earl beardsley код что это
Гениальный самоучка Обри Бердслей
Обри Винсент Бердслей, (Бердсли, Beardsley, 24.08.1872, Брайтон, — 16.03.1898, Ментона), – известный английский художник-график, иллюстратор, крупнейший мастер стиля модерн, декоратор, музыкант, поэт, «гений миниатюры».
Феномен Обри Бердслея не имеет себе подобных в истории европейского изобразительного искусства. Судьба отпустила ему всего двадцать пять лет жизни, а из них только пять активной творческой работы. Казалось, у Бердслея не было шансов стать профессиональным художником: он никогда не посещал хотя бы детскую художественную школу, не написал ни одной большой картины, не имел при жизни ни одной персональной выставки. Большинство его работ были книжными иллюстрациями или рисунками. И тем не менее, Бердслей — это удивительное и загадочное явление искусства и человеческого духа.
Рисовать Бёрдслей начал с четырёх лет, под влиянием матери рано заинтересовался английской и французской литературой, а также занимался с матерью музыкой. При поддержке нескольких аристократических семей он брал уроки у известных пианистов и, как результат, в 11 лет сочинял музыку и стихи, которые отличались редким изяществом, а с марта 1881 года (после переезда в Лондон) вместе с сестрой Мейбл давал концерты, на которые собирались до 3000 человек. После возвращения в родной Брайтон он также находит поддержку своим талантам, ставит на школьной сцене спектакли, некоторые из которых привлекают внимание театральных критиков. Покинув школу, Обри сначала поступает чертёжником в студию одного лондонского архитектора, а в возрасте семнадцати лет определяется на службу клерком в лондонское страховое общество «The Guardian Life and Fire Insurance». Однако службу и любительские спектакли приходится бросить: осенью юноша начал кашлять кровью (о своём туберкулёзе Бёрдслей знал с 7 лет — унаследовал болезнь от отца). Именно в это время из всех видов искусства Бёрдслей отдаёт предпочтение изобразительному. Несмотря на болезнь, некоторое время он посещает уроки в Вестминстерской художественной школе у профессора Ф. Брауна по совету Эдварда Бёрн-Джонса, который, кстати, познакомил его с Оскаром Уайльдом. Однако всего в искусстве он добился самостоятельно, и поэтому считается гениальным самоучкой.
Иллюстрация к книге Т. Мэлори «Смерть Артура»
Что связывало писателя Оскара Уайльда и художника Обри Бёрдслея, и из-за чего они расстались
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В 1893 году Бёрдслей прочел опубликованную Уайльдом «Саломею», что издавалась на французском, и был предельно ею вдохновлен. Эта трагическая пьеса воскресила на тот момент заржавевший жанр французской драмы. Это произведение Оскар писал, уже будучи известным и знаменитым. Незадолго до этого он уже удосужился опубликовать свой гениальный «Портрет Дориана Грея», а также отметился сразу несколькими комедиями, среди которых – «Веер леди Уиндермир» и «Женщина, не стоящая внимания».
Трудясь над созданием «Саломеи», Оскар по сути не создавал новую историю. Он взял за основу уже существующую легенду, несколько её основных версий и приступил к их переработке. Особое внимание он уделил работе над героями. Так, саму девушку Оскар изображает с двойственностью натуры, представляя её одновременно злой и невинной, жертвой и обидчиком в одночасье. Девушка в его видении стала не просто объектом страсти, но и бесконечной, извращенной похоти.
Во время кульминации, когда Саломея настаивает на том, что Иоанн должен быть казнен, она говорит о том, что это – наказание за то, что он отверг её, страстно любящую его.
Бёрдслей весьма заинтересовался этой пьесой, а также создал несколько иллюстраций для первого выпуска «The Savoy», где изображает девушку с отрубленной головой её возлюбленного.
Этот союз, который первоначально представлял собой творческий тандем и единство мыслей, вскоре превратился в глубокую, личную вражду, а также множество оскорблений в адрес друг друга.
Не осталось никаких четких доказательств того, что Уайльд пытался отказаться от рисунков Обри, а также хотел подвернуть их цензуре, чтобы они были опубликованы в другом виде. Однако критик по имени Теодор Вратислав отмечает, что первоначально Оскар хотел, чтобы Саломея, которую изображал художник, была нарисована с другим лицом на каждой картинке. Предполагается также, что, вероятно, эти замечания не были высказаны лично Бёрдслею. Возможно, Уайльд высказывал это всё Рикеттсу, ещё одному иллюстратору, который занимался оформлением всех его книг до момента выпуска пьесы.
Нет четкого понимания причин, по которым Уайльд так отзывался о работах Обри. Рикеттс считал, что такое отношение появилось от того, что Оскар одинаково не переносит и нещадно редактирует все изображения, поскольку ему не нравится их смысл. А вот художник по имени Джон Ротенштейн отметил, что Уайльду попросту не была симпатична их стилистика. Так, рисунки Обри обладают некоторым налётом японского стиля в рисовании, в то время как сама пьеса, по мнению писателя, была византийской.
А ещё считалось, что Уайльд очень кропотливо относится к балансу языка и смыслового наполнения текста. В изображениях Обри же было так много таланта и «силы», что они, даже будучи вне текста, привлекали внимание. А потому писатель справедливо опасался, что они могут подчинить себе его текст или даже превалировать над ним.
И, конечно же, Обри не мог не узнать о том, как Уайльд относится к его работе. Благодаря этому на страницах печатного издания появилась известная карикатура, которая изображала драматурга за работой. Бёрдслей прекрасно помнил, как Оскар хвастался писательскому миру о том, что для написания пьесы на французском языке он никогда не пользовался для этого сторонними источниками, намекая на безупречные познания в языке. Именно поэтому на картинке автор был изображён за письменным столом, который завален различными французскими изданиями, среди которых присутствовала «Семейная Библия», французские словари и курсы языка, сказки на французском, обучающие материалы по теме, и, конечно же, непосредственный экземпляр главного романа писателя.
Кроме Уайльда, к иллюстрациям Бёрдслея возникали вопросы и у издателя книги, который не был доволен количеством наготы и достаточно провокационных изображений на рисунках. Впрочем, именно на критике Оскара художник сосредоточился больше всего, а потому даже на весьма откровенных рисунках можно было отыскать скрытые зарисовки и карикатуры на самого писателя.
К примеру, на одном из рисунков, что носил название «Женщина на Луне», Оскар был изображен непосредственно как сама Луна, которая держала в руках одну маленькую гвоздику. Искусствоведы утверждают, что это очень явная отсылка к так называемой «зелёной гвоздике», эмблеме, что была весьма популярна в то время и использовалась сообществом гомосексуалистов из Парижа. Луна с интересом наблюдает за своими персонажами, будучи в образе писателя, в то время как они, представленные Пажем и Нарработом, смотрят вверх с легкой ноткой недоверия, готовясь к тому, что для них приготовил писатель.
Ещё одно изображение под названием «Появление Иродиады» также содержит в себе изображение писателя, что в этот раз размещается в нижнем правом углу. В данном случае он нарисован в качестве персонажа, облаченного в шутовскую форму и в шапку в виде совы. В его руках можно заметить книгу с одноименной пьесой, а другая его рука как бы зазывает зрителей посмотреть это творение вживую. Изображение одновременно в качестве шута, гения и суфлера – отсылка на личные предпочтения Оскара, такие как желание носить длинные волосы, одеваться ярко и необычно, а также присутствовать на всех своих появлениях на публике с цветами. Примечательно, что цветок гвоздики здесь тоже присутствует, и её можно заметить на одном из рукавов шута.
Вражда между художником и писателем переросла в личностные оскорбления в том числе. Так, Уайльд публично сомневался в гетеросексуальной ориентации самого Бёрдслея, говоря о том, что не стоит садиться на тот стул, на котором только что сидел художник. Кроме того, самому Обри он посоветовал переселиться с известного отеля Sandwich в маленький рыбацкий городишко на берегу Нормандии, отмечая, что это идеальное место для него, поскольку туда приезжают исключительно странные и неприятные личности.
Несмотря на это, Обри сам никогда не переступал черту и не изображал на своих иллюстрациях Оскара как порочного человека, в отличие от персонажей его пьесы. В большинстве своём персонажи, призванные стать отображением писателя, были грустны, страдали и имели печальные выражения лиц.
Многие поздние работы Оскара были направлены на изучение человеческого греха, а также своей центральной темой он делал тайные желания людей. В одной из своих работ, в тексте под названием «Упадок искусства лжи», что был выпущен в 1889 году, он пишет о том, что жизнь лишь имитирует настоящее искусство. Поэтому он стремился приблизиться к этой теме, наслаждаясь грешными и безрассудными удовольствиями.
Вскоре жизнь Уайльда превратилась в настоящий кошмар. А всё из-за обвинения в гомосексуальности, которые прозвучали в его адрес от маркиза Квинсбери, что был отцом любовника Оскара, небезызвестного Альфреда Дугласа, который занимался переводом пьесы на английский язык.
После этого начался длительный и тяжелый судебный процесс, в ходе которого писателя осудили за мужеложство и непристойное поведение. Его приговором стали два года каторги. Пьеса «Саломея» ни в коем образе не участвовала в этом процессе, с её помощью не пытались доказать извращенность автора. Кроме того, имя художника, Обри Бёрдслея, не упоминалось в зале суда, несмотря на то, что многие связывали их воедино, а значит самого художника вполне могли обвинить в тех же преступлениях.
Оба этих гения вскоре умерли после того, как встали на тропинку христианской веры. Обри в 1896 году решил обратить своё внимание на католицизм, однако спустя два года умер от туберкулеза в городе Ментон, во Франции. А в начале 1900-х годов захворал и сам Оскар, который тяжело переносил менингит. Спустя несколько дней после выявления болезни, автора обратили в католическую веру, проведя обряд крещения. Великий автор скончался в столице Франции, Париже, через день после посвящения в веру.
Жизнь писателей, как и художников полна тайн, сплетен и интриг, а также жёсткой критики и осуждения со стороны людей. Исключением не стал и Льюис Кэрролл, попавший в поле зрение толпы, славы и предрассудков. О том, как сложилась судьба автора легендарной «Алисы в стране чудес», и кто был тайной возлюбленной автора – читайте в следующей статье.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.
Английский художник Обри Бердслей
Обри Винсент Бердслей, (Бердсли, Beardsley) (24.8.1872, Брайтон, — 16.3.1898, Ментона), – известный английский художник-график, иллюстратор, крупнейший мастер стиля модерн, декоратор, музыкант, поэт, «гений миниатюры».
Факты биографии Бердслея
Отец Бердслея был из семьи лондонских ювелиров, а мать происходила из семьи респектабельных врачей. Отец художника, Винсент Пол Бёрдслей, болел туберкулёзом. Болезнь была наследственной, поэтому он не мог заниматься постоянной работой. Бердслей очень рано осознал исключительность своего положения. Когда ему было семь лет, он уже знал, что болезнь отца передалась и сыну. В XIX веке ещё не умели бороться с этим ужасным заболеванием, поэтому Бёрдслей с раннего детства слишком хорошо понимал, что может умереть непредсказуемо рано и быстро. Ощущение смерти, неотступно стоявшей за его спиной, заставляло жить так, словно каждый день мог стать последним.
В семье рано поняли, что их сын — вундеркинд. Рисовать он начал с четырёх лет, под влиянием матери рано пристрастился к английской и французской литературе, благодаря её урокам музыки он осознал свой незаурядный талант. При поддержке нескольких аристократических семей он занимался с известными пианистами и, как результат, в 11 лет сочинял музыку и стихи, которые отличались редким изяществом, а с марта 1881 года (переезд в Лондон) вместе с сестрой Мейбл (впоследствии она стала актрисой) давал концерты, на которые собирались до 3000 человек.
Обри Бердслей не получил систематического художественного образования, ограничившись тремя месяцами занятий в Вестминстерской художественной школе под руководством профессора Ф. Брауна в 1891. Изучал европейское искусство в музеях Англии и Франции, проявив особый интерес к наследиюМантеньи, Боттичелли, Дюрера. Кроме того, в его стиле угадывается знакомство с греческой вазописью, помпеянской живописью, китайским фарфором, японской гравюрой, средневековой миниатюрой, европейским искусством XVIII в., в частности, Ватто и Хогартом.
Особенности творчества Бердслея
Как художник, Бердслей первоначально испытывалл влияние У. Морриса и Берн-Джонса. Важным стало изучение японских гравюр, с их гармонией линии и пятна. Глубокое проникновение в традиции японского искусства позволило ему создать удивительный синтез Запада и Востока в собственных рисунках. Мастерски виртуозная линия Бердслея, играющая с черными и белыми пятнами силуэтов, буквально в год-два сделала его всемирно известным художником.
К 1895 стиль Бердслея уже можно считать сформировавшимся; для него характерна волнообразная твердая линия рисунка, разграничивающая пятна черного и белого цветов; полутона и фактура предметов передаются с помощью перекрестной штриховки и гравировки пунктиром. Этот манерно-изысканный стиль, идеально соответствовавший литературным пристрастиям Бердслея, сделал его ведущей фигурой искусства стиля модерн.
Личная жизнь
Последние годы
С 1894 по 1896 год (в это время к нему приходит невиданный успех после публикации 16 иллюстраций к уайльдовской «Саломее») его самочувствие резко ухудшается — и тогда создаются мрачные рисунки к «Падению Дома Ашеров» Эдгара По(1895). Сначала Обри думает о том, как бы выздороветь, потом — как почувствовать себя немного лучше, и, наконец, — прожить ещё хоть один месяц. Раффаловичу он писал в это время:
Я знаю, болезнь моя неизлечима, но я уверен, что можно принять меры к тому, чтобы ход её был менее скор. Не считайте меня глупым, что я так торгуюсь из-за нескольких месяцев, но вы поймёте, что они могут быть для меня ценны по многим причинам. Я с наслаждением начинаю думать о том, что выпущу две или три иллюстрированные вещицы…
31 марта1897 года Бёрдсли был принят в лоно католической церкви. «Среди наиболее близких его друзей при жизни числились англиканские пасторы и католические священники, которые отдавали должное искренности и глубине его веры»… Он получает то, о чём страстно молил: ещё год жизни. За это время он создал цикл иллюстраций к комедии нравов «Вольпоне» Бена Джонсона, которые ознаменовали собой начало нового стиля.
Смерть
последнее фото Обри Бердслея
Влияние на искусство
Открытие стиля Бердслея очень сильно повлияло на современное ему искусство в целом, из корешков и вензелей «выросли» множественные направления модерна и авангарда, образовались школы, не утихали и не утихают споры. Его творчество оказало огромное влияние на дальнейшее развитие европейского искусства вплоть до плаката, рекламы и модных журналов. Не остались равнодушными к нему и русские художники рубежа XIX—XX вв. Наиболее крупные из них — Константин Сомов и Лев Бакст. Именно Обри Бердслею отдают должное за появление таких удивительных произведений в области архитектуры, как поздние работы Федора Шехтеля и Антонио Гауди, именно Бердслей привлек интерес всего мира к графике стиля модерн.
Балет марионеток II
Балет марионеток III
Смерть Артура — Как Фея Моргана дала щит сэру Тристраму
Смерть Артура — Мерлин и Нимуэ
Смерть Артура — Как король Марк нашел сэра Тристама
Смерть Артура — Король Артур и странная мантия
A Book of Fifty Drawings,front cover
A Child at its Mother’s Bed
Atalanta in Calydon
Chopin’s Third Ballade, frontispiece
Masked Woman with a White Mouse
John Davidson’s Plays, frontispiece
Mrs Pinchwife Country Wife by Wycherley
The Artist’ Bookplate
The Slippers of Cinderella
Ювенал, бичующий женщину. 1897
Образы Пьеро
Иллюстрация к «Саломее» Оскара Уайльда. 1894
Иллюстрация к «Саломее» Оскара Уайльда. 1894
Иллюстрация к «Саломее» Оскара Уайльда. 1894
Иллюстрация к «Саломее» Оскара Уайльда. 1894
Обложка для журнала «Желтая книга». 1895
Иллюстрация для журнала «Желтая книга». 1895
Иллюстрация к «Похищению локона» А.Попа
Виньетки для серии «Ключевые записки»
Иллюстрация к «Лисистрате» Аристофана. 1896
Иллюстрация к «Лисистрате» Аристофана. 1896
Обложка книги «Али-Баба и сорок разбойников». 1897
Мессалина, возвращающаяся из купальни. Иллюстрация к «Сатирам» Ювенала. 1894
Обложка для книги Б.Джонсона «Вольпоне». 1892
Венера и Тангейзер, 1895
Вознесение св. Розы из Лимы, 1896
Иоканаан и Саломея
К рассказу Эдгара По «Чёрный кот»
Иллюстрация к рассказу «Убийство на улице Морг»