код да винчи остальные части

Рецензия на фильм «Код да Винчи»

Совершенно дикий результат: увлекшись вписанием личности в масс-культуру, нормальный режиссер Рон Хауард немедля потерял себя, как личность, превратившись в усердного школяра, только осваивающего простейшие киноприемы времен 1895 года, и сам вписался в масс-культуру, как букварь, разжевывающий дебилам, кто остался на трубе, когда «А» и «Бе» упали. У школяра после этого вышел даже не «средний», а «ничтожный» боевичок.

код да винчи остальные части. 353677. код да винчи остальные части фото. код да винчи остальные части-353677. картинка код да винчи остальные части. картинка 353677. Совершенно дикий результат: увлекшись вписанием личности в масс-культуру, нормальный режиссер Рон Хауард немедля потерял себя, как личность, превратившись в усердного школяра, только осваивающего простейшие киноприемы времен 1895 года, и сам вписался в масс-культуру, как букварь, разжевывающий дебилам, кто остался на трубе, когда "А" и "Бе" упали. У школяра после этого вышел даже не "средний", а "ничтожный" боевичок.

код да винчи остальные части. 1611406 1633120. код да винчи остальные части фото. код да винчи остальные части-1611406 1633120. картинка код да винчи остальные части. картинка 1611406 1633120. Совершенно дикий результат: увлекшись вписанием личности в масс-культуру, нормальный режиссер Рон Хауард немедля потерял себя, как личность, превратившись в усердного школяра, только осваивающего простейшие киноприемы времен 1895 года, и сам вписался в масс-культуру, как букварь, разжевывающий дебилам, кто остался на трубе, когда "А" и "Бе" упали. У школяра после этого вышел даже не "средний", а "ничтожный" боевичок.

Кадр из фильма «Код Да Винчи»

код да винчи остальные части. 37. код да винчи остальные части фото. код да винчи остальные части-37. картинка код да винчи остальные части. картинка 37. Совершенно дикий результат: увлекшись вписанием личности в масс-культуру, нормальный режиссер Рон Хауард немедля потерял себя, как личность, превратившись в усердного школяра, только осваивающего простейшие киноприемы времен 1895 года, и сам вписался в масс-культуру, как букварь, разжевывающий дебилам, кто остался на трубе, когда "А" и "Бе" упали. У школяра после этого вышел даже не "средний", а "ничтожный" боевичок.

Неканонический Коран содержит страшную тайну, что Пророк ехал не на осле, а на муле, у которого не может быть потомства, и в дороге питался не Духом Святым, а свининой, в связи с чем охота за кремлевской библиотекой Зои, длящаяся по сей день, имела в веках весьма причудливые формы. Убийство Иваном Грозным своего собственного сына, узнавшего страшную тайну, подношение императору Николаю алмаза «Шах» за расчлененку Грибоедова, секретная миссия Анастаса Ивановича Микояна, 27-го бакинского комиссара, предавшего 26 прочих и протянувшего «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича» специально, чтобы впоследствие быть похороненным на Красной площади, где под его надгробием находится план входа в библиотеку, написанный арабской вязью, но на языке государства Урарту.

И поди докажи, что Рим не курировал Константинополь, взятый крестоносцами еще в 1204 году, а самая толстая женщина всех времен Палеолог не действовала при строительстве Кремля по указке Ватикана. А разве дело «Серых волков», покушавшихся на Папу Римского, не привело к двум Чеченским войнам, проторившим путь для объединения РПЦ с Зарубежьем? Разве Беслан – не клон дворца царя Ирода, породивший Пророка Григория Грабового? Ага, и «понаехали тут» – тайное ополчение правоверных, ждущих знака шайтана Басаева, чтобы площадь за Мавзолеем наконец превратилась в аллею шахидов. И поди докажи, что Послание Президента «о главном, о женщинах, о любви» – не Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис завтра не состоится и «все это» вообще, все эти логические цепочки – если не заведомый стеб, то хорошо известный симптом мании преследования, все равно вызывающий только смех у соседей по палате.

Кадр из фильма «Код Да Винчи»

код да винчи остальные части. 03. код да винчи остальные части фото. код да винчи остальные части-03. картинка код да винчи остальные части. картинка 03. Совершенно дикий результат: увлекшись вписанием личности в масс-культуру, нормальный режиссер Рон Хауард немедля потерял себя, как личность, превратившись в усердного школяра, только осваивающего простейшие киноприемы времен 1895 года, и сам вписался в масс-культуру, как букварь, разжевывающий дебилам, кто остался на трубе, когда "А" и "Бе" упали. У школяра после этого вышел даже не "средний", а "ничтожный" боевичок.

То есть у читающих людей к «Коду Да Винчи» неизбежно возникает сакраментальный вопрос – вызывало ли «все это» смех у Рона Хауарда по ходу постановки? Если зачем-то на главную роль он взял Тома Хэнкса, столько ли в нем цинизма, чтобы усугублять роль Хэнкса в «Терминале» /Terminal, The/ (2004)? Да и не пахнет от похудевшей звезды самопародией, наоборот, криптографией он занимается столь же старательно, как в «Терминале» был маляром-штукатуром. Зачем же оскароносцу Хауарду вся эта катавасия, которую даже овечка Долли сжевала бы без аппетита? Ведь у тех, кому чтение глубоко чуждо (что лишь подтверждается пара-литературой Дэна Брауна), «Код Да Винчи» независимо от вероисповедания должен вызвать реакцию ногами. Мдаа, вопрос века – денег-то у Рона с Томом давно куры не клюют. Если на содержание приобретенной недвижимости Рону с Томом хронически необходимы миллионные гонорары, не проще ли отдать ее обратно? Они ж – не такое жлобье, как мы?

По здравому размышлению, то единственное «хорошее», что могло двигать Хауардом в экранизации Брауна – прикосновение к Леонардо как естественному антиподу господствующих ныне стадных инстинктов и массовых истерий. Как говорится, «о, Винчи, ты во всем – единый, ты победил старинный плен… пророк иль демон, иль кудесник… и у тебя во мгле иконы с улыбкой Сфинкса смотрят вдаль полуязыческие жены…» и т.д. Тогда пара-литература может быть даже удобней «хорошего» аналога («Вообрази себе картину», например) для экранного проявления единого и свободного полета мысли, и как раз отсутствующие характеры, механическое поведение, примитивные диалоги станут мысленным материалом, где все люди и события – лишь мелкие штрихи большой идеи. Тогда и кинозвезд можно брать, как «штрихи», чтобы нарочно ничего не играли, и погони с выстрелами сработают, и череда головоломок – тоже ход ассоциаций одного большого ума. В фильме действительно наиболее тщательно сработаны криптекс и компьютерная репродукция «Тайной вечери» (у Брауна она обыкновенная). Хауард намеревался вписать в масс-культуру свободомыслие.

Кадр из фильма «Код Да Винчи»

код да винчи остальные части. 34. код да винчи остальные части фото. код да винчи остальные части-34. картинка код да винчи остальные части. картинка 34. Совершенно дикий результат: увлекшись вписанием личности в масс-культуру, нормальный режиссер Рон Хауард немедля потерял себя, как личность, превратившись в усердного школяра, только осваивающего простейшие киноприемы времен 1895 года, и сам вписался в масс-культуру, как букварь, разжевывающий дебилам, кто остался на трубе, когда "А" и "Бе" упали. У школяра после этого вышел даже не "средний", а "ничтожный" боевичок.

Увы, кино сразу и неожиданно проявляет крайне неприятную вещь, на бумаге не столь заметную. Были у Христа жена с детьми или не были – это, может, что-то изменило бы в истории человечества, но в самом человечестве не изменило бы ничего. То есть это уже не мысль собственно, а такой же «штрих» ее полета, как поиски Грааля и место захоронения Марии Магдалины. Христианство стало частью масс-культуры и, судя по истеричной реакции Ватикана, даже требует себе этого статуса. В ситуации саморазоблачения Новый Завет напоминает «Протоколы Сионских мудрецов» и не касается больше личности, в том числе Леонардо, не заставляет задуматься обо всем вместе, а без личности «Код Да Винчи» тут же рассыпался в пыль. Без личности фрагменты поиска больше не связаны, а равны самим себе. Можно сметать веником на совочек и – в топку. Том Хэнкс – это Том Хэнкс, Одри Тоту – Одри Тоту, и то, что она – французская актриса в Голливуде, как Юрген Прохнов – немецкий актер там же, лишь добавляет бессвязности «глобализированному» происходящему. Все сцены, несмотря на вроде бы лихо закрученную интригу, на экране становятся еще разрозненней, чем на бумаге, из-за экранной избыточности относительно слов. Интриги оказывается даже мало на два с половиной часа хронометража.

Кадр из фильма «Код Да Винчи»

код да винчи остальные части. 26. код да винчи остальные части фото. код да винчи остальные части-26. картинка код да винчи остальные части. картинка 26. Совершенно дикий результат: увлекшись вписанием личности в масс-культуру, нормальный режиссер Рон Хауард немедля потерял себя, как личность, превратившись в усердного школяра, только осваивающего простейшие киноприемы времен 1895 года, и сам вписался в масс-культуру, как букварь, разжевывающий дебилам, кто остался на трубе, когда "А" и "Бе" упали. У школяра после этого вышел даже не "средний", а "ничтожный" боевичок.

Совершенно дикий результат: увлекшись вписанием личности в масс-культуру, нормальный режиссер немедля потерял себя, как личность, превратившись в усердного школяра, только осваивающего простейшие киноприемы времен 1895 года, и сам вписался в масс-культуру, как букварь, разжевывающий дебилам, кто остался на трубе, когда «А» и «Бе» упали. У школяра после этого вышел даже не «средний», а «ничтожный» боевичок. Обидно, поскольку сразу проявлено также, что было нужно на самом деле: посмеяться над «всем этим» от души, учтя столь приятную вещь, что никакая личность, не говоря уж о Леонардо, в масс-культуру не вписывается, а тем и характеризуется, что до донышка ей противостоит. Ну, что-то вроде «Безумный Сесиль Б.» /Cecil B. DeMented/ (2000), до которого чуть недотягивает «Мария» /Mary/ (2005) Абеля Феррары, сделавшая «Код Да Винчи» задолго до премьеры.

Давно ведь известно, что вписывать в масс-культуру можно лишь интеллектуальные отходы.

Источник

«Код да Винчи». Много шума из ничего

Страсти по «Коду» не угасают: в Иордании, Сирии, Ливане и Египте власти запретили прокат картины, в Тайланде цензоры постановили отрезать финальные 10 минут фильма, Римско-католическая церковь призвала верующих бойкотировать «оскорбляющий Христа» фильм, а глава индийских католиков в знак протеста объявил голодовку. Организаторы 59-го Международного Каннского кинофестиваля рискнули показать картину целиком, предварительно обеспечив «кодовым звездам» повышенные меры безопасности и, как выяснилось, не прогадали. Премьера расставила все по своим местам. Только довольны ли своими местами ее участники?

По мнению критиков, в «Коде да Винчи» слишком много того, что портит любое кино: ходульные картонные характеры, условные конфликты, интрига, не подчиняющаяся логике, и досадная общая скованность участников проекта. Как отмечает «Газета», практически все актеры в фильме играют с удручающей формальностью, а широко разрекламированные исторические места съемок, от Парижа до Шотландии, выглядят искусственными декорациями, хотя оператор фильма, в прошлом рекламщик и клипмейкер, явно старался выбирать нестандартные ракурсы и выигрышное освещение.

Оскароносец Том Хэнкс, исполнитель роли ученого Роберта Лэнгдона, специалиста по символам, показался обозревателю «Бостон Глоуб» похожим на зомби. А вот главный злодей фильма, герой сэра Иэна Маккеллена, профессор-хамелеон Лью Тибинг, своей игрой если не спасает картину, то хотя бы придает ей смысл: убедительные речи актера заставляют задуматься о том, на сколь зыбких свидетельствах зиждется наше представление о ходе мировой истории.

В России фильм выходит в широкий прокат сегодня. Параллельно Союз православных граждан (СПГ) намерен провести «молитвенное стояние и просветительский пикет» у кинотеатра на Пушкинской площади, где состоится премьера «Кода да Винчи». Как сообщил РИА Новости глава московского регионального отделения СПГ Кирилл Фролов, акция протеста начнется в 18.30 мск и к ней смогут присоединиться все желающие.

Председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов в эфире телепрограммы «Вести» (РТР) призвал телезрителей обратиться с протестом в Генпрокуратуру с тем, «чтобы вообще прекратили показ фильма в нашей стране как глубоко оскорбляющий религиозные чувства».

Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России также увидело в «Коде да Винчи» оскорбление собственных чувств. В заявлении ЦДУМ говорится о недопустимости глумления над мусульманским пророком Исой (такое имя носит в Исламе Иисус Христос), а сам фильм ставится в один ряд с нашумевшими карикатурами на пророка Мухаммада, опубликованными в сентябре прошлого года в одной из датских газет. Возмущенное бездействием властей в отношении «кощунственного фильма», мусульманское духовенство России пригрозило стихийными акциями протеста своих сторонников, сообщает агентство REGNUM.

По мнению Кирилла Фролова, «сегодня нам нужен православный Голливуд, где новые Тарковские снимут глубокие православные фильмы и где в то же время будут фильмы для народа, например, о новых Штирлицах, которые, осеняя себя крестным знамением, отстаивают интересы России и борются с цветными революциями». В акции протеста против экранизации «Кода да Винчи», по словам Фролова, примут участие игумен Сергий (Рыбко) и игумен Кирилл (Сахаров). Всего организаторы рассчитывают на участие нескольких сотен пикетчиков.

Католические организации отреагировали на скандальный «Код» собственной «раскодировкой»: в прокат вышла 60-минутная документальная лента, название которой можно перевести как «Раскодированный Иисус». В ней представлены исчерпывающие, с точки зрения Католической церкви, сведения о первых трех веках христианства, а также «ясная и точная информация о личности Иисуса, его учениках, а также о формировании книг, вошедших в официальный канон Библии», сообщили в пресс-службе. Фильм будет передан в субботу, 20 мая, всем телестанциям на территории США, входящим в сеть телекомпании Эн-би-си, и в этот же день выйдет в продажу на DVD.

Справка. Кодирующий сознание

Как сообщает Лента.ру со ссылкой на британскую газету «Телеграф», две трети британцев, прочитавших роман Дэна Брауна, верят, что у Христа и Марии Магдалины был ребёнок. Среди не читавших книгу таких людей — 30 процентов.

17 процентов тех, кто читал «Код да Винчи», убеждены, что католическая организация Opus Dei, которой покровительствовал Папа Римский Иоанн Павел II, действительно является жестокой сектой. Среди тех, кто роман Брауна не читал, в злокозненность Opus Dei верят только 4 процента. Двадцать семь процентов всех участников опроса полагают, что католическая церковь скрывает факты жизни Христа. Среди читавших «Код да Винчи» это убеждение крепче: 36 процентов опрошенных согласны с такой постановкой проблемы, сообщает «Кинокадр».

Источник

Код да Винчи (фильм)

Выход фильма «Код да Винчи» (оригинальное название — The Da Vinci Code)

Это статья о фильме; об одноимённой книге см. Код да Винчи.

Содержание

Сюжет

Роберта Лэнгдона (Том Хэнкс), известного профессора в области символики, приглашают в Лувр, где был убит куратор музея Жак Соньер. Но перед смертью Жаку Соньеру удается оставить зашифрованное при помощи последовательности Фибоначчи послание. Именно для того, чтобы расшифровать это послание, капитан полиции Безу Фаш (Жан Рено) и приглашает Роберта Лэнгдона на место преступления. Софи Невё (Одри Тоту), криптолог, внучка убитого, которая тоже приглашена для помощи при расшифровке загадочного послания, сообщает Роберту Лэнгдону, что его подозревают в убийстве куратора, в связи с тем, что его имя значится в последней записи куратора. Софи помогает Лэнгдону сбежать от полиции, так как уверена, что он может помочь разгадать тайну ее дедушки.

Эта статья не соответствует рекомендациям оформления статей о произведениях искусства.

В ролях

АктёрРоль
Том ХэнксРоберт Лэнгдон Роберт Лэнгдон
Одри ТотуСофи Невё Софи Невё
Иэн МаккелленЛи Тибинг сэр Ли Тибинг
Альфред МолинаМануэль Арингароса епископ Мануэль Арингароса
Пол БеттаниСайлас Сайлас
Жан РеноБезу Фаш капитан Безу Фаш
Мари-Франсуа ОдоллентСандрин сестра Сандрин
Жан-Пьер МарьельЖак Соньер Жак Соньер
Хью Митчелл (англ.) русск.юный Силас юный Силас

Съёмки

В силу противодействия церковных кругов и части общественности создателям фильма пришлось столкнуться с трудностями при съёмках за пределами студийных помещений. Церковные власти запретили вести съёмки в церкви Сен-Сюльпис и в Вестминстерском аббатстве. Роль последнего исполнил древний Линкольнский собор. С разрешения французского министерства культуры первая сцена фильма была снята в Лувре. Впрочем, использовать в процессе съёмок настоящую «Джоконду» не разрешили — была использована копия.

Премьера

Мировая премьера «Кода да Винчи» состоялась 17 мая 2006 года на торжественном открытии 59-го Каннского кинофестиваля. Реакция на фильм собравшихся в Каннах кинокритиков была в целом отрицательной. Подытоживая мнения рецензентов, сайт Rotten Tomatoes назвал экранизацию «затянутой» и «скучной».[1]

Благодаря поднятной вокруг него шумихе фильм установил новый рекорд по начальным кассовым сборам за пределами США: за первые три дня показа за пределами США было собрано 147 миллионов долларов. В самой стране-производителе фильм показал гораздо более скромные результаты — 77 миллионов долларов.

Протесты

Фильм подвергся сокрушительной критике со стороны религиозных организаций, так как по их мнению картина оскорбляет Священное Писание. Но несмотря на это, фильм установил кассовые рекорды в странах с большим количеством католиков — таких, как Италия и Испания. В Индии, Китае, Пакистане, Иордании и Египте показ фильма был запрещен. [1]

В Москве премьера фильма сопровождалась акцией протеста Союза православных граждан (СПГ), который провёл «молитвенное стояние и просветительский пикет» у кинотеатра на Пушкинской площади. По мнению главы московского регионального отделения СПГ Кирилла Фролова, фильм «Код да Винчи» — «это стремление развенчать Христа как Богочеловека и уравнять добро и зло».

Председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов в эфире телепрограммы «Вести» (Россия) призвал телезрителей обратиться с протестом в Генпрокуратуру с тем, «чтобы вообще прекратили показ фильма в нашей стране как глубоко оскорбляющий религиозные чувства».

Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России также увидело в «Коде да Винчи» оскорбление собственных чувств. В заявлении ЦДУМ говорится о недопустимости глумления над мусульманским пророком Исой (такое имя носит в Исламе Иисус Христос), а сам фильм ставится в один ряд с нашумевшими карикатурами на пророка Мухаммеда. Возмущённое бездействием властей в отношении «кощунственного фильма», мусульманское духовенство России пригрозило стихийными акциями протеста своих сторонников. [2]

Критика

Источник

код да винчи остальные части. userinfo v8. код да винчи остальные части фото. код да винчи остальные части-userinfo v8. картинка код да винчи остальные части. картинка userinfo v8. Совершенно дикий результат: увлекшись вписанием личности в масс-культуру, нормальный режиссер Рон Хауард немедля потерял себя, как личность, превратившись в усердного школяра, только осваивающего простейшие киноприемы времен 1895 года, и сам вписался в масс-культуру, как букварь, разжевывающий дебилам, кто остался на трубе, когда "А" и "Бе" упали. У школяра после этого вышел даже не "средний", а "ничтожный" боевичок.masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Многие наверное помнят по книжками и фильмам как Дэн Браун, изобразил Opus Dei в «Коде да Винчи» как тайную секту, скрывающую важную информацию. Может быть вы в курсе, но я напомню, что это реально существующая сегодня религиозная организация.

Но кто же они на самом деле, эти живущие в миру монахи: «диверсанты Ватикана», хладнокровные убийцы, занимающиеся ритуальными самоистязаниями, или добропорядочные христиане, ищущие в повседневной жизни свои пути к Богу?

В начале октября 1928 года католический священник Хосемария Эксрива де Балагер пережил откровение и основал Opus Dei, одну из самых загадочных организаций мира

Хосемария Эксрива де Балагер родился в испанской провинции Арагон в 1902 году. Он намеренно объединил два своих имени в одно, чтобы подчеркнуть связь Иосифа (Хосе) и Марии. В детстве он тяжело заболел менингитом и выздоровел только после того, как мать отвезла его в скит Девы Торресьюдадской. С тех пор Эскрива рос очень набожным и принял первое причастие, как только папа Пий X снизил на него возрастной ценз. Зимой 1917–1918 годов, между католическим Рождеством и Крещением Господня, у Эскривы случилось первое прозрение, и он понял, что хочет служить Богу. В 18 лет он поступил в Папский университет Сарагосы и в марте 1925 года был рукоположен в священники, после чего переехал в Мадрид.

Откровение снизошло на Эскриву 2 октября 1928 года в праздник Святых Ангелов-хранителей, когда он услышал колокольный звон в мадридском монастыре и увидел «Opus Dei, каким его захотел основать Господь». Через два года в организации появился первый мирянин — Исидоро Сорсано. В 1933 году в Мадриде открылся первый центр Opus Dei (лат. «Дело Божье») — академия Derecho y Arquitectura (исп. «право и архитектура»), где преподавали соответствующие предметы.

В 1936 году в Испании началась гражданская война, и, чтобы избежать расправы со стороны республиканцев, Эскрива почти полгода симулировал душевную болезнь, прячась от антиклерикальных сил в психиатрической больнице. Когда Франсиско Франко окончательно победил, основатель Opus Dei вернулся в испанскую столицу и опубликовал книгу Camino (исп. «Путь»), состоящую из 999 духовных афоризмов. За 70 лет было напечатано больше 4,5 миллиона экземпляров «Пути». На одной книге Эскрива не остановился, в дальнейшем им были опубликованы сборники изречений «Борозда» и «Кузница», а также книги «Христос проходит рядом», «Друзья Божии», «Крестный Путь» и другие, еще не переведенные на русский язык.

В 1946 году Эскрива переехал в Рим, что помогло ему не только расширить площадь распространения своих идей, но и сблизиться с влиятельными структурами в Ватикане. В 1948 году открылся римский Колледж Святого Креста, который впоследствии стал Папским университетом. Через четыре года в Памплоне был основан Наваррский университет, ставший главным источником новых членов организации.

Деятельность

Когда Эскриву открылась необходимость создать Opus Dei, господь, по словам священника, повелел, чтобы «христиане с радостью жертвовали собой ради других и освящали любую свою деятельность, любую добросовестную работу, любое занятие на Земле». Таким образом, основной целью, к которой движутся члены организации, стало достижение святости в процессе выполнения повседневной работы и труда. По данному Эскриве убеждению, святость не является исключительной прерогативой монахов и священников, но доступна каждому мирянину, соблюдающему евангельские заповеди. Более того, святость достигается скорее не через духовные практики, а через земные повседневные дела. Несмотря на это, членам Opus Dei значительную часть своего времени необходимо проводить в различных молитвах, размышлениях «о том, как поступать по совести», чтении Нового Завета и причащении — все это необходимо выполнять ежедневно.

Раз в неделю состоящие в Opus Dei миряне собираются вместе, чтобы обсудить традиции организации, а также проблемы совести и духовной жизни. Раз в месяц проводится «день воспоминаний», на котором они медитируют, беседуют и молятся. Каждый год члены организации должны проходить специальный курс, который в зависимости от их категории длится от нескольких дней до недели. Также несколько дней в год нужно провести в «уединении», то есть молчать и медитировать.

Эскрива и его преемники настаивают на том, что члены организации — обычные люди со свободной волей, которые сами решают, за кого им голосовать, куда вкладывать деньги и с кем общаться. Они так же, как все, ходят на работу, воспитывают детей и платят налоги, но каждое их повседневное дело направлено на то, чтобы «осветить мир изнутри», на собственном примере показать остальным, как встать на путь святости.

Чтобы люди не считали членов организации сектантами, будущему руководителю Opus Dei Альвародель Портильо пришлось начать курить, когда Эскрива заметил, что из трех стоящих перед ним священников никто не курит. В 1944 году это обстоятельство могло показаться подозрительным.

Структура

На сегодняшний день в Opus Dei состоят больше 90 тысяч человек, около двух тысяч из них — священники. При этом «божественное призвание» одинаково для всех членов, вне зависимости от их пола и категории, которые служат для обозначения их «полезности» для организации. 70% Opus Dei составляют супернумерарии, которые по сути являются обычными мирянами, живут в своих домах, могут вступать в брак и даже остаются членами своего прихода. Забота о собственных семьях делает супернумерариев довольно бесполезными для организации, зато они содержат ее финансово за счет ежемесячных пожертвований.

Около 20% членов организации — это нумерарии. Они принимают обет безбрачия и живут в центрах Opus Dei, что позволяет им полностью сосредоточиться на их внутренней работе, хотя у большинства из них есть и мирская профессия. Нумерарии отдают организации все средства, которые остаются у них после личных расходов. Помимо нумерариев целибат соблюдают ассоциированные члены, однако им не нужно жить в центрах Opus Dei.

Во всех центрах организации живут и работают около четырех тысяч женщин, чья категория носит название «помощниц нумерариев». Они занимаются готовкой, уборкой и другими домашними делами, которые отнимают у них весь день и считаются их профессиональной деятельностью. Поскольку в помощницы принимают только женщин, Opus Deiпериодически обвиняют в их дискриминации и пропаганде традиционного образа покорной женщины. Члены организации на это возражают, что женщины больше предрасположены к ведению хозяйства, и вообще не стоит менять представление, которое сложилось когда-то у Эскривы.

Под властью нынешнего прелата Opus Dei Хавьера Эчеваррию Родригеса находятся больше двух тысяч священников персональной прелатуры. Они возглавляют местные приходы, преподают в университетах и семинариях и другими способами опекают членов Opus Dei. Несмотря на объявляемое равенство мужчин и женщин перед обретением святости, священниками могут стать только мужчины.

Последняя категория, существующая в структуре Opus Dei — это так называемые сотрудники, которые не являются членами организации, но всячески помогают ее процветанию. Их число в два раза превышает количество действительных членов за счет того, что если супернумерарием может быть только католик, то сотрудником может стать человек любой конфессии. В настоящее время среди сотрудников Opus Deiесть православные, англиканцы, лютеране, иудеи, мусульмане, буддисты и даже атеисты.

Ватикан

На конгрессе 1969 года Эскрива впервые выдвинул идею превращения Opus Dei в персональную прелатуру. Основатель организации не успел дождаться, когда она войдет в юрисдикцию католической церкви, так как умер в июне 1975 года. Спустя семь лет папа Иоанн Павел II предоставил этот статус Opus Dei, и организация стала единственной персональной прелатурой в католической церкви. После смерти Эскривы в Ватикан пришли письма от 69 кардиналов, 241 архиепископа, 987 епископов и 41 генерала Религиозных конгрегаций, поддерживавшие его беатификацию. В 1992 году Хосемария Эскрива был провозглашен блаженным, а еще через десять лет Ватикан причислил его к лику святых.

Иоанн Павел II был не первым папой, который почитал Opus Dei. Еще в 1947 году Пий XII опубликовал папскую конституцию, разрешавшую создавать «секулярные организации», и затем признал детище Эскривы первой такой организацией. Помимо этого, Пий XII противился желанию Ватикана расколоть «Дело Божье» на мужскую и женскую половины и сместить его руководителя. Его преемник Иоанн XXIII высоко ценил миссию Opus Dei и открывавшиеся перед ней возможности. Павел VI использовал «Путь» в своих медитациях, а Иоанн Павел I признавал, что Эскрива изобрел мирскую духовность.

Благоволение церкви не раз давало поводы для всевозможных спекуляций о влиянии Opus Dei на Ватикан и расширения его контроля над католической церковью по мере нарастания его популярности. Специализирующийся на Ватикане американский журналист Джон Аллен писал, что в 2004 году из 500 важных должностей, определяющих политику Ватикана, только 20 занимали члены Opus Dei, поэтому ее влияние на Святой Престол преувеличено.

Сейчас действующий прелат Opus Dei Хавьер Эчеваррия готовится к беатификации предыдущего руководителя организации Альваро дель Портильо, который умер 20 лет назад.

Масоны

Слухи о том, что в центрах Opus Dei проводятся жутковатые мистические обряды, а стены их церквей покрыты каббалистическими знаками, стали распространяться в конце 1930-х годов, и организации получила славу «секретного еретического общества масонского склада». В 1941 году учрежденный испанским диктатором Франсиско Франко трибунал стал расследовать связь «Дела Божьего» с масонами, но до судебный процесс так и не начался.

На следующий год фалангисты опубликовали «Конфиденциальный отчет о секретной организации Opus Dei», в котором говорилось, что скрытой целью организации является противостояние испанскому государству. Губернатор Барселоны Антонио Корреа Веглисон считал членов организации чем-то вроде секты иллюминатов. В некоторых испанских городах проходили публичные сожжения книги «Путь». Генерал Общества Иезуитов Влодзимеж Ледуховский составил для Ватикана отчет, в котором замечал, что внутри Opus Dei можно обнаружить «признаки тайной склонности управлять миром при помощи своего рода христианского масонства».

Во второй половине 1980-х годов расследованием в отношении Opus Dei занимался итальянский парламент, который должен был определить его принадлежность к тайным обществам. В результате он пришел к выводу, что «Opus Dei не является секретной организацией ни в правовом, ни в фактическом смысле», поскольку всем известен адрес их штаб-квартиры в Милане, а также телефонный номер римского информационного офиса. Через некоторое время, однако, обвинения в адрес Opus Dei были предъявлены одной из швейцарских газет, и федеральный суд в Лозанне признал ее секретной организацией. В 1996 году Opus Dei вошла в список 172 французских сект.

Умерщвление плоти

После выхода экранизации книги Дэна Брауна «Код да Винчи», в которой члены Opus Dei представлены как истязающие себя до полусмерти фанатики, периодически убивающие людей, настоящим членам организации приходилось долго развенчивать созданные вокруг нее мифы. Так, католический священник и член Opus Dei О. Майкл Барретт объяснял, что церковь испокон веков использовала различные методы умерщвления плоти, и «Божье дело» только переняло эту традицию. Телесные покаяния, вопреки сложившемуся стереотипу, не несут никакого вреда человеческому здоровью или внешнему виду, а только создают «сравнительно небольшой дискомфорт», который помогает сосредоточиться на служении богу и приблизиться к Христу.

Умерщвление плоти практикуют давшие обет безбрачия члены Opus Dei. Два часа в день они носят власяницу — металлическую цепь с шипами, обвязанную вокруг бедра, а также раз в неделю в течение нескольких минут хлещут себя плеткой из шерстяных нитей, которая получила название «дисциплина». Во время самобичевания полагается читать молитву «Отче наш» или «Ave, Maria!».

По словам Барретта, эти практики имеют второстепенную роль, а на первом месте у любого христианина стоит любовь к ближнему. «Opus Dei подчеркивает скорее роль малых, нежели больших умерщвлений плоти, например продолжать работать, несмотря на усталость, быть пунктуальным, отказывать себе в небольших удовольствиях, в еде и питье, воздерживаться от жалоб», — приводятся его слова на официальном сайте организации.

Как сказано в «Коде да Винчи», «Опус Деи» принадлежит новый шикарный семнадцатиэтажный дом, в котором располагается штаб‑квартира этой организации. Он находится в Нью‑Йорке по адресу: Лексингтон‑авеню, 243. Вывески на нем нет. Внутри сооружения находятся две часовни, библиотека, конференц‑залы, жилые помещения и столовые. Как явствует из издаваемого в Ватикане альманаха, в США проживают тридцать тысяч членов «Опус Деи», а по всему североамериканскому материку разбросано примерно шестьдесят филиалов этой организации. По причине своего очевидно немалого богатства «Опус Деи» неизменно привлекает к себе внимание. В числе тех, кого можно назвать сочувствующими, немало очень богатых людей, понятно, что они жертвуют «Опус Деи» крупные суммы. Многие из них не являются католиками, однако видят в «Опус Деи» организацию, готовую серьезным образом отстаивать догматы христианской веры и противостоять всем ее противникам.

Критика

В адрес «Opus Dei» звучала самая разнообразная критика, но чаще всего лишенная серьезных оснований. Самые последние и распространенные образчики такой критики одновременно и самые необоснованные с объективной точки зрения, хотя и весьма популярные. Так после выхода в свет книги и фильма «Код да Винчи» многие заметили, что тайна – это хорошее вложение капитала и не колеблясь навесили на «Opus Dei» ярлык секретной организации. Вопиющим примером тому является обложка русского перевода книги знаменитого американского ватиканиста Джона Аллеи «Opus Dei», опубликованной издательством «Эксмо» в 2007 г. Для завлечения покупателей издатели поместили на обложке следующую аннотацию: «История “Папской разведки” и зловещие тайны самого секретного католического общества — Opus Dei, правда и вымысел».

В то же время в аннотации к американскому изданию сказано: “Opus Dei: An Objective Look Behind the Myths and Reality of the Most Controversial Force in the Catholic Church” («“Opus Dei” объективный взгляд за мифы и реальность самой полемичной силы Католической Церкви»). Почему-то обложка русской версии заметно отличается от английского оригинала. Чтобы заинтересовать читателя, т.е. чтобы получить как можно большую прибыль, издатели напускают мрака вокруг этой темы, очерняя прелатуру и чудовищно искажая действительность и еще поместили на обложке: «“Opus Dei” изображают тоталитарной террористической организацией христианских боевиков».

Русскоязычного читателя, предвкушающего великие секреты, ждет разочарование: прочитав лишь первые страницы книги он поймет, что обещания обложки были ложью: «Когда издательство “Doubleday” впервые заговорило со мной об этом проекте, я не без некоторого трепета обратился в римскую штаб-квартиру “Opus Dei”, имея в виду его вошедшую в легенды репутацию секретной организации. Я сказал, что собираюсь писать книгу об “Opus Dei” и хотел бы узнать, согласны ли они сотрудничать. Сразу же получив положительный ответ, я подписал контракт с издательством и начал работать. Справедливости ради должен сказать, что “Opus Dei” никогда не нарушал наших договорных обязательств о полной открытости» (с. 15-16). В конце книги автор, подводя итоги констатирует: «“Opus Dei” не является умышленно «тайным». Состав чиновников “Opus Dei” и адреса его центров публикуются в прессе, его деятельность подпадает под соответствующие правовые установки, и его информационные офисы отвечают практически на любой заданный вопрос» (с. 451-452). Среди сегодняшних критиков прелатуры есть и такие, кто называет «Opus Dei» сектой.

Но в таком случае трудно было бы объяснить тот факт, что в 2002 г. основатель организации был канонизирован на площади св. Петра Папой Иоанном Павлом II в присутствии множества кардиналов и епископов, и большое число высокопоставленных представителей Церкви благодарило при этом «Дело» за тот труд, которой оно ведет по всему миру. Обвинение в сектантстве слабо согласуется и с тем, что на данный момент идут процессы канонизации 11 членов «Opus Dei», епископы со всего света просят прелата начать работу «Дела» в их епархиях, в Риме под эгидой организации действует папский университет, среди ее членов есть два кардинала и немало епископов и т.д. Другие формы критики постарше. Когда основатель в начале сороковых годов проповедовал всеобщее призвание к святости, нашлись такие, кто принялся объявлять его еретиком, поскольку миряне якобы не призваны к святости, которая недостижима для людей, живущих в миру.

Еще более забавно, но от этого не менее нелепо обвинение в связях с масонством. «В 1940-х годах о. Хосемария был обвинен перед трибуналом по подавлению коммунизма и масонства. Это было крайне серьезное обвинение в послевоенной Испании. Достаточно сказать, что за причастность к масонству грозила смертная казнь. На заседании трибунала Opus Dei было названо “иудаистической ветвью масонства”, “иудаистической сектой, находящейся в связи с масонами”. Изложив мотивы обвинения, один из членов трибунала заметил: “Следует признать, что члены Opus Dei трудолюбивы и ведут целомудренную жизнь”. Это вызвало немедленную реакцию председателя трибунала, грозного генерала Саликвета: “Если они действительно ведут целомудренную жизнь, значит, не масоны. Я не знавал целомудренных масонов”. И объявил о закрытии дела» (Пазухин Евгений, «Св. Хосемария Эскрива, основатель “Opus Dei”», с. 104-105, Санкт-Петербург, 2009 г.).

В заключении можно сказать, что, за исключением некоторых бывших членов, обиженных другими членами «Дела», критика проистекает от двух групп. Первая состоит из людей, свободных от угрызений совести, которые в погоне за легкими деньгами выдают «Opus Dei» за тайную конспиративную организацию. Ко второй же относятся те, кто нападает на Католическую Церковь и ее учреждения за то, что они отстаивают такие христианские принципы, как нерасторжимость брака и традиционная семья, состоящая из мужчины и женщины, неприятие абортов и эвтаназии, осуждение гомосексуализма и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *