дизайн коды городов лебедев
Дизайн-код Москвы
Задача. | Упорядочить размещение вывесок в исторической части города. | |
По заказу Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы совместно с Главным архитектурно-планировочным управлением Москомархитектуры в студии разработана архитектурно-художественная концепция размещения рекламно-информационных конструкций для одиннадцати центральных улиц города и составлено соответствующее руководство.
Дата выпуска: 19.06.2013
Со стороны ГУП «ГлавАПУ Москомархитектуры»:
Проект выполнен по поручению мэра Москвы Сергея Собянина.
Студия Лебедева выражает благодарность главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову и заместителю председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Татьяне Гук за доверие, всестороннюю помощь и непосредственное участие в работе над проектом
Кроме общих рекомендаций по оформлению и установке на фасадах разнообразных конструкций, в руководство включены варианты гармоничного размещения вывесок для всех зданий на улицах Большая Дмитровка, Петровка, Кузнецкий Мост, Рождественка, Тверская, Тверская-Ямская, Большая Садовая, Воздвиженка, Новый Арбат, а также в Столешниковом и Камергерском переулках.
Руководство призвано значительно улучшить внешний вид московского исторического центра и существенно упростить процесс оформления разрешений на установку вывесок.
Создание дизайн-кода Москвы
Получаем от заказчика фотографии существующего положения дел и векторные изображения зданий.
Оцениваем объем работ.
Смотрим на примеры руководств по оформлению коммерческих фасадов в других городах мира.
Думаем, как обозначать разные типы вывесок. На картинке два вида — объемные буквы с подложкой и без.
Сразу становится понятно, что где-то концентрация вывесок очень большая и нужны выноски с зумом сложных мест.
Попутно стараемся придумать более-менее четкую классификацию.
Пробуем сразу показывать замену зачеркнутым вывескам.
Становится понятно, что предложить готовый дизайн всем вывескам — непосильная задача. Быстро находится идея ограничить области для установки вывесок «зелеными зонами».
Думаем, как их показать, а заодно как обозначить и флаги, панели-кронштейны и другие виды вывесок. Рекомендации по размещению вывесок в «зеленой зоне» сначала ставим в колонтитул каждой страницы руководства.
Подбираем масштаб. 1:50 слишком крупный. 1:100 — самое то. Кроме того, выбираем размеры листа.
Нельзя показать фасад целого дома на мелком формате так, чтобы все было видно.
Выбираем размер 600 × 297 мм. Даже на нем некоторые дома разбиваются на несколько страниц.
Стараемся сразу проверять на деле, работают ли правила. Делаем фотомонтаж новых вывесок.
Пробуем векторные изображения делать черно-белыми, чтобы лучше видны были обозначения вывесок.
Самой сложной задачей было определиться со списком основных проблем в существующей ситуации. Понятно, что все плохо, но неясно, как разложить это на отдельные проблемы.
Постепенно собираем плохие и хорошие примеры, раскладываем их по папочкам и тренируем внимательность к деталям и вкус.
После одной из встреч с заказчиком становится понятно, что обозначения недопустимых вывесок плохо видны.
Получаем трехуровневую схему: «Существующее положение», «Допустимые и недопустимые вывески» и «Схема размещения». Формат листа увеличивается до стандартного А2.
Кроме того, выясняется, что ранее согласованные вывески просто так запретить и демонтировать нельзя. Появляется дополнительное обозначение — желтая галка.
На средней и нижней картинках здания делаем полупрозрачным, чтобы обозначения были лучше видны.
Фотографируем вывески с «точки зрения» прохожего. Таким образом стараемся узнать, как каждая вывеска крепится к фасаду, как выглядит, из чего изготовлена, как подсвечена и какое производят впечатление в целом.
Четная сторона Тверской:
Кроме того, просматриваем старые фотографии некоторых зданий.
Один из важных параметров для вывески — высота установки. Вооружаемся дальномером и производим необходимые измерения.
Выясняем таким образом, например, что почти никогда вывески в центре Москвы не висят ниже 2,8 метра от земли. Многие вывески видны только с другой стороны улицы.
Культурные заведения столицы — практически главные поставщики уродливо сделанных вывесок, баннеров и афиш.
Для некоторых культурных заведений предлагаем замену существующим баннерам.
Придумываем идеи для Нового Арбата.
Показываем клиенту и узнаем о большом количестве ограничений, которые потом не позволят реализовать ни одну из идей. В результате на Новом Арбате оставляем только вывески, но даем больше свободы, чем в случае с центральными улицами и исторической застройкой.
Приступаем к вступительной части руководства. Первый подход.
Сначала верстаем в формате А2.
