кишинев аэропорт код иата
Аэропорт Кишинев (Chisinau International Airport). Официальный сайт.
История
Аэропорт Кишинев является главным международным аэропортом Молдовы. На современном месте расположения в пригороде Кишинева аэропорт был построен в 1960 году. Он был способен принимать габаритные самолеты, в том числе газотурбинные. Рейсы выполнялись на самолетах Ан-10, которые проводили беспересадочные перелеты в Горький, Минеральные Воды, Ленинград, Москву, другие большие города СССР. После постройки нового аэропорта пассажиропоток по сравнению с предыдущим 1959 г. возрос в 3 раза. С 1968 года на маршруты стали ставить самолеты Ан-24. С той же поры наладились грузовые авиаперевозки в крупнейшие города СССР на самолетах Антонова Ан-12. С 1969 года в Кишиневском аэропорту стали эксплуатировать реактивные пассажирские самолеты Ту-134. Позже именно эта модель стала наиболее эксплуатируемым самолетом Молдавии. На Ту-134 проводились регулярные рейсы по направлению Москва-Кишинев, на Ту-124 – Таллин-Кишинев. В 1972 г. число регулярных местных рейсов из аэропорта Кишинева возросло до 21. Стоимость билета на местные направления составляла от двух до шести рублей, за превышение нормы багажа нужно было вносить доплату до 8 копеек за один кг.
В 1972 году в Кишиневе стали базироваться самолеты Як-40. Начиная с 1974 г. открыты полеты на самолетах Ан-26. Также обновили вертолетный парк – закуплены новые модели Ми-2 и Ка-26.
Работа нового аэровокзала
В 1974 г. на территории кишиневского аэропорта был возведен новый аэровокзал. Стройкой нового здания занимались специалисты организации «Ленаэропроект». На момент сдачи нового терминала в эксплуатацию пропускная способность составляла 400 человек в час, позже она достигла уровня 700 человек в час. В конце 1970-х годов из аэропорта проводились регулярные рейсы в 40 городов Молдавской республики и другие города СССР. В 1976 году пассажиропоток составлял 800 тыс. человек. В 1980 гг. на площадках Кишиневского аэропорта базировались 35 единиц самолетной и 98 единиц вертолетной техники. За один день выполнялось 12 рейсов в Москву, два – в Ростов, Минеральные Воды, Сочи и Ленинград. ВПП аэродрома увеличена до 3590 м. Благодаря этому появилась возможность принимать здесь практически все без исключения типы воздушных судов. В 1987 г. география перелетов из Кишинева была расширена до 80 городов СССР. Внутренние Рейсы из Молдавии связывали два десятка местных населенных пунктов. Также в конце 80-х годов здесь начали эксплуатировать самолеты Ту-154Б. Кишиневский аэропорт получил 9 машин этого типа. На Ту-15 с 1988 года проводили рейсы Кишинев-Москва. Первый международный рейс состоялся 13.09.1990 г. по направлению Кишинев-Франкфурт. Позже стали выполнять международные рейсы в других направлениях.
Постсоветское время
После распада СССР состояние Республики Молдовы существенно ухудшилось. И это сказалось на кишиневском аэропорту. Война в Приднестровье и сложная экономическая ситуация повлекли за собой снижение уровня жизни граждан Молдовы. Также немаловажную роль в этом сыграл разрыв кооперативных связей с бывшими республиками Союза. Из-за всего этого существенно снизился объем авиаперевозок. Сложилась критическая ситуация с поставками авиатоплива. Бывали периоды в 1993 году, когда аэропорт простаивал без рейсов в течение двух недель. После проведенной реформы авиационного хозяйства в 1993 году аэропорт г. Кишинева получил форму самостоятельного предприятия и международного аэропорта, которым является и по нынешний день. В 1990-х годах в Кишиневском аэропорту базировались представительства 30 различных молдавских авиаперевозчиков. Некоторые из них являлись «однодневками» и не имели ни единого самолета. Крупнейшие авиакомпании, представленные в аэропорту, – это Moldavian Airlines и Air Moldova.
Основные данные аэропорта Кишинев:
Кишинев (Chisinau International Airport). Официальный сайт: www.airport.md
Коды аэропорта:
Аэропорт Кишинев
(Chișinău International Airport)
Данные аэропорта Бельцы
Международный аэропорт Кишинев (Chișinău International Airport) — международный аэропорт столицы Молдовы — Кишинева. Расположен в 13 километрах к юго-востоку от центра города. Аэропорт является базовым для авиакомпаний Air Moldova и Moldavian Airlines.
Первые полеты самолетов в районе Кишинева начались в период между Мировыми Войнами. Первый пассажирский рейс был совершен в 1927 году в Бухарест. Расположенный в то время в районе Рышкановка аэропорт действовал до 1960 года. Авиаперевозки были активированы с новой силой после занятия Бессарабии советскими войсками в 1944 году. К середине 1950-хх аэродром соединял Кишинев с городами соседних стран и региональными центрами юго-запада СССР.
В 1960 году в пригороде Кишинева Ревака был построен новый аэропорт, способный принимать более крупные самолеты. К 1969 году аэропорт стал принимать Ту-134. В 1974 годы был построен новый терминал.
После распада СССР большая часть маршрутной сети была оборвана и аэропорт оказался в упадке. К 2000 году аэропорт Кишинева был реконструирован и стал активно развиваться. К 2015 году аэропорт Кишинев обслужил 2,23 млн. пассажиров.
Аэропорт имеет одну бетонную взлетно-посадочную полосу длиной 3570 метров и может принимать воздушные суда любых типов.
Проходит через железнодорожный и центральный автобусный вокзалы.
Маршрутное такси № 165 идет до улицы Измаил. Первый рейс из аэропорта в 05:30, последний в 21:55, интервал — каждые 10 минут. Стоимость билета — 3 MDL. Если ехать из города, график работы следующий: с 06:00 до 22:00.
Маршрутка чуть-чуть не доезжает до центрального автовокзала Кишинева.
Кишинёв (аэропорт)
Международный аэропорт Кишинёва | ||
Здание аэропорта | ||
Страна: Регион: | Молдавия Кишинёв | |
Тип: | гражданский | |
Код ИКАО: Код ИАТА: | LUKK KIV | |
Высота: Координаты: | +122 м 46°55′39.88″ с. ш. 28°55′51.52″ в. д. | |
Пассажирооборот (год): | ▲ 1,045,975 [1] (2011) | |
Грузооборот (год): | ▲ 2068 т (2011) | |
Местное время: | UTC +2 (+3DT) | |
Сайт: | airport.md |
Содержание
История
Старый аэродром
1 сентября 1944 года Совнарком СССР издал постановление «О создании в Молдавии гражданской авиации для нужд населения». Постановление было издано неделей спустя после снятия фашистской оккупации Бессарабии. В это время почти все наземные средства сообщения Молдавии были из-за войны выведены из строя. С помощью авиации власти могли организовать управление республикой. Официально началом истории авиации города Кишинёва и всей Республики Молдова можно считать дату 19 сентября 1944 года — в этот день был создан Молдавский отдельный авиаотряд.
В 1944 году гражданский аэродром Кишинёва был размещён на месте нынешнего сектора Рышкановка, где и в наше время существует улица Аэродромная (молд. Strada Aerodromului ). Сохранилось также здание аэропорта (находится рядом с Дворцом Профсоюзов по ул.Киевской). Кстати, взлетная полоса располагалась вдоль части современной ул.Киевской. В сентябре того же года с этого аэродрома начались пассажирские и грузовые полёты по Молдавской республике. Выполнялись рейсы в города Бельцы, Оргеев, Тирасполь, Сороки, Липканы, Леово. С 1945 года на самолёте Ли-2 начались регулярные (раз в два дня) полёты на Москву, самолёты совершали промежуточную посадку в Киеве. Начались полёты в города Украины, рейсы ходили в Кировоград, Винницу, Николаев и Черновцы. Пассажиропоток за первый год работы Молдавского авиаотряда составил около 750 пассажиров.
В 1947 году были организованы регулярные местные рейсы по Молдавии, а также в Одессу. В 1951 году открылись несколько воздушных линий, соединивших Кишинёв с южными городами СССР — Симферополем, Сочи, Минеральными Водами, Краснодаром. С 1954 года открылись рейсы на Ленинград, Харьков и Львов.
Новый аэродром
В 1960 году в юго-восточном пригороде Кишинёва Ревака был построен новый аэропорт, способный принимать более крупные, в том числе газотурбинные, самолёты. Рейсы стали выполнять самолёты Ан-10, совершавшие беспосадочные перелёты в Москву, Ленинград, Минеральные Воды, Горький и другие крупные города СССР, пассажиропоток в 1960 году возрос в три раза в сравнении с 1959 годом. В 1968 году на воздушных маршрутах стали использоваться самолёты Ан-24. Тогда же были налажены грузоперевозки в крупные города Союза на самолётах Ан-12.
В 1969 году из кишинёвского аэропорта стали выполнять рейсы реактивные лайнеры Ту-134 (позже Ту-134 стал самым массовым самолётом, эксплуатирующимся в Молдавии (26 машин подобного типа), а также в Кишинёве была размещена всесоюзная испытательная база Ту-134), летавшие по маршруту Москва — Кишинёв (рейсы выполнялись на самолётах Внуковского авиапредприятия), а также Ту-124, выполнявшие рейс Таллин — Минск — Кишинёв.
В 1972 году из аэропорта Кишинёва выполнялся 21 местный рейс в города и сёла МССР и УССР [3] :
Новый аэровокзал
В 1974 году в Кишинёвском аэропорту было построено новое здание аэровокзала. Проект был сделан специалистами организации «Ленаэропроект». С момента сдачи нового здания пропускная способность аэропорта была значительно увеличена — до 400 пассажиров в час, позже она достигла 700 пассажиров в час. В середине 1970-х годов выполнялись регулярные рейсы в 40 городов Молдавии и 40 других городов СССР. Объём пассажироперевозок составил в 1976 году около 800000 человек.
В 1980-х годах в аэропорту Кишинёва базировалось 35 самолётов и 98 вертолётов. В день на Москву отправлялись 12 рейсов, два рейса в Ленинград, Сочи, Минеральные Воды и Ростов. Взлётно-посадочная полоса аэропорта была увеличена до 3590 метров, стало возможным принимать в Кишинёвском аэропорту практически любой тип самолётов. В 1987 году из аэропорта проводились рейсы в более 80 городов Советского Союза. Рейсы по Молдавии связывали более 20 населённых пунктов (Бельцы, Чадыр-Лунга, Кагул, Каменка и др.). Началась эксплуатация самолётов Ту-154Б, в аэропорту Кишинёва базировались 9 самолётов этого типа. С марта 1988 года открылись регулярные рейсы самолётов Ту-154 Кишинёв — Москва.
Кишинёвский аэропорт после распада СССР
После обретения независимости Республикой Молдова аэропорт Кишинёва стал приходить в упадок. На состояние дел повлияли непростая политическая ситуация, война в Приднестровье, проходившая в 1992 году, падение уровня жизни населения Молдовы, которому способствовали учинённые правительством независимой Молдовы реформы, а также разрыв хозяйственных связей между бывшими республиками СССР. Объём перевозок резко упал. Начались перебои с поставками авиатоплива. В 1993 году был период, когда в течение двух недель аэропорт полностью простаивал, не было выполнено ни одного рейса.
В 1993 году была проведена реформа авиационного хозяйства Молдовы. 31 мая 1995 года Кишинёвский аэропорт получил статус самостоятельного предприятия, также в этот день он приобрёл и статус международного аэропорта.
Кишинёвский аэропорт в настоящее время
В 2000 году была завершена реконструкция аэропорта Кишинёва. Реконструкция была осуществлена на деньги правительства Молдовы (3 миллиона долларов) и на кредит Европейского банка реконструкции и развития (9 миллионов долларов). Строительные работы были выполнены турецкими строительными организациями. Для возврата кредита был введен целевой сбор в размере 10 долларов с пассажира. По расчетам специалистов кредит удастся полностью погасить лишь к 2011 году.
За 2007 год на регулярных и чартерных рейсах из аэропорта Кишинёва 15 авиакомпаний перевезли более 689000 пассажиров в 27 городов 18 стран мира. За 2009 год через аэропорт прошло более 808000 пассажиров и более 800 тонн грузов.
Три года подряд (2008, 2009 и 2010) Кишинёвский аэропорт был признан лучшим аэропортом стран СНГ.
В настоящее время аэропорт может обслуживать 425 пассажиров в час, но его пропускная способность редко используется в полной мере. Из кишинёвского аэропорта в среднем выполняется 15-17 рейсов в день. В аэропорту работают 17 авиакомпаний, совершаются рейсы в 23 города Европы, Ближнего Востока и Азии.
Полоса аэродрома, построенная в советские времена, остается одной из самых протяженных в Восточной Европе. К настоящему времени аэропорт не категоризирован по международным нормам.
Основные операторы
Основные направления
Страна | Город (аэропорт) | Авиакомпания | Комментарии |
---|---|---|---|
Страны Европы | |||
Вена | Air Moldova, Austrian Airlines | ||
Варна | Air Moldova | ||
Лондон | Air Moldova | ||
Будапешт | Moldavian Airlines | ||
Франкфурт Мюнхен | Cirrus Airlines Air Moldova, Lufthansa | c 22 Апреля 2010 [7] | |
Афины | Air Moldova | ||
Дублин | Air Moldova | ||
Мадрид | Air Moldova | [8] | |
Верона Милан (Мальпенса) Рим | Meridiana/Air Moldova Meridiana/Air Moldova Air Moldova, Meridiana | ||
Ларнака | Air Moldova | ||
Рига | airBaltic | ||
Вильнюс | airBaltic | (временно не выполняется) | |
Лиссабон | Air Moldova | ||
Москва (Домодедово) Санкт-Петербург Сочи Сургут | Air Moldova, S7 Airlines Air Moldova/Россия Air Moldova UTair |
c 1 июня 2010
c 2 мая 2010 [9]
Тимишоара
Carpatair, Moldavian Airlines
Air Moldova
c 16 мая 2010
Анталия
Turkish Airlines, AtlasJet
Транспортное сообщение с городом
До Кишинёвского международного аэропорта можно добраться:
Происшествия
Известно по крайней мере о 3-х серьёзных инцидентах связанных с аэропортом Кишинёва.
15 мая 1970 потерял управление и разбился во время ухода на второй круг на двух двигателях (с имитацией отказа) самолет Ан-10А с бортовым номером СССР-11149. На борту самолета находились курсанты из Ульяновской ШВЛП, совершавшие тренировочный полет. Погибли все 11 человек находившихся на борту. [11]
12 октября 1971 самолет Ан-10А с бортовым номером СССР-11137 совершил грубую посадку (посадка с высокой вертикальной скоростью и перегрузкой) в результате чего получил серьезные повреждения. Самолет восстановлению не подлежал. Данных о жертвах нет. [12]
Вечером 11 апреля 2008 года при заходе на посадку разбился грузовой самолёт Ан-32, вылетевший по маршруту Кишинёв—Анталия—Судан. Самолёт вскоре после вылета развернулся и попытался сесть, но упал у расположенного возле аэропорта села Бачой и загорелся. Самолёт, принадлежащий суданской авиакомпании, выполнял грузовой чартерный рейс. На борту находились восемь человек — четверо граждан Молдавии и четверо граждан Украины. Все погибли при крушении. [13] [14]
Интересные факты
Международный аэропорт Кишинева
Международный аэропорт Кишинева
Международный аэропорт Кишинёва | ||
Страна: Регион: | Молдавия Кишинёв | |
Тип: | гражданский | |
Код ИКАО: Код ИАТА: | LUKK KIV | |
Высота: Координаты: | +122 м 46°55′39.88″ с. ш. 28°55′51.52″ в. д. | |
Пассажирооборот (год): | 848 тыс. (2008) | |
Грузооборот (год): | более 8800 тонн (2007) | |
Численность персонала: | ||
Терминалы: | ||
Местное время: | UTC +2 (+3DT) | |
Сайт: | www.airport.md | |
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
---|---|---|
Номер | Размеры | Покрытие |
8л/26п | 3590 м | битум |
<<<4>>> | ||
Список аэропортов |
Международный аэропорт Кишинёва — основной аэропорт Молдавии.
Здание международного аэропорта Кишинёва было построено в 1970-е годы. В 1987 году из аэропорта проводились рейсы в более 80 городов Советского Союза. Рейсы по Молдавии связывали более 20 населённых пунктов (Бельцы, Чадыр-Лунга, Кагул, Каменка и др.).
31 мая 1995 года Кишинёвский аэропорт приобрёл статус международного. В 2000 году закончилась реконструкция аэропорта. Она проводилась на средства правительства Молдавии (3 млн долларов) и кредит Европейского банка реконструкции и развития (9 млн долларов). Строительные работы проводили турецкие подрядчики.
Для возврата кредита введен целевой сбор в размере 10 долларов с пассажира. По расчетам специалистов кредит удастся полностью погасить лишь к 2011 году.
В настоящее время аэропорт может обслуживать свыше 400 пассажиров в час, но его пропускная способность редко используется в полной мере. Из кишинёвского аэропорта в среднем выполняется 15-17 рейсов в день. В аэропорту работают более 15 операторов, совершаются рейсы в 23 города Европы, Ближнего Востока и Азии.
За 2008 год через аэропорт прошло более 848 тыс. пассажиров и более 800 тонн грузов.
Полоса аэродрома, построенная в советские времена, остается одной из самых протяженных в Восточной Европе — 3590 м. К настоящему времени аэропорт не категорирован по международным нормам, но проводится постепенная модернизация, которая со временем позволит присвоить ему II категорию ICAO.
Содержание
Основные операторы
Основные направления
Страна | Город (аэропорт) | Авиакомпания | Комментарии | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Страны Европы | ||||||
Вена | Air Moldova, Austrian Airlines | |||||
Лондон | Air Moldova | |||||
Будапешт | Moldavian Airlines | |||||
Франкфурт | Air Moldova, Cirrus Airlines | |||||
Афины | Air Moldova | |||||
Дублин | Air Moldova | |||||
Мадрид | Air Moldova | [1] | ||||
Верона Милан (Мальпенса) Рим | Meridiana/Air Moldova Meridiana/Air Moldova Air Moldova, Meridiana | |||||
Ларнака | Air Moldova | |||||
Рига | Вильнюс(временно не выполняется) | Лиссабон | Air Moldova | |||
Москва (Домодедовo) Санкт-Петербург | Air Moldova, S7 Airlines Air Moldova/Россия | [2] | ||||
Бухарест Тимишоара | Air Moldova, TAROM Carpatair, Moldavian Airlines | |||||
Киев | Tandem Aero | временно не выполняется | ||||
Париж | Air Moldova | |||||
Прага | Air Moldova | |||||
Страны Азии | ||||||
Тель-Авив | Tandem Aero | |||||
Стамбул Анталия | Air Moldova, Turkish Airlines Turkish Airlines |
Происшествия
Известно по крайней мере о 3-х серьёзных инцидентах связанных с аэропортом Кишинёва.
15 мая 1970 потерял управление и разбился во время ухода на второй круг на двух двигателях (с имитацией отказа) самолет Ан-10А с бортовым номером СССР-11149. На борту самолета находились курсанты из Ульяновской ШВЛП, совершавшие тренировочный полет. Погибли все 11 человек находившихся на борту. [3]
12 октября 1971 самолет Ан-10А с бортовым номером СССР-11137 совершил грубую посадку (посадка с высокой вертикальной скоростью и перегрузкой) в результате чего получил серьезные повреждения. Самолет восстановлению не подлежал. Данных о жертвах нет. [4]
Вечером 11 апреля 2008 года при заходе на посадку разбился грузовой самолёт Ан-32, вылетевший по маршруту Кишинёв—Анталия—Судан. Самолёт вскоре после вылета развернулся и попытался сесть, но упал у расположенного возле аэропорта села Бачой и загорелся. Самолёт, принадлежащий суданской авиакомпании, выполнял грузовой чартерный рейс. На борту находились восемь человек — четверо граждан Молдавии и четверо граждан Украины. Все погибли при крушении. [5] [6]