код города людиново калужской области
Людиново
Население — 41 127 [1] чел. (на 1 января 2010 года).
Содержание
География
Город расположен на реке Неполоть (бассейн Десны), в 151 км от Калуги, в 80 км от областного центра Брянской области г. Брянска и на расстоянии 350 км от г. Москвы.
История
Несколько столетий назад на берегу реки Псурь была маленькая деревня Людиново, затерявшаяся среди дремучих лесов, состоящая из нескольких изб. Её жители отвоевывали у леса клочки земли, занимались различными ремеслами, хлебопашеством, охотой, рыбной ловлей, сбором меда диких пчел, торговали мехом, пенькой, смолой, воском.
Впервые деревня Людиново Брянского уезда волости Ботоговской упоминается в «Писцовых (переписных) книгах» за 1626 год, в состав которой входило «5 дворов крестьянских, 2 бобыльских, 4 двора пустых», обнесенных частоколом от нашествий лесных обитателей, водившихся здесь в изобилии.
При императрице Екатерине II, после того, как 17 октября 1777 года Жиздра стала уездным городом, Людиново, уже как село, входило в Жиздринский уезд Калужского наместничества.
По одной из версий, название города происходит от древнерусского имени «Людин», что означает простолюдин — крестьянин-ремесленник, мастеровой человек. По другой версии, от словосочетания «Люди новые».
В начале XVIII века уральским промышленником Евдокимом Демидовым на реке Неполоть были построены 2 плотины и созданы верхнее (Людиновское) и нижнее (Сукремльское) водохранилище. В 1738 году на Сукремльском водохранилище был основан чугунолитейный завод. В 1745 году на Людиновском водохранилище был построен железоделательный завод (ныне тепловозостроительный). В 1857-58 годах на заводе производились первые военные суда для Черноморского флота и речные суда, в 1879 году создан первый в России товарный паровоз. Наибольший расцвет промышленности приходится на 1875-85 годы, когда в городе выполнялись крупные правительственные заказы на паровозы, вагоны для железных дорог.
В 1820 году известный промышленник Иван Акимович Мальцов выкупил Людиновский и Сукремльский чугунолитейные заводы с принадлежащими к ним деревнями — Курганье, Еловка, Бобровка и Куява, с полотняным Людиновским заводом, а также с двумя винокуренными — Курганским и Приболвинским, то есть фактически город Людиново с окружающими деревнями, у Петра Евдокимовича Демидова, последнего из рода Демидовых на Людиновском заводе. Современники говорили, что это был карточный долг, и «В 1820 году город Людиново был проигран в карты» [2]
В 1840-х годах принадлежащие И. А. Мальцову владения приняли значительные размеры: они насчитывали до 240 тысяч га под лесами и угодьями с 20 крупными фабрично-заводскими предприятиями и множеством мелких вспомогательных, преимущественно размещавшиеся в трех уездах: Брянском (Орловской губернии), Рославльском (Смоленской губернии) и Жиздринском (Калужской губернии). Этот округ известен под названием «Мальцовский промышленный район».
В 1841 году на Людиновском заводе выпущены первые русские рельсы для постройки Николаевской (в настоящее время Октябрьской) железной дороги. В 1858 году на Людиновском заводе были собраны первые в России три парохода, по 300 л.с. каждый, плававшие по Волге, Десне и Днепру.
В 1866—1867 годах на Людиновском заводе запущены первые в России две мартеновские печи. В первой половине 1850-х годов Людиновским заводом были окончены работы по сооружению первой очереди водопровода в Москве. Функционировала первая в России частная узкоколейная железная дорога с множеством веток. В 1870 году, менее чем через год после начала организации паровозостроения, Людиновский завод выпустил первый русский товарный паровоз. В 1871 году было выпущено 19 паровозов, а в следующем году — 30 паровозов для юго-западных железных дорог.
К концу ХIХ века в Людиново насчитывалось более 10 тысяч жителей. В 1890—1894 годах началось первое в России массовое локомобилестроение. В апреле 1912 года завод отметил выпуск 1000-го локомобиля. За период наибольшего спроса на локомобили — с 1905 по 1914 годы — людиновцы построили 2024 локомобиля.
