дресс код православной женщины
Дресс-код в храме
Э тим материалом я хочу открыть серию публикаций по теме, практически не затрагиваемой стилистами. Все наблюдения и размышления, складывались в моей персональной «копилочке» на протяжении более 20-ти лет. На основе их анализа родились выводы и рекомендации, которыми я охотно поделюсь с Вами. Работа с содержимым этой «копилочки» породило понимание того, что для каждого человека можно разработать индивидуальный стиль, «написать» его особенную формулу стиля…
Такие разные дресс-коды
Мы все уже привыкли, что солидные компании небезразличны к внешнему виду своих сотрудников в рабочее время. Мы все привыкли к словосочетанию «дресс-код», обозначающему свод требований к той одежде, в которой наемный работник может явиться в офис. Нам так же известно, что есть особые мероприятия (прием у Президента, дипломатический прием и проч.), куда следует являться одетым определенным образом. Об этом есть замечательный вебинар на сайте Мастерской. И в том, и в другом случае (рабочий дресс-код и дресс-код мероприятия) нам не приходит в голову подвергать их критическому осмыслению и задаваться вопросом: «а почему белый галстук на прием? А почему в офис нельзя с голой талией?».
Мы не приходим на спортивное мероприятие в вечернем платье, не пойдем в гости в пижаме, а на дискотеку не отправимся в строгом деловом костюме. Мы принимаем эти своды правил как данность, не зависимо от того нравятся они нам или нет. Решение подчиниться этим правилам определяется желанием находиться в определенном месте в определенное время. Все просто и ясно.
Но есть в нашей жизни место со своим дресс-кодом, к которому наши соотечественники питают особое отношение. Это – церковь. Очень часто право Церкви на формулировку своего дресс-кода оспаривается, вызывает раздражение, не говоря уже о ежедневных попытках этот дресс-код нарушить (и совершается это зачастую не без бравады).
Святой Иоанн Златоуст порицает женщин, которые, направляясь в храм, одеваются в дорогие одеяния, завивают волосы, мажут красками лицо. Ибо это отвлекает от молитвы и ее, и окружающих.
О чем это говорит? Конечно, о неуважении к Церкви. Но вот загадка: зачем тогда идти в храм? Не нравится – не ходи. Все тоже просто и ясно…
Естественно, особенности и тонкости церковного дресс-кода имеет смысл обсуждать с теми, кто готов ему подчиниться. По разным данным в нашей стране от 75% до 90% людей идентифицируют себя с православным вероисповеданием. Таким образом есть основание полагать актуальность разговора о церковных требованиях к внешнему виду и рассчитывать на понимание большой части аудитории.
Проблема первая
На самом деле тема реализации требований церковного дресс-кода распадается на две большие проблемы. Первая: человеку, переступающему порог храма, не удается соблюсти все требования к внешнему виду.
Обстоятельства бывают самые разные. Никоим образом не хочу осуждать этих людей, уважая их право на общение с Богом и искреннее желание данное право реализовать в стенах храма. Иногда ситуацию помогают исправить специально припасенные в храме для таких случаев платки и «юбки».
Но не везде они есть и не всегда с их помощью можно действительно что-то исправить. Как тогда быть?
Нередко слышишь от женщин, что они вынуждены были отказаться от приглашения на праздник или пикник только потому, что у них не было наряда, приличествующего случаю. Расстраиваются, но оказываются. Убеждена, что в случае с желанием «поставить свечку» тоже лучше расстроиться, но отказаться от входа в храм. Благоговение в духовной жизни ценится гораздо выше стоящей на подсвечнике свече… Ну а потом надо принять меры (в одежде), как говорится, имея в виду «всякий случай».
Итак, коротко перечислим запреты церковного дресс-кода.
С этими нехитрыми правилами все понятно. Но существует такая одежда, из-за которой Вас не попросят покинуть храм, но все же она будет там неуместной и продемонстрирует отсутствие такта и вкуса у ее владельца.
Действуя по принципу «и Богу свечку, и черту кочерга», человек угождает только последнему
Иоанн Златоуст укоряет и тех, кто нарочито одевается в рванные, нищенские одежды из тщеславия, чтобы его считали подвижником и аскетом.
Спросите в чем нарушение? В том, что черный total look для повседневного употребления в церкви закреплен только за монашествующими. Мирянам (то есть людям, живущим в обществе) черная одежда предписана в качестве траура. Кстати, когда я увидела взрослых членов этой семьи первый раз (они были без детей), то я так и подумала, что они из монастыря. В такое заблуждение их одежда ввела не только меня одну. Таким образом одеваясь во все черное, глухо закрытое человек нарушает церковный дресс-код тем, что вводит в заблуждение окружающих относительно своего положения в Церкви.
Проблема вторая
Вторая проблема возникает тогда, когда соблюдая требования, человек совершенно не заботится об эстетики своего облика. Кстати, лет 20-15 назад в среде людей только начинавших свой путь в духовной жизни считалось, что благочестивая одежда – заведомо мешковатая, уродливая и даже неопрятная. Помнится даже священники вынуждены были публично обличать юношей за давно нестриженные волосы, перетянутые резинкой «похищенной из маминого будуара». К счастью, эти времена прошли. Неофиты вспомнили о том, что богослужение это по преимуществу праздник, где неуместны костюмы бомжей. Сегодня даже существует передача на одном из православных каналов, посвященная теме красоты в одежде. Попытка весьма робкая, но все же заслуживающая одобрения, ибо и по сей день немало прихожан, одеваются удручающе с точки зрения стилиста.
Итак, мы имеем две глобальные проблемы, для разрешения которых сформулируем следующую задачу: как соблюсти церковный дресс-код и не нарушить требования стиля? Или еще короче: как выглядеть благочестиво и красиво одновременно?
Поставленным вопросом я хочу закончить этот материал, чтобы в последующих публикациях дать ответ обстоятельный, но не утомительный по объему.
За сим остаюсь искренне Ваша,
Марьяна Ершова
Автор статьи: Марьяна Ершова
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Получите мои бесплатные рекомендации по стилю по электронной почте:
Как одеваться женщине в церковь — правила и мифы
Женщина в брюках
В последние десятилетия, когда Русская Православная Церковь начала возрождаться, для многих актуальным стал вопрос: как одеваться женщине в церковь? За период Советской власти произошли серьезные изменения во внешнем виде не только женщин, но и мужчин. Невозможно представить себе барышню 150 лет назад, прогуливающуюся в брюках. Или мужчину той же эпохи, вышедшего из дома в шортах и майке.
В начале прошлого столетия женщины активно воевали не только за равные политические и социальные права с мужчинами, но и за возможность носить брюки. Также заметно укоротилась длина юбок, а их свободный силуэт уступил место облегающим моделям. В современном обществе свобода самовыражения через внешний вид достигла апогея. Уже никто не удивляется женщине в коротеньких шортах или откровенном платье. Поэтому позиция Церкви, призывающая к скромности и сдержанности в одежде, многими воспринимается в штыки.
Библия о женской одежде
В церковных канонах существует строгий запрет на ношение одежды, не соответствующей своему полу.
“На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие” (Втор. 22:5).
То есть ни женщина, ни мужчина не должны намеренно надевать на себя одежду противоположного пола. Будет ли это некий протест в адрес общества, способ самовыражения, позиционирование своей нестандартной сексуальной ориентации – не важно. Церковь это в любом случае не одобряет.
“Женщины сейчас одеваются или в мини-юбки или в брюки! Выбирают одно из двух! В то время как в Ветхом Завете об этом сказано совершенно ясно и ещё с какими подробностями! «Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине – в мужское». Это закон. Но и помимо закона, одевать одежду противоположного пола – непристойно. Раз в Ветхом Завете есть заповедь от Бога, запрещающая женщинам надевать мужскую одежду, то что им ещё нужно?
Но они, видишь ли, рассуждают: «Почему женщина не может носить брюки? Почему в приходские советы не могут входить атеисты – ведь Церковь и народ – это одно и то же?» Но таким образом судьба Церкви будет зависеть от решения безбожников! Вот и превратят храмы в библиотеки, склады и тому подобное, раз они ко всему подходят со своим «почему». И что ты тут скажешь?” (преподобный Паисий Святогорец).
В дореволюционной России вопроса “как одеваться женщине в церковь” в принципе не существовало. В храм на богослужение женщины надевали самое нарядное платье и повязывали красивый платок. На встречу с Богом шли в лучшей одежде, стараясь выглядеть опрятно и красиво. К сожалению, сейчас эта добрая традиция забывается. И зачастую можно наблюдать две крайности. Либо на человеке мешковатая, темных оттенков неопрятная одежда. Либо намеренное, подчас агрессивное нежелание соответствовать определенным церковным правилам. Со стороны женщин это может быть намеренное ношение брюк в храм Божий – зная, что такой вид одежды не приветствуется.
Существует ли “православная одежда”
К сожалению, невоцерковленный человек чаще всего под “православной женской одеждой” понимает бесформенную, черную кофту, такую же юбку “в пол” и в довершение образа небрежно повязанный платок. Такая тенденция действительно есть. Порой складывается ощущение, что нарочитая небрежность и инаковость в одежде демонстрируются нарочно, мол, “все внешнее мне чуждо”. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл многократно в своих проповедях призывал прихожанок выглядеть скромно, но при этом опрятно и красиво:
«Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Православие — это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные цвета».
Как таковой “православной моды” нет. Святые Отцы и церковные каноны не содержат перечня, что можно и что нельзя носить в храме. Равно как и нет конкретных указаний, как одеваться женщине в церковь. Но верующая женщина должна выглядеть пристойно, не соблазняя своим видом противоположный пол. Это касается не только ношения брюк, которые могут быть свободного кроя, не облегающие фигуру. Речь идет и о длине платья, глубине выреза и силуэте юбки. Одежда должна быть опрятна, соответствовать размеру, не быть только черной или серой.
Недаром говорят, что одежда указывает на внутреннее состояние человека. Поэтому для верующих людей естественно выглядеть красиво, можно сказать элегантно, со вкусом. Христос говорил, что даже во время поста не нужно быть внешне унылыми, как лицемеры (Мф.6:16). Не нужно стараться быть благообразными и выражать свою веру перед людьми через небрежность в одежде. Это стремление показать мнимую отрешенность от материального мира. В вопросе “православной моды” следует придерживаться золотой середины. Сейчас нет проблем с ассортиментом одежды. Всегда можно подобрать для посещения храма красивое платье, которое соответствовало бы нормам церковного этикета.
Как одеваться женщине в церковь
Существует общепринятая культура поведения в различных местах. Так, не принято в Большой театр ходить в шортах и майке. На деловую встречу странно явиться в открытом сарафане. Определенные правила поведения и дресс-код существует и при посещении церкви.
Платок
На обязанность носить платок замужней женщине указывает апостол Павел. И хотя за церковной оградой это правило практически не соблюдается, в храм женщине следует надевать платок. Стоит оговориться, что покрывать голову обязана лишь замужняя женщина. Но в России сложилась традиция, что платок желателен для всех представительниц женского пола. И чтобы не смущать прихожан, особенно пожилого возраста, платок следует носить и незамужним. В последние годы практически в каждом храме на входе появилась коробка с платками. Ими могут воспользоваться те женщины, которые пришли в дом Божий без собственного платка.
Юбка
Платье или юбка должны быть не выше колена и не слишком обтягивающими. Мы приходим в храм, чтобы помолиться. Поэтому одежда не должна приковывать взгляды, соблазнять и отвлекать от молитвы. Именно из этого принципа следует исходить, подбирая наряд для посещения церкви.
Макияж
Макияж может присутствовать на лице женщины, но не должен быть слишком ярким, броским. Губы лучше не красить: приходя в храм, мы целуем иконы, а помада оставляет следы на святых образах. При благоговейном отношении к изображению Бога, Богородицы и святым такая осознанная небрежность недопустима.
Брюки
Ношение женщинами брюк в священном пространстве (в храме, на территории монастыря) Русская Православная Церковь не приветствует. Если вы готовитесь посетить храм заранее, то лучше надеть юбку, чтобы не смущать прихожан. В случае, если визит в храм стал незапланированным, то можно зайти и в брюках. Как говорят многие священники “лучше зайти в брюках и без платка, чем не зайти вообще”.
Однажды митрополит Антоний Сурожский после богослужения вышел к пастве с проповедью:
“Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм”. Это были единственные его слова в тот день.
Вывод: если посещение храма готовится заранее, то нужно с пониманием и уважением относиться к чувствам верующих и не позволять себе “провокационные” образы. Если же посещение церкви стало необходимостью в течение дня, то в храм зайти и помолиться можно и в «несоответствующем виде». Отсутствие платка и наличие брюк не должно стать барьером между душой и Богом.
Как одеваться женщине в церковь – мнение священников
Иерей Евгений Чебыкин
“Думаю, что те святые, которых Вы упомянули в своем письме, сформулировали идеал, к которому так или иначе необходимо стремиться. Кроме того, это было связано с конкретным культурным и историческим контекстом, в рамках которого ношение не подобающей одежды могло повлечь за собой очень серьезные последствия. Изменение моды, к тому же, было сродни революции, и дело было не только в предметах одежды, но и в общем изменении уклада жизни.
Понимаете, в Церкви ведь, да и вообще в жизни, внешнее — это всегда выражение внутреннего, та же история моды — это в том числе история определенных идеологий, экономических перемен, кризисов и подъемов и так далее. И дело было не столько в самом предмете одежды, сколько в том, о чем он говорил. Тем не менее, мы живем в том мире, в котором живем, и, к сожалению, не всегда имеем возможность строго следовать этому идеалу. Думаю, если Вы будете смиренно просить Господа о прощении своих грехов (речь в данном случае идет о грехах вообще, а не о ношении брюк) и стремиться вести подлинную христианскую жизнь, то Он обязательно услышит Ваши молитвы и не оставит Вас без своей милости”.
Протоиерей Игорь Фомин
“Как одеваться женщине в церковь? Действительно, в Священном Писании есть указание на то, что женщина должна приходить в храм в подобающей ее полу одежде. Есть определенная культура поведения в том или ином месте: в театре, на работе, в храме. Ношение платка или любого другого головного убора женщине предписывает Апостол Павел, говоря о покрывале смирения на главе.
И все же лучше зайти в дом Божий в брюках и без платка, чем вообще не зайти. В более торжественных случаях — на праздничное богослужение, на причастие — будет замечательно, если вы оденетесь в женскую одежду. Но если даже у вас нет юбки и платка — ничего страшного, все равно приходите в храм, участвуйте в богослужении, исповедуйтесь, принимайте Таинства”.
Протоиерей Алексий Митюшин
“Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные. Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах – это обязательно. На участие в таинстве следует выглядеть соответственно”.
Мода по-православному: стиль женщины в храме
Мама всегда красивая и модная, – убеждены дети. А что говорит о моде и внешнем образе Новый Завет? В Евангелии об одежде упоминается вскользь – о власянице Иоанна Крестителя, о плащах, постилаемых народом во время входа Господня в Иерусалим, об одежде Христа, о которой воины метали жребий. В одной из притч читаем и о ветхих одеждах – тех, к которым не пришивают заплат, отодрав их от новых. Но ровным счетом ничего не сказано, как должно одеваться женщине в храме.
Бывает, что приходские ревнители благочестия спешат выставить за порог храма тех, кто не соответствует принятому формату, и большинство обиженных на замечания обратно не возвращаются. Нужны ли некие стандарты достойного и приличного костюма для участия в богослужении? Защитят ли они чувства верующих и тех, кто на пути к вере? Этим вопросам в новой России не один десяток лет, а однозначных ответов до сих пор нет.
О смирении… с подиума?
Вспоминается, как лет семь тому назад в российских СМИ открыто звучала дискуссия по поводу внешнего облика прихожан. Вслед за духовенством и общественными деятелями тему одежды для посещения храма подхватили ведущие дизайнеры модного мира, тотчас представившие свои «православные» коллекции. В столице состоялось несколько фэшн-показов, с точки зрения бомонда – громких, гламурно-успешных, а с позиции церковных людей – скорее, провальных и вызывающих острое чувство стыда.
Из репортажей СМИ с нашумевшего показа в ювелирном доме «Эстет» в 2011 году можно было заключить, что православную женщину модельеры представляют себе абсолютно по-разному. То таинственной незнакомкой, поверх неуместно глубокого декольте обернутой в прозрачный газ, то былинной русской красавицей в сарафане с кокошником (популярный за рубежом этнический стиль медведей и балалаек!), а некоторые – и вовсе неким существом среднего рода, одетым в бесформенный бесполый балахон из пластика и других «современных» материалов. Некоторые известные кутюрье преобразили манекенщиц в юных ретроградных старушек, с головы до пят упакованных в бесцветные платья-футляры из плотных неудобных тканей тусклых землистых оттенков.
С точки зрения простой обывательницы с природным вкусом, все это – от лакированного православия и пародий на него до западных примитивных представлений о «русскости» – плохо, пошло, ретроградно, безрадостно. Кажется, что профессионалы модного мира узнали о православной культуре только сейчас и на скорую руку стилизовали модели под эти представления.
А вот как восприняли показ молодые модельеры.
Елена Макашова, дизайнер одежды: «Для меня понятия «православие» и «мода» не совместимы. Точно так же, как «монастырь» и «карнавал».
Одежда несет свою философию и рассказывает о человеке: кто он, какое у него образование, каков мир его интересов. Она определяет, как к нему относиться. О чем должна говорить одежда православной женщины? О смирении, одной из основных христианских добродетелей. Можно ли сказать об этом, глядя на старомодные или эпатажные наряды с элементами национальной русской одежды? Если бы мне довелось работать над коллекцией, то это были бы, наверное, более простые ткани, я придала бы им интересную форму (сложный крой), чтобы интересно было носить молодым, сделала бы что-то современное. Потому что, к сожалению, в представленной одежде мне не видны ни современность, ни представления о целомудрии, чистоте и смирении».
Любовь Логинова, художник-дизайнер: «От православия на этом показе было очень мало. Да, модели были в платках. Да, большинство платьев были длинными, но мягко говоря, не радовали новизной и свежестью идей. В одежде, которую можно отнести к православному дресс-коду, главное элегантность и строгость, но не обязательно, чтобы платье было закрытым, со стоечкой по шею. Нужно учитывать особенности и тип женской фигуры. Я думаю, православная одежда не должна быть зажата в узкие рамки, она может быть цветная, нарядная, но подобрана со вкусом и отвечать правилам приличия. Хочется, чтобы православные женщины своей одеждой привили людям вкус одеваться достойно и элегантно, и многие бы увидели, что для того, чтобы показать себя, совсем не обязательно обнажаться. Одежда обрамляет, подчеркивает натуральную, естественную красоту. Одежда показывает степень воспитания женщины, степень ее понимания ситуации и места, в которое она пришла. Так было во все времена».
Стразы и алмазы
Так давайте поразмышляем в стороне от подиумных идей. «Православная мода» – словосочетание само по себе странное, парадоксальное. В начале 20 века сочетать два этих понятия вряд ли пришло бы кому-то в голову. Наверное, потому, что большинство жительниц нашей страны так или иначе отождествляло себя с православной верой и понимало, что мода – это о салонах и балах, а православие – совсем о другом.
Правда, тогда женщины всех сословий, от высшей знати до простых крестьянок, гораздо лучше понимали значение слов «случай» и «повод», и на каждый случай и повод имели заготовленный заранее продуманный до мелочей соответствующий наряд.
