дресс код в эрмитаж
ЭРМИТАЖ
МУЗЕЙ РАБОТАЕТ! НОВЫЕ ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ
Временно Эрмитаж работает по специальным правилам:
Режим работы: Главный музейный комплекс (Зимний дворец) и Главный штаб
Время работы:
Выходной:
Посещение музея осуществляется только по сеансам: 12.00, 12.30, 13.00, 13.30, 14.00, 16.00, 16.30, 17.00, 17.30, 18.00, 18.30, 19.00.
Продолжительность сеанса 2 часа.
Мы рекомендуем прибыть к входу в музей за 15 минут до начала сеанса.
Проход на экспозиции должен быть осуществлен не позднее 30 минут после начала сеанса, после этого времени билет аннулируется и не подлежит возврату.
Маршруты по Эрмитажу
Для посетителей открыты все залы и выставки, но посещение музея возможно только по специально разработанным маршрутам.
Выбрать маршрут вы можете при входе в музей.
С 1 сентября 2021 разрешено переходить с одного маршрута на другой в процессе посещения музея, снята строгая маршрутизация.
В Главному музейном комплексе доступны 2 маршрута, в здании Главного штаба – один маршрут.
При выборе этого маршрута вам для посещения будут в первую очередь доступны Парадные залы Зимнего дворца, а также экспозиции Старого и Нового Эрмитажа. Этот маршрут следует выбрать, если вы хотите при посещении сделать упор на осмотр западноевропейского изобразительного искусства и картинной галереи Эрмитажа, а также – познакомиться с античными коллекциями музея.
При выборе этого маршрута для посещения будут в первую очередь доступны залы Зимнего дворца: дворцовые интерьеры и жилые покои императорской семьи, постоянные экспозиции русской культуры и стран Востока, а также английское и французское искусство. Во второй части маршрута вы также сможете познакомиться с частью парадных залов Зимнего дворца (от Гербового зала) и с Картинной галереей и Античным искусством.
Выбрав этот маршрут, вы увидите одну из лучших в мире коллекций живописи импрессионистов и постимпрессионистов: знаменитую галерею памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, где представлены шедевры кисти Матисса, Пикассо, Мориса Дени и многих других. В маршрут входят залы памяти Карла Фаберже, Музей Гвардии и экспозиция “Министерство иностранных дел России”, вы также сможете познакомиться с искусством XX-XXI веков и посмотреть временную выставку «Студия 44. Анфилада».
Существует ли «музейный» дресс-код? Рекомендации стилиста
В рамках ФЕШЕН-СКЕТЧ МАРАФОНА, который проходит сейчас в группе и на сайте Музея, мы попросили нашего давнего друга — стилиста Светлану Карсакову — рассказать о том, какая одежда подходит для посещения музеев и театров. Тема становится тем актуальнее и в связи с постепенным выходом культурных учреждений Карелии с карантина. А участники марафона могут подсмотреть идеи для своих итоговых работ, ведь уже сегодня мы переходим к созданию модных образов!
Мы попросили Светлану рассказать о том, существует ли строгий дресс-код в этой сфере, подходит ли наша повседневная одежда для посещения музеев и театров или нам стоит вернуться к традиции надевать вечерние наряды на такого рода мероприятия.
Светлана Карсакова:
«Постепенно в нашу жизнь возвращаются «живые» театры и музеи. Можно поговорить и о нарядах.
Когда я проходила учебу по профессии «имидж-дизайнер», преподаватель на вопрос «что надеть в театр?» дал такой ответ: «Посмотрите на свой билет. Сидеть в куриных боа на 3 ярусе в 3 ряду также нелепо, как в футболке и джинсах в партере!». Ответ действительно был исчерпывающим!
В последнее десятилетие рамки того, что принято считать театральным дресс-кодом, очень сильно размылись. В моде произошла «демократизация», если перевести на язык одежды — «кэжуализация». Сегодня в театр, например, можно отправиться как в вечернем туалете, так и во вполне повседневном комплекте из джинсов и футболки. Без сомнения, в отказе от условностей есть немало плюсов, но в тоже время такая плоскостность лишает нас своеобразного очарования традиций и делает особенный волнительный повод обыденным. Все-таки мы приходим в музей или театр за эстетическим наслаждением, и наш продуманный соответствующий внешний вид будет создавать гармоничный резонанс с творческим культурным пространством.
Разные площадки приглашают на разнохарактерные мероприятия, и в подборе одежды для мероприятия важным будет вопрос уместности. То есть, выбирая образ, стоит оценить, в какой театр или музей, на какой спектакль или выставку вы собираетесь. «Перенарядиться» на открытие вернисажа современного искусства будет также нелепо как и прийти на значимую театральную премьеру в «пожитой» будничной одежде.
В условиях нашего небольшого города прекрасным вариантом для посещения театров и выставок будет образ в стиле «смарт-кэжуал», который сочетает в себе практичность и комфорт с налётом шика. Слишком праздничные, вечерние туалеты в современной среде нашего небольшого города выглядят слишком архаично и не благоразумно, а вот комбинаторика комплектов из моделей «кэжуал» с более нарядными, шикарными вещами будет вполне оправдана.
Примеры комплектов в стиле «смарт-кэжуал»:
качественные классические джинсы (не те помятые, в которых вы ходите в магазин) + шёлковая блуза или кашемировый полувер + элегантные ботильоны;
эффектная броская юбка и простой трикотажный верх,
брюки + свободная рубашка + жемчуг + стильные туфли на каблуке.
Иногда достаточно «пригласить» в свой лук только аксессуары, и повседневный образ мгновенно превратится в более торжественный! Стильные серьги, элегантный клатч, эффектные туфельки и даже просто яркая помада мгновенно повышают «градус» нарядности!
Но, в первую очередь, основа любого образа — это, конечно же, общая ухоженность и устойчивая вера в свою красоту! Никакой наряд не спасёт серого унылого лица, сутулую спину и «заброшенную» причёску.
А можно подойти к этому вопросу с фантазией и попробовать создать свой образ, например, соответствующим тематике выставки! На выставку авангардистов надеть что-нибудь с минималистическим геометрическим принтом, пятнами цвета и углами в украшениях. Если выставка в морской тематике, то включить в образ синие-зеленую цветовую гамму и плавные линии, а если идёте смотреть классических мастеров живописи, то можно облачиться в спокойные элегантные тона, используя сдержанность в деталях, крое и минимализме украшений. Тем самым вы не только напитываете себя визуальной эстетикой, но и «прокачиваете» свой стилистический вкус!
В нынешних сложных условиях «прогуляться » по выставкам «он-лайн» — штука бесспорно нужная и хорошая, однако «он-лайн» не может передать всю гамму ощущений и чувств, когда стоишь с картиной лицом к лицу, или смотришь спектакль в зале. Прекрасное слово «предвкушение», связанное с ним состояние, мысленная подборка нарядов в шкафу или голове позволяют приблизить встречу с искусством в скором и желанном, уже реальном времени!»
Беседовала Ирина Латкина
Благодарим Светлану Карсакову за рекомендации! И ждём всех в нашем Музее изобразительных искусств — мы уже работаем!
Посещение Эрмитажа: полезные лайфхаки для туристов
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — самый желанный объект для посещения туристов. Многие приезжают в Северную столицу ради осмотра его экспозиций. История Эрмитажа уходит корнями в XVIII век, берёт своё начало с коллекции произведений искусства, приобретённых в частном порядке ещё императрицей Екатериной II.
Эрмитаж — визитная карточка города на Неве, музей — известен во всём мире. Быть в Петербурге и не посетить его — это значит пропустить массу интересного и не увидеть главного, никто не поймёт. Посетить Эрмитаж нужно. Но когда дело доходит до того, чтобы осуществить осмотр в нём, некоторые начинают паниковать: как посмотреть хотя бы самое основное, ведь время почти у всех туристов ограничено.
Сам Эрмитаж — огромен, состоит из нескольких зданий, в которых открыты для посещения 365 залов. При этом, музей представляет собой поистине сокровищницу, в которой содержится и экспонируется более 3 миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры.
