код должности диспетчер автомобильного транспорта
Кто такой диспетчер транспортного отдела — все о профессии
Диспетчер транспортного отдела – это сотрудник, ведущий контроль над движением ТС, принимающий звонки от клиентов и водителей. Такой специалист несет ответственность за оформление документов. Из его действий складывается репутация компании. Он работает по должностной инструкции.
Рассмотрим, что должен уметь специалист. Узнаем о его оплате труда, разберемся в деталях профессии.
Кто такой автодиспетчер
Данный сотрудник – это связующее звено в транспортном предприятии. Ему необходимо распределять ТС по заявкам (троллейбусы, трамваи), решать возникающие вопросы.
Автодиспетчер следит за перемещением водителей и записывает информацию об этом. Специалисту требуется доводить шоферам данные об особенностях движения на участках дороги. Также ему надо заполнять путевые листы и другие документы.
Где на него учиться
Оканчивать ВУЗ не нужно, достаточно техни-кума. Полный перечень специальностей есть в Приказе Минобразования РФ от 12.09.2013 N 1061.
В каждом регионе страны присутствуют учреждения, где можно выучиться на профильного специалиста.
Без диплома на эту должность устроиться нельзя.
Где может работать
Диспетчер по транспорту трудиться в организациях, занимающихся перевозкой пассажиров на большие расстояния, службах такси, логистических компаниях. Еще он выполняет функции в маленьких фирмах, которыми владеют индивидуальные предприниматели. Он востребован на рынке. Работа таким сотрудникам есть всегда. Выполнять обязанности можно и удаленно на дому.
Описание и характеристика профессии
Диспетчер автотранспорта принимает и обрабатывает заказы. Он регулирует действия водителей. Этот сотрудник должен обладать знаниями, иметь образование не ниже среднетехнического.
Профессия сложная и ответственная. В течение дня требуется выполнять большое количество дел и анализировать потоки информации. Для такой работы нужны особые качества.
Во время профессиональной деятельности, диспетчер по выпуску транспорта постоянно использует современные средства связи. Ему требуется в совершенстве владеть ПК. Успешным специалистом становиться человек, разбирающийся в психологии. Профессия востребованная, но не высокооплачиваемая.
Диспетчер автомобильного транспорта
Такому сотруднику нужно регулярно повышать уровень навыков. Рассмотрим, что необходимо для работы в этой сфере на сайте avtobddinfo.ru.
Детальная информация видна на видео:
Должен знать
Диспетчер по выпуску автотранспорта обязан:
Диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта необходимо знать график выхода на маршрут водителей предприятия и правила БДД.
Должен уметь
Специалисту этой профессии требуется владеть такими навыками:
Также транспортные диспетчеры должны уметь составлять сводки о происшествиях, случившихся на дороге за смену. Этого требует профстандарт.
Уровень зарплаты
Здесь многое зависит от региона РФ. Доходы по областям отличаются. Но, заработная плата диспетчера перевозок не высокая. По стране она колеблется от 15000 до 50000 рублей. В Москве доход выше – 30000-75000 р.
То, сколько получает специалист, зависит от опыта и квалификации.
Задачи и функции
Такой сотрудник выполняет на предприятии либо в службе такси определенные действия:
Кроме перечисленных функций, главная задача диспетчера – организовать поток транспортных средств для перевозки пассажиров по расписанию.
График работы
Здесь все зависит от того, трудиться специалист в организации, у индивидуального предпринимателя либо на дому. Трудовой день в компании нормирован. Это 10-12 часов сутки через двое.
При работе на ИП график составляется по договоренности с сотрудником. Если человек ведет деятельность на себя, он часто не отдыхает даже ночью. Особенно, когда это служба такси. При перевозке 24 онлайн диспетчер трудится посуточно.
Детальная информация видна на видео:
На дому или на предприятии
Сегодня легко найти удаленные вакансии. Такие предложения встречаются на ресурсах Avito, HeadHunter. Обычно работу предлагают небольшие компании либо ИП. Средний заработок будет составлять 15-18 тысяч рублей в месяц. Можно трудиться дома на себя. Организовать это сложнее. Необходимо во всем разобраться, оформить ООО, а также подготовить начальный капитал.
Но, создав собственную диспетчерскую службу, выйдет получать прибыль. Работа на предприятии подразумевает фиксированную оплату, установленный график, отпуск. Только требуется подчиняться руководству. Принимать решение, где лучше вести деятельность, стоит взвешено. В любой сфере есть плюсы и минусы.
Кому подходит специальность – личные качества
Работа диспетчера с кодом ОКПДТР 21635 не имеет ограничений по возрасту, но выполнять ее способны не все. Это обусловлено многими факторами.
