дресс код православной женщины

Дресс-код в храме

Э тим материалом я хочу открыть серию публикаций по теме, практически не затрагиваемой стилистами. Все наблюдения и размышления, складывались в моей персональной «копилочке» на протяжении более 20-ти лет. На основе их анализа родились выводы и рекомендации, которыми я охотно поделюсь с Вами. Работа с содержимым этой «копилочки» породило понимание того, что для каждого человека можно разработать индивидуальный стиль, «написать» его особенную формулу стиля…

Такие разные дресс-коды

Мы все уже привыкли, что солидные компании небезразличны к внешнему виду своих сотрудников в рабочее время. Мы все привыкли к словосочетанию «дресс-код», обозначающему свод требований к той одежде, в которой наемный работник может явиться в офис. Нам так же известно, что есть особые мероприятия (прием у Президента, дипломатический прием и проч.), куда следует являться одетым определенным образом. Об этом есть замечательный вебинар на сайте Мастерской. И в том, и в другом случае (рабочий дресс-код и дресс-код мероприятия) нам не приходит в голову подвергать их критическому осмыслению и задаваться вопросом: «а почему белый галстук на прием? А почему в офис нельзя с голой талией?».

Мы не приходим на спортивное мероприятие в вечернем платье, не пойдем в гости в пижаме, а на дискотеку не отправимся в строгом деловом костюме. Мы принимаем эти своды правил как данность, не зависимо от того нравятся они нам или нет. Решение подчиниться этим правилам определяется желанием находиться в определенном месте в определенное время. Все просто и ясно.

Но есть в нашей жизни место со своим дресс-кодом, к которому наши соотечественники питают особое отношение. Это – церковь. Очень часто право Церкви на формулировку своего дресс-кода оспаривается, вызывает раздражение, не говоря уже о ежедневных попытках этот дресс-код нарушить (и совершается это зачастую не без бравады).

Святой Иоанн Златоуст порицает женщин, которые, направляясь в храм, одеваются в дорогие одеяния, завивают волосы, мажут красками лицо. Ибо это отвлекает от молитвы и ее, и окружающих.

дресс код православной женщины. hdk 1. дресс код православной женщины фото. дресс код православной женщины-hdk 1. картинка дресс код православной женщины. картинка hdk 1. Э тим материалом я хочу открыть серию публикаций по теме, практически не затрагиваемой стилистами. Все наблюдения и размышления, складывались в моей персональной «копилочке» на протяжении более 20-ти лет. На основе их анализа родились выводы и рекомендации, которыми я охотно поделюсь с Вами. Работа с содержимым этой «копилочки» породило понимание того, что для каждого человека можно разработать индивидуальный стиль, «написать» его особенную формулу стиля…

О чем это говорит? Конечно, о неуважении к Церкви. Но вот загадка: зачем тогда идти в храм? Не нравится – не ходи. Все тоже просто и ясно…

Естественно, особенности и тонкости церковного дресс-кода имеет смысл обсуждать с теми, кто готов ему подчиниться. По разным данным в нашей стране от 75% до 90% людей идентифицируют себя с православным вероисповеданием. Таким образом есть основание полагать актуальность разговора о церковных требованиях к внешнему виду и рассчитывать на понимание большой части аудитории.

Проблема первая

На самом деле тема реализации требований церковного дресс-кода распадается на две большие проблемы. Первая: человеку, переступающему порог храма, не удается соблюсти все требования к внешнему виду.

дресс код православной женщины. hdk 2. дресс код православной женщины фото. дресс код православной женщины-hdk 2. картинка дресс код православной женщины. картинка hdk 2. Э тим материалом я хочу открыть серию публикаций по теме, практически не затрагиваемой стилистами. Все наблюдения и размышления, складывались в моей персональной «копилочке» на протяжении более 20-ти лет. На основе их анализа родились выводы и рекомендации, которыми я охотно поделюсь с Вами. Работа с содержимым этой «копилочки» породило понимание того, что для каждого человека можно разработать индивидуальный стиль, «написать» его особенную формулу стиля… дресс код православной женщины. hdk 3. дресс код православной женщины фото. дресс код православной женщины-hdk 3. картинка дресс код православной женщины. картинка hdk 3. Э тим материалом я хочу открыть серию публикаций по теме, практически не затрагиваемой стилистами. Все наблюдения и размышления, складывались в моей персональной «копилочке» на протяжении более 20-ти лет. На основе их анализа родились выводы и рекомендации, которыми я охотно поделюсь с Вами. Работа с содержимым этой «копилочки» породило понимание того, что для каждого человека можно разработать индивидуальный стиль, «написать» его особенную формулу стиля…

дресс код православной женщины. hdk 4. дресс код православной женщины фото. дресс код православной женщины-hdk 4. картинка дресс код православной женщины. картинка hdk 4. Э тим материалом я хочу открыть серию публикаций по теме, практически не затрагиваемой стилистами. Все наблюдения и размышления, складывались в моей персональной «копилочке» на протяжении более 20-ти лет. На основе их анализа родились выводы и рекомендации, которыми я охотно поделюсь с Вами. Работа с содержимым этой «копилочки» породило понимание того, что для каждого человека можно разработать индивидуальный стиль, «написать» его особенную формулу стиля…

Обстоятельства бывают самые разные. Никоим образом не хочу осуждать этих людей, уважая их право на общение с Богом и искреннее желание данное право реализовать в стенах храма. Иногда ситуацию помогают исправить специально припасенные в храме для таких случаев платки и «юбки».

дресс код православной женщины. hdk 5. дресс код православной женщины фото. дресс код православной женщины-hdk 5. картинка дресс код православной женщины. картинка hdk 5. Э тим материалом я хочу открыть серию публикаций по теме, практически не затрагиваемой стилистами. Все наблюдения и размышления, складывались в моей персональной «копилочке» на протяжении более 20-ти лет. На основе их анализа родились выводы и рекомендации, которыми я охотно поделюсь с Вами. Работа с содержимым этой «копилочки» породило понимание того, что для каждого человека можно разработать индивидуальный стиль, «написать» его особенную формулу стиля…

Но не везде они есть и не всегда с их помощью можно действительно что-то исправить. Как тогда быть?

