что такое код в коммуникации
КОД В КОММУНИКАЦИИ
Рассматривая систему кодов массовой коммуникации, можно выделить три вида кодов: коды, используемые при переходе от реальности к изображению; коды при переходе от реальности к языку; коды при переходе от изображения к языку. С кодами тесно связаны контексты, т.е. системы, в определенной мере обуславливающие ту или иную организацию текста сообщения.
Важнейшим условием эффективной коммуникации является достижение максимального совпадения принятого сообщения с посланным, то есть исключения явлений типа «испорченный телефон».
Важным условием для того, чтобы избежать подобных проблем, является выбор соответствующих вашим целям средств коммуникации, которых обычно выделяется три:
Здесь необходимо помнить, что все социальные системы можно разделить на:
• жесткие и закрытые;
• промежуточные варианты между первыми двумя.
Подобные системы ведут жесткую пропаганду своих достоинств, отбивая все попытки раскрыть их недостатки. Они создают вокруг себя соответствующую социальную среду из своих сторонников и обманутых групп общественности. В советском обществе, особенно в 1930-х годах, это была среда культа системы и вождя, враждебная как капиталистическим странам, так и внутренней оппозиции.
В российском обществе 1990-х годов возникла криминальная среда, негативно влиявшая на экономику, политику и культуру всего населения. Борьба с конкурентами в политике и бизнесе приобрела формы войн вплоть до физического уничтожения. Свобода информации резко сужалась, особенно в период выборов. ПР-деятельность, реклама, маркетинг велись преимущественно в одностороннем информационно- пропагандистском плане.
В то же время наличие элементов мягкой демократической среды способствует появлению интерактивных, симметричных моделей коммуникации. Для их развития необходимо опираться на другой тип (мягкий и открытый) социальной системы среды.
Что же касается художественного отображения полного контроля за информацией в тоталитарном, жестко организованном обществе, то лучше всего оно было описано английским писателем Джорджем Оруэллом в его знаменитом романе-дистопии (антиутопии) «1984», который всем будущим специалистам в области коммуникации нужно прочитать обязательно.
Еще одним произведением художественного жанра, затрагивающим интересную проблему роли коммуникаций в жизни общества, является роман Александра Мирера «У меня девять жизней. «. Роман принадлежит к жанру НФ, однако по глубине затрагиваемых в нем проблем это едва ли не лучшее произведение по этой теме в нашей стране! Дело в том, что А.Мирер одним из первых затронул тему крушения цивилизации в результате разрушения ее управляющих информационных сетей и, разве не ЧП чуть ли не «вселенского» масштаба случилось именно у нас в России, когда в результате пожара на Останкинской телебашне люди лишились столь привычных для них и любимых телесериалов? Естественно, что настоящий специалист должен быть знаком и с литературно- художественной точкой зрения на подобные явления, так как бывало уже не один раз, что самые невероятные предвидения писателей-фантастов оправдывались уже при жизни тех, кто до этого не верил им даже на полслова!
Сообщение — это уже осмысленная и соответствующим образом (с помощью языка или других знаковых систем) закодированная информация. Сообщение может быть передано при личной беседе, в ходе выступления перед аудиторией, с помощью прессы, радио, телевидения, электронной почты и пр. Обычно сообщения — это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак, рисунок, схема или фотография), физический предмет (например, подарок как знак признательности).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Что такое код в коммуникации
к.ф.н. Коломиец С.В., д.ф.н. Каменева В. А.
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Коды рекламной коммуникации
Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (от лат. communication — способ сообщения, передачи) «как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д.» [1, с. 9]. «Коммуникация – социокультурное взаимодействие между людьми посредством знаков, размещаемых в презентационных, репрезентационных и электронно-механических носителях» [7, с.18].
Рекламная коммуникация является видом массовой коммуникации, которую отличают «множественность» каналов передачи рекламного сообщения и отсроченный характер обратной связи с адресатом, или же ее отсутствие. Возможность передать рекламное сообщение по нескольким каналам коммуникации дает адресантам большой выбор средств кодирования информации, позволяя тем самым создать сообщение с высокой степенью информативности и воздействия на адресата. В тоже время отсроченный характер обратной связи, которая проявляется в том, покупают ли потребители рекламируемый товар, не позволяет адресанту своевременно и точно оценить степень информативности рекламного сообщения для реципиента информации.
