исходный код движка frostbite
От жёсткого диска на антресолях до Ransomware: как утекает исходный код игр
В начале июня компания EA сообщила о том, что её серверы взломали хакеры, похитившие 780 ГБ данных, в том числе исходный код игры FIFA 21 и движка Frostbite. Мы решили вспомнить, как на протяжении многих лет утекал в руки хакеров и широкой публики код различных игровых проектов.
Ultimate Mortal Kombat 3
Рекламные материалы порта игры для 3DO. На изображениях использованы скриншоты из версий для Sega Saturn и SNES
В своё время Mortal Kombat 3 получил огромную популярность, поэтому позже была выпущена его дополненная версия под названием «Ultimate Mortal Kombat 3» (UMK3), которую портировали на множество консолей, в том числе на Genesis, Sega Saturn и SNES. Разрабатывался и порт для Panasonic 3DO, но почти завершённый проект был остановлен (вероятно, из-за падения популярности консоли).
В 2010 году пользователь bitrate с форумов AssemblerGames каким-то образом получил диски с исходным кодом и графическими ресурсами порта UMK3 для 3DO. Он поделился с пользователями форума рипнутой графикой, однако исходный код никому не показывал.
Движок Dark Engine (Thief, Thief II, System Shock 2)
В 2006 году моддер игр для Dreamcast под ником game_player_s приобрёл онлайн комплект разработки Dreamcast, надеясь найти на его жёстком диске что-нибудь интересное, однако выяснил, что для подключения комплекта к PC требуется очень редкий адаптер. Спустя три с лишним года он всё-таки нашёл этот адаптер, но тот оказался сломанным. Ему всё-таки удалось изучить жёсткий диск и он нашёл там множество материалов Looking Glass 1996-2000 годов, в том числе и незавершённые порты Thief II и System Shock 2 для Dreamcast. Ещё через пару месяцев он решил проверить содержимое сумки, в которой к нему прибыл devkit. Внутри обнаружился CD с исходным кодом Dark Engine — движка, на котором разрабатывались Thief, Thief II и System Shock 2. Эта находка стала настоящим подарком для сообщества любителей игр компании Looking Glass, благодаря которой с тех пор фанатами было выпущено несколько важных апдейтов игр на движке Dark Engine.
Turok: Dinosaur Hunter
Star Wars Galaxies
В 2003 году Lucas Arts выпустила MMORPG Star Wars Galaxies, несмотря на критику получившую достаточно большую известность (число подписчиков доходило до 250 тысяч игроков). Спустя два года разработчики выпустили обновление, сильно упростившее боёвку и уменьшившую количество профессий, после чего количество пользователей значительно снизилось. Тем не менее, у игры оставались преданные поклонники. В 2011 году было объявлено о том, что проект закрывается в связи с выпуском новой MMORPG в мире «Звёздных войн» Star Wars: The Old Republic. Фанаты SWG, пытаясь сохранить жизнь любимой игры, начали писать эмуляторы серверов. Среди подобных проектов нам интересен один, который является не совсем эмулятором.
Сначала все проекты развивались обычным для фанатских инициатив образом — программисты работали с официальными серверами как с «чёрными ящиками», пытаясь добиться в эмуляторе максимально схожего поведения. Однако в 2013 году от одного из фанатских серверов откололась группа, с которой вышел на связь неизвестный сотрудник компании Sony Online Entertainment (разработчика игры). Этому отчаянному анониму удалось украсть исходный код Star Wars Galaxies в версии 2010 года. Там было практически всё: игровой сервер, клиент, инструменты. Новая группа создала проект SWG Reveniens. Спустя какое-то время из-за трений внутри группы исходный код утёк в открытый доступ. Юридически его использование подпадает под уголовную ответственность и поначалу фанаты опасались санкций Sony Online Entertainment и Lucas Arts, однако теперь проект развивается централизованно и имеет свою страницу на GitHub под названием SWG Source. Сегодня любой может поднять свой сервер Star Wars Galaxies, для этого достаточно только Oracle VirtualBox.