Чтобы, трудиться в сфере, нужно владеть такими качествами:
Эти качества необходимы для работы диспетчером. Они нужны в независимости от того, где трудиться: дома или на предприятии. Отзывы людей об этом говорят.
Перспективы, карьерный рост
Если деятельность ведется в организации, добиться высот по профессии не получиться. Разве только повышения заработной платы. Карьерный рост здесь отсутствует.
Удаленная работа на ИП также не перспектив-ная. Вот если организовать собственную диспетчерскую службу и выйти на междуна-родных перевозчиков, можно получать достойную оплату.
Но, требуется официальное оформление и прохождение переподготовки для увеличения уровня знаний. Работодатели на предприятиях не спешат повышать оклад, и так будет долго.
Плюсы и минусы профессии
Контролер движения общественного, муниципального, междугородного транспорта – специальность не для всех.
Но, есть положительные стороны:
Также у профессии есть минусы:
Работая диспетчером пассажирского транспорта или перевозки грузов, придется сталкиваться с людьми. Часто они не вежливые.
Выводы
Программа обучения таких специалистов подразумевает наличие среднетехни-ческого образования. Также, каждые 5 лет необходимо проходить аттестацию. Профессия сложная и низкооплачиваемая. Но, найти работу можно. Стоит потру-диться на предприятии, получить необходимый опыт. Затем открыть собственную диспетчерскую службу. Тогда доход увеличится.
Профстандарт диспетчера автомобильного транспорта
Профессиональный стандарт диспетчера автомобильного транспорта используется в транспортных компаниях для определения круга обязанностей специалиста.
Правовая база для профстандартов
В Федеральном законе 122-ФЗ от 2 мая 2015 года содержатся основные положения, определяющие порядок использования профстандартов экономическими субъектами. Они могут использоваться в добровольном либо обязательном формате. Варианты их обязательного применения:
В других вариантах, не включенных в данный перечень, наниматель сам принимает решения о целесообразности применения профстандартов. Основные возможности от их применения:
Что особенно ценно, данные возможности наниматель получает на надежной нормативно-правовой основе, поскольку полагается на активно продвигаемые Минтрудом профстандарты.
Внимание! Практические аспекты создания и внедрения должностных стандартов разобраны в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.
Особенности и содержание профстандарта диспетчера автомобильного транспорта
Аспекты профессиональной деятельности диспетчера автомобильного транспорта наиболее полно раскрыты в профстандарте 07.010, утвержденном в 2018-м году. Он содержит четыре раздела.
В начальной части даны общие характеристики профессии: цель, группа занятий и отношение к экономической деятельности в соответствии с кодами ОКЗ и ОКВЭД.
Во второй части перечислены пять обобщенных трудовых функций, характерных для профессии диспетчера, а также 19 их составляющих. Каждая обобщенная функция включает несколько простых функций (составляющих). Так, обобщенная функция обработки обращений по дистанционным каналам состоит из четырех составляющих: оказание технической поддержки, информационно-справочная поддержка и пр.
Третья часть включает подробное описание как обобщенных функций, так и их составляющих. Для каждой функции приведены следующие данные:
Так, для упомянутой функция обработки обращений по дистанционным каналам приведены:
Также дано полное наименование этих диспетчеров по классификатору должностей ОКЗ.
По каждой составляющей дается следующая информация:
К примеру, для составляющей «Прием и регистрация жалоб и претензий клиентов организации» приведены:
Информация к функциям и составляющим используется работодателем для определения:
В заключительной части содержится список организаций, разрабатывавших данный документ.
Внимание! Остальные должностные аспекты деятельности диспетчера автомобильного транспорта, не разобранные в профстандарте, излагаются в должностной инструкции. Речь идет о положенных диспетчеру льготах, его полномочиях и пр.