Следовательно, информация в результате кодирования должна облекаться в ту форму, в которой она будет доступна и понятна получателю, например, письменную, табличную, графическую, звуковую, символическую и т. п. У. Эко пишет о том, что информация – это не столько то, что говорится, сколько то, что может быть сказано. Наличие же кода существенно ограничивает число возможных выборов [6, с. 42-45].
Таким образом, «коды одновременно являются способами организации знаков и регуляторами поведения. Все виды кодов выполняют функцию организации системных значений и имеют следующие характеристики:
1) они функционируют на основании некоторой единой парадигмы;
2) коды определяются конвенционально, т. е. опираются на соглашения пользователей;
3) коды транслируются по каналам коммуникации;
4) коды являются производными от культуры социальной общности, при этом коды и культура находятся в непрерывной прямой и обратной связи, т. е. влияют друг на друга» [7, с. 59].
Существует огромное множество типологий и классификаций кодов. Д. Чандлер выделил коды, наиболее часто упоминаемые в различных классификациях:
«Многоканальность» рекламной коммуникации предполагает «множественность» кодов для передачи информации. Так, например, У. Эко пишет о том, что «рекламные коды функционируют в двойном режиме: а) словесном, б) визуальном» [6, с. 180]. Соответственно можно говорить о вербальных и визуальных кодах в рекламной коммуникации. К визуальным кодам можно отнести хроматические коды (свет и цвет), геометрические коды (фигуры, шрифт), визуально-пластические коды (графика, фотография и т. д.).
Учитывая возможность передачи рекламных сообщений посредством телевидения можно выделить «репрезентационный и презентационный коды рекламной коммуникации. Вербальная составляющая рекламного сообщения опирается на систему репрезентационных кодов – это коды языка, с помощью которого формируются тексты. Невербальная составляющая рекламного сообщения опирается на систему презентационных кодов.
Виды презентационных кодов:
· Дистанция, степень близости;
· Предметные характеристики самопрезентации, аксессуары;
· Контакт глазами, движения глаз;
· Позиция в геометрическом пространстве;
· Невербальные аспекты речи» [7].
Принимая во внимание фактор адресата, можно выделить массовые и специальные коды. Массовые коды относятся к простым кодам, они обращаются к сознанию обществ массового типа, ориентированы на сообщество, а не на индивида. Специальные коды – коды, употребляемые в рамках профессиональных сообществ, опираются на общий профессиональный или интеллектуальный опыт. При исполнении специальных кодов акцент делается на различие между группой пользователей кода и остальных субъектов [7].
В. И. Степанов выделяет следующие группы кодов в рекламе:
1. «Коммуникативные коды – средства, используемые для общения между людьми, между человеком и животным, животных между собой;
3. Вультурные коды (коды элитарной культуры, коды массовой культуры, коды субкультур и т. д.);
4. Идеологические коды (идеологемы, мифологемы, религиогемы);
5. Риторические коды (тропы и фигуры речи);
6. Текстовые коды учитывают композицию и структуру текста;
7. Музыкальные коды» [4].
В любом рекламном сообщении встречается несколько кодов. Соответственно практически любое рекламное сообщение носит поликодовый характер, даже если информация представлено только вербально. Так, в рекламном сообщении масштаб, цвет, шрифт текста могут представлять собой различные коды, которые вместе формируют единое смысловое целое.
Учитывая конвенциональный характер кодов и адресант, и адресат рекламной коммуникации должны обладать эквивалентными знаниями. В случае неверного выбора возникают ошибки интерпретации, когда потребитель интерпретирует рекламное сообщение с помощью других, доступных ему кодов.
1. Зуляр, Ю. А. Массовые коммуникации в рекламе. Учеб. для вузов [Текст] / Ю. А. Зуляр. – Иркутск: Оттиск, 2006.
