буквенно цифровой код мнемотехника
Буквенно-цифровой код
Каким способом каждому числу назначить свой образ и при этом обеспечить уникальность?
В мнемотехнике для этого используется буквенно-цифровой код. И когда мы видим какое-то слово, это слово можно преобразовать по буквам в число. Одним словом можно обозначать и двухзначные и трехзначные числа. Для разных цифр используются разные буквы. Начиная с 1634 года, было предложено множество различных вариантов. На сегодняшний день в России используют две системы. Общее направление этих систем заключается в том, что используются только согласные буквы. Гласные буквы не используются.
Буквенно-цифровой код применяется для кодирования цифр и чисел в слова Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют по 2 уникальных согласных буквы русского алфавита. В русском алфавите согласных букв 20.
Для применения необходимо выучить буквенно-цифровой код до автоматизма, чтобы можно было переводить цифры в буквы и наоборот без задержек.
Вы должны запомнить эти комбинации на рефлекторном уровне — то есть установить прямую взаимосвязь между разными анализаторными системами; в данном случае — между зрительной и речевой.
Давайте разбираться.
Вспомним русский алфавит Что в нём есть?
— мягкий и твёрдый знак
Буквенно-цифровой код
В отечественной мнемотехнике принято такое закрепление букв за цифрами
Теперь, что бы было понять как это работает, пойдём от обратного, Превратим слова в цифры:
душ, удав, баян весы
Отметим в них согласные:
ДуШ, уДаВ, БаяН, ВеСы
Вот таким способом любое слово можно превратить в число.
* Программисты скажут: да это же хэш, физики скажут: да это фурье разложение, остальные просто не будут выпендриваться:)
Теперь выполним обратную операцию и превратим цифры в буквы.
9 это РЦ
0 это НМ
0 это НМ
Теперь пытаемся подобрать слово в котором сначала будет идти согласная буква Р или Ц, затем согласная Н или М, и опять согласная Н или М. Гласных букв может быть сколько угодно в любом месте слова.
Таким способом можно закодировать как слова так и словосочетания. Опытные мнемонисты на автоматическом уровне знают образы до 1000.
Сложности
И всё таки в некоторых случаях, из-за трудностей в подборе слов, кодирование может не соответствовать общим правилам.
Используя этот код и правила составления слов, можно создать список, состоящий из 100 слов-образов. Выучив который, вы сможете быстро и легко запоминать любую цифровую информацию (даты, номера телефонов и т.д.), группируя ее по 2 цифры. Как показывает практика, дети и взрослые довольно быстро усваивают и активно применяют свои число-буквенные списки на практике. Необходимо немного потренироваться в переводе цифр в образы. Тренируйтесь на номерах телефонов, чтобы запомнить код, а потом и весь список. Нужно отметить, что сначала лучше подбирать несколько слов к одной цифре. В процессе тренировок вы сможете выбрать одно слово, имеющее наиболее яркий образ.
*При подготовке статьи использовались материалы сайта mnemonikon В. Козаренко
Буквенно цифровой код мнемотехника
Метод запоминания такой: Сначала придумывается основной сюжет для запоминания первого столбца(это числа кратные пяти: 00,05,10. 95). Затем придумывается отдельный второстепенный сюжет для каждой строчки. Все это занимает примерно пол часа.
Ещё привожу пример второстепенного сюжета для строчки начинающейся со слов пипетка(пипетка, пуля, бисер, павлин, пицца):
Представляем стеклянную пипетку, в которую затем на огромной скорости врезается пуля, во все стороны летят осколки, слышен звук битого стекла. Мы обращаем внимание на пулю, и оказывается она состоит из бисера, который тут же рассыпается и попадает на перья павлина, на котором висит табличка «будующая пицца». Павлин в ахуе, запоминаем его выражение лица=)
Кстати, кто для чего применяет СЧС(ЧБК)? Я например знаю три применения:
1) Для запоминания чисел, номеров телефонов. Тут все просто: разбиваем цифры на пары, ставим им в соответствие слова из словестно числового списка(СЧС) и связав эти слова в сюжет, запоминаем. В последствии при необходимости перекодируем слова из сюжета снова в цифры телефона.
2) Для запоминания текстов, конспектов: выделяем в каждом абзаце основную мысль, в ней выделяем одно основное ключевое слово и несколько вспомогательных, затем второстепенным сюжетом привязываем вспомогательные ключевые слова к основному слову, а то в свою очередь основным сюжетом с ключевыми словами других абзацев.
3) Для запоминания списков дел, покупок и любых других списков: привязываем сюжетом каждый пункт запоминаемого списка к словам СЧС. Так как СЧС мы помним хорошо, а также точно знаем порядок слов, то и запоминаемый список потом будет вспомнить несложно.
Мнемоника: можно запомнить даже цифры
Помимо дороги Цицерона, благодаря которой можно запомнить любое количество слов в правильной последовательности, существуют другие способы для запоминания последовательности слов. К сожалению, они не так удачные, требуют намного больше работы и подготовки, поэтому я не буду их рассматривать. Скажу лишь, что они не нужны. Дворец памяти (дорога Цицерона) — лучший способ запоминать списки.
Но как насчет цифр? Если бы вы попробовали запомнить набор цифр с помощью дворца памяти, вы бы столкнулись с некоторыми проблемами, например:
Под катом я познакомлю вас с двумя способами, как запомнить эти бездушные цифры. Именно по цифрам проводятся ежегодные соревнования по мнемонике, где запоминают тысячи цифр за ограниченное время!
Из всех способов, которые я изучал, я нашел лишь два действительно стоящими. К сожалению, к каждому из них требуется подготовка, но зато после нее вы сможете запоминать телефонные номера, номера домов, пароли друзей и любые последовательности цифр.
Цифро-буквенный алфавит
Описание
Первый способ заключается в смене типа запоминаемой информации. Вместо цифр запоминать слова. Но как перевести цифры в буквы? Для этого нам нужен алфавит, который нам нужно лишь единожды запомнить, а потом по нему связывать цифры с буквами.
Очень важно использовать в алфавите только гласные или только согласные буквы. Чтобы потом не путать, какие буквы были добавлены для составления слова, а какие являются эквивалентами цифр. Лучше всего каждому придумать свой алфавит, то, что первое приходит на ум при упоминании какой-то цифры, но я все же напишу свой алфавит, который использую для запоминания цифр:
Чем больше букв у вас привязано к каждой цифре, тем проще будет составлять слова, но сложнее запомнить, что к чему присоединено.
Как запомнить?
Сейчас, чтобы запомнить любую последовательность цифр, нужно лишь перевести цифры в буквы и составить слова. Для примера возьму идентификаторы моих предыдущих топиков:
178831 — Русый Вова торт!
179319 — Роса моет Рому!
179373 — Раса бати: “Сота”.
Осталось придумать довольно простую ассоциативную связь, как было написано в предыдущей статье. Например:
Недостатки
Мне не нравится этот способ обилием связей, которые нужно сделать, чтобы запомнить небольшой набор цифр. Чтобы запомнить 6 цифр, мне нужно составить фразу, привязать ее к значению шести цифр. А когда нужно вспомнить, нужно проходить по этим шагам.
Основной недостаток — фразу трудно запомнить, не у всех хватает словарного запаса сразу составлять конструктивные предложения.
Таблица связей
Описание
Для этого способа требуется довольно большая подготовка. Но этот способ, по моему мнению, намного лучше, чем способ с алфавитом. Суть заключается в обратном методе про который я рассказывал в конце прошлой статьи (1 — Алладин, 6 — Шест).
Суть метода состоит в том, чтобы создать ассоциации от 1 до 100, а потом пользоваться обратной зависимостью. Вместо того, чтобы по единице вспоминать Алладина, по Алладину вспоминать единицу.
А сам ряд ассоциаций (Алладин, мяч и т.д.) запоминать дорогой Цицерона! Изящное решение, которое является наилучшим, на мой взгляд.
Как запомнить?
Например мы имеем ряд из предыдущей статьи:
Теперь, чтобы запомнить 178831 достаточно придумать дорогу с ассоциациями, связанными с цифрами. А потом, натыкаясь на каждую ассоциацию, просто вспоминать цифру. О том, как придумывать дорогу — читайте в предыдущей статье.
Об этом способе я узнал из книги Доминика О’Брайна “Как развить совершенную память”. В ней автор делает подготовку больше, а запоминание проще. Автор сделал ассоциации на все числа от 00 до 99, причем он записывал только людей или персонажей. Кстати, персонажей он записывал по цифро-буквенному алфавиту. Например:
Вдобавок к этому каждому персонажу он придумывал уникальное действие (оно ни у кого не повторялось), например: корчит рожи, играет в бейсбол. Таким образом, чтобы запомнить 4 цифры, ему нужно было придумать лишь одну ассоциацию с действием!
Например 0424 это Николас Кейдж, который корчит рожу (действие Джима Керри).
Но, конечно, чтобы достичь таких результатов, нужна длительная подготовка, и я не считаю, что подобное нужно обычному человеку.
Интересный факт
Саймон Райнхард из Германии в 2011 году побил мировой рекорд, запомнил случайно перемешанную колоду карт за 21 секунду!
eidosmemory.com/mirovoj-rekord-po-zapominaniyu-kolody-kart.html
Если найдете ошибки в тексте — пишите в личные сообщения, оперативно исправлю. Спасибо 🙂
Буквенно цифровой код мнемотехника
Среда, 24.02.2010. Выпуск 118
Как заучивать буквенно-цифровой код
Буквенно-Цифровой Код (БЦК) используется для кодирования чисел в слова. Наиболее рациональный БЦК был описан в приложении к книге Франца Лёзера «Тренировка памяти» и, фактически, является стандартом для русскоязычной мнемотехники.
Другие варианты буквенно-цифрового кода появились в результате перевода англоязычной литературы, путем прямой замены английских букв русскими, что не совсем правильно, или даже совсем не правильно.
Одна цифра кодируется двумя согласными буквами. Это нужно для кодирования в слова трехзначных чисел.
Для запоминания БЦК его нужно проанализировать, понять простые принципы, по которым он составлен.
1 – гж, 2 – дт, 3 –кх, 4 – чщ, 5 – пб, 6 – шл, 7 – сз, 8 – вф, 9 – рц, 0 – нм
Два – «д», «дэ» созвучна «тэ».
Четыре – «ч», «че» созвучна «ще».
Пять – «п», «пэ» созвучна «бэ»
Шесть – «ш», «шэ» созвучна «лэ»
Семь – «с», «сэ» созвучна «зэ»
Восемь – «в», «вэ», созвучна «фэ»
Ноль – «н», «эн» созвучна «эм»
В основном первая буква в коде соответствует первой букве названия цифры (Н – Ноль).
Отдельно запомните три цифры.
1 – гж. Буква «г» похожа на единичку. «Гэ» созвучна «жэ».
3 – кх. В букве «к» три палочки». «Кэ» созвучна «хэ»
9 – рц. Буква «Р» похожа на перевернутую цифру 9. Вторую букву «ц» просто запомните.
19 букв из 20-ти поддаются логическому запоминанию, путем анализа. Специально запомнить нужно только букву «ц».
После того, как вы проанализировали буквенно-цифровой код (и запомнили его уже), нужно довести кодирование букв в числа до автоматизма. Сделать это можно, выполняя следующее упражнение.
Возмите любой текст.
Между государствами шли почти непрерывные войны для захвата пленных и другой добычи. Победитель разрушал захваченные города, а население их обращал в рабов или заставлял платить тяжелую дань.
Читая текст, мысленно выделяйте все согласные буквы.
МеЖДу ГоСуДаРСТВаМи ШЛи ПоЧТи НеПРеРыВНые ВойНы ДЛя ЗаХВаТа ПЛеННыХ и ДРуГой ДоБыЧи. ПоБеДиТеЛь РаЗРуШаЛ ЗаХВаЧеННые ГоРоДа, а НаСеЛеНие иХ оБРаЩаЛ В РаБоВ иЛи ЗаСТаВЛяЛ ПЛаТиТь ТяЖеЛую ДаНь.
Каждую согласную букву называйте вслух соответствующей цифрой. Тренируйтесь кодировать буквы в цифры до появления автоматизма. Автоматизм определяется по отсутствию задержек в процессе кодирования.
Читать текст вслух нужно так.
012 17297280 66 542 059980 80 26 7382 56003 291 254 55226 97966 738400 192 0760 3 5946 8 958 6 772866 5622 216 20
На основе этого упражнения можно показывать фокус, имитирующий мнемотехнику. Точнее, использующий лишь один прием мнемотехники. В данном фокусе числа не запоминаются. Фокусник запоминает несколько стихотворений, заранее кодирует их в цифры и распечатывает страницы с цифрами. Затем мысленно проговаривает стих и называет каждую согласную букву цифрой. Со стороны кажется, что он запомнил и вспоминает цифры. (Отличить фокусника от мнемониста очень просто. Фокусник обязательно принесет с собой заранее распечатанные числа. Мнемонисту числа можно диктовать, он будет запоминать их у вас на глазах.)
С помощью мнемотехники можно запоминать цифры честно, без фокусов. Но для этого, кроме буквенно-цифрового кода, нужно владеть другими приемами запоминания. Нужно знать образные коды двухзначных (или трехзначных) чисел и иметь в памяти много вспомогательных (опорных) образов, на которые запоминаются образные коды чисел.
Числа кодируются в слова (образы) с помощью буквенно-цифрового кода так.
301 – кх нм гж – Кх Нм Гж – КНГ – КНиГа – образ книги
Процесс подбора слов для чисел – сложный и долгий. Поэтому рекомендую вам пользоваться уже составленным справочником образных кодов.
Буквенно цифровой код мнемотехника
1.1 Система запоминания «Джордано»
Добро пожаловать в систему запоминания «Джордано», созданную в 1990 году. Это самая развитая и самая практичная система запоминания. Она специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам. В отличие от других систем запоминания, система «Джордано» свободна от излишних и непрактичных приемов.
Приемы запоминания, существующие в разных системах и школах памяти мира, были систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную систему, дабы удовлетворять трём основным критериям: простоте, универсальности и эффективности.
«Простота» означает, что методы запоминания легки для освоения и «прозрачны» для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И «эффективность» гарантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге.
Система «Джордано» направлена, прежде всего, на запоминание логически связанной информации, каковой, в частности, являются: телефонные номера и адреса, фамилии и имена, точные даты и географические названия, анекдоты и энциклопедические сведения, тексты, лекции и доклады. Тем не менее, система позволяет эффективно запоминать и логически не связанную информацию: цепочки слов, чисел, карт, буквосочетаний.
Большинство людей не понимают, что приемы запоминания представляют собой лишь малую часть того, что нужно знать для эффективного запоминания. Большое значение имеют: формирование навыка запоминания, достигаемое путем последовательной отработки каждого отдельного приема, выполнение дополнительных психотехнических упражнений, направленных на развитие визуального мышления и устойчивости внимания, тщательный контроль питания, от которого зависит не только работоспособность мозга, но и здоровье человека вообще.
Существует стойкое заблуждение, что, занимаясь мнемотехникой можно легко перегрузить свой мозг информацией. Распространению такого мнения способствовала книга А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой памяти», где тогда еще молодой психолог описывал возможности памяти мнемониста Шерешевского. Тот якобы жаловался на постоянные головные боли. Сейчас трудно судить, от чего болела голова у Шерешевского. Зато совершенно определенно можно сказать, что мозг практически невозможно перегрузить информацией, так как информация появляется в вашем мозге только в момент ее припоминания. До этого момента информации в мозге нет.
Усталость, возникающая у человека в процессе умственных занятий, связана не с перегрузкой памяти, а с общим утомлением организма. Так как поддержание внимания на выполнении любого действия требует определенного напряжения и затрат энергии.
1.2 Научная обоснованность
Не зная механизма фиксации информации мозгом, нельзя создать эффективную систему запоминания. В системе «Джордано» дается описание механизмов памяти. Выделяется два механизма фиксации связи мозгом, которые называются «электрическая память» и «рефлекторная память».
Описывается механизм понимания текстовой и речевой информации и приводится простая схема работы воссоздающего воображения.
Основой мыслительных процессов человека считается визуальное (образное) мышление. Речь рассматривается как средство коммуникации, предназначенное для «вывода» информации из мозга и передачи ее в другой мозг. Использование речевого мышления (внутреннего говорения) не рекомендуется по причине того, что в автоматических речевых конструкциях часто содержатся ложные взаимосвязи, ведущие к неверным умозаключениям. Речевое мышление медленное и «тормозит» запоминание.
Вводится понятие «точной» или «знаковой» информации, которая специально не выделяется академической психологией.
Объясняется реакция мозга на разные виды информации: почему одни сведения запоминаются автоматически, а другие «не хотят» запоминаться.
1.3 Философские аспекты
Специфически рассматривается слово «логика». Любая связь, созданная мозгом автоматически, или созданная вами сознательно, считается логической.
Дается специфическое толкование понятию «информация». Выделяется информация «для человека» и информация «для мозга». В общем смысле под информацией понимается безграничное разнообразие комбинаций повторяющихся элементов, количество которых ограничено.
Дается толкование слову «понимание». Под «пониманием» подразумевается представление в воображении группы пространственно организованных зрительных образов.
1.4 Система запоминания
Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.
Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
· кодирование элементов информации в зрительные образы;
· собственно сам процесс запоминания;
· запоминание последовательности информации;
· закрепление информации в мозге.
Приемы запоминания систематизированы по этим четырем этапам.
Вводится понятие ассоциации, как группы образов, в которых закодирована информация. В системе «Джордано» понятие «ассоциация» отличается от понятия «соединение образов».
Обозначены два возможных способа запоминания последовательности информации.
Широко используются образные коды, как инструменты скоростного запоминания.
Система кодирования чисел в образы основана на следующем буквенно-цифровом коде: 1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7-сз, 8-вф, 9-рц, 0-нм. Разработаны и даются в виде справочника образные коды двузначных чисел и образные коды трехзначных чисел.
СОСТАВЛЕНИЕ ФРАЗ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ И РАССКАЗОВ В СИСТЕМЕ «ДЖОРДАНО» НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ.
В ДАННОЙ СИСТЕМЕ СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ЭМОЦИИ НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАПОМИНАНИЮ И ТОЛЬКО МЕШАЮТ ЗАПОМИНАНИЮ.
Для построения систем вспомогательных опорных образов (локи) используются комбинации десяти различных приемов запоминания последовательности.