Применение профстандартов в практической деятельности
Для качественного внедрения профстандартов в практику делопроизводства рекомендуется следующий порядок действий:
Результатом завершения данных процессов станет:
Диспетчер
Должностные обязанности. Осуществляет с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи оперативное регулирование хода производства и других видов основной деятельности предприятия или его подразделений в соответствии с производственными программами, календарными планами и сменно-суточными заданиями. Контролирует обеспеченность подразделений предприятия необходимыми материалами, конструкциями, комплектующими изделиями, оборудованием, а также транспортом и погрузочно-разгрузочными средствами. Осуществляет оперативный контроль за ходом производства, обеспечивая максимальное использование производственных мощностей, ритмичное и бесперебойное движение незавершенного производства, сдачу готовой продукции, выполнение работ (услуг), складских и погрузочно-разгрузочных операций по установленным графикам. Обеспечивает соблюдение установленных норм заделов на участках и в цехах, размеров партий запусков и сроков их подач. Принимает меры по предупреждению и устранению нарушений хода производства, привлекая при необходимости соответствующие службы предприятия. Выявляет резервы производства по установлению наиболее рациональных режимов работы технологического оборудования, более полной и равномерной загрузке оборудования и производственных площадей, сокращению длительности цикла изготовления продукции. Осуществляет внедрение и обеспечивает рациональное использование технических средств оперативного управления производством. Ведет диспетчерский журнал, составляет отчетные рапорты и другую техническую документацию о ходе производства. Участвует в работе по анализу и оценке деятельности подразделений предприятия, выявлению внутрипроизводственных резервов. Руководит работой операторов диспетчерской службы.
Должен знать: нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам производственного планирования и оперативного управления производством; организацию производственного планирования и диспетчирования на предприятии; производственные мощности предприятия и его подразделений; специализацию подразделений предприятия и производственные связи между ними; номенклатуру выпускаемой продукции, виды выполняемых работ (услуг); организацию работы производственных складов, транспортных и погрузочно-разгрузочных работ на предприятии; основы технологии производства продукции предприятия; технические требования, предъявляемые к продукции предприятия; организацию оперативного учета хода производства и сдачи готовой продукции; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; основы экономики, организации производства, труда и управления; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по оперативному регулированию процесса управления (производства) не менее 3 лет, в том числе на данном предприятии не менее 1 года.
Комментарии к должности
Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Диспетчер» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция диспетчера, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).
При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).
С 1 января – обновленные квалификационные требования к работникам при осуществлении перевозок
photography33 / Depositphotos.com |
Минтранс России утвердил Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к работникам при осуществлении перевозок. Документ касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) (Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 282).
Установленные в нем требования распространяются в том числе на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки самостоятельно.
По сравнению с действующими в настоящее время Профессиональными и квалификационные требованиями в новых не предусмотрены требования по должности диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Документ вступает в силу 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Единый квалификационный справочник должностей служащих. Раздел 4. Транспорт и связь (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, касающиеся вопросов транспортно-экспедиционного обслуживания; назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава и правила его технической эксплуатации; организацию работы агентств и отделений; тарифы на перевозки и правила их применения; руководящие материалы по планированию, учету и анализу грузовых автомобильных перевозок; экономику и организацию грузовых автомобильных перевозок; основы организации труда и управления; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее техническое или инженерно-экономическое образование и стаж работы по специальности на автомобильном транспорте не менее 5 лет.
НАЧАЛЬНИК (ЗАВЕДУЮЩИЙ) РЕМОНТНОЙ МАСТЕРСКОЙ
Должностные обязанности. Руководит производством работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, агрегатов и машин, изготовлению и восстановлению запасных частей и деталей. Обеспечивает своевременное выполнение установленных заданий и договоров. Содействует организации эффективного труда ремонтных рабочих, снижению стоимости ремонта при высоком качестве ремонтных работ. Анализирует результаты работы, организует учет, составление и своевременное представление отчетности о производственной деятельности мастерской. Проводит работу по совершенствованию организации производства, технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, предупреждению брака и повышению качества ремонта. Обеспечивать внедрение мероприятий по организации труда, использованию передового опыта организации производства и эксплуатации оборудования, развитии: рационализации и изобретательства. Координирует работу мастеров участков. Осуществляет подбор кадров, их расстановку и целесообразное использование. Участвует в тарификации работ и рабочих. Обеспечивает контроль за ходом производственного процесса, рациональным использованием оборудования, энергетических и материальных ресурсов, запасных частей и деталей. Обеспечивает проведение производственных инструктажей, соблюдение работниками правил и норм охраны труда, производственной и трудовой дисциплины. Вносит предложения о поощрении отличившихся работников, наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, касающиеся вопросов организации, технического обслуживания и ремонта подвижного состава и оборудования; производственные мощности мастерской, перспективы ее развития; технологию ремонтных работ; специализацию участков и производственные связи между ними; технические характеристики оборудования производственных участков; конструктивные особенности ремонтируемого оборудования и подвижного состава; положения по оплате труда и формы материального стимулирования; экономику, организацию производства, труда и управления; передовой опыт технического обслуживания и ремонта оборудования и подвижного состава; организацию оперативного контроля производства ремонтных работ; правила внутреннего трудового распорядка; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет или среднее специальное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
НАЧАЛЬНИК ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО АГЕНТСТВА
Должностные обязанности. Осуществляет общее административно-техническое и финансовое руководство агентством. Организует грузовую и коммерческую работу. Организует выполнение работ по погрузке, выгрузке, сортировке, завозу и вывозу грузов. Обеспечивает контроль за рациональным использованием подвижного состава и контейнеров в соответствии с установленными нормами их грузоподъемности и вместимости. Организует справочно-информационную работу в агентстве о прибывающих и отправляемых грузах, провозных платежах, сроках доставки, условиях перевозки и других вопросах перевозочных, погрузочно-разгрузочных и коммерческих операций. Разрабатывает договорные условия и заключает договоры с организациями по централизованному транспортно-экспедиционному обслуживанию. Организует, корректирует и контролирует выполнение оперативных планов работы по погрузке, выгрузке и централизованному завозу-вывозу грузов на сутки и смену. Для улучшения обслуживания организаций и населения организует пункты приема-выдачи грузов по административно-территориальным районам города и пригорода. Разрабатывает, осуществляет и контролирует выполнение мероприятий, обеспечивающих сокращение простоя транспорта под грузовыми операциями, увеличение пропускной способности и рациональное использование складов, платформ, площадок и путей подъезда автотранспорта, рациональное использование погрузочно-разгрузочных машин, механизмов и транспортных средств. Изучает, распространяет и внедряет передовые приемы и методы труда, автоматизированные системы управления грузовой и коммерческой работы, автоматизированные рабочие места работников, оснащенные персональными компьютерами, рационализаторские и изобретательские предложения, направленные на улучшение сервисного обслуживания грузовых перевозок. Руководит планированием хозяйственной деятельности, разработкой объемных и финансовых показателей по перевозкам и транспортно-экспедиционному обслуживанию, годового, квартального, месячного планов. Организует и анализирует ведение оперативного и бухгалтерского учета и отчетности. Руководит разработкой и контролирует внедрение мероприятий по обеспечению сохранности грузов при перевозках, погрузке, выгрузке, сортировке и хранении. Обеспечивает исправное содержание складских помещений, мест производства погрузочно-разгрузочных работ, подъездных путей, ограждений, весовых приборов и других средств контроля. Организует и участвует в работе по подготовке и переподготовке руководителей и специалистов, повышению уровня технических и экономических знаний работников. Принимает решения о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей работников агентства. Обеспечивает создание здоровых и безопасных условий труда в организации. Несет ответственность за организацию охраны труда в агентстве. Контролирует соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, выполнение ими должностных инструкций, правил и норм по охране труда.
Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, определяющие перспективы развития населенного пункта, района, региона и перспективы развития транспортно-экспедиционного обслуживания в них; передовой опыт в области организации транспортно-экспедиционного обслуживания населения; порядок, правила, положения, инструкции по оказанию услуг; порядок заключения и исполнения договоров на перевозки и транспортно-экспедиционное обслуживание населения; финансовый и производственный план перевозок грузов; правила перевозки и обеспечения сохранности грузов; экономику, организацию производства, труда и управления; правила технической эксплуатации погрузочно-разгрузочных механизмов; порядок ведения учетной и отчетной документации; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее техническое или инженерно-экономическое образование и стаж работы по организации грузовой и коммерческой работы не менее 3 лет или среднее специальное образование и стаж работы по организации грузовой и коммерческой работы не менее 5 лет.
НАЧАЛЬНИК ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОТДЕЛА
Должностные обязанности. Организует транспортно-экспедиционное обслуживание организаций и населения. Обеспечивает эффективное использование подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов и оборудования, улучшение качества транспортно-экспедиционного обслуживания. Обеспечивает своевременное выполнение договоров на завоз (вывоз) грузов с железнодорожных станций, портов, пристаней и аэропортов, а также транспортно-экспедиционное обслуживание организаций грузоотправителей и грузополучателей, населения. Обеспечивает внедрение прогрессивной технологии транспортно-экспедиционного обслуживания организаций и населения. Анализирует характер, объемы и направления перевозок грузов. Изучает уровень технической оснащенности мест погрузки-разгрузки и переработки грузов. Ведет учет и анализ выполнения работ по транспортно-экспедиционному обслуживанию организаций и населения. Осуществляет контроль за своевременным и правильным оформлением товарно-транспортных накладных, путевой документации, применением тарифов. Рассматривает жалобы по транспортно-экспедиционному обслуживанию, анализирует и устраняет причины их возникновения. Разрабатывает мероприятия по обеспечению сохранности перевозимых грузов, укреплению финансовой дисциплины, расширению сети транспортно-экспедиционных услуг, повышению культуры обслуживания. Изучает передовой опыт по транспортно-экспедиционному обслуживанию. Несет ответственность за организацию охраны труда в отделе.
Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, регламентирующие вопросы деятельности организаций в условиях рыночной экономики, организацию транспортно-экспедиционного обслуживания; основы управления маркетингом на автомобильном транспорте, анализ планирования и контроль за системой товародвижения с целью получения наибольшей прибыли, роста объемов перевозок и услуг, повышения удельного веса организации на транспортном рынке и т. п.; назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава и правила его технической эксплуатации; тарифы на перевозки и правила их применения; экономику и организацию грузовых автомобильных перевозок; руководящие материалы по учету и анализу грузовых автомобильных перевозок; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее техническое или инженерно-экономическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
НАЧАЛЬНИК ЦЕНТРАЛЬНОЙ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ
Должностные обязанности. Обеспечивает диспетчерское руководство движением подвижного состава автомобильного транспорта на линии, централизованных объектах и пунктах попутной загрузки. Организует сбор и передачу информации о движении и фактических запросах на грузовые и пассажирские перевозки. Обеспечивает своевременную информацию водителей автомобилей об изменениях маршрутов. Руководит работой диспетчерского персонала подведомственных автотранспортных организаций. Координирует работу технической помощи на линии. Обеспечивает контроль за равномерным распределением автомобилей подведомственных автотранспортных организаций по клиентам, объектам. Принимает меры по содержанию в исправном состоянии подъездных путей и недопущению сверхнормативных простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой. Участвует в разработке мероприятий, направленных на улучшение использования автотранспорта и полное удовлетворение населения в пассажирских перевозках и клиентов в грузовых перевозках. Принимает меры, способствующие повышению производительности работы автотранспорта и снижению себестоимости перевозки. Анализирует информацию о фактическом выпуске подвижного состава на линию. Обеспечивает своевременное составление оперативной диспетчерской отчетности. Осуществляет контроль за процессами перевозки пассажиров и грузов. Обеспечивает контроль за состоянием и оформлением диспетчерской документации на подведомственных автотранспортных организациях, а также правильным оформлением путевых и товарно-транспортных документов. Несет ответственность за организацию охраны труда в отделе.
Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, касающиеся перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и безопасности дорожного движения; организацию диспетчерского управления перевозками; основные технико-эксплуатационные характеристики автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок; правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта; планирование и правила автомобильных перевозок; тарифы на перевозки и порядок их применения; методы разработки рациональных маршрутов с применением электронно-вычислительных машин; формы организационно-оперативного учета перевозок; экономику и организацию процесса перевозок; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее техническое образование и стаж работы на должностях руководителей и специалистов, связанных с эксплуатацией подвижного состава автомобильного транспорта, не менее 5 лет.
ДИСПЕТЧЕР АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Должностные обязанности. Организует и контролирует работу водителей автомобилей на линии. Осуществляет контроль за работой линейных диспетчерских пунктов, регулирующих движение автобусов и такси на маршрутах. Инструктирует водителей автомобилей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях. Поддерживает постоянную связь с клиентурой, погрузочно-разгрузочными и линейными диспетчерскими пунктами, автовокзалами, автостанциями для обеспечения оперативного руководства перевозками. Принимает меры по ликвидации сверхнормативных простоев автомобилей. Заполняет, выдает и принимает путевые листы и другие документы, отражающие выполненную работу, проверяет правильность их оформления. Составляет оперативные сводки о работе и происшествиях за смену. Осуществляет постоянный контроль за выполнением графика движения грузовых автомобилей, автобусов на линии и принимает меры к соблюдению расписания и интервалов движения автобусов. Перераспределяет автобусы между маршрутами при изменении пассажиропотоков. Организует специальные маршруты или отдельные рейсы. Изучает загрузку автобусов на маршрутах и представляет руководству предложения по улучшению обслуживания пассажиров. Осуществляет контроль за исполнением заказов на такси. Принимает меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов. Координирует работу автотранспортных средств организаций различной ведомственной принадлежности, автотранспорта и других видов пассажирского транспорта. Обеспечивает контроль и учет выполненных перевозок. Принимает меры по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении. Контролирует состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями автомобилей транспортной дисциплины. Организует в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.
Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, определяющие организацию оперативного управления движения автотранспорта; Правила автомобильных перевозок грузов (пассажиров); порядок оформления и обработки путевого листа; схему дорог и их состояние; адреса обслуживаемых предприятий и режимы их работы; правила эксплуатации автомобилей; тарифы и правила их применения; расписание движения и остановочные пункты; правила перевозки пассажиров и багажа; маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки пассажиров; инструкции водителя автомобиля, кондуктора; средства вычислительной техники и правила ее эксплуатации; экономику, организацию производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы по оперативному управлению движением автотранспорта не менее 3 лет.
