что является единицей морфологического кода языка
Что является единицей морфологического кода языка
46. Продолжите определение «ОНР — это __________________».
• системное недоразвитие всех компонентов языковой системы
47. Р.Е. Левина классифицировала замены и смешения звуков как __________________ дефекты, при которых нарушена система языка.
• фонематические
48. Речевые нарушения не характеризуются следующими особенностями:
• Они соответствуют возрасту говорящего
49. С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе?
• кинестетический
50. Сколько форм речевых нарушений выделяют в логопедии (клинико-педагогическая классификация)?
• 11
51. Укажите, что является важной предпосылкой успешного обучения грамоте:
• представление о фонеме
52. Форма дизартрии, при которой нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата (по проявлению в сфере звукопроизношения напоминает моторную алалию):
• корковая
53. Что может лежать в основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи:
• органическое повреждение мозжечка
54. Что не входит в основные задачи подготовительного этапа по формированию правильного звукопроизношения
• устранение неправильного звукопроизношения
55. Что не относится к причинам функциональной дислалии?
• укороченная уздечка языка
56. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?
• черепно-мозговая родовая травма
57. Что является единицей лексического кода языка:
• слово
58. Что является единицей морфологического кода языка:
• морфема
59. Что является единицей синтаксического кода языка?
• предложение
60. Что является единицей фонологического кода языка:
• фонема
Замена звуков, слов близкими по звучанию или по смыслу носит название:
1) персеверация;
2) элизия;
3) эхолалия;
4) парафазия. (+)
Брадилалия — это.
а) патологически замедленный темп речи (+)
б) патологически ускоренный темп речи
в) нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: (исключить неверный ответ)
а) Они соответствуют возрасту говорящего (+)
б) Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи
в) Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка
г) Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают
Продолжи высказывание: «ФФНР –это…»
1) нарушение произносительной стороны речи; (+)
2) несформированность лексико-грамматических категорий;
3) нарушение слоговой структуры слова.
Изменение оттенка тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации – это
1) афония
2) ринофония (+)
3) дисфония
4) фонастения
Что может лежать в основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи:
1) органическое повреждение экстрапирамидной системы;
2) органическое повреждение продолговатого мозга
3) органическое повреждение мозжечка. (+)
На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Т.Г. Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста:
1) ступень слого-аналитического чтения;
2) ступень становления синтетических приемов чтения;
3) ступень синтетического чтения. (+)
Учителю-логопеду нужно составить задание в виде предложения для пятилетнего ребенка. Цель задания: воспроизведение ребенком предложения.
Какой вариант соответствует поставленной цели?
1) Водопроводчик чинит водопровод
2) Милиционер ездит на мотоцикле
3) Мальчики слепили снеговика (+)
4) Волосы подстригают в парикмахерской
При каком нарушении усиление громкости звучания в большинстве случаев не улучшает слухового восприятия, а иногда даже ухудшает его (наступает истощение слуховой функции)?
1) тугоухость;
2) сенсорная алалия; (+)
3) моторная алалия;
4) афазия.
При каком из перечисленных видов речевых нарушений «режим молчания» используется в качестве первого этапа логопедической работы?
1) ринофония
2) алалия
3) брадилалия
4) тахилалия (+)
Укажите, что является важной предпосылкой успешного обучения грамоте:
1) представление о звуке;
2) представление о графеме;
3) представление о фонеме. (+)
На занятии у учителя-логопеда находится ребенок четырех лет. Какое слово необходимо выбрать учителю для воспроизведения звуко-слоговой структуры ребенком?
1) капуста (+)
2) помидоры
3) сковорода
4) лекарство
Логопедия — это.
а) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания
б) наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. (+)
в) отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения
умственно-отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.
Пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их смысла носят название:
1) логорреи;
2) парафазии;
3) гиперакузии;
4) эхолалии. (+)
Какое из нижеперечисленных нарушений речи относится к расстройствам внутреннего оформления высказывания?
1) брадилалия
2) афазия (+)
3) дислалия
4) дисфония
Если вместо слова «помидор» ребенок произносит «бамидор», то это может свидетельствовать о наличии у него
1) дефекта смягчения
2) дефекта озвончения
3) дефекта оглушения (+)
4) нет правильного ответа
Ведущим механизмом речевого развития обучающихся, воспитанников является (выбрать правильный вариант ответ один):
1. индивидуальный подход;
2. формирование новообразований; (+)
3. сохранный интеллект и сохранная иннервация периферического речевого аппарата;
4. умение выразить мысль при помощи речи и письма
При нарушении строения органов артикуляционного аппарата нарушения звукопроизношения чаще всего проявляются в виде:
1) смешения;
2) замены;
3) искажения; (+)
4) пропуска;
К расстройствам структурно-семантического оформления высказывания относится:
1) алалия; (+)
2) ринолалия;
3) дислалия;
4) все ответы верны.
