что означает код обозначения типа упаковки 3h2
Тара, упаковка и маркировка опасных грузов ADR
ГРУЗЫ ОПАСНЫЕ
ТАРА, УПАКОВКА И МАРКИРОВКА
Перемещение опасных грузов связано с рядом серьезных рисков. Поэтому предъявляя их к перевозке, владелец должен предпринять максимальные меры, которые обезопасят персонал, население и окружающую среду. Это касается не только правильного выбора транспортного средства, а маркировки и упаковки. Дополнительно читайте национальный стандарт Российской Федерации ГРУЗЫ ОПАСНЫЕ маркировка, это о фициальное издание.
Тара и упаковка для опасных грузов
Виды тары для опасных грузов
Для опасных грузов необходимо применять тару, указанную в таблице 1.
Таблица 1
Вид тары | Материал (тип) тары | Категория тары | Код тары |
1 Барабаны | A Сталь | С несъемным дном | 1A1 |
Со съемным дном | 1A2 | ||
B Алюминий | С несъемным дном | 1B1 | |
Со съемным дном | 1B2 | ||
D Фанера | — | 1D | |
G Фибровый картон | — | 1G | |
Н Пластмасса | С несъемным дном | 1H1 | |
Со съемным дном | 1H2 | ||
N Металл, кроме стали и алюминия | С несъемным дном | 1N1 | |
Со съемным дном | 1N2 | ||
2 Зарезервировано | |||
3 Канистры | A Сталь | С несъемным дном | 3A1 |
Со съемным дном | 3A2 | ||
B Алюминий | С несъемным дном | 3B1 | |
Со съемным дном | 3B2 | ||
H Пластмасса | С несъемным дном | 3H1 | |
Со съемным дном | 3H2 | ||
4 Ящики | A Сталь | — | 4A |
B Алюминий | — | 4B | |
C Естественная древесина | Обычные | 4C1 | |
С плотно пригнанными стенками | 4C2 | ||
D Фанера | — | 4D | |
F Древесный материал | — | 4F | |
G Фибровый картон | — | 4G | |
H Пластмасса | Пенопластовые | 4H1 | |
Из твердой пластмассы | 4H2 | ||
N Металл, кроме стали и алюминия | — | 4N | |
5 Мешки | H Полимерная ткань | Без вкладыша или покрытия | 5H1 |
Плотные | 5H2 | ||
Влагонепроницаемые | 5H3 | ||
H Полимерная пленка | — | 5H4 | |
L Текстиль | Без вкладыша или покрытия | 5L1 | |
Плотные | 5L2 | ||
Влагонепроницаемые | 5L3 | ||
M Бумага | Многослойные | 5M1 | |
Многослойные влагонепроницаемые | 5M2 | ||
6 Составная тара | H Пластмассовая емкость | С наружным стальным барабаном | 6HA1 |
С наружной стальной обрешеткой или ящиком | 6HA2 | ||
С наружным алюминиевым барабаном | 6HB1 | ||
С наружной алюминиевой обрешеткой или ящиком | 6HB2 | ||
С наружным ящиком из древесины | 6HC | ||
С наружным барабаном из фанеры | 6HD1 | ||
С наружным ящиком из фанеры | 6HD2 | ||
С наружным барабаном из фибрового картона | 6HG1 | ||
С наружным ящиком из фибрового картона | 6HG2 | ||
С наружным пластмассовым барабаном | 6HH1 | ||
С наружным ящиком из твердой пластмассы | 6HH2 | ||
P Емкость из стекла, фарфора или керамики | С наружным стальным барабаном | 6PA1 | |
С наружной стальной обрешеткой или ящиком | 6PA2 | ||
С наружным алюминиевым барабаном | 6PB1 | ||
С наружной алюминиевой обрешеткой или ящиком | 6PB2 | ||
С наружным ящиком из древесины | 6PC | ||
С наружным барабаном из фанеры | 6PD1 | ||
С наружной плетеной корзиной | 6PD2 | ||
С наружным барабаном из фибрового картона | 6PG1 | ||
С наружным ящиком из фибрового картона | 6PG2 | ||
С наружной тарой из пенопласта | 6PH1 | ||
С наружной тарой из твердой пластмассы | 6PH2 |
Для транспортирования опасных грузов применяются следующие виды упаковочной продукции :
Барабаны картонные, бочки, канистры, мешки, фляги, ящики и комбинированная тара, состоящая из внешней оболочки и внутреннего сосуда. Тара для опасных грузов изготавливается из разных материалов, в зависимости от свойств перевозимых продуктов. Это может быть алюминий, сталь, полимеры, древесина, фанера, бумага, картон, ткань и другие материалы.
Классы упаковки устанавливаются по степени опасности груза:
В каждую единицу тары помещается количество вещества, не превышающее пределов, указанных в правилах транспортировки опасных грузов на автомобильной технике.
Требования к таре для опасных грузов
Масса брутто каждого места и емкость первичной упаковки не должны превышать предельной массы и емкости, установленных в нормативной документации на опасные грузы. Упаковка опасных грузов должна соответствовать нормативной документации на продукцию, на конкретные виды (типы) тары и упаковки, а также соответствующим требованиям и обеспечивать сохранность грузов при погрузке, разгрузке, транспортировании и хранении. Материал, из которого изготовлены тара и прокладочные материалы, выбирается с учетом специфических свойств перевозимого груза и должен быть инертным либо иметь инертное покрытие по отношению к этому грузу. Материал пластмассовой тары должен быть непроницаемым для содержимого, не поддаваться размягчению и не становиться хрупким под воздействием температур или старения.
Тара (упаковка) с опасным грузом должна быть надежно закреплена в кузове автомобиля. При перевозке опасного груза в контейнерах размеры отдельных грузовых мест, порядок размещения и закрепления грузов внутри контейнера, а также другие вопросы, связанные с загрузкой и разгрузкой контейнеров, устанавливаются в соответствии с нормативными документами. Помимо тары, предусмотренной настоящими Правилами, может быть использована дополнительная наружная тара, при условии, что она не противоречит требованиям, предъявляемым к таре.
Когда используется такая дополнительная тара, на ней проставляются предписанные предупредительные надписи и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77 « Маркировка грузов ». Допускается совместная упаковка нескольких опасных веществ или их совместная упаковка с другими грузами, относящимися к различным классам, содержащими различные опасные вещества. В этом случае внутренняя тара должна быть тщательно и эффективным образом отделена одна от другой в сборной таре, так как в случае аварии или разрушения внутренней тары могут произойти такие опасные реакции:
При применении хрупкой тары и, особенно, когда эти сосуды содержат жидкости, важно избегать возможного образования опасных смесей и следует принимать в связи с этим все необходимые меры:
Если растворы перечисленных в Приложении 7,3 веществ конкретно не указаны в перечне класса, к которому относятся растворенные вещества, они тем не менее должны рассматриваться как вещества, попадающие под действие настоящих Правил, если их концентрация такова, что они сохраняют опасность, присущую самим веществам. В этом случае тара для этих растворов должна соответствовать требованиям, относящимся к классу таких веществ, причем имеется в виду, что нельзя использовать тару, которая не пригодна для перевозки жидкостей.
Смеси веществ, попадающих под действие настоящих Правил, с другими веществами следует рассматривать как вещества, на которые распространяются требования этих Правил, если они продолжают представлять собой опасность, присущую самому веществу, попадающему под действие Правил. На каждом грузовом месте (упаковке) с опасными грузами должны быть нанесены изготовителем груза ясная маркировка, включающая знаки опасности по ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77.
Знаки опасности наносятся:
На других видах тары знаки опасности наносятся в наиболее удобных и видимых местах. Манипуляционные знаки наносятся после знаков опасности. Если груз обладает более чем одним видом опасности, то на упаковку наносятся все знаки опасности, указывающие виды этих опасностей. Номер класса наносится на знаке основного вида опасности.
Применяемая тара должна соответствовала следующим нормам:
Для производства фанеры, из которой изготавливают тару, используют только водостойкий клей, крышку барабана выкладывают изнутри бумагой или другим материалом, чтобы предотвратить высыпание продукта в кузов или на землю.
Металлические ящики внутри выстилают картоном или войлоком. Их стенки, дно, крышку изготовляют из цельной доски или щитов, скрепленных кромочными соединениями К-1, К-6 на клею или рифлеными металлическими накладками (скрепками). Пенопластовые ящики производят из формованного пенопласта, нижняя часть имеет полости по форме перевозимой тары, верхняя закрывает и плотно прикрепляется к корпусу бумажной лентой. Не допускается, чтобы крышка или пробка тары контактировали с верхней частью ящика. Предусматривают не менее трех слоев в бумажных мешках.
В комбинированной таре сосуды, изготовленные из полимеров, должны плотно вставляться в наружную оболочку. Если внутренняя часть изготовлена из фарфора, стекла или керамики, ее плотно укупоривают. После помещения в ящики, корзины и т. д. промежутки заполняют инертными прокладками, поглощающим материалом. Это не позволит сосуду перемещаться при транспортировке. При этом наружная часть тары должна быть такой, что полностью защищает внутреннюю составляющую от повреждений.
Маркировка тары при перевозке опасных грузов
Согласно положений главы 1.4 ДОПОГ, отправитель опасных грузов предъявляет к перевозке только грузы, соответствующие требованиям ДОПОГ. Ему предписано, в числе прочего, использовать тару, которая допущена и пригодна для перевозки соответствующих веществ и имеет маркировку, соответствующую ДОПОГ. Порядок маркировки тары для перевозки опасных грузов изложен в главе 6.1 ДОПОГ.
Маркировка:
Маркировка должна содержать:
Нанесённая на тару маркировка означает:
Требования к маркировке тары:
1. Каждая тара, предназначенная для использования в соответствии с требованиями ДОПОГ, должна иметь в соответствующем месте долговечную и разборчивую маркировку;
2. Отношение маркировки к размеру тары должно быть таким, чтобы маркировка была ясно видимой;
3. При весе упаковки брутто более 30 кг. маркировка или её копия наносится на верхнюю или боковую стороны;
4. Буквы, цифры, символы должны быть высотой не менее 12 мм;
Маркировка должная содержать в установленной последовательности через пробел или знак » / » :
Буквы, обозначающей группу(ы) упаковки, на отнесение к которым тара прошла испытание:
Величины относительной плотности, округленной с точностью до первого десятичного знака, на которую был испытан тип конструкции тары, не имеющей внутренней тары и предназначенной для содержания жидкостей. Е ё можно не указывать, если относительная плотность не превышает 1,2.
На таре, предназначенной для удержания твердых веществ или внутренней тары, надлежит указывать значение максимальной массы брутто в килограммах. На легкой металлической таре, маркированной символом «МПОГ/ДОПОГ» в соответствии с пунктом 6.1.3.1 a) ii), предназначенной для удержания жидкостей, вязкость которых при 23°C превышает 200 мм²/с, надлежит указывать значение максимальной массы брутто в килограммах;
Либо букву «S», указывающую, что тара предназначена для перевозки твердых веществ или внутренней тары, либо – для тары, предназначенной для удержания жидкостей (кроме комбинированной тары), – величину испытательного давления в успешно прошедших гидравлических испытаниях, в кПа, округленную до ближайшего десятикратного значения в кПа.
На легкой металлической таре, маркированной символом «МПОГ/ДОПОГ» в соответствии с пунктом 6.1.3.1 a) ii), предназначенной для удержания жидкостей, вязкость которых при 23°C превышает 200 мм²/с, надлежит указывать букву «S»; Две последние цифры года изготовления тары. На таре типов 1H и 3H надлежит также указывать месяц изготовления, который можно проставлять отдельно от остальной маркировки.
С этой целью можно использовать следующий способ:
Обозначения на упаковке
На каждую упаковку тоже наносят маркировку с номером ООН груза, который находится внутри. Если упаковки нет, то маркируют само изделие, его опорную часть, транспортно-загрузочное, пусковое устройство, приспособления для хранения. Надписи должны быть разборчивыми, четкими, выдерживающими воздействие погодных условий. На аварийной таре проставляется также маркировка «Аварийная».
Пример размещения маркировки и знаков опасности на упаковке с опасным грузом
| 4G/Y20/S/09 USA /000000 | Новая коробка из кортона, для I и II групп упаковки, максимальная масса брутто 20 кг., для твердых веществ, год изготовления 2009, страна изготовления USA, сертификат изготовителя. |
Если продукцию помещают в контейнер средней грузоподъемности, вместимость тары превышает 450 литров или она является крупногабаритной, то маркируют две противоположные стороны. Для отдельных классов предусмотрены особые правила маркировки опасных грузов. Неправильная упаковка и маркировка грузов приводит к трагическим последствиям. Маркировка порожней неочищенной тары из под опасных грузов должна быть маркирована и обозначена знаками опасности так же, как и в наполненном состоянии. Кроме того, владелец груза и перевозчик рискуют понести убытки, в том числе вызванные штрафными санкциями, наложенными на них надзирательными органами.
Группа упаковки
Под группой упаковки в ДОПОГ понимается степень опасности вещества (для целей упаковывания):
Это очень важная характеристика. От неё зависят и требования к перевозке, и необходимость проведения специальных мероприятий, в том числе получение специального разрешения на перевозку. Исходя из свойств, один и тот же номер ООН может иметь разные номера группы упаковки; группа упаковки указывается в колонке 4 таблицы А главы 3.2 ДОПОГ.
Группа упаковки не назначается для следующих классов:
Номер группы упаковки, в случае если он назначен, обязательно указывается в транспортной накладной, после номеров образца знака опасности, например:
Испытания
Внутреннюю часть комбинированной тары допускается не испытывать. Но для этого должны соблюдаться следующие условия:
Согласно принятым стандартам, соблюдают и другие требования:
На герметичность проверяют сжатым воздухом. Показатели избыточного давления для упаковки первой группы составляют 30 кПа, для второй и третьей — 20 кПа. Если для этого прибегают к погружению в воду, то давление увеличивают на показатель гидростатического давления жидкости в нижней части образца. При любом виде проверки — и этом тоже, испытывают по три экземпляра от каждого производителя. На гидравлическое давление проверяют по стандартам нормативно-технической документации для этого вида тары.
Избыточное давление вычисляют по приведенным ниже формулам:
Ри = 1,75 х Р50 – 100 или Ри = 1,5 х Р55 – 100.
Несмотря на то, каким будет результат, показатели для разных групп упаковок не должны быть меньше:
Испытание на штабелирование проводят согласно ГОСТ 25014. Высота укладки штабелей — от 3 м. Если тестированию подвергают полимерные изделия, то срок составляет 28 суток при температуре 40 °C.
При положительном результате после испытания на тару для опасных грузов оформляют протокол и свидетельство. В документе указываются следующие сведения:
Маркировка при перевозке опасных грузов
Маркируют опасные грузы тоже особым способом. Специальные знаки вывешивают на автомобильной технике и на упаковке.
Табличка «опасный груз»
Такая табличка вывешивается на совершающую транспортировку автомобильную технику спереди и сзади. Применяются два ее варианта — с подписью или без нее. Первая используется, когда у перевозимых продуктов имеет номер ООН.
Размеры информационной таблички — 30 х 40 см, рамка черного цвета — шириной 1,5 см, фон — оранжевый. На поле имеется горизонтальная черта, которая делит площадь на две равные части. В верхней половине располагается КЭМ (код экстренных мер), в нижней — номер ООН. Высота знаков — 10 см. Если указанные размеры слишком велики для используемого транспортного средства и по этой причине их невозможно зафиксировать, то их уменьшают до 12х30 см, при этом обязательно указывают номер ООН. Перед тем как загрузить другой вид опасного груза, предыдущую табличку снимают и заменяют ее новой.
Знаки опасности
При использовании цистерн и контейнеров на их боковой и задней поверхности вывешивается знак опасности. Он имеет форму ромба с длиной стороны 25 см. Если транспортировочная емкость состоит из нескольких секций, в каждой из которых находится вещество другого вида опасности, то на каждом размещают свой знак.
Группы знаков различаются по цвету фона в зависимости от опасности, которые они представляют:
На каждый знак нанесена надпись, предупреждающая об опасности, класс вещества и соответствующая пиктограмма, которая интуитивно распознается. Знаки опасности для маркировки опасных грузов утверждены ГОСТ 19433-88.