джава код смешанный с естественным языком называется
10 главных конструкций языка Java
Простой и мощный язык.
Java — важный язык разработки во многих больших корпорациях. Мы уже рассказывали про то, как и где применяется Java, теперь настало время для практики.
Так как авторы языка Java при создании вдохновлялись языками C и C++, то в Java тоже появилось много похожих конструкций и команд. Если вы знаете C или C++, то освоить Java вам будет гораздо проще.
👉 В Java после каждой команды ставится точка с запятой.
Комментарии
Комментарии в Java точно такие же, как в C-подобных языках — есть однострочные, которые работают только для одной строки, и многострочные.
// Это однострочный комментарий
// Для каждой строки нужно добавлять его отдельно
/* А это — многострочный
его можно сделать любой длины,
если в начале и в конце поставить нужные символы */
Переменные и типы данных
Как и в C, в Java есть несколько типов данных с разным объёмом выделяемой памяти. Предполагается, что программист сам решит, какой тип использовать лучше всего в каждой ситуации и сам будет следить за тем, чтобы в переменную поместилось всё что нужно.
Присваивание и сравнение
// это присваивание
x = 10;
// а это — сравнение x и 10
// результат сравнения отправляется в переменную b
boolean bol;
b = (x == 10);
Структура программы
Разработчикам Java понравилось, что в C вся программа состоит из функций, среди которых есть одна обязательная — main, поэтому сделали точно так же. В классах эта функция называется методом.
Но есть одно важное отличие: каждая java-программа — это как бы один большой класс со своими разделами, которые должны быть у каждого класса. Благодаря этому большие программы легко собираются из маленьких java-кирпичиков и работают друг с другом как с классами, используя все их возможности.
Ввод и вывод
Для ввода и вывода используют системный класс System и два его объекта — in и out. Но на практике чаще всего вместо in используют объект Scanner, чтобы можно было более гибко управлять вводом данных.
Условные операторы if и switch
Работают так же, как в C и в любых современных языках высокого уровня. Главное здесь — следить за фигурными скобками и не перепутать, что к чему относится. Проще всего это регулировать отступами:
У оператора множественного выбора есть особенность: ему не нужны фигурные скобки для действий в каждом случае. Компьютер по синтаксису понимает, что к чему относится, и выбирает нужный вариант.
Циклы
В Java есть три основных вида циклов:
Ещё есть два полезных оператора:
Функции (они же методы)
Так как каждая программа — это описание какого-то класса, то функции в Java — это и есть методы этого класса. Функций (или методов) может быть сколько угодно, главное — соблюдать правила описания классов. Покажем на примере:
Классы
В Java всё построено на классах, от самой программы до реализаций различных функций. Конечно, можно не использовать классы и работать в чисто процедурном стиле, но в Java так не принято. Это ООП-язык с родной поддержкой классов на всех уровнях.
Сами классы объявляются и используются так же, как и в любом другом ООП-языке:
Объекты
Объекты в Java работают по тому же принципу, что и все объекты в ООП: можно создавать сколько угодно объектов на основе классов и делать их любой сложности.
Обычно используют классы, прописанные в том же файле, что и программа. Если нужно использовать класс из другой программы, её подключают отдельно. Вот самый простой способ сделать объект на основе предыдущего класса с заказом:
Написание простой программы
Ключевой момент: Написание программы предполагает разработку стратегии решения проблемы, а затем использование языка программирования для реализации этой стратегии.
Проблема
Рассмотрим сначала простую задачу вычисления площади круга. Как написать программу для решения этой проблемы?
Алгоритм
Написание программы включает в себя разработку алгоритмов и перевод алгоритмов в инструкции программирования или код. Алгоритм описывает, как проблема решается путем перечисления действий, которые необходимо предпринять, и порядка их выполнения. Алгоритмы могут помочь программисту распланировать программу, прежде чем писать ее на языке программирования.
Псевдокод
Алгоритмы могут быть описаны в естественных языках или в псевдокоде (естественный язык, смешанный с некоторым программным кодом). Алгоритм вычисления площади круга можно описать следующим образом:
1. Прочитать радиус круга.
2. Вычислить площадь используя следующую формулу:
площадь = радиус * радиус * π
3. Показать результаты.
Совет: всегда полезно описать свою программу (или ее основную проблему) в виде алгоритма перед началом кодирования.
Когда вы кодите, то есть, когда вы пишете программу, вы переводите алгоритм в программу. Вы уже знаете, что каждая Java программа начинается с определения класса, в котором за ключевым словом class следует имя класса. Предположим, что вы выбрали ComputeArea как имя класса. Схема программы будет выглядеть так:
Как вы знаете, каждая программа Java должна иметь основной (main) метод, в котором начинается выполнение программы. Следовательно, программа расширяется следующим образом:
Программе необходимо прочитать радиус, введенный пользователем с клавиатуры. Это поднимает два важных вопроса:
Сначала рассмотрим второй вопрос. Чтобы сохранить радиус, программе нужно объявить символ, который называется переменной. Переменная представляет значение, хранящееся в памяти компьютера.