Что нужно знать в первую очередь?
Сначала нужно ознакомиться с режимом работы Эрмитажа.
Режим работы Эрмитажа
Обратите внимание. Если посещение будет припадать на праздничные и выходные дни, в таком случае можно простоять в долгой очереди и даже не попасть в Музей.
Как добраться до Эрмитажа?
Эрмитаж имеет несколько зданий, главные из которых соединены переходами, так что путешествовать можно по нему, не выходя из музея, по всем его зданиям, а можно посетить по отдельности.
До Главного музейного комплекса Эрмитажа, который находится на Дворцовой площади, можно доехать на метро. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская», от неё до Эрмитажа — 700 м. При выходе из станции нужно добраться до улицы Малой Морской, зетам повернуть направо, пройти несколько метров до Невского проспекта. Далее потребуется прогуляться по главной и самой красивой магистрали города — Невскому проспекту, чтобы вскоре оказаться на Дворцовой площади и у входа в Эрмитаж.
Также можно добираться до Эрмитажа от станции метро «Невский проспект», которая удалена от его Главного комплекса на 900 м. От станции метро «Гостиный Двор» Эрмитаж находится в 1,3 км. В обоих случаях нужно выйти на Невский проспект, следовать в сторону Адмиралтейства до Большой Морской улицы. На пересечении Большой Морской улицы с Невским проспектом будет видна арка Главного штаба. Пройдя под ней, попадаешь на Дворцовую площадь. Вход в Главный музейный комплекс с Дворцовой площади.
Можно добраться до Эрмитажа наземным транспортом. Автобусы №№ 7, 10, 24, 191, а также троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11 идут до Дворцовой площади. Нужно доехать до одноимённой остановки, от которой до Эрмитажа необходимо пройти всего 300 м.
До Нового Эрмитажа от Московского вокзала на автомобиле всего — 15 минут, на автобусах №№ 7, 24, 191, на троллейбусах №№ 1, 7, 10, 11 до остановки «Дворцовая площадь».
Как попасть в Эрмитаж?
Расписание Эрмитажа достаточно удобное для местных жителей и туристов: 2 дня в неделю музей работает по вечерам. Но в большой сезон, в выходные и праздничные дни, летом, на новогодних каникулах, в День города и другие праздники в Эрмитаж может быть огромнейший наплыв посетителей.
Поэтому в такие дни желательно приходить не во время работы Эрмитажа, а раньше, хотя бы за 15 минут или за полчаса до его открытия. Итак, в среду и пятницу Эрмитаж работает дольше. Вам, чтобы за 1 день посмотреть главное, потребуется не менее 8 часов.
С чего начать осмотр в Эрмитаже? — Берём Зимний
Не пытайтесь объять необъятное: определитесь со своими предпочтениями. Заранее изучите схему залов Эрмитажа и спланируйте маршрут по наиболее интересным для вас залам, также можно воспользоваться услугами гида. Для любителей изобразительного искусства подойдёт следующий маршрут.
Сразу, войдя в Эрмитаж, пройдите к Иорданской лестнице и поднимитесь на 2-й этаж (1 этаж Древний мир) и поверните направо; держитесь правой стороны, пройдите в Павильонный зал Малого Эрмитажа и далее в Большой Эрмитаж. Справа будет Советская лестница, следуя по которой, попадёте на экспозицию картин эпохи Возрождения.
Поначалу будут итальянские иконы и картины XV века, потом дойдёте до зала Леонардо да Винчи, обязательно посмотрите на знаменитое полотно «Мадонна Литта». Двигаемся по залам прямо и вы окажетесь в самой дальней точке Эрмитажа, откуда открываются удивительные Лоджии Рафаэля. Здесь Джакомо Кваренги разместил копии рафаэлевских фресок.
Далее можно осмотреть галереи Нового Эрмитажа, куда можно войти с лоджии. Там размещены полотна Рубенса, Ван Дейка, и многих других европейских живописцев. На обратном пути можно зайти в залы Малого Эрмитажа и полюбоваться видами из окон на сад. По переходу вернитесь в Зимний Дворец, где находятся залы с французской живописью. Если идти прямо, то можно попасть на выставку прикладного искусства Франции.
Проделав этот путь, вы уже отлично освоитесь в музее. Если останется время, можно заглянуть на 3 этаж Зимнего дворца. Здесь размещена коллекция прикладного искусства Индии, Китая и Японии.
Откуда начать осмотр в Эрмитаже? — С Главного штаба
Можно начать осмотр экспозиции с Главного штаба, чем сократите время на ожидание в очередях. На заметку: основная масса посетителей сразу идёт к Зимнему дворцу. Через пару часов очередь в Главный музейный комплекс Эрмитажа — Зимний дворец рассосётся и вы быстрее и без труда попадёте внутрь.
Можно начать осмотр экспозиции, взобравшись сразу на 4 этаж Главного штаба, и далее спускаться вниз по этажам. На 4-м этаже — шедевры импрессионизма. Для любителей этого неподражаемого жанра искусства не ничего приятнее, чем провести утро среди полотен Анри Матисса, Пабло Пикассо, Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и многих других.
Этажом ниже находятся залы, посвящённые европейскому искусству XIX века, работы Фаберже и Малевича, а также залы об истории МИД России. Если нравится прикладное искусство, тогда 2-й этаж — для вас. На нём собраны подарки Императорскому двору. Здесь увидите всю роскошь — от ваз и статуэток до мебели и платьев. В Восточное крыло Главного штаба осмотрено. Можно пообедать.
Где поесть в Эрмитаже?
В залах Эрмитажа запрещается употреблять любую пищу и воду. Проносить в Эрмитаж ни еду, ни воду нельзя. Любые жидкости (в любом виде) запрещено брать с собой в залы музея. Запомните: любой напиток будет изъят перед входом в музей. Что касается перекуса, то можно захватить с собой пару конфет, и всё. Чего-то большее возьмёте, изымут.
Поесть можно в зоне, где расположены кафетерии. Можно запланировать ранний обед, когда ещё нет очередей, а выбор блюд достаточно большой. В Зимнем дворце, на 1-м этаже, в галерее Растрелли работает кафе, где можно перекусить и купить напитки. Туалеты находятся на первом этаже в зоне Главного гардероба и рядом с лестницами.
Что ещё посмотреть в Эрмитаже
По средам в 20:00 в Малом Эрмитаже заводятся знаменитые часы «Павлин» в Павильонном зале. В Новом Эрмитаже можно посмотреть античную коллекцию — Древний Рим, Древняя Греция, статуи богов и богинь, амфоры и украшения — все это расположено в прекрасном антураже. Здесь же стоит знаменитая огромная Колыванская ваза.
Второй этаж Нового Эрмитажа тоже насыщен великолепными экспонатами: тут находятся скульптуры и полотна мастеров эпохи Возрождения: Рафаэля, Да Винчи и Микеланджело, Рембрандта, Тициана и Рубенса.
Но учтите: к некоторым картинам бывают даже очереди. Европу средних веков представляет живопись голландских и фламандских мастеров. Металлическим блеском лат и конной композицией пленяет рыцарский зал.
Счастливый обычай: крайний правый Атлант, который смотрит в сторону Марсова поля, считается наделенным чудодейственной силой. Стоит прикоснуться к нему, чтобы получить частичку его магической везучести.
Лайфхаки на закуску
Качественные селфи внутри музея получатся, если ваша одежда не будет затмевать блеском шедевры Эрмитажа. Оденьтесь попроще.
Чтобы не тратить время на очередь в кассу, можно приобрести заранее электронный билет на сайте Эрмитажа. Тогда он обойдётся вам в 2 раза дороже, чем тот же билет в кассе.
Мало кто знает, что помимо касс в самом Эрмитаже, кассы есть в здании напротив, так называемом Главном штабе «Крыло России». И пока все стоят в очереди, вы можете туда зайти и сказать на входе, что вам нужны билеты и вас пустят.