Православие – о вечном, мода – сиюминутное настроение, или, как удачно сказал какой-то известный кутюрье, всего лишь кусок ткани, перемещаемый по телу женщины. Наверное, поэтому не увенчались успехом изначально добрые начинания инициаторов показа, и у модельеров и представителей Церкви не получилось диалога.
Одни не уловили духа и смыслов православия, другие не оценили полета фантазии, затраченных усилий, профессиональных решений, километров дорогих полупрозрачных тканей, килограммов бисера, пайеток и кружев.
Но что делать, если получилось неубедительно, не похоже на правду?
Мода – всегда китч, противопоставляющая здоровой радости истерические восторги шоу, яркий вызов окружающим, эпатаж, выпускающая на волю сексуальность.
Православие – скрытая от глаз драгоценность, мода – нарочито блестящий страз. Ценности абсолютно разные. Очевидно, поэтому православной моды… не бывает?
Назад в историю
А должен ли вообще православный человек выглядеть как-то особенно?
Стоит заглянуть в прошлое, чтобы убедиться: специальной одежды для церкви в истории костюма не было.
Каждому периоду соответствуют свои эталоны красоты, свои силуэты и формы, кстати, иногда гораздо более эпатажные и нелепые, чем сейчас в среде неформальной молодежи. Все они отражены в мировом искусстве – особенно в живописи, графике и скульптуре. Стоит только вспомнить огромный испанский воротник «фреза» 16 века, напоминавший одетый на шею мельничный жернов (кстати, это из-за него придумали столовую вилку – иначе пообедать в таком «архитектурном сооружении» на шее было бы невозможно). Или жесткое, стесняющее движения французское платье-робу на металлическом каркасе с натянутой на него юбкой без единой складки, называемой «хранитель добродетели». Но это – европейские примеры, не так сильно проникшие на русскую почву. А вот корсеты начала 20 века, в которых женская фигура неестественно нагибалась вперед, а талия затягивалась до объема в 55 см, из-за которых женщины не просто испытывали неудобства, но даже теряли сознание, были очень популярными в России. Как и более ранние «хвостатые» накладные юбки-турнюры. Примеров таких модных изощрений много, но все они на какое-то время становились общепринятыми. Выглядеть иначе означало бросать вызов приличиям.
Как на иконе
Иконописные образы – богатый источник сведений об одежде. Они глубоко символичны, но при этом отражают реальную моду определенного времени – Израиля времен Римской империи, Византии. Пресвятую Богородицу на иконах мы привыкли видеть в платке-мафории или накидке, которые Она носила по обычаю замужних иудейских жен. Платок надевался поверх другой одежды и покрывал не только голову, он драпировал почти всю фигуру. Господь Иисус Христос на иконах обычно пишется в одеждах знатных сановников Империи: в длинной рубашке-хитоне и прямоугольном плаще-гиматии. Похоже облачены многие ветхозаветные и новозаветные святые.
Святые жены – мученицы, праведницы, жены-мироносицы изображаются с покрытой головой, что свидетельствует об их пребывании в молитве и душевном стремлении к смирению. Но иногда святых жен пишут иначе, например, преподобную Марию Египетскую, где непокрытая голова – это знак ее исключительной аскетически-покаянной жизни. Без платка изображают отроковиц и юных дев – мученицу Веру и младших Великих княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию.
Одежды на иконах – прекрасные, нарядные, богато украшенные орнаментом и по-восточному колоритные. Их эстетика поражает воображение, а декор снова вдохновляет кутюрье. Но сегодня в таком костюме вряд ли возможно передвигаться по городу, не говоря о том, чтобы сесть в общественный транспорт, прийти на работу или в храм. Выглядеть как батюшка на амвоне – глупо, неуместно. Да и нужно ли?