Вместо использования x и y в качестве имен переменных выбирайте описательные имена: в этом случае radius для радиуса и area для площади. Чтобы компилятор знал, чем являются radius и area, укажите их типы данных. Это тип данных, хранящихся в переменной, будь то целое, действительное число или что-то еще. Это называется объявлением переменных. Java предоставляет простые типы данных для представления целых чисел, действительных чисел, символов и булевых типов. Эти типы известны как примитивные типы данных или фундаментальные типы.
Реальные числа (т. е. числа с десятичной точкой) представлены с использованием метода, известного в компьютерах как плавающая точка. Таким образом, реальные числа также называются числами с плавающей точкой. В Java вы можете использовать ключевое слово double для объявления переменной с плавающей запятой. Объявите radius и area как double. Следовательно, программа может быть расширена следующим образом:
Программа объявляет переменные radius и area. Зарезервированное слово double указывает, что radius и area являются значениями, которые хранятся на компьютере с плавающей запятой.
Первый шаг – предложить пользователю обозначить радиус круга. Вскоре вы узнаете, как запрашивать у пользователя информацию. Пока, чтобы узнать, как работают переменные, вы можете назначить фиксированное значение радиусу (переменной radius) в программе при написании кода; позже вы измените программу, чтобы запросить у пользователя это значение.
Второй шаг – посчитать площадь и присвоить результат выражения radius * radius * 3.14159 переменной area.
На последнем этапе программа отобразит значение area на консоли с помощью метода System.out.println.
В результате полная программа имеет вид:
Программа показывает площадь круга:
Листинг в NetBeans (с номерами строк):
Переменные, такие как radius и area, соответствуют местам памяти. Каждая переменная имеет имя, тип, размер и значение. Строка под номером 5 объявляет, что radius может хранить значение double. Значение не определено, пока вы его неназначили. Строка 9 назначает 20 в переменную radius. Аналогично, строка 6 объявляет переменную area, а строка 12 присваивает значение area. В следующей таблице показано значение в памяти для radius и area при выполнении программы. Каждая строка в таблице показывает значения переменных после выполнения оператора в соответствующей строке в программе. Этот метод рассмотрения работы программы называется трассировкой программы. Программы трассировки полезны для понимания того, как работают программы, и они являются полезными инструментами для поиска ошибок в программах.
Объединение строк
Знак плюс (+) имеет два значение: одно – это сложение, а второе – это конкатенация (объединение) строк. Знак плюса (+) в строках 15-16 называется оператором конкатенации строк. Он соединяет две строки в одну.
Объединение строк с числами
Если строка соединяется с числом, то число конвертируется (преобразовывается) в строку и объединяется с другой строкой. Следовательно, знак плюс (+) в строках 15-16 конкатенирует строки в одну более длинную строку, которая отображается в выводе. Строки и объединение строк будет рассмотрено в одной из последующих глав.
Внимание: в исходном коде строка не может быть разбита на несколько строк. Следовательно, следующая инструкция приведёт к ошибке компиляции:
Для исправления этой ошибки, разбейте строку на две отдельные подстроки и используйте оператор конкатенации (+) для их объединения:
Проверь себя:
Найдите и исправьте ошибки в следующем коде:
Пишем элегантный и чистый Java код в 5 этапов
Чтобы Java код был более понятным и простым, используются библиотеки, методы и инструменты Java Core. Рассмотрим некоторые из них.
Аккуратный Java код
Самый простой способ быстренько «набросать» программу – использовать классы JavaBeans, которые пишутся в соответствии с некоторыми правилами. Например:
Слишком много лишних условий. Даже если IDE автоматически генерирует такой код (как при стандартном создании конструктора), исправляйте его, и вот почему. Вместо этого лучше применить стиль C-структур, который позволит хранить данные:
Это сокращение количества строк кода наполовину. Кроме того, данный класс является неизменным, поэтому и работать с ним проще.
Если вы храните объекты Map или List, которые могут быть легко изменены, используйте ImmutableMap или ImmutableList.
Шаблон Builder
Если у вас есть сложный объект, пригодится шаблон Builder.
Вы создаете статический внутренний класс, который будет строить ваш объект. Он использует изменяемое состояние, но как только вы вызываете build, он выдает неизменяемый объект.
Представьте, что у нас есть более сложный DataHolder. Builder может выглядеть так:
Чтобы применить его:
Существует гораздо больше примеров. Это дает вам неизменяемые объекты и более свободный интерфейс. Вместо того, чтобы писать объекты-конструкторы, рассмотрите возможность использования одной из библиотек, помогающих задействовать билдеры.
Непрерывное создание объектов
Если вы создаете много неизменяемых объектов вручную, примените обработчик аннотаций для автоматического создания их из интерфейсов. Это минимизирует код шаблона и уменьшит вероятность ошибок. Посмотрите эту презентацию для понимания проблем с обычными шаблонами в Java-кодинге.
Exception
Проверенные исключения следует использовать с осторожностью. Они заставляют добавлять много try/catch блоков и заворачивать в них исключения. Лучше использовать непроверенные исключения RuntimeException, которые свидетельствуют об ошибке со стороны разработчика и не требуют постановки try/catch. С RuntimeException код становится намного чище.
Внедрение зависимости
Это, скорее, раздел разработки ПО в целом, чем раздел Java, но одним из лучших способов написания тестируемого программного обеспечения является применение зависимостей.
В Java код это обычно внедряется с помощью фреймворка Spring. Если используете конфигурацию XML, важно не злоупотреблять Spring из-за его формата конфигурации на базе XML. В XML-файле не должно быть логических или контрольных структур: только зависимости.
Хорошие альтернативы Spring – Google и Square Dagger или Google Guice.
Избегайте Null
Избегайте использования null, если это возможно. Не возвращайте нулевые коллекции, когда коллекция должна быть пустой. Если вы собираетесь использовать null, рассмотрите аннотацию @Nullable. Например, IntelliJ IDEA включает в себя встроенную поддержку для удобного ознакомления с аннотациями.
Если вы используете Java 8, отдайте предпочтение Optional. Используйте его следующим образом:
Ясно, что данные никогда не будут нулевыми, но условие при этом может выполняться или не выполняться. Единственный недостаток Optional – это то, что стандартная библиотека находится без хорошей поддержки, поэтому в ней по-прежнему требуется использование null.
Java Core для самых маленьких. Часть 3. Переменные
В предыдущей статье мы говорили о типах данных, а теперь поговорим о вытекающей из этого теме, о переменных.
На скриншоте выше продемонстрирован пример создания переменных.
Давайте сразу научимся давать имена переменным правильно. Существует документ Java Code Conventions. В нем указаны правила к написанию кода на Java. Нужно это для того, что бы Java код в разных проектах был написан в едином стиле. Таким образом, новоприбывший на проект программист не будет отвлекаться на новый стиль кода, ведь он будет оформлен так же, как и на других проектах. Эти правила работают и при нейминге переменных.
Итак, переменные принято называть в lowerCamelCase стиле. Сейчас покажу как хорошо, а как плохо:
Вот было значение 1998, а на следующей строке стало 2000. А вот с константой так не получится. Константа гарантирует, что ее значение не изменится на протяжении всего времени выполнения программы. Как создать константу? Очень просто:
Нужно всего лишь дописать ключевое слово final перед типом данных переменной. Для простоты понимания, мы как бы «финализируем» значение переменной и говорим, что это значение конечное.
Обратим внимание на имя константы. Когда мы даем имя константе, то должны делать это в стиле SCREAMING_SNAKE_CASE. Давайте исправим мой код:
В целом, вас никогда не погладят по головке за правильный нейминг в коде. Подразумевается, что это нечто естественное при написании кода. Как правила этикета у людей. А вот если вы будете называть ваши переменные и константы абы как, получите незамедлительного леща.
Инициализация переменных
У всех переменных из моих примеров уже было присвоено начальное значение. Процесс присвоения начального значения называется инициализацией переменной. И не обязательно инициализировать переменную во время ее объявления. Java позволяет сделать это и позже.
Во-первых, можно объявлять переменные через запятую (если они одинакового типа):
При этом, смотрите, мы можем некоторые из них инициализировать прямо во время объявления. А теперь инициализируем оставшиеся:
Для инициализации переменных типа char я использовал цепочку присваиваний. Да, и так тоже можно. Хотя используется очень редко.
Если мы попытаемся провести какую-то операция с переменной, у которой нет значения, то получим ошибку.
Оператор присваивания
Литералы
В Java постоянные значения задаются литеральным представлением. Простым языком, при помощи определенных символов мы можем указывать тип данных. Вот например, при работе с целочисленными литералами нам не нужны никакие литералы. Мы просто пишем число 1998; и Java понимает, что это целочисленное значение.
Так, что еще за символы подчеркивания в значении переменной? Это всего-навсего декор. С JDK 7 допустимо указывать знаки подчеркивания, для разбиения больших чисел на разряды, для удобства чтения.
В вышеописанных примерах были литералы для целочисленных десятичных значений. А еще мы можем присвоить целому числу литерал в виде восьмеричного значения. Для этого вам нужно добавить в самом начале значения 0. Но в таком случае, логично, что это значение не сможет содержать цифры 8 и 9, поскольку они выходят за пределы восьмеричной системы счисления.
Мало того, еще мы можем использовать литерал шестнадцатеричных значений. Такие значения обозначают с начальным 0x или 0X, а цифры в пределах от 10 до 15 заменяются символами ABCDEF английского алфавита.
С JDK 7 есть возможность указывать целочисленные литералы в двоичном виде. Для этого вначале значения нужно указать 0b или 0B и соответственно в значениях можно использовать только цифры 0 и 1. В реальности, вам навряд ли понадобятся литералы шестнадцатеричных, восьмеричного или двоичных значений. Однако, знать о них нужно.
Литералы дробных чисел
Но существует и экспоненциальная форма записи этих чисел в виде 2.34e12;
Где число после символа ‘e’ обозначает степень 10-ти. Простыми словами, мы записали 2 целых и 34 сотых умноженное на 10 в 12 степени.
Как и в случае с целочисленными значениями, литералы с плавающей точкой поддерживают нижнее подчеркивание начиная с JDK 7.
Логические литералы
Символьные литералы
Для символьных литералов, которые присутствуют на вашей клавиатуре вы можете использовать одинарные кавычки, обернув ими необходимый вам символ введенный с клавиатуры.
Я не просто так обратил ваше внимание на символы с клавиатуры. Ведь существуют и такие символы, которых на клавиатуре нет, да и на символы они не похожи. Сейчас разберемся.
А вот если символ нельзя ввести непосредственно с клавиатуры, то для ввода таких символов используют ряд управляющих последовательностей. Например, символ переноса строки ‘\n’. Существуют последовательности, которые существуют для ввода значений в восьмеричной и шестнадцатеричной форме. Например, мы захотели ввести букву tu катаканы смайлик: ツ. Берем и пишем:
В данной таблице вы можете посмотреть наиболее используемые последовательности символов:
Когда-то давно, я писал статью про экранирование символом. Настоятельно рекомендую прочитать, как дополнительный материал. Узнаете много интересного.
Строковый литерал
Можно заключить последовательность символов в двойные кавычки и получить так называемую строку.
Динамическая инициализация
Пару слов о таком термине как динамическая инициализация. Ничего сложного, только звучит страшно.
Переменную можно инициализировать другой переменной. Также, допускается инициализация переменной результатом какого-то выражения.
Главное, чтобы тип данных выражения / инициализирующей переменной совпадал с типом данных целевой переменной.
Преобразование и приведение типов
Знаю, вы уже подустали, сделали массу перерывов и подходов. Обещаю, это последняя тема в этой статье.
Часто программисты сталкиваются с ситуацией, когда переменной одного типа приходится присваивать значение другого типа. Если оба типа данных совместимы, их преобразование будет выполнено автоматически. Для автоматического преобразования должно выполняться 2 условия:
Чтобы выполнить преобразование двух несовместимых типов данных, нужно воспользоваться приведением типов. Это явное преобразование одного типа в другой. И выглядит это вот так:
Нужно понимать, что преобразование вы проводите на свой страх и риск. Вы должны быть уверенным в том, что преобразуемое значение помещается в диапазон целевого типа. В противном случае вы получите некорректные данные.
Подводим итоги
В этой статье мы поговорили о многих важных вещах. Узнали, как создавать переменные и константы в Java, и чем они отличаются. Узнали о способах инициализации переменных. Разобрались с тем, что такое литералы и какие они бывают. А так же выполнили преобразование и приведение типов данных.
Скажем спасибо Егору за предоставленный материал.
Язык программирования Java: особенности, популярность, ситуация на рынке труда
По результатам ежегодного отчёта State of the Octoverse, который выпускает Github, язык программирования Java по итогам 2020 года занимает третье место в списке самых популярных. В этой статье поговорим об этом языке: рассмотрим его особенности, сферы применения, узнаем о ситуации на рынке труда. Известные в отрасли эксперты поделятся мыслями о перспективах развития и целесообразности Java.
Краткая теория: особенности и сферы применения Java
Java разработала компания Sun Microsystems в начале 90-х годов XX века. Ведущую роль в создании языка сыграл канадский инженер Джеймс Гослинг (James Gosling). На ранних этапах разработки язык назывался Oak. Затем его переименовали в честь сорта кофе Java. Связь языка с напитком отражается в логотипе.
Джеймс Гослинг и его единомышленники хотели создать язык с си-подобным синтаксисом. В то же время он должен быть более простым по сравнению с C/C++. Создатели планировали использовать Java для программирования бытовой электроники. Однако практически сразу после выпуска версии 1.0 в 1995 язык стали использовать разработчики серверного и клиентского ПО.
Название языка читается как «джава». Однако русскоязычные пользователи в разговорной и даже в письменной речи иногда говорят «язык программирования ява». Это один из примеров использования сленга.
В 2010 году компанию Sun Microsystems купила Oracle. После этого Джеймс Гослинг перешёл в Google, откуда тоже вскоре уволился.
Особенности языка Java
Java — язык программирования общего назначения. Относится к объектно-ориентированным языкам программирования, к языкам с сильной типизацией.
Java является объектно-ориентированным языком, относится к языкам программирования с сильной типизацией.
Создатели реализовали принцип WORA: write once, run anywhere или «пиши один раз, запускай везде». Это значит, что написанное на Java приложение можно запустить на любой платформе, если на ней установлена среда исполнения Java (JRE, Java Runtime Environment).
Эта задача решается благодаря компиляции написанного на Java кода в байт-код. Этот формат исполняет JVM или виртуальная машина Java. JVM — часть среды исполнения Java (JRE). Виртуальная машина не зависит от платформы.
В Java реализован механизм управления памятью, который называется сборщиком мусора или garbage collector. Разработчик создаёт объекты, а JRE с помощью сборщика мусора очищает память, когда объекты перестают использоваться. Объясняет эксперт Никита Липский: «Есть такое понятие — циклический мусор. Внутри цикла на все объекты есть ссылки, однако garbage collector в Java удалит его, если объекты не могут использоваться из программы».
Как отмечалось выше, синтаксис языка Java похож на синтаксис других си-подобных языков. Вот его некоторые особенности:
Ближе познакомиться с синтаксисом Java можно на нашем бесплатном ресурсе Code Basics, где есть вводный курс.
Что пишут на языке Java: сферы применения
Выше отмечено, что Java относится к языкам программирования общего назначения. Новичкам интересно знать, что конкретно пишут Java-программисты, чтобы определиться с выбором языка.
По данным компании Oracle, программы на Java запускаются на 3 млрд девайсов. Это маркетинговое сообщение сложно проверить. Тем не менее Java широко используется и входит в число самых востребованных языков, это не вызывает сомнения.
Например, подавляющее большинство крупных компаний так или иначе используют Java. Очень много серверных приложений для корпораций написаны на этом языке. Например, речь идёт о программах для финансовых организаций, которые обеспечивают проведение транзакций, фиксацию торговых операций.
На Java написано много веб-приложений. Популярные фреймворки, в том числе Spring, Stuts, JSP, используются для создания разных приложений в вебе: от ecommerce-проектов до крупных порталов, от образовательных платформ до правительственных ресурсов.
Популярная компьютерная игра Minecraft написана на Java.
Мобильная разработка — ещё одна область использования Java. На этом языке пишут приложения для устройств, работающих под управлением ОС Android.
На Java создают клиентские приложения. Простой и близкий разработчикам пример: IDE NetBeans написано на «джаве».
Также Java применяется для работы с Big Data, разработки программ для научных целей, например, обработки естественных языков, программирования приборов — от бытовых девайсов до промышленных установок.
То есть на Java можно писать разные типы приложений: веб, мобильный и десктопный софт, игры и так далее. Традиционно у этого языка сильные позиции в промышленном программировании, в сегменте крупных компаний (т.н. энтерпрайз).
Промежуточный итог: Java — язык программирования общего назначения. Имеет си-подобный синтаксис. Используется для создания приложений в разных областях: от веба до разработки игр, от мобильного ПО до программ для корпораций и научных институтов.
Изучайте Java на Хекслете
Вступайте в профессию и изучайте один из самых востребованных в энтерпрайзе языков программирования.
Популярность Java
Вы уже знаете, что по результатам рейтинга State of Octoverse 2020 Java входит в тройку самых популярых языков программирования. «Джава» опережает по популярности PHP, C#, C++, TypeScript и другие востребованные языки, а уступает только JavaScript и Python.
Справка: рейтинг State of Octoverse рассчитывается по количеству репозиториев на соответствующем языке, которые хранятся на GitHub.
В индексе TIOBE на март 2021 года Java занимает второе место. Индекс TIOBE — индикатор популярности языков программирования, который рассчитывается по сложной методике с учётом количества поисковых запросов, относящихся к тому или иному языку. При этом первое место в этом индексе занимает язык программирования C.
В рейтинге RedMonk за июнь 2020 года Java занимает третье место, уступая JavaScript и Python. Этот рейтинг рассчитывается на основе количества репозиториев на GitHub, как и State of Octoverse, однако методика ранжирования здесь отличается. Например, RedMonk не учитывает в расчётах форки репозиториев.
Вывод по итогам раздела: Java стабильно входит в тройку самых популярных языков программирования.
Зарплата Java-программистов
По данным Хабр Карьера на первое полугодие 2020 года, медианная зарплата программиста на Java составляет 140 000 рублей в месяц — это на 10 000 рублей больше, чем в 2019 году. Джависты зарабатывают больше программистов на Python, JavaScript и PHP.
Работа для Java-программистов есть не только в столице. Например, по соответствующему запросу на сайте hh.ru в Татарстане в марте года нашлось 334 вакансий. Вилка зарплат составляет от 40 000 до 400 000 рублей в месяц.
Легко ли выучить Java
Язык Java считается дружественным для начинающих. Он не такой лаконичный, как Python. Однако создатели Java стремились сделать язык простым и лёгким для изучения, как и создатели Python.
Читайте также: наш студент изучил Java с нуля за 6 месяцев и устроился на работу. Это был его первый язык программирования.
В целом изучение Java похоже на изучение других языков программирования. Важно понять, что программирование первично, а язык вторичен. Поэтому важно с первых дней обучения делать акцент на базовые знания и понимание принципов. Тогда вам будет проще изучать «джаву» и другие языки.
Также полезно
Эксперты о выборе языка и перспективах Java-программистов на рынке труда
Мы попросили известных в отрасли специалистов поделиться взглядами на целесообразность изучение Java и перспективах начинающих джавистов на рынке труда.
Вячеслав Ковалевский: человечество не сможет отказаться от Java
Об эксперте: Вячеслав Ковалевский, инженер-исследователь c опытом в мировых ИТ гигантах. Занимается разработками в сфере искусственного интеллекта и обучением программированию
1. По вашему мнению, почему новичкам стоит изучать Java?
Новички выбирают язык для быстрого входа в профессию, и Java соответствует этому критерию. К тому же этот язык не привязывает человека к конкретному узкому направлению, например, фронтенд- или бэкенд-разработке. На Java пишут и фронтенд, и бэкенд, и другие вещи. Например, можно писать приложения для Android.
Java — язык энтерпрайза или больших компаний, это надо учитывать при выборе языка и финансовых перспектив разработчика. Нет компаний, которые не используют Java. Человечество не сможет отказаться от этого языка, так как на нём написано очень много.
Да, Java труднее изучать, чем Python. Порог входа в профессию выше. Но Python не подходит для энтерпрайза, этот язык скорее для более простых вещей, для прототипов.
Надо понимать, что Java — объектно-ориентированный язык. Это может сужать понимание других парадигм. Но Java меняется в сторону поддержки разных парадигм программирования.
2. Будет ли этот язык востребован в будущем?
Попытки вытеснить Java есть. Oracle монетизирует Java, поэтому энтерпрайз будет уходить от этого языка в новых проектах. Например, в мобильной разработке набирает популярность Kotlin, это несложный язык.
Стоит помнить, что Java — язык и виртуальная машина. Виртуальная машина никогда не умрёт. Тот же Kotlin компилируется в байт-код, который исполняет JVM. Да, можно пересесть на Scala, Kotlin, Go. Но в целом непонятно, куда податься с Java и надо ли куда-то подаваться. То есть язык будет востребованным, как минимум будет нужна поддержка того, что уже написано на Java.
3. Каковы перспективы Java-разработчика на рынке труда?
Как я уже говорил, Java — это большие компании или Android-разработка. Бэкенд-разработка на Java — это тоже зрелые большие компании. Большие деньги в легаси, в старом софте, который генерирует выручку.
Язык адаптирован банками, крупными финансовыми компаниями. Банковский софт традиционно пишут на Java. Соответственно, перспективы трудоустройства для Java-программиста в крупных компаниях или в компаниях, которые обслуживают крупные компании.
4. Что новичку нужно знать об особенностях Java и направлениях развития этого языка?
Новичок должен понять, какая Java его интересует. Хочет писать мобильные приложения для Android? Это другая виртуальная машина, нужно её изучать. Хочет писать бэкенд? Нужно изучать высокоуровневые фреймворки: Spring, Java EE.
То есть новичку надо выбрать направление, которым он хочет заниматься. Это может быть мобайл или бэкенд. Но базовая Java одинакова для всех.
Ещё надо понимать, что Android отстаёт на несколько версий Java.
5. Если отбросить маркетинговые обещания, сколько времени придётся учиться с нуля до уровня джуниора?
Надо понимать, что интервью джуниора — это в общем случайность. Нет стандартов таких интервью. Обычно собеседование проводит мидл или даже такой же джун. Он задаёт каверзные вопросы и просит решить задачи. Если человек вчера посмотрел урок, связанный с вопросом или с задачей, он всё решит.
Итак, считаю собеседования необъективными, а их результат случайным. Потенциальный кандидат может увеличить вероятность успеха. Для этого надо учиться, учиться и ещё раз учиться.
Некоторым людям для обучения нужны годы, некоторые справляются за 2 месяца. Чётко определённого времени нет. В среднем на обучение уходит полгода. Или 2-3 месяца обучения фултайм.
Ключ к успеху — практика, свои проекты, опенсорс. Также надо знать английский язык.
Если нужен быстрый вход в разработку, надо изучать Java и делать Android-приложения. Такую возможность сложно найти в других направлениях.
Николай Алименков: перспективы Java-разработчиков на рынке труда очень радужные
Об эксперте: Николай Алименков — практикующий Java TechLead и Delivery Manager, независимый консультант. Разрабатывает на Java больше 15 лет, специализируется на сложных распределенных системах. Эксперт в Java, Agile, архитектуре, инженерных практиках, продуктовой разработке и обеспечении качества. Докладчик многих международных конференций. Основатель XP Injection и международных конференций JEEConf, XP Days Ukraine, Selenium Camp. Канал в Telegram
1. По вашему мнению, почему новичкам стоит изучать Java?
Java является многопрофильным языком программирования в том плане, что на нем пишут как серверную логику распределенных систем, так и десктопные, мобильные и веб-приложения. Поэтому ставка на Java дает широкие возможности по выбору направления в мире разработки. Скучно точно не будет, можно легко начать заниматься другого типа разработкой, не меняя языка программирования.
В то же время, Java является очень комфортной платформой с точки зрения имеющихся в наличии готовых решений и компонентов. Наличие огромного сообщества делает процесс обучения и входа в профессию более простым и быстрым. Ну и в финансовом плане, спрос на Java разработчиков растет с каждым днем. Поэтому это достаточно стабильная среда, где можно быть уверенным в завтрашнем дне.
2. Будет ли этот язык востребован в будущем?
Я думаю, в ближайшем будущем (5-7 лет) Java в плане востребованности ничего не угрожает. И тут дело даже не в языке, а в той экосистеме, которая выросла вокруг Java и JVM. Это бесконечное количество фреймворков, инструментов и библиотек практически под любую задачу, которая может прийти в голову.
За счет кроссплатформенности Java остается стандартом де-факто для серверной разработки и распределенных систем. А в этой области не так важен язык с его синтаксисом и правилами, как возможность быстро разрабатывать за счет существующих решений и компонентов.
Да и Java не стоит на месте. Сейчас действует стабильная система релизов новых версий языка каждые полгода и разработчики начали получать возможности, которые давно есть в других языках программирования (var, pattern matching, текстовые блоки, легковесные потоки и так далее). То есть язык все больше подстраивается под современные реалии и требования.
3. Каковы перспективы Java-разработчика на рынке труда?
Перспективы Java разработчиков на рынке труда очень радужные. Спрос на них всегда превышает предложение, как на локальном так и на глобальном международном рынке. Поэтому зарплаты постоянно растут и условия улучшаются.
Из особенностей я бы отметил разве что нарастающее количество legacy продуктов в энтерпрайз-мире, которые заказчики хотят переписывать и обновлять под новые архитектурные веяния. За это неплохо платят, но работа не всегда сильно интересная. Ведь приходится разбираться и копаться в весьма старых технологиях, а процесс перехода зачастую болезненный и очень неторопливый.
4. Что новичку нужно знать об особенностях Java и направлениях развития этого языка?
Новичку пожалуй нужно понимать, что сам язык — это лишь верхушка айсберга. Java очень простой язык с точки зрения синтаксиса, потому что очень медленно эволюционировал в прошлом. И есть огромное количество учебных материалов, чтобы быстро его освоить.
Но вот потом начинается самое интересное, ведь направлений разработки в Java экосистеме большое множество:
И каждое из направлений весьма глубокое, охватить все сразу не хватит ни времени ни возможностей.
Ну и еще новичку стоит знать о том, что на базе JVM есть альтернативные языки как Kotlin или Groovy. Они выглядят куда более адаптированными под реалии современного мира разработки за счет отсутствия legacy «задолженностей» обратной совместимости.
5. Если отбросить маркетинговые обещания, сколько времени придётся учиться с нуля до уровня джуниора?
Как я уже говорил, выучить сам язык можно достаточно быстро. А вот для полноценного погружения в выбранное направление и изучение фреймворков, инструментов и практик в нем понадобится от полугода до года. Это если человек не имеет опыта работы с другим языком программирования и пришел учиться с нуля. Процесс может ускорить наличие хорошего ментора, который будет помогать развиваться быстрее и на практических задачах, не оторванных от реального мира разработки. Тогда можно уверенно вложиться в 3-6 месяцев интенсивного обучения.
Никита Липский: Java на рынке труда надолго
Об эксперте: Никита Липский работает в исследовательском центре Хуавей над JVM, компиляторами и новыми языками программирования. Также известен как ключевая фигура в проекте Excelsior JET — виртуальная машина Java со статическим (AOT) компилятором
1. По вашему мнению, почему новичкам стоит изучать Java?
Новичкам нужно начинать с основ — с алгоритмов и структур данных. Язык вторичен, но если основа есть, не составит труда выучить любой. Для кругозора стоит пожалуй разбираться в нескольких языках. Новичкам рекомендую ознакомиться с C/LISP/Java/Python. А далее уже понять к чему больше душа лежит.
2. Будет ли этот язык востребован в будущем?
Java, конечно, еще долго будет востребована. Пока ничего, что бы ее могло заменить, нет.
3. Каковы перспективы Java-разработчика на рынке труда?
Перспективы Java на рынке труда? Почитайте вакансии — всё станет понятно. Java на рынке труда надолго.
4. Что новичку нужно знать об особенностях Java и направлениях развития этого языка?
Нужно понимать, что Java — это в первую очередь не язык, а платформа. То есть Java — это гораздо больше чем язык, и на платформе Java есть много других языков. Поэтому рекомендую кроме языка попытаться понять, что лежит под самим языком, что заставляет программы, написанные на Java, работать.
5. Если отбросить маркетинговые обещания, сколько времени придётся учиться с нуля до уровня джуниора?
Если есть основы, мотивация, хорошая и интересная задача для начала, которую хочется решить, то освоить язык вполне можно за полгода.
Татьяна Федорина: для новичков язык программирования имеет второстепенное значение. Гораздо важнее вначале научиться строить алгоритмы и понимать, как компьютер их выполняет
Об эксперте: Татьяна Федорина преподаёт Java в Хекслете.
1. По вашему мнению, почему новичкам стоит изучать Java?
Java — многогранный язык программирования. Java-программисты реализуют себя в разных направлениях: приложения для компьютера и мобильных гаджетов, сфера финансовых услуг, бэкенд, обработка данных, программное обеспечение для «умных» устройств. Изучив основы Java, программист может выбрать наиболее интересную область применения и легко расширить свои знания и навыки. Порог вхождения в Java не высокий, и у начинающего программиста есть возможность выбрать тот формат обучения, который подходит именно ему.
2. Будет ли этот язык востребован в будущем?
Уверена, Java еще долго будет востребован.
Некоторые разработчики считают, что язык Java не так актуален, как раньше. И действительно, некоторые языки программирования подвинули его с позиций лидера. Например, Android-разработчики чаще используют Kotlin для создания мобильных приложений.
Но Java развивается, и каждые полгода мы видим новый релиз языка.
К тому же, этот язык легко интегрируется с другими JVM-языками, такими как Groovy, Scala, Kotlin.
А благодаря высокой популярности у Java есть огромное количество библиотек, фреймворков и инструментов, которые делают разработку приложений максимально удобным и эффективным.
3. Каковы перспективы Java-разработчика на рынке труда?
Считаю, что отличные!
Язык Java прекрасно подходит для коммерческих проектов, он очень востребован в корпорациях. Поддержка и рефакторинг существующих проектов всегда будет актуален в крупных финансовых компаниях.
Несмотря на популярность Kotlin, Java все еще активно используется для разработки Android-приложений.
Разработка с использованием Spring Framework открывает большие перспективы в бэкенд-разработке и разработке корпоративных программ.
Применение Java настолько широко, что каждый найдет вакансию по душе.
4. Что новичку нужно знать об особенностях Java и направлениях развития этого языка?
Путь в Java-программировании местами тернистый. Некоторых начинающих программистов приводит в ступор использование классов в простой программе. Не стоит опускать руки! Нужно подобрать для себя ту платформу, ресурс, учебник, канал на YouTube, который будет понятен именно вам, тогда все детали и нюансы разложатся по полочкам.
Изучив основы программирования на Java, нужно выбрать дальнейшее направление, изучать фреймворки и библиотеки для конкретной цели.
Какое направление предпочесть? Выбор огромный: от веб-сервисов до космических разработок. Каждый решает сам, исходя из своих интересов.
5. Если отбросить маркетинговые обещания, сколько времени придется учиться с нуля до уровня джуниора?
Это зависит от имеющихся навыков, мотивации и наличия базовых знаний в программировании. На изучение синтаксиса Java, принципов ООП и стандартных инструментов разработки может уйти от 3 до 6 месяцев, иногда больше.
Хочу отметить, что для новичков язык программирования имеет второстепенное значение. Гораздо важнее вначале научиться строить алгоритмы и понимать, как компьютер их выполняет.
Быстрее и эффективнее изучать Java поможет выполнение практических задач или работа над конкретным проектом. А если работать над совместным проектом с другими программистами, можно получить бесценный опыт работы в команде.
Заключение
Java входит в тройку самых популярных языков программирования. У Java-разработчиков отличные перспективы на рынке труда. Кроме того, труд джавистов оплачивается выше, чем труд разработчиков на JavaScript, PHP и Python. Если у вас есть вопросы по особенностям изучения Java, задавайте их в комментариях.
Никогда не останавливайтесь:
В программировании говорят, что нужно постоянно учиться даже для того, чтобы просто находиться на месте. Развивайтесь с нами — на Хекслете есть сотни курсов по разработке на разных языках и технологиях
С нуля до разработчика. Возвращаем деньги, если не удалось найти работу.