до и после дизайн кода
Создание дизайн-кода Москвы
Получаем от заказчика фотографии существующего положения дел и векторные изображения зданий.
Оцениваем объем работ.
Смотрим на примеры руководств по оформлению коммерческих фасадов в других городах мира.
Думаем, как обозначать разные типы вывесок. На картинке два вида — объемные буквы с подложкой и без.
Сразу становится понятно, что где-то концентрация вывесок очень большая и нужны выноски с зумом сложных мест.
Попутно стараемся придумать более-менее четкую классификацию.
Пробуем сразу показывать замену зачеркнутым вывескам.
Становится понятно, что предложить готовый дизайн всем вывескам — непосильная задача. Быстро находится идея ограничить области для установки вывесок «зелеными зонами».
Думаем, как их показать, а заодно как обозначить и флаги, панели-кронштейны и другие виды вывесок. Рекомендации по размещению вывесок в «зеленой зоне» сначала ставим в колонтитул каждой страницы руководства.
Подбираем масштаб. 1:50 слишком крупный. 1:100 — самое то. Кроме того, выбираем размеры листа.
Нельзя показать фасад целого дома на мелком формате так, чтобы все было видно.
Выбираем размер 600 × 297 мм. Даже на нем некоторые дома разбиваются на несколько страниц.
Стараемся сразу проверять на деле, работают ли правила. Делаем фотомонтаж новых вывесок.
Пробуем векторные изображения делать черно-белыми, чтобы лучше видны были обозначения вывесок.
Самой сложной задачей было определиться со списком основных проблем в существующей ситуации. Понятно, что все плохо, но неясно, как разложить это на отдельные проблемы.
Постепенно собираем плохие и хорошие примеры, раскладываем их по папочкам и тренируем внимательность к деталям и вкус.
После одной из встреч с заказчиком становится понятно, что обозначения недопустимых вывесок плохо видны.
Получаем трехуровневую схему: «Существующее положение», «Допустимые и недопустимые вывески» и «Схема размещения». Формат листа увеличивается до стандартного А2.
Кроме того, выясняется, что ранее согласованные вывески просто так запретить и демонтировать нельзя. Появляется дополнительное обозначение — желтая галка.
На средней и нижней картинках здания делаем полупрозрачным, чтобы обозначения были лучше видны.
Фотографируем вывески с «точки зрения» прохожего. Таким образом стараемся узнать, как каждая вывеска крепится к фасаду, как выглядит, из чего изготовлена, как подсвечена и какое производят впечатление в целом.
Четная сторона Тверской:
Кроме того, просматриваем старые фотографии некоторых зданий.
Один из важных параметров для вывески — высота установки. Вооружаемся дальномером и производим необходимые измерения.
Выясняем таким образом, например, что почти никогда вывески в центре Москвы не висят ниже 2,8 метра от земли. Многие вывески видны только с другой стороны улицы.
Культурные заведения столицы — практически главные поставщики уродливо сделанных вывесок, баннеров и афиш.
Для некоторых культурных заведений предлагаем замену существующим баннерам.
Придумываем идеи для Нового Арбата.
Показываем клиенту и узнаем о большом количестве ограничений, которые потом не позволят реализовать ни одну из идей. В результате на Новом Арбате оставляем только вывески, но даем больше свободы, чем в случае с центральными улицами и исторической застройкой.
Приступаем к вступительной части руководства. Первый подход.
Сначала верстаем в формате А2.
Становится понятно, что читать будет неудобно. Переверстываем в А3. Автоматическая подгонка под формат в индизайне не всегда работает безупречно.
Делаем текст еще крупнее, переверстываем руководство еще раз, расставляем кресты на плохих примерах.
Теперь все однозначно понятно сразу, а читать возможно даже с небольшого монитора.
Дизайн-код в новостройках: что это, зачем он нужен и как создается
В 2010-е годы в России на уровне Минстроя России и институтов развития («Дом.РФ», КБ «Стрелка») заговорили о дизайн-коде российских городов. Сначала подобный код был создан в Москве, а затем документ, регламентирующий внешний вид новых архитектурных форм, а также оформления фасадов и улиц начали принимать в других городах России (Новосибирск и Оренбург, для примера).
С середины 2010-х о создании собственного дизайн-кода активно заговорили и девелоперы. Это понадобилось им, чтобы добавить своим новостройкам узнаваемости, сформировать и поддерживать бренд. Стандарты внешнего вида оказались важны и с точки зрения маркетинга.
Рассказываем, как сегодня девелоперы и архитекторы работают с дизайн-кодом. В каждой главе этой статьи рассматриваем конкретные строительные кейсы.
Дизайн-код, или «ПИК-Стандарт»
Дизайн-код жилых кварталов в крупнейшей по объемам строительства девелоперской компании в стране — ПИК — был разработан в 2015 году. Этот единый свод принципов и правил получил название «ПИК-Стандарт».
Один из ключевых элементов дизайн-кода ПИК — яркая архитектура домов компании. «Яркие фасады выполняют роль средообразующего элемента. Они помогают ориентироваться в пространстве и дают больше света и цвета, которых особенно не хватает в зимний период, — цветные фасады заряжают энергией и хорошим настроением», — рассказали в пресс-службе ПИК.
Дизайн-код в жилых кварталах ПИК распространяется не только на дома, но и на дворы. «Крупные деревья уравновешивают многоэтажную застройку и создают переход масштаба с домов на человека, что делает пространство более гармоничным. Использование рельефа и геопластики позволяет зонировать пространство и создавать тематические зоны для различных занятий: от работы до игр», — рассказали в компании.
За периметром дворов-парков девелопер применяет стандарты на открытых общественных пространствах — плейхабах. Дизайн-код в ПИК распространяют и на детские сады и школы. «Архитектурные решения образовательных учреждений, как правило, выполнены в соответствии с общим дизайн-кодом ЖК — детские сады и школы органично вписаны в окружающий ландшафт», — отметили в пресс-службе девелопера.
Фотогалерея: детские сады и школы, реализованные по «ПИК-Стандарту»
Фирменный стиль новостроек с точки зрения архитектора
Магда Кмита, партнер бюро Blank Architects:
— Бренд, или дизайн-код в недвижимости, безусловно, важен, поскольку он в том числе дает представление, на какую аудиторию рассчитан проект и какими будут его жители.
Наряду с фирменным стилем дизайн-код — начиная от визитки менеджера по продажам до настроения и атмосферы в лобби — позволяет сформировать представление о проекте. Разница в брендах заметна невооруженным глазом, легко считывается покупателем и позволяет уже на начальном этапе знакомства с проектом определиться с выбором.
Брендинг и дизайн-код дают необходимые ассоциации покупателям на всех этапах проекта, позволяют им найти «свой» проект. Например, в комплексе «Метрополия» MR Group, для которого Blank Architects выполнили проект дизайна лобби, каждая башня имеет название одной из мировых столиц, а в дизайне лобби с помощью фактур, цветов и принтов отражаются базовые ассоциации, возникающие с этими городами.
Фотогалерея: Айдентика и дизайн-код в проекте MR Group
Дизайн-код первых этажей в новостройках «Брусники»
Идея создать дизайн-код в девелоперской компании «Брусника» появилась в 2019 году. В отличие от ГК «ПИК», дизайн-стандарт «Брусники» носит более прикладной характер и касается, прежде всего, правил оформления торговых вывесок на первых этажах. Некоторые владельцы магазинов, стремясь выделиться с помощью разноцветных и разноформатных вывесок и кафе, порождали визуальный хаос, пояснили в компании.
«Изучив зарубежный и российской опыт, мы к 2020 году разработали свод правил по оформлению вывесок и витрин. Получилась инструкция, в которой прописаны требования к технологиям и материалам вывесок. В ней есть схемы и примеры, позволяющие бизнесу сориентироваться. Документ мы передаем собственнику помещения вместе с ключами, и он получает готовое техническое задание для дизайнера и производства. Проект визируют в отделе маркетинга и в управляющей компании», — объяснили в пресс-службе ГК «Брусника».
Фотогалерея: примеры оформления первых этажей в новостройках ГК «Брусника»
Поначалу таким нововведениям были рады не все арендаторы. Частый аргумент против дизайн-кода — единый внешний облик не позволяет привлечь большее число клиентов. Но постепенно предприниматели осознали, что качественное оформление домов на уровне человеческого взгляда позволяет повысить пешеходный трафик, стимулирует людей взаимодействовать со средой и повышает спрос на сервисы, расположенные на первых этажах, рассказали в компании.
«При кажущейся строгости дизайн-кода мы оставили предпринимателям достаточно возможностей для самовыражения. Они могут играть шрифтом вывески, размещать графику на стеклах и осветительные приборы за стеклами витрин (главное — занимать не более 80% из площади, 20% — это так называемые охранные зоны)», — пояснили в пресс-службе девелопера.
Дизайн-код — каждый раз новый
А как быть с новостройками премиального уровня? Элитные дома требуют оригинальных эксклюзивных решений с точки зрения как архитектуры, так и брендинга. Девелопер Capital Group, специализирующийся на строительстве элитного жилья, под каждый проект создает свою концепцию. «Для каждого нового проекта продумываются элементы оформления и дизайна, формируется отдельная маркетинговая стратегия — исходя из формата и функций проекта, его расположения и контекста места, целевой аудитории», — рассказал исполнительный директор Capital Group Михаил Хвесько.
Вне зависимости от класса недвижимости дизайн-код может применяться при разработке мастер-планов для масштабных проектов, пояснил эксперт. «В таком случае создается единая концепция, которая не лишает свободы будущих архитекторов — а их в рамках застройки крупных территорий может быть несколько. Чтобы обеспечить визуальное единство новой застройки, для всего комплекса продумывается концепция первых этажей и завершения зданий, определяется спектр материалов фасадов и предпочтительная цветовая гамма. Такой подход позволяет в то же время предусмотреть собственные концепции для отдельных зданий», — объяснил Хвесько.
Такой же подход к дизайн-коду реализуется и в Группе «Самолет». «Наш дизайн-код разрабатывается и утверждается для конкретного проекта. Мы анализируем локацию и на основании этого предлагаем варианты дизайн-кода», — рассказал руководитель управления развития продукта и аналитики Группы «Самолет» Леон Пряжников.
«Основные элементы дизайн-кода — это палитра цветов и подчинение определенной логике. Например, в одном из наших проектов мы используем дизайн-код «река» — и, соответственно, подобраны нежно-голубые цвета, в МОПах спроектирована инсталляция с волной. Таким образом, эту логику «река» мы растягиваем в проекте на элементах — на фасаде, в МОПе и в благоустройстве. Дизайн-код — это идея, которая характеризует локацию и подходит под целевую аудиторию», — привел пример Пряжников.
Способ оценки девелоперов
Портал ЕРЗ.РФ регулярно оценивает девелоперов России и составляет рейтинги застройщиков. Одним из параметров оценки компаний и жилых комплексов часто выступает дизайн-код. В разработанной совместно с застройщиками новой методологии оценки ЖК параметрам архитектуры, фасадов и формирования дизайн-кода отведена примерно такая же значимость — 7,5% от максимально возможной оценки ЖК.
В ЕРЗ.РФ к дизайн-коду относят (наличие или отсутствие):
Среди застройщиков, у которых оценено не менее трех ЖК, лидерами по средней оценке развития архитектуры, фасадов и формирования дизайн-кода стали три московские компании: «Галс-Девелопмент» (5,8 балла), «Стадион «Спартак» (5,3 балла) и ГК «Пионер» (5 баллов). Среди региональных застройщиков лидируют: Воронежская девелоперская компания (4,5 балла), Калининградский торгово-строительный холдинг (4,4 балла) и ИСГ «Мармакс» из Рязанской области (4,3 балла).
«Всё, к чему приложил руку дизайнер в городской среде, можно назвать дизайн-кодом»
Как команда независимых дизайнеров создала уникальный образ Екатеринбурга.
Владислав Деревянных
Бренд-дизайн-директор РА «Восход». Инициатор и участник инициативного проекта независимых дизайнеров «Дизайн-код Екатеринбурга»
Начиная с 2016 года группа энтузиастов разрабатывает дизайн-код Екатеринбурга. Они создали логотип, фирменный шрифт, систему навигации и другие важные детали городской среды. Мы поговорили с Владиславом Деревянных о том, что такое дизайн-код и как команда работает над проектом такого масштаба.
Из интервью вы узнаете:
Журналистка. Пишет про дизайн во всех его проявлениях. В свободное от работы время ведёт Telegram-канал о кино «Нарушевич смотрит».
— Что такое дизайн-код и зачем он нужен?
Я считаю, что дизайн-код ― намного больше. Это всё, что касается непосредственно визуальной составляющей городской среды, начиная с вывесок и брендинга и заканчивая городской навигацией и шрифтами. Всё, к чему приложил руку дизайнер в городской среде, можно назвать дизайн-кодом. То, что визуально улучшает эту городскую среду, делает её удобной для жителей и гостей города.
— Почему вы решили этим заняться?
— Всё началось пять лет назад, когда жители Екатеринбурга запустили конкурс на создание айдентики города. Администрация тогда его не поддержала и была в стороне. Но концепцию они были готовы утвердить, если она им понравится. В итоге всё было принято официально.
Объект авторского права стал бесплатно доступен для всех, чего вообще никогда не было, и сейчас вряд ли такое существует в городской айдентике.
Тогда мы создали открытую лицензию на логотип, то есть он как объект авторского права стал бесплатно доступен для всех, чего вообще никогда не было, и сейчас вряд ли такое где-то существует в городской айдентике. Логотип Екатеринбурга не принадлежит администрации. Он принадлежит горожанам. Его может использовать любой человек в любых коммерческих или личных целях.
— Над чем именно вы работали?
Следующий пункт ― это остановки и остановочные навесы. Нам нужно было оформить их в одном стиле, то же касалось и адресных табличек. Для табличек мы создали генераторы, чтобы не верстать их вручную, потому что их очень много. Когда их делают другие люди, всё получается очень плохо, даже если они работают по нашим эскизам. Так мы исключили человеческий фактор ― сейчас это всё генерируется автоматически.
Кроме того, мы сделали таблички объектов культурного наследия и разработали для города фирменный навигационный шрифт Iset Sans. Исеть ― это название реки, на которой стоит Екатеринбург.
— И администрация города включилась в процесс?
— История с логотипом подружила администрацию и независимых дизайнеров. У нас появился прямой диалог с главным художником города и ещё несколькими чиновниками, которые занимаются вопросами городского оформления.
Почему какой-то дизайнер должен решать за весь город?
Тогда мы поняли, что нам нужна команда с широким спектром экспертиз, которые позволят работать с такими глобальными задачами, как изменения визуальной среды города. Мы сформировали инициативную группу из неравнодушных людей, которые к тому же профессиональные дизайнеры. Сейчас в команде девять человек, плюс два человека из администрации.
— Как строилась работа в вашей команде? Кто за всё отвечал?
— Около года было непонятно, получится ли внедрить наши разработки в городскую среду. Также мы не понимали, как нам общаться между собой, потому что никто никому не подчиняется. У нас не было арт-директора, который командовал бы всеми, не было никаких обязанностей и ответственности друг перед другом. У нас не было никаких рычагов давления и дедлайнов.
Но через год мы поняли, что команда состоялась, что мы можем выдавать результат, несмотря на то, что делаем всё в свободное время и абсолютно бесплатно. Всё, что мы делаем, администрация автоматически внедряет в город, потому что главный художник Екатеринбурга работает с нами. Логично, что он согласен с конечным результатом, потому что он внутри процесса и курирует его.
— А как вы приходите к общему мнению внутри команды?
— У каждого из дизайнеров есть своя личная экспертиза. У нас есть промышленные дизайнеры, которые разрабатывают МАФы ― скамейки, урны, стелы, указатели. Есть дизайнер шрифта, иллюстратор, дизайнер-график. Каждый делает то, в чём хорошо разбирается.
В процессе обсуждения мы приходим к единому мнению. Если есть спорный момент, то последнее слово за специалистом непосредственно в этом вопросе. Если есть какие-то замечания, мы обязательно их учитываем — либо спорим, и рождается некое третье решение.
У нас есть правило ― мы называем его «процесс улучшайзинга».
У нас есть правило ― мы называем его «процесс улучшайзинга». Если что-то в нашей работе можно улучшить в дальнейшем, если появились новые технологии или материалы, если сменились тренды или мы поняли, что в чём-то заблуждались, то постоянно стараемся это улучшить. Такой эволюционный процесс. Нам очень нравится, например, как сейчас пиктограммы нарисованы и зафиксированы, но мы в любой момент можем вернуться к ним и что-то изменить, стилизовать по-новому.
— Что планируете менять в городе дальше?
— У нас нет комплексного подхода, мы работаем проектно, когда есть непосредственный запрос. Например, в городе сломалось несколько табличек с QR-кодами возле объектов культурного наследия, и администрации надо заменить эти таблички. Они говорят: «Ребята, мы будем менять таблички. Хотите изменить конструктив или дизайн? Это в вашей компетенции?» Мы смотрим и отвечаем: «Да, можем сделать. Какие сроки?» Нам ставят примерные сроки, мы разрабатываем. Администрации неважно, старый конструктив внедрять или новый, который мы разработали в единой системе. Сейчас мы ведём около десяти проектов. Пять мы уже сделали под ключ, и сейчас их внедряют в городскую среду.
У нас большие планы на будущее. Мы хотим набрать в команду ещё больше новых людей, чтобы можно было выполнять другие объёмы абсолютно разной работы. Те девять дизайнеров, которые были с нами с самого начала, становятся некими кураторами. Мы попробуем работать со студентами и с инициативными дизайнерами, которые хотят нам помочь.
— Когда студия Лебедева занималась дизайн-кодами, они разработали пособия по оформлению фасадов зданий. Вы будете создавать что-то подобное для Екатеринбурга?
Мы сами себе хранители стиля и представляем, как всё должно визуально выглядеть, чтобы одно с другим сочеталось.
Мы никаких пособий не делаем. Мы сами себе хранители стиля и представляем, как всё должно визуально выглядеть, чтобы одно с другим сочеталось. Когда у нас проект естественным путём будет подходить к финальной точке, мы сделаем руководство, которое администрация подпишет — и будет требовать соответствия этому документу от всех подрядчиков, изготовителей.
Сейчас администрация подписывает только проектные документы. Например, подрядчики делают навигацию в городе. За год в Екатеринбурге внедряется до пяти навигационных стел. Есть подрядчик, который выиграл на эту работу конкурс, мы ему выдаём техзадание: как должна выглядеть эта стела, из каких материалов, какой у неё конструктив. Он этого придерживается. Пока только так. Но в дальнейшем мы разработаем единый большой документ, который будет описывать всю систему дизайн-кода Екатеринбурга.
— Какому городу в России нужен дизайн-код на ваш взгляд?
— У всех городов должен быть дизайн-код. В первую очередь это миллионники и города с туристическим потенциалом, потому что это лицо не только города, но и всей страны. Если говорить про туристическую навигацию, то с ней всё плохо. За исключением Екатеринбурга, Казани, Санкт-Петербурга и Москвы, везде устанавливают единые указатели, которые рекомендовало Министерство туризма. И они сделаны максимально ужасно. Я могу подобрать любые негативные эпитеты, но это даже на десятую часть не отразит того кошмара, который сейчас внедряют по всей стране.
Мы недооцениваем дизайн-код. Если у городов будут интересные и оригинальные дизайн-решения среды, то люди с удовольствием будут покупать сувениры с этой графикой.
Тут нужно подходить очень грамотно. Во многих странах дизайн-код города ― это не только про удобство для туристов, это ещё и про коммерческий потенциал. Например, как с изображением пешехода на немецких светофорах — это очень известная история, которая тиражируется в сувенирах.
Мы недооцениваем дизайн-код. Если у городов будут интересные и оригинальные дизайн решения среды, то люди с удовольствием станут покупать сувениры с этой графикой. Например, дорожные люки Екатеринбурга уже перекочевали на футболки, которые с удовольствием покупаются и жителями, и гостями города. Кстати, это то, над чем мы сейчас работаем: хотим создать мерч для Екатеринбурга, построенный исключительно на визуальных работах, которые мы сделали в рамках дизайн-кода.
Каким конкретно городам нужен дизайн-код? Всем ― звучит наивно, но это так. Тем более это важно для городов с большой историей — например, таких, как Суздаль. Историю можно и нужно подчёркивать. Дизайн-код должен вливаться в единую концепцию.