2. Кафтанджиев, Х. Гармония в рекламной коммуникации [Текст] / Х. Кафтанджиев. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
3. Морозова. И. Г. Рекламный сталкер Теория и практика структурного анализа рекламного пространства [Текст] / И. Г. Морозова. – М.: Гелла-Принт, 2002. – 130 с.
6. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Текст] / У. Эко. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 432 с.
7. Яковлев, И. П. Основы теории коммуникации [Текст] / И. П Яковлев. – СПб, 2011. – 230 с.
Понятие коммуникативного кода
Кроме того, усложняются и коды, которые могут быть трансформационными, классификационными, сигнализационными, шифровальными.
См. лекции в тетради
9. Коммуникатор, содержание, аудитория как составные части коммуникативной цепи.
В данном контексте можно говорить о том, что все большее количество исследователей испытывает сомнение относительно положительных качеств средств массовой коммуникации в современном обществе. Эти сомнения коренятся в том, что живой контакт с истинными культурно-значимыми феноменами утрачивается, заменяясь репродукцией, опосредованным восприятием; полноценное усвоение информации замещается адаптированными, упрощенными формами; активное отношение к информации вытесняется ее пассивным потреблением, регламентированным и нормированным восприятием. Средства массовой коммуникации под маской массового просвещения стали формировать унифицированное мировоззрение, усредненные модели мира путем внесения в сознание аудитории не системных знаний, а суммы специально подобранных и тщательно организованных сведений. При этом информационная насыщенность подменяется зрелищностью, занимательностью, что, безусловно, формирует потребительски облегченное отношение к любой информации, с которой работает реципиент. Формируется упрощенное представление о мире, что способствует возрастанию социального инфантилизма, управляемости, регулируемости поведения индивида, который теряет статус полноправного коммуникатора и рассматривается как пассивный потребитель дозированных сведений.
Аристотель утверждал, что убеждение базируется на доверии к источнику, эмоц. и логич. призывах. На субъек. представление о коммуникаторе влияет оценка его статуса, поведение, личные свойства, искренность, с которой он подает информацию и т.д. Причем, как показывают иссл-ния, персоналии, от кот. исходят новости, иногда пользуются большим доверием, чем в целом органы, где они работают.
Содержание отражает: 1. характеристики коммуникатора (грамотность, его представление о своей роли); 2. характеристики аудитории (образовательный уровень).
Люди могут просто > по заголовкам, не читая материал. Коммуникатору эти сведения нужны, чтобы понять, как увеличить свое воздействие на аудиторию. Он вынужден ориентироваться лишь на вероятного потребителя. Необходимы знания о реальной аудитории. Т.е. нужно изучить аудиторию.
+ факторы самого содержания, таких как место в газете или очередность сообщения на радио и ТВ, шаблонность и оригинальность заголовка, насыщенность текста штампами и т.д.
Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой > представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам. В течение 1,5-3 часов модератор руководит разговором, который проходит вполне свободно, но по конкретной схеме (topic guide). После завершения обсуждения аудио- и видеозаписи анализируются и составляется отчет. Как правило, в рамках одного исследования проводятся 3-4 фокус-группы.
4. Лабораторные исследования с использованием технических средств регистрируют некоторые физиологические изменения при воздействии рекламных роликов вплоть до регистрации движении глаза, как отклика на определенные визуальные раздражители. Или выбрать фотографию для обложки.
КОД В КОММУНИКАЦИИ
Рассматривая систему кодов массовой коммуникации, можно выделить три вида кодов: коды, используемые при переходе от реальности к изображению; коды при переходе от реальности к языку; коды при переходе от изображения к языку. С кодами тесно связаны контексты, т.е. системы, в определенной мере обуславливающие ту или иную организацию текста сообщения.
Важнейшим условием эффективной коммуникации является достижение максимального совпадения принятого сообщения с посланным, то есть исключения явлений типа «испорченный телефон».
Важным условием для того, чтобы избежать подобных проблем, является выбор соответствующих вашим целям средств коммуникации, которых обычно выделяется три:
Здесь необходимо помнить, что все социальные системы можно разделить на:
• жесткие и закрытые;
• промежуточные варианты между первыми двумя.
