код да винчи церковь
Код да винчи церковь
Русская православная церковь против «Кода да Винчи»
Очередной скандал, разразившийся на Западе вокруг фильма «Код да Винчи», снятого по мотивам одноименного романа Дэна Брауна, докатился до России. Напомним, что в середине февраля против экранизации нашумевшей книги, которая разошлась по миру 25-миллионным тиражом, выступила влиятельная католическая организация Opus Dei. А на минувшей неделе к дискуссии о «еретическом» кино присоединилась и Русская православная церковь. В среду 1 марта Московская патриархия заявила о своем негативном отношении к экранизации бестселлера, который, по ее мнению, оскорбляет чувства верующих (как известно, роман содержит новую трактовку истории жизни Сына Божьего: по Брауну, Иисус Христос был женат на библейской блуднице Марии Магдалине и даже имел от нее детей).
Между тем мировая премьера «Кода да Винчи», которая состоится 19 мая, обещает стать одним из самых громких событий года. Картина знаменитого американского режиссера Рона Хауарда (в 2002-м его «Игры разума» получили четыре «Оскара») откроет программу 59-го Каннского кинофестиваля.
Михаил ДУДКО, секретарь отдела внешних церковных связей Московского патриархата:
Мы солидарны с позицией тех представителей Католической церкви, которые выступают против этого фильма. Понятно, что книга всего лишь вымысел. Но думать, что она и фильм по ее мотивам это факты только литературы и кинематографии, неправильно. Мы, религиозные люди, привыкли придавать большое значение словам и образам и знаем их огромную силу. Причем иногда кощунственный образ или фильм оскорбляет нас гораздо сильнее, чем кощунственное слово. В сегодняшнем хрупком и неспокойном мире это нельзя не учитывать. То, как в скандальной книге Дэна Брауна представлены евангельские события и христианская история, граничит с кощунством или даже переходит эту грань. Чувства верующих оскорбляет само предположение, что у Христа могли быть дети от незаконного сожительства. С другой стороны, мы очень хорошо понимаем, что скандал вокруг книги и ее экранизации является неотъемлемой частью рекламной кампании. Может, следовало бы уделять меньше внимания этому произведению, которое такого внимания недостойно.
Джим КЕННЕДИ, представитель кинокомпании Sony Pictures Entertainment:
«Код да Винчи» не религиозный трактат, а художественное произведение, и наш фильм, разумеется, не предназначен для критики со стороны каких бы то ни было организаций религиозных или других. Эта картина даст людям уникальную возможность узнать больше о жизни и вере. Мы абсолютно уверены в том, что создадим захватывающее кино, которое будет доставлять зрителям удовольствие, а не оскорблять их чувства.
Дэн БРАУН, автор книги «Код да Винчи»:
Это просто роман. Я написал книгу, чтобы попытаться больше узнать о некоторых аспектах христианства, которые меня интересуют. Большинство христиан понимают мою позицию и относятся к книге как к развлекательной истории, которая стимулирует дискуссии на религиозные темы. Разногласия и споры ведут лишь к оздоровлению Церкви. Единственный реальный враг религии это апатия, а яростные споры это лучшее лекарство от апатии.
«Код да Винчи» как легкий способ от Христа отречься или за Христа пострадать
Звезда фильма «Код да Винчи» Том Хэнкс может рассчитывать на гонорар в 25 миллионов долларов за фильм.
(Entertainment Weekly [1] )
«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»
(Мк., 8:36)
На этом нездоровом фоне американский актёр Том Хэнкс долгое время выглядел достойно: никаких скандалов, никаких откровенно эпатирующих выходок. Примерный семьянин Хэнкс [2] приглянулся миллионам людей своей действительно отличной игрой, милым и спокойным лицом, обаятельными манерами.
Особого упоминания заслуживает фильм «Форрест Гамп» с его участием. Главный герой этой кинокартины – неуклюжий дурачок, бесконечно преданный своей матери и друзьям, верный до гроба подруге детства. Форрест ни в чём не ищет своей выгоды, всем помогает, всем сопереживает, ни над кем не возвышается, да и не пытается это делать. И Господь видимым образом благословляет его дела и поступки, Сам возвышает Форреста, подавая ему все видимые материальные блага, настоящих друзей и семейный очаг. Во многих православных семьях, весьма критично оценивающих современный кинематограф, «Форрест Гамп» вошёл в золотой фонд семейного кино. В дурачке из американской глубинки многие увидели близкий сердцу образ русского полуюродивого, глупого с точки зрения людей мирских и мудрого своим евангельским отношением к ближнему. И, как это часто бывает, многие стали отождествлять актёра Тома Хэнкса с его героем – Форрестом Гампом.
