где взять код товара для маркировки обуви
Маркировка обуви 2020: что делать с остатками
В России идет обязательная маркировка обуви. С 1 июля 2020 года производители обязаны наносить уникальный цифровой код на каждую пару, которую выпускают. Продажа, перевозка и хранение немаркированных обувных товаров с этого дня запрещены. Остатки можно промаркировать до 1 июня 2021 года — правительство решило продлить сроки, который неоднократно переносились. Маркировка возможна только по полному атрибутивному составу.
Главная сложность для розницы — в том, что промаркирована должна быть вообще вся обувь. И в том числе — товар из старых поставок, который остается у вас на складе или в магазине. Наносить коды на такую обувь вам придется самостоятельно.
Закончить маркировку остатков обуви в магазине или на складе нужно до 1 июня 2021 года. Потом ввести в оборот обувные остатки не получится. Начните осваивать бесплатную программу для маркировки уже сейчас.
Как маркировать остатки обуви: подготовка
Все, что происходит с кодами — а значит, и с самими товарами, — отслеживается в государственной системе маркировки. Она называется «Честный ЗНАК». До того как начать маркировать остатки, вам нужно подключиться к этой системе: это первый шаг. А для этого:
После этого можно регистрироваться в системе «Честный ЗНАК». Понадобится указать:
Обязательный шаг после регистрации — подписать договор с оператором системы, компанией ЦРПТ. Это можно сделать в личном кабинете «Честного ЗНАКа».
Когда вы подключитесь к «Честному ЗНАКу», можно начинать маркировку остатков товара. Для этого вам понадобится заказать в системе коды на вашу обувь.
Итак, чтобы узнать, сколько вам нужно уникальных кодов, понадобится сделать две вещи:
Чтобы получить коды маркировки на вашу обувь и начать маркировать остатки, нужно передать в систему «Честный ЗНАК» количество товара и его характеристики — описание. Для маркировки остатков надо указать:
Все коды маркировки будут одинаковыми по длине, по составу данных, по сроку действия. Вы сможете сколько угодно хранить и реализовывать любые маркированные товары.
Маркировка остатков обуви в магазине: инструкция для ИП и компаний
Чтобы получить коды маркировки в системе «Честный ЗНАК», нужно:
Теперь нужно сообщить в «Честный ЗНАК», что у вас появился промаркированный товар и вы готовы начать его продавать. Это значит, что вам надо ввести обувь в оборот. После ввода в оборот система будет отслеживать все, что происходит с обувью: смену собственника, розничную продажу, возврат.
Посмотрите подробную инструкцию, как маркировать остатки в МоемСкладе:
МойСклад — это товароучетная система и кассовая программа, которая подходит для работы с маркированными товарами. В ней легко заказывать и списывать коды, делать отгрузки, приемки, розничные продажи, возвраты и другие операции. Все функции по работе с маркировкой в МоемСкладе бесплатные.
Что делать, если этикетка с кодом повредилась
Иногда может понадобиться промаркировать товар заново. Например, если:
Тогда вам придется перемаркировать товар: списать старый код и выпустить новый.
А как заменить код на новый, мы объяснили в инструкции.
Если возвращают товар с неповрежденным кодом маркировки — заново маркировать его не надо, достаточно сообщить в систему «Честный ЗНАК» дату возврата, ИНН продавца, код и реквизиты документов на возврат.
Что делать с остатками немаркированной обуви после 1 июля 2020 года?
С 1 июля 2020 года продажа немаркированной обуви запрещена. Легально продать немаркированные остатки вы уже не сможете.
Если вы закупили товар у зарубежного поставщика до 1 июля 2020 года, производитель мог отгрузить его еще без маркировки, но к моменту наступления дедлайна эта обувь может быть еще в пути — то есть вы просто физически не успеваете промаркировать ее вовремя. И это единственный случай, в котором вы получите отсрочку. Сроки маркировки такой поставки продлили до 1 июня 2021 года. При этом ввести в оборот товары нужно до 15 июня 2021 года. Обратите внимание, что дата в закупочных документах должна быть до 1 июля 2020 года.
Маркировка обязательна для всех. Если вы торгуете товарами, которые под нее попадают (например, обувью), переходить на новые правила нужно уже сейчас и решать, что делать с остатками. В 2020 маркировка обуви только началась, поэтому подготовка займет какое-то время: нужно будет учиться работать с кодами, настраивать бизнес-процессы, обучать персонал.
Пока остается немного, меньше месяца, времени сделать все это в безопасном режиме: штрафы еще не применяются. Но если дотянуть до последнего, можно не только остаться без товара, но и понести огромные убытки. Поэтому важно прямо сейчас начать осваивать порядок проведения маркировки остатков: в 2020 году это коснется почти всей розницы. Чтобы сделать первый шаг, попробуйте МойСклад. Работа с маркированными товарами в нашем сервисе бесплатная, есть база знаний по маркировке, обучающие вебинары и круглосуточная поддержка.
Посмотрите вебинар, на котором мы и эксперты Честного ЗНАКа объяснили, как маркировать остатки, показали демо и рассказали про штрафы.
Маркировка обуви в 2021 году для розницы
Зачем вводится маркировка
Маркировка — нанесение на каждую пару обуви (или на коробку, ярлык, бирку) уникального идентификационного обозначения, то есть кода в формате Data Matrix.
Государство вводит маркировку, чтобы защитить покупателей и обувной рынок от подделок и серых схем. Потребители будут знать, откуда товар, из каких материалов изготовлен, кто его произвел. Бизнес сможет работать в условиях справедливой конкуренции, когда госконтроль начнет вытеснять с рынка нечестных продавцов и контрафакт.
Сроки маркировки обуви для розницы вы увидите ниже, в описании процессов, которые нужно освоить магазину.
Какую обувь нужно маркировать
Маркировать необходимо все виды обуви для любого пола и всех возрастов. Не имеет значения, из чего обувь изготовлена. Шлепанцы, сапоги, тапочки, валенки — маркировке подлежит любая обувь. Спортивная в том числе, например, ботинки для сноуборда и лыж, борцовки или балетки.
Требования к маркировке не касаются тех, кто шьет обувь на заказ по договору.
Пример:
ИП Сидоров шьет балетные туфли. У него есть договор с заказчиком, магазином сценической одежды. Предпринимателю не нужно маркировать свои балетки. Это обязательство несет магазин, который принимает у ИП балетки на реализацию.
Если сомневаетесь, касается ли маркировка вашего ассортимента, сверьтесь с номенклатурными кодами из Постановления Правительства РФ № 860: коды в ТН ВЭД 6401-6405, коды в ОКПД 2 15.20.11-15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32, 32.30.12.
Какие программы и оборудование нужно для маркировки обуви в рознице
Как и когда оформляться в Честном ЗНАКе
Подайте заявку на странице регистрации Честного ЗНАКа, для этого понадобится КЭП.
Регистрация проходила до 1 октября 2019 года. Если еще не зарегистрировались, сделайте это сейчас, пока не наказывают за несвоевременную постановку на учет. Если вы еще не занимаетесь обувью, но планируете это делать в 2021 году, регистрируйтесь в Честном ЗНАКе ближе к запуску своего бизнеса.
Дарья намерена летом открыть обувной бутик. Прямо сейчас ей регистрация в Честном ЗНАКе не нужна. Она может подать заявку весной, например, перед тем, как закажет первую партию товара. А обувной магазин, который находится у Дарьи через дорогу, уже сейчас обязан быть на учете в Честном ЗНАКе.
Что делать с немаркированными остатками
С 1 марта 2020 года реализация обуви без кодов маркировки запрещена.
Если магазин не успевал продать немаркированные остатки до 1 марта, он мог промаркировать такую обувь. Для этого магазин запрашивал в Честном ЗНАКе коды маркировки, наклеивал их на обувь и вводил в оборот. Делать это в 2021 году уже поздно.
Как продавать обувь через онлайн-кассу
Магазин обязан информировать Честный ЗНАК о реализации каждой пары обуви с маркировкой. Это делается автоматически через кассу и ОФД, от продавца требуется только одно — отсканировать маркировку на кассе.
Продавец сканирует код на кроссовках. Затем касса вносит наименование кроссовок в чек, присваивает чеку признак маркировки и отправляет оператору фискальных данных. ОФД видит такой чек и автоматически отправляет данные о продаже кроссовок не только в налоговую, но и в Честный ЗНАК.
Готово, система зафиксирует вывод из товарооборота конкретной пары с определенным кодом.
Чтобы кассовая программа распознавала маркированные товары, им нужно присвоить признак маркировки еще на этапе заполнения электронного справочника товаров. Справочник — это перечень наименований товаров, их цен, размеров и других характеристик.
Скажем, пользователь сервиса Контур.Маркет присваивает всей обуви в своем каталоге признак «маркированный товар». Затем отправляет номенклатуру на кассу через интернет. После этого кассовая программа Маркета будет напоминать кассиру отсканировать код, как только он попытается добавить в чек кроссовки, сапоги и прочую обувь.
Кассовая программа Контур.Маркета подходит для маркированной обуви
Подключите сервис, чтобы соблюдать правила оборота и продажи через онлайн-кассу.
Как обувному магазину оформлять поставку
Магазин должен сообщать в Честный ЗНАК, какую обувь он принял от поставщика. Это проще делать, если магазин и его поставщик пользуются электронным документооборотом (ЭДО).
Подключенные к ЭДО контрагенты могут обмениваться электронными накладными на обувь между собой, не передавая в Честный ЗНАК какие-то дополнительные сведения. Оператор ЭДО делает это автоматически за вас.
Если магазин или поставщик не имеют ЭДО, то каждому придется заходить в личный кабинет на Честном ЗНАКЕ, отправлять документ о поставке/приемке, а затем ждать подтверждения от контрагента.
Если пользуетесь сервисом Контур.Маркет, вам не придется подключать ЭДО, потому что сервис будет выполнять его роль. Вы сможете получать универсальные передаточные документы (УПД) на обувь и подтверждать прием товара в одном окне, не переходя на сайт госсистемы.
Ответы на популярные вопросы
Нужна ли касса продавцам на рынке и как им маркировать обувь?
Ряд продавцов, работающих на рынках, пользуется освобождением от применения онлайн-касс. Требования к маркировке предполагают только продажу через кассу, поэтому для продаж на рынках и ярмарках продавцы обуви обязаны установить ККТ.
Наносить маркировку на остатки тоже обязательно, никто не имеет права торговать немаркированной обувью, даже на рынке.
Нужно ли сверять коды на обуви с документом от поставщика?
Нормативные акты этого не требуют. Однако вы имеете полное право перед подтверждением УПД проверить, все ли коды, указанные в документе, есть в наличии. Единственный способ это сделать — отсканировать все коды в поставке. Так вы вовремя заметите расхождения и обнаружите поврежденные коды, которые кассир не смог бы считать при продаже.
Магазин «Карлсон» получил УПД на 450 пар тапочек, 10 из них оказались без маркировки. «Карлсон» не узнал бы об этом, если бы бдительный товаровед не отсканировал все коды во время приемки товара. Благодаря этому магазин вовремя нашел ошибку и вернул 10 пар поставщику. А мог бы продать немаркированную обувь и невольно нарушить закон.
Можно ли сразу выкладывать обувь на витрину для продажи, если ее вернул покупатель?
Нет, сразу продать возвращенную пару нельзя. Принимая пару обратно, кассир должен создать обычный чек возврата и отсканировать код маркировки, если он сохранился.
Затем нужно снова ввести пару в оборот. Действия зависят от того, сохранился ли код проданной/возвращенной обуви:
Что, если игнорировать правила торговли обувью?
Контролирующие органы могут отнести нарушение к одной из следующих статей. Для удобства опишем их в таблице.
Нарушение | Наказание | Обоснование |
---|---|---|
Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров |