будут ли штрафовать водителей без qr кода
В Госдуму внесли законопроект о штрафах за езду на машине без QR-кода
По мнению авторов инициативы, эти меры позволят сохранить здоровье граждан и избежать материального ущерба
Заксобрание Нижегородской области внесло в Госдуму законопроект, согласно которому за управление машиной без цифрового пропуска в период режима повышенной готовности водителей будут штрафовать на сумму от одной до пяти тысяч рублей. При повторном нарушении штраф составит пять тысяч рублей.
«Управление транспортным средством без разрешения, иного документа, установленного при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, влечет за собой предупреждение или штраф в размере от одной до пяти тысяч рублей», — сообщается в тексте документа.
При повторном правонарушении штраф также составит пять тысяч рублей. Авторы указывают, что законопроект «направлен на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения чрезвычайной ситуации».
Контроль за выполнением подобного рода правонарушений предлагается возложить на органы внутренних дел. Как отмечает ТАСС, в пакете сопроводительных документов к законопроекту отсутствует отзыв правительства России. В этих случаях, напоминает агентство, профильный комитет Госдумы обычно возвращает инициативу обратно авторам.
11 апреля мэр Москвы Сергей Собянин подписал указ о введении для поездок по столице цифровых пропусков. Они выдаются в электронном виде и представляют собой специальный код, состоящий из цифр и букв. Поездки без этого документа в служебных целях имеют право совершать военнослужащие, правоохранители, судьи и иные работники, имеющие удостоверения установленного государством образца.
23 апреля, как сообщили «Известия», в России решили создать Единый федеральный центр автоматической фиксации нарушений ПДД (ЦАФАП). По данным издания, система будет централизованно собирать информацию с камер фото- и видеофиксации, а затем после обработки передавать ее в региональные центры. Разработчики считают, что это позволит исключить необоснованный доступ к личным данным автовладельцев и создать единую базу розыска транспортных средств.
Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО «ОрденФеликса», Главный редактор: Сивкова А.С.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.
*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:
Бизнес посчитал QR-коды бессмысленными
Бизнес недоволен штрафами, которые выписывали чиновники, не имеющие QR–кода о соответствии стандартам Роспотребнадзора.
Петербургский комитет по контролю за имуществом (ККИ) в октябре составил 1130 протоколов о несоблюдении стандартов Роспотребнадзора. При этом само ведомство получило QR–код, который подтверждает соответствие стандарту, совсем недавно.
В Петербурге усилят антиковидные рейды по проверке бизнеса
QR-коды от предпринимателей начали требовать ещё весной. Согласно постановлению правительства Петербурга № 121 от 13 марта, без такого кода организации не имеют права осуществлять хозяйственную деятельность.
Стандарт безопасности закрепляется за местом работы. За отсутствие QR–кода владельцам ИП грозит штраф до 50 тыс. рублей, юрлицам — до 300 тыс. рублей.
Предприниматели и эксперты обращают внимание на несправедливость ситуации.
«ККИ проверяет бизнес на соблюдение стандартов, выписывает штрафы нарушителям, хотя сам комитет получил код только 30 октября. Выходит, что на каждый выписанный ККИ протокол чиновники должны были составить протокол и своему ведомству», — комментирует ситуацию председатель РОО «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина. Она подчёркивает, что, когда проверяющий приходит на объект, предприниматель должен быть уверен, что этот человек сам здоров, имеет запас СИЗ, а его деятельность соответствует всем требованиям.
В ККИ корреспонденту «ДП» пояснили, что пункт 2.39, который обязывает получить QR–код всех без исключения (а не только предпринимателей) до 1 ноября 2020 года, был внесён в постановление № 121 22 октября. То есть комитет всё сделал своевременно.
В РОО «Содействие малому бизнесу» подчёркивают: в целом руководители петербургских организаций относятся к требованиям ответственно, соблюдают все нормы. По данным ЦРПП, по состоянию на начало ноября Смольный выдал предприятиям города 81 тыс. QR–кодов. В сфере розничной торговли их получили более 80% (порядка 30 тыс. организаций). В сфере общественного питания коды получили 73% предприятий.
Ранее «ДП» писал, что сам процесс оформления QR–кода не вызвал затруднения у большинства. Однако есть и другие истории.
Петербургские предприниматели стали активнее получать QR-коды
«У меня возникла сложность в нахождении кода в личном кабинете. Техподдержка ЦРПП отвечала на запрос несколько дней. Но теперь вместе с уведомлением о коде отправляют инструкцию, поэтому эта проблема решилась», — рассказала «ДП» руководитель петербургской фирмы, занимающейся операциями с недвижимостью, Наталия Иванова.
Сопредседатель Ассоциации предпринимателей МСП Петербурга Григорий Соломинский считает процедуру получения QR–кодов бессмысленной.
«Предприниматель, получая код, подтверждает, что будет соблюдать необходимые стандарты, хотя он и так должен это делать по закону. После оформления кода необходимо ещё предоставлять фотографии СИЗ, которые есть на предприятии. Весной, когда общепит не работал, владельцев заведений всё равно обязывали отчитываться, что расстояние между столиками в их заведении допустимое. Лишняя работа, которая только раздражает», — говорит он.
Вопросы у Григория Соломинского вызывают и сами методы проверки. «Известны случаи, когда ККИ приходил с проверкой на объект трижды: два раза хвалил предпринимателя, а в третий — выявляли нарушение», — рассказывает он.
Ненужными QR–коды считает и Роман Пастухов, руководитель петербургского Союза предпринимателей. «Предприятиями и так руководят ответственные люди, создавать им дополнительные неудобства не имеет смысла», — говорит он. При этом эксперт отмечает, что пока члены союза не обращались с жалобами на сложности с QR–кодами.
Законны ли штрафы за отсутствие QR-кода?
Оформление цифровых пропусков
С введением карантина большое число штрафов назначается за отсутствие цифрового пропуска.
Однако, получив такой штраф, зачастую автовладелец может усомниться в правильности и законности такого штрафа. Прежде чем оплачивать такой штраф, необходимо понять, на законных ли основаниях был такой штраф назначен.
Пропускной режим, введенный в столице в период самоизоляции в целях борьбы с коронавирусной инфекцией, создал автовладельцам ряд сложностей.
Таким образом, поездки на автотранспорте требуют наличие QR-кода, который выдается дважды в неделю. Местные власти ввели санкции за отсутствие цифрового разрешения, в результате чего водители попали не только под проверки сотрудников ГИБДД, но и под прицел камер фото и видеофиксации. Отсутствие пропуска означает невыполнение требований соблюдения режима повышенной готовности на территории Москвы, за которое установлен штраф в размере 5000 рублей.
Как быть с постановлениями, которые можно получить не только за отсутствие пропуска, рассмотрим в настоящей статье.
Законны ли такие штрафы?
Необходимо помнить, что при помощи камер фото-и видеофиксации можно штрафовать только за нарушение ПДД или норм в сфере благоустройства.
Верховный суд свою позицию четко изложил. Она не терпит разночтений и двусмысленностей — режим ЧС и приравненный к нему режим повышенной готовности можно администрировать только в рамках двух статей КоАП, которые не предусматривают вынесение штрафов в упрощенном виде, то есть с камер. Законом установлено 10 дней на обжалование любого штрафа и 60 дней на уплату.
Необходимо также помнить, что данные процессуальные сроки исчисляются с момента получения копии постановления.
Процедура привлечения к административной ответственности всегда предусматривает составление акта и протокола, в которых привлекаемое лицо излагает свои пояснения по делу. Кроме того, в деле должны иметься надлежащие доказательства содеянного.
Ответственность за выполнение такой процедуры, установленной КоАП РФ, несет административный орган.
Лишь ряд нарушений предполагает упрощенную процедуру и использование лишь средств видео-и фотофиксации. Однако, используя такую процедуру, административные органы существенно упрощают свою работу, увеличивают количество вынесенных штрафов. Нельзя не отметить, что это отразится на судебной практике и повлечет увеличение жалоб, как и увеличение незаконных, отмененных штрафов.
Еще в апреле было опубликовано разъяснение Верховного суда о правомерности штрафов. За нарушение режима самоизоляции граждан следует наказывать по нормам не КоАП Москвы, а КоАП РФ, то есть по статье 20.6.1 (штраф от 1000 рублей) либо по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ (штраф от 15 000 рублей для граждан, обязанных находиться на карантине). При этом федеральный КоАП не позволяет применять штраф с камер ни по статье 6.3, ни по статье 20.6.1. Если это штраф с камер, то он незаконный и его следует обжаловать.
На что обратить внимание
При обжаловании штрафа также необходимо проверить, допущены ли существенные процессуальные нарушения при вынесении данного штрафа:
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, вправе составлять:
— должностные лица органов внутренних дел (полиции) (пункт 1 части 2
статьи 28.3 КоАП РФ);
-должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 19 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).
Если срок обжалования пропущен?