Подобные системы ведут жесткую пропаганду своих достоинств, отбивая все попытки раскрыть их недостатки. Они создают вокруг себя соответствующую социальную среду из своих сторонников и обманутых групп общественности. В советском обществе, особенно в 1930-х годах, это была среда культа системы и вождя, враждебная как капиталистическим странам, так и внутренней оппозиции.
В российском обществе 1990-х годов возникла криминальная среда, негативно влиявшая на экономику, политику и культуру всего населения. Борьба с конкурентами в политике и бизнесе приобрела формы войн вплоть до физического уничтожения. Свобода информации резко сужалась, особенно в период выборов. ПР-деятельность, реклама, маркетинг велись преимущественно в одностороннем информационно- пропагандистском плане.
В то же время наличие элементов мягкой демократической среды способствует появлению интерактивных, симметричных моделей коммуникации. Для их развития необходимо опираться на другой тип (мягкий и открытый) социальной системы среды.
Что же касается художественного отображения полного контроля за информацией в тоталитарном, жестко организованном обществе, то лучше всего оно было описано английским писателем Джорджем Оруэллом в его знаменитом романе-дистопии (антиутопии) «1984», который всем будущим специалистам в области коммуникации нужно прочитать обязательно.
Еще одним произведением художественного жанра, затрагивающим интересную проблему роли коммуникаций в жизни общества, является роман Александра Мирера «У меня девять жизней. «. Роман принадлежит к жанру НФ, однако по глубине затрагиваемых в нем проблем это едва ли не лучшее произведение по этой теме в нашей стране! Дело в том, что А.Мирер одним из первых затронул тему крушения цивилизации в результате разрушения ее управляющих информационных сетей и, разве не ЧП чуть ли не «вселенского» масштаба случилось именно у нас в России, когда в результате пожара на Останкинской телебашне люди лишились столь привычных для них и любимых телесериалов? Естественно, что настоящий специалист должен быть знаком и с литературно- художественной точкой зрения на подобные явления, так как бывало уже не один раз, что самые невероятные предвидения писателей-фантастов оправдывались уже при жизни тех, кто до этого не верил им даже на полслова!
Сообщение — это уже осмысленная и соответствующим образом(с помощью языка или других знаковых систем) закодированная информация. Сообщение может быть передано при личной беседе, в ходе выступления перед аудиторией, с помощью прессы, радио, телевидения, электронной почты и пр. Обычно сообщения — это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак, рисунок, схема или фотография), физический предмет (например, подарок как знак признательности).
КОДЫ, КАНАЛЫ И МОДУСЫ КОММУНИКАЦИИ
Коды коммуникации
В процессе общения мы обмениваемся знаками, поэтому обязательным условием коммуникации является наличие у коммуникантов общего кода. Без кодов невозможны передача и хранение информации.
Знак — это материальный объект, обладающий некоторым значением (красный свет светофора обладает значением «движение запрещено», запись «зачет» в соответствующем документе — значением «данный студент сдал определенный учебный курс»).
Код — система знаков и система правил, по которым осуществляется функционирование этих знаков.
Знак всегда указывает на нечто, чем сам он не является. Соответственно, необходимо различать «тело знака», его материальный субстрат, и то, что этот знак обозначает, его значение. В любой знаковой (семиотической) системе можно выделить три составляющие, три типа отношений:
Подчеркнем, что знаки существуют не сами по себе, но в определенной системе. Простейшая состоит из двух знаков, например светофор на железнодорожном переезде; подавляющее же большинство знаковых систем состоит из гораздо большего количества единиц. Более того, системы эти функционируют по определенным правилам и в определенных условиях. (Оговоримся, что мы рассматриваем только те случаи, когда адресант сознательно отправляет сообщение адресату, и не обращаемся к так называемой
«уликовой парадигме»: сыщик находит оставленный преступником окурок, археолог откапывает остатки посуды определенной формы, охотник видит следы зверя — все это важные знаки для специалиста, который может их «прочитать», но оставившие эти знаки вовсе и не думали с их помощью отправлять какое-либо сообщение.) Красный свет далеко не во всех случаях указывает на запрещение движения, запись о зачете имеет смысл, если сделана не на листе бумаге, а в зачетной книжке, причем не кем-нибудь, а именно тем лицом, у которого есть на это полномочия. Кроме того, надо помнить, что знаковые системы находятся в сложном взаимодействии друг с другом.
Человек, в отличие от животных, обладает способностью к знаковой деятельности: постоянно создает новые знаки или приписывает знаковую функцию тому, что по своей природе знаковостью не обладает. Это приводит к тому, что мы живем одновременно как бы в двух мирах: мире природы и мире знаков — семиосфере, артефактно-вещной среде, которую создает цивилизация для сохранения и улучшения жизни человека. Семиосфера, иначе говоря, представляет собой ту совокупность знаковых систем, то семиотическое пространство, в которое погружен каждый из нас.
Существуют различные классификации знаковых систем (кодов), опирающиеся на различные критерии. Некоторые исследователи делят коды на естественные (природные) и искусственные. К естественным кодам относятся, например, первая сигнальная система у животных («язык» собак, «танцы» пчел и т.д.), знаки, указывающие на пол животного, способы обозначения свой/чужой и др. Исследования естественных кодов обусловили формирование таких направлений современной науки, как биосемиотика и зоосемиотика. К искусственным кодам относятся знаковые системы, созданные человеком. Коды могут быть также разделены на явные (понятные каждому) и тайные (шифры, системы тайных знаков, понятных только посвященным, и г.д). Некоторые исследователи разделяют коды в зависимости от органов чувств, которым они доступны. Выделяют визуальные, акустические, тактильные, вкусовые и другие коды. Коды могут классифицироваться и в зависимости от рода деятельности, в которой они используются (скажем, математический или музыкальный код). Это далеко не полный список существующих классификаций. Нужно чуть более подробно остановиться на двух из них, которые, на наш взгляд, наиболее значимы при разговоре о коммуникации в человеческом обществе.
В самом общем виде коды могут быть разделены на вербальные (словесные, языковые) и невербальные. На первый взгляд, деление это очевидно и не требует особых комментариев. Но на самом деле все не так просто. Если мы возьмем некий текст, например газетную статью, то ясно, что формирующие его знаки следует отнести к вербальному коду, дорожные же знаки (за исключением, пожалуй, «STOP») — к невербальному. Но как быть, скажем, с просодическими составляющими речи (темп, громкость, тембр и др.)? Традиция не относит их к собственно языковым знакам, но они играют важную роль в коммуникации — одна и та же фраза, например, произнесенная ровным спокойным голосом и выкрикнутая на пределе громкости, может быть проинтерпретирована нами совершенно по-разному. Еще сложнее с теми знаками, которые имеют точные вербальные аналоги, называемые соматическими речениями: пожать плечами, замотать головой, махнуть рукой и т.д. Можно назвать и множество других жестов, замещающих слова. Достаточно спорным является вопрос и о том, можно ли однозначно отнести к языковым знакам междометия.
Этим, конечно, не исчерпывается проблема разграничения вербальных и невербальных знаков, но очевидно, что в реальном человеческом общении они теснейшим образом взаимосвязаны (скажем, в Интернет-общении, казалось бы, исключающем жесты, мимику и т.п., активно используются «смайлики» и иные подобные символы, которые вряд ли можно отнести к языковым) и их разделение является в достаточной степени условным.
Невербальные коды, в свою очередь, могут быть разделены на вещные и акциональные, иными словами — на обладающие неким значением предметы и значимые действия. К вещным кодам относятся, к примеру, одежда, аксессуары, автомобили и др., они призваны не просто выполнять некоторую жизненно важную функцию — пальто не просто защищает от холода, наручные часы не только показывают время, машина служит не только для комфортного передвижения — все эти предметы призваны многое сказать о своем владельце: его поле, возрасте, социальном положении, характере и т.д. К знакам, формирующим акциональные коды, можно, скажем, отнести походку, манеру подавать руку, жестикуляцию и многое другое.
В реальной коммуникации вербальный, предметный и акциональный коды в большинстве случаев оказываются задействованы комплексно, теснейшим образом взаимодействуя друг с другом. В живом общении единицы этих кодов выступают как знаки одного порядка и, как правило, нами не дифференцируются. В самом деле, вряд ли для нас столь уж значимо, почему не удалось добиться поставленных нами коммуникативных и практических целей при общении с тем или иным лицом: потому ли, что мы неверно построили свою речь и сказали то, чего говорить не следовало, потому ли, что не сняли шляпу в помещении, что было воспринято как неуважение к собеседнику, или потому, что пришли на академическое собрание с массивной золотой цепью на шее.
Значимость невербальных кодов обусловливается и их этнокультурной спецификой, которая зачастую слабо осознается коммуникантами, воспринимающими, например, мимику и жестикуляцию как нечто естественное и универсальное. Но это совсем не так. Есть жесты и позы, часто используемые в одной культуре и жестко табуированные в другой, один и тот же жест может по-разному толковаться в разных сообществах. Хрестоматийные примеры: кивок головы сверху вниз у болгар, в отличие от нас, означает не утверждение, но отрицание, в разных культурах жесты по-разному делятся на «мужские» и «женские». Все это обусловливает необходимость изучения и учета «языка тела», а также иных невербальных кодов (одежда, прическа, аксессуары и др.) при анализе коммуникации как таковой и, особенно, межкультурной коммуникации.
Важность, многочисленность и разнообразие невербальных кодов позволяет некоторым исследователям утверждать, что именно они играют главную роль в коммуникации, с их помощью передается большая часть информации. Правда, не очень ясно, как, по каким методикам рассчитывается объем информации, передаваемый и воспринимаемый при естественном диалоге двух или более лиц, но значимость невербальных кодов в коммуникации не может подвергаться сомнению.
Вторая классификация делит многочисленные коды, используемые в человеческом обществе, на мягкие и жесткие. Деление это, конечно, тоже в достаточной степени условно. Жесткие коды предполагают однозначность своего толкования, ясность интерпретации. Классическим примером такой символической системы являются знаки дорожного движения. Отправитель сообщения не предполагает, что соответствующий знак может толковаться но-разному в разных ситуациях и разными адресатами, посылаемое с помощью этого знака сообщение должно пониматься совершенно определенным образом и никак иначе. Иное дело, скажем, одежда: посылаемое с ее помощью сообщение не является столь же конкретным и однозначным.
В связи с этим уместно остановиться подробнее на таком понятии, как декодирование послания. Мы можем передавать наши мысли, намерения и т.д. другому, только представив их в виде кодированного сообщения, соответственно, восприятие сообщения реципиентом невозможно без декодирования. При этом процессы кодирования и декодирования, как уже говорилось выше, асимметричны: «разгадывание» адресатом тех смыслов, которые пытался транслировать говорящий, практически никогда не совпадает полностью с тем, что тот стремился передать. Процесс декодирования даже простого высказывания-сообщения в контексте — весьма сложен.
Рассмотрим в качестве примера фрагмент пьесы «Дни Турбиных»:
Алексей (входя). Да, да. А, здравствуй, Володя.
Тальберг. Здравствуй, Алеша.
Алексей. Что за суета?
Тальберг. Видишь ли, я должен сообщить тебе важную новость. Нынче ночью положение гетмана стало весьма серьезным.
Тальберт. Серьезно и весьма.
Алексей. В чем дело?
Тальберт. Очень возможно, что немцы не окажут помощи и придется отбивать Петлюру своими силами.
Алексей. Что ты говоришь?!
Тальберт. Очень может быть.
Алексей. Дело желтенькое. Спасибо, что сказал.
Тальберт. Теперь второе. Так как я сейчас еду в командировку.
Алексей. Куда, если не секрет?
Алексей. Куда? В Берлин?
Т а л ь б е р г. Да. Как я ни барахтался, выкрутиться не удалось. Такое безобразие!