При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи:
1) алалии;
2) заикании; (+)
3) дислалии.
Фонематическое восприятие – это:
1) умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова;
2) специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова; (+)
3) тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова;
4) нет правильного ответа.
Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией:
1) искажения; (+)
2) пропуски;
3) замены.
Какая атака звука используется при работе над голосоподачей с заикающимися:
1) твердая,
2) придыхательная, (+)
3) мягкая.
При нарушении строения органов артикуляционного аппарата нарушение звукопроизношения чаще всего проявляются в виде
1) пропуска
2) замены
3) смешения
4) искажения (+)
К основным направлениям деятельности учителя-логопеда относятся (исключите неверный вариант ответ1):
1. первичная диагностика речевого развития ребенка;
2. психологическая коррекция свойств личности; (+)
3. консультативная деятельность;
4. логопедическая коррекция
Какое из перечисленных заданий не может быть использовано для оценки понимания смысла прочитанного:
1) подробный пересказ,
2) ответы на вопросы по прочитанному;
3) краткий пересказ,
4) составление плана к прочитанному тексту. (+)
Что является причиной моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии:
1) нарушение фонематического слуха;
2) нарушение фонетического слуха;
3) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций. (+)
Коррекционная работа при нарушениях познавательной деятельности у детей с речевой патологией направлена на:
1) решение задач развития речи и когнитивных процессов на одном и том же речевом материале; (+)
2) решение задач развития когнитивных процессов;
3) на формирование коммуникативно-речевой активности в процессе игровой или учебной деятельности;
4) все ответы верны.
Что является единицей морфологического кода языка:
1) слово;
2) морфема; (+)
3) предложение.
Учителю-логопеду необходимо подобрать определенное задание для ребенка шести лет с целью изучения состояния фонематического анализа и синтеза.
Какое из заданий соответствует поставленной цели?
1) задание с выделением заданного звука из слов (на фоне слов)
2) задание с выделением ударного гласного в начале слова
3) задание с выделением первого согласного в слове
4) задание с определением последовательности звуков в слове (+)
Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата — это…
а) ринолалия
б) алалия
в) дислалия (+)
Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата?
1) тройничный;
2) обонятельный; (+)
3) блуждающий.
О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалии по типу искажений в произношении звуков речи:
1) об отставании в формировании фонематического слуха;
2) о продвижении в формировании фонематического слуха; (+)
3) о первичной неполноценности органов артикуляции.
Одной из характеристик общего недоразвития речи третьего уровня (ОНР- III уровня) по Р.Е.Левиной, является (выбрать правильный вариант ответ1):
1. активный словарь в «зачаточном» состоянии, состоит в основном из звукопроизношений и лепетных слов;
2. сравнительно развернутая речь, в активном словаре преобладают существительные и глаголы; (+)
3. обогащение речи за счет использования отдельных форм словоизменения;
4. пассивный словарь, нет активного понимания речи
Каким термином обозначаются стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил:
а) каллиграфические;
б) орфографические;
в) дизорфографические. (+)
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений основана:
1) на совокупности психологических и лингвистических критериев;
2) на совокупности психолого-лингвистических и клинических критериев; (+)
3) на психологических критериях;
4) на лингвистических критериях.
У ребенка С. наблюдается нарушение письменной речи.
Какие из ошибок, допущенных ребенком при выполнении письменных заданий учителя, свидетельствуют о наличии дисграфии на основе нарушения процессов языкового анализа – синтеза?
1) замена букв
2) недописывание элементов (+)
3) пропуск букв и слогов
4) орфографические ошибки
Особенностями речевой деятельности обучающихся, воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются (один правильный вариант ответ):
1. отсутствие планируемой речи в дошкольном возрасте, бедный словарный запас, предложения в устной речи часто построены неправильно и не являются законченными; письменная речь содержит много специфичных ошибок;
2. речь с плохо развитой регулирующей функцией, отсутствие в речи прилагательных и наречий, в большинстве ситуаций «речь ребенка на холостом ходу» (М.С.Певзнер); (+)
3. замедленное овладение грамматическим строем речи, дефекты произношения, ограниченность активного словарного запаса, трудности овладения письменной речью;
4. патологически замедленные темп речи и темп чтения, неспособность кратко пересказать текст, придумать название к рассказу
Какой вид дислексии обусловлен недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений?
1) аграмматическая дислексия (+)
2) мнестическая дислексия
3) оптическая дислексия
4) семантическая дислексия
Мягкое небо вибрирует при следующем виде ротацизма:
1) одноударный;
2) велярный; (+)
3) увулярный;
4) нет верного ответа.
Ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении в одно слово слогов, относящихся к разным словам, называется:
1) персеверация;
2) антиципация;
3) контаминация; (+)
4) аккомодация.
Что не относится к причинам функциональной дислалии?
а) педагогическая запущенность
б) недоразвитие фонематического слуха
в) укороченная уздечка языка (+)
Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации?
1) ОНР,
2) заикание, (+)
3) ФФН,
Какой темп речи характерен для заикания:
1) прерывистый; (+)
2) ускоренный;
3) замедленный
Какой принцип русской орфографии требует написание слов в соответствии с правилами:
1) фонетический;
2) морфологический; (+)
3) традиционный.
Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу:
а) обогащение и активизации предметного словаря; (+)
б) формирование и развитие артикуляторной моторики;
в) развитие слухового восприятия;
г) обогащение и активизация предикативного словаря.
При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры:
1) дислалии;
2) дизартрии; (+)
3) заикании.
Отметьте, какой из перечисленных симптомов заикания не относится к психопатологической симптоматике:
1) судороги;
2) навязчивые состояния;
3) астенический синдром. (+)
К практическим методам логопедического воздействия относятся:
1) игры, упражнения, моделирование; (+)
2) наблюдение, рассматривание рисунков;
3) рассказ, беседа, чтение;
4) все ответы верны.
Смысловой уровень речевой деятельности – это: (выбрать правильный ответ)
1) умение оформлять речь в актах членораздельной артикуляции (синтагм) (+)
2) умение использовать знакомые слова
3) умение различать на слух речевые сигналы
4) умение написать диктант без ошибок
Восстановительное обучение — это.
а) двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью
б) процесс, в котором осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности (+)
в) процесс, который направлен на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций
Какая ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте?
а) предметно-действенная
б) игра (+)
в) эмоционально-положительное общение со взрослым
Приспособление для исправления дефекта твёрдого нёба при его расщелинах носит название
1) ортодонтия
2) синапс
3) обтуратор (+)
4) уранопластика
Как называется течение речевой патологии, при котором происходит увеличение симптомов речевой патологии:
1) регрессирующее;
2) ремитирующее;
3) стационарное;
4) прогрессирующее. (+)
Невозможность выполнения определенных артикуляционных движений или переключения от одного движения к другому при дизартрии носит название
1) агнозия
2) амузия
3) апраксия (+)
4) атаксия
Как называется явление, когда звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту (ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций?
а) искажение (+)
б) смешение
в) взаимозамена
Какой вид профилактики направлен на предупреждение хронификации заикания:
1) первичная; (+)
2) вторичная;
3) третичная.
Что является единицей фонологического кода языка:
-фонема (+)
Работа над речью при моторной алалии предполагает (исключите лишнее)
1) нормализацию дыхания и голосообразования; (+)
2) воздействие на всю систему речи;
3) использование знаково-символической деятельности;
4) использование предметно-практической деятельности.
Недостатки произношения звонких согласных звуков, выражающиеся в замене звонких согласных парными глухими звуками называются
а) дефектами озвончения (+)
б) дефектами смягчения
в) дефектами произношения небных звуков
Кто одним из первых в Европе ввел в научное обращение термин «дислалия»?
а) В. Олтушевский
б) Р. Шультесс
в) И. Франк (+)
Какой вариант неправильного написания предложения свидетельствует о несформированности у ребенка фонематических представлений:
1) Настоле стояла ваза срозами. (+)
2) На столе стояла васа с росами.
3) На этоле этояла ваэа э роэами.
Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций:
1) комплексного подхода; (+)
2) системного подхода;
3) онтогенетический.
С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе?
1) тактильный,
2)зрительный,
3) кинестетический (+)
Каким методом ведется обучение грамоте дошкольников с речевыми нарушениями:
1) звуковым методом;
2) звуко-слоговым методом;
3) звуковым аналитико-синтетическим методом; (+)
4) дошкольников с речевыми нарушениями не рекомендуется обучать грамоте.
Кто впервые сформулировал принципы анализа речевых нарушений?
а) Р. Е. Левина (+)
б) Ф. Ф. Pay
в) М. Е. Хватцев
Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?
1) неправильная речь окружающих;
2) двуязычие в семье;
3) черепно-мозговая родовая травма. (+)
Что является единицей лексического кода языка:
— слово (+)
При каком недостатке произношения свистящие и шипящие звуки произносятся подобно звукам В и Ф:
1) призубный сигматизм;
2) шипящий сигматизм;
3) межзубный сигматизм;
4) нет правильного ответа. (+)
Данное речевое нарушение обусловлено анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата:
1) дислалия;
2) ринолалия; (+)
3) заикание;
4) алалия.
Речеслуховая память нарушается при следующем виде афазии:
1) афферентно-моторной;
2) акустико-мнестической; (+)
3) акустико-гностической;
4) при всех видах афазий одинаково.
Что является единицей синтаксического кода языка?
1) слово;
2) морфема;
3) предложение. (+)
Выберите правильную последовательность заданий для развития пространственной ориентировки:
А. Определение положения предметов по отношению к правой-левой руке;
Б. Определение пространственных соотношений между тремя предметами;
С. Ориентировка в собственном теле;
Д. Определение пространственных соотношений между 2 предметами.
1) САДБ; (+)
2) АСБД;
3) ДБАС.
Предупреждение возникновения новых речевых расстройств внутри имеющегося синдрома – это задача:
1) социальной профилактики;
2) первичной профилактики;
3) вторичной профилактики; (+)
4) третичной профилактики.
Р. Е. Левина классифицировала замены и смешения звуков как. (какие) дефекты, при которых нарушена система языка
а) фонологические
б) фонематические (+)
в) антропофонические
Работа по развитию фонематического восприятия проводится при устранении :
1) семантической дислексии;
2) мнестической-дисграфии;
3) акустической дисграфии; (+)
4) все ответы верны;
Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела речедвигательного анализатора?
1) алалии,
2) механической дислалии (+)
3) афазии,
Определите последовательность видов работы по развитию фонематического анализа:
А. Определить количество звуков в слове;
Б. Определить, есть ли заданный звук в слове;
В. Придумать слово с 4 звуками;
Г. Определить место звука в слове (начало, середина, конец).
1) ГБАВ;
2) БГАВ;
3) БАГВ. (+)
Как устаревшее название дислалии?
а) гнусавость
б) слухонемота
в) косноязычие (+)
Что является единицей лексического кода языка:
1) слово; (+)
2) фонема;
3) предложение.
Выберите основной биологический фактор возникновения алалии:
1) органическое поражение речевых зон левого полушария;
2) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы;
3) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы. (+)
Сколько форм речевых нарушений выделяют в логопедии (клинико-педагогическая классификация?
а) 9
6)10
в) 11 (+)
На основании каких документов комплектуется логопедический пункт общеобразовательного учреждения (исключите неверный вариант ответ1):
1. выписки ПМПк и заявления родителей;
2. заключения учителя-логопеда и заявления родителей;
3. заключения врача отоларинголога и заявления родителей;
4. существующих нормативов по охвату логопедической коррекцией учащихся и заявления родителей (+)
Что является единицей синтаксического кода языка?
-предложение (+)
Нарушение слоговой структуры слога в виде уподобления одного слога другому (велосипед – «вевесипед») носит название
1) антиципация (+)
2) персеверация
3) контаминация
4) элизия
На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения:
1) согласных смычных;
2) гласных; (+)
3) согласных щелевых.
Какой голосовой регистр следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи:
1) головной;
2) грудной; (+)
3) средний.
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений включает в себя (исключите неверный вариант ответ):
1. нарушение средств общения
2. нарушение фонационного (внешнего) оформления высказывания
3. нарушение структурно-семантического оформления высказывания
4. нарушение письменной речи (+)
Этот вид дизартрии возникает при поражении подкорковых ядер
1) экстрапирамидная (+)
2) псевдобульбарная
3) бульбарная
4) корковая
Форма дизартрии, при которой нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата (по проявлению в сфере звукопроизношения напоминает моторную алалию)
а) бульбарная
б) корковая (+)
в) мозжечковая
Предметом логопедии как науки является:
а) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности (+)
б) человек (индивидуум, страдающий нарушением речи
в) патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях:
1) нарушение фонематического слуха:
2) нарушение фонетического слуха;
3) нарушение обобщенного оптического образа буквы (+)
Чем обусловлена артикуляторно-акустическая дисграфия?
1) нарушением различных форм языкового анализа и синтеза
2) недоразвитием грамматического строя речи
3) недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений
4) отражением неправильного произношения на письме (+)
Что не входит в основные задачи подготовительного этапа по формированию правильного звукопроизношения
а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведения подготовительных речевых упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата
в) устранение неправильного звукопроизношения (+)
Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий:
1) замены графически сходных букв;
2 нарушение звуко-слоговой структуры слова; (+)
3) изменение формы, времени глаголов.
Под структурой речевого дефекта понимается:
а) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности
б) совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей (+)
в) характер отклонений в функционировании процессов и операций,
обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Несформированность какого структурно-функционального блока Вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных:
1) блок регуляции тонуса и бодрствования;
2) блок приема переработки и хранения информации; (+)
3) блок программирования, регуляции и контроля.