Home Alone 2: Lost in New York
В 2016 году архивист, историк и разработчик видеоигр Фрэнк Сифалди (Frank Cifaldi) обнаружил на старом жёстком диске исходный код версии игры для NES. По его информации, код игры основан на коде других игр по мультсериалу «Симпсоны», тоже разработанным студией Imagineering.
Пользователи форума nesdev изучили выложенные Сифалди материалы и обнаружили там код, документацию и несколько файлов EXE, среди которых были ассемблер процессора 6502, программы для сжатия текста, графический редактор и различные конвертеры. Одному из пользователей удалось частично скомпилировать образ картриджа NES, демонстрирующий экран заставки игры. В коде встречаются забавные комментарии:
«Ниже представлен альтернативный способ выполнения longcall. Примечание: Генри сказал поместить его сюда, но я (Марк Б.) не считаю, что это сработает. Увы, он выше меня по должности.»
Ransomware-атака на серверы CDPR
9 февраля этого года CD Projekt Red сообщила об утечке данных, которые позже были выставлены на аукцион хакерского форума Exploit. Среди похищенной информации были исходный код движка Red Engine, игр The Witcher 3: Wild Hunt, Thronebreaker: The Witcher Tales и выпущенной незадолго до этого Cyberpunk 2077, а также некие внутренние документы компании.
Начальная цена составляла 1 миллион долларов, а в результате торгов лот ушёл за 7 миллионов.
Заключение
Исходный код игр покидает стены компании-разработчика разными путями — иногда по доброй воле создателей, иногда случайно. Бывает, что этому способствуют злоумышленники. В целом, обществу следует стремиться к балансу между интересами частных компаний и сохранением исторического наследия, которое зачастую пропадает из-за убийственной комбинации — защиты авторских прав и пренебрежения прошлым. Нам остаётся только догадываться, сколько игр ушло от нас безвозвратно из-за смены владельцев франшиз, пожаров и банальной очистки винчестеров под новые проекты. Поэтому стоит отдать честь тем людям, которые стремятся бережно собирать и архивировать эту часть истории цифровой культуры человечества. Среди них упомянутый в статье Фрэнк Сифалди, ставший основателем Video Game History Foundation и спасший от забвения множество игр, и Джейсон Скотт, выложивший в Internet Archive и на GitHub исходный код таких игр, как Zork (1977 год), Stargate (1981 год), NBA Jam (1993 год) и Pinball Fantasies (1994 год).
На правах рекламы
Аренда Windows сервера на любом тарифе начиная с 2 vCPU, 4 ГБ ОЗУ и 20 ГБ хранилища. Создайте собственный сервер в пару кликов, максимальная конфигурация — 128 ядер CPU, 512 ГБ RAM, 4000 ГБ NVMe.
Технологичный и скандальный: всё о движке Frostbite Engine
Движок – это сердце любого проекта. Компания, у которой есть собственная разработка, находится на шаг впереди конкурентов. Для Electronic Arts покупка студии DICE стала не только выгодным финансовым вложением, но и грамотным стратегическим ходом с приятными последствиями.
Вместе со знаменитой серией Battlefield, издатель получил в свои руки настоящий грааль – специалистов, которые спустя два года создадут технологичный движок, который усилит разрыв с основным конкурентом в виде серии Call of Duty. На просторах игровой индустрии он станет известным под именем Frostbite Engine.
Начало пути
Причина перехода на новый движок чаще всего одна – неактуальность. Ранние проекты DICE создавались на моторе Refractor Engine и только для ПК, но к 2008 году его возможностей оказалось недостаточно, чтобы реализовать все задумки авторов и составить конкурентное преимущество на рынке. В то же время, серия Battlefield готовилась к выходу на консольный рынок и ей нужен был инструментарий, способный задействовать все возможности Xbox 360 и PlayStation 3.
Frostbite 1.5
Основной фишкой движка по сей день является реалистичная модель разрушения, которую можно наблюдать ещё с версии 1.0 для консолей. Сегодня этим уже не удивить, но в 2010 году разрушаемые здания производили вау-эффект. В Battlefield: Bad Company 2 вы могли разбомбить здание до основания, крушить машины и деревья.
В числе приятных особенностей были: оптимизация работы на многоядерных процессорах, процедурный шейдинг, поддержка динамического освещения и затенения с функцией HBAO. Карты были ограничены в размере 32х32 км., при этом игровая площадь размером 4х4 км. была максимально детализирована, а карту можно было оглядеть вплоть до горизонта.
На Frostbite 1.5 DICE выпустили всего две игры, после чего настало время нового поколения.
Frostbite 2.0
В своей следующей интерпретации движок получил новые возможности, а сценарий его применения расширился. Первой игрой на новом моторе стала Battlefield 3, которая тут же получила массу недовольства со стороны владельцев старых видеокарт и поклонников Windows XP.
Frostbite 2.0 стал первым движком, где разработчики отказались от поддержки DirectX 9 и сфокусировались на DirectX 11. Любой игрок с видеокартой, поддерживающей DirectX 10 мог запустить игру, но лучше всего её возможности раскрывались именно на 11 версии API.
В том же году на прилавки попал другой проект издателя EA – новая часть знаменитой франшизы, Need For Speed: The Run. Это была первая гоночная игра, созданная на новом движке. Известно, что движок – это набор определённых правил, и если мотор изначально создаётся для шутеров, то с другими жанрами могут быть проблемы. У Need For Speed: The Run эти проблемы были. Несмотря на красивую картинку, игра отличалась дубовой физикой машин, кривым исполнением сюжетных QTE и многочисленными техническими проблемами на старте. Need for Speed: The Run стала началом эмансипации движка от жанра шутеров от первого лица, которая продолжается до сих пор.
Frostbite 3.0
Новую версию движка мир увидел с выходом Battlefield 4. Разработчики ожидаемо выкрутили картинку и физику на максимум. Frostbite 3.0 обрабатывает карты громадного масштаба – 1024х1024 км. с областью детализации 16х16 км. Детализация игры и физика разрушения отныне зависит как от действий игрока, так и от действий внешних сил. Условно, трава реагирует на посадку вертолёта, а дерево само решает по какой причине ему упасть. Объекты в игре взаимодействуют друг с другом по законам реального мира, что создаёт реалистичную атмосферу.
Новая система Levolution призвана стереть грань между уровнями взаимодействия игрока с окружением. Вы можете обрушить огромное здание и это полностью поменяет поле боя и возможности.
Перспективы
Несмотря на то, что Frostbite Engine крайне технологичный движок, он не лишён проблем на техническом уровне. Причина кроется в том, что он постоянно дорабатывается под новые задачи. Изначально он создан командой DICE для шутеров от первого лица.
Уровень исполнения Battlefield 1 и V, Star Wars: Battlefront 1-2 тому подтверждение. Сегодня же на нём выходит каждый второй проект от EA в совершенно противоположных жанрах. Повезёт той команде, которой не нужно ничего добавлять. Однако, чаще приходится подолгу возиться.
В Need for Speed: Payback отличная картинка, но по-прежнему дубовая физика. FIFA 18 радует глаз анимацией и реалистичными моделями, но печалит багами и ограниченностью действий. BioWare с Anthem и Andromeda – это отдельная история. Команда идёт по непроторенной дороге, где приходится постоянно бороться с техническими ограничениями движка.
Тем не менее, у Frostbite Engine хорошее будущее. Бывший глава студии BioWare Аарин Флинн сказал, что выбрать Frostbite для разработки Mass Effect: Andromeda было решением студии, а не издателя, после чего добавил:
Развитие Frostbite Engine двигается семимильными шагами, ведь теперь DICE не одни. Продукт, в совершенствовании которого принимают сотни людей, рано или поздно обречён на успех.