Нередко слышишь от женщин, что они вынуждены были отказаться от приглашения на праздник или пикник только потому, что у них не было наряда, приличествующего случаю. Расстраиваются, но оказываются. Убеждена, что в случае с желанием «поставить свечку» тоже лучше расстроиться, но отказаться от входа в храм. Благоговение в духовной жизни ценится гораздо выше стоящей на подсвечнике свече… Ну а потом надо принять меры (в одежде), как говорится, имея в виду «всякий случай».

Итак, коротко перечислим запреты церковного дресс-кода.

С этими нехитрыми правилами все понятно. Но существует такая одежда, из-за которой Вас не попросят покинуть храм, но все же она будет там неуместной и продемонстрирует отсутствие такта и вкуса у ее владельца.

Действуя по принципу «и Богу свечку, и черту кочерга», человек угождает только последнему

Иоанн Златоуст укоряет и тех, кто нарочито одевается в рванные, нищенские одежды из тщеславия, чтобы его считали подвижником и аскетом.

Спросите в чем нарушение? В том, что черный total look для повседневного употребления в церкви закреплен только за монашествующими. Мирянам (то есть людям, живущим в обществе) черная одежда предписана в качестве траура. Кстати, когда я увидела взрослых членов этой семьи первый раз (они были без детей), то я так и подумала, что они из монастыря. В такое заблуждение их одежда ввела не только меня одну. Таким образом одеваясь во все черное, глухо закрытое человек нарушает церковный дресс-код тем, что вводит в заблуждение окружающих относительно своего положения в Церкви.

Проблема вторая

Вторая проблема возникает тогда, когда соблюдая требования, человек совершенно не заботится об эстетики своего облика. Кстати, лет 20-15 назад в среде людей только начинавших свой путь в духовной жизни считалось, что благочестивая одежда – заведомо мешковатая, уродливая и даже неопрятная. Помнится даже священники вынуждены были публично обличать юношей за давно нестриженные волосы, перетянутые резинкой «похищенной из маминого будуара». К счастью, эти времена прошли. Неофиты вспомнили о том, что богослужение это по преимуществу праздник, где неуместны костюмы бомжей. Сегодня даже существует передача на одном из православных каналов, посвященная теме красоты в одежде. Попытка весьма робкая, но все же заслуживающая одобрения, ибо и по сей день немало прихожан, одеваются удручающе с точки зрения стилиста.

дресс код православной женщины. hdk 16. дресс код православной женщины фото. дресс код православной женщины-hdk 16. картинка дресс код православной женщины. картинка hdk 16. Э тим материалом я хочу открыть серию публикаций по теме, практически не затрагиваемой стилистами. Все наблюдения и размышления, складывались в моей персональной «копилочке» на протяжении более 20-ти лет. На основе их анализа родились выводы и рекомендации, которыми я охотно поделюсь с Вами. Работа с содержимым этой «копилочки» породило понимание того, что для каждого человека можно разработать индивидуальный стиль, «написать» его особенную формулу стиля… дресс код православной женщины. hdk 17. дресс код православной женщины фото. дресс код православной женщины-hdk 17. картинка дресс код православной женщины. картинка hdk 17. Э тим материалом я хочу открыть серию публикаций по теме, практически не затрагиваемой стилистами. Все наблюдения и размышления, складывались в моей персональной «копилочке» на протяжении более 20-ти лет. На основе их анализа родились выводы и рекомендации, которыми я охотно поделюсь с Вами. Работа с содержимым этой «копилочки» породило понимание того, что для каждого человека можно разработать индивидуальный стиль, «написать» его особенную формулу стиля…

Итак, мы имеем две глобальные проблемы, для разрешения которых сформулируем следующую задачу: как соблюсти церковный дресс-код и не нарушить требования стиля? Или еще короче: как выглядеть благочестиво и красиво одновременно?

Поставленным вопросом я хочу закончить этот материал, чтобы в последующих публикациях дать ответ обстоятельный, но не утомительный по объему.

За сим остаюсь искренне Ваша,
Марьяна Ершова

дресс код православной женщины. ershova main. дресс код православной женщины фото. дресс код православной женщины-ershova main. картинка дресс код православной женщины. картинка ershova main. Э тим материалом я хочу открыть серию публикаций по теме, практически не затрагиваемой стилистами. Все наблюдения и размышления, складывались в моей персональной «копилочке» на протяжении более 20-ти лет. На основе их анализа родились выводы и рекомендации, которыми я охотно поделюсь с Вами. Работа с содержимым этой «копилочки» породило понимание того, что для каждого человека можно разработать индивидуальный стиль, «написать» его особенную формулу стиля…Автор статьи: Марьяна Ершова

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Получите мои бесплатные рекомендации по стилю по электронной почте:

Источник

Как одеваться женщине в церковь — правила и мифы

Женщина в брюках

В последние десятилетия, когда Русская Православная Церковь начала возрождаться, для многих актуальным стал вопрос: как одеваться женщине в церковь? За период Советской власти произошли серьезные изменения во внешнем виде не только женщин, но и мужчин. Невозможно представить себе барышню 150 лет назад, прогуливающуюся в брюках. Или мужчину той же эпохи, вышедшего из дома в шортах и майке.

В начале прошлого столетия женщины активно воевали не только за равные политические и социальные права с мужчинами, но и за возможность носить брюки. Также заметно укоротилась длина юбок, а их свободный силуэт уступил место облегающим моделям. В современном обществе свобода самовыражения через внешний вид достигла апогея. Уже никто не удивляется женщине в коротеньких шортах или откровенном платье. Поэтому позиция Церкви, призывающая к скромности и сдержанности в одежде, многими воспринимается в штыки.

Библия о женской одежде

В церковных канонах существует строгий запрет на ношение одежды, не соответствующей своему полу.

“На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие” (Втор. 22:5).

То есть ни женщина, ни мужчина не должны намеренно надевать на себя одежду противоположного пола. Будет ли это некий протест в адрес общества, способ самовыражения, позиционирование своей нестандартной сексуальной ориентации – не важно. Церковь это в любом случае не одобряет.