Становится понятно, что читать будет неудобно. Переверстываем в А3. Автоматическая подгонка под формат в индизайне не всегда работает безупречно.
Делаем текст еще крупнее, переверстываем руководство еще раз, расставляем кресты на плохих примерах.
Теперь все однозначно понятно сразу, а читать возможно даже с небольшого монитора.
10 городов за 10 лет: где в России появился дизайн-код
За последние десять лет от растяжек на улицах, рекламных полотен на домах и неуклюжих вывесок избавилась не только Москва, но и многие другие города России. Подводя итоги десятилетия, рассказываем, в каких городах за это время появился дизайн-код.
Москва
Электротеатр Станиславский до и после введения дизайн-кода
25 декабря 2013 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление о том, что любая организация города может установить на здании, которое занимает, только одну рекламную вывеску. На основе этого, студия Артемия Лебедева разработала концепцию размещения рекламных конструкций для одиннадцати центральных улиц города. К августу 2018 года вывески нового образца появились уже на 7,5 тысячах зданий.
Белгород
Как дизайн-код изменил улицы Белгорода
В 2015 году власти Белгорода разработали дизайн-код, который распространялся на 13 улиц и к концу года должен был помочь очистить от визуального мусора 46 фасадов. Первые результаты появились только спустя четыре года, тогда же городской совет Белгорода включил понятие дизайн-кода в правила благоустройства.
Для наглядности городские власти создали отдельный сайт с примерами разрешенных вывесок, размерами и условиями их размещения на фасадах. Он помогает предпринимателям и горожанам лучше понимать новые правила благоустройства Белгорода. Сегодня требования дизайн-кода обязательны для предпринимателей всего города, а за каждое нарушение депутаты областной думы установили штраф: до 10 тысяч рублей для ИП и до 80 тысяч рублей для юридических лиц.
Тверь
Так выглядят улицы города сейчас. Источник: tvernews.ru
Городские власти официально объявили о разработке дизайн-кода лишь в марте 2019 года. Несмотря на то, что попытки ввести его в Твери велись с 2015 года, чиновники, архитекторы, дизайнеры и предприниматели никак не могли договориться и затягивали разработку правил. Летом 2019 года автор одной из версий тверского дизайн-кода Максим Калинов предполагал, что для продвижения проекта городу нужны новые люди.
Уже в августе гипотеза дизайнера подтвердилась: в Твери сменился главный архитектор, а в октябре было объявлено, что в городе вводят новый дизайн-код. Власти учли и интересы предпринимателей, которым дали год на то, чтобы привести информационные конструкции в соответствие с новыми требованиями.
Саратов
Вывески на улице Саратова до демонтажа / Иллюстрация предоставлена КБ Стрелка
В 2017 году КБ Стрелка вместе с ДОМ.РФ разработали новые правила оформления рекламных конструкций. Эти меры — часть работы по формированию дизайн-кода, который должен регулировать расположение мощения, освещения, уличной мебели и навигации. Новый регламент уже протестировали на проспекте Кирова в центре города. Улицы Саратова разделили на две категории: исторические (если большинство зданий на них построены до 1956 года — Strelka Mag) и типовые. Первые требуют бережного подхода, поэтому правила оформления фасадов строже. Например, там запрещены лайтбоксы и вывески с фоновой подложкой.
Власти уже два года требуют от арендаторов привести фасады зданий в соответствие с дизайн-кодом, но к 2019 году только 60% предпринимателей последовали инструкциям. Городские власти дали им испытательный срок: их не будут штрафовать до конца января 2020 года.
Новосибирск
Улица Новосибирска Фото: Павел Комаров / «Новосибирские новости»
Мэр города Анатолий Локоть поручил разработать дизайн-код еще в 2017 году, и только 1 ноября 2019 года документ вступил в силу. С введением новых правил должна уменьшиться площадь вывесок на фасадах зданий: на «сталинках» и зданиях до 1959 года постройки теперь можно размещать только объёмные буквы и логотипы без фона. Порядок размещения вывески станет проще: раньше процедура занимала от нескольких месяцев до года и требовала уплаты госпошлины в 5 тысяч рублей. Теперь достаточно уведомить комитет рекламы, и если вывеска соответствует требованиям, ее просто ставят на учёт. Эффект от нового регламента будет заметен в Новосибирске через два года, прогнозируют в администрации.
Ижевск
Фасад здания в Ижевске до и после введения дизайн-кода
Источник: Центр развития дизайна и городской среды Удмуртии
Разработка регламента в Ижевске началась в марте 2018 года, когда власти приняли пакет документов, позволяющих ввести дизайн-код на территории города. Затем удмуртским архитекторам понадобился год, чтобы ввести гайдлайны для зданий исторической части города и построек в остальных районах Ижевска. За несоблюдение правил теперь в городе действуют штрафы: от 3 до 5 тысяч рублей для граждан, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц и от 30 до 50 тысяч для юридических лиц.
Калининград
Калининград после введения дизайн-кода Фото: Аркадий Гершман / lj
Краснодар
Краснодарский театр до и после введения дизайн-кода
Источник: design_kod_krd / instagram
Официально методические рекомендации по оформлению вывесок на зданиях в Краснодаре обновили в конце сентября 2019 года. Новый дизайн-код уточняет размеры вывесок, композицию и типологию, чтобы каждый владелец помещения мог подобрать подходящий вариант и оформить фасад без нарушения правил. В методичке также есть схемы, которые показывают, как согласовать вывеску самостоятельно, куда и в какой последовательности обращаться. В городе уже действует штраф за самовольное размещение вывесок в историческом центре — до 50 тысяч рублей.
Иваново
Улицы Иваново сейчас и после введения дизайн-кода
Иллюстрации предоставлены КБ Стрелка
Дизайн-код города презентовали еще в апреле 2019 года, но пояснили, что вводить его будут постепенно. В разработке документа участвовала команда КБ Стрелка, которая советовалась с предпринимателями, горожанами и специалистами из мэрии и областного правительства.
Разработанный документ прописывает габариты вывесок и рекламных конструкций, принципы их размещения и материалы, из которых они могут быть изготовлены. Дизайн-код также определяет требования к облицовке вокруг дверей, в том числе обязательное наличие пандусов, параметры лестниц и козырьков. С введением регламента улицы Иваново разделили на пять категорий, для каждой из которых существуют свои положения дизайн-кода. Наиболее жесткие правила установлены для центра и исторической застройки с большим пешеходным трафиком. Там, например, нельзя размещать билборды и рекламные конструкции крупного формата. Внутри микрорайонной застройки, частного сектора и на узких улицах рекламы будет по минимуму.
От Петра I до Артемия Лебедева: как появился дизайн-код городов России
Понятие дизайн-кода появилось в русском языке относительно недавно. Но сегодня это один из трех основных инструментов формирования комфортной городской среды, определяемых Стандартом комплексного развития территорий, наряду с мастер-планом и объемно-пространственным регламентом. Он объединяет правила размещения и оформления внешнего вида вывесок, входных групп коммерческих помещений, нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций, городской мебели и элементов навигации.
Эксперты рассказали, как появился дизайн-код российских городов и зачем он нужен.
История появления
Революцию в оформлении городов совершил Петр I, утвердив петербургский классицизм стилем официальной государственной культуры. «Так этот стиль оказался в основе архитектуры и планирования российских городов. Нормы стиля неукоснительно соблюдались государственными институтами, при этом русский классицизм мог быть петербургским, московским и провинциальным. Творческая незаурядность отдельных мастеров, традиции местных строительных артелей расширяли палитру использования образцовых проектов классицизма. Любопытно, что уходящий президент Трамп в декабре подписал указ о строительстве объектов на средства федерального бюджета исключительно в стиле классицизм», — рассказала, директор АНО «Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве» (НИИУРС), участница сообщества Alun Network Вера Бурцева.
Первый документ в современной России, который можно назвать дизайн-кодом, создала Студия Артемия Лебедева в 2014 году для Москвы по заказу Москомархитектуры совместно с ГлавАПУ, пояснила Ксения Титова, руководитель подразделения «Градостроительство» Фонда «Дом.РФ». Она отметила, что этот дизайн-код включал архитектурно-художественную концепцию размещения рекламно-информационных конструкций для 11 улиц исторического центра столицы, в том числе Воздвиженки, Камергерского переулка, Нового Арбата и Тверской.
«С 2018 года дизайн-коды приняты и действуют в Челябинске (разработаны по поручению губернатора в преддверии саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году, определяет улицы приоритетного применения дизайн-кода) и Ижевске (проект разработан лабораторией креативных технологий UP! space в 2015 году). Дизайн-код также применяется в Воронеже с 2015 года (бюро Ильи Осколкова-Ценципера, бывшего президентом Института «Стрелка» до 2012 года), в Нижнем Новгороде с 2017 года (пока действуют только муниципальные правила размещения и содержания информационных конструкций, но летом 2019 года мэр обещал презентовать единый дизайн-код Нижнего Новгорода), в Тобольске с 2019 года (дизайн-бук разработан КБ «Стрелка» при поддержке СИБУРа)», — пояснила Титова.
«Дом.РФ» в рамках пилотных проектов разработал дизайн-коды размещения вывесок, навигации, нестационарных торговых объектов и уличной мебели для Калининграда, Иваново и исторической части Сергиева Посада, пояснила эксперт. Она отметила, что были также случаи утверждения дизайн-кода на уровне городских администраций — например, в Калининграде, Иваново и Саратове.
Зачем нужен дизайн-код
Главное преимущество дизайн-кода — это его наглядность. «В отличие от правил благоустройства, прописанных в законодательстве, дизайн-код представляет собой удобную и современную инструкцию по применению и размещению различных конструкций в городе, определению его внешнего вида. Дизайн-код всегда разрабатывается под конкретный город или район, так как он обязан учитывать местную специфику, культурные и этнические особенности территории. Дизайн-код позволяет при минимальных вложениях серьезно преобразить городскую среду, определить идентичность и визуальное единство», — пояснила Титова.
Дизайн-код — важный элемент целостности архитектурной ткани города. «Это не просто набор правил и рекомендаций, это структура того, как надо формировать облик города — вывески, фасады, объекты некапитального строительства и многое другое. В городах существуют регламенты, но редко встречается дизайн-код, которому следуют все — от застройщиков до предпринимателей. Поэтому часто мы видим картину, когда улица превращается в лоскутное одеяло рекламных баннеров, входных групп, элементов благоустройства и МАФов», — считает партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков. Он отметил, что хороший дизайн-код, учитывающий историческую идентичность места и его особенности, позволяет создать визуально целостную для восприятия картину городского пространства.
Дизайн-код напрямую влияет на психоэмоциональное состояние жителей городов, подчеркнула Бурцева. Она отметила, что сегодня архитекторам приходится создавать эстетику, лавируя между СНиПами и сводами правил, которые жестко регламентируют их работу и отвечают за безопасность здания, с одной стороны, и капиталистически настроенными заказчиками, диктующими условия, с другой. «Жилая среда со своим дизайн-кодом должна раскрывать идентичность народа и рассказывать историю страны, прививать уважение к друг другу, воспитывать — она относится к категории нематериального мира и влияет на культуру человека. От культуры мы сразу можем перебросить мостик на развитие лучших человеческих качеств. Вряд ли, находясь в Зимнем дворце, мы рискнем плюнуть на пол или выкинуть мусор на благоустроенной ухоженной территории. Поэтому дизайн-код помогает создать рамки культуры, которые не ограничивают свободу человека, а учат его уважать своего соседа», — резюмировала эксперт.
Дизайн-код Архангельска
Дизайн-код Архангельска (ПДФ, 24,4 МБ)
Архангельск — крупнейший город на севере европейской России с очень богатой историей. Здесь, в культурно-исторической столице Поморья, старинные деревянные дома соседствуют с ценным наследием советской эпохи.
Однако реальность такова, что Архангельск утонул в рекламе: фасады пестрят кричащими, беспорядочно раскиданными вывесками, за которыми скрыта вся его архитектурная красота. От навязчивого визуального мусора быстро устаешь, поэтому, гуляя даже по самым уютным улицам, не удается расслабиться и отдохнуть от городской суеты.
В студии придумали, как освежить и улучшить облик города. Выгодно разместить и интеллигентно оформить вывески, рекламу и адресные таблички помогает дизайн-код. Теперь Архангельск обновится и воспрянет.
Вывески
Общие правила и рекомендации по размещению вывесок показаны в виде простых наглядных схем.
Городские пространства делятся на три категории в зависимости от их исторической ценности, транспортной и пешеходной загруженности. Для каждой из категорий действуют свои правила.
Также правила различаются для разных типов коммерческих объектов.
Например, на исторических и пешеходных улицах нельзя размещать информационные конструкции на крышах зданий. На остальных улицах это допустимо, но только на торговых и бизнес-центрах.
В дизайн-коде приведены подробные таблицы, где в зависимости от категории улицы и типа объекта перечислены допустимые размеры и типы вывесок.
Чтобы вывески выглядели аккуратно, в документе даны рекомендации по их внешнему виду: описаны способы исполнения и подобраны подходящие шрифты.
Универсальные
информационные
носители
Реклама, афиши, оформление окон — все это напрямую влияет на облик города. Чтобы сделать город привлекательнее, в дизайн-коде учли все нюансы и подробно рассказали о разных информационных носителях. А также объяснили на наглядных примерах, как делать хорошо и как делать не надо.
Адресные таблички
Ромбовидные адресные таблички — характерная особенность Архангельска. Ромбический орнамент часто встречается в местном деревянном зодчестве, а узоры красного цвета напоминают об архангельской вышивке и трикотаже. А еще форма табличек перекликается с первой буквой названия города.
Итого
Уже в ближайшем будущем Архангельск преобразится и станет гораздо опрятнее и душевнее.