Когда в прессе стали появляться сообщения о том, что Том Хэнкс собирается принять Православие под влиянием своей второй жены Риты Уилсон, православные по всему миру близко к сердцу восприняли это. Нам казалось естественным именно такое продолжение истории Форреста Гампа.
Как видим, Том Хэнкс достаточно серьёзно воспринял новую для себя конфессию, включился в жизнь греческого прихода.
Но вернёмся к Тому Хэнксу. Интересно, что в октябре 2005 г. (как раз тогда, когда им был пожертвованы цветы для украшения солеи храма) Хэнкс уже вовсю снимался в фильме «Код да Винчи». Разумеется, об этом не могли не знать в его греческом приходе, но, как видно, полученные приходом деньги и известность актёра перевесили сам факт несомненного богохульства картины. Напомним в этой связи высказывание прп. Серафима о том, что «не всякие деньги Богу угодны».
Кто потворствовал кощунству?
По статистике сайта InOut.ru 24 мая 2006 г. (на момент написания этой статьи) 68 московских кинотеатров [14] устроили показ кощунственного фильма. Хочется спросить: что же, среди руководителей этих кинотеатров нет ни одного крещёного человека? Спросим подробнее:
Неужели среди этих людей не было ни одного крещёного человека? Неужели все они – сплошь иудеи и гностики (истинные авторы богохульной идеи, использованной Дэном Брауном)? Думаю, что нет. А раз так, то все те из них, кто, будучи крещёным, устраивал показы, продавал билеты, тиражировал диски и проч. и проч., – соучастники кощунства, как бы ни была мала их должность. «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф., 5:10–11).
В Евангелии говорится, что «невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк., 17:1-2).
Многие из нас живут, забывая о Божиих заповедях, когда дело касается личной выгоды. Но рано или поздно наступают времена, когда свою веру надо подкреплять делами. И для многих из нас такое время настало. Каждый должен добросовестно исполнять свою работу, но лишь в той мере, в какой она не противоречит его христианской совести. Это тот случай, когда подобно Апостолам надо твёрдо сказать своим начальникам: «справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян, 4:19) И при необходимости за Христа пострадать.
«Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого» (Лк., 6:22).
Почему мы должны протестовать?
В детстве моим любимым писателем был Булгаков. Я практически наизусть знал его книги, в особенности, «Мастера и Маргариту». И именно из-за этой книги (ввиду её мнимой достоверности) я долгие годы не открывал Евангелия. Да и зачем было это делать, ведь роман так убедителен? Когда же я открыл Священное Писание, то был потрясён тем, что мой некогда любимый роман насквозь пропитан отвратительной ложью и клеветой на Спасителя мира, на Его святых Апостолов.
Поэтому когда я слышу о том, что надо подождать, что всё, дескать, забудется само собой, что не стоит разгребать эту вонючую кучу, мне хочется сказать: «подумайте о таких, каким был я»! Представьте, что многие никогда в жизни не откроют Евангелия и, тем более, книг по Истории Церкви. Подумайте о загубленных душах этих людей. Подумайте о том, что из-за нашей теплохладности этот фильм со временем покажут по телевидению, и его посмотрят уже те, кто лишён возможности ходить в кинотеатр, те, для кого «ящик» – истина в последней инстанции.
Кто-то скажет, что лишняя шумиха вокруг фильма лишь добавит ему зрителей. Пусть так. Но в том и состоит дьявольский замысел его продюсеров, что нас, христиан, фильм должен поставить перед выбором – смолчать перед унижением Господа и Бога нашего Иисуса Христа или же возмутиться духом и протестовать. И первый путь равносилен отступничеству.
Достаточно зайти на любой киношный сайт, чтобы составить среднее впечатление о тех, кто фильм посмотрел. Подавляющее большинство скажет, что «фильм плохой, потому что… книгу плохо экранизировали». Кто-то скажет, что «всё супер, а Хэнкс – милашка». Но если кто-то вдруг робко скажет, что фильм – кощунство, то уж тут большая часть на него накинется и заклюёт: «мы, дескать, сами верующие, ну и что тут такого, что у Христа были дети?»
Многие из посмотревших фильм заявили, что «не принимают событий фильма всерьёз», что, дескать, «на их мировоззрении этот фильм никак не скажется». Какая наивность и фантастическая самонадеянность! Не скажется сейчас, скажется через десять лет. Сколько ещё фильмов потребуется снять лгунам и проходимцам, чтобы изменить это драгоценное среднестатистическое «мировоззрение»?! Уже есть «Жизнь Брайана», «Последнее искушение Христа» и «Код да Винчи». На наших глазах богохульники пытаются создать свое «предание», радикально отличающееся от Церковного, настоящего Предания. Если мы будем молчать, воспринимая эту ложь спокойно, то уже наши дети примут её всерьёз.
И тогда станет актуальным то, о чём писал приснопамятный Старец Паисий Святогорец:
От чего да избавит нас Бог! И верю, что избавит, если каждый из нас, на своём месте, приложит максимум усилий, чтобы эту заразу остановить.
Автор «Кода да Винчи» считает, что Ватикан и РПЦ все не так поняли
Писатель Дэн Браун – автор скандальной книги «Код да Винчи» – предвидел реакцию Церкви на свое произведение и заранее заявил, что его книга не носит «антихристианского характера».
В основу книги «Код да Винчи» положена идея, что Церковь на протяжении веков скрывала тот факт, что Иисус женился на Марии Магдалине, бывшей блуднице, и что она родила ему ребенка.
Однако в Ватикане Дэна Брауна считают противником веры и намерены бороться с его ложью. Во вторник Ватикан уполномочил одного из видных иерархов Римско-католической церкви опровергнуть ложь, искажение действительности и ошибки в бестселлере Дэна Брауна «Код да Винчи».
Архиепископ Генуэзский кардинал Тарчизио Бертоне вчера ринулся в бой, заявив, что книга представляет собой целенаправленную попытку дискредитировать Римско-католическую церковь с помощью абсурдных и притянутых искажений.
Задание кардинала – «разоблачить неправду», чтобы читатели увидели, насколько эта книга «безосновательна и лжива».
Стоит отметить, что автор не настаивает на правдивости своих идей. Браун неоднократно заявлял, что его книга – это роман, а не научный труд, и нельзя воспринимать каждое написанное в ней слово как факт.
К обсуждению книжного бестселлера «Код да Винчи» подключилась и Русская православная церковь. Популярный роман «Код да Винчи», равно как и другие попытки переписать историю земной жизни Иисуса Христа, имеет целью оправдание греха, считают в РПЦ.
Между тем Дэн Браун доволен реакцией Церкви на свое произведение. По мнению автора, подобные дискуссии идут участникам лишь на пользу.
Роман Дэна Брауна «Код да Винчи» за два года был продан в количестве 18 млн экземпляров на 44 языках. Он все еще входит в первую десятку бестселлеров в США, Франции, Бразилии и Аргентине – в странах с большим процентом католическим населения – и в Великобритании.
Книга принесла Брауну примерно 140 млн фунтов. В будущем году выйдет фильм на ее основе с Томом Хэнксом в главной роли. Sony Pictures выкупила права на фильм за 3,1 млн фунтов.
Сейчас Дэн Браун пишет продолжение книги «Код да Винчи». Дата выхода произведения пока не определена.
Отметим, что действия Ватикана и заявления РПЦ ни в коем случае не приведут к снижению интереса к книге Брауна. Все последние попытки различных сил публично дискредитировать художественные произведения приводили лишь к росту их популярности. Так, знаменитый голливудский режиссер Кевин Смит сам организует манифестации протеста перед кинотеатрами, в которых идут его картины. По его словам, это лучшая реклама для фильма.
Тема: Как Католическая Церковь относится к «Коду да Винчи»
Опции темы
Как Католическая Церковь относится к «Коду да Винчи»
Как Католическая Церковь относится к «Коду да Винчи»
или еще раз об самом влиятельной католическом обществе «церкви в церкви» Opus Dei.
Программа «Радио Свобода»
Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Андрей Шарый и Елена Воронцова.
Кирилл Кобрин: На открытии Каннского фестиваля состоялась премьера фильма «Код да Винчи», поставленного по одноименному бестселлеру, ставшему уже скандальным. Версия истории Иисуса Христа, христианской церкви и некоторых католических организаций изложена в книге и фильме таким образом, что верующие христиане (и не только они) остаются, мягко говоря, в недоумении. Съемки картины сопровождались небольшими стычками между продюсерами и представителями христианских церквей в Великобритании, а национальные премьеры и дальнейший прокат явно не пройдут без протестов. Любопытно, что свое осуждение «Кода да Винчи» высказали не только католики, православные и протестанты; о протесте заявляют и некоторые мусульмане. Сегодня мы поговорим о позиции католической церкви. О ней мой коллега Андрей Шарый беседует с римским журналистом Алексеем Букаловым, специалистом по ватиканской политике.
Андрей Шарый: Почему «Кода да Винчи» вызвала такую ожесточенную критику? Это не первая и не последняя книга, связанная с какой-то вольной трактовкой религиозных вопросов. Было ведь и «Последнее искушение Христа», чего только не было. Почему именно «Кода да Винчи»?
Андрей Шарый: Верно ли я вас понимаю, что вот такую позицию Ватикана обеспечило, скажем так, лоббирование оппозиции, представителей «Opus Dei», которые работают в каких-то структурах Католической Церкви? Что это за такая штука, это такой орден меченосцев внутри святого тела Церкви?
Андрей Шарый: Это каста политиков? Это каста, представляющая идеологическое течение? Ревнители девственности Католической Церкви? Чего они хотят?
Алексей Букалов: Это внутри церкви, это не политики. Это не значит, что они священники, но это может быть в таких ключевых направлениях. Во всяком случае, покойный Папа Войтыла никогда себе не позволял, хотя он человеком был очень смелым, реформатором в Церкви, но по отношению к «Opus Dei» вел себя очень осторожно. «Opus Dei» сейчас представляет себя как защитника Римской Католической Церкви, и сейчас примерно одинаковое количество приверженцев Римской Католической Церкви и ислама, но ислам значительно большими темпами прирастает числом своих приверженцев. И вот такого рода противостояние, не будем называть его столкновением цивилизаций, беспокоит, конечно, Рим, и водораздел происходит именно там, а не в противоречиях между разными христианскими церквами.
Елена Воронцова: Организация » Hope Ireland » создана в 2004 году во время выхода в прокат фильма «Страсти Христовы». Ее активисты не устраивали акций протеста и не призывали к бойкоту. Методы этой организации совсем иные. Говорит один из ее членов Луис Лассала.
Луис Лассала: » Hope Ireland » объединяет христиан различных конфессий, не только католиков. Сейчас нас беспокоит то, что идеи, высказанные в книге Дэна Брауна «Код да Винчи» и воплощенные в фильме, будут восприняты широким круг зрителей. Пусть люди, которые познакомились с теориями Брауна, подумают о том, о чем они раньше не спрашивали себя. Ведь многие воспринимают свою веру в Бога как нечто само собой разумеющееся. Мы просто хотим напомнить людям, что идеи, содержащиеся в книге Дэна Брауна, не следует брать на веру. Вместо того, чтобы из-за автора, не заслуживающего доверия, ставить под сомнение свою веру, почему бы ни попытаться выяснить правду о том, что Дэн Браун называет «фактами». Мы призываем людей узнать больше о своей собственной религии, о том, что непосредственно касается их, о том, что их связывает с церковью и с христианством.
Впрочем, некоторые считают, что обычному триллеру уделяют слишком много внимания и, тем самым, способствуют его рекламе.
Елена Воронцова:Что касается фактов — то, действительно, приведенное в книге описание организации Opus Dei далеко от действительности. Это — не монашеский орден, а организация мирян и приходских священников. Но фигура монаха-убийцы меньше всего беспокоит членов Opus Dei.
Луис Лассала: Монах альбинос — он настолько комичен в книге, что меня это никак не могло задеть. Несмотря на то, что я сам являюсь членом Опус Деи, я читал эти сцены без малейшего чувства обиды, мне это было безмерно смешно. Такую фигуру скорее бы изобразил Джордж Лукас в «Звездных войнах». Но вот, что меня беспокоит по-настоящему. Я говорил со многими друзьями, которые прочли книгу «Код да Винчи» и некоторые признались мне, что они теперь не могут читать Евангелии так, как раньше — ведь в книге утверждается, что они были составлены каким-то императором-язычником. И все-таки. Хоть этот роман и пытается подорвать авторитет церкви, мы все же видим в его популярности определенную пользу. Он подталкивает людей задуматься о своей вере, прочитать Библию и, надеюсь, укрепиться в вере и почувствовать свою близость к церкви.
Елена Воронцова: Сказал Луис Лассала, представитель организации «Надежда Ирландии» и член католической организации » Opus Dei «.
Код да винчи церковь
Пресс-служба Московской Патриархии выступила с заявлением в связи с началом мирового проката фильма американского режиссера Рона Ховарда «Код да Винчи », снятого по одноименному роману Дэна Брауна.
Текст документа публикуется ниже:
«17 мая 2007 года с демонстрации на Каннском кинофестивале фактически начался мировой прокат нового фильма американского режиссера Рона Ховарда «Код да Винчи», снятого по одноименной книге его соотечественника писателя Дэна Брауна. Роман, положенный в основу сценария картины, опубликован в США в марте 2003 года и сейчас входит в список наиболее популярных бестселлеров — образчиков массовой литературы. Он был переведен на сорок четыре языка и разошелся по всему миру рекордными тиражами (совокупно — более 50 миллионов экземпляров). В России книга также издана и в определенных кругах читателей пользуется большим спросом.
Успех книги предопределен тем, что в современной массовой культуре особо популярны «конспирологические» сюжеты, истории разнообразных всемирных «тайных заговоров». Романы подобного рода, как правило, строятся на историях разоблачения злых козней заговорщиков – членов секретных «орденов», которые из века в век таят от мира высшие мистические знания, заставляющие по-новому осмыслить весь путь человечества. Интерес к идеологической продукции подобного рода понятен. Он строится на сформированной популярной культурой наших дней подмене фундаментальных религиозных ценностей, взывающих человека к напряженной и взыскательной внутренней духовной работе, их суррогатом, создающим иллюзию приобщенности к мистическим «тайнам мироздания» без необходимости брать на себя ответственность большую, чем та, что предполагается легковесной функцией потре6ителя «пикантных» сюжетов.
Книга «Код да Винчи», равно как и снятый на ее основе фильм, представляет собой детектив именно такого рода. Однако у нее есть одна принципиальная особенность: роль тайного «ордена заговорщиков» здесь играет Церковь (в буквальном смысле – Католическая, однако для автора – человека с большими претензиями на научность подхода к истории, но при этом фактически глубоко невежественного, поверхностного «публициста», под именованием Римско-католической подразумевается историческая Апостольская Церковь вообще). По Брауну, церковное священноначалие с самых ранних, апостольских времен сокрыло от своих чад главную «тайну» жизни Иисуса Христа: факт его женитьбы на Марии Магдалине, в результате чего у Спасителя якобы появилось потомство, представители которого играли важную роль в истории человечества на протяжении последующих веков (по кощунственной и плоской логике книги само именование Христа «Спасителем» кажется едва ли не бессмысленным, поскольку «истинным» духовным средоточием вселенной является «мать» и «жена» Мария Магдалина, к которой «взревновали» апостолы, решившие ради сохранения своей власти замолчать ее «настоящую» роль в истории). В романе повествуется о том, что на протяжении веков отголоски этой тщательно хранимой тайны жили в сознании христианской Европы. Свидетельство тому — средневековая и масонская мифология поисков Чаши Грааля. «Истинным» Граалем в романе выступает «знание» о «женитьбе» Иисуса и его «детях», а также могила «жены» Христа. Вплоть до наших дней церковные верхи с «масонской» тщательностью следят за сохранением этой тайны, но в мире веками существовал – и продолжает существовать — орден тех, кто «знает истину». С ними у церковных иерархов заключен «тайный договор» о молчании. Сюжет книги строится на том, что в силу некоторых обстоятельств этот договор нарушается и стороны вступают на путь прямого противостояния.
Наиболее потенциально опасным в «Коде да Винчи» представляется то, что все вышесказанное подается не просто как беллетристический вымысел, а с явной претензией на изложение реальных исторических фактов, на документальную основательность, на попытку сбросить «шелуху лжи», которой якобы покрыла события священного прошлого христианская историография. При этом книга не выдерживает даже минимальной и поверхностной научной критики. В ней допущено несколько сот исторических ошибок, фактические познания автора по сути не выходят за рамки сведений из популярных и незамысловатых справочников. Сама центральная «концепция», как выяснили исследователи, заимствована из недавно опубликованных «скандальных» писаний, вышедших из-под пера авторов низкопробных брошюр на околоисторические темы для массового полуобразованного потре6ителя.
У неискушенного читателя и зрителя фильма автор и режиссер сознательно создают иллюзию исторической основательности и документальной подлинности своей интерпретации истории христианства. Это особенно тревожно, учитывая, что роман разошелся громадным тиражом, стал самой шумной новинкой на книжном рынке последних лет, а вокруг премьеры экранизации «Кода да Винчи» развернулась масштабнейшая, сверхнапористая, очень агрессивная рекламная кампания. С учетом необычайного успеха книги можно предполагать, что фильм посмотрит рекордное количество зрителей, в том числе людей, не обремененных достаточными знаниями в области историко-богословских дисциплин и источниковедения. Как следствие, в массовом сознании будет сформирован опасный миф о Христе и христианстве, который никак не способствует взаимопониманию между людьми верующими и теми, кто вольно или невольно стал жертвой химер современной популярной культуры.
Русская Православная Церковь с уважением относится к таким фундаментальным ценностям, как свобода и права человека. Однако плоды общественного блага они могут принести только через укорененность в нравственных основах народной жизни, в понимании ответственности свободной и наделенной полнотой прав личности перед другим человеком — носителем той или иной духовной традиции.
Фильм «Код да Винчи» (как и книга, по которой он снят) представляет собой откровенно кощунственное надругательство над основами христианской веры, священными для нас событиями евангельской истории, Господом нашим Иисусом Христом и его Церковью. Очень многими православными христианами России он неизбежно воспринимается как акт духовной диверсии, откровенно оскорбляющий религиозные чувства большинства жителей нашей страны, считающих себя православными христианами. В этом качестве выход в прокат фильма «Код да Винчи», очевидно, вызовет вопросы правового характера. К тому же, увы, не может быть уверенности в том, что противодействие кощунственному акту, оскорбляющему чувства верующих, которые наравне со всеми должны пользоваться гарантией соблюдения своих прав, не породит крайних форм протеста, чреватых накалом страстей. В этом смысле картина является опасной провокацией, ориентированной на циничное извлечение максимальной выгоды из скандального проката, который повлечет за собой волну выступлений в защиту основ христианской веры. Подобные выступления уже охватили многие страны мира. Религиозные лидеры разных конфессий единодушно в своих оценках фильма Рона Ховарда. Правительства некоторых стран (причем далеко не только христианских) уже пошли на встречу верующим согражданам и изыскали возможность положить пределы широкому прокату фильма на территории своих государств.
Выступая с заявлением по поводу выхода на экраны фильма «Код да Винчи», Пресс-служба Московской Патриархии исходит из того, что Церковь, никак не претендуя на роль цензурирующей инстанции, по самой своей природе не имеет права отстраняться от необходимости защищать свободу совести представителей собственной многомиллионной паствы и оставлять без внимания событие, которое потенциально может вызвать эскалацию нездоровых страстей в современном российском обществе.
В связи с премьерой кинокартины Рона Ховарда Пресс-служба Московской Патриархии хотела бы напомнить слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанные по поводу ситуации, сложившейся вокруг демонстрации по телевидению в 1997 году кощунственной кинокартины Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа»: «Церковь вправе сказать со всей пастырской ответственностью, что «Бог поругаем не бывает» (Гал 6:7) и что всякий, совершивший грех оскорбления, кощунства, если не покается, понесет наказание от Бога не только в будущей жизни, но и жизни земной».