12 декабря 1918 года Высший Совет народного хозяйства объявил имущество всех Мальцовских заводов собственностью РСФСР, а 13 января 1919 года национализированные заводы переименовал в «Государственный Мальцовский фабрично-заводской округ». В 1922 году Людиновский завод возобновляет ремонт паровозов и производство локомобилей.
В 1938 году рабочий посёлок Людиново преобразован в город.
В годы Великой Отечественной войны был оккупирован немецко-фашистскими войсками, освобождён 9 сентября 1943 года. В течение двух лет город был в прифронтовой полосе. Во время оккупации в Людиново действовала подпольная комсомольская группа.
16 февраля 1944 года было принято постановление Государственного Комитета Обороны о помощи в восстановлении Людиновского завода, были выделены крупные капиталовложения.
5 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Калужская область, куда вошел Людиновский район.
В 1963 году город Людиново отнесен к категории городов областного подчинения.
С 28 апреля по 2 мая 1986 года город подвергся заражению радионуклидами с территории Чернобыльской АЭС. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года Людиново включен в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Природа
Озеро Ломпадь, окаймленное по берегам хвойным лесом, ввиду рукотворности его происхождения называют также Людиновским водохранилищем. Из озера берет начало река Неполоть. Все эти воды делят город надвое — на восточную и западную часть. В черте города ширина озера доходит до полутора километров.
С запада к городу подходит река Болва, впадающая у Брянска в Десну. Почти повторяя её изгибы, а в двух местах пересекая реку, тянется проходящая через Людиново железнодорожная линия Вязьма — Киров — Брянск.
Речная сеть широко развита как на всей территории Калужской области, так и в Людиновском районе. Река Болва относится к днепровскому бассейну, река Жиздра — к волжскому. Это одни из самых крупных рек Калужской области. Все они характеризуются извилистым руслом, небольшим падением, медленным течением.
С южной стороны в состав города входит рабочий поселок Сукремль, там свое, Сукремльское водохранилище, образованное плотиной на реке, отделяющей его от акватории верхнего озера.
Природные богатства
Площадь Людиновского района — 930 км², территория которого расположена в центре Восточно-Европейской равнины, на юго-западе Центрального экономического района Нечерноземной зоны Российской Федерации. Территория лежит на древней докембрийской Русской платформе, сложенной кристаллическими породами, обнаружены и следы вулканической деятельности. Сверху кристаллический фундамент перекрыт мощной толщей (около 1000 м) осадочных отложений разного возраста.
Есть месторождения керамических глин, песков, фосфоритов (Слободо-Которецкое в Людиновском и Думиничском районах).
Климат умеренно-континентальный с резко выраженными сезонами года (тёплое лето, умеренно-холодная зима с устойчивым снежным покровом).
Культура
Местные достопримечательности: церковь Сергия Радонежского (конец XIX века), колокольня Троицкой церкви (1836 год), церковь Параскевы Пятницы (середины XIX века).
Учреждения дополнительного образования
Детская школа искусств
Детская музыкальная школа
Детская художественная школа
2 филиала детской музыкальной школы в д. Войлово и детской школы искусств в с. Заречный
Учреждения культуры города и района
Дворец культуры им. Гогиберидзе:
16 сельских клубных учреждений:
Музей трудовой славы:
Храмы Людиново
Экономика
Основные отрасли промышленности: чёрная металлургия (ОАО «Кронтиф»), машиностроение (заводы: тепловозостроительный, агрегатный (гидро- и пневмоаппаратура), машиностроительный (станки, автоматизированные линии, гидравлические подъёмники), производство кабеля (завод Людиновокабель)). Завод «Стройдеталь». Фабрики: швейная, пластмасс. Предприятия пищевой промышленности, леспромхоз. В районе обнаружены месторождения керамических глин, песков, фосфоритов.
«Мой Город»
Людиново
(Калужская область)
Город районного подчинения (Людиновский р-н Калужской области)
Центр: Людиновский р-н
Город прежде назывался: | ||
Людиновский завод | сер. 19 в. | 1920-е гг. |
Телефонный код (справочный телефон) | |
48444***** | 22-2-22 |
Отклонение от московского времени, часы: 0
Географическая широта: 53°52′
Географическая долгота: 34°27′
Высота над уровнем моря, метров: 180
Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Людиново
Карта
Людиново. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Жиздра | 22 (26) | ЮВ |
2 | Киров | 26 (30) | С |
3 | Ивот (Брянская область) | 27 (46) | ЮЗ |
4 | Дятьково | 30 (34) | Ю |
5 | Бетлица | 37 (65) | СЗ |
6 | Любохна (Брянская область) | 40 (44) | Ю |
7 | Думиничи | 44 (72) | В |
8 | Фокино | 46 (61) | Ю |
9 | Барятино | 49 (65) | С |
10 | Ржаница (Брянская область) | 59 (113) | ЮЗ |
11 | Рогнедино (Брянская область) | 59 (151) | З |
12 | Жуковка | 59 (94) | ЮЗ |
13 | Сельцо | 60 (115) | ЮЗ |
14 | Хвастовичи | 61 (196) | ЮВ |
15 | Дубровка (Брянская область) | 64 (137) | З |
16 | Сухиничи | 64 (90) | СВ |
17 | Спас-Деменск | 66 (79) | СЗ |
18 | Глинищево (Брянская область) | 67 () | Ю |
19 | Брянск | 68 (79) | Ю |
20 | Большое Полпино (Брянская область) | 69 () | Ю |
21 | Супонево (Брянская область) | 73 () | Ю |
22 | Мещовск | 73 (110) | СВ |
23 | Белые Берега (Брянская область) | 74 (104) | Ю |
24 | Ульяново | 74 (170) | В |
25 | Мосальск | 76 (103) | СВ |
26 | Десногорск | 82 (134) | СЗ |
27 | Жирятино (Брянская область) | 85 (131) | ЮЗ |
28 | Выгоничи (Брянская область) | 89 (104) | Ю |
29 | Козельск | 89 (122) | В |
30 | Карачев | 90 (123) | ЮВ |
Краткая характеристика
Территория (кв. км): 43
Исторический очерк
Впервые упоминается как деревня Людиново в 1626 г.
В 1745 г. на Людиновском водохранилище построен железоделательный завод (ныне тепловозостроительный). Позднее входил в состав Мальцовского заводского округа. В 1857-58 гг. на заводе производились первые военные суда для Черноморского флота и речные суда, в 1879 г. создан первый в России товарный паровоз. Наибольший расцвет промышленности приходится на 1875-85 гг., когда выполнялись крупные правительственные заказы на паровозы, вагоны для железных дорог.
Название Людиновский завод вошло в употребление с середины 19 в., что вероятно связано с переселением крестьян, крепостных Демидова, из деревни Людиново на завод; одновременно было перенесено и название. Ойконим из предполагаемого прозвищного имени Людин (древне-русское, старо-славянское людин «свободный человек», украинское людина «человек»).
Рабочий посёлок с 9.09.1925 г. Город с 1938 г. В его состав вошёл посёлок Сукремль (ПГТ с 25.02.1929, 2.6 тыс. жит., 1931; 3,3 тыс. жит., 1939).
Экономика
Заводы: тепловозостроительный, чугунолитейный (санитарно-техническое оборудование), агрегатный (гидро- и пневмоаппаратура), машиностроительный (станки, автоматизированные линии, гидравлические подъёмники). Завод «Стройдеталь».
В Людиновском районе выращивают зерновые (рожь, пшеница, овёс, ячмень) и кормовые культуры (трава, кукуруза). Мясо-молочное скотоводство.
Месторождения керамических глин, песков, фосфоритов.
Основные предприятия
ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
ТЯЖЕЛОЕ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ И ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ШВЕЙНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Архитектура, достопримечательности
Церковь Сергия Радонежского (конец 19 в.), колокольня Троицкой церкви (1836), церковь Параскевы Пятницы (середины 19 в.) и др.