Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников 8 декабря 2020 г. утвердил федеральную адресную инвестиционную программу на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Источник: Минэкономразвития России
Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников 8 декабря 2020 г. утвердил федеральную адресную инвестиционную программу на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (ФАИП). Объем средств на 2021 год составляет 846,3 млрд. рублей, на 2022 год – 885,8 млрд. рублей, на 2023 год – 925,8 млрд. рублей.
В рамках ФАИП предусмотрена реализация более 1 100 инвестиционных проектов, в том числе более 1 000 адресных объектов капитального строительства.
В их числе более 88 объектов в сфере здравоохранения, из них 17 онкологических центров, 3 инфекционные и 4 туберкулезные больницы. Запланировано более 50 объектов федеральных и региональных аэропортов (Московский транспортный узел, Новосибирск, Магнитогорск, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Грозный). Начнется и продолжится строительство и реконструкция более 60 объектов морского и речного транспорта, более 121 участка автомобильных дорог федерального значения, мостов и путепроводов. Планируется берегоукрепление и защита от наводнений, в том числе в Комсомольске-на-Амуре. Строительство и реконструкция более 40 образовательных учреждений, 30 крупных объектов в сфере культуры и 20 объектов в сфере спорта.
В рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2024 года» планируется реализация более 230 объектов и мероприятий, и з них 46 детских садов, 14 школ, 3 мероприятия по развитию объектов культуры, 7 объектов Здравоохранения, в том числе: «Многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера, г. Севастополь»; «Севастопольская больница скорой медицинской помощи» «Строительство городской инфекционной больницы на 200 коек», Строительство психоневрологического интерната; 13 объектов спорта, 44 объекта, направленных на обеспечение межнационального единства, и другие.
Ежегодно в ФАИП включается не больше 100-150 новых объектов, остальные объекты являются переходящими, т.е. ранее уже реализуемыми в рамках программы. При этом вводится в эксплуатацию ежегодно 200-300 объектов, что способствует снижению объемов незавершенного строительства.
Параметры ФАИП соответствуют проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и предложениям главных распорядителей средств федерального бюджета по адресному распределению бюджетных ассигнований.
Утверждена программа госинвестиций на 2021–2023 годы
Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) на 2021–2023 годы утверждена главой Минэкономики Максимом Решетниковым — в общей сложности на реализацию 1,1 тыс. инвестиционных проектов за трехлетку планируется потратить почти 2,7 трлн руб. бюджетных средств. По сравнению с 2020 годом расходы на госстройки в целом выросли всего на 1% (то есть с учетом инфляции — сократились). При этом существенный рост финансирования в 2021 году заложен по объектам из нацпроектов — сразу на 34%.
Минэкономики во главе с Максимом Решетниковым определилось, на что будут потрачены 2,7 трлн руб. средств государственной инвестпрограммы
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото
Минэкономики во главе с Максимом Решетниковым определилось, на что будут потрачены 2,7 трлн руб. средств государственной инвестпрограммы
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото
Минэкономики утвердило ФАИП на следующую трехлетку. Эта программа объединяет бюджетные расходы на государственные стройки, и ее стоимость составляет почти 2,7 трлн руб. В 2021 году объем финансирования составит 846 млрд руб., это на 1% больше, чем в этом году.
Почти половина заложенных на следующий год средств выделяется на объекты, необходимые для реализации нацпроектов — 376,2 млрд руб., это сразу на треть (на 34%) выше показателя этого года (291,2 млрд руб.).
Более всего средств, как и прежде, будет потрачено на реализацию Комплексного плана расширения и модернизации инфраструктуры — 153,8 млрд руб. в 2021 году. При этом объем его финансирования в рамках ФАИП несколько сократился (сейчас — 179,6 млрд руб.). В рамках плана, в частности, запланировано развитие Мурманского транспортного узла (9,7 млрд руб.).
Другое дорогостоящее направление ФАИП — нацпроект «Безопасные и качественные дороги». На предусмотренные им объекты в 2021 году выделяется 95,5 млрд руб., притом что в этом году на это было заложено всего 0,2 млрд руб. Среди наиболее значимых расходных статей — строительство и реконструкция участков федеральных трасс М10 «Скандинавия» (6,7 млрд руб.) и М18 «Кола» (5,9 млрд руб.).
ФАИП расходуется в 2020 году на четверть быстрее
Внушительные средства выделяются и на объекты в рамках нацпроектов «Наука» (26,1 млрд руб. против 6,4 млрд руб. в этом году) и «Жилье и городская среда», на который в этом году средства в рамках ФАИП не были предусмотрены (в 2021-м — 26 млрд руб.). В рамках некоторых нацпроектов финансирование объектов в ФАИП, напротив, снизится по сравнению с этим годом — это, например, «Здравоохранение» (20,5 млрд против 23 млрд руб.) и «Демография» (21,9 млрд против 25,3 млрд руб.).
Всего на 2021–2023 годы ФАИП предусмотрена реализация 1,1 тыс. инвестиционных проектов.
Запланировано строительство и реконструкция более 50 аэропортов, 40 образовательных и почти 90 медицинских учреждений. В год будет вводиться 200–300 объектов — это, полагают в Минэкономики, поспособствует снижению числа объектов незавершенного строительства.
Впрочем, в оценках эффективности ФАИП именно как инструмента борьбы с «незавершенкой» Минэкономики сильно расходится со Счетной палатой. Госаудиторы видят риски появления «незавершенки» в самом порядке формирования ФАИП (см. “Ъ” от 19 ноября) — в частности, из-за того, что в программу, как и ранее, включаются объекты, не готовые к началу строительства (например, без утвержденной проектной документации). В Минэкономики с этим не согласны, отмечая, что из 6 тыс. проблемных объектов менее 1% финансировалось ранее за счет ФАИП. Включение же проектов только при наличии утвержденной проектной документации «приводит к искусственному затягиванию начала работ минимум на год» — это создает риски удорожания проекта и появления «вечных строек», поясняют в ведомстве.
Число незавершенных объектов в госсекторе увеличилось
Генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов отмечает, что сейчас власти исходят из того, что в 2021 году российская экономика будет восстанавливаться и начнет расти. Поэтому, несмотря на снижение доходов бюджета, инвестрасходы не сокращаются — например, их существенно наращивает в своей инвестпрограмме Москва. Эксперт считает, что роль ФАИП сейчас недооценивается и у этого документа есть потенциал для улучшения госуправления: «Проблема координации стратегических планов высвечивается в ФАИП — в привязке к конкретной территории можно посмотреть, стыкуются ли планы по их развитию и реализации нацпроектов».
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 июня 2021 г. N 19733-СН/Д17и “О представлении отчетности о ходе реализации федеральной адресной инвестиционной программы и выполнения федеральных целевых программ за первое полугодие 2021 года”
Кроме того, необходимо представить информацию по объектам капитального строительства, ввод которых был предусмотрен в 2020 году, но не был осуществлен как в установленные сроки в рамках реализации ФАИП, так и в течение первого полугодия 2021 г., а также ввод по которым был осуществлен в течение первого полугодия 2021 г., но отчет не был представлен ранее.
Минэкономразвития России обращает особое внимание государственных заказчиков (государственных заказчиков-координаторов) федеральных целевых программ на необходимость качественной подготовки раздела «9. Общественно значимые результаты за 2021 год» аналитической справки (форма N 1), в том числе в части представления количественных значений общественно значимых результатов.
В составе отчета о ходе реализации ФАИП должна быть представлена информация о бюджетных ассигнованиях, предусмотренных в 2021 году на реализацию мероприятий по обеспечению жильем военнослужащих и иных категорий лиц по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, сведения о которых составляют государственную тайну (с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне).
Методические рекомендации по подготовке отчетности о ходе выполнения ФЦП и реализации ФАИП за первое полугодие 2021 г. размещены на сайтах федеральных государственных информационных систем «Информационная система многоаспектного анализа хода текущей реализации федеральных целевых программ» (http://fcp.economy.gov.ru), «Система формирования и анализа инвестиционных показателей и показателей фактического финансирования объектов капитального строительства» (http://faip.economy.gov.ru) в разделе «Методические материалы/Ведомственные документы», а также на официальном сайте Минэкономразвития России (http://economy.gov.ru) в разделе «Департаменты/Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений».
В соответствии с пунктом 36 Правил ФАИП аналитическая информация о ходе реализации ФАИП представляется до 25 июля 2021 г. в Департамент формирования государственного оборонного заказа Правительства Российской Федерации в части объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, включенных в ФАИП, и предназначенных для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по форме согласно приложению 3 к приказу Минэкономразвития России от 22 марта 2019 г. N 150 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы».
В соответствии с пунктом 37 Порядка разработки и реализации ФЦП отчетные материалы о ходе реализации ФЦП (формы N 1, 2, 3, 3а, 3б, 4, 4а, 5, 6, 7, 8) необходимо до 28 июля 2021 г. представить также в Департамент формирования государственного оборонного заказа Правительства Российской Федерации (в части ФЦП, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства), в Минобрнауки России (в части ФЦП, содержащих прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ), в Минвостокразвития России (в части вопросов социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа) и в Минфин России.
Государственный заказчик-координатор (государственный заказчик) ФЦП или главный распорядитель средств федерального бюджета по объектам ФАИП заполняет указанные формы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
При заполнении отчетности в информационных системах необходимо использовать актуализированные реквизиты доступа и информацию, предоставленную пользователям на обучающих семинарах в Минэкономразвития России.
Датой представления отчетной информации будет считаться дата и время нажатия кнопки «подписать» в интерфейсе вышеуказанных систем.
Материалы, имеющие гриф «Для служебного пользования» или содержащие сведения, составляющие государственную тайну, в вышеуказанных информационных системах не размещаются.
Также сообщаем, что отчетные формы о ходе выполнения ФЦП за первое полугодие 2021 г., имеющие гриф «Для служебного пользования» или содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в печатном виде в одном экземпляре с приложением электронного носителя информации (с соблюдением идентичности бумажной и электронной версий и требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне).
После заполнения в ИС ФАИП и ИС ФЦП формы выгружаются в соответствующих форматах Microsoft Office, подписываются в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или на бумажном носителе руководителем (заместителем руководителя) государственного заказчика-координатора ФЦП, руководителем (заместителем руководителя) главного распорядителя средств федерального бюджета и представляются в Минэкономразвития России.
В сопроводительных письмах в адрес Минэкономразвития России о ходе реализации ФАИП и ФЦП за первое полугодие 2021 г. следует указать дату размещения отчетных материалов в вышеуказанных информационных системах.
Адреса электронной почты для справок по вопросам подготовки отчетных материалов приведены в методических рекомендациях.
Методические рекомендации по подготовке отчетности о ходе реализации федеральной адресной инвестиционной программы и выполнения федеральных целевых программ за первое полугодие 2021 года
Главный распорядитель по объектам ФАИП или государственный заказчик-координатор (государственный заказчик) ФЦП заполняет отчетные формы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
I. Отчет об итогах реализации ФЦП за первое полугодие 2021 года
При наличии государственного заказчика-координатора государственные заказчики ФЦП представляют свои отчеты за первое полугодие 2021 г. государственному заказчику-координатору ФЦП. Государственный заказчик-координатор представляет в Минэкономразвития России сводный отчет по ФЦП за первое полугодие 2021 г., подготовленный на основании отчетов государственных заказчиков.
При наличии в ФЦП только одного государственного заказчика, государственный заказчик представляет отчет за первое полугодие 2021 г. по ФЦП в целом непосредственно в Минэкономразвития России.
Отчет о ходе выполнения ФЦП в целом должен содержать сведения:
о конкретных результатах реализации ФЦП за первое полугодие 2021 г. в разрезе мероприятий с указанием результатов по каждому государственному заказчику. В случае невыполнения отдельных мероприятий требуется указать причины невыполнения и возникающие в связи с этим негативные последствия и риски реализации запланированных мероприятий и отставания от утвержденных сроков выполнения работ;
о ходе размещения заказов и выполнении заключенных государственных контрактов в рамках программных мероприятий (включая, в случае наличия, причины низких темпов заключения государственных контрактов), а также о ходе заключения соглашений на предоставление субсидий из федерального бюджета (включая, в случае наличия, причины низких темпов заключения соглашений);
об использовании за первое полугодие 2021 г. средств федерального бюджета, об объемах привлеченных средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников (включая, в случае наличия, причины низких темпов осуществления кассовых расходов и привлечения средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников);
о необходимости корректировки ФЦП с указанием обоснований и о ходе ее проведения;
о наличии и состоянии объектов незавершенного строительства и об объемах необходимого финансирования;
о результативности прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР), о вновь созданных объектах интеллектуальной собственности, о внедрении и эффективности инновационных проектов;
о результатах реализации мероприятий по направлению «прочие нужды»;
о результатах реализации ключевых мероприятий;
о проблемных ситуациях, возникших при реализации отдельных программных мероприятий, и принятых государственными заказчиками мерах по их устранению.
В случае отставания в выполнении или невыполнении запланированных программных мероприятий государственным заказчикам необходимо отразить в докладе принятые в отчетном периоде и запланированные на первое полугодие 2021 г. меры, направленные на:
обеспечение работы по заключению государственных контрактов, по выполнению и финансированию программных мероприятий, а также по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства в установленные сроки;
привлечение предусмотренных средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников для выполнения установленных на 2020 год заданий;
своевременную корректировку ФЦП;
снятие ограничений по выполнению работ и открытию финансирования программных мероприятий;
Необходимо представить информацию о принятых мерах по обеспечению устранения допущенного в течение за первое полугодие 2021 г. отставания в реализации ФЦП.
Отчет об итогах реализации ФЦП за первое полугодие 2021 г. должен состоять из аналитической справки по форме № 1 и заполненных табличных форм № 2, 3, 3а, 3б, 4, 4а, 5, 6, 7, 8.
Обращаем внимание, что данные, содержащиеся в различных отчетных формах, должны быть идентичны между собой (так, например, данные, отраженные в разделе 9. «Основные итоги реализации программы за первое полугодие 2021 г. в разрезе мероприятий» аналитической справки по форме № 1 в позициях «По направлению НИОКР» и «По направлению «Прочие нужды», должны быть идентичны данным, представленным в формах отчетности № 4, 5).
К отчету прикладываются копии форм федерального статистического наблюдения № 1-ФЦП «Сведения об использовании средств из бюджетных и внебюджетных источников финансирования на выполнение федеральных целевых программ (подпрограмм)».
Информация в формах отчетности по ФЦП должна соответствовать информации федерального статистического наблюдения.
Государственный заказчик-координатор (государственный заказчик) ФЦП заполняет указанные формы в федеральной государственной информационной системе «Информационная система многоаспектного анализа хода текущей реализации федеральных целевых программ» по Интернет-адресу: http://fcp.economy.gov.ru с использованием актуализированных реквизитов доступа в соответствии с информацией, представленной пользователям на обучающих семинарах в Минэкономразвития России. Датой представления отчетной информации будет считаться дата и время нажатия кнопки «подписать» в интерфейсе вышеуказанной системы.
После заполнения формы отчетности выгружаются в соответствующих форматах Microsoft Office, подписываются в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или на бумажном носителе руководителем (заместителем руководителя или уполномоченным лицом, с приложением копии документа, подтверждающего передачу полномочий на подписание данных материалов) государственного заказчика-координатора ФЦП, руководителем главного распорядителя (заместителем руководителя или уполномоченным лицом, с приложением копии документа, подтверждающего передачу полномочий на подписание данных материалов) и представляются в Минэкономразвития России.
При формировании материалов, имеющих гриф «Для служебного пользования» или содержащих сведения, составляющие государственную тайну, форма отчетности № 1 заполняется в формате Microsoft Word, формы отчетности №№ 2, 3, 3а, 3б, 4, 4а, 5, 6, 7, 8 заполняются в формате Microsoft Excel. Контакты для справок: SkorobogatovAV@economy.gov.ru, Staferova@economy.gov.ru, Frolovaiy@economy.gov.ru, Borsheva@economy.gov.ru, Yarovikova@economy.gov.ru.
Форма № 2 содержит обобщенные сведения о выполнении мероприятий ФЦП с расшифровкой по направлениям «капитальные вложения», НИОКР, «прочие нужды», а также по источникам финансирования, о финансировании ФЦП, о ходе заключения контрактов (соглашений) и заполняется в следующем порядке.
Объемы предусмотренных средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников указываются в соответствии с утвержденной программой, что применительно к формам № 3, 3а, 4, 5, 8.
В графе 4 указываются фактически выполненные объемы работ в соответствии с утвержденными актами приемки работ за первое полугодие 2021 г. (без учета работ, выполненных за счет авансов прошлых лет) в рамках заключенных государственных контрактов (новых и переходящих) и соглашений на выполнение программных мероприятий, а также контрактов и договоров за счет средств, предусмотренных в 2021 году (заполняются только строки 1, 2, 3 и 4).
В случае если бюджетные ассигнования в рамках ФАИП предусмотрены на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, и мероприятия ФАИП реализуются посредством заключения между главными распорядителями и акционерными обществами договоров на передачу акций, указывается объем фактически освоенных средств за счет всех источников в соответствии с актами выполненных работ, а не номинальная стоимость полученных акций.
В графе 5 указываются соответственно по строкам кассовые расходы «*» всех государственных заказчиков ФЦП в рамках действующих в 2021 году государственных контрактов и соглашений (новых и переходящих) за счет средств федерального бюджета (в случае несоответствия данным по кассовым расходам Федерального казначейства необходимо указать причины), а также фактические расходы «**» за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников по контрактам и договорам.
В графах 6 и 7 указываются соответственно по строкам сведения о количестве действующих в 2021 году государственных контрактов (новых и переходящих) и соглашений на выполнение программных мероприятий за счет средств федерального бюджета, а также контрактов и договоров за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
При этом отображению в графах 6 и 7 подлежат только такие контракты и соглашения, которые направлены на выполнение программных мероприятий.
В случае если бюджетные ассигнования в рамках ФАИП предусмотрены на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, а также если мероприятия ФАИП реализуются посредством заключения между главными распорядителями и акционерными обществами договоров на передачу акций, указывается количество действующих государственных контрактов (новых и переходящих) и соглашений непосредственно на выполнение программных мероприятий, а не количество договоров на передачу акций.
В графах 8 и 9 указывается соответственно по строкам суммарная стоимость действующих в 2021 году государственных контрактов (новых и переходящих) и соглашений на выполнение программных мероприятий за счет средств федерального бюджета, а также контрактов и договоров за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников, указанных в графах 6 и 7 соответственно.
Форма № 3 содержит информацию о результатах реализации программных мероприятий по направлению «капитальные вложения», включенных в ФАИП, с расшифровкой по бюджетным инвестициям в объекты государственной собственности Российской Федерации, собственности акционерных обществ и их дочерних обществ (в соответствии с договором об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций), субсидиям в объекты государственной собственности Российской Федерации, в объекты собственности юридических лиц, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, в объекты собственности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, дочерних обществ юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, и по межбюджетным субсидиям на капитальные вложения в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
Государственному заказчику-координатору ФЦП необходимо подтвердить корректность данных, установив соответствующий признак («чекбокс») по каждому объекту в колонке «принято», либо указать причину несогласия и дополнительные комментарии в колонке «Причина отклонения и другие комментарии госзаказчика».
Если материалы имеют гриф «Для служебного пользования» или содержат сведения, составляющие государственную тайну, то данная форма представляется в бумажном виде и на электронном носителе информации (в формате Microsoft Word и/или Excel) с соблюдением идентичности и требований законодательства.
В графе 2 указываются все объекты капитального строительства, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), объекты недвижимого имущества государственной собственности Российской Федерации, предусмотренные ФЦП на 2021 год, а также объекты капитального строительства, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), предусмотренные соглашениями на 2021 год о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
Порядок следования объектов в заполняемых формах должен соответствовать порядку следования объектов в ФАИП.
В графе 3 указываются по строкам бюджетные назначения 2021 года в соответствии с ФАИП по состоянию на 1 июля 2021 года.
В графах 5 и 7 указываются предусмотренные на 2021 год объемы финансирования по перечисленным в графе 2 стройкам и объектам из бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также из внебюджетных источников соответственно.
В графе 9 указываются предусмотренные на 2021 год суммарные объемы финансирования по перечисленным в графе 2 стройкам и объектам за счет всех источников финансирования.
В графах 4, 6, 8 и 10 указываются фактические объемы финансирования работ по стройкам и объектам из различных источников и суммарно.
В графе 11 указывается фактическое освоение средств за первое полугодие 2021 г. в соответствии с утвержденными актами сдачи-приемки работ (без учета работ, выполненных за счет авансов прошлых лет).
В графе 12 приводится краткое описание и объемы ключевых (наиболее важных или затратных) работ, выполненных за первое полугодие 2021 г., в натуральных количественных показателях, а также указывается уровень технической готовности объекта.
В случае отсутствия в ФЦП мероприятий по направлению «капитальные вложения», форма может не представляться. При этом необходимо в разделе «9. Основные итоги реализации программы за первое полугодие 2021 г. в разрезе мероприятий» аналитической справки (форма 1) указать: «Мероприятия по направлению «капитальные вложения», планируемые к реализации в 2021 году в рамках ФЦП отсутствуют.».
Форма № 3а содержит информацию о результатах реализации программных мероприятий по направлению «капитальные вложения», не включенных в ФАИП (не предусмотрено финансирование из федерального бюджета) и не указанных в форме № 3.
Форма заполняется аналогично форме № 3, но вручную.
В графе 2 указываются объекты капитального строительства, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), объекты недвижимого имущества государственной собственности Российской Федерации, предусмотренные в рамках ФЦП, реализация (финансирование) которых осуществляется по направлению «капитальные вложения», не включенные в ФАИП (по которым не предусмотрено финансирование из федерального бюджета).
В графах 3 и 5 указываются предусмотренные на 2021 год объемы финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также из внебюджетных источников соответственно (по перечисленным в графе 2 стройкам и объектам).
В графе 7 указываются предусмотренные на 2021 год суммарные объемы финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также из внебюджетных источников соответственно (по перечисленным в графе 2 стройкам и объектам).
В графах 4, 6, 8 указываются фактические объемы финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также из внебюджетных источников соответственно работ по стройкам и объектам из различных источников и суммарно.
В графе 9 указывается фактическое освоение средств за первое полугодие 2021 г. в соответствии с утвержденными актами сдачи-приемки работ.
В графе 10 приводится краткое описание и объемы ключевых (наиболее важных или затратных) работ, выполненных за первое полугодие 2021 г., в натуральных количественных показателях, а также указывается уровень технической готовности объекта.
В случае отсутствия в ФЦП мероприятий по направлению «капитальные вложения», не включенных в ФАИП (по которым не предусмотрено финансирование из федерального бюджета), форма может не представляться. При этом необходимо в разделе «8. Основные итоги реализации программы за первое полугодие 2021 г. в разрезе мероприятий» аналитической справки (форма 1) указать: «Мероприятия по направлению «капитальные вложения», планируемые к реализации в 2021 году в рамках ФЦП отсутствуют.».
Форма № 3б содержит информацию об объектах незавершенного строительства, реализация которых осуществлялась в рамках ФЦП и срок ввода которых был запланирован до 1 января 2021 года.
В графе 3 указывается наименование государственного заказчика ФЦП, ответственного за реализацию мероприятия ФЦП, в рамках которого предусмотрена реализация соответствующего Объекта.
В графе 4 необходимо указать наименование мероприятия ФЦП, в рамках которого предусмотрена реализация объекта.
В графе 5 указывается мощность Объекта с указанием единиц измерения в соответствии с «ОК 015-94 (МК 002-97). Общероссийский классификатор единиц измерения», утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 366.
В графе 6 указывается сметная стоимость Объекта в тыс. рублях (в ценах соответствующих лет в соответствии с параметрами ФЦП).
В графе 7 указывается плановый год начала реализации Объекта в соответствии с ФЦП (в редакции, предусматривающей реализацию объекта).
В графе 8 указывается фактический год начала реализации Объекта.
В графе 9 указывается плановый год завершения реализации объекта (ввода в эксплуатацию) Объекта в соответствии с ФЦП (в соответствии с последней редакцией ФЦП).
В графе 10 указывается фактический год завершения реализации объекта (ввода в эксплуатацию) Объекта либо прогнозные данные.
В графе 11 указывается уровень технической готовности Объекта по состоянию на конец отчетного периода.
В графе 12 указывается объем фактических расходов на реализацию Объекта за весь период реализации за счет всех источников финансирования по состоянию на конец отчетного периода.
В графе 13 указывается объем фактических расходов на реализацию Объекта за весь период реализации за счет средств федерального бюджета по состоянию на конец отчетного периода.
В графе 14 указывается остаток сметной стоимости Объекта (в ценах соответствующих лет).
В графах 15 и 16 указываются объемы финансирования Объекта, необходимые для завершения реализации объекта (в ценах соответствующих лет).
В графе 17 указывается информация о текущем состоянии Объекта, выполненных работах, в том числе произведенных в отчетном периоде в натуральных количественных показателях, о необходимости корректировки проектной документации, и мерах, принимаемых для завершения реализации Объекта.
В случае отсутствия таких Объектов форма может не представляться. При этом необходимо в разделе «8. Основные итоги реализации программы за первое полугодие 2021 г. в разрезе мероприятий» аналитической справки (форма 1) указать: «Объекты незавершенного строительства, реализация которых осуществлялась в рамках ФЦП и срок ввода которых был запланирован до 1 января 2021 года, отсутствуют.».
Форма № 4 содержит информацию о результатах реализации программных мероприятий по направлению НИОКР и заполняется в следующем порядке.
В графе 2 указываются все НИОКР в рамках программного мероприятия или тематического направления, вид НИОКР (военного, специального, двойного или гражданского назначения).
Для НИОКР, финансируемых за счет средств федерального бюджета, указываются реквизиты государственного контракта, исполнитель, дата и регистрационный номер НИОКР в единой государственной системе учета НИОКР. Для НИОКР, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников, указываются реквизиты и исполнитель контракта (договора).
При этом отмечаем, что также указываются мероприятия НИОКР, по которым в отчетном периоде не предусмотрено финансирование, но осуществляется работа по получению охранных документов на объекты интеллектуальной собственности или поданы заявки на их получение независимо от времени их выполнения и окончания контрактов (в том числе, в рамках программных мероприятий).
В графе 4 указывается дата подведения итогов конкурса на размещение государственного заказа на выполнение НИОКР (например: 01.01.2021).
В графе 6 указывается объем финансирования мероприятий, тематических направлений (в разрезе контрактов, соглашений) по направлению НИОКР, перечисленных в графе 2, на весь период их реализации за счет соответствующих источников финансирования.
В графе 7 указывается объем финансирования мероприятий, тематических направлений (в разрезе контрактов, соглашений) по направлению НИОКР, перечисленных в графе 2, за счет соответствующих источников финансирования, предусмотренных в программе с учетом бюджетных назначений, утвержденных Законом, и изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись федерального бюджета по состоянию на 1 июля 2021 года.
В графе 8 указываются соответственно по строкам кассовые расходы «**» за отчетный период 2021 года по мероприятиям, тематическим направлениям (в разрезе контрактов, соглашений) на выполнение НИОКР за счет средств федерального бюджета, а также фактические расходы «***» за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников по контрактам и договорам на выполнение НИОКР.
По строкам «Объем финансирования НИОКР по программе» и «Наименование мероприятия, тематического направления» заполняются только графы 6, 7 и 8 с указанием общих объемов финансирования за счет соответствующих источников, а также суммарные показатели за счет всех источников финансирования.
В графе 10 указываются сведения о балансовом учете объектов интеллектуальной собственности в виде нематериальных активов, их стоимости и балансодержателе в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н.
В графе 11 указываются сведения о закреплении, использовании и/или передаче прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности».
В графе 12 указываются результаты выполнения этапов НИОКР за первое полугодие 2021 г., а также их влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации, в случае несовпадения сроков этапов и отчетного периода приводятся промежуточные результаты работ в рамках выполнения предусмотренного этапа.
В случае отсутствия мероприятий по направлению НИОКР, форма может не представляться. При этом необходимо в разделе «8. Основные итоги реализации программы за 2020 год в разрезе мероприятий» аналитической справки (форма 1) указать: «Мероприятия по направлению НИОКР, планируемые к реализации в 2021 году в рамках ФЦП отсутствуют.».
Форма № 4а содержит информацию о результатах НИОКР гражданского назначения, полученных за отчетный период в рамках ФЦП, по видам интеллектуальной собственности (заявки).
По вопросам заполнения указанной формы следует обращаться в Минобрнауки России.
Форма № 5 содержит информацию о результатах реализации программных мероприятий по направлению «прочие нужды» и заполняется в следующем порядке.
В графе 2 в зависимости от механизма реализации программного мероприятия указывается наименование государственного контракта, его реквизиты и исполнитель, или соглашение о предоставлении субсидии, его реквизиты и получатель.
В графе 3 указывается код вида расходов в соответствии с Законом.
В графе 5 указываются годы начала и окончания действия контракта на выполнение мероприятия или соглашения о предоставлении субсидии (например: 2021- 2022).
В графе 6 указывается дата размещения заказа на поставку продукции, выполнение работ (услуг) (например: 01.12.2021).
В графе 8 указывается объем финансирования мероприятий, тематических направлений (в разрезе контрактов, соглашений) по направлению «прочие нужды», перечисленных в графе 2, на весь период их реализации за счет соответствующих источников финансирования.
В графе 9 указывается объем финансирования мероприятий, тематических направлений (в разрезе контрактов, соглашений) по направлению «прочие нужды», перечисленных в графе 2, за счет соответствующих источников финансирования, предусмотренный в 2021 году по программе с учетом бюджетных назначений, утвержденных Законом, с учетом изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись федерального бюджета по состоянию на 1 июля 2021 года. При этом итоговые значения по графе 9 по источникам финансирования должны соответствовать итоговым значениям строки 4 графы 3 формы 2 настоящих методических рекомендаций.
В графе 10 указываются соответственно по строкам кассовые расходы «***» по мероприятиям, тематическим направлениям (в разрезе контрактов, соглашений) по направлению «прочие нужды», перечисленным в графе 2, за отчетный период 2021 года за счет средств федерального бюджета, а также фактические расходы «****» за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников по контрактам и договорам по направлению «прочие нужды».
Графа 11 содержит аннотацию результатов завершенных этапов или мероприятия в целом с использованием натуральных количественных показателей с указанием их вклада в социально-экономическое развитие Российской Федерации.
В случае отсутствия мероприятий по направлению «прочие нужды» форма может не представляться. При этом необходимо в разделе «8. Основные итоги реализации программы за 2021 год в разрезе мероприятий» аналитической справки (форма 1) указать: «Мероприятия по направлению «прочие нужды», планируемые к реализации в 2021 году в рамках ФЦП отсутствуют.».
Форма № 6 содержит сведения о государственных контрактах, действующих в рамках ФЦП в период с 2021 по 2027 годы и заполняется в следующем порядке.
В случае если бюджетные ассигнования в рамках ФАИП предусмотрены на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, и мероприятия ФАИП реализуются посредством заключения между главными распорядителями и акционерными обществами договоров на передачу акций, указывается количество действующих государственных контрактов (новых и переходящих) и соглашений непосредственно на выполнение программных мероприятий, а не количество договоров на передачу акций.
в строке 1.1. указываются объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на заключение государственных контрактов;
в строке 1.2. указываются объемы бюджетных ассигнований, которые расходуются вне процедуры размещения заказов и заключения государственных контрактов (субсидии, гранты).
В строке 2 указываются объемы бюджетных ассигнований по заключенным контрактам;
в строке 2.1. указываются объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на заключение государственных контрактов;
в строке 2.2. указываются объемы бюджетных ассигнований, на которые заключены договора, контракты, соглашения о предоставлении субсидий, грантов.
В строке 3 указывается уровень контрактования, который определяется следующим образом: объемы бюджетных ассигнований по заключенным государственным контрактам (строка 2) делятся на объемы бюджетных ассигнований, необходимых для выполнения государственного контракта (строка 1) и умножается на 100.
Форма № 7 содержит данные об освоении средств, выделенных на реализацию мероприятий ФЦП в предыдущие периоды (нарастающим итогом). Форма заполняется вручную.
В графе 2 указываются мероприятия, объекты капитального строительства, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), объекты недвижимого имущества государственной собственности Российской Федерации, мероприятия по направлению НИОКР и «прочие нужды», реализация которых была предусмотрена в рамках ФЦП, работы по которым в отчетном периоде были выполнены за счет средств, выделенных на их реализацию до 1 января 2021 г. (включая авансовые платежи).
В графе 3 указывается объем неосвоенных средств прошлых лет (за счет всех источников финансирования), выделенных на реализацию мероприятий по состоянию на 1 января 2021 г., по каждому мероприятию.
В графе 4 указывается объем освоенных средств прошлых лет (фактически выполненные объемы работ в соответствии с утвержденными актами приемки работ в рамках заключенных государственных контрактов (новых и переходящих) и соглашений на выполнение программных мероприятий, а также контрактов и договоров) по состоянию на отчетный период (за счет всех источников финансирования).
В графе 5 приводится результат выполненных работ (услуг) по состоянию на отчетную дату за счет средств прошлых лет.
В графе 6 и 7 указываются плановая и фактическая даты выполнения работ (услуг).
В графе 8 следует указать предусмотрена ли в рамках ФЦП реализация мероприятия в 2020 году (указать «да» или «нет»).
В случае отсутствия неосвоенных средств прошлых лет (за счет всех источников финансирования), выделенных на реализацию мероприятий ФЦП до 1 января 2021 г., форма может не представляться. При этом необходимо в подразделе «Освоено за 2021 год» раздела 6 аналитической справки (форма 1) указать: «Неосвоенные средства прошлых лет (за счет всех источников финансирования), выделенные на реализацию мероприятий ФЦП до 1 января 2021 г., отсутствуют».
В графе 2 указываются по строкам бюджетные назначения 2021 года в соответствии с утвержденной ФЦП.
В графах 3, 5, 7 и 9 указываются фактические объемы финансирования работ из различных источников и суммарно.
В графах 6 и 8 указываются предусмотренные на 2021 год объемы финансирования из бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также из внебюджетных источников соответственно, в соответствии с утвержденными объемами финансирования в соответствующем разделе (приложении) ФЦП о реализуемых программных мероприятиях по опережающему развитию приоритетных территорий.
В графе 9 указываются предусмотренные на 2021 год суммарные объемы финансирования работ за счет всех источников финансирования, в соответствии с утвержденными объемами финансирования в соответствующем разделе (приложении) ФЦП о реализуемых программных мероприятиях по опережающему развитию приоритетных территорий.
В графе 10 приводится краткое описание и объемы ключевых (наиболее важных или затратных) работ, выполненных за отчетный период, в натуральных количественных показателях, а также указывается уровень технической готовности объекта.
II. Отчет об итогах реализации ФАИП за первое полугодие 2021 года
Аналитическая информация является обязательной к заполнению как по объектам, включенным в ФЦП, так и по объектам, не включенным в ФЦП. Главные распорядители, являющиеся субъектами бюджетного планирования, представляют в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации ФАИП только по объему бюджетных ассигнований (с учетом внесенных изменений), выделенному им как главным распорядителям.
Отчетность главного распорядителя о ходе реализации ФАИП включает аналитическую записку в формате Microsoft Word и табличную отчетность по форме ФАИП в формате Microsoft Excel по полному объему бюджетных ассигнований, предусмотренному на реализацию ФАИП.
Кроме того, в электронном виде в Системе главным распорядителем также должны быть загружены аналитическая записка в формате Microsoft Word и разделы формы ФАИП «V. Информация о проведении публичного технологического и ценового аудита объектов капитального строительства (аудит), реализуемых в рамках федеральной адресной инвестиционной программы», «VI. Отчет о количестве объектов капитального строительства, которые подлежат проведению публичного технологического и ценового аудита (аудит)», «VII. Сведения о вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства, ранее включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, завершение строительства которых осуществляется без использования средств, предоставляемых из федерального бюджета в текущем и последующих финансовых годах» в формате Microsoft Excel.
Отчет о ходе реализации ФАИП должен содержать информацию обо всех объектах федеральной собственности, объектах собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, дочерних обществ таких юридических лиц, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, дочерних обществ юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, и объектах и мероприятиях региональной и муниципальной собственности, на софинансирование которых предоставляются субсидии из федерального бюджета, включенных в ФАИП.