“Женщины сейчас одеваются или в мини-юбки или в брюки! Выбирают одно из двух! В то время как в Ветхом Завете об этом сказано совершенно ясно и ещё с какими подробностями! «Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине – в мужское». Это закон. Но и помимо закона, одевать одежду противоположного пола – непристойно. Раз в Ветхом Завете есть заповедь от Бога, запрещающая женщинам надевать мужскую одежду, то что им ещё нужно?

Но они, видишь ли, рассуждают: «Почему женщина не может носить брюки? Почему в приходские советы не могут входить атеисты – ведь Церковь и народ – это одно и то же?» Но таким образом судьба Церкви будет зависеть от решения безбожников! Вот и превратят храмы в библиотеки, склады и тому подобное, раз они ко всему подходят со своим «почему». И что ты тут скажешь?” (преподобный Паисий Святогорец).

В дореволюционной России вопроса “как одеваться женщине в церковь” в принципе не существовало. В храм на богослужение женщины надевали самое нарядное платье и повязывали красивый платок. На встречу с Богом шли в лучшей одежде, стараясь выглядеть опрятно и красиво. К сожалению, сейчас эта добрая традиция забывается. И зачастую можно наблюдать две крайности. Либо на человеке мешковатая, темных оттенков неопрятная одежда. Либо намеренное, подчас агрессивное нежелание соответствовать определенным церковным правилам. Со стороны женщин это может быть намеренное ношение брюк в храм Божий – зная, что такой вид одежды не приветствуется.

Существует ли “православная одежда”

К сожалению, невоцерковленный человек чаще всего под “православной женской одеждой” понимает бесформенную, черную кофту, такую же юбку “в пол” и в довершение образа небрежно повязанный платок. Такая тенденция действительно есть. Порой складывается ощущение, что нарочитая небрежность и инаковость в одежде демонстрируются нарочно, мол, “все внешнее мне чуждо”. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл многократно в своих проповедях призывал прихожанок выглядеть скромно, но при этом опрятно и красиво:

«Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Православие — это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные цвета».

Как таковой “православной моды” нет. Святые Отцы и церковные каноны не содержат перечня, что можно и что нельзя носить в храме. Равно как и нет конкретных указаний, как одеваться женщине в церковь. Но верующая женщина должна выглядеть пристойно, не соблазняя своим видом противоположный пол. Это касается не только ношения брюк, которые могут быть свободного кроя, не облегающие фигуру. Речь идет и о длине платья, глубине выреза и силуэте юбки. Одежда должна быть опрятна, соответствовать размеру, не быть только черной или серой.

Недаром говорят, что одежда указывает на внутреннее состояние человека. Поэтому для верующих людей естественно выглядеть красиво, можно сказать элегантно, со вкусом. Христос говорил, что даже во время поста не нужно быть внешне унылыми, как лицемеры (Мф.6:16). Не нужно стараться быть благообразными и выражать свою веру перед людьми через небрежность в одежде. Это стремление показать мнимую отрешенность от материального мира. В вопросе “православной моды” следует придерживаться золотой середины. Сейчас нет проблем с ассортиментом одежды. Всегда можно подобрать для посещения храма красивое платье, которое соответствовало бы нормам церковного этикета.

Как одеваться женщине в церковь

Существует общепринятая культура поведения в различных местах. Так, не принято в Большой театр ходить в шортах и майке. На деловую встречу странно явиться в открытом сарафане. Определенные правила поведения и дресс-код существует и при посещении церкви.

Платок

На обязанность носить платок замужней женщине указывает апостол Павел. И хотя за церковной оградой это правило практически не соблюдается, в храм женщине следует надевать платок. Стоит оговориться, что покрывать голову обязана лишь замужняя женщина. Но в России сложилась традиция, что платок желателен для всех представительниц женского пола. И чтобы не смущать прихожан, особенно пожилого возраста, платок следует носить и незамужним. В последние годы практически в каждом храме на входе появилась коробка с платками. Ими могут воспользоваться те женщины, которые пришли в дом Божий без собственного платка.

Юбка

Платье или юбка должны быть не выше колена и не слишком обтягивающими. Мы приходим в храм, чтобы помолиться. Поэтому одежда не должна приковывать взгляды, соблазнять и отвлекать от молитвы. Именно из этого принципа следует исходить, подбирая наряд для посещения церкви.

Макияж

Макияж может присутствовать на лице женщины, но не должен быть слишком ярким, броским. Губы лучше не красить: приходя в храм, мы целуем иконы, а помада оставляет следы на святых образах. При благоговейном отношении к изображению Бога, Богородицы и святым такая осознанная небрежность недопустима.

Брюки

Ношение женщинами брюк в священном пространстве (в храме, на территории монастыря) Русская Православная Церковь не приветствует. Если вы готовитесь посетить храм заранее, то лучше надеть юбку, чтобы не смущать прихожан. В случае, если визит в храм стал незапланированным, то можно зайти и в брюках. Как говорят многие священники “лучше зайти в брюках и без платка, чем не зайти вообще”.

Однажды митрополит Антоний Сурожский после богослужения вышел к пастве с проповедью:

“Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм”. Это были единственные его слова в тот день.

Вывод: если посещение храма готовится заранее, то нужно с пониманием и уважением относиться к чувствам верующих и не позволять себе “провокационные” образы. Если же посещение церкви стало необходимостью в течение дня, то в храм зайти и помолиться можно и в «несоответствующем виде». Отсутствие платка и наличие брюк не должно стать барьером между душой и Богом.

Как одеваться женщине в церковь – мнение священников

Иерей Евгений Чебыкин

“Думаю, что те святые, которых Вы упомянули в своем письме, сформулировали идеал, к которому так или иначе необходимо стремиться. Кроме того, это было связано с конкретным культурным и историческим контекстом, в рамках которого ношение не подобающей одежды могло повлечь за собой очень серьезные последствия. Изменение моды, к тому же, было сродни революции, и дело было не только в предметах одежды, но и в общем изменении уклада жизни.