Хакеры проникли в сеть Electronic Arts и похитили исходные коды FIFA 21 и движка Frostbite
По информации CNN и Vice, 6 июня хакеры смогли проникнуть в сеть Electronic Arts и похитили исходные коды FIFA 21, движка Frostbite, а также различные инструменты разработчика игр, включая серверный код для подбора игроков в мультиплеере FIFA 22.
Согласно публикации Vice, представитель EA признал факт взлома и пояснил, что личные данные пользователей игровых сервисов компании не были украдены. Разработчик игр обратился после взлома в правоохранительные органы и начал расследование инцидента. Компания не пояснила, как именно хакеры смогли проникнуть внутрь периметра EA. Разработчик только уточнил, что это не была атака с использованием криптовымогателей.
Хакеры смогли скачать 780 ГБ данных EA. Основная часть информации относится к исходному коду Frostbite — это игровой движок серий игр FIFA, Madden и Battlefield, включая Battlefield 2042. Также оказались скопированы проприетарные фреймворки EA и комплекты средств разработки программного обеспечения (SDK). Злоумышленники в настоящее время продают архив с этой утечкой в даркнете. Причем в объявлении о продаже фигурирует такая фраза — «предлагается возможность использования всех сервисов EA».
Эксперты по информационной безопасности пояснили CNN, что большинство разработчиков игр не будут использовать украденные данные, чтобы не нарушить закон. Однако, по их мнению, утечка может дать возможность злоумышленникам создавать рабочие хаки для игр EA и незаконно распространять их среди пользователей за вознаграждение.
7 июня в открытый доступ попали исходные коды игры Cyberpunk 2077, похищенные в начале февраля с серверов студии CD Projekt Red. Энтузиасты уже начали собирать игру из исходников.
Хакеры украли у EA более 780 гигабайт данных, в том числе код движка Frostbite
Electronic Arts уверяет, что личные данные игроков не пострадали. Корпорация намерена сотрудничать с полицией для выяснения всех обстоятельств произошедшего.
В начале этого года от подобной хакерской атаки пострадала CD Projekt.
Больше интересных статей на Shazoo
Видео от Shazoo
37 Комментариев
Чот хакеры в последнее время разогнались.
@dimidrum, пандемия открыла много уязвимостей, думаю
@dimidrum, или раньше ломали ради промышленного шпионажа, не давая огласки.
Иначе странно, что у геймдев контор вдруг резко просела безопасность
@Folio_Nov9m, удаленка оставляет много дыр
@Cohen, Думаете работа разработчиков из дома, открыла для Хакеров много возможностей по перехвату данных?
@Vinche, различные варианты, не только перехват, в первую очередь социальный инжиниринг
@Vinche, да, он так и написал.
@dimidrum, Я думаю в таких утечках, замешаны и сотрудники компаний.
Опять эти русские хакеры
Это тот самый мегаслив, самый большой в истории индустрии, о котором говорили пару-тройку недель назад?
@ViRuS, скорее всего да, объём очень жирный
Этих гавриков правильно что ломанули, а то они зажрались уже давно.
@Slaverok, как бы они не зажрались, такие действия противозаконны
@Leonhart, вот конда их поймают, надо на 10 лет заставить делать игру без документации под плейстешн 3
@Varidas, Или заставить делать Mass Effect 4 на Frostbite а модели. Через неделю хакеры потребует смертную казнь )
@Leonhart, думаешь хакерам или покупателям движок надо для создания чего-то? Эти инструменты им нужны, чтобы проще было найти дыры в безопасности и создания читов для выпущенных продуктов.
А вот это хорошо я считаю, этим жадным засранцам, которые стабильно убивают ту часть которая искусство в индустрии, и при этом называю себя Electronic Arts, будет поделом.
Ладно ещё cdpr, но EA нормальные ребята, очень жаль их
@SSLX, не, ну в сравнении с СДпроект они хоть норм игры издают.
@SSLX, не ну сравни выхлоп в игровую индустрию от этих двух, у ЕА то побольше профита. Без троллинга
@SSLX, тут походу одни ньюфаги, ЕА корпорация зла и кучу премий худшей компании тому подтверждение, благо время «итак схавают» прошло у них)
@Asuran, это ты походу ньюфаг, раз студию одной игры, которая из крупного выпустила одного ведьмака, сравниваешь с компанией, под крылом которой вышло куча годноты.
И даже сейчас еа издают всякие приколюхи типа fallen order, a way out, it takes two, unravel. Не говоря о собственных тайтлах, которые несмотря на спорную репутацию, отлично продаются без всяких несбыточных обещаний.
А вот СДпроект ничего нормального с 2015 так и не выпустили. И с релизом кп2077 в бесконечном раннем доступе так и погрязли на дне. И выбираться из него, кажется, совсем не собираются.
@Asuran, все эти титулы номинальны, у любой крупной компании, а ЕА ОЧЕНЬ крупная, будут как взлеты, так и падения. Нужно шире на вещи смотреть, а не сквозь призму своего маленького монитора.
По факту это огромная структура с кучей людей (художников, артистов, кодеров, программистов и тд) и подписать им приговор, даже мысленно, это аморально.
@meanea, Под крышей ЕА загнулась не одна крутая контора, биовары тут далеко не первые.
Возможно, это просто алгоритм, который 100%-но срабатывает при попадании под крыло мега корпорации. Но всё равно это не делает такие корпорации домиками на деревьях для добрых эльфов. Т.е. тезис о корпорации зла не отменяется.
@meanea, А я и не сравниваю их, я просто обсуждаю, что ЕА не такая прекрасная как ее выставляют @VirgoFox, я сужу как потребитель, а не сотрудник ЕА, по факту это и без факта понятно, что это не пачка аутсорсес рисует, кодит и из воздуха это все получается, но выходит, то что выходит. Возможно сейчас они пересмотрели политику, но в свое время конвеер нфсов, скандал с батлфронтом, куча убитых студий и франшиз и т.д.
Как они поняли что исходны код именно 21 фифы? Может это 16? Или 17? А может и 19 с 20?
@SptfDD, а ты хорош! Шутку оценил! Определили исключительно по ini файлу. Собственно меняется том только одна строчка.
Привет Удалёнке.
Это дно. И куча узвимостей.
@Scotina,
Вы наверно менагер который очень страдает физически что не может устраивать каждый день совещания и демонстрировать свою власть лично, а не через монитор?
@Hemul,
Не я просто констатирую факт, от которого в итоге пострадают геймеры обыкновенные.
Надеюсь исходники фифа попадут в руки людей, которые смогут черкнуть код, что бы ответить на извечный вопрос «есть ли гандикап в этой игре или нет» 🙂
Хакеры украли у EA исходный код FIFA 21 и игрового движка Frostbite
Портал The Verge сообщает, что крупная студия по разработке игр EA пострадала от хакерской атаки. Злоумышленники похитили исходный код симулятора FIFA 21 и игрового движка Frostbite.
Хакеры выставили эти данные на продажу на специализированных форумах. Злоумышленники продают целый комплект размером 780 ГБ, в который входят средства разработки FIFA 21, API, инструменты дебага, исходный код Frostbite и даже средства разработки и API студий Sony и Xbox. В сообщении злоумышленники указывают, что будут рассматриваться только предложения от именитых членов хакерского сообщества.
Конечно, маловероятно, что какие-то крупные студии-разработчики захотят приобрести данные EA и использовать их в своих целях. Тем не менее, для подобного рода данных есть масса применений, например, на основе исходного кода злоумышленники могут создать читы или раскрыть какие-то проекты, которые планировались к разработке.
Сама компания EA подтвердила, что хакеры похитили «ограниченное количество исходного хода и связанных инструментов», но личные данные игроков остались в целости и сохранности.