театре нет. Если у Вас есть билет, вас пропустят в любом случае, даже если вы одеты в джинсы. Но как одеться в Большой театр так, чтобы чувствовать себя уютно и комфортно?
Одежда
Будничную одежду (стиль casual, office или sport) оставьте для своей повседневной жизни. Поход в театр – это праздник, а поход в Большой театр – это праздник вдвойне. Правильно выбранный наряд и восхищенные взгляды поднимут Вам настроение и придадут уверенности в себе. Итак, для Большого театра желателен вечерний дресс-код, вы должны выглядеть строго и торжественно.
Советуем избегать чересчур коротких юбок, глубоких вырезов, разрезов, обнажающих плечи и ноги, а также полупрозрачных тканей и кружев. Кроме того, приберегите для другого случая вызывающие гламурные и сексуальные наряды.
Посещение Большого театра – это прекрасный повод надеть женственное длинное вечернее платье. В 2014 году в моду вошли волшебные вечерние платья из шифона и шелка. Однако помните, что платья с пышной юбкой или длинным шлейфом могут создать определенные неудобства. Отличным вариантом будет коктейльное платье, которое сочетают в себе шик вечернего наряда и комфорт.
В этом году по-прежнему актуальны сочетания белого и черного, вы можете позволить себе и более яркие варианты (все оттенки синего, красный, фиолетовый). Оригинальным вариантом будет платье жемчужно-серого цвета или оттенка шампанского.
Альтернатива вечернего платья – комплект, например, жакет и платье, а также жакет и юбка-карандаш. А вот брючный костюм оставьте для своего спутника. Хорошо будут смотреться комплекты цвета бордо, красного, насыщенного синего, и, конечно, классического черного. Добавьте в свой образ элементы торжественности – шелковый яркий платок или брошь.
Прически
Итак, мы определились, что надеть в Большой театр. Какую прическу сделать? Главное, чтобы она сочетаться со стилем одежды, макияжем и аксессуарами. И, естественно, выбор зависит от длины волос. Возможен вариант аккуратной косы, гладких, идеально ровных прядей либо мягких, нежных волн. Не советуем вам делать высокую прическу, которая может помешать смотреть представление людям, сидящим за Вами.
Обувь
Прежде всего, обувь должна гармонировать с вашим нарядом. Поэтому если идете в театр в холодное время года, то не забудьте взять туфли с собой. (В крайнем случае захватите губку, чтобы протереть сапоги.) Советуем отказаться от платформ и чересчур высоких шпилек. Не экспериментируйте с балетками, туфлями лоуферами, вариантами Мэри Джейн. Остановитесь на классическом варианте – элегантные закрытые лодочки на среднем и средне-высоком каблуке.
Аксессуары
Посещение Большого театра – это, безусловно, повод надеть свои лучшие украшения. Главный совет – не переусердствуйте. Вы также можете дополнить свой образ меховыми накидками, элегантными длинными перчатками. И конечно, не забудьте о маленькой дамской сумочке. Кипу мелочей, бумаг, документов оставьте дома в своей повседневной сумке, а в театр возьмите клатч, подходящий в тон вашей обуви.
Мы надеемся, что, прочитав нашу статью, вы решите для себя вопрос – как одеться в Большой театр. Подбирая одежду, не забудьте о театральном этикете – не опаздывайте, не разговаривайте во время действия, отключите свой мобильный телефон и не уходите из зала, пока артисты остаются на сцене.
Москвич
«Мы сегодня не можем не пустить кого-то в зал, как 40 лет назад» — начальник отдела перспективного планирования Большого театра Ирина Черномурова
Как за последние 20 лет поменялся дресс-код посетителей Большого театра и что нравится в классических постановках мужчинам в районе 50? На эти и другие вопросы о Большом отвечает начальник отдела перспективного планирования и специальных проектов театра Ирина Черномурова.
Во времена моей юности поход в театр был большим событием, и похожий настрой у нашей публики сохраняется и сейчас. Относительно дресс-кода все стало гораздо демократичнее, спокойнее, но зрители — и это видно невооруженным глазом — все равно приходят в театр с ощущением, что это особенное место и выглядеть там надо по-особенному.
Такое отношение у нас где-то на генетическом уровне, оно осталось еще с советских времен, когда соблюдались некие негласные правила. Зимой переобувались в вечерние туфли, а летом обязательно надевали чулки, без них могли не пустить: обнажать пальцы ног в открытой обуви было не принято, как и на посольских приемах.
Конечно, поход в Большой театр в какой-то степени был связан с демонстрацией благосостояния: те, кто имел возможность, «выводили в свет» драгоценности и вечерние платья. Остальные шили. Я, например, закрывала дефицит тем, что обшивала себя с ног до головы — брюки, юбки, пиджаки, вечерние платья в пол. Так что залы в Большом всегда собирались торжественные.
Любопытно, что особо важных гостей мы могли и не видеть — они сидели в специальной ложе. Но об их присутствии всегда можно было догадаться по разбросанным по залу многочисленным сотрудникам спецслужб — они были в совершенно одинаковых костюмах, и это сразу бросалось в глаза.
В 1980-х правила смягчились: в Большой театр стали пропускать людей в джинсах и кроссовках, а количество вечерних платьев уменьшилось. В 1990-х публика и вовсе стала покидать концертные и театральные залы: ходить туда стало немодным. К счастью, этот период длился недолго.
Сегодня у нас огромный выбор одежды, и в театр возвращаются длинные платья, настоящие театральные сумочки, безумной красоты палантины. Для меня удивительно, что некоторые зрители продолжают переобуваться в гардеробе зимой, притом что никто от них этого не требует. С другой стороны, я их хорошо понимаю: в Большой театр ходишь не каждый день, и, надевая красивое платье, а затем переобуваясь в вечерние туфли, они настраиваются на особенный вечер, на праздник.
Не будем также забывать, что у нас один из самых элегантных залов в мире, и когда его заполняет красиво одетая публика, это всегда атмосфера праздника.
«Оперный дом — странное место… »
Время от времени я вижу очень хорошо одетых людей, которые, продемонстрировав платье, побывав в партере и буфете, быстро теряют интерес к окружающему. Дело сделано, галочка поставлена, и оставшееся время в театре становится для них испытанием: иногда тоска читается на лицах, иногда я ловлю какие-то подтверждающие это фразы. В таких случаях я всегда вспоминаю цитату Вольтера: «Оперный дом — странное место, куда собираются по определенным дням, не зная, зачем, и считая хозяина страшной занудой». Сегодня в этом плане мало что изменилось. И, да, те, для кого Большой театр своего рода обязательный к посещению модный клуб, как правило, встречаются среди посетителей партера.
Другой вопрос, что процент таких зрителей невелик, а сам партер сегодня может быть очень пестрым и разнообразным: кто-то демонстрирует платья в пол, для кого-то дресс-код укладывается в определение «чисто и опрятно». И в этом плане мы ничем не отличаемся, например, от «Гранд-опера», куда приходят и в вечерних платьях, и в более демократичной одежде.
Минуя гардероб
К счастью, гардероб в нашем театре работает практически весь сезон. «К счастью» потому, что во многих странах, например в Королевской опере в Дании, он не является чем-то обязательным. Там на спектакль спокойно приходят со своими куртками, рюкзаками и размещают их в ногах, развешивают на спинках кресел. Возможно, это проявление свободы, но лично я ощущала собственную несвободу, когда сидящие сзади люди помещали на мое кресло одежду, и она меня буквально выдавливала. Некоторые зарубежные визитеры Большого театра тоже удивляются, когда их просят оставить в гардеробе пальто и рюкзак, а перед входом в зал — бутылку воды.
Причем мы сегодня не можем не пустить кого-то в зал, как 40 или 50 лет назад. У нас нет на это юридического права. Тем более что ни один театр, в том числе наш, не указывает на билете специальный дресс-код — это вопрос личного выбора зрителей.
Но я, конечно, не говорю, что пренебрегать дресс-кодом и гардеробом какая-то общеевропейская привычка. В Берлинской государственной опере, «Ковент-Гардене» или парижской «Гранд-опера» в целом всегда собираются красивые залы.
Седые головы в партере
Чем отличаются московские залы, в том числе партер Большого театра, так это более пестрым возрастным составом. Здесь у вас не возникает ощущения, что в театр ходят только представители старшего поколения. Если сравнивать с многими западными театрами, кроме, наверное, Берлинской и парижских опер, в среднем залы в Большом значительно моложе. Например, в оперном театре в Цюрихе практически весь партер сплошь седые головы. Да, там много достойно одетых людей в вечерних туалетах и бриллиантах, но в основном это представители поколения за 60. Очень пожилая публика и в «Ковент-Гардене», и в «Ла Скала». И это одна из серьезных проблем в Европе: аудитория оперных домов, к сожалению, стареет. То же происходит в «Метрополитен-опера».
Многие западные коллеги часто спрашивают, чем мы привлекаем молодежь. Я отвечаю: делаем спектакли, которые интересны всем. Но мы точно не собираемся ставить дайджесты — упрощенные варианты классических постановок для привлечения молодого зрителя. На Западе такая тенденция уже есть. Например, там стали создавать адаптированные редакции для детей, которые иногда разыгрывают в фойе театров. Я не считаю это правильным: мы должны приучать детей и молодежь к оригиналам. Да, «Лебединое озеро» идет три часа, в нем много музыки и танцев, и все это весьма отличается от компьютерных игр, но его укороченный вариант — это точно не выход. Недавно мы поставили большой спектакль для семейного посещения — «Сказку о царе Салтане». Специально, чтобы родители могли привести детей, показать им, на какие чудеса способен театр, и заодно познакомить их с замечательной музыкой Римского-Корсакова. Это как с литературой: уж если перед тобой лежит толстая книжка, ее надо прочитать от начала и до конца.
Билет на балет
На наших общеевропейских собраниях мы с коллегами часто обсуждаем ценовую политику: оперное искусство всегда было и остается дорогим. Например, заплатив 180 фунтов за билет в «Ковент-Гарден», вы будете сидеть где-то на уровне люстры, а за премьерный спектакль можно отдать и 500 фунтов. Правда, «Ковент-Гарден» совсем особый случай: в Англии нет большого государственного патроната, как в других европейских странах (государство покрывает всего 30% затрат), и его дирекция вынуждена компенсировать реальные расходы на постановки, устанавливая высокие цены.
Мы в Большом всегда стремимся соотносить цены с возможностями московского зрителя. Например, стоимость билетов на Новую сцену на порядок ниже, чем на Историческую, и не потому, что продукт там хуже: просто хотим, чтобы к нам чаще ходили. Да, есть устоявшееся мнение, что высокая цена создает театру особый имидж. И в стоимость билетов на Историческую сцену мы действительно закладываем то, что часть публики приходит на люстру и занавес, на особую атмосферу и большие известные балеты. Но, поверьте, это влияет на цену не до такой степени. Билеты в Большой театр доступнее, чем во многие оперные дома Европы. И у нас много посетителей, которые ходят к нам годами, пусть не так часто, но регулярно.
Понимая, что цены на билеты остаются достаточно высокими для большинства молодых, мы придумали специальную программу: на несколько спектаклей в сезоне, в том числе на новые постановки, мы продаем билеты только лицам до 25 лет — по паспортам. И в эти дни у нас набираются очень красивые залы. Наверное, срабатывает все тот же унаследованный с генами код: поход в театр — особое событие.
«Бабуленьки» и мужчины в районе 50
Многие родители начинают приводить детей на оперу и балет в очень раннем возрасте. С одной стороны, это замечательно: они стремятся дать им все, в том числе показать лучшие классические постановки. С другой — иногда нам приходится отбиваться и объяснять, что, например, четырехлетнего ребенка рановато вести на «Лебединое озеро». Введенное сейчас ограничение связано не с тем, что на сцене будут показывать нечто неприличное, а в первую очередь с особенностями детской психологии. Сможет ли ребенок высидеть несколько часов, воспринять драматургию спектакля? Ведь, создав неправильное первое впечатление, можно получить обратный эффект и надолго отвадить ребенка от театра.
Также у нас по-прежнему активна женская часть зрителей. Есть, например, категория, которую мы любя называем «бабуленьки». Да, они забираются на третий-четвертый ярус, да, им, скорее всего, приходится выкраивать деньги на билеты, но они ходят регулярно, всегда очень достойно выглядят и стараются не пропускать ни одной премьеры.
Интересный факт выявило недавнее социологическое исследование: оказалось, что большой сегмент зрителей на оперных спектаклях — успешные мужчины в районе 50. Причем они приходят без спутниц: одни или в мужской компании. Мы думали, с чем это может быть связано: возможно, им не хватает в повседневной жизни ярких эмоций.
Каждый год 31 декабря
Любой «Щелкунчик» в Большом — безумно красивая история: это потрясающе одетые малыши, элегантные родители, платья в пол, костюмы, драгоценности. И так было даже в 1990-х, когда мы наблюдали отток публики. Для части москвичей «Щелкунчик» — определенный ритуал, свои отношения со сказкой Гофмана, музыкой Чайковского, Новым годом. Есть известная шутка, что кто-то 31 декабря ходит в баню, а кто-то всеми силами стремится попасть на «Щелкунчика». За любые деньги, хотя бы на приставной стульчик. Если не в Большой, то в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко…
В Большом театре нет такого грандиозного открытия сезона, как, например, в «Метрополитен-опера» — с красной дорожкой и торжественным ужином. Зато есть «Щелкунчик», на который ходили и будут ходить. Причем не только в Москве, но в любом другом городе: потому что другого такого спектакля — волшебного и сказочного — у нас просто нет.
Как в сойти за своего в ложе Большого: правила театрального дресс-кода и этикета
«И потом, Люд, ты же видишь во мне только сотрудника. Человека, который приносит, блин, бабки. Ты, Люд, блин, совсем не видишь во мне знаешь кого? Ты не видишь во мне, блин, женщину!» По правде говоря, разглядеть даму в этом существе с растрепанными волосами, с потекшей тушью и тяжелым алкогольным дыханием не смогла бы не только Люда, завсегдатай первого ряда партера на балетных премьерах Большого, но даже и более отстраненный наблюдатель. Люда понимала, что я все слышу, и от ужаса изо всех сил вжималась в кресло: ведь наш с ней обычный репертуар, эта ветошь маскарада, пестрил другой лексикой — «неточный батман», «едва не вполноги», «обворожительное вращение», «феерический со-де-баск», «грязноватая диагональ». Обильный буфет во втором антракте «Корсара» обернулся разговором о давно наболевшем, а значит, — катастрофой.
Отсюда правило номер один — в Большой берите с собой только проверенных людей, тех, кто даже после третьего антракта на «Царской невесте» будет маскировать законную тоску изучением списка сотрудников декорационно-постановочного цеха – этим самым последним способом показаться театралом. Большой – не место для первого вывода в свет нового любовника, дальнего родственника или даже самого мудрого наставника по приветствию солнцу. Это театр точечных, выверенных ударов: бейте в яблочко.
Должен признать, что несчастная Люда — единственная регулярная посетительница Большого, кто с точностью выдерживает дресс-код, приличествующий не просто академическому – главному театру страны. Черная юбка — не в пол, но и не пляжный вариант. Кремовая блузка, запертая камеей. Необременительная каратность на пальцах — но все же и не бриллиантовое «Чиполлино». Жакет Chanel. Ридикюль на цепочке. Осторожная укладка. Макияж — чуть более вечерний, чем для похода в «Турандот», но совершенно не такой, как для бала «Татлера».
Такие идеальные попадания в стилистику места в театре, увы, большая редкость: обычно зрительницы выступают в жанре недолета или перелета. Первые полагают возможным явиться на «Спартака» с Иваном Васильевым в джинсах и уггах со стандартной мотивировкой: ехала с дачи, встала в пробку, не успела заскочить домой. Вторые водружают на голову фантастические шляпы в духе Анны Делло Руссо, перекрывая обзор любителям искусства с задних рядов. В Большом однажды уже случился «бал Сатаны» – Новый год с Борисом Березовским, прозванный «мышиным праздником» из-за анекдотического обилия еды, но вот скачек с реквизитом от Филипа Трейси пока не устраивают. Имейте это, пожалуйста, в виду. А шиньоны и вовсе приберегите для веселой вечеринки «Кому за восемьдесят».
Иностранцы, особенно европейцы, как-то точнее чувствуют рамки дозволенного: врожденное — да, пожалуй, врожденное — чувство меры дает им возможность наряжаться в театр, как бы и не наряжаясь. Тщательно, но неброско. Они исходят из очень простого, но самого существенного для эстетики театрального зала соображения: в театре не показывают, а смотрят. Даже в таком радикально светском храме Мельпомены, как Большой, самое важное все-таки происходит на сцене, а не в буфете правого бенуара. Да, он переполнен такими новодельными знатоками классических партитур, как Абрамович, Будберг и Вексельберг, – однако они пока еще даже не заслуженные артисты.
Кстати говоря, мужчине справиться с академическим дресс-кодом едва ли не сложнее, чем женщине: уж очень невелик выбор. Половодье строгих, рабочих костюмов превращает зал для зрелищ в зал заседаний совета директоров овощной палатки, а в джинсах и рубашке вроде как не положено. Самый разумный вариант – разнообразить унылую «двойку» хитро завязанным шарфом (ноу-хау Старого Света) или платочком в карман (технология Света Нового). К сожалению, эксперименты с мужской одеждой в Большом не срабатывают. Я имел возможность убедиться в этом на собственной шкуре. На какой-то важный, отчетно-перевыборный, как я их называю, спектакль пришел в сложносочиненной, виртузно скроенной двойной вещи Yohji Yamamoto. Белая, длиной с фрак, рубашка и такой же длинный жилет были соединены японским гением в одно целое. Так вот, в тот вечер я проклял и себя, и гения, ибо ровно через секунду после того, как в моей руке оказалась программка, ко мне потянулась череда страждущих: «Скажите, а программка сколько стоит? А со ста сдача найдется? А можно с либретто?» В изящнейшей черно-белой вещи я был похож на капельдинера из плохой комической оперы. Я спрятал программку в карман. «Скажите, а почему программки так быстро закончились?»
Особая тема – дети. Чтобы не утруждать светских мам теоретическими выкладками, перейду сразу к резолютивной части. Ребенок – не бисквитно-сливочный торт с вишенкой и шоколадкой, изготовленный кондитерским подразделением Управделами мэрии Москвы. Ни на «Спящую красавицу», ни на «Щелкунчика», ни тем более на «Мойдодыра» не надо девочек обряжать в пышную тафту и золотые балетки. Мальчик вполне – уверяю вас! – может обойтись без абсурдной бабочки, смысл которой ему совершенно не ясен, и лаковых ботинок. Вы не беспокойтесь: они еще настрадаются.
Однако никакая фантазийная беда на голове, никакие сверх меры обнаженные ноги не выдают неофитов так, как их манеры. Новый человек является в Большой с кучей мусорных представлений о том, что можно и нельзя. Ему думается, например, что во время спектакля нельзя переговариваться с соседом – но можно, украдкой или даже не украдкой, проверить инстаграм, прорезав волшебный мрак зала омерзительным светом экрана сотового. Меж тем особую прелесть походу на балет может доставить тихое обсуждение, скажем, чистоты позиций Ольги Смирновой, сменяющееся неистовым «браво!» на особо эффектных пируэтах. В балете много от спорта: неистовый стадионный восторг уместен при явном наличии танца высших достижений.
А вот шиканье на людей, кричащих «браво!» и усиленно аплодирующих (а таким шиканьем отличаются главным образом люди, присутствующие в театре впервые), – неуместно. Повышенная зрительская активность объясняется просто – люди на работе. Просто их работа – хлопать и кричать, они – клака. В Большом театре клака поставлена на широкую ногу. Это наряду с квадригой, Светланой Захаровой, люстрой и спекуляцией билетами визитная карточка Большого, черточка к его «лица необщему выраженью», и ей уже лет сто. И не кавалерам в Zilli и дамам в Hervé Léger, которые сбегают из партера, как только погаснет свет рампы, не дожидаясь даже второго занавеса, редактировать этот портрет.
Невозможно себе представить что-то более неуважительное к театру и артистам, чем почти улановский бег к гардеробу. Только последняя электричка или необходимость срочно вернуться под капельницу могут быть оправданием этой плебейской привычке. Но обычно капельницей оказывается капля-другая «Моэта» в «Мосте», приправленная несколькими «кубиками» Бургундии – и как же стыдно за вас, дорогие товарищи, заплатившие по тридцать тысяч за билет.
Впрочем, публика Большого, ведомая настоящими (а не по должности в Попечительском совете) поклонниками и знатоками музыкального театра, на глазах меняется к лучшему. Наше сердце едва не разрывалось от радости, когда в конце прошлого сезона на нескольких спектаклях подряд мы наблюдали в ложе дирекции абсолютно счастливого Романа Абрамовича: он так искренне, так долго, энергично и с таким увлеченным выражением лица хлопал в ладоши, что было очевидно – ему очень нравится. Хлопку его еще недостает выверенности, театральности, он еще не овладел магией извлечения дополнительной громкости из воздушной подушки, образующейся при хлопке, – но лиха беда начало. «Браво!» у него хорошее, мужское, шаляпинское.
В качестве лоцмана по бескрайнему морю балета Роману Аркадьевичу выделили балерину Галину Степаненко, но всех одновременно она обслужить не может. Поэтому новые зрители Большого волей-неволей занялись самообразованием – причем удивительным образом! Они читают либретто. Я могу понять слушателя, знакомящегося с содержанием оперы «Кавалер розы»: эта вещь Рихарда Штрауса почти не шла в России. Но нарядная блонда, внимательно изучавшая либретто на премьере «Онегина», меня потрясла. Когда на душераздирающей сцене дуэли она стала проверять инстаграм, я уже не был изумлен. А уж когда, словно сраженная приступом диареи, вылетела, едва Татьяна осознала весь ужас своей трагедии, во мне и вовсе не дрогнул ни один мускул. В конце концов, спрашивали же меня на «Волшебной флейте»: «Эдуард, а почему поют по-немецки?» – «Это родной язык композитора». В ответ удивленное: «А кто композитор?» Не привыкать.
Но если серьезно, несложные балетные и оперные сюжеты – «Любовь сильнее смерти» («Жизель»), «Печальна судьба куртизанки» («Травиата»), «Борцы за справедливость гибнут, но дело их живет» («Спартак») лучше все-таки изучить заранее: они вывешены на сайте театра.
И вот еще. В «Спартаке» нет танца с саблями (это из «Гаянэ»), раз. «Лебедь» Сен-Санса, известный также как «Умирающий лебедь», никогда не входил в хореографическую партитуру «Лебединого озера», два.
И последнее: в Большом театре не бывает перерыва – перерыв бывает в ларьке у метро. У нас – антракт.