ИНЖЕНЕР ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Должностные обязанности. Организует в организации профилактическую работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и осуществляет систематический контроль за выполнением всеми работниками организации правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта и дорожного движения. Контролирует надлежащее техническое состояние выпускаемого на линию подвижного состава, соответствующего видам перевозок и квалификации водителей автомобилей. Организует контроль за состоянием здоровья водителей и качеством их работы на линии. Принимает участие в проведении служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовал подвижной состав организации, с выездом на места их возникновения и организует проведение в коллективе разбора этих происшествий и допущенных водителями автомобилей нарушений Правил дорожного движения. Ведет учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений водителями автомобилей Правил дорожного движения, анализирует обстоятельства и причины их возникновения, разрабатывает на этой основе конкретные меры по их устранению и организует их реализацию. Обеспечивает кабинет по безопасности движения необходимыми методическими наглядными пособиями, организует проведение в нем занятий, бесед, лекций, докладов и распространение опыта безаварийной работы водителей автомобилей, колонн (отрядов) и организаций. Участвует в работе комиссий по рассмотрению административных материалов о нарушениях, допущенных водителями автомобилей, квалификационной комиссии предприятия по присвоению и понижению класса квалификации. Ведет учет и установленную отчетность по безопасности движения.
Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, касающиеся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения; устройство, назначение и конструктивные особенности автомобилей, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта; правила дорожного движения; основы экологического законодательства; экономику, организацию производства, труда и управления; порядок и правила ведения форм учета и отчетности по безопасности движения; методы проведения технико-экономических расчетов с применением современных средств вычислительной техники; основы трудового, административного и уголовного законодательства; методы и формы пропаганды и информации по безопасности движения; передовой опыт в области безопасности дорожного движения; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Инженер по безопасности движения I квалификационной категории: высшее техническое образование автомобильного профиля и стаж работы в должности инженера по безопасности движения II квалификационной категории не менее 3 лет.
Инженер по безопасности движения II квалификационной категории: высшее техническое образование автомобильного профиля и стаж работы в должности инженера по безопасности движения не менее 3 лет.
Инженер по безопасности движения: высшее техническое образование автомобильного профиля без предъявления требований к стажу.
ИНЖЕНЕР ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК
Должностные обязанности. Разрабатывает новые формы эффективной организации автомобильных перевозок с соблюдением требований безопасности дорожного движения и внедряет их. Производит распределение автомобилей с учетом вида и рода перевозимого груза, максимального использования грузоподъемности и обеспечения сохранности груза. Изучает специфику района деятельности организации, проводит обследование и анализ потока грузов и пассажиров. Подготавливает материалы для заключения договоров и соглашений на перевозки. Разрабатывает и контролирует мероприятия по улучшению перевозок. Разрабатывает схемы маршрутной сети и расстояний перевозок. Участвует в обследовании состояния дорог, подъездных путей к местам выполнения погрузочно-разгрузочных работ, остановочным пунктам. Разрабатывает график сменности водителей. Разрабатывает и подготавливает к утверждению дифференцированные маршрутные нормы расхода топлива для подвижного состава, работающего на постоянных маршрутах. Осуществляет контроль за расходом топлива. Контролирует качество перевозок. Организует своевременное и качественное ведение учета и отчетности о работе подвижного состава автомобильного транспорта.
Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, касающиеся вопросов эксплуатации подвижного состава; Правила автомобильных перевозок грузов; вопросы лицензирования; перспективы развития организации; назначение, возможности применения, а также основные технические и эксплуатационные характеристики подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов; правила технической эксплуатации автотранспорта; направление грузопотоков в районе деятельности организации; условия перевозок, указанные в договорах; правила оформления и товарно-транспортной документации; Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей; основы математических методов планирования автомобильных перевозок; вопросы формирования и применения тарифов; экономику, организацию управления на автомобильном транспорте; методы проведения технико-экономических расчетов с применением современных средств вычислительной техники; передовой опыт в области эксплуатации автомобильного транспорта; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Инженер по организации перевозок I квалификационной категории: высшее техническое образование и стаж работы в должности инженера по организации перевозок II квалификационной категории не менее 3 лет.
Инженер по организации перевозок II квалификационной категории: высшее техническое образование и стаж работы в должности инженера по организации перевозок или на других должностях, замещаемых специалистами с высшим специальным образованием, не менее 3 лет.
Инженер по организации перевозок: высшее техническое или инженерно-экономическое образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы на автомобильном транспорте в должности техника I квалификационной категории не менее 3 лет.
ИНЖЕНЕР ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСМОТРУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Должностные обязанности. Осуществляет проведение государственного технического осмотра транспортных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми нормативными документами к проведению этих работ. Руководит проездом водителей автомобилей по линии инструментального контроля и осуществляет контроль за их действиями во время проведения технического осмотра. Проводит контрольные замеры и проверку соответствия фактических значений измеряемых параметров нормативным. По результатам технического осмотра оформляет протоколы испытаний и технические (диагностические) карты, обеспечивая их достоверность и конфиденциальность. Контролирует исправность оборудования, средств измерения и контроля, используемых при проведении технического осмотра. Ведет архив, журналы и другую документацию, связанную с работой по государственному техническому осмотру транспортных средств. Представляет руководителю диагностической станции, вышестоящим организациям, заинтересованным физическим лицам информацию (на электронных или бумажных носителях) о результатах проведения технических осмотров транспортных средств в пределах своих полномочий, соблюдая ее достоверность. Оказывает методическую и консультативную помощь по вопросам, входящим в его компетенцию. Соблюдает требования правил и норм по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: нормативные акты, другие руководящие и методические документы, регламентирующие требования к техническому состоянию транспортных средств и методам проведения их технического осмотра; показатели технического состояния автотранспортных средств, влияющие на безопасность дорожного движения и экологию; методы и средства проверки технического состояния автотранспортных средств; технические характеристики оборудования, используемого при проведении технических осмотров, и правила его эксплуатации; методы оценки результатов проверки технического состояния автотранспортных средств; порядок и технологию проведения диагностических работ; правила внутреннего трудового распорядка; методы оказания первой медицинской помощи при получении производственных травм; правила действия персонала в случае возникновения пожарной ситуации; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Инженер по техническому осмотру транспортных средств I квалификационной категории: высшее техническое образование и стаж работы в должности инженера по техническому осмотру транспортных средств II квалификационной категории не менее 2 лет.
Инженер по техническому осмотру транспортных средств II квалификационной категории: высшее техническое образование и стаж работы в должности инженера по техническому осмотру транспортных средств или других инженерных должностях, замещаемых специалистами с высшим техническим образованием, не менее 2 лет.
Инженер по техническому осмотру транспортных средств: высшее техническое образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы в должностях специалистов среднего уровня квалификации, занятых обслуживанием транспортных средств, не менее 2 лет.
ИНЖЕНЕР ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО (ТЕХНИЧЕСКОГО) ОТДЕЛА
Должностные обязанности. Осуществляет работу по развитию технической базы организации. Разрабатывает инструкции, технологические карты на все процессы производства, чертежи на изготовление специализированного подвижного состава, нестандартизированного оборудования, приспособлений, инструмента, производственного инвентаря и другую техническую документацию. Разрабатывает мероприятия по внедрению в производство новой техники, совершенствованию технологии, организации труда ремонтных рабочих и т. п. Принимает участие в анализе результатов работы производства, исследовании причин и частоты возникновения неисправностей подвижного состава. Участвует в разработке мероприятий по увеличению межремонтных пробегов подвижного состава и снижению сроков его простоя в техническом обслуживании и ремонте. Изучает и контролирует расход запасных частей и материалов по каждому производственному участку и каждому автомобилю. Оказывает помощь работникам организации в оформлении рационализаторских предложений и заявок на изобретение.
Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, касающиеся технической подготовки производства; передовой опыт в области поддержания работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта; технологию проведения технического обслуживания и ремонта; производственные мощности и режимы работы оборудования ремонтной зоны, правила его эксплуатации; методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии; методы проведения технико-экономических расчетов с применением современных средств вычислительной техники; экономику, организацию производства, труда и управления; основы трудового законодательства; основы экологического законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Инженер производственно-технического (технического) отдела I квалификационной категории: высшее техническое или инженерно-экономическое образование и стаж работы в должности инженера производственно-технического (технического) отдела II квалификационной категории не менее 3 лет.
Инженер производственно-технического (технического) отдела II квалификационной категории: высшее техническое или инженерно-экономическое образование и стаж работы в должности инженера производственно-технического (технического) отдела не менее 3 лет.
Инженер производственно-технического (технического) отдела: высшее техническое или инженерно-экономическое образование без предъявления требований к стажу работы.
ИНСПЕКТОР ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Должностные обязанности. Проводит профилактические осмотры водителей автомототранспортных средств (измерение температуры тела, артериального давления, пульса, определение реакции на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе). Проводит анализ эффективности профилактических осмотров водителей. Принимает решение о допуске водителей автомототранспортных средств к работе. Проставляет соответствующие отметки в путевых листах. Ведет учет результатов профилактических осмотров водителей автомототранспортных средств. Оформляет в установленном порядке направления в лечебные учреждения для медицинского освидетельствования водителей автомототранспортных средств. Информирует руководителя организации о результатах профилактических осмотров.
Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, определяющие проведение профилактических осмотров, расследований дорожно-транспортных происшествий, анализа происшествий, анализа и учета эффективности профилактических осмотров водителей автомототранспортных средств; порядок и правила обращения с инструментарием, предназначенным для измерения артериального давления, пульса, температуры тела, определения реакции на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе; методы проведения профилактических осмотров водителей автомототранспортных средств; правила внутреннего трудового распорядка; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Квалификационные требования. Среднее специальное (медицинское) образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование и специальная подготовка по программе, утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
МЕХАНИК АВТОМОБИЛЬНОЙ КОЛОННЫ (ГАРАЖА, АВТОТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ)*
Должностные обязанности. Обеспечивает исправное состояние подвижного состава и выпуск его на линию в соответствии с графиком и определение неисправностей при приеме с линии по окончании работы. Осуществляет технический надзор за состоянием парка автомобилей и прицепов на линии и в отстое. Осуществляет контроль за соблюдением графика проведения технического обслуживания и ремонта подвижного состава и осуществляет контроль за качеством и своевременностью выполнения этих работ. Принимает участие в оказании технической помощи автомобилям на линии. Осуществляет контроль за соблюдением водителями правил технической эксплуатации. Проводит инструктаж водителей автомобилей перед выездом их на линию. Участвует в приеме нового подвижного состава, а также в списании и сдаче их в ремонт. Изучает условия работы подвижного состава, отдельных деталей и узлов автомобилей с целью выявления причин их преждевременного износа. Осуществляет анализ причин и продолжительности простоев, связанных с техническим состоянием подвижного состава. Разрабатывает и внедряет мероприятия по увеличению сроков его службы, сокращению простоев из-за технических неисправностей. Обеспечивает соблюдение норм расхода эксплуатационных материалов. Участвует в рассмотрении рационализаторских предложений по вопросам поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии, обеспечивает внедрение принятых предложений. При проведении работ обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.
Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, касающиеся технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта; перспективы технического развития организации; устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автомобилей и прицепов; организацию и технологию технического обслуживания и ремонта автомобилей; установленные формы учета и отчетности; передовой опыт в области технического обслуживания и ремонта автомобилей; средства вычислительной техники и правила ее эксплуатации; методы диагностики технического состояния автомобилей; основы экологического законодательства; экономику и организацию производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее техническое образование и стаж работы по специальности на автомобильном транспорте не менее 3 лет или среднее специальное образование и стаж работы по специальности на автомобильном транспорте не менее 5 лет.
*При бесколонной структуре автотранспортной организации.
МЕХАНИК ПО РЕМОНТУ ТРАНСПОРТА
Должностные обязанности. Организует работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств с целью обеспечения готовности автотранспортных средств к перевозкам. Составляет планы и графики технического обслуживания и ремонта автотранспорта. Обеспечивает технически исправное состояние автотранспорта, проведение технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей и прицепных средств. Составляет заявки на приобретение запасных частей, ремонтных материалов, инструмента для технического обслуживания и ремонта автотранспорта. Организует и внедряет передовую научно обоснованную организацию и технологию ремонтных работ, обеспечивая снижение затрат труда и материальных ресурсов. Выпускает в рейс технически исправные автомобили, заблаговременно представляет сведения о них. Осуществляет экономное расходование запасных частей, ремонтных материалов, инструмента, добивается снижения себестоимости транспортных работ. Осуществляет контроль за соблюдением утвержденного распорядка дня, производственной и трудовой дисциплины в соответствующем структурном подразделении. Проводит инструктаж и обеспечивает соблюдение работниками подразделения правил и норм по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации автотранспортных средств.
Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, касающиеся технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта; устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автомобилей и прицепов; организацию и технологию технического обслуживания и ремонта; методы диагностики технического состояния автомобилей и прицепов; основы экологического законодательства; основы экономики, организацию производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее техническое образование и стаж работы по специальности на автомобильном транспорте не менее 3 лет или среднее специальное образование и стаж работы по специальности на автомобильном транспорте не менее 5 лет.