Понимаете, в Церкви ведь, да и вообще в жизни, внешнее — это всегда выражение внутреннего, та же история моды — это в том числе история определенных идеологий, экономических перемен, кризисов и подъемов и так далее. И дело было не столько в самом предмете одежды, сколько в том, о чем он говорил. Тем не менее, мы живем в том мире, в котором живем, и, к сожалению, не всегда имеем возможность строго следовать этому идеалу. Думаю, если Вы будете смиренно просить Господа о прощении своих грехов (речь в данном случае идет о грехах вообще, а не о ношении брюк) и стремиться вести подлинную христианскую жизнь, то Он обязательно услышит Ваши молитвы и не оставит Вас без своей милости”.

Протоиерей Игорь Фомин

“Как одеваться женщине в церковь? Действительно, в Священном Писании есть указание на то, что женщина должна приходить в храм в подобающей ее полу одежде. Есть определенная культура поведения в том или ином месте: в театре, на работе, в храме. Ношение платка или любого другого головного убора женщине предписывает Апостол Павел, говоря о покрывале смирения на главе.

И все же лучше зайти в дом Божий в брюках и без платка, чем вообще не зайти. В более торжественных случаях — на праздничное богослужение, на причастие — будет замечательно, если вы оденетесь в женскую одежду. Но если даже у вас нет юбки и платка — ничего страшного, все равно приходите в храм, участвуйте в богослужении, исповедуйтесь, принимайте Таинства”.

Протоиерей Алексий Митюшин

“Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные. Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах – это обязательно. На участие в таинстве следует выглядеть соответственно”.

Источник

Мода по-православному: стиль женщины в храме

Мама все­гда кра­си­вая и мод­ная, – убеж­дены дети. А что гово­рит о моде и внеш­нем образе Новый Завет? В Еван­ге­лии об одежде упо­ми­на­ется вскользь – о вла­ся­нице Иоанна Кре­сти­теля, о пла­щах, пости­ла­е­мых наро­дом во время входа Гос­подня в Иеру­са­лим, об одежде Хри­ста, о кото­рой воины метали жре­бий. В одной из притч читаем и о вет­хих одеж­дах – тех, к кото­рым не при­ши­вают заплат, ото­драв их от новых. Но ров­ным сче­том ничего не ска­зано, как должно оде­ваться жен­щине в храме.

дресс код православной женщины. v4IMG 0403. дресс код православной женщины фото. дресс код православной женщины-v4IMG 0403. картинка дресс код православной женщины. картинка v4IMG 0403. Э тим материалом я хочу открыть серию публикаций по теме, практически не затрагиваемой стилистами. Все наблюдения и размышления, складывались в моей персональной «копилочке» на протяжении более 20-ти лет. На основе их анализа родились выводы и рекомендации, которыми я охотно поделюсь с Вами. Работа с содержимым этой «копилочки» породило понимание того, что для каждого человека можно разработать индивидуальный стиль, «написать» его особенную формулу стиля…Бывает, что при­ход­ские рев­ни­тели бла­го­че­стия спе­шат выста­вить за порог храма тех, кто не соот­вет­ствует при­ня­тому фор­мату, и боль­шин­ство оби­жен­ных на заме­ча­ния обратно не воз­вра­ща­ются. Нужны ли некие стан­дарты достой­ного и при­лич­ного костюма для уча­стия в бого­слу­же­нии? Защи­тят ли они чув­ства веру­ю­щих и тех, кто на пути к вере? Этим вопро­сам в новой Рос­сии не один деся­ток лет, а одно­знач­ных отве­тов до сих пор нет.

О смирении… с подиума?

Вспо­ми­на­ется, как лет семь тому назад в рос­сий­ских СМИ открыто зву­чала дис­кус­сия по поводу внеш­него облика при­хо­жан. Вслед за духо­вен­ством и обще­ствен­ными дея­те­лями тему одежды для посе­ще­ния храма под­хва­тили веду­щие дизай­неры мод­ного мира, тот­час пред­ста­вив­шие свои «пра­во­слав­ные» кол­лек­ции. В сто­лице состо­я­лось несколько фэшн-пока­зов, с точки зре­ния бомонда – гром­ких, гла­мурно-успеш­ных, а с пози­ции цер­ков­ных людей – ско­рее, про­валь­ных и вызы­ва­ю­щих острое чув­ство стыда.

Из репор­та­жей СМИ с нашу­мев­шего показа в юве­лир­ном доме «Эстет» в 2011 году можно было заклю­чить, что пра­во­слав­ную жен­щину моде­льеры пред­став­ляют себе абсо­лютно по-раз­ному. То таин­ствен­ной незна­ком­кой, поверх неуместно глу­бо­кого декольте обер­ну­той в про­зрач­ный газ, то былин­ной рус­ской кра­са­ви­цей в сара­фане с кокош­ни­ком (попу­ляр­ный за рубе­жом этни­че­ский стиль мед­ве­дей и бала­лаек!), а неко­то­рые – и вовсе неким суще­ством сред­него рода, оде­тым в бес­фор­мен­ный бес­по­лый бала­хон из пла­стика и дру­гих «совре­мен­ных» мате­ри­а­лов. Неко­то­рые извест­ные кутю­рье пре­об­ра­зили мане­кен­щиц в юных ретро­град­ных ста­ру­шек, с головы до пят упа­ко­ван­ных в бес­цвет­ные пла­тья-футляры из плот­ных неудоб­ных тка­ней туск­лых зем­ли­стых оттенков.

С точки зре­ния про­стой обы­ва­тель­ницы с при­род­ным вку­сом, все это – от лаки­ро­ван­ного пра­во­сла­вия и паро­дий на него до запад­ных при­ми­тив­ных пред­став­ле­ний о «рус­ско­сти» – плохо, пошло, ретро­градно, без­ра­достно. Кажется, что про­фес­си­о­налы мод­ного мира узнали о пра­во­слав­ной куль­туре только сей­час и на ско­рую руку сти­ли­зо­вали модели под эти представления.

А вот как вос­при­няли показ моло­дые модельеры.

