договор о реконструкции чего либо инвестором коди кросс
Порядок заключения инвестиционного договора
Договор об инвестиционной деятельности — это соглашение сторон, по которому одна сторона (исполнитель) обязуется произвести строительные или иные работы, передать полученный результат, а другая сторона (инвестор) финансирует работы с целью получения дальнейшей выгоды.
Понятие и субъектный состав
Инвестиционная деятельность подразумевает под собой использование финансовых средств или имущества для вклада в развитие проекта с целью последующего получения прибыли. Сферы, в которые вкладываются ресурсы инвестора, могут быть разнообразными и затрагивать область строительства, реконструкцию объектов, приобретение техники, восстановление и покупку производственного оборудования.
Субъектный состав договора отличается многообразием: договор инвестиций может включать в себя следующие виды сторон:
Регулируются правоотношения по инвестированию:
Несмотря на такое количество правовых актов, законодательством не закреплено точного определения, что такое инвестиционный договор, поэтому на практике используются и понятия контракта и соглашения.
Прямое законодательное ограничение по заключению сделок между отдельными субъектами отсутствует. Возможны правоотношения между любыми из перечисленных выше видов групп: так, к примеру, инвестиционный договор между физическим и юридическим лицом может быть заключен с целью вклада физлица в строительство для получения в дальнейшем жилой площади в построенном доме. Заключение соглашений между госорганами и юридическими лицами может осуществляться с целью создания или реконструкции предприятий в рамках реализации федеральных программ.
Особенности инвестиционного договора
Отсутствие законодательно закрепленной правовой конструкции инвестиционного соглашения затрудняет его разграничение с другими видами сделок. В сравнении с предварительными соглашениями купли-продажи, подряда, оказания услуг, займа, договор об инвестировании в бизнес имеет схожие черты. Что же отличает инвестиционные сделки от других?
Отличительными чертами рассматриваемого контракта являются:
Порядок заключения
Заключению сделки по инвестированию предшествует ряд специфических действий. Из-за особой цели — получения доходов в будущем с использованием материальных или финансовых средств — порядок заключения инвестиционного контракта представляет собой следующую последовательность действий:
Структура соглашения
Документ, подписываемый сторонами, составляется в двух экземплярах. Рассмотрим структуру договора на примере инвестиционной сделки по строительству. В документе необходимо указать следующие разделы:
Заключение инвестиционных договоров, предусматривающих реконструкцию или приспособление для современного использования объектов недвижимости
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
Общее описание
Решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства, комплексного освоения территории, реконструкции и приспособления для современного использования и об установлении инвестиционных условий принимается Правительством Санкт‑Петербурга.
Лицо, по инициативе которого принято постановление Правительства Санкт‑Петербурга, содержащее поручение Комитету имущественных отношений Санкт‑Петербурга (Комитет) заключить с указанным лицом договор, предусматривающий реконструкцию или приспособление для современного использования объекта недвижимости, находящегося в собственности Санкт‑Петербурга (инвестиционный договор, соглашение о реконструкции, соглашение о проведении работ по приспособлению для современного использования), должно представить в Комитет заявление о заключении этого договора.
Комитет в течение 18 календарных дней направит 3 экземпляра договора заявителю для подписания.
Полное наименование:
Результат предоставления
Выдача заявителю трех экземпляров проекта инвестиционного договора (соглашения о реконструкции (о проведении работ по приспособлению для современного использования)) по форме на бумажном носителе.
Срок предоставления
18 календарных дней с даты поступления заявления, но не позднее срока, указанного в Постановлении Правительства Санкт‑Петербурга.
Стоимость
Заявители
I. Получатели государственной услуги:
по инициативе которого в соответствии с Законом Санкт‑Петербурга от 26.05.2004 №282‑43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт‑Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования» принято постановление Правительства Санкт-Петербурга, содержащее поручение Комитету заключить с указанным лицом договор, предусматривающий реконструкцию или приспособление для современного использования объекта недвижимости, находящегося в собственности Санкт-Петербурга (инвестиционный договор, соглашение о реконструкции, соглашение о проведении работ по приспособлению для современного использования).
II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:
Порядок действий
Порядок действий заявителя
Порядок действий уполномоченной организации
I. Прием и регистрация заявления
Специалист Организационного управления Комитета (ОУ):
II. Подготовка и направление межведомственных запросов о представлении документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении иных государственных органов и организаций
Сотрудник УРИ:
III. Рассмотрение заявления и подготовка результата предоставления государственной услуги
Специалист УРИ, ответственный за рассмотрение заявления:
IV. Выдача заявителю результата предоставления государственной услуги
Специалист ОУ:
Документы
Документы, представляемые заявителем
I. Обязательные к представлению документы:
II. Документы, представляемые по инициативе заявителя:
III. Дополнительные документы (в случае обращения представителя получателя государственной услуги):
Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, действующим законодательством не предусмотрено.
Документы, выдаваемые заявителю
Организации, участвующие в предоставлении
Организации, принимающие документы
Организации, принимающие решение по предоставлению
Организации, выдающие конечные документы
Другие организации, участвующие в предоставлении
Порядок обжалования
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.
В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
Жалоба может быть подана заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме (с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством Сайта Комитета, федерального Портала либо Портала) в Комитет.
Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета подаются в Комитет.
Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего, руководителя Комитета может быть направлена:
Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
Жалоба на работника подведомственного Комитету учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Комитету учреждением (организацией) рассматривается Комитетом.
Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.
В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.
Жалоба должна содержать:
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Жалоба, поступившая в Комитет либо вышестоящий орган подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.
В случае обжалования отказа Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:
В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых КИО в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
Указанное решение принимается в форме акта Комитета.
По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы Комитета, наделенного полномочиями по рассмотрению жалоб, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо Комитета, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
В случае оставления жалобы без ответа Комитет в течение 3 (трех) рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (Смольный, Санкт‑Петербург, 191060, тел. (812) 576‑41‑42), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.
Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.
Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 №59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Город впервые определил инвестора для реорганизации промзоны на аукционе
В Москве прошел первый в России аукцион на право заключения договора комплексного развития промышленной территории (КРТ), в рамках которого реорганизуют бывшую промзону Коровино на севере столицы. Победителем аукциона стала компания АО «Интеко», стоимость контракта на право реализации проекта КРТ составит 201,2 миллиона рублей, сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
В торгах участвовали пять претендентов. Стоимость договора по итогам аукциона выросла с 22 миллионов рублей в девять раз. Организатором аукциона выступил столичный Департамент по конкурентной политике.
«Победитель аукциона получил право реализовать проект комплексного развития бывшей промышленной территории общей площадью более 35 гектаров. Объем частных вложений может составить порядка 40 миллиардов рублей. Инвестор получит возможность возвести здесь объекты общественного и производственного назначения общей площадью свыше 615 тысяч квадратных метров, что позволит создать до 13 тысяч новых рабочих мест. Это уже второй договор о комплексном развитии территории, который мы заключаем в этом году. Механизм набирает популярность у инвесторов, с его помощью в городе может быть реорганизовано еще 1,9 тысячи гектаров бывших промышленных территорий и создано около 500 тысяч рабочих мест», — рассказал заммэра.
Решение о комплексном развитии участка было принято в марте этого года. Сейчас на нем располагаются объекты, принадлежащие пяти разным юридическим лицам.
«В течение шести месяцев у правообладателей земли была возможность договориться между собой и подать документы на реализацию проекта КРТ по собственной инициативе. Заявлений от них не поступало, в результате был объявлен аукцион. Торги показывали высокий интерес инвестиционного сообщества. В августе этого года город принял решение о реорганизации еще двух участков промзоны Коровино. Общий объем инвестиций по ним может составить около 15,7 миллиарда рублей. Эти зоны также могут быть выставлены на торги, но в следующем году», — сообщил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.
Соответствующий договор с победителем аукциона и столичными властями заключат в ближайшее время.
«Аукцион прошел 2 ноября и продлился почти девять часов. Торги были организованы в электронной форме, что гарантировало равный доступ к процедуре всем претендентам и обеспечило высокий уровень конкуренции среди участников. В результате цена права на заключение договора выросла на 814 процентов», — отметил руководитель Департамента по конкурентной политике города Москвы Иван Щербаков.
Также он добавил, что в соответствии с условиями лотовой документации договор с инвестором будет заключен в срок не ранее 10 и не позднее 30 дней с даты публикации протокола аукциона.
Первый в Москве и России договор о комплексном развитии промышленных территорий был подписан в начале июля. Согласно его положениям инвесторы проведут реновацию промзоны Октябрьское поле. В реализацию этого договора будет вложено 14 миллиардов рублей, которые пойдут на строительство объектов общей площадью почти 174 тысячи квадратных метров. Это поможет создать более 500 новых рабочих мест. Общая площадь под застройку составляет почти шесть гектаров. Помимо нового жилья на этой территории появятся два детских сада, школа, поликлиника и технопарк. Предполагаемый бюджетный эффект от проекта составит около 1,8 миллиарда рублей. Срок его реализации рассчитан на шесть лет, но инвестор планирует завершить строительство раньше — до 2024 года.
В общей сложности проекты комплексного развития промышленной территории могут дать городу около 500 тысяч рабочих мест и почти три триллиона рублей поступлений в бюджет, а общий объем инвестиций в реализацию проектов составит около семи триллионов рублей.
Как оформить инвестиционную (венчурную) сделку в российской юрисдикции: структура, процедура и перечень документов
Способов оформления инвестиционных сделок в российской юрисдикции не так уж и много, на данный момент основных два — внесение инвестиций в виде вклада при увеличении уставного капитала компании и конвертируемый заём, который по факту является разновидностью первого способа (если говорить именно об инвестиционной, а не заёмной стороне этого инструмента). Помимо указанных, для заведения инвестиций в компанию также используется продажа казначейской доли, правда в силу того, что казначейская доля в компании — довольно редкое явление, то и применяется данный способ тоже довольно редко, хоть он и очень удобен в плане оформления. О нём я также расскажу ниже.
Весь процесс оформления венчурной сделки можно разделить на следующие этапы.
1. Знакомство инвестора и стартапа, обсуждение условий инвестиционной сделки
В рамках переговоров стороны обмениваются информацией о себе, своих планах и взаимных ожиданиях. На данной стадии на практике часто возникает развилка — либо инвестор (стороны) после получения первичной информации о проекте (друг друге) сразу переходит к стадии due diligence — проверке проекта (друг друга) на предмет выявления и оценки возможных рисков, либо стороны переходят к обсуждению базовых параметров инвестиционной сделки и подписанию первичного соглашения о намерениях — так называемого term sheet, а due diligence проходит уже после подписания term sheet.
Ответ на вопрос, как правильно — сначала провести due diligence или сначала обговорить базовые параметры возможной инвестиционной сделки, зависит от специфики проекта, а также от того, что стороны понимают под term sheet.
В российской юрисдикции потенциальные участники инвестиционной сделки всё чаще подписывают term sheet (соглашение о намерениях), которое содержит в себе элементы соглашения о порядке ведения переговоров (ст. 434.1 Гражданского кодекса РФ), NDA (соглашения о неразглашении конфиденциальной информации), заверений об обстоятельствах (гарантий) и так далее. Term sheet часто содержит базовые параметры будущей инвестиционной сделки, а также описание последствий уклонения той или иной стороны от её заключения.
1.1. Подробнее о due diligence — процедуре выявления и оценки инвестиционных рисков
Due diligence — это что-то похожее на то, когда потенциальный жених (невеста) приходит в гости к родителям своей невесты (жениха) (простите за, возможно, старомодный пример, но он мне всё же кажется уместным) и узнаёт всё о быте семьи, их взглядах, истории, привычках, традициях и прочих имеющих важное для него значение деталях. Такая встреча может явиться началом конца отношений, а может вселить ещё большую уверенность в правильности выбора. То есть в рамках указанной процедуры потенциальный инвестор изучает всю подноготную стартапа, а стартап (да! и это тоже важно и правильно) — всю подноготную (ну или почти всю) инвестора.
В рамках due diligence проверяется:
2. Составление проектов документов инвестиционной сделки и внесение в них правок
Абсолютное большинство инвестиционных сделок в России структурируется по модели вхождения инвестора в компанию через увеличение уставного капитала или по модели конвертируемого займа (хотя конвертируемый заём является разновидностью первого способа).
В случае, если инвестор заходит в компанию через увеличение уставного капитала, то инвестором обычно готовятся проекты следующих документов: новый устав компании (если инвестора не устраивает прежняя редакция, что случается довольно часто), корпоративный договор (который устанавливает особые правила корпоративной игры с упором на далёкое будущее), протокол об увеличении уставного капитала и принятии вклада инвестора (да, не смотря на то, что этот документ чисто операционный и внутрикорпоративный, нередко его проект тоже готовится инвестором).
Иногда инвестор предлагает включить в структуру сделки также инвестиционное соглашение. Более подробно о нём расскажу ниже.
В случае, если инвестор планирует зайти в компанию через конвертируемый заём, то к документам, указанным в первом случае, добавляется договор займа.
Проекты инвестиционных документов готовятся инвестором с упором на договорённости, достигнутые сторонами в процессе переговоров, а также данные, полученные по результатам due diligence (проверки компании). После составления проекты документов направляются участникам и руководству компании (а также иным заинтересованным лицам, к примеру, к сотрудникам-держателям опционов). Каждая заинтересованная сторона вправе представить правки для их рассмотрения.
Бывает, что на этой стадии происходит срыв инвестиционной сделки. К примеру, кого-то из будущих подписантов не устраивает то или иное положение корпоративного договора или устава компании в новой редакции. Автор сам, будучи фаундером стартапа, как-то раз отклонил редакции документов потенциального инвестора по причине намерения последнего приобрести уровень корпоративного контроля в компании заведомо превышающего ценность вкладываемых им инвестиций.
Конечно, на данной стадии как для инвестору, так и компании важно не «перегнуть палку». Нередко инвесторы хотят слишком сильно и необоснованно закрутить гайки, а участники стартапа хотят сохранить за собой прежнюю безграничную свободу. Здесь важен баланс интересов и умение слышать и слушать друга друга, а также адекватно оценивать риски.
Рассмотрим каждый документ в отдельности.
Устав
Нередко бывает, особенно на ранних стадиях, что инвестор заходит компанию со своим уставом. Как правило, такие уставы тщательно выверены и уже не раз использовались в предыдущих сделках. Так что сразу отказываться от нового устава, предложенного инвестором, фаундерам вряд ли стоит, бывает, что такие «инвесторские» уставы оказываются более удобны для всех участников компании. К примеру, гораздо удобнее, когда уставом предусмотрен созыв общих собраний участников компании по электронной почте, а не путём отправки участникам бумажных писем (мелочь, а приятно, как говорится).
Новый устав (или правки в него) в рамках инвестиционной сделки регистрируется одновременно с регистрацией изменений размеров долей участников компании, основанием для регистрации является протокол общего собрания участников (решение единственного участника компании) и заявление по форме Р13001.
Примечание. Внимание! С 25 ноября 2020 года заявления по форме Р13001 и Р14001 применяться не будут, вместо них вводится новая единая форма Р13014, утвержденная приказом ФНС от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@. Внести изменения в устав компании и ЕГРЮЛ можно будет только с помощью этой формы.
Корпоративный договор
В отличие от устава корпоративных договоров в компании может быть сколь угодно много и заключаться они могут не только между всеми участниками компании, но и между некоторыми из них, а также между участниками компании и любыми иными третьими лицами. Корпоративные договоры не нужно заверять нотариально, но об их заключении нужно уведомлять компанию (то есть генерального директора). Корпоративные договоры имеют первостепенную значимость для обеспечения интересов сторон инвестиционной сделки. С помощью этого документа инвестор может в той или иной степени обеспечить предсказуемое поведение фаундеров и других участников компании (миноритариев) в отношении тех или иных вопросов.
Как правило, в корпоративных договорах прописываются особенности голосования участников компании по определённым вопросам (например, что какой-то участник обязуется проголосовать «за» кандидатуру нового директора, если инвестор проголосует «за» эту кандидатуру), особенности продажи участниками своих долей в компании (например, что тот или иной владелец доли в компании не сможет продать её, если потенциальный покупатель не предложит инвестору выкупить одновременно и его долю, или что цена доли при продажи не может быть выше или ниже заранее определённой величины), особенности выхода участников из компании, KPI проекта и так далее.
Протокол общего собрания участников (решение единственного участника) компании о принятии вклада от инвестора и увеличении уставного капитала
Данный документ обязательно заверяется нотариально (вернее, нотариус удостоверяет подписи каждого участника компании на этом документе). На основании него оформляется заявление по форме Р13001 (как я уже отмечал ранее, с 25 ноября 2020 года эта форма утратит силу и будет использоваться Р13014), которое подаётся в налоговую инспекцию для внесения в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц) информации о новом размере долей участников компании.
Инвестиционный договор
Инвестиционное соглашение может также предусматривать новые обязанности генерального директора компании, которые после подписания соглашения последним, про сути, становится частью договора (трудового или оказания услуг) между ним и компанией. Это довольно важный аспект в тех случаях, когда CEO является наёмным сотрудником компании.
Данный документ, как и корпоративный договор не надо заверять нотариально. Отличие инвестиционного договора от корпоративного состоит в том, что в корпоративном договоре сама компания (в лице генерального директора) может не участвовать в качестве его стороны (подписанта), когда как стороной инвестиционного соглашения, как правило, является само юридическое лицо (компания) в лице генерального директора.
2.1. Конвертируемый заём
Для оформления конвертируемого займа используются следующие документы: устав (опционально), корпоративный договор (обязательно), протокол общего собрания участников или решение единственного участника об увеличении уставного капитала (обязательно), договор займа (обязательно), инвестиционный договор (опционально).
2.2. Продажа казначейской доли
В чём принципиальное отличие продажи казначейской доли от продажи доли, принадлежащей участнику компании? В том, что при продаже казначейской доли вырученные деньги (инвестиции) поступают кэш-ин, то есть в распоряжение компании, а при продаже доли, принадлежащей участнику компании, вырученные от продажи доли деньги поступают кэш-аут, то есть непосредственно продавцу (участнику) и компания не имеет никаких прав на них (то есть не может ими распоряжаться).
Поэтому продажу казначейской доли можно рассматривать как отдельный способ оформления инвестиционной сделки (кэш-ин сделки).
Продажа казначейской доли оформляется заключением договора купли-продажи доли между инвестором (покупателем) и самой компанией в лице генерального директора на основе протокола общего собрания участников компании. Данный договор не подлежит нотариальному удостоверению на основании пункта 11 статьи 21 Закона об ООО.
Плюсами структурирования инвестиционной сделки путём продажи казначейской доли является то, что она очень проста в оформлении, не нужно ничего заверять нотариально, что инвестору можно дать какую угодно рассрочку (в отличие от заведения инвестиций через увеличение уставного капитала, где рассрочка может составлять не более 6 месяцев).
Минусами структурирования инвестиционной сделки путём продажи казначейской доли является то, что такую долю довольно трудно добыть — нужно, чтобы какой-либо участник вышел из компании.
3. Исполнение сделки
Как я уже отмечал, нотариальному удостоверению в рамках инвестиционной сделки подлежит только протокол общего собрания участников об увеличении уставного капитала компании, остальные документы оформляются в простой письменной форме.
Однако если говорить об опционе на долю в компании, то он также заверяется нотариально, поскольку предусматривает отчуждение доли в компании. Я не просто так заговорил об опционе в этом разделе статьи. Оформление опциона в рамках инвестиционной сделки всё чаще становится актуальным, потому что он непосредственно связан с исполнением инвестором своих обязательств.
Нередко инвесторы перечисляют инвестиции траншами, но при этом приобретают всю долю в компании сразу. В таких ситуациях возникает риск того, что инвестор, владея уже всей долей в компании, по какой-либо причине перестанет перечислять транши. Подобный кейс я довольно подробно разобрал в этой статье, такое действительно случается и для таких случаев лучше заранее подготовить опцион.
Опцион позволяет в случае допущения инвестором просрочки очередного транша забрать у последнего всю долю во внесудебном порядке и тем самым вывести его из компании, предложив впоследствии его долю новому инвестору для закрытия возможного кассового разрыва, который нередко возникает в таких случаях.
Опцион удобен тем, что для его исполнения достаточно лишь грамотно прописать случаи, при которых он «сработает». Так, если мы опционом защищаемся от просрочек инвестора, то прописываем в нём, что в случае возникновения просрочки инвестором очередного транша (график платежей, как правило указывается в самой инвестиционной сделке) основатель имеет право возмездно/безвозмездно забрать долю инвестора. Для того, чтобы это случилось, основатель после возникновения просрочки берёт выписку со счёта в банке, заверяет её подписью сотрудника банка (и оттиском печати банка), приходит с указанным документом и опционом к любому нотариусу (хотя лучше к том нотариусу, у которого изначально и оформлялся опцион), представляет их нотариусу и после их проверки нотариусом подписывает акцепт, на основании которого нотариус исполняя опцион, направляет заявление по форме Р14001 в налоговую инспекцию для регистрации соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
3.1. Отчётность и KPI
Чтобы не попасть в подобные ситуации лучше вообще не прописывать KPI, а если уж они и предусматриваются в инвестиционных документах, то санкции за их недостижение должны соответствовать, что называется, стартап-истории. Стартап — это экспериментальная модель бизнеса, которая ищет оптимальную бизнес-модель и нередко стартапу приходится делать пивот (изменение бизнес-модели), отказываясь от прежних KPI и ставя перед собой новые вызовы. Я сам в качестве фаундера проходил эту историю и убежден в том, что KPI в венчуре скорее вредят, нежели помогают.
Что касается отчётности, то на мой взгляд, она должна быть и любой инвестор имеет право в перманентном режиме отслуживать динамику проекта. Единственная рекомендация на этот счёт — отчетность не должна занимать большое количество времени, она должна быть максимальна проста, релевантна и удобна в предоставлении и ознакомлении. В идеале прикрутить какой-либо удобный сервис, куда статистика будет стекаться в автоматическом режиме и к которому у каждого инвестора будет доступ. Кстати, если у кого-то будут примеры отличных сервисов с указанным функционалом, буду рад, если поделитесь в комментариях.
С уважением, предприниматель, инвестиционный и корпоративный юрист Евгений Рябов
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина