информация о фонематическом коде языка у правши хранится в
Информация о фонематическом коде языка у правши хранится в
Поражение этой области коры приводит к тому, что человек перестает четко воспринимать и различать звуки речи, смешивая близкие фонемы.
Известно также, что в реализации фонематического строя речи существенную роль играют и процессы артикуляции, обеспечивающие правильное произношение фонем и участвующие в их восприятии. Мозговыми аппаратами, формирующими артикулемы, являются постцентральные зоны левого полушария, входящие в корковые отделы двигательного анализатора. Поражение этих отделов приводит к афферентной моторной афазии вследствие нарушения произношения артикулам (Лурия, 1947, 1969, 1973, 1975).
Однако все это не означает, что нарушенная в фонематическом или артикуляционном отношении речь теряет свои регулирующие функции. Опыты показали, что внутренняя речь таких больных остается относительно сохранной и даже при тяжелых формах нарушения фонематического слуха ивосприятия речи больной продолжает активно регулировать свои действия в соответствии с возникшими у него мотивами или данной ему программой (если он понял и способен удержать ее) и не теряет сложной, произвольной организации волевого акта. То же можно сказать и по отношению к больному с афферентной моторной афазией. Следовательно, задневисочные или постцентральные отделы левого полушария, имеющие решающее значение для фонематической и кинестетической организации речи, не имеют такого значения для обеспечения предикативной функции внутренней речи, а следовательно, для регуляции волевого акта.
Известно, что понимание сложных, логико-грамматических конструкций обеспечивается иными отделами коры левого полушария, в частности его нижнетеменными и теменно-затылочными отделами (или зоной ТРО). Именно эти зоны коры, как показали многочисленные исследования, обеспечивают ориентировку в пространстве, превращение последовательной, поступающей информации и служат основой для создания слов по типу внутреннего пространства симультанных схем. Исследования, проведённые нами в течение многих лет (Лурия, 1966, 1969, 1974, 1976), показали, что при поражении этих областей коры фонематический слух и понимание отдельных элементов звуковой речи остаются сохранными, однако возникает сужение значения смысла слов и их чувственной зрительной основы и, что особенно важно, нарушение понимания определенных логико-грамматических структур, таких, как «брат отца» или «отец брата», «крест под кругом» и «круг под крестом» и т. д.
Информация о фонематическом коде языка у правши хранится в
М Критчли считает, что письмо оказывает существенное стимулирующее влияние на мышление Обосновывая это положение, он приводит указание английского психолога Бэкона: «Написанные слова оказывают реципрокное влияние на интеллект».
Чтение отличается меньшей сложностью, чем письмо, в том числе и по особенностям мозговой организации, т.к в нем (чтении) уже присутствует буква (графический эквивалент фонемы). Оно строится по алгоритму «графема-фонема» Это облегчает усвоение ассоциативной связи «фонема-графема», необходимой для письма. Большую роль в выработке связи «фонема-графема» играет артикулема. Внешне это выражается в феномене, известном как проговаривание. Известно, что всякий обучающийся писать ребенок проговаривает все, что пишет. Взрослый тоже прибегает к проговариванию — в случае затруднения.
Зрелая письменная речь — результат целого ряда изменений в структуре письменной деятельности. Наиболее ярко это изложено в работе А. Р. Лурии «Очерки устной психофизиологии письма» (1959) Вначале письмо предельно развернуто по структуре, но по мере овладения им сворачивается. Целый ряд составляющих его звеньев, и прежде всего проговаривание, становятся ненужными. Грамотный человек пишет на основе упроченных типовых моделей. Значительную роль играет в них двигательный автоматизм.
Итак, речевая функция занимает ключевую позицию в развитии психики. Она является основным способом коммуникации между людьми и главным инструментом познания мира.
Речевая деятельность была бы невозможна без владения средствами языка, которые организованы в особые системы (коды). Каждый говорящий может черпать из этих систем необходимые ему слова и правила для построения высказывания.
Фонематическая система языка (фонематический код) — это набор основных средств передачи мысли словами. Центральной единицей фонологического кода является фонема. Фонемы делают возможным «выражение смысла в звуке» (формулировка Р. Якобсона). В каждом звуке речи содержится набор дискретных признаков, определенное их сочетание в «пучок» дает особый, дифференциальный признак, который и составляет фонему. Фонемы представлены в языке в виде противопоставлений акусти-ко-артикуляционных признаков (глухость-звонкость, твердость-мягкость, огубленность-неогубленность, закрытость-открытость, долгота-краткость и т.д.). В литературе такие парные конструкции нередко обозначаются как оппозиционные фонемы. В русском языке насчитывается 11 таких признаков. Известно, что в разных языках фонематическая роль приписана разным призна-‘кам звуков речи. Вопрос о том, почему это так, обсуждается в литературе, но пока остается открытым.
Информация о фонематическом коде языка у правши хранится в
Можно видеть, что процесс декодирования речевого сообщения также распадается на две большие фазы, первая из которых связана с процессами, обеспечивающими расшифровку воспринимаемых языковых кодов, а вторая — с процессами расшифровки того глубинного смысла, который таится за воспринимаемым сообщением.
Мы остановимся на каждом из этих этапов и рассмотрим мозговые механизмы каждого из них.
Нарушение понимания фонематического и лексического строя речи
Декодирование воспринимаемого речевого сообщения (устного или письменного) начинается с этапа расшифровки воспринимаемой системы звуков, использующих определенный фонематический строй языка, в который воплощено воспринимаемое сообщение.
Как уже говорилось, фонематический код языка состоит из системы ряда фонематических противопоставлений, в каждом из которых выделяется значимый фонематический признак, изменение которого меняет смысл воспринимаемого слова. В процессе декодирования фонематического состава языка решающую роль играют системы височной области левого полушария, которые являются центральным «корковым ядром» слухоречевого анализатора. Поражение слухоречевых отделов коры (задней трети первой височной извилины левого полушария) не отражается на остроте слуха, но нарушает систему слухоречевого слуха. Больные с такими поражениями продолжают хорошо различать различные неречевые звуки (стук посуды, музыкальные мотивы, шум дождя и т. п.), но оказываются не в состоянии выделить фонематические признаки родного языка, являющиеся носителями смысла слов.
В силу этого возникают смешения близких, а иногда и далеко отстоящих фонем, невозможность выделить существенные признаки речевых звуков, а вместе с этим и невозможность сохранить четкую фонематическую структуру воспринимаемой речи, что и составляет признак «сенсорной афазии».
Центральным для этой формы афазии является феномен, многократно описанный под названием «отчуждение смысла слов».
Нечетко воспринимая звуки речи, такие больные смешивают слова, близкие по звучанию. Так, воспринимая слово «голос», они не могут решить, обозначает оно «голос», или «колос», или «холост», или «холст», и именно это многообразие альтернатив, всплывающих с равной вероятностью, и составляет сущность феномена «отчуждения смысла слов».
Информация о фонематическом коде языка у правши хранится в
Эта сохранность синтагматической организации речи при нарушении ее парадигматической структуры, эта заполненность речи литеральными или вербальными парафазиями при относительной сохранности интонационно-мелодической стороны является типичной для больных с поражениями височных отделов левого полушария.
Помимо фонематических кодов языка существуют лексические и семантические коды, овладение которыми столь же необходимо для порождения развернутого речевого высказывания, как и овладение кодами фонематическими.
Для речевого сообщения мы отбираем из всех возможных лексических и семантических связей слова лишь одну, нужную для нашего высказывания, тормозя неадекватные для данной задачи лексические и семантические связи. Таким образом, выделение нужных слов, образующих «чувственную ткань» речевого высказывания, предполагает не только нахождение нужного, адекватного слова, но вместе с тем и торможение всех побочных, неадекватных задаче связей. Именно такая избирательность, или селективность, возникающих связей и характеризует бодрственное сознание человека.
Наблюдения показывают, что правильный отбор лексических и семантических связей может осуществляться лишь при нормальном состоянии наиболее сложных гностических отделов мозговой коры, и прежде всего третичных, теменно-затылочных отделов левого полушария.
Тонкая избирательная работа по выделению адекватных и торможению неадекватных лексических и семантических связей, осуществляемая данными отделами мозга, лежит в основе семантической организации речевого высказывания.
Клинические исследования показывают, что поражение этих зон коры головного мозга неизбежно приводит к синдрому забывания слов, широко известному в клинике под названием «амнестической афазии».
Механизмы забывания слов и трудностей нахождения нужных значений до последнего времени были малоизвестны. Высказывалось предположение, что в основе этого нарушения лежит снижение слухоречевой словесной памяти, или нарушение связи между звуковыми образами слова и его значением.
Информация о фонематическом коде языка у правши хранится в
Способность говорить, речь — способ общения посредством вербального кодирования. Речь характерна только для человека и является наиболее совершенным средством общения, возникшим в процессе эволюции живых существ. В то время как у животных коммуникационные системы удовлетворяют насущные биологические потребности (контакт рождения с ребенком, поиск сексуального партнера, групповая охота), у людей речь служит для формулирования и передачи мыслей, которые часто являются абстрактными.
Речь позволяет выразить установленные причинно-следственные связи между явлениями в мире и сделать обобщения. Сделанные выводы передаются из поколения в поколение посредством письменной речи, которая лежит в основе человеческого прогресса, культуры и знаний. Речь отличается от других форм общения своей творческой природой — чтобы выразить новую идею, слова должны быть определенным образом объединены. Следовательно, речь является наиболее сложной формой человеческого поведения, которая требует сочетания восприятий, регуляции движений и мыслительных процессов.
Приобретение и развитие речи у людей — длительный процесс, требующий обучения. Маленькие дети сначала начинают понимать речь. На втором году обучения они начинают произносить отдельные слова или слоги, а на третьем году они могут эффективно формировать совершенно новые выражения и вести содержательные беседы с детьми и взрослыми. В раннем школьном возрасте дети учатся читать и писать, с помощью чего они также учат письменную речь. В начале речь носит характер подражания, а слова ассоциируются с конкретным объектом или ощущением. С приобретением и развитием речи слова становятся более абстрактными по своей природе, поскольку они начинают обобщать характеристики многих похожих объектов.
Участие полушария (доминантное и недоминантное) в речевой функции
Основные корковые зоны, отвечающие за речевую функцию, находятся только в одном из полушарий, которое обозначено как доминирующее полушарие. Левое полушарие доминирует у 98% правшей и 60-70% левшей, в то время как правое полушарие доминирует только у 15% левшей. У некоторых людей нет выраженной латерализации речевой функции.
Области, связанные с речью в доминирующем полушарии, расположены вокруг борозды Сильвы (sulcus lateralis). Это:
С помощью многих тестов для изучения речи было установлено, что, помимо этих зон, активируются другие ассоциативные зоны в лобной, теменной и височной долях доминирующего полушария. Афазия (серьезное нарушение речи) развивается, когда повреждены основные области, связанные с речью.
Речевая функция доминантного полушария
Наиболее распространенной моделью, объясняющей речевую функцию, является модель Вернике-Гешвинда. По его концепции, при прослушивании слов активируются первичная и вторичная слуховые зоны в височной доле (поля Бродмана 41 и 42). После этого деятельность переносится в область Вернике (поле 22). Здесь хранится информация о фонетическом коде слов и их значении. Это делает возможным распознавание слова и лежит в основе человеческой речи. Чтобы повторить услышанное слово, информация направляется в область Вернике (область Брока), которая расположена непосредственно перед основной моторной корой, рядом с областями, которые контролируют мышцы, участвующие в фонообразовании и артикуляции. В области Брока присутствуют сложные моторные программы для управления произношением слов. Эта зона отвечает за выражение речи. Из области Брока информация отправляется в первичную моторную область, которая контролирует мышцы, выполняющие артикуляцию.
Когда вы видите написанное слово, активируются разные зоны. Сначала запускаются первичная и вторичная зрительные области, поля Бродмана 17, 18, 19, расположенные в затылочной части. Затем включается ассоциативная зона в нижней части теменной доли. Это необходимо для распознавания письменного слова или, другими словами, для понимания письменной речи (чтения). Затем информация передается в зону Вернике, где визуальное представление слова превращается в фонетическое. Из области Вернике механизм восприятия такой же, как и у услышанного слова.
Следовательно, речь понимается по вовлечению теменной-оксипитальной ассоциативной зоны в доминирующее полушарие, а выражение речи осуществляется прифронтовой ассоциативной зоной. Представленная модель для речевых функций довольно проста. Сегодня утверждается, что речевая функция выполняется с участием сложной нейронной сети, включающей большое количество областей в лобной, теменной и височной долях доминирующего полушария. Эта нейронная сеть также включает в себя некоторые подкорковые структуры.
Недоминантное полушарие также имеет некоторые функции. Оно может обрабатывать простой лингвистический материал и участвовать в примитивном понимании речи. Его основная функция связана с эмоциональными аспектами речи, с пониманием юмора и иронии. Недоминантное полушарие не имеет отношения к выражению речи. Когда область в нем симметрична области Брока в доминирующем полушарии, она характеризуется нарушенной интонацией речи. Если затрагивается симметричная зона области Вернике, пациенты теряют способность понимать эмоциональный тон речи, юмор, иронию. Они теряют способность следовать «нити» повествования.
Нарушение речи
Нарушение речи и / или выражения речи, которое не является результатом сенсорных (глухота, слепота) или моторных (паралич) нарушений, называется афазией. Афазия происходит из-за повреждения определенных областей мозга, ответственных за различные аспекты речевой функции. В зависимости от речевого дефицита, существует несколько типов афазии. Некоторые из них:
Речь является основным средством общения. Ее понимание и выражение обусловлены сложной нейронной сетью, посредством которой осуществляется связь между людьми.