книжный дресс код в библиотеке

Креативные формы работы современной библиотеки

Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику детских библиотек ЦБС, другие ждут своего применения. С этой целью в ваш блокнот библиотекаря предлагаем подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним.

Дерзайте, и о вас заговорят, и в вашу библиотеку запишется еще больше читателей.

Акции

книжный дресс код в библиотеке. image001. книжный дресс код в библиотеке фото. книжный дресс код в библиотеке-image001. картинка книжный дресс код в библиотеке. картинка image001. Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику детских библиотек ЦБС, другие ждут своего применения. С этой целью в ваш блокнот библиотекаря предлагаем подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним.«Библионочь» — социально-культурная акция нового формата (существует с 2012 года). Акция проводится в вечернее и/или ночное время. В детских библиотеках акция проходит до 21:00-22:00 в рамках специального проекта «Библиосумерки». Ключевое направление акции — популяризации детской книги, поиск новых форм её продвижения. Это время, когда происходят чудеса, превращения и литературные таинства. Для участия в акции необходимо пригласить в партнёры книжные магазины, музеи, картинные галереи и другие учреждения культуры, а коммерческие организации — в спонсоры.

Библиотечные сумерки. Саратовская Областная библиотека для детей и юношества придумала новую форму работы. В декабре, в самый короткий зимний день для подростков проведено литературное путешествие по книгам Стивенсона, Сабатини, Сальгари, Верна. Мероприятие проходило после закрытия библиотеки в тёмном читальном зале, который освещался лишь уличными фонарями из окон и подсветкой аквариума. Ролевая словесная игра продолжалась с 19 до 21 часа.

книжный дресс код в библиотеке. image003. книжный дресс код в библиотеке фото. книжный дресс код в библиотеке-image003. картинка книжный дресс код в библиотеке. картинка image003. Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику детских библиотек ЦБС, другие ждут своего применения. С этой целью в ваш блокнот библиотекаря предлагаем подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним.Буккроссинг (от англ. — «перемещение книги»). Суть буккроссинга проста: человек, прочитав книгу, оставляет ее в людном месте. Эту книгу находит и читает другой человек. Прочитав, он делает то же самое. И так далее. Принцип «прочиталотдай другому». Каждый может внести свой вклад в процесс буккроссинга — принести прочитанную книгу в Библиотеку, чтобы отсюда она начала увлекательное странствие, находя новых читателей.

книжный дресс код в библиотеке. image005. книжный дресс код в библиотеке фото. книжный дресс код в библиотеке-image005. картинка книжный дресс код в библиотеке. картинка image005. Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику детских библиотек ЦБС, другие ждут своего применения. С этой целью в ваш блокнот библиотекаря предлагаем подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним.Либмоб. В основе акции — блиц-опрос жителей населённого пункта про дорогу в библиотеку. Кто знает дорогу к библиотеке, получает смайлик. А кто не знает — календарик с адресом библиотеки и контактной информацией. Весёлая акция-игра несомненно повышает имидж Библиотеки.

книжный дресс код в библиотеке. image006. книжный дресс код в библиотеке фото. книжный дресс код в библиотеке-image006. картинка книжный дресс код в библиотеке. картинка image006. Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику детских библиотек ЦБС, другие ждут своего применения. С этой целью в ваш блокнот библиотекаря предлагаем подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним.«Подвешенная книга». Суть акции — популяризация чтения. Любой читатель может «подвесить» на неделю свою самую любимую книгу, со своей рецензией (мнением, эмоциями, ВАУ!).
Длительность акции 3 месяца. По результатам акции можно составить именные рекомендательные списки любимых книг активных участников. А также создать рейтинг самых-самых книг вашей библиотеки!

В начале акции подвесить книгу может любой читателей, в ходе же акции, будут отбираться только наиболее активные читатели.

Ведется список книг участниц акции. На саму книгу ставиться стикер-отметка «Подвешенная книга». Дополнительно фиксируется выдача акционных книг, а также очередь из желающих на ее прочтение.

Предполагаемые результаты:
1. Активизация чтения, увеличение книговыдачи абонемента.
2. Создание читательских рентингов лучших книг. (В. Иванов рекомендует…)
3. Создание рейтингов лучших читателей.
4. Проведение творческого конкурса по самой читаемой книге.

книжный дресс код в библиотеке. image008. книжный дресс код в библиотеке фото. книжный дресс код в библиотеке-image008. картинка книжный дресс код в библиотеке. картинка image008. Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику детских библиотек ЦБС, другие ждут своего применения. С этой целью в ваш блокнот библиотекаря предлагаем подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним.Флэшмоб (от англ. flash mob — «мгновенная толпа»). Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте. В течение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия и так же быстро расходятся.

Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, чтобы вызвать у случайных прохожих удивление и заинтересованность. Например: участники флэш-моба в желтых футболках и бейсболках с символикой библиотеки появляются неожиданно в определенном многолюдном месте района, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся.

Массовые мероприятия.

книжный дресс код в библиотеке. image010. книжный дресс код в библиотеке фото. книжный дресс код в библиотеке-image010. картинка книжный дресс код в библиотеке. картинка image010. Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику детских библиотек ЦБС, другие ждут своего применения. С этой целью в ваш блокнот библиотекаря предлагаем подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним.Бенефис читателя. В переводе с французского «бенефис» означает спектакль в честь одного или нескольких его участников. В библиотеке это комплексное мероприятие, направленное на укрепление авторитета лучших читателей. Включает в себя знакомство с биографией читателя, его книжными пристрастиями, с выставкой книг из домашней библиотеки и т.д. Необходимо показать роль книги в его судьбе, в становлении личности, в овладении знаниями. Сопровождает бенефис книжная выставка «Мои любимые книги».

Библиокафе (или книжное кафе) — игровой вариант информационной работы со старшеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари — метрдотель и официантка. В меню — духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по …» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.

Библиомарафон — это комплекс мероприятий (акции, презентации, конкурсы и т.д.), популяризирующих фонды библиотек по определенной теме, юбилейной дате, по выявлению лучших читателей.

Может проходить в несколько этапов, в течение длительного времени. Дети могут получать библиофишки за участие в книжном марафоне.

Библиоперфоманс (от англ. performance – «представление, спектакль») — это форма современного искусства, где произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. Он объединяет возможности изобразительного искусства и театра. Например, в библиотеку для проведения мероприятия приглашаются ребята из школы-студии Дома детского творчества. Они одеты в костюмы сказочных героев: Хозяйки Медной горы, Данилы-мастера, Золушки, Белоснежки и Пьеро. И сказка оживает вместе с ожившими литературными героями, создав тем самым библиотечный перфоманс.
Маленькие читатели по описанию угадывают каждого героя, отвечая на вопросы викторины по этим литературным произведениям.

Еще пример: библиоперфоманс «Англия: туда и обратно». Мероприятие посвящено году Британской культуры в России. В ходе акции разыгрываются призы (настольные игры). В рамках мероприятия предусмотрены квесты по мотивам произведений Конан Дойла. Литературные аукционы по сюжетам произведений английских писателей-фантастов, литературная мафия по «Восточному экспрессу» Агаты Кристи. Актер кукольного театра читает стихи и рассказы английских юмористов, проводится интеллектуальный ринг для настоящих джентльменов, а также выступление волынщика, брейк-данс. Чай и овсяное печенье знатокам английского языка и многое другое.

Библиотечный бульвар — мероприятие, проводимое на улице с целью рекламы книги и чтения.

Библиотечный журфикс — это встречи с интересными людьми самых разных профессий в определенный, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.

Библиофреш — (от англ. fresh — «свежий») — библиографический обзор новинок.

Дегустация литературных новинок — информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.

книжный дресс код в библиотеке. image012. книжный дресс код в библиотеке фото. книжный дресс код в библиотеке-image012. картинка книжный дресс код в библиотеке. картинка image012. Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику детских библиотек ЦБС, другие ждут своего применения. С этой целью в ваш блокнот библиотекаря предлагаем подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним.Дискуссионные качели. В основе «дискуссионных качелей» лежит дискуссия. Суть этой формы состоит в имитации раскачивающихся качелей: чем сильнее толчок (аргумент), тем выше взлет «качелей». Это могут быть две группы учащихся, расположившихся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу — «качели» начинают свое движение.

Возможен вариант «дискуссионных качелей», при котором каждая из групп выбирает определенную роль, позицию — «за» и «против» аргумента ведущего. «Оптимисты» и «пессимисты».

Например: «Я не боюсь говорить правду, потому что. » — начинает одна сторона. «А я боюсь говорить правду, потому что. » — отвечает другая сторона.

Гурман-вечер любителей… жанра — вечер, посвящённый определённому жанру литературы, подготовленный с учётом подчеркивания лучших сторон данного жанра.

Звездопад поэтический — мероприятие, посвящённое шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов.

книжный дресс код в библиотеке. image014. книжный дресс код в библиотеке фото. книжный дресс код в библиотеке-image014. картинка книжный дресс код в библиотеке. картинка image014. Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику детских библиотек ЦБС, другие ждут своего применения. С этой целью в ваш блокнот библиотекаря предлагаем подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним.Квест (от англ. quest — «поиск, предмет поиска»). Это интерактивная приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. Это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые маленьким игрокам необходимо решить или преодолеть. А те, кто доберется до финиша — смогут узнать главную тайну и получить за это супер-приз!

Пример библиотечного квеста см.: Пантюхова Т.В. //Здоровая нация-это мы: метод.эстафета проектов и программ. – М., 2014. – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век». Вып. № 152). – С.54-55.

4-х уровневый игровой квест в пространстве выставки «Ступени роста — XXI век».

книжный дресс код в библиотеке. image016. книжный дресс код в библиотеке фото. книжный дресс код в библиотеке-image016. картинка книжный дресс код в библиотеке. картинка image016. Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику детских библиотек ЦБС, другие ждут своего применения. С этой целью в ваш блокнот библиотекаря предлагаем подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним.Книжное дефиле — торжественный проход по сцене, подиуму участников в ярких, красивых костюмах литературных героев. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя, либо конкретное литературное произведение. Возможно дефиле обложек книг.

Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость — получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.

книжный дресс код в библиотеке. image018. книжный дресс код в библиотеке фото. книжный дресс код в библиотеке-image018. картинка книжный дресс код в библиотеке. картинка image018. Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику детских библиотек ЦБС, другие ждут своего применения. С этой целью в ваш блокнот библиотекаря предлагаем подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним.Книжный аукцион — каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, что бы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.

Книжный дресс-код — форма массового мероприятия, на котором презентуют именно те книги, которые можно считать обязательной составляющей имиджа современного человека.

Комильфо-вечер — (вечер хороших манер) — вечер, посвящённый этикету.

Литературная печа-куча. Печа-куча (яп. ペチャクチャ, болтовня) — это методология представления кратких докладов, специально ограниченных по форме и продолжительности на неформальных конференциях.

Литературная печа-куча проходит в традиционном формате: участники готовят доклады, дополняя их красочными презентациями из 20 слайдов. Время для показа одного слайда и его комментария — всего 20 секунд, и в сумме выступление каждого оратора длится не более 6 минут 40 секунд. После каждого рассказа слушатели могут поделиться своим мнением или задать вопрос. Доклады следуют один за другим.

Литературный суд. Вид читательской конференции. Это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Участники распределяют роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой.

Литературная ярмарка — комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов.

книжный дресс код в библиотеке. image020. книжный дресс код в библиотеке фото. книжный дресс код в библиотеке-image020. картинка книжный дресс код в библиотеке. картинка image020. Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику детских библиотек ЦБС, другие ждут своего применения. С этой целью в ваш блокнот библиотекаря предлагаем подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним.Поэтический батл — битва, соревнование современных поэтов. Батлы активно собирают молодежь. Это не обычный литературный вечер, где в кабинетной тишине дрожит голос читающего. Здесь звучат мелодии фортепиано, громкие возгласы поддержки и аплодисменты. Это — творческий ринг для самых ярких и самых смелых поэтов.

Ток-шоу — на обсуждение выносится какой-либо вопрос. Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами. Библиотекарь руководит обсуждением. Цель — нравственное воспитание читателей.

Феерия — представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. Волшебное, сказочное зрелище.

Флешбук — презентация или знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.

Наглядные и информационные формы

книжный дресс код в библиотеке. image022. книжный дресс код в библиотеке фото. книжный дресс код в библиотеке-image022. картинка книжный дресс код в библиотеке. картинка image022. Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику детских библиотек ЦБС, другие ждут своего применения. С этой целью в ваш блокнот библиотекаря предлагаем подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним.Библиотечный квилт — информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов. Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование населения, СПИД, рукоделие, исторические события и др.

Например. «Алкоголь: иллюзия свободы». На стенде была представлена различная информация о влиянии алкоголя на организм человека. В течение месяца среди читателей библиотеки проводился опрос «Стоит ли мерить жизнь миллилитрами?» Стикеры с ответами читателей и информация, представленная библиотекарями, образовывали узор лоскутного полотна на информационном стенде.

Буктрейлер — это небольшой видео-ролик, который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание. Очень похож на трейлер к кинофильму. Выполняя свою основную задачу — представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение — в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр. Продолжительность буктрейлера не более 3-х минут.

Криптограмма — зашифрованное сообщение для читателей. Это может быть имя писателя, название произведения.

книжный дресс код в библиотеке. image024. книжный дресс код в библиотеке фото. книжный дресс код в библиотеке-image024. картинка книжный дресс код в библиотеке. картинка image024. Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику детских библиотек ЦБС, другие ждут своего применения. С этой целью в ваш блокнот библиотекаря предлагаем подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним.Филворд, или Венгерский кроссворд, представляет собой прямоугольное (но бывает и произвольной формы) поле, в котором все слова уже расставлены. При этом они идут без разрывов, но могут ломаться в произвольном направлении (исключая диагональное). Каждая буква принадлежит только одному слову. Задача отгадывающего, отгадать слово и вычеркнуть его из сетки. Часто, для еще большего упрощения задачи, количество букв в слове-ответе сообщается в скобках после определения.

Филворд для детей 8-10 лет на школьную тему, т.е. все слова из школьной жизни.

Экран прочитанных книг отслеживает динамику чтения детей. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, дети прикрепляют свою фотографию после ее прочтения.

Источник информации.

Библиотека им. Горького – Наш методпортфель: Формы библиотечных мероприятий: Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.gorlib.ru/

Играем-квест в библиотеке. – Методическая консультация: Электронный ресурс. – Режим доступа: http://bibliom.ru/wp-content/uploads/Играем-квест-в-библиотеке.-Методическая-консультация.doc

Составитель: гл. библиотекарь ЦРДБ им. Кошевого — Барчева Т. Ф. 2015 г.

Источник

Современные формы работы библиотек, способствующие продвижению чтения и книги

Современные формы работы библиотек, способствующие продвижению чтения и книги.
Методические советы к презентации.

Слайд 1. Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения. Некоторые из них уже вошли в практику ЦБС, другие ждут своего применения. В настоящее время библиотечным профессиональным сообществом осознано, что перспективы успешного развития есть только у библиотек, избирающих инновационный путь. С этой целью хочу предложить вашему вниманию подборку форм нового формата.

Слайд 2. Инновация в библиотечном деле – это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы норм, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень.
Инновационная деятельность может быть направлена как на получение нового (в нашем случае библиотечно-информационного) продукта, так и на внедрение новых эффективных технологий работы.
Инновация в библиотеке присутствует во всех направлениях ее деятельности, в том числе в массовой работе, которая предполагает совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей.

Слайд 3. В массовой работе очень важна роль библиотекаря, который непосредственно в неё вовлечён и от которого во многом зависит успех или неуспех мероприятия.
Галина Кирилловна Олзоева, автор учебно-методического пособия «Массовая работа библиотек», утверждает, что «Большое значение имеют высокая эрудиция, артистичность, даже тщеславие, желание показать, проявить себя, что так свойственно артистическим натурам… Речь идет о коммуникативных, креативных, творческих способностях».
Личностные и профессиональные компетенции библиотекаря

Как подготовить массовое мероприятие?

Слайд 4. Подготовка и проведение любого массового мероприятия происходят в несколько этапов.
Подготовительный этап:

При подготовке и проведении массовых мероприятий пользуйтесь предложенной схемой, последовательно выполняя все этапы

Слайд 5. К основным формам массовой работы относятся:
наглядные (книжные выставки, просмотры, рекламная деятельность);
устные (обзоры, тематические вечера, диспуты и т. д.);
комплексные (день открытых дверей, неделя книги, ток-шоу и т. д.).
Сейчас появились современные термины, заменяющие или включающие в себя понятие «массовая работа».
В профессиональной библиотечной литературе широкое распространение получил термин «социокультурная деятельность».
Современная ситуация в обществе поставила библиотеки перед необходимостью переосмысления своего назначение, определения новых целей и задач деятельности, пересмотра своей роли и места в жизни общества.
Библиотеки теперь выступают как полифункциональные учреждения, вынужденные находить и занимать социокультурные ниши на досуговом рынке и брать на себя функции, свойственные другим культурно-просветительным и воспитательным учреждениям.
Сейчас в библиотечной среде идет смещение интереса в сторону нестандартных форм проведения мероприятий, нестандартных сценариев взаимодействия с пользователем. Но нельзя рассматривать формат проводимых акций в отрыве от задач, которые призвана решать библиотека. Нельзя проводить чисто развлекательные игры и конкурсы, забывая о своей миссии – продвигать и популяризовать книгу и чтение.

Слайд 6. Из инноваций в массовой работе последних лет можно выделить интерактивные методы. Интерактивность («inter» – взаимный, «act» – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-либо.
Практика показывает, что знания, преподнесенные человеку в готовом виде, усваиваются на 50–60%, а то, в чем он принимал непосредственное участие – на 90%. Так, например, использование только монологовых форм в проведении массовых мероприятий для детей, часто приводит к тому, что им бывает скучно, так как они не имеют возможности реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении.
Именно интерактивные методы помогают не только сформировать у читателей определённый набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно использовать творческий потенциал участников мероприятий, придают мероприятиям живой, неформальный характер, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы.

Слайд 7.
Китайская притча гласит: «Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму.» Девиз интерактивных библиотечных мероприятий

Слайд 8. Первым мероприятием, которое помогает посетителям познакомиться с библиотекой, является День открытых дверей или «Путешествие в Книгоград»
Включает экскурсии по библиотеке, беседы, книжные выставки, игровые программы. Мероприятие проводится в течение одного дня. Обычно в начале учебного года для учащихся.
Цель — привлечение потенциальных читателей и создание положительного имиджа библиотеки.

Слайд 9. В библиотеках большой популярность пользуются игровые интерактивные технологии, когда в мероприятия вносится элемент игры.
Это могут быть литературные игры: викторины, путешествия, конкурсы, брейн-ринги, КВНы, аукционы, лото и т. д. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания»).
Все перечисленные формы включают творческие задания, обучающие и образовательные игры, вопросы-размышления.
Главное условие – участники должны не только закрепить старый изученный материал, но и узнать что-то новое.

Слайд 10. Еще одна форма работы – Библиомарафон
Это комплекс мероприятий (акции, презентации, конкурсы и т.д.), популяризирующих фонды библиотек по определенной теме, юбилейной дате, по выявлению лучших читателей.
Может проходить в несколько этапов, в течение длительного времени.

Слайд 11. День книги.
Комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о какой-либо книге (можно провести День патриотической книги, День подростковой книги). Это комплекс мероприятий (акции, презентации, конкурсы и т.д.), популяризирующих фонды библиотек

Слайд 12. Наверняка многим из вас известна такая форма работы, как День библиотеки, или Книжный десант
Подразумевает выход библиотекаря в школы и детские сады с обзорами книг и периодики для педагогов и детей. Могут включать в себя по возможности: выставки детской литературы, кукольные спектакли для школьников, беседы-консультации для учителей по воспитанию читательской культуры у детей, мастер-классы.

Слайд 13. Продвижению чтения, повышению престижа книги и библиотеки способствует Библиоперфоманс
(От англ. performance – «представление, спектакль») — это форма, объединяющая возможности изобразительного искусства и театра, которая приближает библиотеку к читателям, в какой-то степени делает её «своей». Молодежная аудитория особенно негативно воспринимает заорганизованность, жёсткую регламентацию, формализм. Выступая в роли модератора, библиотекарь должен уметь моделировать такие ситуации, которые способствуют свободному обмену мнениями. Читатели не только должны быть включены в действие эмоционально, но и непосредственно в нем участвовать, неизбежно внося в действие те или иные коррективы, активно импровизируя.
Например, библиоперфоманс «Англия: туда и обратно», посвященное Британской культуре. В рамках мероприятия можно провести квесты по мотивам произведений Конан Дойла, литературные аукционы по сюжетам произведений английских писателей-фантастов, литературную мафию по «Восточному экспрессу» Агаты Кристи. Участники при подготовке к данным мероприятиям читают стихи и рассказы английских юмористов, можно организовать интеллектуальный ринг для настоящих джентльменов, а также, Чай и овсяное печенье знатокам английского языка и другое.

Слайд 14. Звездопад поэтический
Мероприятие, посвящённое шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов (конкурс чтецов стихотворений о маме, стихи ко Дню Победы, Есенинский праздник поэзии, День памяти А. С. Пушкина и др.)
Цель мероприятия: развивать интерес к поэзии, воспитывать любовь к творчеству поэтов, предоставить участникам возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Слайд 15. Интересной формой работы является Фестиваль.
Специально организованное представление, демонстрирующее творческие достижения и способности. Как правило, выступления участников фестиваля объединены общей темой, девизом и т.д. (Сказочный фестиваль, Поэтический фестиваль, Фестиваль юмора).
Фестиваль имеет конкурсную основу (выступления поощряются дипломами, титулами, сувенирами), но не носит ярко выраженного состязательного характера.

Слайд 16. Еще одна современная форма работы, способствующая продвижению книги и чтения – это Квест.
(От англ. quest — «поиск, предмет поиска»). Это интерактивная приключенческая игра, участники которой объединяются в команды, перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. Посредством жеребьёвки разыгрываются индивидуальные для каждой команды маршрутные листы с обозначением остановок.
Квест предполагает прохождение всех этапов в порядке, указанном в маршрутном листе. По времени он длится не более одного часа. На каждой остановке команды отвечают на вопросы или выполняют творческие задания. А те, кто доберется до финиша — смогут узнать главную тайну и получить за это супер-приз!

Слайд 17. Основные правила квеста:
1 Наличие определенного сюжета игры;
2 Задания или препятствия;
3 Конечная цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.
Варианты связки сюжета игры:
· Конкретный герой книги;
· Конкретная книга;
· Определенный автор;
· Сквозная тема для заданий.
Задания для квеста могут быть:
· интеллектуальные (вопросы на знание текста, кроссворды, головоломки, расшифровка закодированных посланий);
· ориентировочные (пройти по указанному отрезку пути, найти предмет или место по карте);
· технические (собрать какую-либо конструкцию или активировать некий объект);
· спортивные (добежать, проползти и пр.);
· творческие (нарисовать, сочинить, спеть, станцевать и т.д.).
Необходимо определить, какие подсказки получат игроки.

Квест-ориентирование «С книгой по улицам города».
Это познавательная командная игра для молодежи. На старте в библиотеке участники получают карты-маршруты с местами контрольных пунктов. По условиям игры команда должна сориентироваться по карте, пройти все контрольные пункты и ответить на вопросы по определенной книге. Кроме правильных ответов учитывается время прохождения маршрута. Точки на карте – это своеобразные загадки, которые нужно сначала отгадать. В игре предусмотрены также задания: провести мини-опрос на улицах города (поселка) «Моя любимая книга», записать ответы на обратной стороны карты; раздать флаеры с рекламой библиотек на улицах; сделать фото отчет, презентацию или видеоролик об игре.

Слайд 18. Велофотокросс-– это вид спорта, включающий элементы интеллектуальной игры и краеведения. Целью является за кратчайшее время добраться до контрольных пунктов, которые задаются одним из способов: игрокам сообщается адрес или названия и ориентиры; вручаются условные схемы или фотографии; загадываются загадки. В состязании могут принимать участие команды или индивидуальные игроки.

Слайд 19. Наверное, известная всем вам форма работы – Литературный суд.
Это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Участники распределяют роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой. В такой форме в нашей школе прошли суд над Обломовым и над Печориным.
Цель мероприятия: формирование обобщенного видения проблемы, обозначенной в произведении, а также развитие проблемно-культурного интереса к художественной литературе. Воспитывать гуманное отношение к человеку, уважение к его личной позиции, взглядам и убеждениям.
Формировать личностную жизненную позицию, умение выражать отношение к проблемным ситуациям, умение высказывать собственное мнение по волнующим жизненным вопросам, желание давать им оценку.

Слайд 20. Книжный дресс-код
Форма массового мероприятия, на котором презентуют книги, которые можно считать обязательной составляющей имиджа современного человека.

Слайд 21. Библио – такси «Любимые места родного города» Библиотекари приглашают собравшихся гостей проехать на виртуальном такси по улицам города или села до конечной остановки – «Библиотека». Путешествие сопровождается красочной слайд– презентацией, создающей впечатление движения по заявленному маршруту. На каждой остановке «пассажиры» узнают что-то новое о родном городе, селе. В качестве гидов выступают постоянные читатели – коренные жители. На остановке «Памятник» рассказали об истории памятника о героях села. Остановка «Соборная площадь» о храме. На остановке «Улица имени…» прочла стихи поэта или рассказали о герое. На конечной остановке «Библиотека» – рассказ о библиотеке, ее истории.

Слайд 22. Наглядно – информационной формой является Библиотечный квилт
Информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов. Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование, СПИД, рукоделие, исторические события и др.
Например: «Алкоголь: иллюзия свободы». На стенде представлена различная информация о влиянии алкоголя на организм человека. Среди читателей проводился опрос «Стоит ли мерить жизнь миллилитрами?» Стикеры с ответами и информация, представленная библиотекарями, образовали узор лоскутного полотна на информационном стенде.
Зимние сюжеты» – библиотечный квилт, который включает зимние рассказы, стихи, песни, «морозные воспоминания» читателей.
«Почитай, не пожалеешь!» – содержит рекомендуемые читателями книги.
«Интересное о крае, в котором мы живем» – квилт из ответов на вопросы, которые читатели оставляют в течение недели: «Что для вас значит «Малая Родина», «Какие достопримечательности края вы знаете», «Что вызывает у вас чувство гордости как жителя края».
Библиотечный квилт можно использовать в наглядной и массовой формах работы.

Слайд 23. Серия мероприятий в помощь патриотическому воспитанию молодёжи Вахта памяти, особенно актуальных к Дню Победы.
Эта форма призвана содействовать выработке уважительного отношения к героическому прошлому своих соотечественников, потому может включать встречи с ветеранами, конкурсы патриотических стихов и песен, коллективные просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции.
Завершающим мероприятием цикла может быть музыкально-тематическая композиция.

Слайд 24. Сейчас все больше распространяется точка зрения, что книга должна выйти навстречу тем людям, которые никогда в жизни не открывали дверь библиотеки или книжного магазина. В разных городах возникают «уличные» и «парковые» библиотеки, где можно читать, просматривать газеты и журналы, рисовать. «Библиотека без стен и без границ» является своеобразным мостиком в большую библиотеку.
В помощь продвижению чтения и книги могут быть направлены различные мероприятия.
Летний читальный зал. Проекты библиотек по организации летних читальных залов, расположенных в удобных людных местах или рядом с библиотекой, которые легко можно собрать, используя мобильные стеллажи и пластиковую мебель. Такие читальные залы могут работать по определенным дням недели и, конечно, в праздничные дни, когда наплыв жителей ожидается наибольшим. Летний читальный зал можно назвать так: «Библиотека под зонтиком», «Книжный сад: открытое пространство для чтения», «Читающий бульвар», «Книжный шатер».

Слайд 25. Библиофреш (от англ. fresh — «свежий») или Дегустация литературных новинок
Информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.

Слайд 26. «День хобби» В целях формирования у молодежи позитивного отношения к жизни и здоровью, можно организовать в библиотеке «День хобби». Оформляется выставка творческих работ читателей, у которых есть хобби.

Слайд 27. «Я рисую книгу»
Создание своей первой книги, когда участники сами выбирают формат, оформляют обложку, иллюстрации и сочиняют свою историю. Все созданные книги ребята демонстрируют друг другу, а желающие декламируют свои истории.

Слайд 28. Нельзя обойти стороной такую форму работы, как Акции.
Ключевое направление акции — популяризация книги, поиск новых форм её продвижения. От других форм массовых мероприятий акцию отличает умение создать специальное событие для достижения поставленной цели, активное вовлечение в неё участников.
Смысл любой акции – возможность и умение донести своё видение проблемы через какой-либо сюжет, действие, используя определённые формы, механизмы, последовательность действий.
Библиотечные акции позволяют наладить взаимодействие с потенциальным пользователем ещё до его прихода в библиотеку, продвигать интеллектуальные продукты и услуги библиотек.
Существует четыре вида акций, которые чаще всего проводятся библиотеками: протестные, благотворительные, рекламные или в помощь продвижению чтения и книги,тематические

Слайд 29. Протестные акции
Например, антинаркотическая акция «Мы против наркотиков». «Скажи наркотикам – НЕТ!», «Имя беды – наркотик» и др.

Слайд 30. Благотворительные акции
Общероссийская акция «Дарите книги с любовью», приуроченную к Международному дню книгодарения, который отмечается 14 февраля во многих странах мира.
Главная идея праздника – вдохновлять людей дарить друг другу хорошие книги и показать, что бумажная книга остается хорошим подарком и не теряет своей ценности.
Участниками акции могут стать все желающие. В рамках акции организован сбор книг для библиотеки, проводятся конкурсы, викторины, мастер-классы, можно организовать встречи с детскими писателями и другие интересные события.

Слайд 31. Рекламная акция «Книжное конфетти»
Может стать частью любого мероприятия. На столах в библиотеке рассыпаны конфеты, шоколадки, к которым прикрепляются фантики с цветными листочками рекламы книг и журналов для учащихся, отзывами о прочитанных книгах, слоганами с приглашением к чтению: «Брось мышку, возьми книжку!», «Человек успешный — человек читающий!», «Преуспевает владеющий информацией!» и др.

Слайд 32. В последние годы широкое распространение получила такая форма работы, как Библиосумерки и «Библионочь» — социально-культурная акция нового формата (существует с 2012 года). Акция проводится в вечернее и/или ночное время. Это время, когда происходят чудеса, превращения и литературные таинства. Комплексная форма мероприятия, с привлечением к участию читателей, творческих людей.
Ключевое направление акции — популяризация книги, поиск новых форм её продвижения.

Слайд 33. Среди акций в помощь продвижению чтения и книги можно выделить флешмоб – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, где в течение нескольких минут выполняет заранее оговоренные действия, неожиданные для окружающих (сценарий), и затем одновременно быстро расходится.
Например, «Школа с книгой». На определенной перемене в руках у участников акции появились книги, литературные журналы, плакаты и листовки, призывающие к чтению. Учащиеся, кто вслух, кто про себя читают свою любимую книгу, при этом то, выстраиваясь в круг, то просто бродя по коридору.
Всё действие было направлено на привлечение внимания других учащихся к читающим.
Конфеты с рекламой участники акции уносят с собой, чтобы предложить своим друзьям и знакомым «отведать сладкий вкус книги и чтения».

Слайд34. Либмоб.
В основе акции — блиц-опрос жителей населённого пункта про дорогу в библиотеку. Кто знает дорогу к библиотеке, получает смайлик. А кто не знает — календарик с адресом библиотеки и контактной информацией. Весёлая акция-игра несомненно повышает имидж Библиотеки.

Слайд 35. «Подвешенная книга» Суть акции — популяризация чтения. Любой читатель может «подвесить» на неделю свою самую любимую книгу, со своей рецензией. Длительность акции 3 месяца. По результатам акции можно составить именные рекомендательные списки любимых книг активных участников. А также создать рейтинг самых-самых книг вашей библиотеки! В начале акции подвесить книгу может любой читателей, в ходе же акции, будут отбираться только наиболее активные читатели. Ведется список книг участниц акции. На книгу ставиться стикер-отметка «Подвешенная книга».

Слайд 36. Неделя возвращенной книги
Комплексное мероприятие, направленное на работу с задолжниками, предполагающее возвращение книг в библиотеку без взимания штрафных санкций.

Слайд 37. Перечисленные формы продвижения книги позволяют позиционировать чтение как неотъемлемую составляющую образа жизни современного человека, необходимую для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа и театрализация помогают сделать книгу привлекательной и актуальной в глазах молодѐжи, зачастую воспринимающей печатный аналог как устаревший формат. Библиотекарь просто обязан «быть в теме», владеть материалом в полном объеме. Это требует определенных интеллектуальных усилий, но результаты себя оправдывают.
«Без читателей в библиотеке пустота, она не нужна. Мы можем приобретать новую мебель, оснащать библиотеку техникой, автоматизировать процессы. Но выживет та библиотека, которая умеет анализировать свою работу и делать выводы из этого анализа, которая умеет себя преподнести, показать. Выживет библиотека-театр, библиотека-фантазия, играющая библиотека. Необходимо не стоять на месте, всё время учиться, общаться, делиться опытом, чаще встречаться». – Слова ответственного редактора журнала «Библиотечное дело» Славы Григорьевны Матлиной.
Поэтому, учитывая интересы и потребности пользователей, в библиотеках должен продолжаться поиск новых, нетрадиционных и эффективных форм работы, которые бы несли не только познавательную информацию, но были зрелищными, яркими, эмоциональными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *