код доступа рай власть закона
Власть, но чья? Обзор игры «Власть закона», дополнений и модов
Большой обзор игры, модов и аддонов. «Власть закона» — это компьютерная игра в жанрах «пошаговая стратегия» и «тактическая ролевая игра», выпущенная компанией Руссобит-М 31 марта 2004 года. Игра является приквелом к «Код доступа: Рай». Действие происходит в недалёком будущем, недавно закончилась гражданская война за Марс, впервые всю власть на Земле передали искусственному интеллекту. Как и предыдущая часть, она выполнена в жанре киберпанк.
В далёком 2006 году отец принёс мне диск с игрой «Власть закона». То ли записана она была довольно криво, то ли криво установилась – сейчас я не могу сказать, в чём была проблема — но для прохождения был доступен только первый акт, и тот не до конца. Последняя локация акта выглядела как картинка, равномерно размазанная по экрану, совершенно без персонажей. Спустя множество попыток перебороть эту проблему игру я забросил. Через несколько лет мне удалось купить диск с приквелом – «Код доступа: Рай». Он был пройден несколько раз, после чего через интернет на телефоне (в то время ещё кнопочный) были скачены все более-менее лёгкие моды для этой игры. Когда интернет стал доступен и на компьютере, я нашел и работающую версию игры «Власть закона» вместе с аддоном «Полицейские Истории». Как оценивается сейчас эта игра сквозь призму лет – постараюсь вам рассказать, пусть и очень субъективно.
Сюжет
Главный герой – представитель Закона. Пожалуй, того самого, о котором цедил сквозь крепко сжатые зубы судья Дредд – «Я здесь Закон». Игрок управляет и следит за развитием только выпустившейся из Академии и не побывавшей даже в патрулировании молодой и наивной девушки Кэти. Той самой, которая в приквеле под именем Катрин была заключена в Синдикатовскую тюрьму в Нижнем городе.
Её первая миссия, полученная прямо у начальника Полицейского Управления Верхнего Города полковника Бейка — подавление бунта на улицах Нижнего Города. Отбросы общества (граждане категории Д) – панки, бездомные, шпана откопали где-то пистолеты и простенькие пистолеты-пулемёты и начали бесчинствовать фактически на пороге у дома мэра.
Мы переходим временно под командование младшего лейтенанта Фича. Миссия внезапно перерастает в разрешение конфликта между выходцами с Марса (бывшими колонистами, которые попытались обрести независимость от Земли, но были подавлены силами Армии и Флота) и преступной организацией Синдикат, которая стремится расширить своё влияние на весь Нижний город.
Мир, дружба, жвачка – забудьте о детских вариантах решения вопроса. Здесь вы либо поможете зачистить Мутантам базу Синдиката в Метро Нижнего города (закрыто на вечный ремонт) и получите в команду весельчака, балагура и шута Крыса под кодовым именем БиК-14, либо поддержите Синдикат в зачистке Колонии мутантов и сможете вызывать роботов на последующие миссии через шпионов Синдиката.
Основной сюжет линеен – миссии следуют одна за другой, повышая нашу значимость в жизни Полицейского Управления и всей Системы. Арест текущего главы Синдиката сменяется срочной защитой Управления от нападения вооруженных незнакомцев и роботов производства корпорации Деличи. Тех самых, которых клепал Синдикат на подпольной фабрике.
Отдельное внимание следует уделить и некоторым дополнительным миссиям, не обязательным для выполнения, но приносящим полезные бонусы:
Дополнения
27 января 2005 года вышел аддон к игре под названием Власть закона: Полицейские истории, который включал в себя все предыдущие патчи и изменения, вносимые Паблишами, плюс шесть новых миссий. Сюжет разворачивался сразу после выполнения задания по устранению мистера Деличи. Полковник Бейк уходит в заслуженный отпуск, оставляя за главную саму Кэти. Это даёт возможность вызывать на поле сражения полицейские подкрепления – от отряда контроллеров до соединения Разрушителей. Если в бравой команде были Чарли и Синту – они уходили в отпуск, нам же выдавалась миссия по защите мэра Нижнего города от посягательств недобитков из Синдиката, которые под конец умудрялись притащить отремонтированные армейские броневики и зенитную установку. Миссия осложнялась тем, что мэр бегала в панике по всей локации, из-за чего старые позиции для обороны приходилось оставлять и нестись оборудовать новые. Таким поворотом событий герои, разумеется, были недовольны. Если игрок ранее не уничтожил Мутантов в конфликте с Синдикатом, то ближе к концу задания на помощь приходил отряд Мутантов, возглавляемый БиК-22. При этом было возможно взять его в команду. Также в долгу не останется и Звено 12, если игрок принял его сторону в описанных ранее событиях.
Последней задачей будет отправка на межпланетную яхту сенатора, пристыкованной к космической станции Альфа (финальные локации приквела), с которой пришёл сигнал о нападении. На самой станции было зафиксировано нарушение условий содержания опытных образцов проекта «Ксеноморф», весь научный уровень станции фактически залит плазмой для зачистки, а яхта помещена под карантин. На яхте был благотворительный бал для детей правительственного содержания, поэтому задача игрока – прибыть на яхту, обеспечить эвакуацию детей и устранить последствия провалившегося эксперимента. Если к концу оригинальной игры в команде были Чарли и Синту, они окажутся на этой яхте, будучи приглашёнными на бал в качестве гостей, и их необходимо будет освободить в кратчайшие сроки от вынужденного плена ксеноморфов. На всю миссию отдаётся один час – 60 ходов, поэтому действовать необходимо в темпе. Финальным противником будет Образец БРФ-215пл. – весьма живучий и опасный враг, способный генерировать заряд мощнейшего энергетического потока. Сама яхта будет взорвана по приказу правительства после полной эвакуации.
Геймплей
Кроме прокачки при повышении уровня персонажем, увеличить параметры возможно с помощью специальных имплантов. Они помещаются в отдельный слот персонажа и являются не извлекаемыми. Импланты, отвечающие за здоровье персонажа – ускоритель метаболизма или автоматическая аптечка не повышают значение параметра, а лечат персонажа на указанное в описании импланта, или меньшее значение после окончания хода. Имплант на повышение ловкости не реализован, так же, как и комплексные импланты.
В игре всего пять видов урона, основными являются ударный и энергетический – понижают уровень здоровья персонажа, дополнительные – огонь, так же снижающий уровень здоровья персонажа, электричество, понижающий значение параметров точности и ловкости, шоковый, снижающий количество очков хода, доступных персонажу. Дополнительные типы урона действуют ограниченное время (три хода) и накладываются на персонажа в конце его хода.
Для защиты от ударного урона есть носимая броня – бронежилеты, средние и тяжёлые костюмы защиты, а также бронескафандры. Для защиты от энергетического урона используются энергетические обручи. Защитное снаряжение понижает значение повреждения от попавшего боеприпаса. Для действия брони необходимо поместить её в отдельный слот персонажа, при этом возможно одновременное действие энергетического обруча и носимой брони. Существуют три импланта, повышающие сопротивляемость персонажа трём дополнительным типам урона по отдельности – терморегулятор, имплант электрика и антишокер соответственно. Они снижают уровень повреждения на указанный в описании процент, но не более чем на 100%. В игре также есть силовые экраны, которые полностью экранируют персонажа, находящегося за экраном от повреждения. Исключение составляют боеприпасы, действующие по площадям типа ракет, разрывных пулемётных боеприпасов, холодной плазмы, а также гранат – как боеприпасов, так и отдельных. Боеприпасы и гранаты при попадании в экран детонируют на расстоянии в 0,5 метра (силовой экран) или 1,5 метра (улучшенный силовой экран) от центра установки.
С персонажами в команде связана одна багофича – при изгнании из команды у персонажа полностью восстанавливается запас здоровья и очков хода, сбрасываются все действующие на него дебафы. Поэтому если возможно принять назад – то можно за один ход зачистить всю локацию, выгоняя и принимая персонажа для восстановления здоровья и очков хода. Но для этого придётся бегать парой персонажей, дабы они друг друга принимали. Кроме того, главного героя выгнать из команды нельзя.
Пошаговый режим включается только в фазе боя – когда на локации присутствуют юниты, враждебные игроку. Порядок хода таков: сначала действует игрок, затем по окончании хода, который ему вручную подтвердить нажатием на кнопку «Конец хода» (или по клавише Enter), действуют на персонажей игрока все эффекты – дополнительный тип урона или импланты автолечения. Далее действуют остальные организации, представители которых есть на уровне. Действия юнитов, которые находятся в поле зрения персонажей или техники игрока показываются игроку, те, которые не находятся – действуют в режиме скрытых перемещений. Режим скрытых перемещений может затянуться на продолжительное время – к этому нужно быть готовым. Если действующий юнит покидает зону видимости персонажей/техники игрока – он дальше действует в режиме скрытых перемещений. Если юнит, ранее не находящийся в зоне видимости игрока в ней входит – игроку показывается только его перемещение и действия в зоне видимости. Зона видимости может быть перекрыта препятствиями типа техники или элементов окружения – стен, бордюров, колонн и подобных. Прозрачные элементы окружения препятствиями не являются. Зону видимости возможно увеличить с помощью переносной камеры, действующей пять ходов и показывающей врагов на дальности в 30 метров от точки установки, если они не находятся за препятствиями. Переносная камера действует пять ходов. Кроме переносной камеры возможно обнаружить противника с помощью полицейских сканеров – стандартного, действующего на дальности до 25 метров, и улучшенного, действующего на дальности до 44 метров. При активации они отображают в том числе и скрытых за препятствиями противников на один ход.
В отличии от Кода доступа: Рай в игре доступен мирный режим – когда на локации отсутствуют юниты, враждебные игроку. При активации данного режима, все персонажи на локации лечатся до своих максимальных значений здоровья, с них спадают все ограничения – точности, ловкости, пропадает весь дополнительный урон. Кроме того, персонажи и техника игрока могут свободно действовать, не затрачивая очков хода, а вернее – количество очков хода у каждого персонажа и техники становится бесконечным.
Звуки
Время от времени на карте при отсутствии происходящих событий различные юниты могут разбавлять тишину своими случайными высказываниями, а игровые персонажи в команде могут начать произносить короткие истории. По большей части, смысловой нагрузки эти истории не несут, но могут дать своё представление о характере того или иного персонажа. К примеру, Максим – достаточно компанейский парень, зазывающий на вечеринку, которая произойдёт когда-нибудь после смены, либо рассказывающий о том, как он познакомился с брюнеткой, которая умеет делать… нечто такое, о чём он так и не рассказал.
Также для раскрытия характеров персонажей в игре присутствуют скриптовые сценки, разыгрываемые при наличии в команде определённого набора персонажей и при определённых стечениях обстоятельств. К примеру, во время отражения нападения на Управление Полиции между Чарли и БиК-14 состоится небольшой разговор, в котором Четырнадцатый поведает команде о «легенде» — существовании Кибер-Крыс модели БиМ женского пола для контроля над Кибер-Крысами моделей БиК – то бишь ним и БиК-22. На это заявление Чарли сообщит Крысу, что видела репортаж из какой-то подводной колонии, где мельком увидела очертания силуэта, похожие на самого Крыса. После освобождения Синту тот, будучи влюблён в освободившую его Чарли, будет сочинять стихи и рассказывать их Чарли конкретно и всему отряду в общем.
Модификации игры
«Косметические» моды — не влияют на сюжет и не добавляют контент
Biologist mod, автор Magvaer: Изменяет текстуры Кэти, Максима, Чарли и Фича. Вместо строгих синих мундиров — белые комбинезоны Биологов. Мод оптимизирован под версию 1.58.
Серия модов Oreon (Oreon звено 12, Oreon разрушитель, Oreon gag), автор Oreon: Добавляет в стартовую команду Штурмовиков, Разрушителей, или сборную солянку из Разрушителей, Штурмовиков, парочки Ликвидаторов (звено 12, разрушитель и gag соответственно). Моды оптимизированы под версии 1.58.
Unofficial Patch, автор KillerBeer: Следует из названия – вносит некоторые исправления в игровые ресурсы, чиня старые баги (не актуален уже в версии 1.62)
Серия модов Агенты (1,2,3,4), автор KalyaN: Позволяет играть отрядом элитных агентов Службы Безопасности Системы – меняет внешний вид Кэти, добавляет в команду агентов Ньюба (с мода Агенты 2) и Моргана, пару Ликвидаторов. Моды оптимизированы под версии 1.16, 1.20, 1.58, 1.62 соответственно.
Кэти-майор, автор Alkaline: Снятие ограничения на получение любой экипировки путём стартового повышения Кэти до звания майор. Мод оптимизирован под версию 1.58 и выше.
Патч неприсоединения Чарли, автор KalyaN: Часть Unofficial Patch, Лечит неприсоединение Чарли на Перекрестке-44 во время операции по освобождению БиКов. Мод оптимизирован под версию 1.58, не актуален уже в версии 1.62.
Фабрика, автор KalyaN: Мод даёт бесконечно подходящее к противнику подкрепление на уровне Фабрика Деличи. Параллельно усиливает союзные войска. Для прохождения уровня необходимо взаимодействовать с пультом выключения главного компьютера. Если не уничтожать постоянно прибывающего противника – возможен вылет из-за невозможности спавна. Мод оптимизирован под версию 1.18 с установленным официальным DLC Паблиш 2.
Дополняющие моды — частично затрагивают основной сюжет, добавляют новый контент
Катрин, автор KalyaN: Возвращает портрет и озвучку Катрин из Кода доступа: Рай. Мод оптимизирован под версию 1.16.
Church, автор Preacher as Motoharu: Тестовый мод, призванный показать возможности игрового движка Власти Закона. Представляет из себя некую закрытую локацию, принадлежащей Новой церкви из Полицейских историй. Доступны Кэти, Фич, Чарли. Есть ключевой персонаж и несколько отрядов противника. Мод оптимизирован под версию 1.58.
