использование qr кодов в образовании
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Белоконова Светлана Сергеевна,
кандидат технических наук, доцент,
Таганрогский институт
имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ), Таганрог
Назарова Валерия Вадимовна,
магистрант, Таганрогский институт
имени А.П. Чехова (филиал)
РГЭУ (РИНХ), Таганрог
Аннотация: Современный образовательный процесс включает в себя ряд инновационных средств, методик обучения и образовательных технологий. В данной статье рассматриваются возможности внедрения QR-кода в образовательный процесс.
Ключевые слова: QR-код, образовательная среда, матичный штрихкод, двумерный штрихкод, мобильное обучение.
В настоящее время образовательный процесс трансформируется под влиянием такого тренда как мобильное обучение – обучение при помощи гаджетов и смартфонов. Образовательные приложения, платформы, онлайн-курсы, вебинары, веб-квесты органично вплетаются в современный учебный процесс и становятся неотъемлемой его частью. Сегодня среди многообразия возможных средств отдельно можно выделить использование QR-кода в урочной и внеурочной учебной деятельности.
Под QR-кодом понимают двумерный штрихкод или иными словами матричный код, который предоставляет собой закодированную информацию для быстрого распознавания при помощи камеры смартфона. Он был разработан и представлен японской компанией Denso-Wave в 1994 году. Первоначально QR-код был предназначен для японской автомобильной промышленности, затем его популярность настолько возросла, что он стал широко использоваться и в других сферах: логистике, туризме и даже в образовании.
Основной задачей QR-кода является хранение большого объема данных при маленькой площади их размещения. Визуально он выглядит как черно-белые квадраты. В отличие от обычного штрихкода, QR-код не сканируется тонким лучом, а считывается камерой смартфона или специальным датчиком.
QR-код можно включить как в урочную, так и во внеурочную деятельности. Возможности использования QR-кода в образовательном процессе таковы:
Таким образом, преподаватель может значительно разнообразить учебный процесс при помощи QR-кодов. Следовательно, включение QR-кодов в образовательный процесс позволяет достичь ряд учебных целей:
Для того, чтобы включить QR-код в образовательный процесс, преподавателю необходимо дать вводную информацию обучающимся: познакомить с историей создания QR-кода, сервисами-генераторами, способами расшифровки, а также рассказать о возможных видах учебной деятельности с использованием данного кода. Преподаватель может рекомендовать ученикам использовать следующие сервисы генераторы и расшифровщики:
Таким образом, QR-код постепенно внедряется в образовательный процесс в качестве инновационного образовательного средства.
ЛИТЕРАТУРА:
Использование QR-кодов в образовательном процессе
Как считать QR-код
Если вы видите изображение с QR-кодом и хотите получить зашифрованную информацию, вам достаточно навести на него камеру смартфона и воспользоваться одним из многочисленных бесплатных приложений-«ридеров». Например:
Как сделать собственный QR-код
Вы можете и сами зашифровать информацию. Для этого в интернете есть различные бесплатные сервисы. Они позволяют получить нужный уникальный QR-код за считанные минуты. Один из таких сервисов – QR-code generator (бесплатный пробный период – 14 дней). Вы можете заключить в код обычный текст, ссылку, адрес электронной почты, виртуальную визитку, изображение. После — скачать изображение и использовать его по своему усмотрению (распечатать, вставить на сайт или в презентацию, использовать в дизайне листовок и т.д.) В указанном редакторе доступно изменение привычного дизайна двухцветной картинки.
Как использовать QR-коды в образовательной деятельности
Проведение мгновенных фронтальных опросов реализуется с помощью специальных сервисов. Принцип их работы рассмотрим на примере популярного Plickers.
Как провести опрос с сервисом Plickers
Как сделать увлекательную игру по принципам геокешинга с использованием QR-кодов
Геокешинг — туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем. Участники изучают местность и ищут «тайники». В ходе образовательного геокешинга дети осваивают спутниковые навигационные системы (GPS), исследуют территории, знакомятся с достопримечательностями, выполняют творческие задания.
Предлагаем основу технологической карты квест-игры с использованием QR-кодов.
Путешествие по родному городу
Несколько команд исследуют город. Места одни и те же, маршруты прохождения разные. Каждая из команд проходит 4 этапа, на этапе нужно определить 3 объекта/персонажа. Оборудование команды: ноутбук/планшет с выходом в интернет, фотоаппарат, видеокамера, материалы по краеведению. Подсказки в виде QR-кодов выкладываются на созданный заранее Google-сайт.
Компетенции: предметные, метапредметные, коммуникативные, ИКТ-компетентности.
(составлено на основе описания командной игры «Путешествие по древнему Владимиру»
Рекомендации ЮНЕСКО по использованию мобильных технологий в образовательном процессе вышли еще в 2015 году. Сейчас самое время к ним прислушаться, тем более, что разнообразие ресурсов, позволяющих применять мобильные устройства эффективно, впечатляет!