Елена Мака­шова, дизай­нер одежды: «Для меня поня­тия «пра­во­сла­вие» и «мода» не сов­ме­стимы. Точно так же, как «мона­стырь» и «кар­на­вал».

дресс код православной женщины. v4IMG 0414. дресс код православной женщины фото. дресс код православной женщины-v4IMG 0414. картинка дресс код православной женщины. картинка v4IMG 0414. Э тим материалом я хочу открыть серию публикаций по теме, практически не затрагиваемой стилистами. Все наблюдения и размышления, складывались в моей персональной «копилочке» на протяжении более 20-ти лет. На основе их анализа родились выводы и рекомендации, которыми я охотно поделюсь с Вами. Работа с содержимым этой «копилочки» породило понимание того, что для каждого человека можно разработать индивидуальный стиль, «написать» его особенную формулу стиля…Одежда несет свою фило­со­фию и рас­ска­зы­вает о чело­веке: кто он, какое у него обра­зо­ва­ние, каков мир его инте­ре­сов. Она опре­де­ляет, как к нему отно­ситься. О чем должна гово­рить одежда пра­во­слав­ной жен­щины? О сми­ре­нии, одной из основ­ных хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей. Можно ли ска­зать об этом, глядя на ста­ро­мод­ные или эпа­таж­ные наряды с эле­мен­тами наци­о­наль­ной рус­ской одежды? Если бы мне дове­лось рабо­тать над кол­лек­цией, то это были бы, навер­ное, более про­стые ткани, я при­дала бы им инте­рес­ную форму (слож­ный крой), чтобы инте­ресно было носить моло­дым, сде­лала бы что-то совре­мен­ное. Потому что, к сожа­ле­нию, в пред­став­лен­ной одежде мне не видны ни совре­мен­ность, ни пред­став­ле­ния о цело­муд­рии, чистоте и смирении».

дресс код православной женщины. moda4. дресс код православной женщины фото. дресс код православной женщины-moda4. картинка дресс код православной женщины. картинка moda4. Э тим материалом я хочу открыть серию публикаций по теме, практически не затрагиваемой стилистами. Все наблюдения и размышления, складывались в моей персональной «копилочке» на протяжении более 20-ти лет. На основе их анализа родились выводы и рекомендации, которыми я охотно поделюсь с Вами. Работа с содержимым этой «копилочки» породило понимание того, что для каждого человека можно разработать индивидуальный стиль, «написать» его особенную формулу стиля…Любовь Логи­нова, худож­ник-дизай­нер: «От пра­во­сла­вия на этом показе было очень мало. Да, модели были в плат­ках. Да, боль­шин­ство пла­тьев были длин­ными, но мягко говоря, не радо­вали новиз­ной и све­же­стью идей. В одежде, кото­рую можно отне­сти к пра­во­слав­ному дресс-коду, глав­ное эле­гант­ность и стро­гость, но не обя­за­тельно, чтобы пла­тье было закры­тым, со сто­еч­кой по шею. Нужно учи­ты­вать осо­бен­но­сти и тип жен­ской фигуры. Я думаю, пра­во­слав­ная одежда не должна быть зажата в узкие рамки, она может быть цвет­ная, наряд­ная, но подо­брана со вку­сом и отве­чать пра­ви­лам при­ли­чия. Хочется, чтобы пра­во­слав­ные жен­щины своей одеж­дой при­вили людям вкус оде­ваться достойно и эле­гантно, и мно­гие бы уви­дели, что для того, чтобы пока­зать себя, совсем не обя­за­тельно обна­жаться. Одежда обрам­ляет, под­чер­ки­вает нату­раль­ную, есте­ствен­ную кра­соту. Одежда пока­зы­вает сте­пень вос­пи­та­ния жен­щины, сте­пень ее пони­ма­ния ситу­а­ции и места, в кото­рое она при­шла. Так было во все времена».

Стразы и алмазы

дресс код православной женщины. 28 2236. дресс код православной женщины фото. дресс код православной женщины-28 2236. картинка дресс код православной женщины. картинка 28 2236. Э тим материалом я хочу открыть серию публикаций по теме, практически не затрагиваемой стилистами. Все наблюдения и размышления, складывались в моей персональной «копилочке» на протяжении более 20-ти лет. На основе их анализа родились выводы и рекомендации, которыми я охотно поделюсь с Вами. Работа с содержимым этой «копилочки» породило понимание того, что для каждого человека можно разработать индивидуальный стиль, «написать» его особенную формулу стиля…Так давайте пораз­мыш­ляем в сто­роне от поди­ум­ных идей. «Пра­во­слав­ная мода» – сло­во­со­че­та­ние само по себе стран­ное, пара­док­саль­ное. В начале 20 века соче­тать два этих поня­тия вряд ли при­шло бы кому-то в голову. Навер­ное, потому, что боль­шин­ство житель­ниц нашей страны так или иначе отож­деств­ляло себя с пра­во­слав­ной верой и пони­мало, что мода – это о сало­нах и балах, а пра­во­сла­вие – совсем о другом.

Правда, тогда жен­щины всех сосло­вий, от выс­шей знати до про­стых кре­стья­нок, гораздо лучше пони­мали зна­че­ние слов «слу­чай» и «повод», и на каж­дый слу­чай и повод имели заго­тов­лен­ный зара­нее про­ду­ман­ный до мело­чей соот­вет­ству­ю­щий наряд.

Пра­во­сла­вие – о веч­ном, мода – сию­ми­нут­ное настро­е­ние, или, как удачно ска­зал какой-то извест­ный кутю­рье, всего лишь кусок ткани, пере­ме­ща­е­мый по телу жен­щины. Навер­ное, поэтому не увен­ча­лись успе­хом изна­чально доб­рые начи­на­ния ини­ци­а­то­ров показа, и у моде­лье­ров и пред­ста­ви­те­лей Церкви не полу­чи­лось диа­лога.

Одни не уло­вили духа и смыс­лов пра­во­сла­вия, дру­гие не оце­нили полета фан­та­зии, затра­чен­ных уси­лий, про­фес­си­о­наль­ных реше­ний, кило­мет­ров доро­гих полу­про­зрач­ных тка­ней, кило­грам­мов бисера, пай­е­ток и кружев.

Но что делать, если полу­чи­лось неубе­ди­тельно, не похоже на правду?

Мода – все­гда китч, про­ти­во­по­став­ля­ю­щая здо­ро­вой радо­сти исте­ри­че­ские вос­торги шоу, яркий вызов окру­жа­ю­щим, эпа­таж, выпус­ка­ю­щая на волю сексуальность.

Пра­во­сла­вие – скры­тая от глаз дра­го­цен­ность, мода – наро­чито бле­стя­щий страз. Цен­но­сти абсо­лютно раз­ные. Оче­видно, поэтому пра­во­слав­ной моды… не бывает?

Назад в историю

А дол­жен ли вообще пра­во­слав­ный чело­век выгля­деть как-то особенно?

Стоит загля­нуть в про­шлое, чтобы убе­диться: спе­ци­аль­ной одежды для церкви в исто­рии костюма не было.

Каж­дому пери­оду соот­вет­ствуют свои эта­лоны кра­соты, свои силу­эты и формы, кстати, ино­гда гораздо более эпа­таж­ные и неле­пые, чем сей­час в среде нефор­маль­ной моло­дежи. Все они отра­жены в миро­вом искус­стве – осо­бенно в живо­писи, гра­фике и скульп­туре. Стоит только вспом­нить огром­ный испан­ский ворот­ник «фреза» 16 века, напо­ми­нав­ший оде­тый на шею мель­нич­ный жер­нов (кстати, это из-за него при­ду­мали сто­ло­вую вилку – иначе пообе­дать в таком «архи­тек­тур­ном соору­же­нии» на шее было бы невоз­можно). Или жест­кое, стес­ня­ю­щее дви­же­ния фран­цуз­ское пла­тье-робу на метал­ли­че­ском кар­касе с натя­ну­той на него юбкой без еди­ной складки, назы­ва­е­мой «хра­ни­тель доб­ро­де­тели». Но это – евро­пей­ские при­меры, не так сильно про­ник­шие на рус­скую почву. А вот кор­сеты начала 20 века, в кото­рых жен­ская фигура неесте­ственно наги­ба­лась впе­ред, а талия затя­ги­ва­лась до объ­ема в 55 см, из-за кото­рых жен­щины не про­сто испы­ты­вали неудоб­ства, но даже теряли созна­ние, были очень попу­ляр­ными в Рос­сии. Как и более ран­ние «хво­ста­тые» наклад­ные юбки-турн­юры. При­ме­ров таких мод­ных изощ­ре­ний много, но все они на какое-то время ста­но­ви­лись обще­при­ня­тыми. Выгля­деть иначе озна­чало бро­сать вызов приличиям.

Как на иконе

Ико­но­пис­ные образы – бога­тый источ­ник све­де­ний об одежде. Они глу­боко сим­во­личны, но при этом отра­жают реаль­ную моду опре­де­лен­ного вре­мени – Изра­иля вре­мен Рим­ской импе­рии, Визан­тии. Пре­свя­тую Бого­ро­дицу на ико­нах мы при­выкли видеть в платке-мафо­рии или накидке, кото­рые Она носила по обы­чаю замуж­них иудей­ских жен. Пла­ток наде­вался поверх дру­гой одежды и покры­вал не только голову, он дра­пи­ро­вал почти всю фигуру. Гос­подь Иисус Хри­стос на ико­нах обычно пишется в одеж­дах знат­ных санов­ни­ков Импе­рии: в длин­ной рубашке-хитоне и пря­мо­уголь­ном плаще-гима­тии. Похоже обла­чены мно­гие вет­хо­за­вет­ные и ново­за­вет­ные святые.

Свя­тые жены – муче­ницы, пра­вед­ницы, жены-миро­но­сицы изоб­ра­жа­ются с покры­той голо­вой, что сви­де­тель­ствует об их пре­бы­ва­нии в молитве и душев­ном стрем­ле­нии к сми­ре­нию. Но ино­гда свя­тых жен пишут иначе, напри­мер, пре­по­доб­ную Марию Еги­пет­скую, где непо­кры­тая голова – это знак ее исклю­чи­тель­ной аске­ти­че­ски-пока­ян­ной жизни. Без платка изоб­ра­жают отро­ко­виц и юных дев – муче­ницу Веру и млад­ших Вели­ких кня­жон на иконе Цар­ствен­ных Стра­сто­терп­цев – Марию и Анастасию.

Одежды на ико­нах – пре­крас­ные, наряд­ные, богато укра­шен­ные орна­мен­том и по-восточ­ному коло­рит­ные. Их эсте­тика пора­жает вооб­ра­же­ние, а декор снова вдох­нов­ляет кутю­рье. Но сего­дня в таком костюме вряд ли воз­можно пере­дви­гаться по городу, не говоря о том, чтобы сесть в обще­ствен­ный транс­порт, прийти на работу или в храм. Выгля­деть как батюшка на амвоне – глупо, неуместно. Да и нужно ли?

Костюм за двух­ты­ся­че­лет­нюю исто­рию пре­тер­пел мно­же­ство транс­фор­ма­ций. Форма одежды стала упро­щен­ной, наце­лен­ной на удоб­ство. Появи­лись джинсы…

Мимикрия и царский путь

Автор книги «Мешают ли джинсы спа­се­нию» Вла­ди­мир Легойда считает:

«При­шло новое поко­ле­ние, огром­ное коли­че­ство людей, кото­рые, легко назы­вая себя пра­во­слав­ными, о своем внеш­нем виде не заду­мы­ва­ются. Они, не откры­вая, закрыли для себя вопрос, что джинсы спа­се­нию не мешают, и нео­фит­ский пыл, кото­рый часто замы­кался на форме, даже не пере­жили, ничего не пыта­лись в своей жизни менять, хотя бы и внешне. Посмот­рите любую соци­аль­ную сеть, там есть графа «веро­ис­по­ве­да­ние», и все «пра­во­слав­ные», но фото вполне могут быть пред­ло­жены в жур­налы фри­воль­ного содер­жа­ния. И вот такие не соче­та­е­мые вещи сего­дня соче­та­ются.

Конечно же, внеш­ний вид важен. Одежда имеет свою мифо­ло­гию, это одна из форм про­по­веди. Но здесь вот какая про­блема: Цер­ковь – это не суб­куль­тура, хотя именно опас­ность такого вос­при­я­тия нам сего­дня угро­жает. Цер­ковь в каком-то смысле больше обще­ства, и у Чаши могут встре­титься люди раз­ных «суб­куль­тур». И я не счи­таю, что у пра­во­слав­ных мирян непре­менно должна быть какая-то осо­бая одежда.

Есть такая мысль – ее при­пи­сы­вали раз­ным отцам пер­вых веков хри­сти­ан­ства, – что хри­сти­ане по внеш­нему виду могут ничем не отли­чаться от людей той страны, в кото­рой они живут, но могут отли­чаться внут­рен­ним состо­я­нием и поведением.

Одно из тре­бо­ва­ний, кото­рое часто предъ­яв­ля­ется к пра­во­слав­ному внеш­нему виду, — скром­ность. Цело­муд­рие (или его отсут­ствие) про­яв­ля­ется и внешне. Если в чело­веке отсут­ствует целост­ность, то эта разо­рван­ность будет про­яв­ляться и в мыс­лях, и в поступ­ках, и в речи, и в одежде. И это осо­бенно хорошо видно в совре­мен­ном мире, в кото­ром очень мно­гое направ­лено на соблазн. Это каса­ется и неко­то­рых тен­ден­ций совре­мен­ной моды, осо­знанно вызы­ва­ю­щих, агрес­сив­ных, про­во­ка­ци­он­ных. Это про­блема нашего вре­мени, это про­блема мира, в кото­ром забыто поня­тие «грех».

Я совер­шенно не хочу огульно осуж­дать совре­мен­ную моду. Чистому все чисто. Но я хотел бы отме­тить вещи, кото­рые хотя и не каса­ются длины юбок, но кажутся мне очень важ­ными. Думаю, что пред­ста­ви­тели моего поко­ле­ния трид­ца­ти­лет­них, и тем более стар­шие поко­ле­ния, не могли бы ска­зать своей матери: «Ты сексуальная».

Дру­гая край­ность – небреж­ность, неряш­ли­вость. Я думаю, если на чело­века непри­ятно смот­реть, это не очень пра­вильно с пра­во­слав­ной точки зрения.

Веру­ю­щий чело­век – это вни­ма­тель­ный чело­век. Он при­зван со вни­ма­нием отно­ситься к тому, что он гово­рит, что ест, что думает, как оде­ва­ется. И здесь важно, как все­гда, искать цар­ский путь».

О брюках и язычестве

Инте­ресно мне­ние про­то­ди­а­кона Андрея Кураева:

«Отно­ше­ние к брю­кам не явля­ется устоем пра­во­слав­ной веры. Это не веро­учи­тель­ная, а эти­кет­ная форма, но когда-то за этим сто­яли две серьёз­ные вещи.

Пер­вое. В брю­ках раньше поря­доч­ные люди вообще не ходили – ни муж­чины, ни жен­щины. Так было в Древ­нем Риме, в Пале­стине, в Визан­тии. Все ходили в туни­ках. А в брю­ках ходили вар­вары. Когда по Кон­стан­ти­но­полю шёл чело­век в брю­ках, то своим видом он пока­зы­вал, что он вар­вар, то есть не хри­сти­а­нин, и его не пус­кали в храм.

Когда вар­вары стали хри­сти­а­нами, этот мотив ушёл. Но появился дру­гой, свя­зан­ный с кар­на­валь­ными пере­оде­ва­ни­ями, кото­рые когда-то имели рели­ги­оз­ный смысл пере­во­ра­чи­ва­ния всего наизнанку. Эти пере­оде­ва­ния на Святки или Мас­ле­ницу были руди­мен­том очень древ­них язы­че­ских риту­а­лов встречи Нового года. Ско­мо­ро­ше­ство, выво­ра­чи­ва­ние всего наизнанку, смена соци­аль­ных ролей, сме­ше­ние муж­ского и жен­ского, моло­дого и ста­рого было раз­ру­ше­нием усто­яв­шихся соци­аль­ных ролей, поэтому пере­оде­ва­ния муж­чин в жен­щин и наобо­рот – это сво­его рода язы­че­ская форма пока­я­ния, выра­же­ние жела­ния жить по-дру­гому.

Но при­шло хри­сти­ан­ство и при­несло иные формы пока­ян­ного пове­де­ния: изме­не­ние не одежд, а сер­дец. А память об этом неко­гда серьёз­ном рели­ги­оз­ном язы­че­ском под­тек­сте пере­оде­ва­ний повлекла за собой нега­тив­ное отно­ше­ние к тому, что жен­щины наде­вают муж­скую одежду.

И нет тут ника­кой дис­кри­ми­на­ции именно жен­щины. Неодоб­ре­ние «пере­оде­ва­ний» каса­ется всех – неза­ви­симо от пола, попро­буйте пред­ста­вить, что при­шлось бы выслу­шать муж­чине, решив­шему зайти в храм в юбке!»

Не «выламываясь» из приличий

Кос­ме­тика суще­ствует веками и также явля­ется частью костюма. Раз­мыш­ляет Андрей Кураев: «Храм – не место для лице­дей­ства и лице­ме­рия. Если чело­век при­шёл в храм, то к чему пудра и помада? Перед Богом надо сто­ять «голень­ким». Жен­ская кос­ме­тика все­гда была бое­вым рас­кра­сом жен­щин, выхо­дя­щих на тропу охоты. Но откры­вать в храме охот­ни­чий сезон на муж­чин – это как-то нехо­рошо. Это место, где чело­век может быть про­сто чело­ве­ком, а не сек­су­ально зави­си­мым суще­ством. Ну вот, вынес я при­го­вор столь же суро­вый, сколь и спра­вед­ли­вый… А теперь начну его смягчать.

Во-пер­вых, кос­ме­тика Еван­ге­лием… пред­пи­сы­ва­ется: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф., 6,17). Счи­та­лось, что кра­си­вые волосы – это волосы бле­стя­щие, и для этого их сма­зы­вали мас­лом или жиром. Но в устах Хри­ста это не кос­ме­ти­че­ский совет, а духовный.

Наша вера и так слиш­ком шоки­ру­юще отлична от ожи­да­ний мира сего. Поэтому не стоит по мело­чам всту­пать с ним в кон­фликт. Не стоит слиш­ком ста­ра­тельно под­чёр­ки­вать нашу ина­ко­вость: ходить в чёр­ных одеж­дах, засте­ги­вать верх­нюю пуго­вицу рубашки, с выра­же­нием бла­го­че­сти­вого ужаса пере­дви­гаться по улицам…

Если в твоём окру­же­нии при­нято уме­рен­ное поль­зо­ва­ние кос­ме­ти­кой, если оно вхо­дит в пра­вила при­ли­чия в той среде, где живёт и рабо­тает хри­сти­а­нин, то не стоит наро­чито из неё выламываться.

Может ли быть свя­той жен­щина, кото­рая посто­янно исполь­зует кос­ме­тику? Да! При­мер – св. стра­сто­тер­пица импе­ра­трица Алек­сандра Фёдо­ровна. Но для неё кос­ме­тика была не лич­ным выбо­ром вопреки насто­я­ниям духов­ника, а сле­до­ва­нием семей­ной и соци­аль­ной традиции».

Ради ближнего

Совет отца Андрея Кура­ева «жен­щине, кото­рая спе­ци­ально идёт на службу – одеться «по-цер­ков­ному».

Нет, дело не в том, что если на вас будет юбка не того фасона, то Бог вашу молитву не услы­шит. Про­сто у св. Иоанна Зла­то­уста есть уди­ви­тель­ное выра­же­ние: «Таин­ство нашего ближ­него». Таин­ство нашего спа­се­ния зави­сит от того, какой мы остав­ляли след в жизни тех людей, с кото­рыми сопри­ка­са­лись. Ранили их или исцеляли.

дресс код православной женщины. 0 5f377 a45b0244 XXXL. дресс код православной женщины фото. дресс код православной женщины-0 5f377 a45b0244 XXXL. картинка дресс код православной женщины. картинка 0 5f377 a45b0244 XXXL. Э тим материалом я хочу открыть серию публикаций по теме, практически не затрагиваемой стилистами. Все наблюдения и размышления, складывались в моей персональной «копилочке» на протяжении более 20-ти лет. На основе их анализа родились выводы и рекомендации, которыми я охотно поделюсь с Вами. Работа с содержимым этой «копилочки» породило понимание того, что для каждого человека можно разработать индивидуальный стиль, «написать» его особенную формулу стиля…Несколько часов дер­жать свой ум в состо­я­нии посто­ян­ной молит­вен­ной сосре­до­то­чен­но­сти – очень трудно. Конечно, чело­век отвле­ка­ется. И тут вы даёте такой пре­красно-закон­ный повод заняться чем-то дру­гим помимо молитвы. И ещё, нам очень важно пом­нить золо­тую фор­мулу хри­сти­ан­ской этики: не я терплю – меня тер­пят. Все мы в Церкви только еле тер­пимы. Никто из нас не хозяин в храме. Домо­вла­дыка тут – Гос­подь, и Он позвал нас к Себе».

Поды­то­жить хоте­лось бы сло­вами Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Кирилла в его быт­ность гла­вой Сино­даль­ного отдела внеш­них цер­ков­ных свя­зей: «Мы не должны про­из­во­дить впе­чат­ле­ние стран­ных, при­дур­ко­ва­тых людей, если мы хотим быть Цер­ко­вью народа, а не замы­каться в гетто. Мы должны пока­зать при­мер, в том числе и внеш­ним обликом».

Эсте­тика в Церкви, по его сло­вам, имеет огром­ное зна­че­ние, а это в том числе и внеш­ний вид веру­ю­щих, одежды, убран­ства храма. «Пра­во­сла­вие – это не убо­же­ство, это кра­сота жизни», – под­чер­ки­вал он в одном из интервью.

Радость и чувство цвета

…С 2011 года инфор­ма­ци­он­ная волна по поводу цер­ков­ной одежды в СМИ стихла, и веду­щие дизай­нер­ские дома больше не пред­ла­гают созда­вать еди­ный наци­о­наль­ный дресс-код и выве­рен­ную уни­форму для посе­ще­ния храма.

Но пра­во­слав­ные веру­ю­щие не отча­я­лись и впали от этого в когни­тив­ный дис­со­нанс – те обыч­ные жен­щины, кото­рые живут цер­ков­ной жиз­нью и при этом все­рьез инте­ре­су­ются вопро­сами стиля, имеют не один удоб­ный и при­лич­ный костюм, не оскорб­ля­ю­щий чув­ства моля­щихся рядом с ними. А потому им не при­хо­дит в голову надеть рва­ные джинсы с рас­тя­ну­той май­кой с лей­б­лом или над­пи­сью про любовь и обер­нуться поверх этого урба­ни­сти­че­ского шедевра в пляж­ное парео, ими­ти­руя юбку в пол. Обычно «цер­ков­ный» наряд заго­тов­лен ими зара­нее и только ждет сво­его часа в шкафу.

Еван­гель­ский взгляд не спо­рит с модой – он вне пере­мен, он устрем­лен поверх наря­дов, направ­лен мимо всего вре­мен­ного.

Любу­ясь наряд­ной и празд­нично-яркой одеж­дой наших при­хо­жа­нок на Пасху и Тро­ицу, на Пет­ров день, пони­ма­ешь, что пра­во­слав­ная вера – не только борьба со стра­стями и испо­ве­да­ние гре­хов, но радость во Хри­сте, а зна­чит, и кра­сота, и свет, и чув­ство цвета.

Вален­тина Киденко

Фото из откры­тых источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *