что можно узнать по штрих коду на товаре
Что можно узнать о товаре по штрихкоду на упаковке
Вынужденный глобальный карантин наглядно показал, как человеческая деятельность влияет на природу. Всего на пару месяцев ограничено перемещение на транспорте и приостановлены некоторые производства, а объем выбросов парниковых газов существенно снизился. Китай сократил выбросы углекислого газа на четверть в период карантина, а в воздухе одной из самых загазованных столиц мира Нью-Дели стало меньше вредных взвесей на 71%.
Карантин — подходящее время, чтобы обновить бытовые привычки. Это поможет сократить свой экологический след с возвращением в привычный ритм жизни. Одна из полезных привычек — внимательное отношением к товарам, которые мы покупаем. Этого может быть достаточно, чтобы отказаться от товаров, которые нельзя отправить в переработку. Или выбрать оригинал вместо подделки, и тем самым продлить срок службы товара.
Как проверить товар при покупке?
Можно воспользоваться бесплатным приложением Честный ЗНАК (iOS, Android). Это единственный оператор национальной системы маркировки товаров. Достаточно отсканировать в приложении знаки на упаковке и прочитать всю информацию о товаре.
Какие виды маркировки можно найти на упаковке?
Data Matrix коды
Сейчас по Data Matrix коду уже можно проверять сигареты, мех и обувь — эти товары давно маркируются и в огромном количестве присутствуют в продаже. Скоро появится множество других категорий: лекарства, шины, духи, товары легкой промышленности, напитки и молоко.
С помощью Data Matrix кода можно понять, легально ли товар введен в продажу, действительно ли он состоит из тех материалов, которые вам обещает консультант или бирка на товаре. Именно по этому коду товар заносится в базу производителя и логистических компаний, по нему товар учитывается в магазине и по нему кассир пробивает товар на кассе.
Стандартные штрихкоды
Вспомните, как часто вам приходилось всматриваться в мелкий шрифт на упаковке, пытаясь прочесть, что там в составе и как правильно хранить товар. Отсканировав штрихкод, можно вывести всю эту информацию в удобном виде на экран смартфона.
По штрихкоду можно узнать общую информацию о товаре: состав, габариты, изображение товара, условия хранения и все, что производитель обычно указывает на этикетке. Штрихкод можно расшифровать даже на товарах, не подлежащих обязательной маркировке.
Если информации о товаре нет в приложении?
Если по штрихкоду товар не найден в приложении, значит, товар не внесен в национальный каталог — стандартизированную базу всех товаров на российском рынке, где у каждого продукта есть свой профайл.
А вот если Data Matrix код не найден на товаре, чья товарная категория должна быть обязательно промаркирована, это значит, что товар продается с нарушениями, и о них можно сообщить прямо в приложении. Сроки обязательной маркировки можно проверить на сайте честныйзнак.рф.
Что еще можно делать с помощью приложения?
Приложение умеет расшифровывать любые условные обозначения: как ухаживать за изделиями, использовать и утилизировать, что значит тот или иной сертификат. Такая опция позволяет разобраться во всех непонятных обозначениях, например, на бирках по уходу за одеждой.
С помощью распознавания знаков можно понять, перерабатывается ли упаковка. Для тех, кто сортирует отходы, будут полезны значки, маркирующие разные виды бумаги, стекла, металла и пластика.
Для тех, кто ведет учет личных расходов
С помощью приложения можно сканировать QR-коды на чеках, сохраняя данные о всех своих покупках: даты покупок, наименования и цены купленных товаров.
Как пользоваться приложением?
Чтобы расшифровать значки на товаре, нужно открыть камеру в приложении, выбрать опцию «Знаки на упаковке», сфотографировать значки и кликнуть на галочку, отправив снимок на проверку. Система через пару секунд выдаст описание знаков на фотографии. Приложение постоянно обучается, пополняясь новыми обозначениями, которые пользователи заносят в память. Чем больше товаров и упаковок сканируют люди, тем информативнее становится приложение.
Информация о некачественном товаре может остановить от покупки ненужной вещи или уберечь от плохого лекарства. Конечно, с помощью одних только инструментов по распознаванию знаков мы не станем сознательными потребителями мгновенно. Но в то же время привычка получать достоверную информацию обо всем, что нас окружает и что мы потребляем, снижает неопределенность и формирует осознанность.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.
О чем расскажет штрих-код?
Выбирая в магазине тот или иной товар, мы редко обращаем внимание на надписи на этикетках. И совершенно напрасно — знающий человек сможет извлечь из них полезную для себя информацию. Взять хотя бы ставший привычным штрих-код…
И кому он нужен.
Сейчас практически на любом товаре можно увидеть набор черточек и написанных под ними цифр — то, что принято называть штрих-кодом. В далекие советские времена штрих-кода не было и в помине. В период тотального дефицита товаров было немного, ориентироваться в них было несложно, поэтому необходимость в дополнительной кодировке отсутствовала.
При нашем сегодняшнем изобилии запомнить все наименования не в состоянии ни продавец, ни производитель. Вот и пришли на смену длинным сертификатам с описанием товара короткие и компактные штрих-коды. Продавцу теперь достаточно пронести товар штрих-кодом вниз над кассовым аппаратом, и на экране появляется вся необходимая информация. Это значительно упрощает и убыстряет процесс складирования и продажи продуктов.
Сейчас закодированы практически все товары, вращающиеся на мировом рынке. Однако это вовсе не обязательно. При желании производитель может и не ставить на свой товар штрих-код, тем более что стоит это недешево. Но производители предпочитают раскошелиться: реализовать товары без штрих-кода практически невозможно (большинство магазинов отказываются их принимать).
Штриховое кодирование информации было изобретено и запатентовано в США в 1949 году Джо Вудлэндом и Берни Сильвером. Это изобретение, в значительной степени облегчившее учет и контроль материальных средств, получило широкое распространение во многих странах. Самым популярным на сегодня является 13-разрядный европейский код EAN-13, введенный в обращение в 1977 году. В России система EAN была введена в 1986 году. Фото: geralt, pixabay.com
Что надпись сия означает?
Внешний вид штрих-кода мало о чем может сказать. Вопреки тому, что мы привыкли видеть, он вполне может быть и узким, и коротким, и вовсе без цифр. Допускаются и сокращенные кодировки. Но это, скорее, исключение. Большинство производителей придерживаются установленной системы кодирования. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы загадку эту разгадать, потому что каждая цифра обозначает конкретные данные.
Итак, в штрих-коде, состоящем по европейскому стандарту из 13 цифр, первые две цифры обозначают страну; следующие пять — код предприятия. Последняя цифра штрих-кода — контрольная, служит для определения подлинности кода.
Посчитаем-с
Если проделать несложные арифметические вычисления с цифрами штрих-кода, есть шанс доподлинно узнать о том, настоящий продукт перед вами или банальная подделка. Вот эта формула:
В США и Канаде действует другая система кодирования — там штрих-код состоит из 12 знаков. Хотя правила построения графического изображения очень близки с европейской системой и считываются одинаковыми моделями сканеров.
Мифы и правда о штрих-кодах
Миф. Наличие штрих-кода свидетельствует о качестве товара. Фото: Depositphotos
На самом деле. К качеству товаров штрих-код не имеет отношения. Он и создан-то был не столько для потребителей, сколько для производителей и, главное, реализаторов. Единственное, что может по штриховой кодировке определить потребитель, так это страну-производителя. Однако и здесь есть свои сложности. Если указанная на этикетке страна-производитель не совпадает с данными штрих-кода, это не всегда означает, что вы напали на подделку. Некоторые фирмы, производя товары в одной стране, регистрируются в другой или размещают в третьих странах свои филиалы. А возможно, это совместное производство.
Миф. Штриховой код на упаковку может наносить только изготовитель товара.
На самом деле. Если изготовитель товара не нанёс штриховой код, то это может сделать поставщик (импортёр). На этикетке указывается «Поставщик: наименование компании-поставщика» и его штриховой код.
Миф. В штриховом коде есть скрытая информация о потребительских свойствах товара — изготовителе, фасоне, цвете модели, сроке годности и так далее.
На самом деле. Штриховой код — это всего лишь уникальный номер, по которому в электронном каталоге организации-изготовителя можно отыскать данные об указанной продукции. Без доступа к этому каталогу ничего узнать нельзя. Однако по штрих-коду можно узнать производителя товара. В 1999 году была образована единая информационная система глобального регистра GEPIR, которая позволяет через Интернет получить информацию о принадлежности штриховых кодов. Для этого необходимо только зайти на российскую или главную страницу GEPIR в Интернете и ввести интересующий вас код. Фото: Depositphotos
Миф. Если кода интересующего товара нет в регистре GEPIR, то товар поддельный.
На самом деле. Отсутствие введенного штрих-кода в базе данных не является свидетельством его поддельности. Например, это может быть результатом принятого во многих странах законодательства о раскрытии информации, в соответствии с которым компания в некоторых случаях по своему желанию выбирает, предоставлять данные или нет.
За Россией закреплен диапазон кодов 460−469.