Игра после игры (GaG mod full), автор KalyaN: После завершения сюжета Полицейских историй можно выходить на миссии, получаемые через Офицера-Наставника в виде ордеров на миссию. Основные варианты миссий – освобождение заложников, зачистка территории, уничтожение конкретных персонажей. Мод оптимизирован под версию 1.58.
Код доступа: Рай, автор KalyaN: Добавлена Динара для присоединения на уровне «Колонии мутантов», Оилрил на уровне «Фабрика Синдиката». Портреты и озвучка – из Кода доступа: Рай, Кэти также с портретом и озвучкой из Кода доступа: Рай. Мод оптимизирован под версию 1.58.
Аддоны — полностью меняют сюжет игры и старых героев
Итоги
Власть Закона даже в классическом варианте, без модов и дополнений – игра не на один вечер. Общий довольно большой размер локаций, несколько параллельно происходящих событий на одной локации и малый поначалу размер команды не позволит пройти игру нахрапом за несколько часов. Пожалуй, минусом для приобщения к данной игре может быть отсутствие отпимизации игры под широкоформатные мониторы (потому часть скриншотов была сделана ещё на мониторе-квадратике), а также очень долгие загрузки после переключения между окнами (игра не всегда корректно реагирует на Alt+Tab). Также может иногда выводить из себя и фаза скрытых перемещений, длящаяся в некоторых случаях из-за обилия юнитов на локации до пары десятков минут. Из плюсов же – не слишком банальный сюжет, достаточное обилие дополнительных миссий, грамотно прописанных, вполне сносный геймдизайн, а также неплохой левелдизайн, из-за чего уровни, будучи квадратными (иногда прямоугольными), таковыми не воспринимаются совершенно. И, пожалуй, прекрасная озвучка и шикарный саундтрек (исключая музыку на локации с чокнутым клоуном – мозг вытек через уши уже на двадцатой минуте)
В 2015 году бы выпущен ремастер игры Власть Закона: Золотая коллекция, включающую в себя как дополнение Полицейские истории, так и оригинальную Власть Закона. Игра была пересобрана с поддержкой DirectX 11, современных (по тому времени) видеокарт, а также широкоформатного разрешения. Кроме того, был изменён баланс в плане разбросанных по картам предметов, поправлены часть текстов, ускорены скрытые перемещения и убран баг многократного взлома ящиков с получением опыта.
Лично для меня данная игра стала эталоном пошаговых ролевых игр, пусть это и несколько несправедливо по отношению к другим представителям данного жанра.
За часть представленных скринов — большая благодарность Николаю Чеснокову aka KalyaN: Основной сайт, посвящённый Власти Закона
За посильный вклад в образование на поприще модификаций большое спасибо Андрею Гедичу aka Motoharu aka Preacher.
За шикарную музыку благодарность Александру Шукаеву aka Sensorica.
За саму игру и за посильную помощь в деле создания ремастеров благодарность Виталию Шутову.
В поисках кода доступа. Обзор игры «Код доступа: Рай» и описание доступных модов
Мир технической цивилизации будущего. Население планеты под контролем Центрального компьютера. Люди счастливы. Они получили все, о чем мечтали. Теперь их жизнь — это череда виртуальных удовольствий, которые полностью заменяют реальную жизнь. В виртуальном мире люди проводят все свободное время, общаясь друг с другом, занимаясь рыбной ловлей, сексом: всё выглядит так, как будто человечество наконец-то достигло желаемой утопии, к которой всегда стремилось.
Киберпанк 2077 ли это? Нет, это игра гораздо более старая, от 2002 года, разработанная компанией MiST-Land и изданная компанией Бука. С этой игрой мне довелось встретиться в 2011 году в магазине реализации дисковых копий Игромир. К тому моменту я уже успела частично пройти игру Власть Закона от тех же разработчиков и мучилась дилеммой выбора – Код Доступа Рай, либо же недавно вышедшая Mass Effect 2. Обе эти игры обещались быть ролевыми играми, но в пользу первой была знакомая компания-разработчик и желание ознакомиться с сиквелом, либо приквелом Власти Закона.
Прохождение было достаточно долгим, удовольствие оно мне принесло, несмотря на моё начальное непринятие интерфейса и всего внешнего вида. Далее история свела меня с людьми, которые в данной игре разбирались очень хорошо – это были Preacher, создавший программы для конвертации моделей из Кода Доступа в 3D Max, KalyaN, внесший довольно значительный вклад в создание модов для обеих игр, и Виталий Шутов, руководитель и ныне почившего MiST-Land и здравствующих сейчас Играющих кошек – авторов ремастеров КДР и ВЗ.
С целью оставить собственные воспоминания о данной игре, познакомить всех сторонних и предложить уже прошедшим новые ощущения с помощью доступных модификаций (хотя вряд ли остались моды для этой игры, не пройденные минимум по одному разу), а также на время отдохнуть от «войны» со скриптами Власти Закона в процессе портирования Кода Доступа: Рай, я и пишу эту статью.
Содержание
Сюжет
После не совсем красочного стартового ролика и пропустив текстовое обучение, стилизованное под записи на ПДА, мы оказываемся главным героем по имени Хакер в подворотне своего собственного дома. Единственное, что мы знаем – за нами охотится полиция и местные наёмники из-за случайно перехваченного пакета данных. Помочь нам вызывается копающийся в горящей бочке (или мусорке, шут разберёт в его кулинарных пристрастиях) бомж Бартоломью. Он советует нам убираться поскорее, отправиться в Китайский квартал и обратиться там за помощью к торговцу Сам Ли. Мы, а вернее – сама игра, следуем этому совету и бежим из Жилой зоны, что служила нам прибежищем долгое время верой и правдой. Китайский квартал нас прямо с порога приветствует здоровяком Джобом – бывшим военным, а ныне пенсионером с дробовиком и лёгким бронежилетом и подумывающим о том, чтобы стать водителем трамваев. Джоб интересуется, почему главный герой запыхавшийся, и изъявляет желание присоединиться к нашей команде. Именно с этого момента управление игрой полностью принадлежит нам.
Нижний город
Игра даёт значительную свободу игроку в плане принятия решений – игрок волен действительно обратиться к Сам Ли за помощью, помочь ему самому, присоединиться к Торговой коалиции, возглавляемой двумя братьями – Доши и Тоши, и обитающим в канализации наёмникам, ранее открывшим охоту на героя по приказу мэра Нижнего города, уничтожить Синдикат – местную бандитскую организацию, разрешить разногласия в Квартале Развлечений между стриптиз-баром «Красный глаз» и публичным домом «Дикие кошки», набрать себе в команду разноплановых персонажей, попутно решив их проблемы, и затем прорваться с боем через заслон полицейских к мэру Нижнего города Трою. Тот не сразу, но расскажет нам, что охота на Хакера была спущена сверху от руководителя Полицейского Управления Верхнего Города Бейка, и отдаст нам ключ от Мэрии, через лифт в которой можно попасть в Верхний город. Однако, герой может поступить иначе – отказаться от помощи торговца, сделать головокружительную карьеру в Синдикате, решить разногласия в Квартале Развлечений уже кардинально, путём устранения всех действующих лиц, получить «отеческий» пинок под зад от Стрима и ключ от Мэрии, и вырваться в Верхний город, но на сей раз сражаясь с силами Полиции уже в гордом одиночестве.
В Нижнем городе нам доступны для найма довольно большое количество человек:
Верхний город
При любом исходе противостояния эгоцентричного торговца и главы Полиции, в конце пребывания в этом городе, нашими противниками станет спецназ Службы Безопасности Системы и армейские танки, из-за чего нам нужно будет быстро уходить в Небесный город. Всего пути в Небесный город два – через лифты Полицейского управления и через лифты в Гигамаркете, оба закрыты силовыми полями. Бейк нам с этой задачей поможет, отдав ключ от силового поля в его вотчине, Том – нет. Ключ для поля в Гигамаркете можно получить, дав очень крупную мзду Амиему, руководителю Научного центра, и активировать полученный от него пропуск у киборга RG 1413.
Стоит отметить, что линия квестов от главы Полицейского Управления доступна игроку только при наличии в команде Катрин из тюрьмы Синдиката. Это позволит поговорить в самом здании Управления с Бейком, который уберёт из полицейских ориентировок личико нашего героя.
Параллельно с основной линией, можно будет проследить любовную трагедию Милы – продавщицы в Гигамаркете Верхнего города и Джека – простого обывателя, ошивающегося около Собора Новой Церкви. От простой переносной камеры и подозрения в измене Мила дойдёт в своей ревности до просьбы об убийстве неверного мужа. Наградой нам будет ключ, который позволит нам через Полицейское управление попасть в Небесный город.
Второй любовной линией, длинной в один квест является разлад в семье Джейн из Пригорода Верхнего города и Майка, который в изрядном подпитии поделится с нами своим горем – Джейн возжелала отобрать у Майка бар, расположенный у Собора Новой Церкви. Единственная просьба несчастного мужчины – чтобы Джейн замолчала. Решив эту проблема кардинально, мы сможем получить первоклассную снайперскую винтовку К52, которая нам может пригодиться в следующей крупной локации.
Также в этом городе мы сможем заполучить в команду бывшего байкера Большого Боба с редким генотипом, не позволяющим перезаписать личность (только после убийства Проппера, с которым у него личные счёты) и карлика Тони, подметающего кунсткамеру со скелетом рыбы в Садах Верхнего города. У Тони навязчивой идеей стала мифическая «человеческая мастерская» где-то в Небесном городе, где могли бы исправить его заболевание и дать ему нормальное человеческое тело.
Небесный город
В Небесном городе нас встретят всё те же горемычные контроллеры, уже неплохо вооружённые и патрульные боты Службы Безопасности Системы. В этом городе у нас не будет подсказок о дальнейшем действии, кроме возможного предложения Бейка о разговоре с главой расположенного в этом городе Киберцентра доктором Мортимером. Однако, вход в Киберцентр запечатан, и на беседу доктор не настроен.
Завершающей точкой данного конфликта станет прорыв в Космопорт на личную яхту Ганна с предварительным убийством того. Что примечательно – Хакера «заказал» не сам Мортимер и даже не Ганн, а лично Центральный Компьютер, расквартировавшийся на орбитальной станции «Альфа». С целью докопаться до сути всё более разрастающейся проблемы, мы отправляемся в последний регион – Орбитальную станцию «Альфа».
В Небесном городе есть своя ветка дополнительных квестов – торговец имплантами Мэри решила повеселиться с армейской снайперской винтовкой, которую и запросила у нас. После винтовки её аппетиты выросли до костюма космического пехотинца. Однако, винтовка и костюм не совместимы, поэтому в третий раз посылает Мэри нас за снайперским орудием космопехов – Хейгтцем. За каждую принесённую вещь девушка отблагодарит нас качественными имплантами военного образца.
Из персонажей, доступных для приёма в команду, следует отметить Дженни – вундеркинда, в 13 лет взломавшего крупную корпоративную сеть, Мака – бывшего профессионального боксёра, а ныне 50-летнего докера, дерущегося за гроши, а также Анну – девушку из максимально благополучной семьи, которой нужны приключения, жестокие, кровавые приключения.
Станция Альфа
На станции «Альфа» — карантин и полный контроль СБС. Людей на станции практически нет, большую часть противников составляют роботы либо ближнего боя, либо с мощными плазмоизлучателями. Основная задача – пройти в Зал Совета и свести счёты с Центральным Компьютером, который полностью перевернул с ног на голову нашу жизнь.
Команду возможно будет пополнить только киборгом Оилриллом у стыковочного дока, который уже две недели шатается по станции, опасаясь подключаться к Реальности и обновлять свою систему, так как у каждого киборга имплантирован “правительственный блок”, позволяющий правительству полностью взять под контроль тело киборга, отключив тому мозг.
Зал Совета нас встретит голограммой Центрального Компьютера, выполненного в виде красной голограммы и тремя очень крупными роботами модели Горн. Горн 5, расстреливающий разрывными снарядами напоминает морского краба. Горн 4, специализирующийся на смертельных объятиях стальными лезвиями больше похож на жука-бронзовку, благо и цвет соответствующий.
После уничтожения всех Горнов игра показывает конечный ролик, в котором после взрыва орбитальной станции главный герой о человечестве, наступившем хаосе, стремлении одиночек.
«Я не знаю, куда мы теперь идём, но мы хотя бы начали двигаться. Что ж, тоже вариант.»
Графика
К сожалению, в отличии от Власти Закона, эта игра похвастаться серьёзной графикой не может. Цветастая, аляповатая, бьющая отовсюду неоном и кислотными цветами, начиная от стартового экрана и заканчивая отдельными уровнями, игра показывает – вот он, киберпанк. В интерфейсе преобладающим является розовый цвет, за исключением иконок предметов, где основой является всё же серый цвет с вкраплениями голубых, светло-коричневых, зелёных, оранжевых и красных оттенков. Каждый уровень имеет свою цветовую гамму, если для Китайского квартала основополагающим можно считать жёлтый и оранжевый за счёт вывесок, асфальта и некоторых зданий, то в канализации больше тёмно-зелёного и серого.
Игровые уровни проработаны на достаточно высоком уровне, как на первом этаже, включенном по-умолчанию, так и на верхних этажах, отображение которых активируется либо через клавишу Home, либо через нажатие кнопки между кнопками режимами ведения огня и рюкзака. У многоэтажных зданий типа мэрии, Гигамаркета или жилого дома, в котором обитал главный герой, есть верхние этажи и крыши с достаточной детализацией. Крыши небольших построек, трубы и монорельсы на фабрике Торговой Коалиции, высокие билборды – всё качественно проработано, с ними можно ознакомится, включив режим отображения крыш.
В игре доступно полное вращение камеры, а также приближение и отдаление в ограниченных рамках. Благодаря тому, что сильно приблизить камеру к игровому уровню нельзя, графические недостатки оказываются не так заметны.
Геймплей
Игра является пошаговой тактико-стратегической ролевой игрой. От ролевой игры достался ограниченный набор персонажей – до шести, как в оригинале, так и в ремастере. Количество персонажей, доступных для принятия в команду – 13, включая не изгоняемого главного героя. Половина из всех персонажей доступна для найма в самом начале игры, и почти все уже изначально «заточены» под определённые задачи, такие как вождение техники, меткая стрельба из винтовок, ношение пулемётов и нанесение тяжкого телесного добра окружающим. Принять в команду персонажа возможно, как поговорив с ним, так и заполучить в результате скриптового действия. При этом игрок волен и отказать персонажу в принятии. Также персонажа можно и выгнать из команды. Каждый из персонажей обладает набором характеристик, которые возможно повышать с набором персонажей уровней. Опыт для повышения уровней возможно получить через выполнение основных и дополнительных миссий, убийство противников, взлом хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков, дверей) или роботов. В последних двух случаях опыт получает только тот, кто совершил успешный взлом.
Обзор характеристик и их влияния на игровой процесс:
Кроме прокачки при повышении уровня персонажем, увеличить параметры возможно с помощью специальных имплантов. Они помещаются в отдельный слот в инвентаре персонажа и являются не извлекаемыми. Импланты, отвечающие за здоровье персонажа – ускоритель метаболизма или автоматическая аптечка не повышают значение параметра, а лечат персонажа на указанное в описании импланта, или меньшее значение в начале хода. Имплант на повышение ловкости не реализован, так же, как и комплексные импланты.
Урон в игре и защита от него
В игре всего пять видов урона, основными являются ударный и энергетический – понижают уровень здоровья персонажа, дополнительные – огонь, так же снижающий уровень здоровья персонажа, электричество, понижающий значение параметров точности и ловкости, шоковый, снижающий количество очков хода, доступных персонажу. Дополнительные типы урона действуют ограниченное время (три хода) и накладываются на персонажа в начале его хода.
Существуют три импланта, повышающие сопротивляемость персонажа трём дополнительным типам урона по отдельности – терморегулятор, имплант электрика и антишокер соответственно. Они снижают уровень повреждения на указанный в описании процент, но не более чем на 100%. В игре также есть силовые экраны, которые полностью экранируют персонажа, находящегося за экраном от повреждения. Исключение составляют боеприпасы, действующие по площадям типа ракет, разрывных пулемётных боеприпасов, холодной плазмы, а также гранат – как боеприпасов, так и отдельных. Боеприпасы и гранаты при попадании в экран детонируют на расстоянии в 0,5 метра (силовой экран) или 1,5 метра (улучшенный силовой экран) от центра установки.
Игровой интерфейс
Игроку также доступен журнал, в котором отображаются новости, информация по текущей миссии, карта текущей локации, база данных, где находится информация об игровых объектах и субъектах. Одной из особенности игры является интерактивная карта – с её помощью возможно не только получить информацию о текущем районе с точками местонахождения торговцев, важных мест и зон перехода, но и получить общую картину переходов между районами.
Боёвка и связанный с ней пошаговый режим
Если юнит, ранее не находящийся в зоне видимости игрока в ней входит – игроку показывается только его перемещение и действия в зоне видимости. Зона видимости может быть перекрыта препятствиями типа техники или элементов окружения – стен, бордюров, колонн и подобных. Прозрачные элементы окружения препятствиями не являются. Зону видимости возможно увеличить с помощью переносной камеры, действующей пять ходов и показывающей врагов на дальности в 30 метров от точки установки, если они не находятся за препятствиями. Переносная камера действует пять ходов. Кроме переносной камеры возможно обнаружить противника с помощью сканеров – термосканера, действующего на дальности до 3 метров, и нейросканера, действующего на дальности до 6 метров. При использовании они отображают в том числе и скрытых за препятствиями противников на один ход.
С персонажами в команде связана одна багофича – при изгнании из команды у персонажа полностью восстанавливается запас здоровья и очков хода, сбрасываются все действующие на него дебафы. Поэтому если возможно принять назад – то можно за один ход зачистить всю локацию, выгоняя и принимая персонажа для восстановления здоровья и очков хода. Но для этого придётся бегать парой персонажей. Однако, эта фича будет работать только с персонажами, которые были наняты в текущем регионе, так как персонажа из другого региона принять в команду после изгнания нельзя. Кроме того, главного героя выгнать из команды также нельзя.
В одном из модов данный совет слегка видоизменён:
Передвижения по локациям
Перемещения возможны по хексгриду – шестиугольной карте локации. Хексгрид отвечает за проходимость уровня – есть зоны, которые не проходимые всегда, не проходимые временно (есть разрушаемые препятствия типа столов, будок и пр.), всегда проходимые. Также хексгрид отвечает за карту высот – возможно поднимание по лестнице, поднятие на лифтах. Многоэтажность при этом не реализована. У хексгрида существуют зоны, отвечающие за переход на другие уровни, за динамические объекты типа дверей, столов, будок, и прочих, а также зоны спавна, в которых юниты появляются на уровне. Системы укрытий, снижающих урон, нет. Если между открывающим огонь и целью есть препятствие – выстрела не будет. Гранаты метаются по навесной траектории, за исключением гранат как боеприпасов для гранатомётов. Метательные гранаты взрываются не сразу при попадании в препятствие, а некоторое расстояние ещё пролетают по инерции. Поэтому можно защитить свой отряд, рассредоточившись на границе уровня и уповая на рандом, чтобы граната, кинутая полицейским или армейцем, не попала в персонажа, а свалилась за пределы карты.
Ещё одной особенностью игры является общественный транспорт в двух городах – трамвай в Нижнем и автобусы в Верхнем городах. Они перемещаются в пределах одной карты по строго определённому маршруту, но при этом полностью скрывают от противника персонажей, зашедших в него. Кроме того, количество персонажей, помещённых в общественный транспорт неограниченно. Пройдя три хода от стартовой точки пути и не встретив препятствия на своём пути, транспорт доходит до конечной точки маршрута, высаживает всех пассажиров и исчезает.
Звуки
Время от времени на карте при отсутствии происходящих событий различные юниты могут разбавлять тишину своими случайными высказываниями, а игровые персонажи в команде могут начать произносить короткие истории. По большей части, смысловой нагрузки эти истории не несут, но могут дать своё представление о характере того или иного персонажа. В некоторых случаях характеры персонажей также могут быть раскрыты при выполнении их заданий, к примеру убийство главы Синдиката по просьбе находящейся в непосредственной близости от него бывшей медсестры, или присоединение к команде опытного водителя-гея за 300 кредитов.
Весьма примечательно также озвучены и обычные персонажи, начиная от типичных выкриков уличных торговцев, продающих «свежее синтетическое мясо» и заканчивая грассирующими армейскими коммандос.
Моды и аддоны для игры
Дальнейшее развитие
В своё время разными людьми были предприняты попытки развить эту игру, а точнее – расширить её функционал, достаточно ограниченный на момент выхода. На уже недоступном старом форуме Реальности была группа людей, которые с помощью сторонних программ смогли изменить исполняемый файл и часть библиотек.
После того, как в декабре 2013 года Виталий Шутов предоставил все найденные им и знакомыми старыми программистами MiST Land исходники как Кода Доступа, так и Власти закона, работа пошла значительно быстрее – были проведены эксперименты по смене используемого DirectX, так же расширению команды, доступных слотов для брони и расширение интерфейса персонажа. При этом, работа выполнялась при техническом ограничении – требовался гарантированный запуск игры на ОС Windows XP х86.
В 2014 году был анонсирован и выпущен компанией Играющие кошки ремастер данной игры, Код Доступа: Рай версии 1.08.0. В ходе работы над ремастером была добавлена поддержка больших и широкоформатных разрешений, убрана проверка диска при запуске новой игры, ускорены save/load, починены различные вылеты при взаимодействии с интерфейсом, ускорены скрытые перемещения и исправлен оконный режим. Кроме того, был исправлен баг с выдачей персонажу при принятии в команду ОХ как на начало хода. Сохранения и скриншоты теперь хранились не в папке самой игры. По моей просьбе, ремастер был оптимизирован и для запуска на Windows XP х86.
В итоге
Оригинальная игра сейчас воспринимается устаревшей, особенно без модификаций на улучшенные текстуры. Несмотря на это, прохождение сможет увлечь своей нелинейностью и практически полным отсутствием прямых подсказок игроку, что тому нужно делать. Информацию о текущем задании игроку необходимо выяснять из текстовых сообщений NPC-квестодателей, а также из своего журнала-дневника. Весьма забавно смотрятся довольно прогрессивные персонажи, такие как Джером или Анна. Катрин же, несмотря на свою бывшую службу в полиции, ощущения прогрессивности не вызывает, весьма характерно реагируя на различные происходящие события.
Игровой сюжет, не будучи явно отображён игроку и описываясь в игровом дневнике после перехода в новый регион – увлекателен, но является скорее подоплёкой для дальнейшего движения, а не тащит игрока самостоятельно. Учитывая значительное количество доступных модификаций, полное прохождение игры может занять продолжительное время, в некоторых случаях до полугода, что может являться хорошим показателем для игроков, которые обращают внимание на продолжительность игры.
Стоит также отметить и несколько пасхалок, оставленных разработчиками игры, в том числе и на сайты, посвящённые компьютерным играм, таких как iXBT.com и Game.EXE