Когда билет будет в кармане, следует вернуться на Невский проспект и там подкрепиться, если вы планируете быть в Эрмитаже целый день. В музее есть буфет, но цены там очень кусаются.
Лучше идти в Эрмитаж в будний день, народа в разы меньше. В среду и в пятницу музей работает до 21:00 (ещё в среду заводят Часы Павлин). Это самое удачное время для посещения.
Экскурсии продаются только в главном здании Эрмитажа, приобрести невозможно ни онлайн, ни в Главном штабе, нигде. Предлагаем аудиогиды по Эрмитажу вам в помощь и другую информацию «Петербург.Центра»:
Топ 15 советов перед походом в Эрмитаж — о чем вам не сообщат заранее
Впервые планируете провести незабываемый день в одном из лучших музеев мира – Эрмитаже? Рассказываем о некоторых хитростях и нюансах, которые помогут сэкономить ваши силы, деньги и время во время первого посещения Эрмитажа.
1. Когда пойти
Если планируете длительную прогулку по Эрмитажу, рекомендуем отправляться туда в среду или пятницу – возможное время посещений с 10:30-21:00. В понедельник музей закрыт, а в остальные дни функционирует по укороченному расписанию с 10:30 до 18:00.
2. Скидка не пройдет
3. Бесплатные дни
Если хотите посетить музей бесплатно – отправляйтесь туда в первый четверг каждого месяца. Учтите, что придется отстоять в очереди 2-2,5 часа.
4. Что поесть в Эрмитаже
Планируете провести в Эрмитаже весь день и задались вопросом: можно ли туда проносить воду и еду? Нет, любые жидкости (в любом виде) запрещено брать с собой в залы музея. Любая тара будет изъята непосредственно перед входом в заведение. Что касается еды, то внутрь вполне можно взять небольшой кусочек шоколада или конфеты. Что-то большее будет так же изъято перед входом.
5. Завтрак
Перед походом уделите внимание завтраку. Он должен быть плотным и насыщенным. Продумайте и где будете ужинать, сразу, после завершения культурной программы.
Все дело в том, что в стенах Эрмитажа очень сложно полноценно пообедать. Во-первых, меню в местном кафе ограничивается снеками, сэндвичами и десертами. Во-вторых, стоимость на все позиции несколько завышены: небольшой сэндвич с сыром, листом салата и ломтиком колбаски – 300 руб., чашка американо – 200 руб.
6. Электронные билеты
7. Детский билет
При походе с ребенком учитывайте то, что бесплатный билет для него можно взять только в кассах музея. Даже при имеющемся взрослом электронном билете, проход для ребенка необходимо получить после прохождения общей очереди.
8. Планирование маршрута
Не пытайтесь объять необъятное. Вдумчиво обойти Эрмитаж за один день – не получится. Заранее спланируйте маршрут по наиболее интересным залам или воспользуйтесь услугами гида.
9. Гид по Эрмитажу
Для тех, кто не любит ограничения и не хочет ходить за гидом по пятам, в музее предложен аудиогид. Внешне устройство напоминает телефонную трубку с громкоговорителем. Хотите удобства и приватности? Захватите наушники. К сожалению, их не выдают и не продают на стойках выдачи.
10. Как одеться
Наденьте удобную обувь без «цокающего» каблука. В большинстве залов деревянный паркет, который будет «неудобно» звенеть после каждого вашего шага.
11. Фото
Если планируете делать качественные фото внутри музея, отдайте предпочтение скромным, сдержанным нарядам. Броские, яркие цвета будут выглядеть аляписто на фоне Эрмитажных интерьеров.
12. Против толпы
Не двигайтесь вслед за экскурсионными группами. Выберите маршрут, напрямую противоположный их пути. Это позволит находится в залах в менее шумной обстановке.
13. Заряд батареи
Если есть возможность, заручитесь power банками. Вы абсолютно точно захотите фотографировать интерьеры вокруг. Будет обидно, если устройство разрядится раньше окончания прогулки по Эрмитажу.
14. Камеры хранения
Оказались в центре Петербурга проездом? Имеете много вещей и боитесь, что будет неудобно гулять по музею? Проблема решена! Помимо довольно большого гардероба, в Эрмитаже имеются индивидуальные, вместительные камеры хранения.
15. Сувенирная продукция
Несмотря на хорошее качество исполнения, сувениры, продаваемые в стенах музея, имеют довольно внушительную стоимость. Учитывайте это при формировании бюджета.
Отметили еще какую-то мелочь, которая улучшит впечатление после первого посещения Эрмитажа? Напишите о ней в комментариях! Или расскажите о собственном опыте прогулки по музею.
Путеводитель по Эрмитажу
Что стоит знать перед посещением?
Режим работы
Эрмитаж работает каждый день недели, кроме понедельника. 1 января и 9 мая — выходные. Санитарные дни и неожиданные закрытия — большая редкость, но на всякий случай перед посещением загляните на сайт музея и проверьте режим работы.
Обращаем ваше внимание, что в связи с карантинными мероприятиями вход в залы Эрмитажа происходит строго по сеансам. Сеансы начинаются каждые 30 минут. Количество туристов, допускаемых на сеанс одновременно, ограничено.
Гардероб и турникеты
После того, как вы войдете в Эрмитаж, отправляйтесь в гардероб. Сюда нужно сдать верхнюю одежду, рюкзаки и большие сумки, воду и другие жидкости. Маленькие сумки можно взять с собой. На экспозицию с крупногабаритными предметами вас не пустят. Воду отберут на входе. Поэтому позаботьтесь об этом заранее. Будьте готовы к тому, что в гардеробе могут быть очереди, закладывайте 10-15 минут на эту процедуру. Также в гардеробе есть туалет.
Далее поднимайтесь обратно в Главный Вестибюль и отправляйтесь к турникетам. Положите сумки на бегущую ленту и проходите через турникеты. Билет приложите штрих-кодом к сканеру турникета.
О маршруте
Музейная экспозиция
Эрмитаж или Зимний дворец?
Сейчас мы находимся в Зимнем дворце, самом большом здании Эрмитажа, резиденции русских императоров от Петра III до Николая II. Зимний дворец построен в стиле русское барокко. Русское барокко — это гигантские пространства, сложные формы, обилие скульптуры, декоративные колонны и контрастные цвета. Осмотритесь вокруг — сейчас вы находитесь в огромном зале с обилием колонн и скульптуры. Позолоченные светильники, лепнина на потолке — все это характерные черты русского барокко. Идите вперед и поднимайтесь по лестнице на второй этаж.
Посольская (Иорданская) лестница (2)
Итак, вы на Иорданской лестнице. Она поражает воображение своими масштабами и богатством. Осмотритесь вокруг: здесь лестница тоже выполнена в стиле русское барокко. Огромное пространство высотой почти 20 метров кажется еще больше за счет зеркальных ложных окон, которые отражают свет настоящих. Основные украшение — золоченая лепка. Здесь использовано более пяти килограммов золота. Также обратите внимание на потолок, на роспись, где изображены боги Олимпа в облаках.
Большой фельдмаршальский зал (193)
Петровский зал (194)
Этот зал посвящен Петру Великому. В отделку включены вензеля императора (две латинские буквы P), двуглавые орлы и короны. Стены обтянуты алым бархатом. Мемориальный характер зала подчеркивают панно над дверями (1). На них изображены два главных сражения Северной войны со Швецией, которая велась за те земли, где теперь расположен Петербург.
В центре зала стоит трон Петра Великого (1). Над троном — сам Петр с Минервой (2), аллегорической фигурой Славы.
Гербовый зал (195)
Военная галерея (197)
Большой тронный (Георгиевский) зал (198)
Аполлонов зал (260/261)
Романовская галерея (259)
В Романовской галерее представлено европейское прикладное искусство Средних Веков. Реликварии, процессионные кресты, изделия из кости, водолеи (сосуды для омовения рук), оклады переносных алтарей, церковные опахала. Пройдите галерею насквозь и переходите в следующий зал.