Главные распорядители представляют с использованием Системы межведомственного электронного документооборота органов власти (МЭДО) или на бумажном носителе единый комплект отчетности по предусмотренному на отчетный финансовый год объему бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета (с учетом внесенных изменений) по состоянию на конец отчетного периода. Не допускается представление отдельных отчетов о ходе реализации ФАИП за первое полугодие 2021 года от структурных подразделений (департаментов, управлений, служб) главного распорядителя.
Объекты капитального строительства, по которым в рамках ФАИП в отчетном году предусмотрены средства исключительно на проведение проектных и изыскательских работ (ПИР), следует учитывать как самостоятельные объекты. Если по объекту капитального строительства в 2021 году средства предусмотрены и на ПИР, и на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), то указанный объект учитывается один раз.
Перечень объектов и мероприятий, а также порядок их следования в электронных формах отчетности, выгружаемых из ИС ФАИП, соответствует составу и порядку следования объектов в ФАИП, с учетом изменений, внесенных на конец отчетного периода. Менять указанный порядок при подготовке отчетности не допускается.
В случае если необходимо представить информацию о ходе строительства объектов, реализуемых в рамках мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта), которое в составе ФАИП по состоянию на конец отчетного периода не детализировано или не подлежит детализации, такая информация может быть включена в состав аналитической записки либо в описание технического результата. При этом учитывать данное мероприятие следует как одну позицию.
В рамках отчетности в Минэкономразвития России представляется информация о ходе строительства объектов, включенных в ФАИП, без учета объектов, входящих в государственный оборонный заказ, а также информация о бюджетных ассигнованиях, предусмотренных в отчетном финансовом году на реализацию мероприятий по обеспечению жильем военнослужащих и иных категорий лиц по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе сведения о которых составляют государственную тайну (с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне).
По форме ФАИП отчетность также представляется в коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации в части объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, включенных в ФАИП и предназначенных для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Аналитическая записка о ходе реализации ФАИП составляется в произвольной форме в формате Microsoft Word, в том числе по ФЦП и по объектам, не включенным в ФЦП.
В аналитической записке необходимо:
перечислить объекты, ввод которых в эксплуатацию запланирован в текущем году, и представить по ним краткий анализ хода строительства и финансирования, отдельно отразив объекты, строительство по которым осуществляется с отставанием от утвержденных календарных планов строительства, с указанием мер, предпринимаемых главным распорядителем для ликвидации допущенного отставания;
перечислить объекты, по которым по состоянию на конец первого полугодия 2021 г. не были проведены торги и заключены государственные контракты (договоры), с обязательным указанием объективных причин позднего заключения либо не заключения контрактов (договоров);
отметить, заключены ли соглашения с субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета на софинансирование объектов региональной (муниципальной) собственности;
перечислить объекты, по которым контракты (договоры) заключены, но финансирование которых в течение первого полугодия 2021 г. не было открыто, с указанием объективных причин;
перечислить объекты, по которым по которым# осуществлялось финансирование, однако средства в отчетном периоде освоены не были, с указанием объективных причин отсутствия освоения средств;
перечислить объекты, введенные в первом полугодии 2021 г.;
представить краткий анализ хода строительства и финансирования важнейших (наиболее крупных, значимых) объектов в порядке их следования, установленном в электронном виде;
отразить объем дебиторской задолженности, сложившейся по объектам, а также причины ее образования;
представить информацию об объектах капитального строительства, ввод которых был предусмотрен в 2020 году, но не был осуществлен в установленные сроки.
Кроме того, в аналитической записке необходимо отдельно выделить объекты, реализуемые в рамках национальных проектов, представить анализ хода строительства и финансирования этих объектов.
При заполнении форм отчетности в части объектов, сведения о которых составляют государственную тайну (т.е. без использования программного продукта), следует заполнять все расчетные строки (в частности, суммарные значения средств по строкам «Программная часть», «Объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы», «Всего» по каждому источнику финансирования). В форме необходимо указывать названия видов экономической деятельности (отрасли) в разрезе ФЦП и в части объектов, не включенных в ФЦП.
Заполнение раздела I формы ФАИП «Отчет о количестве объектов капитального строительства, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 20_ год» в Системе является полностью автоматизированным. Главные распорядители осуществляют сверку информации о количестве объектов. В случае если данные, размещенные на сайте, расходятся с данными главного распорядителя, следует обратиться в службу поддержки по телефону, указанному на сайте. В раздел I формы ФАИП добавлены графы 4 и 9, содержащие количественную информацию об объектах капитального строительства, по которым в текущем году средства предусмотрены исключительно на завершение ПИР.
В разделе II формы ФАИП «Отчет о ходе строительства объектов капитального строительства, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 20__ год» в графах 5 «Капитальные вложения, в том числе бюджеты субъектов Российской Федерации» и 6 «Капитальные вложения, в том числе прочие источники» запланированные объемы финансирования по объектам, включенным в ФЦП, должны соответствовать параметрам утвержденных ФЦП.
В графах «Профинансировано» следует указывать фактическое кассовое исполнение за счет соответствующих источников финансирования, при этом по расходам федерального бюджета указывается фактическое кассовое исполнение по данным Федерального казначейства.
В графе 11 «Фактически освоено» указывается объем освоенных средств за первое полугодие 2021 года за счет всех источников в соответствии с актами выполненных работ. Особо следует отметить, что в отчете указывается освоение за счет средств, предусмотренных на финансирование объектов ФАИП в текущем финансовом году.
В отчете не учитываются работы, выполненные за счет авансов прошлых лет.
В случае если бюджетные ассигнования в рамках ФАИП предусмотрены на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, и мероприятия ФАИП реализуются посредством заключения между главными распорядителями и акционерными обществами договоров на передачу акций, в графе 11 «Фактически освоено» указывается объем фактически освоенных средств за счет всех источников в соответствии с актами выполненных работ, а не стоимость полученных акций. Данная информация заполняется на основании отчетов вышеуказанных юридических лиц, предоставляемых главному распорядителю в соответствии с договором о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета.
В графах 12-13 «Дебиторская задолженность» указывается объем дебиторской задолженности, сложившейся по объекту в ходе выполнения государственных контрактов (договоров), по состоянию на 1 января 2021 г. (графа 12) и по состоянию на 1 июля 2021 г. (графа 13). Данные об объеме дебиторской задолженности должны соответствовать данным, отраженным в бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
В графе 14 «Авансовые платежи (на конец отчетного периода)» указывается объем авансовых платежей, осуществленных в течение первого полугодия 2021 года (выплаченных, но не закрытых актами выполненных работ в отчетный период).
В графе 15 «Ожидаемое выполнение» необходимо указать объем средств за счет всех источников, которые планируется освоить до конца года. Данное значение может отличаться от предусмотренного на год объема средств, например, в случае экономии по результатам конкурса, либо в случае возникновения отставания на отдельных объектах.
В графах 16, 17 и 18 необходимо указывать «Год начала строительства», «Год ввода объекта в эксплуатацию» и «Месяц фактического ввода объекта в эксплуатацию» соответственно. Обращаем внимание, что в графе 17 год ввода объекта в эксплуатацию указывается в соответствии с годом, установленным в ФАИП, а графа 18 заполняется по факту ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с полученным разрешением на ввод объекта в эксплуатацию (т.е. в графе 18 необходимо указать месяц (например, «03»), в котором получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию).
По объектам капитального строительства, по которым в рамках ФАИП в отчетном году предусмотрены средства исключительно на проведение ПИР, в графе 18 необходимо указать месяц фактического завершения ПИР, то есть получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (в случае если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным).
В графе 19 «Процент технической готовности, %» указывается процент технической готовности объекта капитального строительства на конец отчетного периода.
В графе 21 «Описание технического результата за отчетный период» следует привести подробную аннотацию выполненных в течение отчетного периода ключевых работ с использованием натуральных количественных показателей. Также в данной графе необходимо указать, заключен ли контракт на выполнение подрядных работ, а в случае его отсутствия указать причину. В случае если объект подлежит вводу в эксплуатаци в текущем году, в данной графе необходимо указать, введен ли он по состоянию на конец отчетного периода и, при наличии, указать дату и номер акта ввода в эксплуатацию. По объектам капитального строительства, по которым в рамках ФАИП в отчетном году предусмотрены средства исключительно на проведение ПИР, в данной графе необходимо указать дату получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (в случае если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным).
Обращаем внимание, что данная графа обязательна к заполнению! Кроме того, информация, указанная главными распорядителями в данной графе, будет использована при подготовке во исполнение статьи 264.7 Бюджетного кодекса Российской Федерации информации о предоставлении средств из федерального бюджета (за исключением субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных статьей 79.1 Бюджетного кодекса) в соответствии с ФАИП и об использовании указанных средств с распределением по объектам капитального строительства или объектам недвижимого имущества.
Информация, приведенная в форме ФАИП, должна соответствовать информации, представляемой в Росстат.
Раздел формы ФАИП «III. Сведения об объектах капитального строительства, ввод которых был предусмотрен, но не был осуществлен в установленные сроки в рамках реализации адресной программы в отчетном финансовом году на 20_ год» содержит информацию об объектах капитального строительства, ввод которых был предусмотрен в 2020 году, но не был осуществлен в установленные сроки в рамках реализации ФАИП в 2020 году, так и в течение первого полугодия 2021 года.
В графе 8 указывается процент технической готовности объекта на отчетную дату.
В графе 9 необходимо указать причины отсутствия ввода объекта в эксплуатацию и актуальное состояние объекта за отчетный период (какие работы завершены, получено ли разрешение на ввод в текущем году и т.д.), а также решения, принятые для обеспечения ввода объекта в эксплуатацию.
В графе 10 в обязательном порядке необходимо указать код актуального состояния объекта, а именно выбрать один из следующих кодов:
В разделе формы ФАИП «IV. Сведения о заключенных контрактах (договорах) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» приводится информация о заключенных контрактах (договорах), необходимых для строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов ФАИП в 2021 году.
Обращаем внимание, что информация представляется в отношении каждого объекта отдельно и кроме того представляется информация о том, начаты работы на объекте или нет.
Указанная форма заполняется в следующем порядке:
информация представляется за полный объем капитальных вложений по всем объектам, включенным в ФАИП в 2021 году, в том числе за полный объем бюджетных ассигнований (с учетом внесенных изменений) в отношении каждого объекта отдельно, а также суммарно по объектам федеральной собственности, объектам собственности юридических лиц, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, дочерних обществ таких юридических лиц, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, дочерних обществ юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, и объектам и мероприятиям региональной и муниципальной собственности, в разрезе программной и непрограммной частей ФАИП и видов экономической деятельности (отраслей).
В графе 2 указывается предусмотренный на 2021 год объем капитальных вложений за счет всех источников.
В графе 4 указывается общий объем работ (услуг) по объектам капитального строительства либо объектам недвижимого имущества, подлежащих выполнению в 2021 году, по которым заключены контракты (договоры) (в тыс. рублей). Указанный объем не должен превышать объем капитальных вложений на 2021 год, указанный в графе 2.
В графе 11 необходимо указать «Причины несвоевременного заключения контрактов (договоров)». В случае если контракты (договоры) не заключены, необходимо указать объективные причины сложившейся ситуации, меры, принимаемые для ее исправления, а также предполагаемые сроки заключения контрактов (договоров) (либо сроки внесения предложений о перераспределении неосвоенных средств).
Данные разделы заполняются за отчетный период 2021 года в отношении всех объектов капитального строительства, по которым необходимость проведения аудита предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 382, независимо от того, проведен аудит или нет, в том числе с учетом вступления в силу с 11 апреля 2020 г. пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 421 «О внесении изменений в Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» о приостановлении до 31 декабря 2024 г. действия положений о проведении аудита.
В графе 13 раздела V формы ФАИП в отношении объектов капитального строительства указываются основные результаты проведения аудита. В случае если объект капитального строительства подлежит проведению аудита, но по каким-либо причинам аудит не был проведен, необходимо указать причины. При отсутствии объектов капитального строительства, подлежащих проведению аудита, информацию об этом необходимо отразить в аналитической записке.
Кроме того, обращаем внимание, что приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2020 г. № 184 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 22 марта 2019 г. № 150 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № 716 «Об утверждении правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» введен раздел формы ФАИП «VII. Сведения о вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства, ранее включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, завершение строительства которых осуществляется без использования средств, предоставляемых из федерального бюджета в текущем и последующих финансовых годах».
В указанном разделе формы ФАИП представляется информация о вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства, ранее включенных в ФАИП, и завершение строительства которых осуществляется без использования средств, предоставляемых из федерального бюджета в текущем и последующих финансовых годах, т. е. не включенных в ФАИП на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (например, в ФАИП на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов объект был включен с завершением финансирования за счет средств федерального бюджета в 2020 году, при этом в соответствии с актом (решением) о предоставлении средств федерального бюджета на осуществление капитальных вложений срок ввода был установлен в 2021 году).
В указанную форму не включаются объекты капитального строительства, ввод которых был предусмотрен, но не был осуществлен в установленные сроки в рамках реализации ФАИП в 2020 году, информация по которым должна представляться в разделе III формы ФАИП.
Графы 7 и 11 раздела VII формы ФАИП заполняются в случае наличия остатков целевых средств, не использованных по состоянию на 1 января текущего финансового года, по которым в установленном порядке приняты решения об их использовании на цели, ранее установленные условиями предоставления таких целевых средств.
01. Строительство объекта продолжается в установленные сроки
—
Описание хода работ, осуществленных/осуществляемых на объекте
02. Строительство объекта завершено, осуществляется оформление ввода в эксплуатацию
—
Указание актуального этапа оформления ввода объекта
03. Объект введен в эксплуатацию
—
Номер и дата акта ввода объекта в эксплуатацию
04. Существует риск неввода объекта в установленные сроки
—
Описание причин и мер, принимаемых для их устранения
05. Отказ от реализации инвестиционного проекта
—
Описание причин
06. Объект не введен в эксплуатацию (для годового отчета, в случае, если отчетный год совпадает с годом ввода объекта, установленным в соответствии с решением о предоставлении средств федерального бюджета на осуществление капитальных вложений)
—
Описание причин и мер, принимаемых для их устранения
При отсутствии объектов капитального строительства, подлежащих к внесению в раздел VII формы ФАИП, информацию об этом необходимо отразить в аналитической записке.
Во всех направляемых в Минэкономразвития России материалах необходимо указывать фамилию, контактный телефон и адрес электронной почты ответственного исполнителя для оперативного решения возникающих вопросов.
Отчетность об итогах выполнения ФАИП за первое полугодие 2021 года представляется Минэкономразвития России в электронном виде через портал федеральной государственной информационной системы формирования и анализа инвестиционных показателей и показателей фактического финансирования объектов капитального строительства (ИС ФАИП) (http://faip.economy.gov.ru) и по адресу электронной почты Gomareva@economy.gov.ru), а также с использованием Системы межведомственного электронного документооборота органов власти (МЭДО) или на бумажном носителе за подписью руководителя (заместителя руководителя) главного распорядителя. Контакты для справок: Gomareva@economy.gov.ru, PedchenkoNV@economy.gov.ru.
Главным распорядителем обеспечивается идентичность отчетных данных как на электронном, так и на бумажном носителях.
Обращаем внимание, что официальными отчетами считаются отчеты, загруженные на портал Минэкономразвития России и поступившие в Минэкономразвития России с официальным письмом. Указанные отчеты не должны содержать противоречий.
Необходимо отметить, что датой представления отчета о ходе реализации ФАИП и выполнения ФЦП в Минэкономразвития России считается дата размещения информации на указанных сайтах (дата и время нажатия кнопки «подписать» в интерфейсе вышеуказанных систем, после чего статус документа меняется с «доступен для редакции» на «завершен», и появляется дата окончания работы в столбце «закончен»), а также регистрация входящего письма в системе документооборота Минэкономразвития России. В случае представления информации позже установленных сроков, такая информация будет считаться представленной с нарушением сроков, о чем будет доложено в Правительство Российской Федерации в рамках доклада о ходе реализации ФАИП и выполнения ФЦП за соответствующий отчетный период.
Аналитическая справка*
1. Наименование федеральной целевой программы
2. Государственный заказчик-координатор, государственные заказчики (в соответствии с текущей редакцией постановления об утверждении программы)
3. Ключевые мероприятия в 2021 году:
Перечень ключевых мероприятий, предусмотренных к реализации в 2021 году по направлениям «капитальные вложения», НИОКР и «прочие нужды», в соответствии с ключевыми мероприятиями, представленными по форме № 9 в составе отчета за 2020 год.
4. Программа нуждается (не нуждается) в корректировке.
Указать состояние корректировки программы в части параметров бюджетного финансирования в 2021 году.
При наличии отдельных поручений о корректировке программы указать их резолюцию и реквизиты, текущее состояние и меры, принимаемые для обеспечения указанной корректировки программы.
При наличии корректировки указать дату и номер постановления Правительства Российской Федерации, а также основное содержание корректировки программы, утвержденной в течение отчетного периода 2021 года.
При уточнении количества и объемов по переходящим контрактам прошлых лет необходимо указать причины изменений.
В случае, если процент законтрактованных объемов бюджетных ассигнований от общего объема годовых бюджетных назначений на программу меньше аналогичного показателя предыдущего года (за 2020 год), то следует указать причины отставания.
В случае, если процент освоенных средств от общего объема годовых назначений на программу меньше аналогичного показателя предыдущего года (за 2020 год), то следует указать причины низкого освоения.
В случае, если процент суммарных кассовых расходов из федерального бюджета от общего объема годовых бюджетных назначений на программу меньше аналогичного показателя предыдущего года (за 2020 год), то следует указать причины.
Обращаем внимание, что информация об объеме привлеченных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также из внебюджетных источников должна соответствовать данным о фактических расходах, приведенным в графе 7 формы № 2.
Необходимо представить информацию о принятых мерах по привлечению средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников для финансирования программных мероприятий в объеме, необходимом для устранения допущенного за 2020 год отставания при их реализации и достижения запланированных соответствующих целевых показателей и индикаторов.
В случае, если доля привлеченных средств на реализацию программы от общего объема запланированных назначений на программу меньше аналогичного показателя предыдущего года (за 2020 год), то следует указать причины.
8. Основные итоги реализации программы за первое полугодие 2021 г. в разрезе мероприятий:
По направлению «капитальные вложения»:
о выполненных за первое полугодие 2021 г. ключевых работах по стройкам и объектам (в натуральных показателях, а также в процентном выражении) за счет всех источников финансирования;
о введенных в течение первого полугодия 2021 г. в эксплуатацию объектах, в том числе подлежащих к вводу, но не введенные ранее в эксплуатацию объекты (должно корреспондироваться с формой № 3б);
о результатах использования в первом полугодии 2021 г. бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства региональной и муниципальной собственности.
По направлению НИОКР:
о результатах выполнения НИОКР за первое полугодие 2021 г. в разрезе программных мероприятий;
о результатах, полученных по завершенным за первое полугодие 2021 г. этапам НИОКР за счет всех источников финансирования;
о тематике и результатах НИОКР, выполненных за счет внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Представить информацию об объектах интеллектуальной собственности (ОИС), на которые в отчетный период получены охранные документы (патенты, свидетельства или другое) или поданы заявки на их получение, независимо от времени выполнения НИОКР и окончания контракта.
№
Наименование ОИС и реквизиты охранного документа
Разработчик, правообладатели с указанием долей
Организации, которым переданы права на использование ОИС
НИОКР гражданского назначения
1
2
…
иные НИОКР
1
2
…
Также необходимо указать общее количество ОИС, на которые в отчетный период получены охранные документы (патенты, свидетельства или другое) или поданы заявки на их получение, независимо от времени выполнения НИОКР и окончания контракта, и количество ОИС, полученных по результатам выполнения НИОКР двойного и специального назначения.
Аналогично необходимо представить информацию об объектах «ноу-хау», оформленных в установленном порядке в отчетный период по результатам НИОКР, независимо от времени выполнения НИОКР в рамках программы.
Указать монографии и общее количество статей по материалам, выполненным в рамках программы НИОКР, опубликованным в отчетный период в реферируемых (ВИНИТИ или ИНИОН) изданиях, а также количество защищенных диссертаций, по которым в отчетный период получено положительное решение ВАК.
По направлению «прочие нужды»:
Указать наиболее значимые результаты выполнения программных мероприятий за первое полугодие 2021 г. за счет всех источников финансирования.
Указать тематику и результаты мероприятий, выполненных за первое полугодие 2021 г. за счет внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
9. Общественно значимые результаты за I полугодие 2021 года
Указать количественно измеряемые результаты реализации программы, достижение которых оказывает влияние на конечных бенефициаров, то есть непосредственно связанные с улучшением уровня жизни граждан, либо предпринимательской среды.
В указанном разделе (при наличии соответствующих мероприятий) приводятся количественные сведения о созданных рабочих местах (рабочие места на введенных в эксплуатацию социальных, производственных и иных объектах, в организованных в рамках программы центрах и т.д.), росте обеспеченности населения жильем (в кв. метрах и в динамике доли обеспеченных жильем в общем количестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по соответствующей категории населения), повышении уровня обеспеченности услугами социальной сферы (в натуральном выражении или поддерживаемых за счет закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд в рамках программы (количество работников, занятых на строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства, специалистов организаций-исполнителей и соисполнителей, привлекаемых к выполнению работ и другое).
10. Замечания и рекомендации по итогам реализации программы за первое полугодие 2021 года.
Указать проблемные ситуации, возникшие в первом полугодии 2021 г. при реализации отдельных программных мероприятий, и принятые государственными заказчиками меры по их устранению.
Руководитель государственного заказчика-координатора ФЦП (Ф.И.О.)
1 в соответствии с нормативной правовой базой под долгосрочными государственными контрактами понимаются контракты длительностью более 3 лет
См. приложение в редакторе MS-Excel
Обзор документа
Также нужна информация по объектам капстроительства, ввод которых был предусмотрен в 2020 г., но не был осуществлен как в установленные сроки, так и в течение первого полугодия 2021 г., а также ввод которых был осуществлен в течение первого полугодия 2021 г., но отчет не был представлен ранее.
Приводятся методические рекомендации по подготовке отчетности за первое полугодие 2021 г.