При исчислении соответствующих сроков вступления в силу постановлений по делам об административных правонарушениях следует учитывать, что срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано (пункт 1 статьи 31.1 КоАП РФ).
Так, в случае пропуска срока, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ). Ходатайство заявляется в письменной форме (часть 2 статьи 24.4 КоАП РФ).
Учитывая, что иных требований к оформлению ходатайств по делам об административных правонарушениях законодательство Российской Федерации не предусматривает, ходатайство о восстановлении пропущенного срока может как содержаться в тексте жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, так и быть подано в виде самостоятельного документа.
При этом ходатайство должно содержать указание на причины пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Уважительными причинами могут быть признаны обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы, например, нахождение лица на лечении в медицинском учреждении, применение к лицу изоляционных мер различного характера в порядке, предусмотренном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или мер ограничительного характера, примененных в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, получив вышеуказанный штраф, не стоит немедленно его оплачивать, а лучше сразу убедиться в законности его вынесения и подать соответствующую жалобу.
Новая практика Мосгорсуда
Вместе с тем, формируется судебная практика. В Мосгорсуде в настоящее время рассматривается исковое заявление с требованием о признании неправомерными автоматических штрафов, выписанных с помощью технологии распознавания лиц и других электронных технологий.
Требование о признании неправомерными автоматических штрафов, выписанных с помощью технологии распознавания лиц и других электронных технологий, суд начнет слушать 18 июня.
При этом Мосгорсуд отклонил иск о признании недействующими положений статьи 3.18.1 столичного Кодекса об административных правонарушениях, которые предусматривают штрафы для граждан, должностных и юридических лиц за нарушение режима самоизоляции.
Так, исковое заявление подавали муниципальный депутат столичного района Кунцево Денис Шендерович и журналист Алексей Обухов. Они оспаривали части 2, 3 и 4 статьи 3.18.1 КоАП города Москвы и просили признать их незаконными. Данные нормы предусматривают для граждан штрафы от 4000 до 5000 рублей, для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей, а для юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.
В то же время суд выделил в отдельное производство требование истцов о признании недействующей части 1.1 статьи 16.6 КоАП города Москвы. Беседа по этому иску назначена на 18 июня.
В части 1.1 статьи 16.6 КоАП города Москвы говорится о том, что в случае фиксации правонарушений гражданина с помощью технологий электронного мониторинга его местоположения в определенной геолокации с использованием системы городского видеонаблюдения, технических устройств и программного обеспечения постановление о штрафе выносится без участия гражданина, а административный штраф направляется ему по почте или в электронном виде без составления протокола.
Справедливо ли гражданам назначать такие штрафы только по фото- и видеофиксации (без составления протокола)?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Нет, не справедливо и это незаконно
Несправедливо и незаконно, поскольку обстоятельства происшествия не выяснены, гражданин объяснения не предоставил
Такие штрафы увеличат массовые ошибки и неточности
Личный опыт: можно ли сейчас ездить без QR-кодов и не получать штрафов
Ради своеобразного «следственного эксперимента» пришлось пожертвовать одним из выходных дней. Суть «операции Ы» была примитивна: проехать мимо как можно большего количества полицейских постов, разбросанных на въездах в Москву и дорогах ближнего Подмосковья, и ознакомиться с реальной обстановкой на коронавирусной «земле».
Для этого был разработан целый тур длинной примерно в 350 километров. Практически кругосветное путешествие вокруг столицы — через Домодедово, Подольск, Троицк, Апрелевку, Галицыно, Звенигород, Истру, Дедовск, Зеленоград, Солнечногорск, Лобню, Дмитров, Софрино, Щелково, Балашиху и опять внутрь МКАД. Причем маршрут прокладывался таким образом, чтобы избегать вылетных магистралей и крупных шоссе, перемещаться предполагалось по дорогам, чаще всего используемым местными жителями.
В условиях полупустых крупных трасс, «пролетающие» по ним машины полицейские кордоны тормозят относительно редко, а вот едущие по внутри- и межрайонным дорогам, по нашим расчетам, должны были подвергаться куда более частым проверкам на предмет наличия цифровых пропусков. Тем более, что перед введением этих электронных «аусвайсов» полиция обещала плотный контроль за транспортом на въездах буквально в каждый крупный населенный пункт области, не говоря уже о границах Москвы.
Начнем с того, что ощущения какого-то прям уж совсем массового присутствия полиции на дорогах региона у нас не сложилось. Да, кое-где на пересечениях популярных у автомобилистов местных дорог стоят сотрудники ГИБДД.
Практически возле каждого из таких постов мы видели одну-две машины, с водителями которых о чем-то общались стражи порядка. Автомобиль автора этих строк остановил лишь четвертый по счету среди попавшихся ему на пути экипаж ДПС.
Подошедший патрульный попросил предъявить распечатку пропуска (у меня с собой была), мельком глянул на нее и даже не спросив документов на машину или моих «прав», махнул рукой — проезжай, мол.
Такой подход реального полицейского настолько резко контрастировал с тональностью сурового запугивания автомобилистов через СМИ коронавирусными карами со стороны всевозможных «ответственных пиджаков», что я просто не смог удержаться от усложнения условий собственного эксперимента.
Чужой среди своих: первый тест-драйв обновленного Infiniti QX50 2020-го модельного года
Японские роллы или корейские кимбап: сравнительный тест-драйв Toyota RAV4 и KIA Sportage
Для этого вспомнил, что ПДД требуют от водителя предоставлять для проверки сотрудникам ГИБДД четко оговоренный список бумаг: водительское удостоверение, регистрационные документы на машину, полис ОСАГО и путевые документы в случае, если имеют место коммерческие перевозки. Ничего даже похожего на распечатки с «цифровыми пропусками» в этом списке нет.
Спич примерно такого содержания я и озвучил — уже на следующем полицейском кордоне, который решил тормознуть мое авто. Результатом стало явное замешательство офицера, которого угораздило связаться со мной. При этом я предложил предъявить все мои оговоренные в ПДД документы. Он их мельком просмотрел и холодно пожелал счастливого пути, более не вспоминая ни о каких коронавирусных QR-кодах.
Примерно такая же сцена повторилась еще на семи постах ГИБДД по маршруту моего дальнейшего следования. Причем в трех случаях сотрудники полиции даже не смотрели в мои документы: мы просто мило общались на тему всеобщей карантинной истерики и потом расходились довольные друг другом, когда в поле зрения патрульного появлялась другая машина, подходящая в качестве объекта проверки.
Итогом этого эксперимента стало четкое понимание: люди сидят на самоизоляции по своей воле, запуганные пропагандой в СМИ опасностей вируса, а не из-за введенной системы пропусков. Последня, по факту, лишь собирает статистику о том, кто и куда собрался съездить, а не перекрывает гражданам «кислород».
QR-код вместо СТС: документы на машину упразднили, но без них водителю грозит штраф. Как так?
Российским автовладельцам, зарегистрированным на Госуслугах, пришла рассылка, с текстом следующего содержания: «С 6 сентября в пилотном режиме можно предъявить СТС сотруднику ГИБДД в цифровом виде (QR-код) в приложении Госуслуги.Авто». Соответствующее приложение для смартфонов на iOS и Android было разработано по заказу Минцифры: его можно скачать в AppStore и Google Play.
По идее, установив приложение на смартфон и привязав его к своему аккаунту в Госуслугах, автовладелец может больше не возить документы на автомобиль – все данные о зарегистрированных на него машинах (как и информация о статусе прав и штрафах) будут доступны при сканировании QR-кода. Но здесь есть одно «но». В пункте 2.1.1 правил дорожного движения прописано, что водитель обязан возить с собой и предъявлять инспектору регистрационные документы на автомобиль. Ни о каких электронных носителях речи не идет, так как внесение данного пункта требует редакции существующих ПДД.
Пилотный проект с заменой бумажного СТС на QR-код заработал во всех российских регионах. Однако даже имея электронный аналог СТС, придется по-старинке возить с собой и его оригинал. Если у водителя, остановленного для проверки сотрудниками ГИБДД, не будет при себе бумажного СТС, то согласно Ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ ему грозит штраф в 500 рублей, а при повторном нарушение придется отдать уже 5000 рублей или лишиться прав. При таких правовых казусах смысл дублирования документов на автомобиль на электронном и бумажном носителе не понятен.
Все это напоминает запуск несколько лет назад возможности прохода в самолет по электронному посадочному талону. Старт этой передовой (для России – так как за границей это давно уже норма) системы был анонсирован всеми федеральными СМИ, но, даже в Шереметьево первое время многих пассажиров без бумажного посадочного талона отказывались пускать на рейс. Да и до сих пор эта система, помимо Москвы, работает лишь в нескольких городах по всей России.
Возможно, в будущем бумажные СТС в России все же уйдут в прошлое – как это случилось с полисами ОСАГО. Хотя до сих пор многие водители для подстраховки возят с собой бумажную распечатку ОСАГО – так, на всякий случай.