Павильонный зал (204)
Часы «Павлин»
Советская лестница (206)
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII-XVI в.(207)
Зал Тициана (221)
Кающаяся Мария Магдалена
«Кающаяся Мария Магдалена» на торцевой стене — шедевр, который прославил Тициана еще при жизни. По легенде, умирая, художник держал в руках именно ее. Для Эрмитажа картину приобрел 1850 году Николай I. В живописи эпохи Возрождения сложно найти женский образ, сравнимый по эмоциональной силе с Марией Магдаленой Тициана. Заплаканное лицо, глаза, устремленные к небу, прижатые к груди руки — все выражает смятение души героини.
Сюжет о Данае и золотом дожде был чрезвычайно популярен у художников. В Эрмитаже находятся две из них: Даная Тициана и Даная Рембрандта, которую мы увидим позже. Именно Тициан окончательно сформировал композицию сюжета: обнажённая Даная на переднем плане (1), старуха-служанка на заднем (2) плане оттеняет своим уродством красоту Данаи, а дождь струится сверху золотистым сиянием. Тициан изображает его в виде золотых монет (3).
Зал Леонардо Да Винчи (214)
Следующий зал — зал Леонардо Да Винчи. Леонардо написал всего 15 картин. И две из них находятся в Эрмитаже. Давайте рассмотрим каждую поближе.
Мадонна Бенуа
Мадонна Бенуа — одна из ранних работ Леонардо. Художник изображает Деву Марию (1) и младенца (2) очень естественными, живыми. Если бы не нимбы, можно было бы подумать, что это жанровая сценка: итальянка играет с ребенком. Мадонна изображена обычной земной женщиной, черты ее далеки от идеала. В XV веке это произведение было поистине авангардным. Мать показывает ребенку цветок (3), тот с любопытством тянется к нему. Цветок — лилия — символ невинности. В руке у младенца крестоцвет (4), это намёк на распятие Иисуса.
Эту мадонну называют Бенуа в честь фамилии семейства, которому раньше принадлежала картина.
Мадонна Литта
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI в.(216)
В зале Леонардо повернем направо, не останавливаясь пройдем через зал, где представлено творчество его учеников, и ненадолго задержимся в зале искусства Италии XVI века. Зал посвящен маньеризму — течению в искусстве Италии периода позднего Возрождения. Художники этого времени стремятся к творческой свободе, прибегают к необычным композиционным приемам и выбирают острые цветовые контрасты. Поэтому цвет, пропорции тел и перспектива на некоторых картинах в этом зале так сильно искажены.
Лоджии Рафаэля (227)
Зал Рафаэля (229)
Вернемся в Северный кабинет и повернем налево. Мы окажемся в зале Рафаэля. Он назван так в честь двух картин Рафаэля, выставленных здесь. Это Мадонна Конестабиле (1) и Святое Семейство (2). Давайте рассмотрим их поближе.
Мадонна Конестабиле (1)
Святое семейство (2)
Картину «Святое семейство» также называют «Мадонна с безбородым Иосифом». Действительно, Иосиф, традиционно изображавшийся с бородой, здесь — без нее. Картину отличает атмосфера возвышенной печали. Компактность композиции, треугольник, который образуют фигуры на картине, создают впечатление монументальности. Мягкая светотень, которую изображает художник, говорит о влиянии на его творчество Леонардо Да Винчи.
Зал Микеланджело (230)
Из зала Рафаэля повернем направо и попадем в Зал фресок Рафаэля. Здесь остановимся у скульптуры в центре зала. Это «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (1). Это единственная работа скульптора в коллекции Эрмитажа и во всей России.
Зал Рембрандта (254)
Зайдя в зал Рембрандта сразу поверните налево. Перед вами знаменитая «Даная», пожалуй, самое известное полотно Эрмитажа.
Даная
Сюжет картины нам уже знаком. Мы уже встречались с Данаей у Тицана. Теперь мы можем сравнить два полотна. Сразу бросается в глаза то, что Рембрандт не изображает золотых монет. Его золотой дождь — мягкий свет, который льется на героиню. Даная тянется к нему. Над ней — Эрот. Обратите внимание, его руки связаны. Искусствоведы считают, что это намек на вынужденное целомудрие.