Алексей. Надолго, смею спросить?
Тальберт. На два месяца.
А л е к с е й. Ах вот как.
Тальберт. Итак, позволь пожелать тебе всего хорошего. Берегите Елену. (Протягивает руку.)
Алексей прячет руку за спину.
Тальберт. Что это значит?
Алексей. Это значит, что командировка ваша мне не нравится.
Тальберт. Полковник Турбин!
Алексей. Я вас слушаю, полковник Тальберт.
Т а л ь б е р г. Вы мне ответите за это, господин брат моей жены!
Алексей. А когда прикажете, господин Тальберт?
Тальберт. Когда. Без пяти десять. Когда я вернусь.
Мы видим простейший коммуникативный акт: диалог двух человек. Отрешимся пока от того весьма значимого обстоятельства, что это фрагмент художественного произведения, вписанного в определенный историко-литературный контекст, и посмотрим на этот диалог как на стено- грамму беседы двух реальных людей.
Зададимся вопросом: что нужно, чтобы понять приведенную беседу? Знание грамматики и лексики русского языка, конечно, необходимо, но этого мало. Следует знать некоторые особенности русской речи, скажем, правила речевого этикета, чтобы понять, что значит переход от общения на «ты» и называния друг друга по именам в уменьшительной форме (Володя, Алеша) к обращению на «вы» и по фамилиям или званиям (полковник Турбин, господин Тальберг). Система языка не указывает прямо, что такой переход является маркером ссоры собеседников, но наш коммуникативный опыт однозначно свидетельствует именно об этом.
Следует также учитывать предшествующие данному разговору события и консигуацию (широкий контекст, те обстоятельства, в которых разговор происходит). Почему «командировка в Берлин» не нравится Турбину, почему недовольство шурина оскорбляет Тальберга? Нужно учитывать, что к городу приближается неприятельская армия, а кадровый офицер, вместо того чтобы биться с врагом, бежит от него, бросая жену, пренебрегая своим долгом мужчины и воина. Именно на эго указывает Турбин Тальберту, что и оскорбляет последнего. Заметим, что значимым здесь оказывается и социальный контекст, а именно статус Тальберта. Ведь если бы от врага бежал мирный обыватель, не обремененный семьей, такое поведение мы вряд ли бы характеризовали как героическое, но, наверное, и не назвали бы его позорным.
Но ведь ничего подобного Турбин не говорит прямо, его собеседник делает подобный вывод из, вроде бы, не слишком обидных слов и отказа пожать протянутую руку (невербальный знак). Следовательно, для понимания сути происходящего необходимы особые когнитивные процедуры по дешифровке смысла, получению выводного знания.
Для понимания этого диалога необходим также учет тех исторических, культурных, социальных, психологических и других обстоятельств, которые позволяют произносить те или иные высказывания и понимать их смысл определенным образом (или запрещают такие высказывания и подобные интерпретации). Так, фраза: «Вы мне ответите за это!» — является вызовом на дуэль и именно так интерпретируется адресатом. Но подобный смысл мы придаем ей, понимая, что это диалог кадровых офицеров царской армии. Представим, что подобное высказывание принадлежит полковнику современной российской армии и адресовано другому полковнику той же армии. Очень сомнительно, что последний воспримет это как требование стреляться, гораздо вероятнее, что в его сознании окажутся актуализированными совсем иные сценарии.
Завершая этот краткий разговор о кодах коммуникации, заметим, что базовой семиотической системой, на основе которой мы создаем и интерпретируем все иные окружающие нас многочисленные коды (математические символы, дорожные знаки, комиксы и т.д. и т.п.), является естественный язык. Именно языку традиционно приписывается ведущая роль в коммуникации. Поэтому, повторим, сознавая значимость неязыковых составляющих коммуникативного взаимодействия и определенную искусственность их отделения от языковых, в рамках этого учебника мы, говоря о коммуникации, обращаемся прежде всего к ее вербальным аспектам. В следующем параграфе, однако, мы несколько исправим этот перекос и остановимся на особенностях невербальных средств коммуникации.