Костюм за двухтысячелетнюю историю претерпел множество трансформаций. Форма одежды стала упрощенной, нацеленной на удобство. Появились джинсы…
Мимикрия и царский путь
Автор книги «Мешают ли джинсы спасению» Владимир Легойда считает:
«Пришло новое поколение, огромное количество людей, которые, легко называя себя православными, о своем внешнем виде не задумываются. Они, не открывая, закрыли для себя вопрос, что джинсы спасению не мешают, и неофитский пыл, который часто замыкался на форме, даже не пережили, ничего не пытались в своей жизни менять, хотя бы и внешне. Посмотрите любую социальную сеть, там есть графа «вероисповедание», и все «православные», но фото вполне могут быть предложены в журналы фривольного содержания. И вот такие не сочетаемые вещи сегодня сочетаются.
Конечно же, внешний вид важен. Одежда имеет свою мифологию, это одна из форм проповеди. Но здесь вот какая проблема: Церковь – это не субкультура, хотя именно опасность такого восприятия нам сегодня угрожает. Церковь в каком-то смысле больше общества, и у Чаши могут встретиться люди разных «субкультур». И я не считаю, что у православных мирян непременно должна быть какая-то особая одежда.
Есть такая мысль – ее приписывали разным отцам первых веков христианства, – что христиане по внешнему виду могут ничем не отличаться от людей той страны, в которой они живут, но могут отличаться внутренним состоянием и поведением.
Одно из требований, которое часто предъявляется к православному внешнему виду, — скромность. Целомудрие (или его отсутствие) проявляется и внешне. Если в человеке отсутствует целостность, то эта разорванность будет проявляться и в мыслях, и в поступках, и в речи, и в одежде. И это особенно хорошо видно в современном мире, в котором очень многое направлено на соблазн. Это касается и некоторых тенденций современной моды, осознанно вызывающих, агрессивных, провокационных. Это проблема нашего времени, это проблема мира, в котором забыто понятие «грех».
Я совершенно не хочу огульно осуждать современную моду. Чистому все чисто. Но я хотел бы отметить вещи, которые хотя и не касаются длины юбок, но кажутся мне очень важными. Думаю, что представители моего поколения тридцатилетних, и тем более старшие поколения, не могли бы сказать своей матери: «Ты сексуальная».
Другая крайность – небрежность, неряшливость. Я думаю, если на человека неприятно смотреть, это не очень правильно с православной точки зрения.
Верующий человек – это внимательный человек. Он призван со вниманием относиться к тому, что он говорит, что ест, что думает, как одевается. И здесь важно, как всегда, искать царский путь».
О брюках и язычестве
Интересно мнение протодиакона Андрея Кураева:
«Отношение к брюкам не является устоем православной веры. Это не вероучительная, а этикетная форма, но когда-то за этим стояли две серьёзные вещи.
Первое. В брюках раньше порядочные люди вообще не ходили – ни мужчины, ни женщины. Так было в Древнем Риме, в Палестине, в Византии. Все ходили в туниках. А в брюках ходили варвары. Когда по Константинополю шёл человек в брюках, то своим видом он показывал, что он варвар, то есть не христианин, и его не пускали в храм.
Когда варвары стали христианами, этот мотив ушёл. Но появился другой, связанный с карнавальными переодеваниями, которые когда-то имели религиозный смысл переворачивания всего наизнанку. Эти переодевания на Святки или Масленицу были рудиментом очень древних языческих ритуалов встречи Нового года. Скоморошество, выворачивание всего наизнанку, смена социальных ролей, смешение мужского и женского, молодого и старого было разрушением устоявшихся социальных ролей, поэтому переодевания мужчин в женщин и наоборот – это своего рода языческая форма покаяния, выражение желания жить по-другому.
Но пришло христианство и принесло иные формы покаянного поведения: изменение не одежд, а сердец. А память об этом некогда серьёзном религиозном языческом подтексте переодеваний повлекла за собой негативное отношение к тому, что женщины надевают мужскую одежду.
И нет тут никакой дискриминации именно женщины. Неодобрение «переодеваний» касается всех – независимо от пола, попробуйте представить, что пришлось бы выслушать мужчине, решившему зайти в храм в юбке!»
Не «выламываясь» из приличий
Косметика существует веками и также является частью костюма. Размышляет Андрей Кураев: «Храм – не место для лицедейства и лицемерия. Если человек пришёл в храм, то к чему пудра и помада? Перед Богом надо стоять «голеньким». Женская косметика всегда была боевым раскрасом женщин, выходящих на тропу охоты. Но открывать в храме охотничий сезон на мужчин – это как-то нехорошо. Это место, где человек может быть просто человеком, а не сексуально зависимым существом. Ну вот, вынес я приговор столь же суровый, сколь и справедливый… А теперь начну его смягчать.
Во-первых, косметика Евангелием… предписывается: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф., 6,17). Считалось, что красивые волосы – это волосы блестящие, и для этого их смазывали маслом или жиром. Но в устах Христа это не косметический совет, а духовный.
Наша вера и так слишком шокирующе отлична от ожиданий мира сего. Поэтому не стоит по мелочам вступать с ним в конфликт. Не стоит слишком старательно подчёркивать нашу инаковость: ходить в чёрных одеждах, застегивать верхнюю пуговицу рубашки, с выражением благочестивого ужаса передвигаться по улицам…
Если в твоём окружении принято умеренное пользование косметикой, если оно входит в правила приличия в той среде, где живёт и работает христианин, то не стоит нарочито из неё выламываться.
Может ли быть святой женщина, которая постоянно использует косметику? Да! Пример – св. страстотерпица императрица Александра Фёдоровна. Но для неё косметика была не личным выбором вопреки настояниям духовника, а следованием семейной и социальной традиции».
Ради ближнего
Совет отца Андрея Кураева «женщине, которая специально идёт на службу – одеться «по-церковному».
Нет, дело не в том, что если на вас будет юбка не того фасона, то Бог вашу молитву не услышит. Просто у св. Иоанна Златоуста есть удивительное выражение: «Таинство нашего ближнего». Таинство нашего спасения зависит от того, какой мы оставляли след в жизни тех людей, с которыми соприкасались. Ранили их или исцеляли.
Несколько часов держать свой ум в состоянии постоянной молитвенной сосредоточенности – очень трудно. Конечно, человек отвлекается. И тут вы даёте такой прекрасно-законный повод заняться чем-то другим помимо молитвы. И ещё, нам очень важно помнить золотую формулу христианской этики: не я терплю – меня терпят. Все мы в Церкви только еле терпимы. Никто из нас не хозяин в храме. Домовладыка тут – Господь, и Он позвал нас к Себе».
Подытожить хотелось бы словами Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в его бытность главой Синодального отдела внешних церковных связей: «Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример, в том числе и внешним обликом».
Эстетика в Церкви, по его словам, имеет огромное значение, а это в том числе и внешний вид верующих, одежды, убранства храма. «Православие – это не убожество, это красота жизни», – подчеркивал он в одном из интервью.
Радость и чувство цвета
…С 2011 года информационная волна по поводу церковной одежды в СМИ стихла, и ведущие дизайнерские дома больше не предлагают создавать единый национальный дресс-код и выверенную униформу для посещения храма.
Но православные верующие не отчаялись и впали от этого в когнитивный диссонанс – те обычные женщины, которые живут церковной жизнью и при этом всерьез интересуются вопросами стиля, имеют не один удобный и приличный костюм, не оскорбляющий чувства молящихся рядом с ними. А потому им не приходит в голову надеть рваные джинсы с растянутой майкой с лейблом или надписью про любовь и обернуться поверх этого урбанистического шедевра в пляжное парео, имитируя юбку в пол. Обычно «церковный» наряд заготовлен ими заранее и только ждет своего часа в шкафу.
…Евангельский взгляд не спорит с модой – он вне перемен, он устремлен поверх нарядов, направлен мимо всего временного.
Любуясь нарядной и празднично-яркой одеждой наших прихожанок на Пасху и Троицу, на Петров день, понимаешь, что православная вера – не только борьба со страстями и исповедание грехов, но радость во Христе, а значит, и красота, и свет, и чувство цвета.
Валентина Киденко
Фото из открытых источников