У этой картины сложная судьба. Она пережила страшный акт вандализма и находилась в реставрации 12 лет. 15 июня 1985 года в Эрмитаж с экскурсией пришел 48-летний Бронюс Майгис. Он спрашивал у работниц музея, какая картина самая ценная. Потом подошел к Данае, плеснул в нее серной кислотой и несколько раз проткнул ножом. Краска начал пузыриться, кипеть, менять цвет. Майгис был арестован, а после признан сумасшедшим.
Возвращение блудного сына
Следующая картина, которая нас интересует, находится в противоположном конце зала, напротив двери. Это «Возвращение блудного сына».
Эта картина написана Рембрандтом за несколько месяцев до смерти. Этой картиной он будто подводит итог своей жизни. В основе сюжета — евангельская притча о блудном сыне. У отца было два сына. И младший попросил отца разделить имение и отдать ему часть. Отец так и поступил. Тогда младший сын покинул отцовский дом и отправился в дальнюю страну, где жил и потратил все деньги. Когда деньги закончились, он начал голодать, но никто из прежних друзей не помог ему. Тогда сын вернулся к отцу и упал к нему в ноги, прося прощение. Отец простил его и принял обратно в свой дом. Этот момент и изображен на картине. Освященное лицо старца будто излучает свет благородства души. Сын, в рваной одежде, грязный, прижимается к отцу, моля о прощении.
Советская лестница (206)
Мы покидаем зал Рембрандта и снова оказываемся на Советской лестнице. Здесь есть туалет (WC). Для продолжения маршрута спустимся на первый этаж и повернем направо. Пройдем, не останавливаясь, через зал с выставкой южноиталийских ваз и окажемся в Двенадцатиколонном зале.
Двадцатиколонный зал (130)
На первом этаже Эрмитажа нет картин — тут может быть слишком сыро для них. Зато тут выставлена античная керамика и скульптура. Зал, в котором мы с вами оказались, посвящен искусству и культуре Древней Италии. Здесь можно видеть разнообразные предметы, выполненные в технике бронзового литья, и этрусские вазы. Зал изначально был создан для выставки коллекции античных ваз. Поэтому он имитирует интерьер античного храма. По замыслу архитектора, декор зала составляет единое целое с экспозицией.
Колыванская ваза (128)
Не останавливаясь пройдем через Помпеянский зал и окажемся в следующем, где взгляд сразу остановится на огромной вазе. Это Колыванская ваза, самая большая ваза, когда-либо выполненная из цельного куска полудрагоценного камня. Огромный кусок яшмы был обработан на Колыванской шлифовальной фабрике — так ваза и получила свое название. Через пол-России на санях ее тащило 150 лошадей. Остальной путь она проделала по воде. Вес чаши около 20 тонн.
Египетский зал (100)
Мы возвращаемся в Зимний дворец. Направляемся в зал, посвященный Древнему Египту. Раньше здесь находился главный буфет Зимнего дворца. Тот самый, откуда на лифте поднимали блюда в Большой тронный (Георгиевский зал). Теперь тут расположилась египетская коллекция Эрмитажа.
Экспонат, привлекающий наибольшее внимание посетителей здесь, — египетская мумия.
Этого человека звали Падиисет. Он был жрецом, жил во второй половине VII века до нашей эры. Ожоги на его теле — результат воздействия соды, в которую жреца поместили, чтобы удалить из кожных покровов влагу. Это сделано для того, чтобы предотвратить гниение тела. Справа в витрине саркофаг (1). Это внутренний саркофаг из погребального комплекса жреца. Средний и внешний вы найдете в витрине в начале зала (2,3).
Галерея Растрелли
Мы закончили осмотр экспозиции и вышли в галерею Растрелли. По правую руку от вас — Иорданская лестница, где мы начинали нашу экскурсию. В галерее есть кафе, тут вы можете передохнуть, выпить кофе и купить сувениры.